Финансовая система государства и ее элементы. Финансовая система, ее составные элементы и функции. Налоги и налоговая система

Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства , это деньги , которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

Остальная часть поступает от использования государственной собственности , внешнеэкономической деятельности.

Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление .

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

  • позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества ;
  • обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;
  • дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.

Финансовая система – это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Рисунок 7. - Структура финансовой системы

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.

Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.

Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Если расходы превышают доходы, то это дефицит.

Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.

Если доходы превышают расходы, то это профицит.

Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.

К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д.

В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего.


Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.

Государственный кредит

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.

Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.

Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком – государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.

В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.

Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.

Страхование- -это особая социально-экономическая структура, где объектом купли – продажи выступает страховая защищенность.

Функции страхования:

1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;

2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний – это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;

Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Основные виды страхования:

1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);

2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);

3) личное страхование (страхование жизни, детей)

4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);

5) страхование вкладов граждан.

Финансы предприятий и организаций

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.;

Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого являются получение прибыли.

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Фондовый рынок;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую входят общегосударственные финансы ,обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом. Во вторую – финансы предприятий (хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государства значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти децентрали-зованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централи-зованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях.

Однако такая связь общегосударственных финансов с финансами предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, т.е. создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Аккумулировав за счет предприятий сферы материального производства средства в централизованных государственных фондах, к примеру в бюджете, государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отраслей экономики. Скажем, бюджет страны пополнился за счет доходов от отраслей нефтегазового или топливно-энергетического комплекса, а направлены эти доходы на развитие предприятий пищевой или медицинской промышленности, так необходимых в настоящее время. Ведь процесс расширенного воспроизводства на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, а также использования банковских кредитов. Это значит, что общегосударственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

Рассмотрим кратко экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов, к числу которых относятся государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок.

Государственный бюджет – это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Иногда дают более простое и краткое определение: госбюджет – это роспись доходов и расходов государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.

Если основная или значительная часть расходов направляется на приобретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это милитаристский бюджет. Размеры социальных расходов в этом случае большими быть не могут, напротив, они крайне незначительны, а, следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может. И совершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т.д. Отметим, что в недавнем прошлом военные расходы доминировали в бюджете СССР. В настоящее время они порой ниже того минимума, который требуется для поддержания эффективной армии.

Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75–80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов довольно внушительны. За последние годы они превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Согласно законам Российской Федерации внебюджетные фонды запрещено использовать для финансирования органов власти и управления, а также иных государственных структур. Фонды являются в определенной мере финансовым резервом. Скажем, пенсии должны выплачиваться бесперебойно, а потому средства Пенсионного фонда должны использоваться строго по назначению.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит (не путать с кредитом коммерческих банков).

Государство, причем это характерно не только для России, постоянно испытывает большую потребность в финансовых ресурсах, деньгах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают тех сумм расходов, которые государство должно или намеревается произвести. На покрытие бюджетного дефицита нужны дополнительные деньги. Самый легкий способ добыть дополнительные деньги – осуществить дополнительную эмиссию, т.е. напечатать нужную сумму. Но простое решение, как правило, не всегда бывает правильным. Эмиссия (теперь об этом в России знает каждый) ведет к инфляции, обесценению денег, росту цен, снижению покупательной способности зарплаты, пенсий, к недовольству населения и другим нежелательным для населения и правительства последствиям. Поэтому к допечатке денег правительство прибегает, но в дозированных размерах, стараясь не допустить высокой инфляции. Для привлечения дополнительных денег государство использует другой путь.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства удовлетворить их за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в составе финансового рынка.

Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

Облигации федерального займа (ОФЗ);

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) – это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

Итак, широко известные у нас ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и другие облигации, которые от лица государства продавало Министерство финансов России с выплатой сравнительно высоких процентов, – все это инструменты заимствования средств. Такая форма кредита позволяла заемщику, т.е. государству, направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц использовались для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит являлся средством увеличения финансовых возможностей государства.

Государственный кредит, размещаемый внутри страны, является внутренним кредитом. Если он размещается в других странах, то это – внешний кредит. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Мобилизация огромных финансовых ресурсов является следствием большой государственной задолженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. При этом государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности внутри страны.

Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование – это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Подчеркнем, что в рыночной экономике в отличие от существовавшей у нас ранее командно-административной системы, когда социальные гарантии, пусть и на низком уровне, существовали и были стабильными, а страховое дело было построено на началах государственной монополии, роль страхования резко возрастает. Дело в том, что в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбережения. За время работы надо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличных размеров пенсию и т.д.

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в самостоятельное звено, поскольку фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг.

Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.Это их состояние определяет степень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами. Рентабельно работает предприятие, крепко стоит на ногах – и бюджету хорошо, поскольку есть с кого брать налог. Убыточно предприятие, продукция на рынке не идет, нет на счетах денег – и казне плохо. Что взыщешь с убытков? Такое предприятие само нуждается в финансовой помощи.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это – реальный сектор экономики. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. На уровне предприятий возникают следующие формы денежных отношений:

Связанные с образованием уставного фонда и распределением доходов;

Связанные с договорными обязательствами с другими предприятиями (распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации, другие ценные бумаги), получением дивидендов и др.;

Складывающиеся у предприятий со страховыми организациями, различными страховыми фондами;

С банками (ссуды, погашение процента, пени и т.д.);

С государственным бюджетом (налоги и другие обязательные платежи, отчисления);

С вышестоящими структурами.

В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Государство заинтересовано в прибыльной работе и стремится создать благоприятные условия для успешного развития предпринимательской деятельности.

Под механизмом управления финансами понимается система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие:

а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов;

б) правовое регулирование финансовой системы;

в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.

Мониторинг за состоянием финансов страны проводится высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание, его две палаты и др.).

Правовое регулирование финансовой системы осуществляется высшими законодательными органами власти, президентом России.

Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль-ная сторона правового явления — с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча-сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен-ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо-вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан-совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж-ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет-ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право-выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на-пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

Эементы финансовой системы:

    1. денежная система;
    2. бюджетная система;
    3. налоговая система;
    4. банковская система;
    5. система государственного и муниципального кредита (долга);
    6. имущественное и личное страхование;
    7. финансы ;
    8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо-жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето-да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу-дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству-ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально-му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Денежная система

Денежная система представляет собой форму денежного обраще-ния в данной стране и включает в себя следующие элементы:

  1. официальную денежную единицу Российской Федерации
    (рубль);
  2. виды денежных знаков (банкнота и монета);
  3. порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);
  4. организацию денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности го-сударства. Денежная система в большинстве стран является центра-лизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регули-рующий орган в области денежного обращения — ЦБ РФ. Ст. 75 Кон-ституции РФ уделяет денежному обращению особое внимание.

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название «внебюд-жетные». Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд-жетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной системе призваны играть государ-ственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных на пенсионное обеспечение, со-циальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обя-зательного медицинского страхования и др.

Налоговая системат

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвя-занных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым от-носятся:

  • налоговая платежеспособность граждан;
  • система установленных законом налогов и сборов;
  • налоговая администрация;
  • применяемые государством методы налогообложения.

Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обя-зательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благо-состояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закре-плен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Система налогов и сборов, закрепленная гл. 2 НК РФ, представ-ляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налого-вой системы Российского государства. Система действующих налогов и сборов обусловлена федеративным устройством государства и подразделяет все налоги и сборы на три вида: федеральные, региональные и местные.

К налоговой администрации относятся органы управления на-логами, которые наделены властными полномочиями в сфере на-логообложения и согласно ст. 30 НК РФ призваны осуществлять на-логовый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя нало-говые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.

Система методов налогообложения охватывает две группы ме-тодов:

  1. методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;
  2. методы налогового администрирования, применяемые нало-говой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реали-зации которого используют следующие методы:

  • создание условий для добровольного исполнения налогопла-тельщиками обязанности по уплате налогов;
  • налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанно-сти по уплате налогов.

Банковская система

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Феде-рации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке Рос-сии, банковская система представлена двумя уровнями:

  1. ЦБ РФ;
  2. коммерческие банки, осуществляю-щие , филиалы и представительства иностран-ных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли власт-ного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и мето-дов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятель-ности.

Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме «власть — подчинение», осущест-вляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кре-дитных организаций правила совершения банковских операций, ве-дения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интере-сах вкладчиков и кредиторов.

Система государственного и муниципального кредита (долга)

Система государственного и муниципального кредита (долга) пред-ставляет собой систему создания государственных и муниципаль-ных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству или муници-пальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами — граждане и юридиче-ские лица.

Договор государственного займа регламентируется нормами гл. 14 «Государственный и муниципальный долг» БК РФ и заклю-чается путем приобретения гражданами и юридическими лицами на добровольной основе государственных облигаций или иных государ-ственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на полу-чение от заемщика денежных средств. Договор муниципального зай-ма заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципаль-ных облигаций.

Имущественное и личное страхование

Имущественное и личное страхование является одним из инсти-тутов финансовой системы Российской Федерации и представля-ет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые соз-даются в интересах физических и юридических лиц при наступле-нии непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования соз-даются денежные фонды страховщиков, используемые для возмеще-ния ущерба.

Страхование бывает двух видов:

  • обязательное;
  • добровольное.

В зависимости от вида объектов страхования оно подразде-ляется:

  • на личное;
  • имущественное.

Система страхования в Российской Федерации закреплена ря-дом законодательных актов: ГК РФ (ст. 927-970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший ин-ститут финансовой системы Российской Федерации, так как непос-редственно связаны с производством необходимой обществу продук-ции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализа-ции которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъек-тов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индиви-дуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников де-нежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пен-сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством де-нежной системы, единством форм финансовой документации и еди-ной правовой базой. Правовую базу финансов предприятий образу-ют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.

Финансы населения

Финансы населения представляют собой денежные средства граж-дан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в лич- распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осущест-влении своей финансовой политики.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет-ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо-вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде-рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права — финансовое право.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:

Для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;

Относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;

Тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом

Финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;

Каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов

Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.

Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.

Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.

Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.

Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.

Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.

Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.

Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.

Финансы производственной сферы разделяют на две группы:

В зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;

В зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.

Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.

Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.

Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.

Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.

Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.

Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.

Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.

Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.

Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.

Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.

Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.

Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.