Средства обязательного пенсионного страхования. Обязательное государственное пенсионное страхование. Обязательное пенсионное и медицинское страхование

Каждый человек с приближением старости все чаще начинает задумываться о размерах будущей пенсии. Ведь именно пенсия является отличным подспорьем для неработающих граждан, которые уже в силу своего возраста не могут самостоятельно себя обеспечивать. Поэтому система пенсионного страхования в любом развитом государстве занимает свою особую нишу.

Если говорить о том, что такое пенсионное страхование, то здесь принято понимать определенную разновидность долгосрочного вида страхования . В результате которого страхуется жизнь гражданина , периодически выплачивающего пенсионные взносы. В то время как страхующая организация принимает на себя обязательства по своевременной выплате пенсии застрахованному лицу при наступлении определенного срока.


Важно отметить, что выплата средств при осуществлении пенсионного страхования производится лишь в том случае, когда застрахованный гражданин достигает необходимого возраста. Тем не менее, согласно нашему законодательству, лицо, которое заключило договор со страховой негосударственной организацией, может самостоятельно определять для себя возраст, при наступлении которого страховщик обязан будет выплачивать ему пенсию. Кроме того, размеры пенсионных выплат, которые предстоит получать застрахованному гражданину, заключившему договор добровольного (необязательного) страхования, зависят от нескольких основных факторов:

– от общего размера выплачиваемых за весь период действия договора страховых взносов;

– также размер выплат зависит от того, какой период времени прошел с даты заключения страхового договора, и вплоть до начала действия пенсионных выплат. Проще говоря, чем больше прошло времени с момента заключения соглашения, тем, соответственно, будет больше весь срок, за который накопится итоговая сумма. В результате застрахованный гражданин попросту будет получать больший размер пенсии;

– кроме того, пол застрахованного гражданина также имеет значение. Таким образом, для лиц женского пола, размеры взносов по пенсионному страхованию выше, чем у мужчин. Тем не менее, есть немало программ пенсионного страхования, в которых пол застрахованного лица не влияет на общую сумму страховых выплат;

– немаловажное значение имеет и возраст гражданина, который хочет застраховаться. Дело в том, что чем больше будет возраст застрахованного гражданина, тем меньше будет период накопления и будет крупней взнос по страхованию.

Данные показатели кардинально отличают обязательное и необязательное страхование будущих пенсионеров.

Какие виды пенсионного страхования предусмотрены для граждан?

В настоящее время пенсионное страхование базируется на двух основных типах пенсий: это обязательной государственной пенсии и необязательной, то есть добровольной, негосударственной пенсии. Таким образом, если обязательное пенсионное обеспечение строго регламентируется законодательством и иными нормативными актами и гарантируется гражданам со стороны государства, то необязательные (добровольные) пенсии имеют свои определенные нюансы, которые напрямую будут зависеть от условий заключенного страхового соглашения.
Исходя из этого, можно сказать, что существует два основных типа пенсионного страхования :

1. Обязательное пенсионное страхование, которое гарантируется всем гражданам государством на основании ныне действующего законодательства. Выплата пенсий по данной разновидности страхования предусмотрена для всех лиц пенсионного возраста, специально созданным для этого пенсионным фондом, который в данном случае выступает в роли страховщика. А поскольку под государственное пенсионное обеспечение подпадают все граждане, они считаются уже застрахованными.

То есть, на каждого гражданина в пенсионном фонде заводится свой индивидуальный счет, на который работодатели застрахованного гражданина из его легальной зарплаты производят постоянные отчисления. Именно из данных ежемесячных отчислений и формируется в итоге пенсия по труду для каждого отдельного работающего человека.

2. Необязательное , добровольное пенсионное страхование представляет собой дополнительный вид пенсионного обеспечения для граждан, которое предоставляется различными негосударственными фондами. Принцип действия пенсионного добровольного страхования граждан базируется на аналогичных концепциях, что и государственное пенсионное страхование. Только данный тип пенсионного страхования, по сути, является одним из типов накопительного страхования жизни, при котором общие размеры обязательных отчислений и периодичность их выплат устанавливаются самим страхователем, согласно условиям конкретного договора.


Страховщиками могут выступать любые негосударственные пенсионные фонды и иные формирования, которые обязуются при наступлении установленного договором срока выплачивать застрахованному лицу дополнительную пенсию. Сегодня существует немало различных пенсионных страховых программ, которые значительно отличаются общими условиями, что дает гражданам отличный выбор и возможность подобрать для себя наиболее приемлемый вариант.

от страховки жизнь пенсионера не улучшится, так что зачем мне это делать? лучше бы пенсию повысили, чтобы могла путешествовать на старости лет, как это делают все европейские пенсионерки!

  • #4

    Возможно и используют, но самый минимум пенсионеров. У них и так пенсии копейки и добровольно что-то нести в страховую не многие решаться...

  • #3

    Интересно - у нас в стране вообще кто-то из пенсионеров использует добровольное пенсионное страхование...

  • #2

    Грех жаловаться на размер пенсии т.к. еще лет 10 тому назад ее бывало вообще не приносили - сейчас хоть платят.

  • #1

    Пенсионное страхование в России - это не совсем понятно что такое и по каким принципам оно работает. То одно говорят потом другое, то такая пенсия, то уже другая, то введут новшество то отменят. Жить весело, но не всем.

  • Обязательное пенсионное страхование выступает гарантией реализации определенных прав граждан и иностранцев, проживающих в РФ. Добровольное страхование выступает дополнением к нему.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Причиной такой трактовки договорного управления рисками считается недостаточная эффективность гарантий по обязательному страхованию относительно защиты материальных интересов всех социальных групп населения.

    Что это такое

    Добровольное пенсионное страхование – это система денежных накоплений для формирования будущей пенсии с помощью различных финансовых организаций. Основывается на аналогичных с обязательным страхованием принципах. Для проведения добровольного страхования необходимо волеизъявление сторон.

    Оно основывается на договоре, согласно которому не государство устанавливает размер и порядок начисления страховых взносов, а сам заинтересованный в получении достойной пенсии гражданин.

    Добровольное страхование выступает дополнением к . Накоплением денежных средств занимаются различные финансовые и страховые компании. Внебюджетные фонды к формированию средств не имеют отношения.

    Добровольное страхование является гарантией достойного материального обеспечения работника в старости. Установленный минимальный размер пенсии не позволяет полноценно жить и удовлетворять потребности человеку пенсионного возраста.

    В этом правиле есть исключения, но встречаются они редко. Именно поэтому как дополнение к обязательному страхованию было создано добровольное пенсионное страхование.

    Выплаты по данному виду страхования гарантируют застрахованному достойный доход в старости, независимо от размера начисленной трудовой пенсии. Метод объединения двух видов страхования широко применяется в США, Британии, Франции, Канаде и Германии.

    Поэтому пенсионный период работников в этих странах является предметом для мечтаний всех трудящихся РФ. За счет средств, накопленных по добровольному страхованию, западноевропейские и американские пенсионеры живут в достатке и активно путешествуют по миру.

    Добровольное пенсионное страхование дарит каждому работнику альтернативу. Каждый вправе самостоятельно выбирать для себя страховщика с самыми оптимальными тарифами и условиями страхования.

    Добровольное страхование выступает гарантией экономической стабильности в старости каждого отдельного индивидуума, независимо от внешних факторов и состояния бюджетной системы государства.

    Функции

    Схема: функции добровольного пенсионного страхования.

    Накопление пенсионных средств осуществляется за счет взносов, которые застрахованный вносит по договору добровольного страхования.

    На основании выплаченных за установленный период взносов формируется сумма страховых выплат при наступлении страхового случая (достижения пенсионного возраста). Ее называют дополнительной пенсией.

    Страховщики по договору следят за полным и своевременным исполнением обязательств относительно выплат взносов второй стороны.

    За невыполнение условий страхового соглашения предусмотрена обоюдная гражданско-правовая ответственность. При наступлении страхового случая, предусмотренного договором, страховщик обязан открыть выплату дополнительных пенсий.

    Кто является субъектами

    Страховщиками по такому виду страхования выступают:

    • страховые компании;
    • негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

    НПФ – это некоммерческие организации целью деятельности которых является организация добровольного страхования и негосударственное обеспечение участников фонда ( ФЗ №75).

    Участником НПФ может стать любое физ. лицо, независимо от гражданства. Вкладчик в данных правоотношениях выступает страхователем. Именно им считается лицо, которое выплачивает страховые взносы в пользу частника или пенсионера фонда.

    Вкладчиками могут быть:

    • физ. лицо (гражданин России или иного государства);
    • иностранное или зарегистрированное в РФ юр. лицо;
    • органы исполнительной власти.

    Участником и пенсионером физ. лицо может считаться в нескольких фондовых организациях. Но это правило не распространяется на вкладчиков.

    Договор добровольного пенсионного страхования

    Это соглашение между НПФ, страховой компанией и страхователем в пользу участника, согласно которому страховщик обязуется при наступлении пенсионного срока выплачивать дополнительные денежные средства, сформированные в процессе выплаты страховых взносов.

    Если выгодоприобретателем по договору выступает персонально физ. лицо, которое заключило соглашение в свою пользу, то могут проводиться следующие выплаты:

    • пенсии;
    • единовременные пенсионные пособия;
    • выкупные суммы.

    При расторжении соглашения третьи лица не могут претендовать на получение отступного вознаграждения.

    Относительно этих субъектов установлено только два вида выплат: пенсии и единовременные пенсионные пособия. Пенсионный контракт со страховщиком может быть заключен как юридическим, так и физ. лицом.

    Юридическое лицо не имеет права заключать договор в свою пользу. Выгодоприобретателем должен быть участник фонда, пенсионер или иные третьи лица.

    НПФ при заключении соглашения, так же как и страховые компании, вправе использовать типовые формы, которые установлены для подобных документов.

    Для договора добровольного пенсионного страхования установлена обязательная письменная форма.

    Реквизиты документа следующие:

    • информация о сторонах договора;
    • предмет;
    • информацию о третьих лицах выгодоприобретателях;
    • номер, специальные данные и название схемы;
    • субъективный комплекс сторон;
    • регламент выплаты страховых взносов;
    • информация об ответственности сторон;
    • срок действия договора;
    • порядок и условия для прекращения или расторжения соглашения;
    • порядок решения споров;
    • реквизиты или паспортные данные вкладчика.

    По договору добровольного пенсионного страхования перед страховщиком существует два основных обязательства:

    • накопление денежных сумм относительно вкладчика;
    • выплата пенсий и иных денежных вознаграждений относительно пенсионеров и участников фонда.

    Моментом возникновения обязательств является день внесения первого страхового взноса. Договор прекращается, если обязательства двух сторон выполнены или при наступлении других причин, достаточных для прекращения или расторжения соглашения.

    Условием возникновения обязательств у страховщика выступает надлежаще оформленный пенсионный договор.

    Накопительным периодом, установленным в соглашении, считается временной интервал между возникновением обязательств и полным их выполнением.

    Накопительные обязательства по договору подлежат исполнению по месту нахождения страховщика. Основным обязательством НПФ или страховой компании является выплата дополнительной пенсии.

    Действие пенсионного договора прекращается:

    • при полном выполнении обязательств страховщика перед вкладчиком и участником;
    • при расторжении соглашения;
    • в связи со смертью участника или пенсионера, а также при признании его безвестно отсутствующим или умершим;
    • в связи с ликвидацией юр. лица, выступавшего вкладчиком;
    • при наступлении определенного соглашением форс-мажора.

    Пенсионное соглашение расторгается:

    • по договоренности сторон;
    • при переходе вкладчика в другой фонд по его требованию;
    • при нарушении вкладчиком установленного порядка выплаты страховых взносов (одностороннее расторжение);
    • при нарушении условий договора одной из сторон в судебном порядке.

    При заключении соглашения вкладчиком в свою пользу он имеет право требовать расторжения договора в любую минуту. Договор прекращается не ранее, чем через 3 месяца после подачи вкладчиком заявления о расторжении.

    Условия пенсионного соглашения могут быть изменены по инициативе страхователей или застрахованных лиц. Вкладчики и пенсионеры могут в любой момент обратиться с требованием об изменении положений пенсионного соглашения.

    Страхователь по договору вправе провести замену участников или пенсионеров в двух случаях:

    • до выплаты первого взноса;
    • до получения участником или застрахованным первой дополнительной пенсии.

    Страхователи и застрахованные лица вправе провести замену пенсионной схемы, выбрано при заключении договора. Контракт, заключенный в пользу вкладчика, дает преимущественное право последнему на изменение пенсионной схемы в любой момент.

    Отличия от обязательного

    Существует ряд следующих отличий ДПС от обязательного страхования:

    • первое гарантируется договором, а второе государством;
    • первое требует волеизъявления сторон, второе – проводится в обязательном порядке;
    • добровольное страхование позволяет на усмотрение страхователя выбирать тарифы и порядок выплаты взносов; тарифы и база налогообложения по обязательному страхованию устанавливаются действующим законодательством;
    • страхователь по договору добровольного страхования самостоятельно выбирает организацию, которая будет накапливать его пенсионные средства; взносы по обязательному страхованию выплачиваются в ряд определенных внебюджетных фондов;
    • бюджет НПФ формируется за счет доходов от инвестиционной деятельности и вкладов любых юридических и физических лиц; бюджет государственных фондов обязательного страхования создается за счет взносов работодателей, а также лиц, занимающихся определенными видами деятельности;
    • в добровольном страховании более важным понятием является схема страхования, в то время когда в обязательном основными показателями выступают тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

    В пенсионной сфере добровольное страхование выступает дополнением к обязательному. Именно поэтому основные выплаты по страховому договору именуются дополнительной пенсией.

    Какие бывают программы

    Программы добровольного пенсионного страхования разрабатываются НПФ и страховыми компаниями для привлечения вкладчиков и инвестиционного капитала. Существуют корпоративные и индивидуальные программы.

    При котором страхователь единовременно или в рассрочку уплачивает пенсионный взнос, а страховщик принимает на себя обязательство выплачивать застрахованному лицу пенсию, пенсионную ренту или аннуитет.

    Рента (аннуитет) представляет собой серию регулярных выплат через определенные промежутки времени. В отношении пенсионного страхования рентные платежи выполняют роль дополнительной пенсии.

    Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы.

    Обязательное (государственное) пенсионное обеспечение осуществляется на основании условий и норм, установленных законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также других нормативных актов.

    Обязательное пенсионное обеспечение распространяется на всех граждан. Право на пенсионное обеспечение имеют не только граждане России, но и проживающие на территории Российской Федерации граждане других бывших союзных республик, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются законодательством.

    Основания и условия государственного пенсионного обеспечения различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения является, как правило, трудовая и общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

    • пенсии по старости;
    • пенсии по инвалидности;
    • пенсии по случаю потери кормильца;
    • пенсии за выслугу лет;
    • социальные пенсии.

    Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

    Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

    1. размера внесенных страховых взносов;
    2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
    3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
    4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

    Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

    Как известно, до начала 2002 г. пенсионная система России была полностью распределительной (принцип «солидарности поколений»), т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счет средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. Основной принцип — собранные пенсионные взносы не инвестируются, а тратятся сразу.

    Главные изменения в ходе реформы, начавшейся 1 января 2002 г. — введение накопительного элемента в систему обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению (инвестированию) пенсионных накоплений.

    Согласно действующему законодательству, трудовая пенсия делится на базовую, страховую и накопительную часть.

    Базовая часть — одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. С 1 августа 2003 г. ее размер для большинства пенсионеров равен 597 руб.

    Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете», и также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера».

    Поскольку и базовая, и страховая часть являются элементами распределительной системы, они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений. Средний размер трудовой пенсии составил по итогам 2002 г. 1379 руб., средний коэффициент замещения 31,2%.

    Накопительная часть представляет собой главную составляющую пенсионной реформы. Определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка, накапливается в ПФР и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица».

    При этом разные возрастные группы в разной степени вовлечены в накопительную схему. «Старшие возраста» (мужчины 1952 г. р. и старше, женщины 1956 г. р. и старше) не участвуют в этой системе. «Средние возраста» (мужчины 1953-1966 гг. рождения включительно, женщины 1957-1966 гг. рождения включительно) задействованы частично. Так, до конца 2004 г. их взносы на финансирование накопительной части не превышали 2%, а с 1 января 2005 г. эта категория и вовсе исключается из реформы. «Младшие возраста» (1967 г. р. и моложе) вносят на протяжении переходного периода: с 2004 по 2007г. взносы, равные 4%.

    Регрессивный характер ЕСН, из которого производится вычленение пенсионных взносов, накладывает отпечаток на финансирование накопительной части: в случае превышения определенного размера заработка отчисления в накопительную часть прекращаются.

    Интересным моментом реализации пенсионной реформы является то, что гражданам предоставляется право выбора инвестиционного управляющего в отношении инвестирования своей обязательной накопительной части пенсии:

    • РФ (через ВЭБ);
    • частная управляющая компания (их сейчас 55, заключивших соглашение с ПФР);
    • негосударственные пенсионные фонды (с 2004 г.).

    До конца 2004 г. тариф пенсионных отчислений составлял 28% фонда оплаты труда (ФОТ), причем он распределялся поровну: 14% — на финансирование базовой пенсии и 14% — закреплялся в виде финансовых обязательств пенсионной системы за конкретным человеком (приложение 5).

    Однако уже с 2005 г. из-за снижения ставки единого социального налога до 26% (на каждое физическое лицо нарастающим итогом) вместо 35,6 % от ФОТ, уплачиваемых ранее, произошла трансформация и ставки взноса, предназначенной для формирования базовой части пенсии.

    При налоговой базе до 280 000 руб. структура взносов распределяется следующим образом: 20% идет в федеральный бюджет, 3,2% — в фонд социального страхования, а 0,8 и 2% — в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования соответственно. Из тех 20%, которые перечисляются в бюджет, можно выделить следующие денежные потоки: 14% идет на формирование страховой и накопительной частей пенсии, а 6% — на формирование базовой части пенсии.

    Таблица 1 Тарифы страховых взносов на финансирование обязательного пенсионного страхования с 1.01.2005 г.

    Для лиц 1966 г. р. и старше

    Для лиц 1967 г. р. и моложе

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    39 200 руб. + 5,5% с суммы выше 280 000 руб.

    22 400 руб. + 3,1% с суммы выше 280 000 руб.

    16 800 руб. + 2,4% с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    Однако на переходный период с 2005 до 2007 г. для лиц моложе 1967 г. р. предусматривается шкала отчислений на формирование накопительной части пенсии, представленная в табл. 1.3., которая, как видно, ниже заявленной в таблице.

    Таблица 2 Ставки страховых пенсионных взносов для работодателей моложе 1967 г. р.

    База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом

    2005 — 2007 г.

    На финансирование страховой части трудовой пенсии

    На финансирование накопительной части трудовой пенсии

    До 280 000 руб.

    От 280 001 руб. до 600 000 руб.

    28 000 руб. + 3,9% с суммы выше 280 000 руб.

    11 200 руб. + 1,6 % с суммы выше 280 000 руб.

    Свыше 600 000 руб.

    С начала 2005 г. из накопительной пенсионной системы будут исключены граждане старше 1966 г. рождения, за которых работодатель раньше уплачивал в накопительную часть пенсии 2% от его заработка. В соответствии с новыми предложениями все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной страховой части пенсий. При этом средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 г., остаются в управлении граждан и могут по их усмотрению быть переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд.

    Негосударственное пенсионное обеспечение и корпоративные пенсионные программы

    Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

    Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) — это некоммерческие организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении.

    Деятельность негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Указом Президента от 9.03.2004 г. № 314 регулируется и контролируется Управлением регулирования и контроля за коллективными инвестициями при Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР).

    На основании договора о негосударственном пенсионном обеспечении между предприятием и НПФ работодатели имеют возможность:

    • повысить уровень материального стимулирования работников;
    • обеспечить достаточный уровень содержания ветеранам предприятия;
    • эффективно проводить кадровую политику предприятия;
    • получить дополнительные источники инвестиций в свое предприятие.

    Корпоративные пенсионные программы

    С целью реализации социальных программ, осуществления налогового планирования, для реинвестирования пенсионных резервов НПФ в корпоративные проекты создаются корпоративные пенсионные программы.

    Схема организации корпоративных пенсионных программ на предприятии представлена на рис. 5.

    Рис. 5. Схема организации корпоративных пенсионных программ

    В основе функционирования НПФ лежит пенсионная схема, которая определяет порядок взаимоотношений между тремя субъектами: вкладчик (предприятие) — фонд (НПФ) — участник (работник).

    Функции пенсионной схемы:

    • условия и порядок внесения взносов;
    • условия распределения инвестиционного дохода;
    • возможности выкупных сумм;
    • правила наследования;
    • уровень доходности;
    • формирование и расходование пенсионного резерва.

    Пенсионные схемы могут быть двух видов:

    • с установленными взносами (где заранее определяется размер взноса на финансирование негосударственной пенсии, но не оговаривается размер выплат пенсий);
    • с установленными выплатами (в них заранее определяется размер выплат пенсий, но размер взносов может корректироваться).

    В корпоративных пенсионных программах применяется четыре базовых вида схем: «С установленными взносами. Пожизненная»; «С установленными взносами. Срочная»; «С установленными взносами. Пожизненная. Солидарная» (наиболее популярная среди работодателей в настоящее время); «С установленными взносами. Срочная. Солидарная».

    Пенсионные накопления могут формироваться как на солидарных пенсионных счетах (СПС) в НПФ, так и на индивидуальных (именных) счетах работников (ИПС).

    Негосударственный пенсионный фонд может предложить участнику пенсионную программу, размер пенсии в которой рассчитывается в зависимости от:

    • тарифного разряда работника (тарифная программа);
    • размера пенсионных накоплений, времени участия в программе (накопительная программа);
    • пропорций внесения взносов предприятием (пропорциональная программа)

    Налогообложение негосударственных пенсионных взносов

    Согласно ст. 213, 236 и 255 РФ пенсионные взносы в НПФ включаются в расходы предприятия и уменьшают налоговую базу налога на прибыль на 12% без начисления ЕСН и подоходного налога на работников.

    Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны быть заключены на срок не менее 5 лет и предусматривать выплату пожизненной пенсии, при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ.

    Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ

    Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

    Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

    До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

    Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

    Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

    Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

    Среднемесячная заработная плата, руб.

    Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел.

    Численность пенсионеров, млн чел.

    Дефицит ПФР. млн руб.

    Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

    Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

    Доходная масть

    Расходная часть

    Сальдо бюджета

    Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

    Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

    Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

    Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет

    Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет

    Намечаемые изменения

    планируется

    планируется

    62 года (2018 г.)

    Германия

    67 лет (к 2029 г.)

    В 2012 г. Правительство РФ объявило о начале очередного этапа пенсионной реформы, направленной на формирование обязательного страхового обеспечения, и создание новой системы, зависящей от взносов работодателей и позволяющей создавать накопления материальных средств.

    В результате законотворческой деятельности в конце 2015 г. были сформированы три вида обеспечения:

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Дальнейшее реформирование системы было приостановлено на неопределенное время из-за разразившегося экономического кризиса и острой нехватки бюджетных средств.

    Понятия и виды пенсионного обеспечения

    Пенсия - регулярная, ежемесячная выплата определенным категориям лиц из государственных и негосударственных фондов и организаций.

    Основания для получения обеспечения:

    • достижение положенного ;
    • смерть ;

    Пенсионное обеспечение классифицируют:

    1. По функциональному назначению.
    2. Источникам платежей.
    3. По возможностям правового регулирования. Даннаякатегория формирует две основные группы пенсий:
      • пособия по обязательному страхованию, состоящие из плательщиков и находящиеся в ПФ;
      • пенсии, финансирующиеся из государственного .

    Рассмотрим особенности отдельных видов пенсий.

    Государственные пенсии

    Государственное пенсионное обеспечение - система мер, направленная на формирование материальной компенсации утраченного заработка гражданам в связи с достижением преклонного возраста или наступлением инвалидности.

    По основаниям получения государственные пособия делят на категории:

    Пенсии по выслуге лет назначаются:

    • федеральным чиновникам, судьям;

    Условия назначения пенсии зависят от категории получателя. Выплаты производятся на основе .

    Госпособия

    Отличительная особенность государственного обеспечения: выплаты осуществляются из федерального бюджета определенным категориям граждан, не подлежащим обязательному страхованию.

    1. Государственные пособия по возрасту назначаются лицам, пострадавшим в радиационных или техногенных катастрофах.
    2. Пенсии по инвалидности выплачиваются:
      • участникам войны;
      • , пережившим блокаду и награжденным памятным знаком.

    Социальная

    Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам:

    • инвалидам I- III группы, от рождения, ;
    • детям при потере кормильца до достижения совершеннолетия или до окончания очной формы обучения;
    • представителям малочисленных в возрасте 55-60 лет.

    Гражданам, претендующим на получение нескольких видов пенсий, пособие назначается по их усмотрению, если законодательство не предусматривает иных действий.

    Государственные пенсии назначаются бессрочно , за исключением инвалидов, которым пособия выплачивают в течение срока признания инвалидности.

    Выплаты по обязательному пенсионному страхованию

    Обязательное пенсионное страхование - государственная система формирования пенсионных источников населения. К субъектам страхования относят:

    • федеральные органы власти;
    • плательщиков страховых взносов;
    • страховщиков.

    Важно! Единственным законным страховщиком трудовых пенсий в России является Пенсионный фонд.

    Страховые

    Обязательное пенсионное обеспечение состоит из страховых и накопительных пенсий. В свою очередь, страховые пособия в зависимости от категорий получателей классифицируют как пенсии:

    • по старости;
    • по инвалидности;
    • при потере кормильца.

    Страховые пособия по возрасту назначают при соблюдении следующих условий:

    1. Наступление пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
    2. Величина стажа. Продолжительность , начиная с 2016 г. увеличивается ежегодно на один год. В 2019 г. этот показатель равняется 8 годам .
    3. Количество (не менее 11,4 ).

    Важно! К 2025 году коэффициент, ежегодно увеличиваемый на 2.4 балла, достигнет 30 баллов, а минимальный страховой стаж 15 годам.

    Страховое пособие по инвалидности назначают особам, признанным инвалидами I-III группы независимо от причин, рода и вида деятельности, величины страхового стажа. При полном отсутствии страхового стажа государство выплачивает инвалидам ежемесячное социальное пособие, финансируемое из федерального бюджета.

    Страховое пособие при утрате кормильца назначается родственникам, находившимся на иждивении, независимо от величины стажа и причин смерти. При отсутствии стажа у кормильца, либо при совершении членами семьи уголовного преступления, приведшего к смерти, государство устанавливает выплату социального пособия.

    Накопительная пенсия

    Накопительная часть пенсионного обеспечения - один из основных элементов проводящейся государственной . Это часть страховых взносов (6%), поступающих на индивидуальные счета граждан в Пенсионном фонде.

    В соответствии с законодательством право на формирование накопительной части имеют:

    1. Граждане РФ, родившееся в 1967 г. или позже.
    2. Лица, определившиеся с выбором пенсионного обеспечения в период 2014-15 гг.

    Накопительная пенсия начисляется на основе сумм, находящихся на счетах на момент назначения обеспечения. В случае отказа от накопительной пенсии за лицом сохраняются предыдущие накопления, инвестирующиеся по его выбору, и начисляющиеся в виде:

    Важно помнить , что выбор накопительной системы пенсионного обеспечения влияет на правовые возможности при формировании страхового пособия.

    Начиная с 2014 г., и предположительно по 2020 г., в связи с экономическим кризисом Правительством РФ объявлен - накопительная часть пенсий «заморожена» , а взносы переводятся в страховую часть и преобразуются в пенсионные баллы. Дальнейшая судьба накопительной системы остается под вопросом, одновременно Правительство обещает учесть собранные до моратория средства при будущих выплатах.

    Как выплачивают и снимают

    Выдача накопленных средств возможна в нескольких вариантах. Право на единоразовую выплату имеют:

    • инвалиды;
    • лица, получающие пенсию при потере кормильца;
    • граждане без страхового стажа и нужного количества пенсионных баллов;
    • при одноразовой выплате в менее 5% от суммы страхового платежа.

    Чтобы получить накопительную пенсию нужно обратиться в обслуживающий фонд с заявлением и документами, подтверждающими право на получение всей суммы. При положительном решении средства начислят через 1-2 месяца.

    .

    Куда перевести накопленные средства

    Накопленные пенсионные средства могут находиться в Пенсионном фонде или в одном из негосударственных фондов, выбранном клиентом по собственному усмотрению. При выборе фонда специалисты советуют обращаться к организациям, принадлежащим крупным банкам и страховым компаниям, таким как Сбербанк, Росгосстрах и прочим , располагающим государственными вложениями и имеющим положительную репутацию в мире финансов.

    Выбор НПФ для накопительной части пенсии — не окончательное решение и может пересматриваться владельцем средств неограниченное количество раз. При этом закон ограничивает проведение данных операций по времени, не более одного перевода в 5 лет . Перевод средств осуществляется по заявлению владельца счета.

    .

    Как узнать сумму средств на счету

    Для определения состояние капитала на счету нужно обратиться с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию или фонд. Пенсионное законодательство РФ предусматривает бесплатное предоставление данных о состоянии счета один раз в год .

    Негосударственное

    Кроме страховой и накопительной пенсии граждане РФ могут формировать дополнительный вид обеспечения - негосударственную пенсию. Обязательное условие для формирования - участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

    Отличительная особенность негосударственных пенсий - страховой стаж не важен, а важна сумма взносов. Заключив договор о дополнительном пенсионном обеспечении с негосударственным фондом, граждане могут самостоятельно определять величину перечисляемых процентов.

    Негосударственное пенсионное обеспечение - дополнительные материальные средства, позволяющие «нарастить» основную часть пенсии, в том числе и при отсутствии нужных страховых лет.

    Преимущества дополнительного пенсионного обеспечения:

    • добровольный характер принимаемого решения;
    • возможность оставаться «на плаву» после завершения трудовой деятельности, и кардинально не изменять сложившийся образ жизни из-за изменения материального положения.

    Негосударственные пенсионные фонды предлагают:

    • персональный подход к клиентам с учетом возрастных данных, уровня доходов, планируемого периода внесения средств на счет;
    • гибкую систему начисления взносов - право самостоятельно принимать решение о суммах и времени внесения средств.

    Накопления можно инвестировать - прибыль не зависит от суммы взноса. Вложив небольшую часть сбережений, можно получать регулярный стабильный доход. Также негосударственная пенсия передается по наследству и не облагается подоходным налогом.

    Видео-консультация по теме

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


    Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

    Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

    1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
    2. Индивидуальные предприниматели.
    3. Физлица (не ИП).
    4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

    Обязательное пенсионное и медицинское страхование

    Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

    Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

    Свидетельство обязательного пенсионного страхования

    Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

    Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

    Система обязательного пенсионного страхования

    Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

    Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

    Уплата обязательного пенсионного страхования

    Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе. Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца. Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

    ФЗ об обязательном пенсионном страховании

    ФЗ об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права. В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

    Фонд обязательного пенсионного страхования

    Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

    В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

    Как заключить договор об ОПС?

    Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка. Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки. Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

    Субъекты обязательного пенсионного страхования

    За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

    Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

    Обязанности страховщика

    Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:

    1. Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
    2. Своевременная выплата трудовых пенсий.
    3. Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
    4. Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
    5. Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
    6. Целевое использование аккумулированных средств.
    7. Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
    8. Учет поступающих средств и регистрация страхователей.

    Обязанности страхователя

    В обязанности страхователя входит:

    1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
    2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
    3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

    Обязанности застрахованных лиц

    В обязанности застрахованных лиц входит:

    1. Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
    2. Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
    3. Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
    4. При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
    5. Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.