Функции финансов: аккумулирующая, распределительная, контрольная. Что такое аккумуляция денежных средств и какие функции выполняет. Функции муниципального кредита

Основные определения

Финансы - это отношения между эконом. субъектами, которые возникают в процессе создания, распределения и последующего перераспределения фондов денежных средств. Следует различать термины «финансы» и «деньги». Деньги - материальное явление, всеобщий эквивалент, средство обмена, накопления и платежа. Финансы - это именно взаимоотношения, сами по себе, в отрыве от субъектов экономической деятельности, финансы не существуют.

Выделяют централизованные (государственные) и децентрализованные финансы. Централизованные - это финансы государства, куда входят бюджет и различные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы - это эконом. отношения, определяющие круговорот ресурсов между предприятиями.

Финансы как отношения возникают между различными типами экономических субъектов. Некоторые из этих отношений показаны в Таблице 1.

Экономические субъекты Форма отношений
Юридические лица Приобретение товаров, реализация продуктов и услуг
Юридические лица и стоящие над ними инстранции Создание централизованных денежных фондов и их распределение
Государство и юридические лица Налоговые отношения, субсидии, субвенции
Государство и граждане Налоги, сборы, добровольные платежи
Юридические лица, население и внебюджетные фонды Платежи во внебюджетные фонды, получение ресурсов из этих фондов
Различные уровни бюджетной системы Бюджетное регулирование, субсидии, субвенции
Юридические лица, граждане и страховые компании Сбор страховых взносов, выплаты при возникновении страхового случая

Функции и роль финансов

В научной литературе взгляд на функции финансов несколько различается, однако можно выделить пять базовых функций, относящихся финансам. Данные функции показаны в Таблице 2.

Функция Суть функции
Аккумулирующая Концентрация и мобилизация денежных ресурсов для развития организации, экономики, общества
Распределительная (перераспределительная) Функция позволяет распределять ресурсы на различных уровнях, начиная с гос. бюджета и заканчивая финансами предприятий
Регулирующая Заключается в равновесном распределении денежных средств в различных финансовых системах
Стимулирующая Выражается в стремлении субъектов экономики повысить свою эффективность
Контрольная Способствует рациональному учету движения и расходования денежных средств в процессе финансовой деятельности

Перечисленные в таблице функции несут как экономический, так и социальный смысл. Рассмотрим функции финансов на различных уровнях экономической системы.

Социально-экономические функции и роль финансов на международном уровне

Сегодня в глобализированном мире финансы играют одну из ключевых ролей. Экономики стран интегрированы друг с другом, развивается международная торговля, закрепляется международное разделение труда. В этих условиях критическое значение приобретает способность государственных, частных и наднациональных институтов аккумулировать денежные фонды и распределять их между странами в мировом масштабе. Такое распределение, с одной стороны, способствует развитию или упадку экономик различных территорий, с другой стороны, непосредственно отражается на уровне занятости, образования и, в конечном итоге, качестве жизни людей. Таблица 3 отражает некоторые примеры работы финансов на международном уровне.

Субъект управления финансами Способ управления финансами Влияние на экономику и население
Международные организации (ООН, МВФ, Мировой Банк, ЕБРР и др.) Аккумулирование финансов от стран-участниц организаций. Распределение и перераспределение этих финансов, контроль за финансовыми потоками. Вложения в экономики государств (безвозмездно или в форме кредитования), вложения в социально значимые инфраструктурные проекты, гуманитарная помощь, влияние на мировую экономику.
Международные инвестиционные банки (Deutsche Bank, Goldman Sachs, Citigroup, Barclays, Merrill Lynch, J.P. Morgan, Morgan Stanley, UBS и др.) Аккумулирование средств частных и корпоративных инвесторов, вложение этих средств на рынках капитала, влияние на мировые и локальные фондовые рынки. Возможность осуществлять движение крупных денежных средств, влиять на ценообразование в сфере ценных бумаг и валютных курсов.
Международные инвестиционные фонды (Black Stone, TPG Capital и др.) Аккумулирование средств частных и институциональных инвесторов, вложение этих средств в бизнес портфельных компаний. Возможность вкладывать денежные средства в различные бизнесы, что приводит к прямому влиянию на экономики различных стран, уровень занятости населения, становление инфраструктуры.

На государственном уровне функции финансов проявляются особенно ярко, потому что от эффективности управления денежными средствами на уровне страны напрямую зависит качество жизни населения.

Государство аккумулирует фонды за счет различных каналов, основным из которых являются налоговые поступления от физических и юрлиц. Уже на этапе формирования денежных фондов (гос. бюджета), финансы играют важную роль, ведь от корректности налоговой политики зависят темпы роста бизнеса, обеспеченность население и экономическое здоровье страны в целом.

Распределительная и перераспределительная функция финансов - важнейшие на государственном уровне. Речь идет о формировании и распределении валового внутреннего продукта (ВВП). Основным источником денежных фондов страны служит ее нацдоход, который выражается в совокупной стоимости ВВП за вычетом использованных в процессе операционной деятельности основных и оборотных средств. Нацдоход в определенной степени определяет общую экономическую структуру государства. Страна также может привлекать средства на международных рынках капитала или посредством выпуска государственных долговых бумаг (например - облигаций федерального займа, ОФЗ).

Страна аккумулирует денежные фонды в форме гос. бюджета, который затем распределяется между экономическими субъектами. Сюда входит перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней (в России - федеральный, региональные и местные бюджеты), субсидии и субвенции бизнесу и регионам, социальные выплаты населению (пенсии, пособия), государственные вложения в ценные бумаги, создание бюджетных и внебюджетных фондов, вложения в государственные инфраструктурные проекты, финансирование государственных учреждений и служб, включая правоохранительные и социальные органы.

На государственном уровне проявляется в применении правительством прямых и косвенных методов экономического регулирования. Распределение государственного финансирования между различными отраслями экономики способствует развитию одних отраслей и замедлению темпов роста других. Сюда относится и создание новых рабочих мест, строительство и ввод в эксплуатацию жилья, участие правительства в проектах государственно-частное партнерство.

Следует сказать о пенсионных фондах, которые, с одной стороны, аккумулируют пенсионные накопления граждан (накопительная функция финансов), с другой стороны - вкладывают эти средства в различные ценные бумаги и инфраструктурные проекты (распределительная функция). Поиск наиболее эффективных путей вложения пенсионных накоплений, а также постоянный контроль за деятельностью государственных и частных пенсионных фондов выражают стимулирующую и контрольную функции.

Контрольная функция проявляется в мониторинге стадий движения денежных средств, от сбора налогов до распределения государственного бюджета. От качества осуществления государством контроля за движением денежных потоков напрямую зависит благосостояние население и бизнеса. Как известно, чем выше уровень коррупции и финансовых потерь на этапах операционной деятельности государственных структур, тем хуже уровень жизни в стране. В конечном итоге, государственное управление финансами определяет благосостояние нации и будущее страны.

На уровне организаций каждая функция финансов является определяющей с точки зрения выживания фирмы. Именно поэтому финансовому менеджменту уделяется столь серьезное внимание, особенно в мультинациональных корпорациях.

Аккумулирующая функция проявляется в способности предприятий накапливать денежные средства за счет выручки, грамотно сохранять эти фонды. Предприятия споособны привлекать крупные средства путем эмиссии ценных бумаг: акций и облигаций. Помимо этого, фирмы способны формировать собственные денежные фонды за счет привлечения прямых или венчурных инвестиций. Также средством привлечения средств для предприятий является кредит. Если бы данные инструменты отсутствовали, фирмы были бы вынуждены развиваться исключительно за счет собственных средств, что замедлило бы рост как отдельных предприятий, так и экономики в целом. В данном примере проявляется как аккумулирующая, так и распределительная функции финансов.

Распределительная и перераспределительная функции проявляются в правильном вложении аккумулированных в результате операционной деятельности средств. Фирма должна решить, вкладывать ли деньги в производственные мощности, расширять ли сеть сбыта или инвестировать деньги в ценные бумаги. В зависимости от фазы экономического цикла, предприятие будет принимать различные решения на этапе распределения финансов.

Регулирующая функция позволяет бизнесу поддерживать в равновесии собственную структуру. Именно из-за стремления финансового состояния к оптимальности фирмы могут принимать решения о закрытии или реорганизации тех или иных подразделений, выходе на новые рынки, приоритетном финансировании одних проектов в ущерб другим. Особенно ярко это проявляется на примере матричных организаций, где финансирование проекта или продукта определяется его относительными преимуществами относительно других продуктов или проектов.

Стимулирующая функция финансов при грамотном корпоративном управлении позволяет повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Менеджмент создает KPI (Key Performance Indicators, Ключевые Показатели Эффективности) для всех подразделений и сотрудников. При грамотной финансовой мотивации эффективность структурных подразделений повышается. Для топ-менеджмента и акционеров мотивирующим фактором являются дивиденды.

Контрольная функция финансов является критической для любой организации. Корректная организация учета, контроля и аудита позволяет фирмам контролировать издержки и избегать хищений и злоупотреблений на всех уровнях. Здесь важен как внутренний, так и внешний аудит, который проводится специализированными аудиторскими компаниям, в частности, компаниями большой четверки: Pricewaterhousecoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG.

Отдельно нужно подчеркнуть роль страхования. Страховые компании не только аккумулируют денежные средства на своих счетах за счет страховых взносов, но и вкладывают эти денежные фонды в экономику с целью извлечения прибыли от финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании выступают в роли инвесторов и способствуют реализации накопительной, и перераспределительной функций. В поиске наиболее эффективных вложений и мониторинге за этой деятельностью выражаются стимулирующая и контрольная функции. Страховой рынок является важной частью финансовой системы как на государственном, так и на международном уровне.

Функции и роль финансов в развитии современной экономики

Финансы во многом определяют образ современной рыночной действительности. Именно накопление крупных фондов частными и государственными институтами, последующее распределение этих фондов, позволили миру стать таким, какой он есть.

Стимулирующая функция финансов определяет динамизм капиталистической системы, а контрольная функция способствует ответственному отношению к деньгами и их вложениям. Ярким примером является сфера венчурного инвестирования, в рамках которой финансовые вложения в инновационные компании способствовали росту таких мировых гигантов как Facebook, Google, Microsoft, Apple и др.

Бывает так, что в какой-то сфере, прежде чем приступить к практике, необходимо быть хорошо осведомленными в вопросах теории, а в некоторых сферах теория по большей части не нужна. Однако, если говорить о финансах и функциях финансов, то иметь представления о их возможностях все-таки лучше, чем не знать их.

Каковы же основные функции?

Прежде чем приступить к описанию функций, давайте разберем, а что, собственно, представляют сами финансы. Как следует из определения, финансами мы будем называть экономические отношения, возникающие по мере формирования, распределения, а также использования денежных средств, объединенных в фонды. Естественно, речь будет идти в первую очередь о фондах коммерческих предприятий, немаловажную роль в финансовых отношениях принадлежит государственным фондам. Таким образом, финансы – это отношения, возникающие при:

  • Формировании и использовании денежных средств из централизованных государственных фондов
  • Распределении денежных средств в обществе при участии государственного бюджета, местных бюджетов (в том числе в виде ) и внебюджетных фондов
  • Формировании и распределении средств в фондах предприятий.

Говоря о финансовой системе не стоит забывать о ее тесной взаимосвязи с кредитной и денежной системами. Высокая степень развития данных систем способствует более эффективному распределению общественного богатства.

Переходя непосредственно к теме стоит отметить, что принято говорить о трех функциях финансов, выражающих их суть , а именно:

  1. Распределительная
  2. Контрольная
  3. Стимулирующая

Конечно же, полнее всех описывает сущность финансов распределительная функция . Суть данной функции можно выразить так: создаваемая в обществе новая стоимость (или добавленная стоимость) должна распределяться в соответствие с потребностями государства и общества. Это распределение и достигается за счет финансов. Ведь, с одной стороны, финансы формируются за счет доходов производственной сферы, а с другой первичные доходы образуют вторичные – налоги, собираемые в государственный бюджет и распределяемые между работниками непроизводственного сектора (медицина, здравоохранение, образование и т.д.). Таким образом, валовый национальный продукт будет распределен посредством финансовой системы страны.

А теперь давайте поподробнее поговорим о видах доходов. Поскольку доходы не только распределяются, но и затем перераспределяются, уместно говорить о двух стадиях распределения или о первичном и вторичном распределении.

Первичные, вторичные и конечные доходы формируются за 3 стадии движения доходов:

Первичные доходы формируются из средств, вырученных от продажи продукции (услуги, работы). Данная выручка в виде денежных средств распределяется в следующих направлениях: оплата стоимости сырья и материалов, арендная плата, затраты на амортизацию оборудования (образуют так называемый фонд возмещения понесенных в при производстве затрат), заработная плата работникам, прибыль собственнику (маржа). В итоге же, первичное распределение создает доход собственникам факторов производства (владельцам земли и капитала, наемного труда и обладателям предпринимательского таланта). В то же время в первичные доходы следуют относить косвенные налоги (акцизы, ), формирующие часть общих доходов государства.

Полученные на первом этапе доходы имеют дальнейшее движение – в первую очередь из них идут отчисления в виде прямых налогов и страховых платежей в различные фонды социального страхования. В итоге образуются фонды (преимущественно, бюджеты разного уровня власти, а также внебюджетные фонды), средства из которых направляются на оплату заработной платы работникам нематериальной сферы занятости: врачам, учителям, служащим, военным и т.д. (это доходы работников нематериальной сферы и расходы бюджетов). Таким образом, первичные доходы приводят к формированию вторичных.

Если проследить движением денежных средств далее, то окажется, что работники непроизводственной сферы также уплачивают страховые взносы и налоги в соответствующие фонды, аккумулирующие денежные средства и направляющие их на соответствующие нужды. Данная третья стадия может включать весьма сложные маршруты перемещения денежных средств, но, в итоге, она приводит к формированию конечных доходов, которые могут быть направлены на покупку товаров или услуг. Часть доходов, однако, сберегается.

Это означает, что за определенный временной интервал, размер первичных доходов станет равным сумме конечных доходов и сбережений. Другими словами, получается, что доходы в результате их распределения и дальнейшего перераспределения просто приобретают иную структуру, на которую существенное влияние оказывает связь между хозяйствующими субъектами (предприятиями) и государством. Роль же финансов заключена в том, что они появляются на каждом этапе перераспределения денежных средств в виде фондов, чем и обеспечивают дальнейшее движение денежной массы. Финансовая система, таким образом, способна изменить структуру доходов.

Следующая функция финансов , которую мы разберем – контрольная . Ее суть заключается в постоянном контроле над полнотой, своевременностью и правильностью получения доходов, с одной стороны и осуществлением расходных операций из бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов. Постоянство контроля осуществляется благодаря частому совершению финансовых операций, в которых и отражена сущность данной функции финансов. При этом стоит отметить, что фонды наполняются с определенными целями, провозглашенными властями с соблюдением рамок действующего законодательства. Соответственно, регулировать финансовые потоки можно не только в зависимости от целей, но и с учетом изменяющегося законодательства.

Именно для осуществления данной функции в полной мере, была создана система финансового контроля, наблюдающая за обоснованностью наполнения того или иного фонда (бюджетного или внебюджетного) и расходованием средств из него.

Финансовый контроль может быть следующих видов в зависимости от субъекта, его осуществляющего:

  1. Общегосударственный – осуществляется органами власти и управления
  2. Внутрихозяйственный – проводится фин. службами предприятия
  3. Общественный фин. контроль
  4. Независимый финансовый контроль (осуществляется аудиторами).

С другой стороны, контроль за финансовыми потоками состоит из 3 частей.

  • На этапе составления прогноза доходов и расходов и подготовки проекта фонда осуществляется предварительный контроль для оценки адекватности планируемых показателей.
  • Текущий контроль направлен на сбор информации о текущем размере средств фонда и расходовании их в соответствии с выбранными направлениями.
  • Последующий контроль, в свою очередь, анализирует и проводит проверку отчетных данных об исполнении бюджета.

Наконец, третья функция финансов стимулирующая (иногда называемая также регулирующая ), означает их возможность влияния на процессы в экономической среде. К примеру, определенные виды бизнеса получают налоговые льготы при формировании бюджетов. В их числе передовые инновационные сферы бизнеса, наукоемкие технологии, стратегически важные для национальной экономики предприятия. Целями такой политики могут стать смещение приоритетов в структуре национальной экономики в пользу более технологичных и наукоемких отраслей, обеспечив их более быстрый рост.

Иногда уместно говорить о четвертой, так называемой, стабилизирующей функции финансов. Ее задача состоит в обеспечении граждан стабильными социально-экономическими условиями существования.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Сегодня на этом все, в следующих статья блога сайт в продолжении темы функций финансов будет рассказано подробнее о понятии финансовой системы .

Главным условием возникновения финансов является формирование, распределение и применение денежных доходов, из чего складываются три функции: распределительная, контрольная и регулирующая.

Распределительная функция

Важнейшая функция, которая отвечает за обеспечение финансовыми ресурсами каждого звена системы, распределительная. Ее основная задача — распределение национального дохода в соответствии с потребностями государства и населения, когда создаются основные или первичные доходы. Они формируются после распределения выручки, полученной в результате реализации продукции и услуг. Сумма делится между фондом возмещения материальных затрат (аренда, амортизация оборудования, закупка сырья), заработной платой работников и прибылью собственника.

Таким образом, первичное распределение позволяет сформировать доходы от производства. Установленные государством косвенные налоги также участвуют в пополнении первичных доходов. Но из-за наличия непроизводственной сферы, в которую входит здравоохранение, просвещение и социальное обеспечение, национальный доход не образует достаточное количество общественных денежных фондов.

Вследствие того, что первичного дохода недостаточно для эффективного функционирования государства, происходит дальнейшее перераспределение, формирующее вторичный доход, который делится между регионами, различными сферами хозяйства и социальными группами населения. Эффективное распределение и перераспределение финансов дает возможность:

  • равномерно развивать отрасли народного хозяйства;
  • укреплять государство, экономику, обороноспособность страны;
  • повышать социальный уровень населения.

Контрольная функция

Предназначение контрольной функции заключается в осуществлении проверки за полнотой, своевременностью и корректностью всех перемещений, расходования и распределений финансов. Обязательной составляющей действия функции является экономическая целесообразность и соблюдение действующего законодательства на всех этапах.

Финансовый контроль — это практическое выражение функции, он осуществляется на всех уровнях движения финансов при любой операции. Функция предполагает как мониторинг всех процессов, так и их оперативную корректировку, что позволяет предотвратить экономические преступления. Развитые страны уделяют особое внимание финансовому контролю, используя этот инструмент для предупреждения правонарушений. Три этапа контроля позволяют:

  • охватить производство товаров и услуг;
  • следить за рациональным и бережным расходование ресурсов;
  • сократить расходы и потери;
  • предупредить расточительство.

Регулирующая функция

Функцию регулирования нередко называют стимулирующей из-за вмешательства государства в производственный процесс с целью повысить экономический рост, то есть стимулировать развитие экономики. Процесс регулирования происходит при помощи понижения налоговых ставок, полного освобождения от налогов или кредитования. Наглядным примером влияния государства может служить автомобильная промышленность, которая имеет значительные преференции в виде налоговых льгот и высокой пошлины на импортные аналоги.

Реализация регулирующей или стимулирующей функции происходит в целях исправления экономической ситуации в отстающих регионах или для преодоления кризиса. Также примером использования функции может служить направление средств в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, наращивание устойчивых показателей развития экономики или определение приоритетных направлений.

В экономической литературе мнения разных специалистов по поводу количества и содержания функций финансов расходятся. Некоторые экономисты отдельно выделяют четвертую функцию — стабилизационную. Ее сущность заключается в обеспечении населения равными возможностями в независимости от региона проживания. Однако стабилизация в РФ не применяется в полной мере, что приводит к ее неполноценной работе, поэтому упоминание о стабилизационной функции встречается редко.

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем об аккумуляции средств.

Сегодня вы узнаете:

  1. Толкование термина «аккумуляция»;
  2. Какие функции выполняет аккумуляция.

Что такое аккумуляция

Все мы занимаемся накопительством. Кто-то собирает ненужные вещи и отвозит их на дачу, кто-то копит рабочие дни, чтобы получить продолжительный отпуск, а кто-то копит денежные средства. Поговорим о последних.

Вклады нужны банкам для привлечения средств граждан с целью их дальнейшего перераспределения за больший процент.

Ведь, по сути, когда вы относите ваши свободные средства в банк, вы даете банку в долг под определенный процент, процент по вкладу. Затем банк одалживает эти средства нуждающимся с целью получения процентов по кредиту.

На данный момент банковские организации имеют в своем капитале не более 20% собственных средств, 80% приходится на привлеченные.

Таким образом, банки и банковские организации являются некими посредниками между гражданами, у которых есть временно свободные денежные средства и теми, кто в них нуждается.

Банк объединяет такие субъекты экономики по времени (то есть предоставляет заем тогда, когда в нем нуждаются и на определенный срок), по количеству (предоставляет ту сумму, в которой нуждаются единовременно) и по месту (не надо искать заемщиков и кредиторов, все в одном месте).

Банковская деятельность по аккумулированию средств имеет несколько особенностей:

  • Банк направляет аккумулируемые средства на удовлетворение чужих нужд и потребностей;
  • Право собственности на аккумулируемые средства остаются у тех, кто их внес в банк, то есть у вкладчиков;
  • Деятельность по накоплению и перераспределению заемных средств требует наличия лицензии;
  • Собственные свободные денежные средства банка занимают относительно маленькую долю в его капитале;
  • Деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств – одна из важнейших функций банка.

Функции аккумуляции

И, напоследок, давайте подумаем, почему деятельность по аккумуляции временно свободных денежных средств имеет важное значение для общества и государства.

Первая функция – перераспределение средств , поддержка малого и среднего бизнеса. Часто заемщиками банков становятся владельцы малого и среднего , .

Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса позволяет развиваться экономике страны в целом и вносит значительный вклад в бюджет государства.

Вторая функция – сокращение издержек поиска заемных средств . В примере с ноутбуком гражданину «А» пришлось бы обойти нескольких людей, заключить несколько договоров, чтобы получить достаточную сумму. Аккумуляция позволяет избежать бумажной волокиты.

Третья функция – получение прибыли от временно свободных денежных средств . Как известно, деньги должны работать.

Аккумуляция – и есть деятельность по получению денег от денег. При этом прибыль получают не только те, кто аккумулирует денежные средства, но и те, кто вносит свои свободные средства и получает за них процент. Вспомните .

Таким образом, аккумуляция средств позволяет перераспределять средства, развивать малый и средний бизнес в стране, пополнять бюджет государства и улучшать уровень жизни населения.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Основные функции финансов: распределительная и контрольная. По мнению некоторых экономистов, финансы также выполняют и аккумулирующую функцию.

Распределительная функция финансов выражается через процесс использования денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяй­ственной системы в финансовых ресурсах. В ходе реализации этой функции при создании общественного продукта образуются денежные доходы и накопления.

Совокупный общественный продукт характеризует в стоимо­стном выражении общие результаты хозяйственной деятельности в масштабах всей экономики за определенный период. В ходе создания и реализации продукции производятся затраты, созда­ются и распределяются доходы среди участников хозяйственной деятельности. Благодаря распределительной функции осущест­вляются многообразные процессы перераспределения стоимос­ти общественного продукта во всех структурных подразделениях экономики (в отраслях материального производства и непроиз­водственной сферы) и на разных уровнях хозяйствования. Распре­делительная функция финансов обеспечивает процесс воспроиз­водства денежными ресурсами.

Вслед за первичным распределением финансов в ходе хо­зяйственной деятельности происходит вторичное распределение, или перераспределение финансов, которое государство произво­дит для формирования своего бюджета, это происходит путем взимания различных налогов, обязательных отчислений и сборов. Таким образом, распределительная функция необходима для вос­производства, формирования расходной части бюджета страны, а также финансов различных групп физических лиц.

Контрольная функция финансов выражается через финансо­вый контроль за количественными и качественными параметрами процессов мобилизации и использования финансовых ресурсов. Важная роль этой функции - анализ различных аспектов деятель­ности субъекта управления. Эта функция тесно связана с распре-

делительной функцией финансов, поскольку движение всех видов ценностей и ресурсов в экономике получает свое выражение в денежной форме и отражается в виде денежных (стоимостных) показателей. Многообразие финансовых отношений создает усло­вия для контроля над формированием и использованием денеж­ных фондов.

Важнейшая функция финансов состоит в контроле над распре­делением стоимости продукта на различных стадиях его движения по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через механизм государственного финансового контроля.

Финансовый контроль - мероприятия по проверке процес­сов распределения при формировании и использовании финансо­вых ресурсов. Сферой финансового контроля являются все опера­ции, совершаемые с использованием денег, например формирова­ние прибыли, издержек производства, исчисление налогов и др.

Применение контрольной функции на государственном уров­не позволит оценить результативность использования денежных средств на социальную политику, инвестиционную деятельность предприятий и обоснованность семейных расходов.

Аккумулирующая (накопительная) функция финансов состо­ит в процессе образования (накопления, мобилизации) денежных средств, необходимых для функционирования любой хозяйствен­ной системы. Эта функция проявляется на разных уровнях - при формировании бюджета страны, при формировании суммарной выручки на предприятиях и бюджета семей.

ТЕМА 2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансовая система - это совокупность блоков, зве­ньев и подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ:

государственные финансы; финансы юридических и физическикпиц.

Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, все вместе они образуют единую финансовую систему страны.

Государственные финансы отражают экономические отно­шения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финан­сы включают государственный бюджет и государственные внебюд-

жетные фонды. По месту в финансовой системе государственный бюджет представляет собой основной финансовый план страны на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По материаль­ному содержанию государственный бюджет - это централизован­ный фонд денежных средств государства; по социально-экономи­ческой сущности - основной инструмент распределения и пере­распределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды - форма аккуму­лирования и перераспределения денежных средств для удовлет­ворения социальных потребностей и дополнительного финансиро­вания территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назна­чение. Внебюджетные фонды включают: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского

страхования.

Финансы юридических лиц - совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначен­ных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юри­дических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций.

Финансы (поступления) физических (частные финансы) лиц - финансовые отношения, где субъектами управления вы­ступают физические лица. Частные финансы формируются за счет следующих источников:

Заработная плата;

доходы от предпринимательской деятельности;

Доходы от операций с личным имуществом;

доходы от владения ценными бумагами и денежных накопле­ний в финансово-кредитной сфере;

Доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д. Виды денежных расходов физических лиц:

1) налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.);

2) потребительские расходы (расходы на приобретение повсед­невных товаров и товаров длительного пользования);

3) сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, ино­странная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.).

4) накопления (покупка ювелирных изделий, антиквариата, про­изведений искусства и др.).

Из расходов семейного бюджета создается финансовый портфель - совокупность активов, составляющих богатство от­дельной семьи.