Общая характеристика доходов бюджетов субъектов рф и их структуры. Общая характеристика доходов и расходов бюджетов Общая характеристика неналоговых доходов фондов

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций.

В доходах бюджета отражаются экономические отношения, которые возникают между плательщиком и государством. Проявляются эти отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства.

Бюджетные доходы - понятие более узкое, чем доходы государства, которые, помимо средств бюджета, включают денежные средства всех уровней власти, ресурсы внебюджетных фондов, а также доходы всего государственного сектора.

Главным источником доходов бюджета является национальный доход. В случае его недостаточности для покрытия финансовых нужд государство привлекает национальное богатство. Владимирова М.П. Финансы: учеб. пособие /под ред. д-ра экон. наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова, В.С. Темиров, Д.М. Теунаев. - М.: КНОРУС,2006.-С.56

Перераспределение национального дохода в пользу государства осуществляется следующими методами:

  • 1) при помощи налогообложения;
  • 2) путем получения государственных займов;
  • 3) при помощи денежной эмиссии.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета состоят из следующих элементов:

¦ налоговые доходы;

¦ доходы целевых бюджетных фондов;

¦ неналоговые доходы;

¦ доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

¦ безвозмездные перечисления. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. С.257.

Одним из основных источников доходной части бюджета являются налоги, представляющий сокрой обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Основными признаками налоговых отношений являются:

  • а) императивность, т.е. субъект налога не вправе отказаться от обязанности уплаты налога в бюджетный фонд;
  • б) смена собственности, т.е. в процессе уплаты налога определенная доля частной собственности становится государственной;
  • в) обезличивание налогов, т.е. налоги, поступая в бюджетный фонд, обезличиваются и тем самым отличаются от сборов, имеющих целевой характер;
  • г) безвозвратность и безвозмездность, т.е. налог не возвращается плательщику, он не получает взамен никаких прав. Эти налог отличается от пошлин, которые предоставляют право их субъекту на определенные хозяйственные операции или документы. Тюлюлюкина Т.Н.: О бюджете городского округа Балашиха на 2013 год / Т. Н. Тюлюлюкина //ФАКТ.- 2012.- 12 нояб.- С. 1-2.

Налоги состоят из определенных элементов, основными из которых являются:

  • 1) субъект налога - физическое или юридическое лицо, на которое государством возложена обязанность внесения налога в бюджетный фонд;
  • 2) носитель налога - физическое или юридическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода;
  • 3) объект налога - имущество или доход, которые служат основанием для налогообложения;
  • 4) источник налога - доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится налог;
  • 5) единица (масштаб) налога - часть объекта налога, принятая за основу для исчисления размера налога (рубль дохода, единица земли или имущества);
  • 6) ставка налога - размер налога, установленный на единицу обложения (в абсолютных суммах и в процентах);
  • 7) оклад налога - сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период и подлежащая внесению в бюджетный фонд;
  • 8) налоговый период - время, определяющее период исчисления оклада налога и сроки его внесения в бюджетный фонд;
  • 9) налоговая квота - доля оклада налога в источнике налога;
  • 10) налоговая льгота - снижение размера налогообложения, в частности: необлагаемый минимум, т.е. освобождение от налога части объекта налога; установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий Плательщиков; понижение ставок налога; уменьшение оклада налога; предоставление налогового кредита; изъятие из налогообложения части объекта налога и др.; Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»(080105) /Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.- 703с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).С.62.
  • 11) налоговая политика - совокупность мер в области налогообложения, направленная на достижение определенных целей;
  • 12) налоговый кадастр - перечень объектов налога с указанием их доходности;
  • 13) система налогов - совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

Налоги выполняют следующие функции:

  • а) фискальную - направленную на образование бюджетного дохода;
  • б) контрольную - предполагающую возможность контроля за хозяйственной деятельностью субъекта налога.

С 1 января 1999 г. вступила в действие первая часть Налогового кодекса РФ, где декларированы следующие принципы построения налоговой системы:

  • 1) единый подход в вопросах налогообложения по всем налогоплательщикам;
  • 2) разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;
  • 3) приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, но затрагивающие вопросы налогообложения;
  • 4) однократность налогообложения, предусматривающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
  • 5) определение перечня прав и обязанностей налогоплательщика и налоговых органов.

Налоговая система РФ включает налоги трех уровней: федеральные, региональные и местные. Закрепление налогов за тем или иным уровнем осуществляется в зависимости от компетенции органов законодательной (исполнительной) власти в применении налогового законодательства, т.е. принимать решения по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах своей компетенции. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. С.158.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливается законодательными органа РФ, а в отдельных случаях - Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы и т.д.). К федеральным налогам относятся:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  • 3) налог на прибыль (доход) организации;
  • 4) НДФЛ;
  • 5) Госпошлина;
  • 6) налог на добычу полезных ископаемых;
  • 7) сбор за право пользования объектами животного мира и водными, биологическими ресурсами;
  • 8) водный налог;

Налоги субъектов РФ устанавливаются законодательным актами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ. Тюлюлюкина Т.Н.: О бюджете городского округа Балашиха на 2013 год / Т. Н. Тюлюлюкина //ФАКТ.- 2012.- 12 нояб.- С. 1-2.К региональным налогам и сборам относятся:

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Обязательными к изменению на всей территории РФ являются следующие налоги:

Органам законодательной власти РФ и органам местного самоуправления предоставлено право определять действие региональных и местных налогов на соответствующей территории (устанавливать и прекращать действие, изменять ставки, предоставлять льготы и т.д.).

Доходы бюджетов формируются также за счет налоговых поступлений, которые в отличие от налогов не имеют фискально-постоянного характера и твердо установленных ставок. Неналоговые доходы устанавливаются органами представительной власти РФ и ее субъектов для юридических и физических лиц как в добровольной, так и обязательной форме.

В соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ к неналоговым доходам относят:

  • 1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от хозяйственной деятельности, в том числе:
    • а) доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • б) дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
    • в) доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе арендная плата за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;
    • г) проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета (при размещении на счетах коммерческого банка должно соблюдаться условие, при котором банковская ставка должна быть не ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ);
    • д) возмещение потерь сельхозпроизводства, связанных изъятием сельхозугодий; Заключение на проект решения Совета депутатов городского округа Балашиха «О бюджете городского округа Балашиха на 2013 год»
    • е) доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
    • ж) перечисление прибыли ЦБ РФ;
    • з) платежи от государственных и муниципальных организаций;
    • и) плата за выделение квот вылова водных биологически ресурсов;
    • к) прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности,
  • 2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в том числе:
    • а) поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
    • б) поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
    • в) доходы от продажи организаций;
    • г) доходы от продажи квартир;
    • д) доходы от реализации конфискованного и бесхозного имущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность.
  • 3. Доходы от реализации государственных запасов.
  • 4. Доходы от продажи земли и нематериальных активов.
  • 5. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, в том числе от резидентов и нерезидентов.
  • 6. Административные платежи и сборы, в том числе:
  • 7. Штрафные санкции и возмещение ущерба, в том числе:
    • а) поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
    • б) санкции за нарушение порядка применения цен в) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и в недостатке материальных ценностей. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»(080105) /Под ред. Г.Б. Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009.- 703с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).С.63.
  • 8. Доходы от внешнеэкономической деятельности, в том числе:
    • а) проценты по государственным кредитам, предоставляемым РФ правительствам иностранных государств;
    • б) доходы от реализации государственных запасов;
    • в) поступления сумм от централизованного экспорта;
    • г) прочие поступления от внешнеэкономической деятельности;
    • д) прочие неналоговые доходы.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления для финансового обеспечения ими свои функций и задач.

Бюджетный кодекс РФ (ст. 6) определяет доходы бюджета как «поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета». Данное определение не отражает экономическое содержание доходов бюджета, а лишь констатирует, что не все поступающие в бюджет средства являются его доходами.

Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и иными законодательными актами.

Установленные принципы бюджетной системы РФ обусловливают и принципы организации системы доходов бюджета. Важнейшими из них являются следующие.

1. Принцип достаточности . Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике этот принцип реализуется путем законодательного закрепления за каждым органом власти соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и привлеченных) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.

2. Принцип стабильности доходов бюджета . Этот принцип обеспечивается тем, что нормативные акты, определяющие формирование доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений в бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.

Вместе с тем данный принцип предполагает возможность оперативного изменения системы доходов бюджета в случае непредвиденных обстоятельств. Это наглядно продемонстрировал мировой экономический кризис 2008-2009 гг., когда практически все государства, вовлеченные в его орбиту, вынуждены были в срочном порядке вносить изменения в систему доходов своих бюджетов. В России серьезно была ослаблена фискальная нагрузка на экономику в целом и прежде всего на ее реальный сектор. В частности, в соответствии с принятыми в налоговое законодательство поправками в начале 2009 г. с 10 до 30% увеличена амортизационная премия, с 24 до 20% снижена ставка налога на прибыль, введен менее обременительный порядок взимания НДС (по факту). Субъекты РФ получили право устанавливать дифференцированную ставку налога на малый бизнес в пределах 5-15%.

Как показал опыт, подобные меры дали наибольший результат в тех странах, где существовала стабильная, отработанная нормативная база функционирования системы доходов бюджета.

3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня . Он базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.

4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла . В частности, преодоление кризисных явлений, согласно Дж. Кейнсу, может быть достигнуто посредством стимулирования потреблении через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходом или за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно и конкретной экономической ситуации, так как сдерживает рост государственных заимствований.

Анализ формирования доходов бюджетов в разных странах, а также в Российской Федерации в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 41) в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. С точки зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета могут быть выделены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах разных уровней бюджетной системы, если их создание предусматривается действующим законодательством определенного государства. При этом доходы целевых бюджетных фондов учитываются обособленно в составе доходов бюджетов, их формирование и использование осуществляются в особом порядке, величина определяется ежегодно законом о соответствующих бюджетах на очередной финансовый год.

Конкретный состав налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений зависит от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых государством экономических и социальных задач. Например, до перехода России на рыночные принципы в доходах бюджетов преобладали обязательные неналоговые платежи, позволявшие органам государственной власти наиболее полно реализовывать административно-командный подход в мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства; формы и методы мобилизации бюджетных доходов имели жестко централизованную систему взимания, носили ярко выраженный фискальный характер и строились на использовании индивидуальных ставок для предприятий соответствующих отраслей экономики. С переходом на рыночные условия хозяйствования в составе доходов и формах их мобилизации произошли коренные изменения: доходы стали формироваться главным образом на основе налоговых платежей, что означало их перевод на правовую основу, регулируемую законодательно.

Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством РФ: федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. В последние годы доля налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ составляла от 85 до 92%. В структуре доходов федерального бюджета на 2008-2010 гг. более 80% занимают поступления от четырех налоговых источников: налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ; налог на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию РФ; налог на добычу полезных ископаемых.

Налоговые платежи характеризуются следующими признаками.

1. Установление и взимание этих платежей осуществляется на основе принятых законодательных актов государства, прежде всего его конституции.

2. Конкретный перечень налогов, порядок их исчисления и взимания определяются налоговым кодексом государства.

3. Императивность налогов, обусловленная первым признаком, означает безусловную обязанность плательщика своевременно и в полном объеме уплатить налог государству.

4. Индивидуальная безвозмездность налогов, т.е. конкретный налогоплательщик, уплатив налог, не получает какой-либо выгоды или компенсации от государства. С экономической точки зрения данный признак проявляется в одностороннем движении
стоимости от плательщика к государству.

5. Все уплачиваемые налоги предназначены для финансового обеспечения деятельности государства.

Неналоговые доходы по сравнению с налоговыми имеют следующие отличия.

Во-первых, механизм их установления, исчисления и взимания определяется комплексом нормативных правовых актов: Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, федеральными законами, регулирующими порядок использования и приватизации государственного и муниципального имущества и др.

Во-вторых, они могут иметь как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе, т.е. основанием для их возникновения может быть волеизъявление самого плательщика. Для неналоговых доходов в болышей степени характерен признак целевой направленности в их использовании.

В-третьих, основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, что характерно для налоговых платежей.

В-четвертых, большинство неналоговых доходов зачисляется в тот или’иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами. Вместе с тем неналоговые доходы любого бюджета не играют главной фискальной роли.

И Наконец, в-пятых, величина платежа не зависит от дохода (прибыли) плательщика и не связана с результатами его хозяйственной деятельности.

Неналоговые доходы являются составной частью собственных доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления и др.);

Доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Прочие неналоговые доходы.

Относительно высокая доля неналоговых доходов в бюджете Российской Федерации наблюдалась в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 г. она значительно сократилась вследствие кризиса экономики, снижения рыночной стоимости государственной собственности и, как следствие, невыполнения программ приватизации. В настоящее время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабильности их поступления.

Безвозмездные поступления , в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса РФ включают:

Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

Иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

К собственным доходам бюджета относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений (за исключением субвенций).

Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, т. е. их группировка по выбранному признаку (критерию).

По методу взимания все доходы бюджета делятся на налоговые и неналоговые (подробная характеристика была приведена выше).

В зависимости от государственного устройства страны различают доходы центрального и местных бюджетов (в унитарном государстве) или доходы федерального бюджета, доходы бюджетов членов федерации и доходы местных бюджетов (в федеративном государстве). Данная классификация важна при исследовании тенденций развития доходов бюджетов разного уровня. В соответствии с принципами бюджетного федерализма объем доходов бюджета каждого уровня бюджетной системы должен быть достаточным для покрытия отнесенных к его компетенции расходов.

По источникам образования выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от населения. Это деление имеет преимущественно социально-экономическое значение. С точки зрения формирования бюджета не важно, из какого источника (от юридических или физических лиц) поступили доходы. В то же время анализ соотношения таких видов доходов дает необходимую информацию при выработке направлений социально-экономической политики, показывает сложившиеся в государстве традиции в системе налогообложения, уровень правовой культуры в обществе. Так, в развитых демократических государствах население, как правило, в большей степени реализует свою публично-правовую функцию поддержки государства путем непосредственной уплаты в бюджет налогов. В развивающихся странах основная масса налогов с населения взимается опосредованно, через косвенные налоги.

По юридическому основанию взимания доходов в бюджет различают обязательные и добровольные платежи. Подавляющее большинство доходов поступает в бюджет на обязательной основе, добровольные платежи занимают второстепенное место.

Из всех приведенных выше классификаций наибольшее значение имеют первые две, так как именно они отчетливо показывают тенденции развития доходов бюджета, дают необходимую информацию для определения резервов их роста и направлений совершенствования.

Важнейшей задачей в области доходов бюджета является не только обеспечение их формирования в необходимом объеме, но и правильное распределение внутри бюджетной системы преимущественно путем разграничения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами. В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ) бюджет каждого уровня должен иметь законодательно установленные собственные источники доходов и возможность получения субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Формирование доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ имеет свои особенности.

Доходы федерального бюджета формируются только за счет собственных доходов, часть из которых передается полностью или частично бюджетам других уровней бюджетной системы РФ (соответственно они не включаются в доходы федерального бюджета).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственную пошлину 1 .

Кроме того, в состав доходов федерального бюджета включаются доходы от следующих налогов, взимаемых в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными режимами (ст. 18 НК РФ): единый сельскохозяйственный налог, платежи по упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции.

Примерно 85% общего объема доходов федерального бюджета формируется за счет налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых, налога на прибыль организаций.

В состав неналоговых доходов федерального бюджета в отличие от бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов включаются помимо вышеперечисленных доходов отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, консульский сбор, взимаемый на территории Российской Федерации, доходы от операций с государственным материальным резервом. Согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120- ФЗ с 1 января 2005 г. неналоговые доходы федерального бюджета формируют ся также за счет лицензионного сбора на производство и o6opoт этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, таможенных пошлин и таможенных сборов, патентных пошлин.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

Налоговых доходов от установленных региональных налогом, а также от федеральных налогов и сборов, нормативы отчислс

иий по которым определены Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Неналоговых доходов;

Безвозмездных поступлений, решающую долю которых составляют межбюджетные трансферты, поступающие из бюджетов других уровней в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В то же время в составе доходов региональных бюджетов не учитываются доходы от федеральных и региональных налогов, передаваемые местным бюджетам.

Налоговые доходы составляют более 85% всех доходов бюджетов субъектов РФ. При этом в полном объеме подлежат зачислению в бюджет доходы от региональных налогов: налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога. Однако бюджетным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлено право передавать часть региональных налогов в местные бюджеты путем установления нормативов отчислений по ним в соответствии с федеральным законом Российской Федерации (за исключением федерального закона о бюджете Российской Федерации или иного закона Российской Федерации на ограниченный срок действия).

Все региональные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ, вводятся законами субъектов РФ и обязательны к уплате на их территории. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Это обусловлено значением, которое данные платежи имеют для формирования походов региональных бюджетов, и их ролью как регуляторов экономического и социального развития регионов.

Из общей суммы налоговых доходов субъектов РФ примерно 80% приходится на отчисления от федеральных налогов и сборов, таких как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, взимаемые в соответствии с установленными Налоговым кодексом РФ специальными режимами, некоторые сборы и государственная пошлина. Начиная с 2005 г. состав доходов от федеральных налогов и сборов и нормативы отчислений от них в бюджеты субъектов РФ определяются Бюджетным кодексом РФ.

Неналоговые доходы представлены в бюджетах субъектов РФ в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, частью прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов в бюджет, доходами от платных услуг, оказываемых региональными органами власти, а также штрафными санкциями за негативное воздействие на окружающую среду.

В условиях значительной дифференциации социально-экономического развития регионов в формировании доходов региональных бюджетов весьма существенная роль принадлежит межбюджетным трансфертам. По данным Министерства регионального развития РФ по объему валового регионального продукта надушу населения минимальное и максимальное значения среди регионов разнились в 2004 г. в 73 раза, в 2006 г. - в 117 paз, по основному капиталу на душу населения в 2004 г. - в 184 раза, и 2006 г. — в 235 раз. В 2008 г. отмечен одиннадцатикратный разрыв в бюджетной обеспеченности между десятью самыми богатыми и десятью самыми бедными субъектами РФ 2 .

Вследствие этого нарастает дисбаланс в социально-экономическом развитии регионов, который компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Последние предоставляются бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета в форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, субсидий и субвенций. Помимо межбюджетных трансфертов, в состав безвозмездных поступлений в региональные бюджеты включают и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

При формировании бюджета на 2010-2012 гг. поставлена задача укрепления собственной доходной базы бюджетов субъектов РФ путем передачи этому уровню бюджетной системы РФ некоторых налогов.

Доходы местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) формируются за счет:

Доходов от местных налогов и сборов, предусмотренных действующим законодательством, включая муниципальные правовые акты;

Доходов от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

Неналоговых доходов;

Безвозмездных поступлений в виде межбюджетных трансфертов в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы вводятся правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые имеют право определять такие элементы налогообложения, как налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по нему, налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Важно отметить, что представительные органы местного самоуправления не могут устанавливать и вводить налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами.

Формирование доходов местных бюджетов осуществляется за счет налоговых доходов, закрепляемых за соответствующим видом местного бюджета (бюджетов поселений, бюджетов городских округов, бюджетов муниципальных районов) Бюджетным кодексом РФ, а также передаваемых органами государственной власти субъектов РФ и в отдельных случаях - органами местного самоуправления иного муниципального образования.

Налоговые доходы соответствующих видов местных бюджетов формируются за счет:

Местных налогов — земельного налога (по нормативу 100%) и налога на имущество физических лиц (по нормативу 100%);

Федеральных налогов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на доходы физических лиц, единого сельскохозяйственного налога и др. - по нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ для каждого вида местного бюджета);

Федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и передаваемых органами государственной власти этих субъектов и местные бюджеты (ст. 58 Б К РФ).

Налоговые доходы зачисляются в местные бюджеты по нормативам, устанавливаемым Бюджетным кодексом РФ; законами субъектов РФ в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и передаваемых местным бюджетам; решениями представительных органов местного самоуправления муниципальных районов - в части налоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов и передаваемых бюджетам поселений.

По данным Минфина России, в 2008 г. налоговые доходы в структуре доходов местных бюджетов составляли 38,2%. При этом в общей их сумме основную долю занимали отчисления oт налога на доходы физических лиц - 68,6%, а доходы от местных налогов - лишь 11,5%, в том числе земельный налог - 10,3%, налог на имущество физических лиц - 1,2%. На долю неналоговых доходов приходилось около 17% собственных доходом местных бюджетов, из которых основную часть составляли
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Неналоговые доходы представлены в местных бюджетах в основном доходами от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходами oт перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, доходами от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления платежами при пользовании природными ресурсами, доходами от оказания платных услуг муниципальными учреждениями, доходами от продажи имущества, а также штрафными санкциями за нарушение законодательства Российской Федерации.

Безвозмездные поступления в местные бюджеты включают безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе дотации из бюджетов субъектов РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии из бюджетов субъектов РФ, субвенции из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетом, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц.

Характерные черты процесса формирования доходов местных бюджетов и их источники можно показать на примере поселении расположенных на территории Плавского района Тульской области. Прежде всего отмечается значительная доля межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в расходах областного бюджета: в 2008 г. - 34% и в 2009 г. - 33%. В доходах бюджета муниципального района в 2007-2009 гг. более 70% приходилось на межбюджетные трансферты. Доходы бюджетов большинства поселений формировались преимущественно за счет межбюджетных трансфертов, средний уровень налоговых доходов составлял 23,6%, из которых 13,6% приходилось на налог на доходы физических лиц и 7,9% - на земельный налог 3 .

Механизм замены межбюджетных трансфертов на дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты, вводимые в 2006-2008 гг., не удалось реализовать в полной мере. В 2008 г. доля субвенций в доходах отдельных муниципальных районов составляла 50-60% их доходов при среднем уровне 23% по муниципальным образованиям.

Таким образом, задача укрепления доходной базы местных бюджетов не теряет своей актуальности. Для ее решения основным направлением является совершенствование системы разделения налоговых источников между государством и муниципальными образованиями, закрепление за последними полностью или частично на постоянной основе отдельных региональных налогов (налога на имущество организаций, транспортного налога). Большое значение имеет и совершенствование механизма функционирования земельного налога и налога на имущество физических лиц.

1 Однако отнесение налогов к федеральным, региональным или местным не означает, что они поступают в доход соответствующего бюджет. Поэтому не все перечисленные налоги поступают в доходы федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период до 2010 года доходы от уплаты, например, налога на доходы физических лиц в федеральный бюджет не поступают, несмотря на федеральный статус налога, а в полном объеме подлежат зачислению в региональные и местные бюджеты.
2 См.: Проект Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации; Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения в условиях финансового кризиса / / Финансы. - 2009. - № 5. - С. 10.
3 Финансы. - 2009. - № 1. - С. 9.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Доходы бюджета

Тема 7.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

1. Общая характеристика доходов бюджета

2. Бюджетная классификация доходов

3. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Доходы бюджета представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства – финансовые ресурсы, необходимые для осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

В юридической литературе государственные доходы (т.е. доходы федерального и региональных бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

В свою очередь, под муниципальными доходами (т.е. доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджета .

По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и использования соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.


Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходная часть бюджета должна формироваться на основе следующих принципов:

Ø денежной формы поступлений в бюджет;

Ø регулярности и полноты поступления средств в бюджет;

Ø равенства условий налогообложения;

Ø стабильности, устойчивости налоговой системы.

Бюджет каждого уровня формируется в соответствии с установленными правилами, которые предполагают наличие собственных и несобственных источников. Последние образуются в результате перераспределения денежных средств между центром и регионами.

Известны пять основных видов поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты . В реальной действительности их соотношений неодинаково и определяется различными факторами:

ü характером денежно-кредитной и финансовой политики;

ü экономическим состоянием страны;

ü политико-экономической конъюнктурой;

ü конкретными особенностями исторического периода.

Таким образом, при формировании бюджета используются два механизма - основной, финансовый (однонаправленное, безвозмездное движение денежных средств) и неосновной, кредитный (срочное, возвратное, возмездное движение) для финансирования дефицита бюджета. В основе финансового механизма формирования доходной части бюджета лежат налоговые и неналоговые методы, в соответствии с этим доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых источников, а также за счет безвозмездных перечислений. Кредитный механизм используется для финансирования дефицита бюджета. Кредиты, займы, не являются доходами бюджетов.

Следует отметить, что в современной финансовой науке для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по различным основаниям. Одной из значимых является классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанного основания деления различают три вида доходов бюджетов:

неналоговые доходы бюджетов;

налоговые доходы бюджетов;

безвозмездные перечисления.

Нельзя не отметить, что состав каждого из указанных видов доходов и в целом критерии и принципы классификации видов доходов бюджетов в процессе эволюции финансовой науки неоднократно становился предметом дискуссий.

С 2005 г. за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются на постоянной основе налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Все они образуют собственные доходы каждого бюджета. Не относятся с собственным доходам только субвенции из фондов компенсаций на выполнение полномочий того уровня бюджетной системы, которая передает субвенции.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Налоговая система России включает

Федеральные налоги и сборы

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на доходы с физических лиц;

· единый социальный налог (до 2010 г.);

· налог на прибыль организаций;

· налог на добычу полезных ископаемых;

· водный налог;

· сборы за право пользования объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;

· государственная пошлина

Региональные налоги и сборы

· налог на имущество организаций;

· налог на игорный бизнес;

· транспортный налог

Местные налоги и сборы

· земельный налог;

· налог на имущество физических лиц

В современной литературе к неналоговым доходам принято относить:

ü платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);

ü доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (например, от сдачи в аренду зданий и сооружений);

ü доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;

ü финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;

ü доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и т.д.

В свою очередь, с учетом положений статей 41-54 БК РФ система неналоговых доходов представлена следующим образом: к неналоговым доходам бюджетов относятся:

Ø доходы от использования имущества , находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, а именно:

o доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

o средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

o средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

o плата за пользование бюджетными кредитами;

o доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

o часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

o другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Ø доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности,после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

Ø доходы от платных услуг , оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Ø средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

Ø средства самообложения граждан ;

Ø иные неналоговые доходы.

В Российской Федерации соотношений налоговых и неналоговых доходов в бюджетах из года в год меняется, но в целом тенденции остаются в пределах общемировых – роль доходов, аккумулируемых вне налогообложения, в большинстве зарубежных стран, как правило, минимальна.

Между налоговыми и неналоговыми платежами можно выделить общие черты:

§ установление законодательным порядком размеров и условий взимания;

§ обязательность уплаты;

§ принудительный характер изъятия;

§ связь с бюджетом или внебюджетными фондами;

§ безэквивалентность платежа.

В то же время неналоговые платежи существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление – обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

При этом порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых доходов:

1) для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и др.);

2) размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными актами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

3) целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера, например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж – это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не налоговыми законами.

К безвозмездным поступлениям относятся:

Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

2. Классификация доходов бюджетов .

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Структура кода классификации доходов состоит из 20 разрядов и включает в себя коды:

1) главного администратора доходов бюджета;

2) вида доходов;

3) подвида доходов;

4) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Министерство образования и науки РФ

Федеративное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Курсовая работа

по дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»

на тему: «Характеристика доходов федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов».

Введение

1. Доходы федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов

1.1 Общая характеристика доходов бюджетов РФ

1.1.1 Классификация доходов бюджета

1.1.2 Виды доходов бюджетов

1.2 Доходы федерального бюджета

1.3 Доходы бюджетов субъектов РФ

1.4 Доходы местных бюджетов

2. Аналитическая часть

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения. Таким образом, доходы бюджета являются важнейшей частью бюджетной системы и экономики в целом, этим объясняется тема выбранной мной работы.

Целями и задачами данной курсовой работы является обоснование понятия «бюджет», описание социально-экономического значения доходов, виды доходов, рассмотрение состава и структуры налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Данная курсовая работа состоит из двух глав:

1) теоретической;

2) аналитической, где приведен анализ собранного материала по составу и структуре доходов Федерального бюджета, бюджета г. Тулы и Тульской области.

Предметом данной курсовой работы является бюджетная система Российской Федерации, а объектом исследования – доходы бюджета Российской Федерации.

В курсовой работе использованы следующие информационные источники: учебная литература, периодические издания, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы, нормативные правовые акты г. Тулы – решения; электронные источники.

1 Доходы федерального, субъектов РФ и муниципальных бюджетов

1.1 Общая характеристика доходов бюджетов Российской Федерации

Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет – не однозначный процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает существенное влияние на состояние производства, на социальную атмосферу в стране, во многом определяет отношения между членами общества и государством.

Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.

Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 БК доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов

Большое разнообразие экономических отношений порождает множественность видов доходов в хозяйстве, а отсюда следует и необходимость иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных доходов существенно различаются по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической значимости.

1.1.1 Классификация доходов бюджета

Классификация доходов бюджета – группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов всех уровней бюджетной системы.

Код классификации доходов бюджетов (см. Приложение 1) Российской Федерации состоит из:

1) кода главного администратора доходов бюджета (утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете);

2) кода вида доходов (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода);

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

    налоговые и неналоговые доходы;

2) безвозмездные поступления.

Доходы, указанные в абзацах втором, третьем (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), четвертом - десятом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются налоговыми доходами бюджетов. Доходы, указанные в абзацах третьем (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов), одиннадцатом - двадцатом подпункта 1 пункта 4 настоящей статьи, являются неналоговыми доходами бюджетов.

Единый для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации перечень статей и подстатей доходов бюджетов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

1.1.2 Виды доходов бюджетов

В настоящее время в России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые доходы и доходы бюджетных целевых фондов. Кроме того, имеются ещё и безвозмездные поступления (ст. 41 БК РФ). Эти поступления связаны обычно с движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут быть и поступления денег от отдельных экономических субъектов. Соответственно бюджетного кодекса РФ, статья 41.5 это выглядит так:

«К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

Субвенций из Федерального фонда и (или) из региональных фондов компенсаций;

Субвенций из местных бюджетов других уровней;

Иных безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;

Безвозмездных перечислений из бюджетов государственных (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

Безвозмездных перечислений от физических лиц и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

В целом эта статья доходов в консолидированном бюджете составляет менее процента общей величины доходов.

Выделение третьей группы – доходов бюджетных целевых фондов объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России. На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов . Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти доходы не имеют принципиального отличия от налогов и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные группы доходов бюджета – налоги и неналоговые платежи . Главной из них, конечно, являются налоги. Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физических и юридических лиц, поступающие в государственный и местные бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни.

Прежде всего, они преобладают количественно. Основной доход в составе неналоговых платежей – это доход от государственного имущества или от деятельности государственных организаций, административные платежи, сборы и штрафы. Это, как бы, доходы, связанные с собственностью государства и деятельностью государственного аппарата и государственных организаций. Возможно, их доля в ближайшее время несколько повысится, если продолжающаяся приватизация будет организованна на более выгодных для государства началах, а также в случае повышения эффективности текущей эксплуатации государственного имущества.

Итак, главный источник доходов государства – это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту взимания. Налог может устанавливаться либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов бюджета предусматриваются следующие группы налогов: (статья 49 БК РФ) федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения, в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ:

Налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются налоги на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц;

Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы: НДС, акцизы по товарам, производимым в РФ, и по товарам, ввозимым в РФ, сборы, налог с продаж;

Налоги на совокупный доход - это налоги, в основном, для мелких предпринимателей, которые в своем учете не отделяют прибыль от валового дохода, здесь же фигурирует налог на вмененный доход;

Налоги на добычу полезных ископаемых;

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствие с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти разных уровней.

Главный материальный источник доходов бюджета – национальный доход. Он перераспределяется с помощью налогов. Налоги - это главный метод огосударствления национального дохода.

Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Они составляют в федеральном бюджете до 70-80%.

К неналоговым доходам относят:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в собственности соответствующих органов власти;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правой и административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации имущества и др. ценностей, компенсации за причинение ущерба РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям);

4) прочие неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:

· финансовая помощь из бюджетов другого уровня;

· субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· субвенции из местных бюджетов бюджетам другого уровня;

· иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы;

· безвозвратные и безвозмездные перечисления из внебюджетных государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

· безвозвратные и безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных стран, в том числе добровольные пожертвования.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления могут быть в форме:

Дотаций бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов.

С 2007 года планирование и утверждение доходов и расходов бюджета осуществляется на три года с ежегодным уточнением. Доходы бюджета группируются на нефтегазовые и ненефтегазовые. Балансирование бюджета осуществляется ненефтегазовыми доходами.