Что такое ндс 0. Плательщики и объект налогообложения. Подтверждение права на применение нулевой налоговой ставки

по работам и услугам, непосредственно связанным

с экспортом и импортом товаров

До 1 января 2011 г. перевозка экспортируемых и импортируемых товаров облагалась в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ по нулевой ставке НДС. Такие же правила применялись и к организации перевозки, погрузке, перегрузке этих товаров, а также к иным подобным работам и услугам. Однако применение указанной нормы на практике порождало многочисленные споры. Налогоплательщики и инспекции зачастую по-разному отвечали на вопрос о том, по какой ставке облагаются НДС те или иные услуги, непосредственно связанные с экспортом или импортом товаров. Данные споры возникали потому, что перечень услуг и работ, содержащийся в пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, был открытым. Для решения этой проблемы был принят Федеральный закон от 27.11.2010 N 309-ФЗ, установивший закрытый перечень услуг и работ, которые облагаются по нулевой ставке НДС, и определивший комплекты документов, необходимых для подтверждения этой ставки в каждом конкретном случае. Рассмотрим изменения подробнее.

Подпункт 2 п. 1 ст. 164 НК РФ заменили восемь новых подпунктов, в каждом из которых перечислены услуги и работы, облагаемые НДС по нулевой ставке.

1. Услуги по международной перевозке товаров (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Международной перевозкой товаров признается перевозка автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным транспортом, пункт отправления или назначения которой находятся за пределами РФ.

На практике перевозка товаров может осуществляться двумя видами транспорта поочередно. Например, товар перевозится железнодорожным транспортом от находящегося в РФ пункта отправления до российского морского порта (при этом перевозчик не является российским перевозчиком на железнодорожном транспорте), затем - морским судном до пункта назначения в иностранном государстве. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются с вопросом: применяется ли нулевая ставка НДС к перевозке от пункта отправления до пункта перегрузки на другой вид транспорта? Минфин России в Письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72 разъяснил, что если товары вывозятся за пределы РФ несколькими видами транспорта разными налогоплательщиками, нулевая ставка применяется только в отношении услуг, оказанных на участке от российского пункта перегрузки до зарубежного пункта назначения (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Перевозка между пунктами, находящимися в РФ, облагается НДС по ставке 18 процентов.

Однако с 1 октября 2011 г. ситуация изменилась. В пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено исключение: по нулевой ставке НДС облагаются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава для международной перевозки и транспортно-экспедиционные услуги по договору транспортной экспедиции, оказанные российскими организациями и предпринимателями при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (порт или пограничная станция) до станции назначения товаров, расположенной в России.

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка распространяется на следующие услуги, оказанные в рамках международной перевозки товаров:

Предоставление железнодорожного подвижного состава для международной перевозки товаров.

По мнению Минфина России, нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по предоставлению (подаче) под погрузку железнодорожного подвижного состава, поскольку данная деятельность является неотъемлемой частью перевозочного процесса. А предоставление в аренду железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 18 процентов (см. Письма от 11.01.2011 N 03-07-08/02 , от 20.01.2011 N 03-07-08/14).

Напомним, что прежняя редакция п. 1 ст. 164 НК РФ не позволяла однозначно ответить на вопрос, по какой ставке облагается НДС предоставление под погрузку железнодорожного подвижного состава и предоставление данного имущества в аренду с целью экспорта товаров.

Так, в Письме от 22.03.2010 N 03-07-08/72 Минфин России отмечал, что подача вагонов под погрузку облагается НДС по ставке 18 процентов. Но единой судебной практики по данному вопросу не сложилось. Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7526-09 признано правомерным применение к таким услугам нулевой ставки.

Правомерность использования нулевой ставки НДС при предоставлении в аренду железнодорожного подвижного состава или контейнеров также вызывала многочисленные споры. Однако большинство судов подтверждали, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0 процентов (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 18.08.2010 N КА-А40/9385-10 , ФАС Поволжского округа от 27.01.2009 N А55-9952/2008).

Транспортно-экспедиционные услуги (например, участие в переговорах, оформление документов, прием и выдача грузов). Перечень услуг, приведенный в абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, является исчерпывающим (см. Письма Минфина России от 03.08.2011 N 03-07-08/249 , от 17.02.2011 N 03-07-08/49 , от 17.02.2011 N 03-07-08/54). Вознаграждение, которое экспедитор по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров получает за оказание перечисленных в данной норме транспортно-экспедиционных услуг, также облагается НДС по ставке 0 процентов (Письмо Минфина России от 03.08.2011 N 03-07-08/248). Причем, как указал Минфин России, такие услуги, предусмотренные абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, облагаются НДС по нулевой ставке независимо от вида таможенной процедуры, под которую помещаются товары. Однако для этого в налоговые органы необходимо представить документы, предусмотренные п. 3.1 ст. 165 НК РФ (Письмо от 18.03.2011 N 03-07-08/73). Кроме того, по мнению финансового ведомства, для применения нулевой ставки требуется, чтобы услуги, перечисленные в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, соответствовали ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст). На это указано в Письме Минфина России от 02.08.2011 N 03-07-15/72.

Следует отметить, что нулевая ставка по таким услугам применяется, если их оказывают на основании договора транспортной экспедиции. Как отметил Минфин России, такой договор должен соответствовать положениям гл. 41 "Транспортная экспедиция" ГК РФ и Федерального закона от 30.06.2003 "О транспортно-экспедиционной деятельности" (Письмо от 02.08.2011 N 03-07-15/72). Согласно разъяснениям финансового ведомства транспортно-экспедиционные услуги, оказанные на основании иных договоров (например, договора перевалки, затарки, вытарки, перетарки экспортно-импортных грузов), а также не связанные с международной перевозкой, облагаются НДС по ставке 18 процентов (см. Письма от 20.01.2011 N 03-07-08/15 , от 17.01.2011 N 03-07-08/10 , от 29.12.2010 N 03-07-08/375).

В Письме от 14.02.2011 N 03-07-08/41 Минфин России обращает внимание на то, что нулевая ставка применяется только в случае, если транспортно-экспедиционные услуги оказаны при организации международной перевозки. Если же такие услуги оказаны в отношении товаров, перемещаемых между двумя пунктами на территории РФ, то необходимо использовать ставку НДС 18 процентов (например, при перевозке от морского порта, через который товары ввезены на территорию РФ, до места назначения, расположенного на территории РФ, либо от места отправления, расположенного на территории РФ, до морского порта, через который товары вывозятся за пределы территории РФ). Аналогичные разъяснения даны в Письмах Минфина России от 26.04.2011 N 03-07-08/130 , от 19.04.2011 N 03-07-08/117 . Однако если транспортно-экспедиционные услуги оказываются при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию РФ (порт или пограничная станция) до станции назначения товаров, расположенной в России, то с 1 октября 2011 г. они облагаются НДС по нулевой ставке (соответствующее дополнение внесено в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Однако возможна и ситуация, когда транспортное средство по пути следования из пункта отправления, расположенного в иностранном государстве, до пункта назначения товаров, находящегося в России, осуществляло и другие остановки на территории РФ. Касательно такой ситуации Минфин России в Письме от 01.07.2011 N 03-07-08/201 пояснил следующее. Нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных на всем протяжении маршрута перевозки товаров. Тот факт, что на пути следования к месту назначения были сделаны промежуточные остановки, на величину ставки не влияет. Финансовое ведомство отмечает, что в целях применения нулевой ставки под пунктами отправления и назначения товаров следует понимать пункты, которые указаны в договорах на оказание транспортных и транспортно-экспедиционных услуг.

Документы, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, перечислены в новом п. 3.1 ст. 165 НК РФ. Это копии контракта и транспортных документов. Согласно разъяснениям Минфина России нулевая ставка НДС должна применяться в отношении транспортно-экспедиционных услуг даже в том случае, когда в соответствии с законодательством, регулирующим транспортно-экспедиционную деятельность, оформление экспедиторских документов для оказания данных услуг не требуется. Однако если оформление экспедиторских документов законодательством предусмотрено, но они отсутствуют или оформлены с нарушениями, то в совокупности с другими неправомерными действиями налогоплательщика данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в применении нулевой ставки в отношении указанных услуг. Такие пояснения даны в Письме от 02.08.2011 N 03-07-15/72.

В п. 3.1 ст. 165 НК РФ предусмотрены особенности формирования комплекта документов в зависимости от вида транспорта, которым перевозится товар. В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ подтверждающие документы необходимо представить в течение 180 календарных дней после проставления таможенными органами отметки на транспортных документах.

Следует отметить, что законодатель установил и комплект документов, необходимый для подтверждения нулевой ставки в случае перевозки товаров в страны таможенного союза. Напомним, что перевозка товаров из одной страны таможенного союза в другую облагается НДС по нулевой ставке согласно правилам Налогового кодекса РФ, если данные услуги оказывает российский налогоплательщик (пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе"). В конце 2010 г. финансовое ведомство выпустило ряд разъяснений о том, что в указанной ситуации перевозчик не вправе воспользоваться нулевой ставкой. Такая позиция была обоснована тем, что ст. 165 НК РФ не был установлен комплект документов, необходимых при перевозке товаров внутри таможенного союза (см. Письма Минфина России от 10.11.2010 N 03-07-08/308 , от 22.10.2010 N 03-07-08/299 , от 19.10.2010 N 03-07-08/296). Однако данная точка зрения представлялась достаточно спорной (этому был посвящен один из комментариев выпуска обзора "Новые документы для бухгалтера" от 11.11.2010). Теперь же такой комплект документов предусмотрен. Наряду с контрактом должны быть представлены копии транспортных документов, в которых указаны места разгрузки или погрузки, находящиеся на территории разных государств таможенного союза (пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Если договор перевозки заключен с организацией, не осуществляющей внешнеэкономическую сделку в отношении перевозимых товаров, то представляется еще один дополнительный документ - копия контракта этой организации с компанией, которая непосредственно осуществляет сделку (пп. 1 п. 3.1 ст. 165 НК РФ). Комплект документов необходимо представить не позднее 180 календарных дней с момента оформления транспортных документов (п. 9 ст. 165 НК РФ).

2. Работы, выполняемые организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, а также оказываемые ими услуги (пп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).

К таким услугам относятся:

Транспортировка нефти и нефтепродуктов от пункта отправления на территории РФ до ее границы либо до пункта перевалки, расположенного на территории РФ;

Перевалка и перегрузка нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы РФ.

Отметим, что применить нулевую ставку смогут только российские компании, осуществляющие деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, и лишь на основании определенных договоров с определенными лицами.

3. Услуги по организации транспортировки природного газа трубопроводным транспортом (пп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ). Их должен оказывать собственник магистральных газопроводов на основании отдельного договора.

4. Услуги организации по управлению единой национальной электрической сетью по передаче электроэнергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств (пп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Следует отметить, что нулевая ставка применяется, только если контракт на оказание этих услуг заключен с российским лицом (пп. 1 п. 3.4 ст. 165 НК РФ).

5. Работы по перевалке товаров, перемещаемых через границу РФ, которые выполняются российскими организациями в морских и речных портах, а также услуги по хранению таких товаров (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).

При этом в товаросопроводительных документах должен быть указан пункт отправления или назначения, находящийся за пределами территории РФ.

Работы и услуги, перечисленные в данном подпункте, облагаются НДС по нулевой ставке независимо от даты помещения товаров на территории РФ под соответствующие таможенные процедуры (выпуск для внутреннего потребления, таможенный транзит и др.). Такие разъяснения содержатся в Письмах Минфина России от 03.02.2011 N 03-07-08/33 , от 29.12.2010 N 03-07-08/375 .

6. Переработка товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

7. Предоставление железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки экспортируемых товаров и вывозимых из России продуктов переработки (пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ). С 1 октября 2011 г. в пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ внесены дополнения: теперь данное положение распространяется также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в рамках указанных операций.

Данные услуги могут оказывать российские налогоплательщики - собственники и арендаторы подвижного состава. При этом нулевая ставка применяется, если пункт отправления и пункт назначения перевозки находятся на территории России.

Необходимо обратить внимание, что аналогичные услуги предусмотрены пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ (об этом было сказано выше). Однако в соответствии с этой нормой предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке, если состав используется для международной перевозки товаров. Другими словами, пункт отправления или пункт назначения транспортируемого имущества должны находиться за пределами РФ. При этом не имеет значения, экспортируются товары или импортируются.

А вот согласно пп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ предоставление железнодорожного подвижного состава облагается НДС по нулевой ставке в случае, если по территории России перевозится именно экспортируемый товар (а также вывозимые продукты переработки). Если же по территории России перевозится импортируемый товар, данные услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.

Согласно разъяснениям Минфина России, нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по предоставлению (подаче) под погрузку железнодорожного подвижного состава, поскольку данная деятельность является неотъемлемой частью перевозочного процесса (Письма от 11.01.2011 N 03-07-08/02 , от 20.01.2011 N 03-07-08/14). А предоставление в аренду железнодорожного подвижного состава облагается НДС по ставке 18 процентов. Подробнее см. "Услуги по международной перевозке товаров".

8. Работы, выполняемые организациями внутреннего водного транспорта, и оказываемые ими услуги (пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевая ставка НДС применяется при условии, что данные действия выполняются в отношении экспортируемых товаров при их перевозке в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки на морские суда либо иные виды транспорта.

Комплекты документов, подтверждающие нулевую ставку НДС в перечисленных случаях, предусмотрены п. 3.1 - 3.8 ст. 165 НК РФ. Они определены с учетом особенностей каждого конкретного вида работ и услуг. При этом особо отмечается, что налогоплательщик обязан представить документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории РФ, если такое незачисление происходит в порядке, установленном валютным законодательством. Это исключение не распространяется на перевалку и хранение в морских и речных портах товаров, перемещаемых через границу РФ (пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ), а также на переработку товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на территории РФ (пп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Срок представления документов закреплен в п. 9 ст. 165 НК РФ. Он по-прежнему составляет 180 календарных дней. При этом момент, с которого данный срок исчисляется, установлен отдельно для каждого конкретного случая. Например, в отношении предоставления железнодорожного подвижного состава для перевозки экспортируемых товаров такой срок исчисляется с даты проставления российскими таможенными органами на транспортных документах отметки, которая подтверждает помещение товаров под таможенную процедуру экспорта. Отметим, что в отношении предусмотренных пп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ услуг и работ, которые выполняют организации внутреннего водного транспорта, срок представления подтверждающих документов не установлен. При этом моментом определения налоговой базы для таких работ и услуг является либо день отгрузки (составления соответствующего акта), либо день получения предоплаты (п. 1 , 9 ст. 167 НК РФ).

Следует отметить, что новые правила применения нулевой ставки НДС касаются работ, выполненных после 1 января 2011 г., и услуг, оказанных после этой даты (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 309-ФЗ).

С 1 октября 2011 г. перечень услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, расширился. В него вошли услуги, оказываемые организациями и предпринимателями, которые не являются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте:

Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава или контейнеров для перевозки товаров железнодорожным транспортом через территорию России. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане (пп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке экспортируемых за пределы территории России товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах. При этом на данных документах должны быть проставлены отметки таможенных органов (п. 5 ст. 165 НК РФ).

Однако при перевозках в пределах Таможенного союза такие отметки не проставляются. Статья 165 НК РФ не устанавливает отдельного перечня документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) железнодорожным транспортом товаров, по которым таможенное оформление не производится. В связи с этим Минфин России разъяснял, что услуги по перевозке товаров, вывозимых перевозчиком на железнодорожном транспорте из России на территорию государств - участников Таможенного союза, облагаются по ставке 18 процентов (Письмо от 14.04.2011 N 03-07-13/01-11).

С 1 октября 2011 г. в п. 1 ст. 164 НК РФ появился новый пп. 9.1 . В соответствии с ним работы (услуги) по перевозке (транспортировке) товаров через территорию России, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, облагаются по ставке 0 процентов. При этом пункты отправления или назначения могут располагаться как на территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, так и в Белоруссии или Казахстане. Кроме того, нулевая ставка НДС применяется к работам (услугам), непосредственно связанным с перевозкой или транспортировкой указанных товаров. Стоимость всех работ (услуг), перечисленных в пп. 9.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые выполняются российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, должна быть отражена в перевозочных документах.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки при реализации указанных услуг, а также срок их представления в инспекцию определены в п. п. 5.1 и 9 ст. 165 НК РФ.

Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России (подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Полный перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, приведен в таблице .

Реализация товаров на экспорт

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов, если организация экспортирует товары, которые при реализации в России не облагаются НДС ?

Нет, нельзя.

Любые ставки НДС (в т. ч. ставка 0 процентов) применяются для расчета суммы налога при реализации товаров, подлежащих налогообложению. Если организация реализует товары, освобожденные от налогообложения, НДС не начисляется. Следовательно, в таких случаях оснований для расчета НДС по каким бы то ни было налоговым ставкам нет.

Освобождение от налогообложения, предусмотренное статьей 149 Налогового кодекса РФ, применяется независимо от того, куда были реализованы товары - на экспорт или внутри России. Поэтому при экспорте товаров, освобожденных от налогообложения, ставку НДС 0 процентов не используйте.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июля 2011 г. № 03-07-08/220, от 2 февраля 2011 г. № 03-07-08/32, от 27 мая 2008 г. № 03-07-08/127, от 10 апреля 2008 г. № 03-07-07/42. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2012 г. № А56-35175/2011, Северо-Кавказского округа от 3 мая 2012 г. № А53-8871/2011). А в постановлении от 24 июня 2008 г. № А14-5018-2007227/34 ФАС Центрального округа, рассматривая аналогичную ситуацию, указал, что применение нулевой ставки НДС при совершении операций, освобожденных от налогообложения по статье 149 Налогового кодекса РФ, возможно только в том случае, если организация официально отказалась от использования льготы.

Исключение составляют операции по реализации товаров в страны - участницы Таможенного союза. При осуществлении таких операций ставка НДС 0 процентов применяется в том числе и отношении товаров, реализация которых в России освобождена от налогообложения. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе и письма Минфина России от 5 октября 2010 г. № 03-07-08/277. В таком же порядке следует начислять НДС и при экспорте товаров в страны СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие применение нулевых налоговых ставок.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации на экспорт товаров, покупателями которых являются иностранные граждане? Товары предназначены для личного использования и отправляются из России с помощью международной почтовой службы доставки .

Нет, нельзя.

Операции, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся операции по реализации товаров, вывезенных из России в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом применение нулевой налоговой ставки нужно обосновать.

Экспорт в страны - участницы Таможенного союза

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны - участницы Таможенного союза, российская организация, в частности, должна собрать пакет документов, указанных в пункте 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Одним из обязательных документов, который нужно представить в налоговую инспекцию, является заявление покупателя о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции страны-импортера. Частные лица такие заявления не подают. Следовательно, у организации-экспортера такого документа не будет, а значит, она не сможет обосновать право на применение нулевой ставки НДС.

Экспорт в другие страны

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в другие страны, экспортер должен собрать пакет документов, указанных в статье 165 Налогового кодекса РФ. Одним из обязательных документов, который нужно представить в налоговую инспекцию, является контракт на поставку экспортируемых товаров. При передаче товаров покупателю для личных целей контракты на поставку не оформляются. Следовательно, у организации-экспортера такого документа не будет, а значит, и в этом случае она не сможет обосновать применение нулевой налоговой ставки.

Поскольку право на нулевую ставку НДС не подтверждено, применять нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации иностранным гражданам товаров для личного пользования нельзя.

В связи с этим при реализации на экспорт таких товаров:

  • нужно начислять НДС по ставке 18 либо 10 процентов, если экспортируются товары, реализация которых в России облагается НДС (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ);
  • не начислять НДС, если экспортируются товары, реализация которых в России освобождена от налогообложения.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 июня 2013 г. № 03-07-14/22219, от 25 января 2012 г. № 03-07-13/01-03.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров с консигнационного склада, расположенного на территории иностранного государства?

Да, может.

Реализация товаров облагается НДС (в т. ч. по ставке 0%), если местом реализации признается территория России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом под реализацией подразумевается переход права собственности на товары от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Для целей обложения НДС товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:

  • товар находится в России и при реализации не перемещается;
  • товар находится в России в момент начала отгрузки (транспортировки).

Такой порядок установлен статьей 147 Налогового кодекса РФ.

При передаче товаров на консигнационный склад право собственности на них от продавца (консигнанта) к посреднику (консигнатору) не переходит. Однако именно в этот момент начинается перемещение (транспортировка) товаров, предназначенных для продажи покупателям иностранного государства. Продавец передает право собственности на товары, когда покупатель приобретает их с консигнационного склада. Несмотря на то что сам склад расположен за границей, в рассматриваемой ситуации местом реализации товара признается территория России. Такая операция является объектом обложения НДС, следовательно, к ней может быть применена налоговая ставка 0 процентов. Независимо от того, что на момент начала отгрузки (транспортировки) товаров договор купли-продажи с покупателем не был заключен.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июня 2011 г. № 03-07-08/189 и от 25 апреля 2008 г. № 03-07-08/99. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-3078/2007(34280-А46-37), от 5 июня 2006 г. № Ф04-3343/2006(23299-А03-14), Волго-Вятского округа от 31 октября 2006 г. № А43-7918/2006-35-214, Северо-Западного округа от 3 июня 2008 г. № А56-36054/2007, от 26 мая 2008 г. № А56-12544/2007, от 14 апреля 2008 г. № А56-17114/2007, от 21 января 2008 г. № А56-1346/2007, от 4 июля 2007 г. № А56-48355/2006).

Следует отметить, что в письмах ФНС России от 12 августа 2011 г. № АС-4-3/13134 и от 9 августа 2006 г. № ШТ-6-03/786 отражена другая позиция. Она сводится к тому, что при отгрузке товаров со складов, расположенных за границей, объект обложения НДС не возникает. На момент перехода права собственности к покупателю товар находится на территории иностранного государства, поэтому у организации нет оснований для того, чтобы признавать местом их реализации Россию. Следовательно, ставка НДС 0 процентов к таким операциям не применяется.

Как правило, при вывозе на консигнационный склад товары помещаются под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 285 Таможенного кодекса Таможенного союза). Объясняется это тем, что владельцы консигнационных складов не соглашаются на заключение сделок купли-продажи в связи с наличием рисков дальнейшей реализации товаров покупателям. Однако ставку НДС 0 процентов можно применять только в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Поэтому при реализации товаров с консигнационного склада организация обязана изменить таможенную процедуру временного вывоза на таможенную процедуру экспорта. Такая возможность предусмотрена статьей 289 Таможенного кодекса Таможенного союза. После смены таможенной процедуры организация сможет воспользоваться нулевой налоговой ставкой. При этом, если таможенная стоимость товаров, заявленная в таможенной декларации при их вывозе из России, отличается от стоимости, по которой они были реализованы, ставка НДС 0 процентов применяется в отношении стоимости, указанной в контракте с иностранным покупателем. Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 03-07-08/19156 и от 1 сентября 2010 г. № 03-07-08/253.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта в связи с его возвратом поставщику? Ранее товар был ввезен для выпуска в свободное обращение .

Нет, нельзя.

Реализация товаров, вывозимых с территории России в режиме реэкспорта , в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не поименована. Следовательно, применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта нельзя.

При вывозе из России товаров в таможенной процедуре реэкспорта НДС не уплачивается. Поскольку в рассматриваемой ситуации из России вывозятся товары, которые были ввезены для выпуска в свободное обращение, суммы НДС, ранее уплаченные на таможне и принятые организацией к вычету, нужно восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Эти суммы могут быть возвращены организации в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. Это следует из положений подпункта 2 пункта 2 статьи 151 Налогового кодекса РФ и статьи 301 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) дипломатическому представительству иностранного государства ?

Нет, нельзя.

Порядок применения ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для использования дипломатическими (приравненными к ним) представительствами иностранных государств, а также сотрудниками этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи) регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033 (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации применение ставки НДС 0 процентов означает, что дипломатические (приравненные к ним) представительства, а также сотрудники этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи) имеют право на возврат из российского бюджета сумм налога, уплаченного российским организациям при приобретении у них товаров (работ, услуг) (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033). При этом российские организации, поставляющие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги) иностранным представительствам, предъявляют им НДС по ставке 18 (10) процентов или делают в счетах-фактурах отметку «Без налога (НДС)». Последний вариант возможен, если организация освобождена от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ или если реализация определенных товаров (работ, услуг) не облагается этим налогом (п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033).

Чтобы вернуть уплаченный НДС, представительства иностранных государств должны обратиться в налоговую инспекцию и подать при этом необходимые документы. Порядок оформления этих документов, их состав (в зависимости от условий приобретения товаров (работ, услуг) и от формы расчетов с российскими организациями), а также сроки подачи определены в пунктах 8-16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033.

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) организациям, участвующим в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу ?

Нет, нельзя.

Продавая товары, работы или услуги организаторам мирового чемпионата по футболу 2018 года, НДС нужно начислять в общем порядке - по ставке 18 или 10 процентов, в зависимости от вида продукции. При этом покупатели имеют право на возврат НДС, который они заплатили российским продавцам товаров (работ, услуг). В число таких покупателей входят:

Международная федерация футбола (FIFA);

Дочерние организации FIFA;

Конфедерации;

Организационный комитет «Россия-2018»;

Дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018»;

Национальные футбольные ассоциации;

Российский футбольный союз;

Производители медиаинформации FIFA;

Поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанных в Законе от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 13 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Правила применения нулевой ставки при реализации товаров (работ, услуг) организациям, которые участвуют в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу (в т. ч. возврата уплаченных сумм налога), утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784. В пункте 2 этих Правил закреплено, что названные категории покупателей для возврата НДС должны обратиться в налоговую инспекцию. Состав документов для возврата уплаченного НДС, порядок их оформления и подачи названы в пунктах 4-12 тех же Правил.

Отметим, что правила введены в действие задним числом - с 1 октября 2013 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784). Это означает, что организации, участвующие в подготовке к проведению чемпионата, могут вернуть НДС, уплаченный российским поставщикам, начиная с этой даты.

А российских поставщиков (исполнителей) все эти правила не касаются. При реализации товаров (работ, услуг) они должны предъявлять НДС по ставке 18 (10) процентов или составлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)». Последний вариант возможен, если организация освобождена от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ или если реализуемые товары (работы, услуги) не облагаются таким налогом (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784).

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при экспорте технической документации к оборудованию (руководство по монтажу и эксплуатации, чертежи, технологические схемы и т. п.)? Техническая документация разработана (приобретена) на территории России .

Да, можно, если на экспорт поставляется готовая техническая документация, приобретенная для перепродажи у третьих лиц.

Налоговая ставка НДС 0 процентов применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (п. 1 ст. 164 НК РФ). Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Имуществом, в свою очередь, признаются любые вещи, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).

Техническая документация может быть:

  • неотъемлемой частью комплекта поставки (например, при экспорте оборудования, которое нельзя эксплуатировать без соответствующих инструкций);
  • самостоятельным объектом реализации (например, если организация продает на экспорт документацию, приобретенную (созданную) в России по заданию иностранного заказчика или без предварительного заказа).

В первом случае техническая документация входит в комплект поставки. Поэтому ее стоимость отдельно не оплачивается (п. 2 ст. 456 ГК РФ) и самостоятельным объектом реализации документация не признается. Следовательно, при экспорте товаров с комплектом технической документации применяются обычные правила начисления и возмещения НДС. Эти правила действуют независимо от того, какой товар реализуется на экспорт:

  • приобретенный для перепродажи (в комплекте с технической документацией);
  • изготовленный по заказу иностранной организации с приложением технической документации, без которой товар не может быть использован по назначению.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2006 г. № А56-22282/2005).

Во втором случае возможны два варианта:

  • на экспорт поставляется готовая техническая документация, приобретенная для перепродажи у третьих лиц;
  • на экспорт поставляется техническая документация, самостоятельно разработанная российской организацией по заказу иностранного контрагента.

Если техническая документация была приобретена у третьих лиц и экспортер не имеет на нее исключительных прав, продажа документации на экспорт признается реализацией товара. При таком варианте экспортер вправе применить ставку НДС 0 процентов на общих основаниях (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-04-08/106. Арбитражная практика подтверждает такой вывод (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 г. № 17933/09, ФАС Северо-Западного округа от 25 сентября 2009 г. № А56-22914/2008, от 23 сентября 2009 г. № А56-12932/2008, от 17 июля 2007 г. № А56-33552/2006, от 22 февраля 2007 г. № А56-35751/2005, Западно-Сибирского округа от 28 января 2004 г. № Ф04/409-1695/А03-2003).

Если же экспортер является разработчиком технической документации, то ее комплект следует рассматривать как вещественное оформление результатов выполненных работ. Передача технической документации иностранному контрагенту в этом случае признается реализацией работ (услуг), на которую положения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не распространяются. Такие операции облагаются НДС, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку в рассматриваемой ситуации покупателем является иностранная организация, эти работы (услуги) не являются объектом обложения НДС. Следовательно, нулевая налоговая ставка в этом случае не применяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-04-08/106. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих такую позицию (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 9 января 2008 г. № А43-10250/2007-44-31, Уральского округа от 8 февраля 2006 г. № Ф09-189/06-С2, от 23 августа 2005 г. № Ф09-3634/05-С2).

Ситуация: при каких условиях российская организация может применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России?

Применение ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России, возможно при соблюдении следующих условий:

  • освобождение от налогообложения (применение ставки НДС 0%) предусмотрено международным договором;
  • товары (работы, услуги) реализуются международной организации (ее представительству) для официального использования;
  • международная организация (ее представительство) включена в перечень, утвержденный совместным приказом от 24 марта 2014 г. МИД России № 3913, Минфина России № 19н.

Такой порядок следует из положений статьи 7, подпункта 11 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455.

При реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) международным организациям (их представительствам) российская организация должна выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС 0 процентов, а также с пометкой «Для официальных нужд международной организации». Однако предъявление такого счета-фактуры возможно только при наличии следующих документов:

  • договора с международной организацией (ее представительством) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для официального использования (со спецификацией товаров (работ, услуг) и указанием их стоимости);
  • письма международной организации (ее представительства), подтверждающего официальный характер использования реализуемых товаров (работ, услуг). Это письмо должно быть подписано главой международной организации или ее представительства (иным уполномоченным лицом) и заверено печатью. В письме должны быть указаны наименование и ИНН российской организации - поставщика товаров (исполнителя работ, услуг).

Если на дату реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) у российской организации не будет этих документов, начислить НДС нужно по ставке 18 (10) процентов.

При наличии подтверждающих документов представьте их в налоговую инспекцию, чтобы обосновать правомерность применения ставки НДС 0 процентов. Дополнительно к ним нужно приложить копию платежного документа (приходного кассового ордера), подтверждающего фактическую оплату международной организацией (ее представительством) реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Такой порядок установлен пунктами 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 июля 2008 г. № 03-07-08/186, от 15 января 2008 г. № 03-07-07/02, от 21 декабря 2007 г. № 03-07-07/44, от 14 августа 2007 г. № 03-07-03/105.

Весь пакет документов подайте в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС (ее форма утверждена приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558) за тот период, в котором российская организация реализовала товары (работы, услуги) международной организации (ее представительству). Налоговую базу по этим операциям укажите по строкам 020 раздела 4 декларации по каждому коду операции (п. 41.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Следует отметить, что в некоторых случаях применение ставки НДС 0 процентов неправомерно. Например, если российская организация оказывает международной организации (ее представительству) услуги по аренде помещений в рамках договоров, согласно которым арендная плата не включает в себя стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором. Если международная организация (ее представительство) компенсирует арендодателю стоимость этих услуг, то начислять НДС (в т. ч. и по ставке 0 процентов) арендодатель не вправе. Для него как для абонента такая операция не является объектом обложения НДС (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, УФНС России по г. Москве от 18 декабря 2007 г. № 19-11/120973). Если международная организация (ее представительство) возмещает стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы, то арендодатель вправе применить ставку НДС 0 процентов при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455.

Входной НДС по расходам, связанным с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) международным организациям (их представительствам), российская организация может принять к вычету (ст. 171, 172, 176 НК РФ, п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455).

Свободные таможенные зоны

Помимо поставки товаров на экспорт (в другие государства), нулевую ставку НДС можно применять и при реализации товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны. Суть этой процедуры состоит в следующем. Покупатели - резиденты свободных таможенных зон - освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории. А продавцы (резиденты других регионов России) освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин и начисляют НДС по нулевой ставке.
Важное условие: льготные таможенный и налоговый режимы действуют только при условии, что ввозимые товары размещаются и используются непосредственно в свободной экономической зоне.

Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, статьи 37 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, статьи 10 Соглашения о СЭЗ.

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при реализации товаров резидентам особых экономических зон?

Да, можно. Но при соблюдении следующих условий:

- на территории особой экономической зоны создана свободная таможенная зона;

- реализуемые товары подпадают под процедуру свободной таможенной зоны.

Поясним. По общему правилу реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, облагается НДС по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но чтобы убедиться в том, можно ли применять это правило, нужно знать:

Действует ли режим свободной таможенной зоны в особой экономической зоне, резидентом которой является ваш покупатель;

Распространяется ли льготный порядок налогообложения на товары, которые реализует ваша организация.

Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ.

Дело в том, что не все товары, которые поставляются на территории свободных таможенных зон, облагаются НДС по нулевой ставке.

Во-первых, льготный порядок налогообложения зависит от характера использования поставленных товаров (он должен быть прописан в условиях контракта). В частности, нулевую ставку можно применять при реализации товаров, предназначенных:

Для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ;

Для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ по договорам хранения или складирования, заключенным между нерезидентами и резидентами СЭЗ.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ.

А во-вторых, существуют группы товаров, которые в принципе не могут быть помещены под процедуру свободной таможенной зоны. Общий перечень таких товаров определен в пункте 5 статьи 9 Соглашения о СЭЗ. Постановлением от 25 октября 2012 г. № 1096 Правительство РФ конкретизировало этот перечень и установило номенклатуру товаров, которые не подпадают под процедуру свободной экономической зоны на территории России. Например, запрещено помещать под процедуру свободной таможенной зоны товары, ввезенные на территорию особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей, если они произведены на территории Таможенного союза (подп. 5 п. 5 ст. 9 Соглашения о СЭЗ). При реализации таких товаров начисляйте НДС по ставке 18 или 10 процентов (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).

Чтобы подтвердить право на нулевую налоговую ставку, продавец должен представить в налоговую инспекцию пакет документов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ:

Контракт (копию контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны;

Копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны (или копию свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны);

Таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможни.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта ();

Реализация товаров на экспорт

Ситуация: можно ли применить ставку 0 процентов, если организация экспортирует товары, которые при реализации в России не облагаются НДС

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации на экспорт товаров, покупателями которых являются иностранные граждане. Товары предназначены для личного использования и отправляются из России с помощью международной почтовой службы доставки

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров с консигнационного склада, расположенного на территории иностранного государства

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта в связи с его возвратом поставщику. Ранее товар был ввезен для выпуска в свободное обращение

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) дипломатическому представительству иностранного государства

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) организациям, участвующим в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов при экспорте технической документации к оборудованию (руководство по монтажу и эксплуатации, чертежи, технологические схемы и т. п.). Техническая документация разработана (приобретена) на территории России

Ситуация: при каких условиях российская организация может применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при поставках в Абхазию

Свободные таможенные зоны

Помимо поставки товаров на экспорт (в другие государства), нулевую ставку НДС можно применять и при реализации товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны. Суть этой процедуры состоит в следующем. Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории.

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при реализации товаров резидентам особых экономических зон

Ситуация: можно ли применить ставку НДС 0 процентов, перерабатывая импортные товары в Калининградской ОЭЗ. Организация ввезла товары из Европы и после переработки реализовала в России

Услуги, связанные с вывозом товаров

К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:

Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС при оказании услуг по международной перевозке товаров автомобильным (воздушным) транспортом. Организация оказывает услуги по договору, заключенному с экспедитором

Ситуация: можно ли применять нулевую ставку НДС, оказывая транспортно-экспедиционные услуги по перевозке грузов по территории России. Груз перевозят транзитом – из одного иностранного государства в другое

Ситуация: какую ставку НДС применять при оказании услуг по хранению товаров при их транспортировке водным транспортом как в пределах России, так и на экспорт. На момент оказания услуг характер дальнейшей реализации товаров (внутренний рынок или экспорт) неизвестен

Ситуация: можно ли принять к вычету НДС по ставке 18 процентов со стоимости услуг по доставке и заправке иностранного судна топливом, реализованным в качестве припасов. Услуги оказаны на территории России. Право на нулевую ставку НДС при реализации припасов подтверждено

Услуги, связанные с ввозом товаров

К услугам, связанным с ввозом товаров в Россию, относятся:

Ситуация: можно ли применить нулевую ставку НДС при оказании услуг по перевозке импортного груза. Экспедитор перевозит груз только по территории России от пограничной зоны до покупателя. Таможенное оформление производится по местонахождению покупателя

) по работе с НДС в 1С:Бухгалтерия 8.3 (редакция 3.0).

Сегодня мы рассмотрим тему: "Ставка НДС 0% при экспорте".

Большая часть материала будет рассчитана на начинающих бухгалтеров, но и опытные найдут кое-что для себя. Чтобы не пропустить выход новых уроков - на рассылку.

Напоминаю, что это урок, поэтому вы можете смело повторять мои действия у себя в базе (лучше копии или учебной).

Итак, приступим

Экспорт товаров за границу облагается ставкой НДС 0%.

Это означает, что при экспорте товара у нас не возникает обязательств по уплате НДС в бюджет.

Однако у нас возникает обязательство подтвердить произведенный экспорт в течение 180 дней после помещения товара под таможенный режим экспорта.

Чтобы подтвердить экспорт нужно собрать и предоставить в налоговую вместе с декларацией по НДС следующий комплект документов:

  • Контракт на экспорт с иностранным контрагентом (его копию).
  • Грузовую таможенную декларацию (ее копию с отметками таможни, выпустившей товар).
  • Копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками таможенных органов.

В случае неподтверждения экспорта мы обязаны начислить НДС "задним числом" по курсу, действовавшему на дату экспортной операции, используя дополнительный лист книги продаж.

В отношении "входящего" НДС (который был уплачен нами поставщику экспортируемого товара) также действуют особые правила. Этот НДС может быть взят нами в зачет только после подтверждения или неподтверждения экспорта ( поправка: с 01.07.2016 входящий НДС можно брать к зачёту до подтверждения - это правило работает только для не сырьевых товаров; указывать, что это несырьевой товар нужно в номенклатуре - не ставить галочку при ее создании, когда указываете код ТНВЭД ).

Рассмотрим эти ситуации применительно к 1С:Бухгалтерии 8.3 (редакция 3.0).

Настраиваем учетную политику

Прежде всего настроим раздельный учет входящего НДС - это необходимо, так как мы будет учитывать товары для экспорта по ставке 0%.

Заходим в раздел "Главное" пункт "Налоги и отчеты":

Здесь выбираем пункт "НДС" и устанавливаем галку "Ведется раздельный учет входящего НДС":

Там же устанавливаем пункт "Раздельный учет НДС по способам учета". Эта опция включает новую методику раздельного учета НДС при помощи дополнительного субконто "Способ учета НДС" на 19 счете.

Закупаем товар для экспорта

Создаем новый документ "Поступление товара":

Согласно этому документу 01.01.2016 мы закупили 2 тонны пшеницы 1 сорта по цене 10 000 (включая НДС) за тонну.

При этом в табличной части (промотайте экран вправо) мы указали в качестве субконто 19 счета значение "Блокируется до подтверждения 0%":

Это означает, что данный товар приобретен нами для дальнейшего экспорта, а значит вычет НДС по нему сможет быть взят исключительно после подтверждения или неподтверждения экспорта.

Не забудем зарегистрировать входящий счет-фактуру (кнопка "Зарегистрировать" в самом низу документа):

Реализуем товар на экспорт

Наконец, заходим в раздел "Продажи" пункт "Реализация (акты, накладные)":

Создаем новый документ "Реализация товаров":

Мы реализуем (на экспорт) 2 тонны пшеницы иностранному контрагенту по цене 500 евро за тонну по ставке НДС 0%.

При этом в договоре с покупателем мы явно указали, что расчет ведется в евро:

Проводим документ, а затем выписываем счет-фактуру (кнопка в самом низу):

Экспорт подтвержден

Полный пакет документов, подтверждающих экспорт был собран нами 15.04.2016. Этот пакет документов будет подан нами в налоговую инспекцию вместе с декларацией за 2 квартал.

Чтобы отразить факт подтверждения в 1С заходим в раздел "Операции" пункт "Регламентные операции НДС":

Создаем новый документ "Подтверждение нулевой ставки НДС":

Указываем дату 15.04.2016 (или 30.06.2016 - последний день квартала, в котором предоставлены документы) и нажимаем кнопку "Заполнить":

Табличная часть автоматически заполнится неподтвержденным экспортом. В поле "Событие" указываем значение "Подтверждена ставка 0%":

Теперь, когда мы подтвердили экспорт, оказалось выполнено условие для взятия в зачет "входящего" НДС по этому товару.

Но для этого необходимо сформировать записи книги покупок за 2 квартал (период, в котором мы подтвердили экспорт).

Для этого заходим в помощник по учету НДС за 2 квартал:

И переходим к формированию записей книги покупок

Устанавливаем галку "Предъявлен к вычету НДС 0%" и нажимаем кнопку "Заполнить документ":

Закладка "Приобретенные ценности" автоматически заполнится подтвержденной реализацией:

Мы видим, что в ней отразился входящий НДС в размере 3 050 рублей 85 копеек:

Согласно отчету "Анализ учета по НДС" за 2 квартал НДС к возмещению составил 3 050 рублей 85 копеек:

Экспорт не подтвержден

Теперь отмотаем события на момент реализации товара на экспорт от 10.01.2016 и предположим, что документы, подтверждающие экспорт нам собрать так и не удалось.

В этом случае на 181 день со дня экспорта (9 июля 2016) такой экспорт становится неподтвержденным и у нас появляется обязательство начислить НДС задним числом, отразив его в дополнительном листе книги продаж за 1 квартал.

Чтобы отразить факт неподтверждения в 1С заходим в раздел "Операции" пункт "Регламентные операции НДС" и создаем новый документ "Подтверждение нулевой ставки НДС":

Указываем дату 09.07.2017 и нажимаем кнопку "Заполнить" в табличной части.

Табличная часть документа автоматически заполнилась неподтвержденным экспортом.

В поле "Событие" в табличной части указываем значение "Не подтверждена ставка 0%".

Также не забываем указать статью прочих расходов, через которую будет начислен НДС к уплате в бюджет:

Проводим документ и обращаем внимание на то, что программа автоматически создала и заполнила в табличной части счет-фактуру выданный с НДС в размере 14 335.11:

Этот НДС был автоматически рассчитан программой с суммы экспорта сверху, по ставке 18% (эта ставка указана в самом товаре).

Осталось убедиться, что после этой операции в дополнительном листе книги продаж за 1 квартал появился созданный только что счет-фактура с НДС в размере 14 335 рублей 11 копеек.

Для этого заходим в помощник по учету НДС за 1 квартал и открываем "Книгу продаж":

В настройках отчета (кнопка "Показать настройки") указываем "Формировать дополнительные листы" за текущий период:

Формируем отчет, открываем "Доп. листы за 1 квартал 2016 года" и видим наш счет-фактуру, обязывающий нас уплатить в бюджет 14 335 рублей и 11 копеек:

Но не всё так страшно Ведь одновременно с неподтверждением экспорта у нас появилось право взять в зачет входящий НДС. Эта факт также будет отражён в дополнительном листе, но уже книги покупок.

Но для начала заходим в помощник по учету НДС за 3 квартал (именно в этом периоде настал 181 день со дня экспорта и экспорт приобрел статус неподтвержденного) и открываем формирование записей книги покупок:

Устанавливаем пункт "Предъявлен к вычету НДС 0%" и нажимаем кнопку "Заполнить документ". Табличная часть "Приобретенные ценности" автоматически заполнилась:

Проводим документ, а затем открываем помощник по учету НДС за 1 квартал. Отсюда переходим в книгу покупок:

В настройках (кнопка "Показать настройки") указываем пункт "Формировать дополнительные листы" за текущий период:

Формируем отчет, открываем "Доп. лист за 1 квартал 2016 года" и видим, что здесь отразился входящий счет-фактура с НДС на сумму 3 050 рублей и 85 копеек:

Итого НДС к уплате за 1 квартал согласно отчету "Анализ учета по НДС" составит 11 284 рублей и 26 копеек:

Мы молодцы, на этом всё

Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Глава 21 НК РФ предусматривает применение ставки НДС в размере 0%, что, безусловно, наиболее выгодно для налогоплательщика, поскольку не предполагает уплаты налога в бюджет, но при этом дает возможность воспользоваться налоговым вычетом. Уже более полутора лет налогоплательщики-экспортеры, которые приняли НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС, но с учетом того, что выездной налоговой проверке может быть подвергнут период, не превышающий трех календарных лет, считаем, что рассмотрение вопроса о восстановлении НДС в случае применения нулевой ставки будет полезной.

Напомним, что исчерпывающий перечень операций, облагаемых налогом по ставке 0%, установлен в п. 1 ст. 164 НК РФ. К таким операциям относится в том числе и экспорт товаров. На основании ст. 147 НК РФ экспортные товары считаются реализованными в Российской Федерации, вследствие чего уплачиваемый при этом налог определяется в соответствии с нормами главы 21 НК РФ.

Следует иметь в виду, что если товары, отправляемые на экспорт, освобождены от налогообложения на основании ст. 149, то положения п. 1 ст. 164 НК РФ к ним не применяются (письма Минфина России от 1.02.13 г. № 03-07-13/01-2073, от 2.02.11 г. № 03-07-08/32). Такие товары независимо от факта их вывоза за рубеж будут реализованы в льготном порядке. Кто-то может задать вопрос, в чем, собственно, состоит разница, так как в случае использования льготного режима налогообложения, как и при экспорте, налог в бюджет фактически не уплачивается. Действительно, в части начисленного налога разницы нет, зато в части сумм «входного» налога она имеется. Дело в том, что в отличие от льготных операций при экспорте плательщик НДС имеет право на применение налоговых вычетов по НДС, которые традиционно называют экспортным налогом.

Отчетность в налоговую инспекцию

При реализации экспортных товаров обложение НДС производится по нулевой ставке, но при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. При этом на подготовку указанных документов налогоплательщику отводится всего 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (п. 9 ст. 165 НК РФ).

Итак, для подтверждения использования ставки налога в размере 0% и налоговых вычетов экспортер обязан представить в налоговый орган следующие документы (п. 1 ст.165 НК РФ):

1) контракт (копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза (далее — таможенная территория Таможенного союза); если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, в которой содержится информация, необходимая для проведения налогового контроля (в частности, сведения об условиях поставки, сроках, цене, виде продукции).

Для справки. На официальном сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org) размещен проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). На сегодняшний день данный проект одобрен коллегией Евразийской экономической комиссии и направлен в государства-члены союза для проведения внутригосударственного согласования. До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Евразийском экономическом союзе осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными международными договорами государств-членов, которые определяют таможенные правоотношения, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и единого экономического пространства.

Обратите внимание! Речь идет именно о контракте, заключенном с «иностранцем». Как разъяснено в письмах Минфина России от 8.05.13 г. № 03-07-08/16131, от 1.10.13 г. № 03-07-15/40626, если товары вывозятся из страны по контракту, заключенному с российским налогоплательщиком, то реализация товаров облагается налогом по ставке, применяемой на внутреннем рынке. Единственное исключение касается вывоза товаров (припасов) для использования их в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении такого сырья. В этом случае на нулевую ставку налога может рассчитывать и налогоплательщик, заключивший контракт с российской стороной, которая осуществляет деятельность по поиску, оценке, разведке и (или) разработке указанного месторождения. В этом случае наряду с контрактом понадобятся и копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров (припасов) в пункт назначения, который находится на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря;

2) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией;

3) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. Например, в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта автомобильным транспортом покупателя, организация-экспортер может представить в налоговый орган любой документ с отметками таможенного органа места убытия, подтверждающими убытие за пределы территории Российской Федерации экспортированных товаров указанным автомобильным транспортом (письмо Минфина России от 16.04.13 г. № 03-07-08/12729).

Конкретный перечень документов, представляемых в налоговую инспекцию, зависит от условий экспортного контракта, вида экспортируемых товаров, условий перевозки, вида транспорта и др.

Подтверждающие документы подаются в налоговую инспекцию одновременно с налоговой декларацией по НДС (форма декларации, действующей с налогового периода за I квартал 2015 г., утверждена «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме».

Если экспортер представил требуемые документы в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней, то он подтвердил свое право на использование ставки налога в размере 0%. В случае, если в указанный срок необходимые документы не были представлены, экспортеру придется заплатить налог, исчисленный по ставкам 10 или 18% (в зависимости от вида реализуемого товара). Такой НДС обычно именуют налогом с неподтвержденного экспорта.

О принятии к вычету сумм НДС при реализации «экспортных» товаров

Касаясь вопроса о принятии к вычету сумм НДС при реализации «экспортных» товаров, необходимо иметь в виду, что с 1 июля 2016 г. в соответствии с Федеральным законом от 30.05.16 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок принятия к вычету сумм «входного» НДС в отношении экспортных операций, облагаемых НДС по ставке 0%.

Согласно общему правилу вычеты сумм налога, которые предусмотрены пп. 1-8 ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, на момент определения налоговой базы в соответствии со ст. 167 НК РФ (п. 3 ст. 172).

Вычеты сумм налога, указанных в п. 10 ст. 171 НК РФ, производятся на дату, соответствующую моменту последующего исчисления налога по ставке 0% в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ, при наличии на этот момент документов, определенных ст. 165 НК РФ.

Положения п. 3 ст. 172 НК РФ не распространяются на операции по реализации:

товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (за исключением сырьевых товаров) (п.п. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ); драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку Российской Федерации, банкам (п.п. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, вычеты сумм НДС в случае реализации «экспортных» товаров (за исключением сырьевых), принятых на учет с 1 июля 2016 г., производятся в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, т. е. при принятии их на учет на основании выставленных поставщиками счетов-фактур. До указанной даты применить вычет по суммам «входного» налога, относящегося к экспортной реализации, экспортер мог в последний день квартала, в котором им собран комплект документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

О восстановлении НДС при использовании ставки 0%

Относительно вопроса о восстановлении НДС необходимо отметить, что до 1 января 2015 г. в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ была предусмотрена обязанность налогоплательщиков восстанавливать суммы «входного» НДС, если в дальнейшем оказывалось, что принятые к вычету суммы налога относятся к экспортной реализации. С 1 января 2015 г. согласно Федеральному закону от 24.11.14 г. № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ был признан утратившим силу, поэтому с указанной даты налогоплательщики-экспортеры, принявшие НДС к вычету по ресурсам, используемым в «нулевых» операциях, не обязаны восстанавливать НДС.

Если решение о назначении выездной проверки принято в 2016 г., то ею будут охвачены 2013, 2014 и 2015 гг., поэтому считаем, что в интересах экспортеров коснуться вопроса о восстановлении НДС при использовании ставки 0% в отношении сделок, осуществленных ими до 1 января 2015 г.

Итак, одним из случаев восстановления налога, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ, является дальнейшее использование товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов и имущественных прав в «нулевых» операциях. Причем в законодательстве было определено, что налог восстанавливается в размере, ранее принятом к вычету. Как было установлено в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановление производится в том налоговом периоде, когда осуществляется отгрузка товаров (выполнение работ, оказание услуг), обложение налогом которых производится по ставке 0%. При этом восстановленные суммы налога подлежат вычету (за исключением сумм, восстановленных согласно п.п. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ) в соответствующем налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по операциям по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164, с учетом особенностей, определенных ст. 167 НК РФ.

Таким образом, по купленным для перепродажи товарам вычет налога используется в том налоговом периоде, когда возникло право на его применение. Если же товары экспортированы, то на дату отгрузки НДС в размере, ранее принятом к вычету, необходимо восстановить и применить вычет по ним в том налоговом периоде, когда нулевая ставка будет подтверждена.

Вместе с тем в п.п. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ говорилось не только о товарах (работах, услугах), но и об основных средствах, нематериальных активах и имущественных правах, используемых в «нулевых» операциях, однако при этом отсутствовали какие-либо разъяснения относительно механизма восстановления налога по указанным активам. Поэтому у налогоплательщика возникает много вопросов, особенно по основным средствам, которые начинают использоваться для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. 1 ст. 164 НК РФ.