В каких случаях может прийти налоговая проверка. Выездная налоговая проверка: минимизируем негативные последствия. Поступают запросы к контрагентам

Имею в личной собственности небольшой офис. Получил письмо с вызовом дать пояснения, как я его использую, не сдаю ли в аренду . На мой вопрос, на каком основании с меня, как с физ.лица требуют это пояснение, внятного ответа не получил. Пару раз напомнил про презумпцию невиновности, что мол, чтобы требовать пояснения, надо бы документ какой-нибудь предъявить, типа договора на аренду от меня кому-нибудь или акт обследования, где будет указано, что при обследовании было обнаружено, что я сдаю этот объект и имею доходы. Но нет, никаких бумажек нет, просто "мы хотим, чтобы Вы принесли нам справку об отсутствии справки" , т.к. помещение нежилое, а значит может служить источником дохода для последующего обложения его НДФЛ.

Но дело не конкретно в моей ситуации (просьба на мою личность не переходить - офис никому никак в аренду не сдается - все налоги и другие платежи, связанные с этим объектом, исправно платятся!) .

Дело в том, что если подумать, то каждый, кто имеет:
- два и более объекта жилой недвижимости
- гараж(и)
- любой автомобиль
теоретически может получать доход, который надо облагать НДФЛ - сдавать "лишнюю" квартиру или гараж в аренду или таксовать на своем авто.

Вот думаю, всех теперь будут вызывать в налоговую для дачи пояснений только потому, что владеешь ?

А чтобы не было потом проблем:

НК РФ Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе :
... 4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков , плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика , плательщика сбора или налогового агента в "порядке", предусмотренном настоящим Кодексом;

Нажмите, чтобы раскрыть...

Физ.лицо является налогоплательщиком Налога на доходы. Вот только налоговая служба вслед за остальной властью забыла про Конституцию, гарантирующую нам Презумпцию невиновности:

Статья 49
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Нажмите, чтобы раскрыть...

Имеют, если есть подозрения на уклонение от налогов (НДФЛ) от сдачи в аренду. Только налоговая забыла, что для этого нужен Акт (или любой другой документ, типа Заявления от соседа, который даст сведения о том, что квартира сдается в аренду), после чего владелец недвижимости (или авто, если была произведена проверочная закупка на предмет "таксования") становится подозреваемым.

Т.е., допустим, у вас есть несколько квартир, и вы сдаете их в аренду. Полиция вместе с налоговой может устроить рейд по этим квартирам, и если они нарвутся на квартирантов, и те скажут им, что квартиру более 1 года снимают за деньги, то владелец, если он не платил НДФЛ со сдачи в аренду, становится подозреваемым или обвиняемым в уклонении от уплаты налогов (УК РФ, Статья 198).

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела - обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере - сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов. Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более - в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто - ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими - вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании - идти на данные меры или нет - решать компании. В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее.

Очень ответственное мероприятие. Бухгалтер волнуется, чтобы все прошло хорошо, и старается угодить ревизору. Пользуясь этим, инспекторы часто превышают свои полномочия. Не позволяйте им этого делать, помните: проверяющий не всемогущ, его права и обязанности строго регламентированы.

Визит на предприятие представителей ИФНС - событие для ее руководителя и главного бухгалтера малоприятное. Ведь рядовым инспекторам до сих пор спускают пресловутые планы по сбору налогов, и они просто боятся покинуть предприятие "с пустыми руками". Но паниковать не стоит: бухгалтерам вполне по силам, используя промахи самих же налоговиков, либо не допустить проведение проверки вообще, либо минимизировать ее негативные последствия .

Не пускайте на порог

К счастью, неожиданный визит проверяющих практически исключен. Если же инспекторы пришли без предупреждения, стоит задуматься, не подосланы ли "казачки".
Прежде всего поздоровайтесь. Затем попросите людей, представляющихся налоговыми инспекторами, показать свои удостоверения . Если они откажутся, можете вежливо попрощаться и не пускать их на территорию: возможно, это вовсе не сотрудники ФНС, а люди конкурентов.
Настоящий инспектор обязан предъявить вам удостоверение. Кроме того, он заблаговременно предупредит о своем визите по телефону, чтобы вы успели приехать, ознакомиться с решением о проведении выездной проверки и подписать требование о представлении документов. Не спешите ставить подпись. Очень внимательно, без всякой спешки ознакомьтесь с содержанием решения. Особое внимание обратите на имена, фамилии и отчества инспекторов, перечисленных в решении о проведении выездной проверки в составе проверяющей группы, их должности и классные чины. Впоследствии, когда вас посетит проверяющая группа, сравните данные из предъявленных удостоверений с теми, которые вы видели в решении о проведении выездной налоговой проверки. Инспекторов и сотрудников правоохранительных органов, не перечисленных в решении, к проверке можно не допускать.

Изучите решение

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Документ должен содержать следующие обязательные реквизиты :
- наименование налогового органа. Проводить проверку может только та налоговая инспекция, на учете в которой вы стоите, или вышестоящий налоговый орган;
- номер и дата вынесения решения. При этом датой начала проверки является дата вынесения решения о проверке, а не дата подписания решения налогоплательщиком;
- наименование и идентификационный номер налогоплательщика. Проверьте, правильно ли указаны эти данные, тут могут быть допущены ошибки;
- период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. Если период указан с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г., то налоговики не имеют права проверять хоть на день раньше или позже. Период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет. Налоговые органы не вправе проводить две или более выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- перечень проверяемых налогов и сборов либо указание "по всем налогам и сборам". Налоговые органы не вправе проводить повторные выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам. Исключение - случаи, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом либо в связи с подачей "уточненки". Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку. Следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и решение о проведении выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с решением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать решение на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их заместители);
- фамилии, имена, отчества, должности и классные чины лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов и иных правоохранительных и контролирующих органов. Инспекторы или правоохранительные органы, которые не внесены в решение, до проведения проверки не допускаются;
- подпись лица, вынесшего решение, с указанием его фамилии, имени, отчества, должности и классного чина. Им может быть руководитель инспекции или его заместитель.
Отсутствие хотя бы одного обязательного реквизита в решении является основанием для недопущения проверяющих к проведению проверки. Кроме того, с помощью решения, подписанного инспектором, в тексте не упомянутым, доказать вину налогоплательщика не получится.
Вы даете согласие на проведение выездной налоговой проверки, если подписываете решение. Этот документ составляется в одном экземпляре, но по просьбе налогоплательщика инспекторы могут отдать его копию.

Не отдавайте оригиналы

Составляется в двух экземплярах: один - для налоговой, другой - для вас. Его нужно подписать, но прежде проследить, чтобы оно было подписано контролером, проводящим проверку. В требовании о представлении документов должны быть указаны: наименование организации, ИНН, период, за который представляются документы, перечень документов и подпись должностного лица.
Требование о представлении документов может быть передано лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 1 ст. 93 НК РФ).
Подписав требование, вы не обязаны отдавать бумаги моментально. Истребованные в ходе проведения проверки документы можно представить в течение 10 дней со дня получения этого требования (п. 3 ст. 93 НК РФ). При этом собрать их стоит в тот же день, чтобы выяснить, все ли бумаги в наличии. Если какие-то документы отсутствуют и вы не сможете их представить в течение 10 дней, то уведомить об этом налоговую нужно не позже дня, следующего за днем получения требования. Причины, которые мешают вам уложиться в срок, тоже придется указать.
Требуемые документы можно передать в налоговую лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Не нужно отдавать оригиналы. Документы на бумажном носителе нужно представлять в виде заверенных подписью и печатью копий. Инспектор не имеет права требовать нотариального удостоверения копий документов, если такая процедура не предусмотрена законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Важно! Копии требуемых налоговой документов нельзя подшить и заверить все вместе. На каждой копии нужно поставить отметку "верно", печать, подпись, фамилию, должность и дату (Письмо Минфина России от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, Постановление ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09).

В то же время при необходимости инспектор имеет право ознакомиться с подлинниками документов.
Возьмите на заметку основные правила:
- не представляйте копии документов, которые уже были направлены в налоговые органы ранее, за исключением возвращенных подлинников (п. 5 ст. 93 НК РФ);
- не отдавайте оригиналы документов налоговому инспектору "на вынос", если вы создали все условия для проведения проверки у вас в офисе;
- не разрешайте налоговикам смотреть вашу бухгалтерскую программу. Давайте им читать только распечатанную бумажную форму документов;
- не представляйте документы, которые не указаны в требовании.
Ревизоры могут изъять подлинники, если не получат копий или полученных копий для проверки недостаточно, а также из обоснованных опасений, что оригиналы уничтожат, исправят или подменят. Основанием является постановление о выемке. При этом сотрудник налоговой не имеет права истребовать или изъять документы или предметы, не имеющие отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ).

Избавьтесь от посторонних

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если организация не может предоставить помещение проверяющим, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). При этом можно наградить ревизоров сумками с копиями документов и проводить их обратно в инспекцию - пусть проверяют в привычных условиях. А сотрудники компании в это время продолжат работу в обычном режиме, не отвлекаясь на просьбы проверяющих.
Но для этого придется придумать, почему выездная налоговая проверка не может проводиться на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

На заметку. Особые правила! Чтобы воспользоваться возможностью проведения выездной проверки вне офиса, придется придумать, почему ее нельзя проводить на вашей территории. Причина должна быть очень серьезной, например: карантин, дезинфекция, капитальный ремонт и т.п.

Если же в просьбе провести проверку на территории налоговой инспекции вам отказали, предоставьте проверяющим для работы отдельное помещение.
В последний день проверки инспекторы составляют справку об окончании выездной налоговой проверки. После ее вручения налоговики не имеют права требовать документы и находиться на территории налогоплательщика.
В дальнейшем отказывать инспекторам будет уже не в чем. Можно будет лишь оспаривать доводы налоговых органов в возражениях на акт или уже в суде после вынесения решения о привлечении.

Контролируйте сроки

Кроме статей Налогового кодекса налоговые проверки регламентируются внутренними приказами и другими нормативными актами (ст. ст. 87 - 102 НК РФ). Вы сможете заметить все промахи инспектора при проверке, изучив эти документы. Приведем некоторые из них: Приказы Минфина России N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г., ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и совместный Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009. Кроме этого, будет полезно посмотреть следующие Письма: ФНС России от 18.12.2005 N 06-1-04/648, Минфина России от 15.11.2005 N 03-02-07/1-304 и др., а также арбитражную практику - например, Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.07.2005 N 2338/05, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А56-19608/2007, от 14.05.2008 по делу N А56-31372/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2006 по делу N А11-15769/2005-К2-19/657, ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2005 N Ф03-А51/05-2/4552, ФАС Северо-Кавказского округа от 06.02.2008 N Ф08-8328/07-3119А и другие.
Указывать проверяющим на их оплошности сразу не стоит. Ошибки инспекторов помогут вам обжаловать санкции по результатам проверки в суде. Чаще всего ревизоры не соблюдают установленные сроки , на это советуем обратить особое внимание:
- проверяемый налоговый период не должен превышать трех лет;
- выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, при этом может быть продлена до четырех, а в исключительных случаях - до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ);
- срок представления документов - 10 дней со дня получения требования;
- на следующий день после окончания проверки составляется справка об окончании проверки;
- в течение двух месяцев со дня составления справки пишется акт выездной налоговой проверки;
- акт налоговой проверки в течение пяти дней с момента составления должен быть вручен налогоплательщику;
- после получения акта организация имеет право в течение 15 дней представить в налоговую возражения по нему;
- после рассмотрения возражения в течение 10 дней налоговые органы выносят решение о привлечении или об отказе;
- в десятидневный срок с даты вступления в силу решения отдел недоимки направляет требование об уплате недоимки по налогу, пеней и штрафов;
- после истечения срока исполнения требования об уплате налоговые органы могут обратиться в суд с иском;
- если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение: 1) в вышестоящий налоговый орган: если решение не вступило в силу, то в течение 10 дней с момента получения; если вступило в силу, то в течение одного года с момента вынесения решения; 2) в суд в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу.
Знание - сила. Большую часть санкций по результатам выездной налоговой проверки можно оспорить в суде и избежать незаконного наказания. Так что внимательно изучайте документы и боритесь за свои права.

В соответствии со ст. 87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Камеральная проверка - это проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

С точки зрения налоговых органов выездная налоговая проверка - это одно из наиболее эффективных мероприятий налогового контроля , по результатам которого происходит доначисление и взыскание налогов, сборов и пени, привлечение налогоплательщика к ответственности. С точки зрения налогоплательщика выездная налоговая проверка - это наиболее частый источник конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом, злоупотребляющим своими полномочиями и произвольно (в свою пользу) толкующим законодательство о налогах и сборах.

Поэтому весьма важным сегодня представляется правовая осведомленность руководителя налогоплательщика о порядке проведения выездной налоговой проверки и оформлении ее результатов.

Какие моменты должен в данном случае знать и добиваться их соблюдения налоговыми органами налогоплательщик?

  1. Во-первых, основанием для проведения выездной налоговой проверки является только решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Указанное решение должно содержать: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Налогоплательщикам необходимо внимательно отнестись к следующим реквизитам данного решения:

а) кем подписано решение о назначении выездной налоговой проверки;

б) кто упомянут в решении в качестве лица, осуществляющего налоговую проверку.

Все эти вопросы важны для последующего обжалования указанного решения, в том случае, если оно подписано должностным лицом налогового органа, не имеющим полномочия для подписания данного документа, а также в случае обжалования акта налогового органа, составленного по результатам налоговой проверки, осуществленной проверяющей группой в незаконном составе.

  1. Во-вторых, выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному, так и нескольким налогам.
  2. В третьих, налогоплательщик должен знать, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
  3. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период , за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Здесь следует отметить, что контрольная проверка проводится только на основании мотивированного постановления вышестоящего органа и только с целью контроля за органом, проводившим первичную проверку, следовательно, инспекторы, которые проводили выездную проверку, контрольную проверку проводить не вправе (т.к. сами себя они контролировать не могут). Перед началом контрольной проверки инспекторы должны предъявить руководителю налогоплательщика служебные удостоверения и постановление о проведении контрольной выездной проверки. Если эти документы контролеры не представили, вы вправе не пустить их в офис фирмы. Ознакомившись с постановлением, обратите внимание на то, кем оно подписано. Имейте в виду: руководитель налоговой инспекции подписать постановление на проведение контрольной проверки не может. Его подписывает руководитель управления или межрегиональной инспекции (или их замы). Постановление, в котором стоит подпись неуполномоченного лица или не указаны причины проверки, недействительно (ст. 87 НК РФ). Форма постановления утверждена приказом МНС России от 8 октября 1999 г. № АП-3-16/318. Любое отклонение от нее дает вам право инспекторам отказать.
  4. Налогоплательщик также должен знать, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
  5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
  6. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.
  7. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 Налогового Кодекса РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки установлен ст. 100 НК РФ, в соответствии с которой по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Форма акта выездной налоговой проверки установлена Инструкцией от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах”. Инструкцией также предусмотрены требования к оформлению и содержанию акта выездной налоговой проверки. Акт выездной налоговой проверки подписывается должностными лицами налоговых органов и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

П. 2 ст. 100 НК РФ установлены требования к содержанию акта налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть указаны:

документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений; ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Указанные требования к содержанию акта налоговой проверки важны уже потому, что на основании данного акта руководителем налогового органа выносится решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, которое также должно быть мотивировано. Поэтому нарушения в оформлении акта проверки могут значительно укрепить позицию налогоплательщика при арбитражном обжаловании соответствующего акта, действия (бездействия) налогового органа, его должностного лица. В частности, федеральные арбитражные суды округов в своих постановлениях неоднократно указывали на необоснованность претензий налоговых органов, не подкрепленных соответствующими аргументами, содержащимися в акте налоговой проверки.

Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ по истечении двухнедельного срока для представления возражений на акт налоговой проверки в течение 14 дней руководитель налогового органа (его заместитель) рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В случае представления налогоплательщиком возражений руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и возражения в присутствии представителей налогоплательщика, соответственно, известив их о месте и времени рассмотрения указанных материалов. Несоблюдение данной процедуры, в совокупности с другими обстоятельствами, может послужить основанием для признания решения налогового органа о привлечении к ответственности налогоплательщика недействительным.

Однако нередки такие случаи, когда после поступления возражений в адрес руководителя налогового органа и рассмотрения им материалов проверки, он может вынести акт о назначении мероприятий дополнительного контроля ч. 2 ст. 101 НК РФ). Что следует знать руководителю в данном случае.

Если налоговая инспекция назначила допмероприятия, то при повторном рассмотрении материалов проверки обязательно должна соблюдаться общая процедура привлечения налогоплательщика к ответственности. Проверяющие обязаны ознакомить организацию с материалами, полученными в результате дополнительного контроля, и она (организация) имеет право направить руководителю налогового органа свои возражения. Затем налоговики должны сообщить фирме о месте и времени рассмотрения возражений.

Согласно информационному письму от 17 марта 2003 г. № 71 Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, ограничены и сроки проведения допмероприятий. Так в информационном письме указано, что “проведение на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ дополнительных мероприятий налогового контроля не изменяет порядок исчисления срока давности, предусмотренного статьей 115 Кодекса ”, а это значит, что в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса налоговые органы могут обратиться в суд для взыскания с организации налоговых санкций не позднее шести месяцев “со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта”. Таким образом, если налоговики надеются взыскать с вас штрафы по суду, их время на допконтроль регламентировано.

И еще одна немаловажная деталь.

Принятие налоговым органом решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля свидетельствует о том, что, рассмотрев материалы проверки с учетом возражений руководителя налогоплательщика, он не счел их достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к налоговой ответственности. Если же по результатам налоговой проверки уже было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности (либо в отказе к привлечению к ответственности), то принятие решения о проведении дополнительных мероприятий будет являться незаконным.

Столкнувшись с подобными проблемами, советуем вам написать жалобу в вышестоящую инспекцию или обратиться в суд. Хотим также напомнить, что с судом затягивать не стоит, т.к. согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ, для подачи жалобы в суд предусмотрен трехмесячный срок с даты вручения каждого решения.

Сегодня мы поговорим о том, что делать, если в ваш бизнес пришла налоговая проверка . Такие ситуации встречаются повсеместно, и часто вгоняют предпринимателя в стресс, из-за чего он совершает множество ошибок, и делает себе еще хуже. Чтобы этого избежать, прежде всего, нужно понимать, что налоговая проверка – это вполне закономерное для наших условий явление, от которого никуда не деться, как и от того, что она обязательно выявит у вас какие-то нарушения и начислит штрафные санкции.

Но вот защищать свои права при этом нужно обязательно, только делать это следует с холодным умом и трезвым расчетом.

Почему налоговая проверка нашла нарушения?

Итак, первое и главное, что нужно понимать – это то, что если к вам пришла налоговая проверка – она обязательно найдет у вас какие-то нарушения. При этом не обязательно потому, что вы что-то нарушили. А потому что им так надо – таков принцип их работы.

Налоговые проверки бизнеса преимущественно проводятся с целью пополнения бюджета штрафными санкциями, а не с целью научить всех работать без нарушений. Увы, но в наших реалиях факт, и к нему нужно относиться спокойно.

К чему может привести проверка налоговыми органами? Рассмотрим самые распространенные варианты:

  • Начисление недоимки;
  • Отказ в налоговом вычете;
  • Отказ в признании убытка;
  • Административная ответственность на предприятие или должностных лиц (начисление штрафов);
  • Пени за несвоевременную уплату налогов;
  • В самых неприятных случаях – приостановление деятельности, арест счетов и т.д.

Такой вариант, что налоговая проверка не выявит нарушений вообще маловероятен, поскольку с точки зрения руководства налоговой службы это будет означать:

  • Низкую квалификацию налогового инспектора (плохо искал);
  • Впустую потраченное рабочее время налогового инспектора (которое оплачивается бюджетными деньгами);
  • Ошибку в решении о проведении налоговой проверки у конкретного предпринимателя (низкая квалификация руководителя, принявшего решение);
  • Налоговый инспектор и предприниматель вступили в сговор, инспектор получил взятку (будет проводиться внутренняя проверка);
  • Отделение налоговой службы не выполнит план по сбору налогов и испортит себе статистику.

То есть, вы сами видите: все устроено так, что не найти нарушений проверка налоговой службы просто не может, поскольку от этого пострадают все – от налогового инспектора, непосредственно осуществляющего проверку, до всех его руководителей по вертикали. Именно поэтому будьте готовы к тому, что нарушения у вас обязательно найдут. Даже если их нет.

Виды налоговых проверок.

Чтобы точнее скоординировать свои действия при проверке налоговыми органами, вы для начала должны знать виды налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка производится в органе налоговой службы на основе деклараций и отчетности, поданных налогоплательщиком, причем она может проводиться не позднее, чем на протяжении 3 месяцев после подачи налоговой отчетности.

Выездная налоговая проверка осуществляется инспекторами налоговой службы по месту нахождения налогоплательщика, она проводится по какому-то конкретному налогу, либо по нескольким конкретным налогам, указанным в предписании. Выездная налоговая проверка может проводиться не чаще 2 раз в год и не может продолжаться более 2 месяцев.

Встречная налоговая проверка проводится на одном предприятии в момент проведения проверки другого предприятия-контрагента и затрагивает только проверку документов, связанных с конкретными операциями, касающимися данного контрагента. Встречная налоговая проверка не должна превращаться в выездную (если так происходит – это противоречит законодательству и может быть легко оспорено в суде).

Что делать, если пришла налоговая проверка?

Теперь перейдем непосредственно к тому, что делать, если пришла налоговая проверка. Я дам 10 общих советов, которые подойдут практически к любой ситуации, но все же нужно учитывать, что каждый случай индивидуален.

Совет 1 . Вы должны хорошо ориентироваться в налоговом законодательстве. Изучите налоговый кодекс! В частности, в вопросах, касающихся проведения налоговой проверки: что проверяющие имеют право делать, что не имеют, в каких случаях, и т.д., потому что по факту они очень часто действуют в несоответствии с законами. То, что написано в этой статье, применимо к действующему законодательству РФ, но учтите, что далее оно может измениться – вы должны знать именно актуальные законы. В других странах все очень похоже, но тоже нужно изучать подробности, чтобы оперировать законами в диалоге с налоговыми инспекторами.

Не ждите, когда к вам придет налоговая проверка, а изучите все законодательные нюансы, связанные с ее проведением, заранее! Потому что проверки неизбежны, это лишь вопрос времени!

Совет 2 . Подготовьтесь к проведению налоговой проверки. Как правило, о налоговой проверке вас должны уведомить заранее в установленный законом срок. Как только вы получили такое уведомление – позаботьтесь о том, чтобы документация, которую может охватить проверка, была идеальной и соответствовала документации контрагентов. Проверьте наличие всех печатей, подписей, соответствия дат и т.д. Предупредите своих контрагентов, если есть вероятность того, что будет проведена и встречная налоговая проверка – пусть тоже приведут все документы в порядок. Подготовьте свой офис к налоговой проверке: уберите из него все лишнее и не касающееся моментов, указанных в постановлении о проверке. Подготовьте копии документов, по которым будет проводиться проверка, убрав оригиналы.

Совет 3 . Общайтесь с налоговой только письменно. Проверка налоговыми органами вообще начинается с того, что они предъявляют вам постановление о проведении налоговой проверки. Внимательно изучите его на предмет соответствия законодательству: кто подписал постановление, имеет ли он полномочия, не нарушены ли сроки и т.д., и если увидите, что оно противоречит законам, то уже сразу дайте письменный ответ об этом. Далее предоставляйте инспекторам возможность провести налоговую проверку только по тем конкретным моментам, которые указаны в постановлении (например, по конкретному налогу и т.д.). Если инспектора будут запрашивать у вас какие-то дополнительные документы, не указанные в постановлении – пусть делают это письменно, мотивируя свои запросы. Если они не будут соответствовать законодательству – так же письменно отвечайте им это, ссылаясь на нормы налогового кодекса. Также рекомендую записывать абсолютно все разговоры с проверяющими на диктофон.

Совет 4 . Допускайте к проверке только тех, кто указан в постановлении. Бывает, что в постановлении о налоговой проверке указан один или несколько инспекторов, а к вам приходит большее их количество. Так вот, все “лишние” не имеют никакого права проводить проверку, поэтому их можете смело вообще не впускать. А у проверяющих внимательно проверьте служебные удостоверения и документы: не просрочены ли они. Если есть хоть малейшие несоответствия – нахождение таких лиц на проверке незаконно.

Однако, есть небольшая хитрость. Вы можете специально допустить к проверке не имеющих на это полномочий лиц, зафиксировав их присутствие письменно, и в дальнейшем это нарушение может послужить отличным предлогом, для того чтобы признать результаты проверки недействительными. Для этого потребуется обратиться с жалобой в налоговую инспекцию, если это не принесет результата, то в суд.

Совет 5 . Предоставляйте для проверки копии документов. Налоговая проверка может проводиться на основании заверенных копий документов, поэтому оригиналы лучше им не передавать. Запросить оригиналы проверяющие могут только в определенных случаях и только письменно, а самостоятельно изъять их – только в случае проведения выемки документов. Во всех остальных случаях заверенных копий будет достаточно.

Совет 6 . Помните, что запрос информации и запрос документов – это разные вещи. Если налоговая проверка правомерно и письменно запрашивает у вас некую информацию – предоставьте им эту информацию в своем письменном ответе, но при этом не предоставляйте документы, подтверждающие ее. Предоставление документов должно происходить только по письменному запросу о предоставлении этих конкретных документов.

Совет 7 . Фиксируйте письменно и документально все факты нарушения законодательства при проведении налоговой проверки. Скорее всего, такие будут, особенно, если у вас с документами все в порядке, и инспектора будут идти на хитрости, чтобы “что-нибудь накопать”. Все эти нарушения потом вы сможете обозначить в жалобе и, ссылаясь на них, требовать признания результатов проверки недействительными (если они вас не устроят). Также это будет служить отличными доказательствами в суде, если он понадобится.

Совет 8 . Внимательно изучите акт налоговой проверки и последующие документы. Все они должны соответствовать друг-другу. Например, сумма доначисленных налогов, штрафов, пени, указанная в акте, должна соответствовать сумме, указанной в последующем требовании или решении. Если будут выявлены любые несоответствия – это отличный повод для признания результатов проверки недействительными. Также в акте налоговой проверки должны быть четко указаны со ссылками на документы выявленные нарушения или их отсутствие, выводы проверяющих и ссылки на статьи налогового кодекса, определяющие санкции за такие нарушения.

Совет 9 . Не пытайтесь дать проверяющим взятку! Это верный способ вместо начисленного штрафа стать привлеченным к уголовной ответственности. Налоговые инспектора могут тоже записывать все разговоры на диктофон, и при получении таких доказательств преступления будут просто счастливы. А вы пополните статистику раскрываемости коррупционных преступлений.

Совет 10 . Не бойтесь оспаривать результаты налоговой проверки в суде. Невероятно, но факт: около 70% судебных споров с налоговой в России решаются в пользу налогоплательщиков. Поэтому не бойтесь судиться с налоговой, если не согласны с ее решением (в начале статьи я уже писал, почему оно такое). Отстаивайте свои права!

Типичные нарушения при проведении налоговой проверки.

Далее я рассмотрю некоторые типичные ошибки при проведении налоговой проверки, которые необходимо документально фиксировать, для того чтобы потом можно было признать результаты проверки недействительными или отстоять свою правоту в суде.

Нарушение 1 . Незаконное расширение вопросов проверки. Налоговые инспектора запрашивают информацию и документы, не указанные в постановлении о проведении проверки и не касающиеся вопросов проверки (например, проверяется налог на прибыль, а запрашивают документы по НДС). Очень серьезное нарушение, только помните, что необходимо получить от них письменный запрос, несоответствующий постановлению.

Нарушение 2 . Повторная проверка уже проверенных ранее периодов/налогов. Такое при проведении налоговой проверки не допускается, однако, в этом правиле есть исключения. Например, это возможно, если проверяется деятельность налогового органа, осуществляющего предыдущую проверку, если предоставлена уточненная налоговая декларация или если происходит ликвидация или реорганизация предприятия.

Нарушение 3 . Нарушение количества или сроков проведения проверки. В законодательстве четко оговорено, сколько каких налоговых проверок и в какие сроки может осуществляться. Все, что превышает эти нормы – очень серьезное нарушение.

Нарушение 4 . Проведение налоговой проверки не тем органом, в котором вы стоите на учете. Подобные нарушения встречаются не часто, но иногда тоже имеют место. Очень веское основание для оспаривания результатов в суде.

Нарушение 5 . Неправильная дата в акте проверки. Бывает, что инспектора “на дурачка” предлагают подписать акт проверки задним числом, придумывая для этого какие-то объяснения. Не попадайтесь на эту уловку, поскольку так вы потеряете возможность оспорить результаты в установленный законом срок (например, сейчас – 15 дней). Также ни в коем случае не подписывайте акт без даты – потом ее нарисуют не в вашу пользу.

Нарушение 6 . Угрозы и давление. Очень часто применяемые “методы” работы налоговых инспекторов, однако они могут отлично сработать и против них, если вы их зафиксируете и потом предоставите в качестве доказательств в суде.

Нарушение 7 . Необоснованная выемка документов. Если при проведении налоговой проверки у вас изымают какие-либо документы без наличия письменного и законодательно обоснованного мотива – это очень серьезное нарушение: фиксируйте этот факт обязательно.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое налоговая проверка, каких видов она бывает, как вести себя с проверяющими. Конечно же, это лишь общая вводная информация. Чтобы достойно пройти налоговую проверку, повторюсь, вы должны хорошо ориентироваться в актуальном налоговом законодательстве, а также не бояться, не нервничать, воспринимать все происходящее с холодным умом.

На этом все. Желаю вам успешного прохождения любых налоговых проверок и процветания вашему бизнесу! Увидимся на !