Ставка пени за несвоевременную уплату налога. Начисление пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов. Кто виноват, если уведомление об уплате налогов не дошло

Необходимость расчета пени по налоговым платежам возникает, когда начисленные суммы налогов, а также обязательных страховых платежей в казну государства уплачиваются позже , установленных в соответственном законодательстве.

Важно знать, что уплата налогов и взносов считается завершенной только после предъявления соответственного поручения в банк. Оно подтверждает перечисление денежных средств на счет государственного казначейства.

При этом, на банковском счете лица, которое предъявляет поручение, должна быть достаточная сумма остатка, в момент совершения платежа. Если все эти критерии не выполняются, то происходит начисление дополнительных, обязательных платежей в виде пени.

Определение пени имеется в Налоговом кодексе Российской Федерации. Пеня – представляет собой сумму денег, которую плательщик обязан уплатить в случае, когда сборы и налоги были погашены ним позднее, чем в сроки установленные законодательством.

Пеня должна быть выплачена в дополнение к сумме налога, ее начисление происходит ежедневно на протяжении всего периода просрочки платежа. Она начинает начисляться сразу же, после истечения срока налогового или страхового платежа.

Есть только одно исключение для единого , по нему пеня рассчитывается в соответствии с главой 26.1 НК РФ.

Пеня - еще играет роль государственного инструмента, обеспечивающего своевременную уплату налогов и сборов. Потому что ее начисление прекращается только в тот день, когда был погашен просроченный платеж. Она всегда начисляется в процентном соотношении к неуплаченной сумме по одному виду платежа.

Об ужесточении штрафов за просрочку уплаты налогов в 2016 году рассказано в следующем видеосюжете:

Начисление пени

Начисление и расчет налоговой пени регламентируется государственным Налоговым Кодексом.

Существует несколько основных мотивов для начисления пени:

  • самый распространенный – когда налогоплательщик не произвел выплату денежного обязательства в установленный период;
  • когда контролирующий налоговый орган выявил занижение суммы налогового платежа;
  • существует обстоятельство, когда начисление пени может распространяться на налогового агента, если он перечислил сумму налогового платежа плательщика позже необходимых сроков (то есть, когда просрочка произошла по вине работников налоговой инспекции);
  • начисление пени может проводиться не только на рынке внутри государства, но и начисляться на операции ввоза, вывоза товаров через границу (таможенная пошлина).

Также существуют случаи, когда пеня по налогам не начисляется :

  • не начисляется на суммы недоимок, образовавшиеся у плательщика налогов и сборов, по причине предоставления им разъяснений в письменной форме о порядке начисления и уплаты платежей, или из-за решения им других задач касающихся действующего законодательства НК РФ, данных плательщику местным налоговым органом. Чтобы подобные обстоятельства брались в учет при решении вопроса начисления пени – необходимо их подтвердить соответствующим документом. Его можно взять в налоговой инспекции. Вышеуказанное исключение относится так же к налоговым агентам (когда на них падает обязательство уплатить пеню, данный пункт может освободить от уплаты);
  • если у плательщика налогов есть переплата по соответственным видам платежей;
  • если размер переплаты полностью погашает пеню;
  • начисляется не в полном размере, если сумма переплат меньше чем размер недоимки по виду налога, в таком случае пеня снижается пропорционально размеру недостающей недоимки.


Переплата
- денежные средства, включающие в себя излишки, образовавшиеся при уплате налогов, пени, штрафов. Она может использоваться для погашения задолженностей если выполняются условия:

  • переплата перечисляется на перекрытие недоимки налоговыми органами;
  • перечисление переплат может проводиться только для погашения местных, региональных и федеральных налогов.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок расчета

Начисление пени происходит за каждый календарный день текущей просрочки уплаты страхового платежа либо налога.

Например, налог нужно заплатить до 30-го марта, но налогоплательщик не смог внести необходимую сумму на погашение налоговой задолженности до 30-го числа включительно. Это значит с 31-го марта начинает начисляться пеня. Ее начисление будет производиться до самого дня погашения налоговой задолженности в полном ее объеме. Но есть одна особенность при определении сроков начисления пени. Период ее накопления, не совсем точно определен в НК РФ, поэтому его нужно уточнять у контролирующих налоговых органов.

Размер пени начисляется в процентах, в отношении сумм просроченных налоговых платежей. Процентное отношение приравнивается к 1/300 установленной ставки Центрального Банка страны.

Действующая формула расчета пени текущего года:

Пеня = (просроченные налоговые обязательства * ставку рефинансирования / 300) * длительность просрочки в календарных днях

Ставка рефинансирования – это постоянно изменяющаяся величина, поэтому, в процессе начисления пени берется, актуальная на день начисления пени, ставка.

Изменения в 2019 году

С 01.10.2017 года в силу вступили изменения в порядке расчета пени согласно ФЗ №401 от 30.11.2016 года. Теперь для юрлиц сумма начислений зависит от продолжительности просрочки платежей. Как и ранее до 30 дней необходимо будет уплачивать 1/300 ставки рефинансирования, а начиная с 31 дня размер пени изменился до 1/150 текущей ставки рефинансирования.

Пример вычислений

Рассмотрим несколько примеров расчета пени по налогам, при условии, что размер просроченного платежа = 10 000руб, ставка рефинансирования составляет 6,5 процентов, а платеж просрочен на 10 дней:

Величина пени = 10 000 * 6,5% / 300 * 10 = 21,66 руб.

Если ставка рефинансирования в первые 5 дней была 8%, а затем возросла до 10%, то, следовательно, размер пени будет рассчитываться таким образом:

Величина пени = (10 000* 8% / 300 * 5) + (10 000* 10% / 300 * 5) =13,33+16,66 = 29,99руб.

Уже ощутима небольшая разница.

Особенности начисления при просрочке налоговых авансов

Кроме всего вышеуказанного, в действующем НК РФ прописаны особенности при начислении пени на отдельные виды налоговых авансов.

Транспортный налог

Является обязательным налоговым платежом взымающийся со всех владельцев транспортных средств (как физических лиц, так и юридических). Уплачивается в местные налоговые органы один раз в год. Пеня на этот вид налога начинает начисляться спустя 3 месяца, после невыплаты платежа.

Ее размер рассчитывается по формуле :

П = ставка рефинансирования (%) * сумму просрочки платежа * кол-во дней невыплаты / 300

То есть формула такая же, как при расчете на другие виды налогов. Кроме того, если просрочка произведена осознанно, то с лица, не уплатившего налог, потребуют уплату в виде штрафа, размер которого равен в среднем — 30% от суммы всех просроченных выплат.

Имущественный

При просрочке , владельцам предъявляются штрафные санкции в виде пени, начисляемые каждый день просрочки платежа. Для того, чтобы определить величину пени используется ставка рефинансирования Центрального Банка РФ.

Начисляется пеня местными налоговыми органами, выявившими нарушение по уплате. Они выписываю уведомляющий документ для плательщика с указанием суммы налога. Каждому собственнику налогооблагаемого имущества в начале налогового периода присылается уведомление о его налоговых обязательствах и сроках их уплаты. Когда уведомление не приходит, нужно обязательно обратиться в налоговую администрацию. Формула расчета стандартная.

Земельный

В случаях недоимки по , начисляется по тому же принципу, что и для других видов налогов. Но так же существует своеобразный штраф за просрочку уплаты налога – 20%, для юридических и физических лиц, от неуплаченной суммы налога, и в размере 40%, если неуплата была умышленной.

Налоговый орган должен направить физическому лицу налоговое уведомление с требованием оплатить налог и начисленную по нему пеню.

Налог на прибыль

На авансовые платежи по , начинает начисляться после истечения срока равному одному месяцу с момента неуплаты. Начисление происходит в соответствии со статьей 75й НК РФ. То есть, в остальном порядок начисления стандартный.

Правила расчета пени от авансов по УСН рассмотрены в данном видеоматериале:

Пени начисляются, если плательщик налогов или сборов уплачивает налог в более поздние сроки, нежели это установлено законом. Причем уплатить пени - это обязанность плательщика, а не право. Разберем на примерах, как рассчитывают пени.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться способами (ст. 72 НК РФ):

  • залогом имущества;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика;
  • банковской гарантией.

Что такое пени, в каких случаях исчисляются пени, в каком размере, каков порядок уплаты пени — добровольно и принудительно, — все эти и другие вопросы, связанные с обеспечением исполнения плательщиками и иными лицами своих обязанностей по уплате или перечислению налогов и сборов, регламентированы статьей 75 НК РФ.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Калькулятор пеней

Пени: определение, важные правила

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Из этого определения вытекают важные моменты:

  1. Заплатить пени — это обязанность плательщика, а не право.
  2. Пени начисляются в том случае, если плательщик налогов или сборов выполняет свою обязанность в более поздние сроки.
  3. Пени — применяются всякий раз, когда налоговые платежи поступают в бюджет с опозданием и не зависят от санкций за налоговые правонарушения.
  4. Пени начисляются не только по платежам на внутреннем рынке, но и в связи с перемещением (т.е. ввозом, вывозом) товаров через таможенную границу Таможенного союза.
  5. Начисление пеней прекращается в связи с уплатой причитающихся сумм налогов и сборов, т.е. сумма пеней фиксируется на дату погашения задолженности и, в случае, если пени лицом не уплачены, то пени на пени не начисляются.

При этом правила начисления пеней распространяются не только на налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и на налоговых агентов. Пени начисляются не только на налоговые платежи, но и на авансовые платежи по налогам и сборам, которые организация перечислила с опозданием.

Пени не начисляются, если:

  • у организации есть переплата по соответствующему налогу;
  • пени полностью перекрыты имеющейся переплатой;
  • если переплата возникла по тому же налогу, образовалась ранее возникновения недоимки и полностью покрывает ее. Однако если же сумма переплаты была меньше, чем сумма выявленной недоимки, размер штрафов нужно пропорционально снизить.

Отметим, что переплата — это сумма налогов, пеней и штрафов, которые излишне уплачены налогоплательщиком или излишне взысканы налоговым органом (п. 1 ст. 78, абз. 2 п. 1 ст. 79 НК РФ). Переплата может быть направлена на зачет имеющейся задолженности. Основные правила зачета:

  • налоговые органы обязаны сами зачесть переплату в счет недоимки по налогу, пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ).
  • зачет производится по видам налогов (федеральные, региональные, местные) (п. п. 1, 5, 14 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитываются пени?

Пени рассчитываются за каждый день нарушения срока уплаты налога. Первый день, за который начисляются проценты — следующий день после установленного законом дня уплаты налога (сбора).

Пример 1. Срок уплаты налога — не позднее 28 апреля 2017 г. Предположим, налогоплательщик не уплатил сумму налога 28 апреля 2017 г. Следовательно, начиная с 29 апреля, будут начисляться пени. С датой начала начисления пеней все определенно. Возникает вопрос — по какую дату следует начислить проценты.

Пример 2.Дополнимусловия примера 1. Предположим, что налогоплательщик уплатил налог 7 мая 2017 года. Возникает вопрос: 7 мая включается в количество дней, за которые налогоплательщику будут начислены пени в связи с нарушением срока уплаты или последний день, за который будут начислены проценты — 6 мая? По этому вопросу однозначной позиции нет.

С точки зрения ФНС России пени надо начислять по день уплаты налога включительно (Разъяснения ФНС России от 28.12.2009). Судебная практика говорит о том, что день уплаты недоимки не включается в число дней, за которые начисляются пени. Таким образом, если учитывать мнение ФНС России то в нашем примере пени должны быть начислены за 9 дней, а согласно судебной практике — за 8 дней.

Вывод: период начисления пеней по налогам и сборам определен не вполне точно и зависит от мнения контролирующих органов и решения судов.

Такая же неопределенность была и по обязательным страховым взносам. Однако, начиная с 1 января 2015 года, период начисления пеней по обязательным страховым взносам определен четко. Согласно п.3 ст. 25 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ: «Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным …. сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно». Таким образом, с 01.01.2015 г. дата погашения недоимки по страховым взносам включается в количество дней, за которые начисляются пени. Важно, что день погашения задолженности — это день подачи в банк платежного поручения на перечисление средств.

Формула расчета пени

Пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора, которая равна 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени рассчитываются по формуле:

Сумма пени = Сумма налогов, не уплаченная в срок х ставка рефинансирования (в период просрочки)/300 х Количество дней просрочки

Количество дней просрочки пени по налогам определяется со дня, следующего за сроком уплаты налога, и по день, предшествующий дню его уплаты (п. п. 3, 4 ст. 75 НК РФ, Письмо Минфина от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318).

Например, уплата долга по налогам состоялась 15 февраля 2017 года. В расчете пеней нужно учесть 14 февраля. Дату уплаты (15 число) в расчет включать не нужно.

Продолжив пример 1 и установив, что сумма недоимки составила 100 000 руб., получим сумму пени:

  • согласно позиции ФНС России. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 9 = 247,5 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = 100 000 х 8,25%/300 х 8 = 220 руб.

Разница между первым и вторым вариантом незначительная — 27,5 руб.

Можно рекомендовать организации в этой ситуации оценить «стоимость» рисков. Безусловно, если «цена вопроса» высока, надо обращаться в суд и отстаивать свою позицию, тем более, что подавляющее большинство судебных решений — в пользу налогоплательщика и нельзя забывать, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

Ставка рефинансирования ЦБ РФ величина не постоянная. Поэтому, если ставка рефинансирования (ключевая ставка), действовавшая в период просрочки, менялась, то расчет пеней нужно производить отдельно по каждой ставке.

Продолжим пример 1. Предположим, что ставка рефинансирования с 1 мая 2017 года составила 10%. Тогда размер пени составит:

  • согласно позиции ФНС РФ. Сумма пени = + = 55 + 233,33 = 288,33 руб.
  • согласно судебной практике. Сумма пени = + = 55 + 200 =255 руб.

Другая методика расчета пеней в ситуации, если нарушен срок уплаты авансового платежа.

Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Такой же порядок применяется и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

Таким образом, при расчете пеней, если нарушен срок уплаты авансовых платежей необходимо учитывать, что пени начисляются в зависимости от законодательно установленного порядка и срока уплаты авансового платежа:

Порядок уплаты авансовых платежей Порядок начисления пеней

Причинами несвоевременной уплаты налога могут быть различные факторы, а следствием — обязанность вместе с недоимкой уплатить в бюджет пени. Рассмотрим основные правила начисления пеней, применяемые в текущем году.

Один из способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов и сборов — начислить пени. Об этом говорится в п. 1 ст. 72 Налогового кодекса.

Пени — денежная сумма, которую налогоплательщик выплачивает в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки. Такое определение содержится в п. 1 ст. 75 НК РФ. Пени не являются мерой ответственности. Это компенсация потерь бюджета за несвоевременную или неполную уплату начисленных сумм налога. Пени уплачиваются помимо сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора), а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Уплачивать пени должны не только налогоплательщики, которые не выполнили или несвоевременно исполнили обязанности по уплате налога в бюджет, но также налоговые агенты и плательщики сборов. Таково требование п. 7 ст. 75 НК РФ.

Правила расчета пеней прописаны в п. п. 3 и 4 ст. 75 НК РФ. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком их уплаты. Пени рассчитываются исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период просрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней, подлежащих уплате, определяется следующим образом. Величина недоимки умножается на количество дней неисполнения обязанности по уплате налога (сбора). Полученное значение умножается на ставку рефинансирования Банка России (в процентах), затем на 1/300 и на 1/100. В результате получается сумма пеней в рублях и копейках, которую необходимо перечислить в бюджет.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке или иного его имущества. Порядок принудительного взыскания пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей установлен в ст. ст. 46 и 47 НК РФ, а с физических лиц, не являющихся предпринимателями, — в ст. 48 Кодекса.

Начисление пеней на авансовые платежи

Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее — Закон N 137-ФЗ) внес поправки в ст.

58 НК РФ. Согласно п. 3 этой статьи с 2007 г. обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в ст. 75 Кодекса.

До 2007 г. пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в ст. ст. 53 и 54 Кодекса. Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 г. пени по ним не начислялись до представления декларации.

С этого года положения п. 3 ст. 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.

Таким образом, с 2007 г. пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.

Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений п. 3 ст. 75 и п. 3 ст. 243 НК РФ.

В п. 2 Письма Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание — п. 2 ст. 24 и п. п. 2 и 4 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пересчет пеней

Закон N 137-ФЗ внес изменения в ст. 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 г. налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ). Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.

Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога. Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.

После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.

На основании заявления и акта совместной сверки (если она проводилась) налоговая инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. Форма указанного решения утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@.

Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.

Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.

Минфин России в Письмах от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 г.

пересчитываются пени.

С 1 января 2007 до 1 января 2008 г. возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в п. п. 9 и 10 ст. 7 Закона N 137-ФЗ. В соответствии с указанными Письмами в 2007 г. эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.

Когда пени не начисляются и не уплачиваются

Законом N 137-ФЗ в порядок исчисления пеней введено еще одно новшество. Теперь пени не начисляются на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства. Правда, если разъяснения даны конкретному налогоплательщику или неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Так сказано в п. 8 ст. 75 НК РФ. Если разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, пени на возникшую в результате этого недоимку начисляются.

Кроме того, налогоплательщик освобождается от уплаты пеней в случаях, предусмотренных в п. 3 ст. 75 НК РФ. Пени не начисляются на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить из-за того, что его операции в банке были приостановлены или наложен арест на его имущество. Правом приостановить все операции в банке или арестовать имущество должника обладают только налоговые и судебные органы.

Как сказано в п. 1 ст. 78 НК РФ, сумму излишне уплаченного налога можно зачесть в счет погашения задолженности налогоплательщика по пеням. Причем исходя из норм Закона N 137-ФЗ с 1 января 2007 до 1 января 2008 г. зачет переплаты налога в счет задолженности по пеням возможен, если и налог, и пени зачисляются в один бюджет.

Л.В.Бручеева

Советник государственной

гражданской службы РФ 2-го класса

Управление ввода данных,

учета и отчетности

ФНС России

Расчет пени по налогам

1. Пени по налогам.

Понятие пени дано в НК РФ: пеня — сумма, которую налогоплательщик должен заплатить в бюджет государству в случае просрочки уплаты налога в бюджет, в том числе налогов, уплачиваемых при ввозе товаров в Россию.

Пени по налогам платятся в дополнение к суммам, которые должны быть уплачены (налог). При этом, если налогоплательщика оштрафовали, то пени все равно придется заплатить.

Пени по налогам начисляются за каждый день просрочки в размере 1/300 от ставки рефинансирования. Начало отсчета — день, следующий за датой наступления обязанности по уплате налога. Размер ставки рефинансирования публикуется на официальном сайте ЦБ РФ.

С 14.09.2012 действует ставка в размере 8.25%. Вы можете рассчитать пени самостоятельно, но гораздо проще сделать это через калькулятор пеней по налогам.

2. Расчет пеней по налогам с помощью калькулятора пени по налогам.

Перейдя по ссылке, вы увидите два календаря: на крайнем левом вам предлагается выбрать дату начала исчисления пени по налогу, на крайнем правом — дату фактической или планируемой оплаты налога. Ниже расположено окошко, в которое следует ввести сумму задолженности.

Например, транспортный налог нужно было оплатить до 5 ноября 2013 года в размере 1000 рублей. Фактически вы, как физическое лицо, оплатили 15 ноября 2013. Пени начисляются со дня, следующего за последним днем уплаты налога, в данном случае — 06.11.2013. Итак, дату 06.11.2013 выбираете в календаре, расположенном слева, дату 15.11.2013 — в календаре, расположенном справа. Для того, чтобы выбрать месяц ноябрь, следует нажать на декабрь, произойдет смещение месяцев, и ноябрь станет доступен для выбора.

Ниже в окошко вводите сумму налога — 1000 рублей.

Ниже окошка с суммой находится кнопка «рассчитать». Нажав на нее, вы получите сумму пени, которую необходимо заплатить за просрочку уплаты налога. В данном случае пени по налогу составляет 2,75 руб.

Для расчета пени по налогам доступен другой калькулятор, разработанный ФНС России.

В предлагаемом калькуляторе пеней по налогам также следует выбрать дату начала исчисления пеней. Напоминаем, что пени по налогам начинают начисляться со дня, следующего за последним днем уплаты.

К примеру, налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2013 года нужно оплачивать 20 января, 20 февраля, 20 марта. Сумма налога к уплате составила 30 000 рублей. Вы просрочили уплату — 20 января и заплатили 31 января.

Соответственно, дату 21.01.2014 выбираем в окошке «дата начала исчисления пеней». В окошке «дата окончания начисления пеней» вводите дату уплаты налога. Вводим, 31.01.2014. В окошко «сумма задолженности по налогу» вводите сумму задолженности 30 000 рублей. При нажатии на кнопку «рассчитать» программа произведет расчет пени по налогу. Результат в нашем случае 90.75 руб.

Следует отметить, что калькулятор пеней по налогам действует в отношении всех налогов.

3. Самостоятельный расчет пени по налогам.

Если калькулятор пеней по налогам вам недоступен либо вы хотите его проверить, можете рассчитать пени по налогам самостоятельно.

Формула для расчета пени по налогам следующая:

Пени = неуплаченный налог * дни просрочки * ставка рефинансирования * 1/300.

Например, ООО «Рога и копыта» не перечислило земельный налог до 03 февраля 2014 года. Размер налога составляет 10 000 рублей. Уплачен налог был 13 февраля 2014 г.

Итого срок просрочки составляет 10 дней. Ставка рефинансирования 8.25%.

Пени = 27.50 рублей.

Пени должны уплачиваться вместе с налогом. Если пени вы не заплатите, то в вашей карточке в налоговой пени будут числиться в качестве задолженности.

4. Когда пени не начисляются?

Напомним, обязанность по уплате налога считается исполненной в тот момент, когда в банк направлено поручение о перечислении денежных средств (при наличии на расчётном счете денег).

Однако, если вы налог не заплатили, то пеня может и не начисляться. Происходит это в следующих случаях:

    • Если причина неуплаты налога в том, что расчетный счет был заблокирован налоговой либо судом или же в случае ареста имущества. Начисленные пени с высокой долей вероятности могут быть отменены в суде.
    • Если недоимка является следствием выполнения письменных разъяснений налоговой. Разъяснения могут быть даны как непосредственно налогоплательщику, так и неопределенному кругу лиц. Разъяснения должны относится к отчетному периоду, в котором налогоплательщик намерен их применять. Дата издания разъяснений значения не имеет.

Рассматриваемый случай не применяется, если разъяснения имеют неполный или недостоверный характер. В налоговом планировании и исчислении налога следует пользоваться материалами, расположенными на официальном сайте ФНС России. Иные разъяснения, содержащиеся в информационно-правовых базах, используются налогоплательщиками на свой страх и риск и не освобождают от уплаты пени.

  • Если в поданной декларации обнаружена ошибка, которая привела к занижению налога. В этом случае нужно до истечения срока камеральной проверки заплатить недостающую сумму и подать уточненную декларацию. Сделать это необходимо, поскольку налоговая тоже может обнаружить ошибки и составить акт. Либо, если вы сдаете «уточненку», но не платите налог или платите позже сдачи уточненной декларации, то вас также привлекут к ответственности за неуплату налога.

При уклонении от уплаты пени она может быть взыскана принудительно за счет денег, находящихся на счете или имущества.

5. Пени при просрочке налоговых авансов.

Налоговые авансы установлены по следующим налогам, исчисляемым и уплачиваемым организациями:

  • Налог на прибыль. Отчетные периоды этого налога — 1-ый квартал, полгода, девять месяцев. В указанные сроки организация сдает расчет налога на прибыль и уплачивает авансовые платежи, исходя из ставок и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.
  • Налог на имущество.

    Сумма аванса уплачивается каждый отчетный период. Размер рассчитывается так: 1/4ставки налога*среднюю стоимость имущества. Отчетные периоды этого налога — 1-ый квартал, полгода, девять месяцев.

  • Транспортный налог. Рассчитывается по формуле: 1/4ставки налога*налоговую базу. Отчетные периоды — первый, второй, третий кварталы.
  • Земельный налог. Считается только теми плательщиками, для которых отчетный период — квартал. 1/4ставку налога*кадастровую стоимость.

Если уплата аванса пропущена, то на неуплаченную сумму также будут насчитаны пени по налогам.

6. Пени по страховым взносам.

В отличие от налогов, авансов по страховым взносам не предусмотрено. В течение года плательщик ежемесячно перечисляет сумму в соответствующие фонды.

Срок уплаты — 15 число следующего месяца.

Пени начисляют по той же схеме, что и пени по налогам: количество дней просрочки*1/300*ставку рефинансирования*сумму страхового взноса.

Пени не начисляются, если:

  1. Имущество было арестовано.
  2. Счета организации блокированы.

Несвоевременная уплата налога: вопросы применения пеней

Перечисление налоговых платежей в бюджет позже установленного срока — довольно часто встречается в налоговой практике. Неотвратимость начисления пеней известна: инспекция начисляет дополнительный платеж, компенсируя потери казны в результате недополученных в срок налоговых сумм.

Вместе с тем многие моменты применения пени остаются спорными. Правила расчета пеней, порядок взыскания и другие вопросы — тема настоящей статьи.

Налоговый кодекс РФ определяет пеню как установленную Кодексом денежную сумму, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной им в Постановлении от 17.10.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополученных налоговых сумм в срок. Пени — не штрафная санкция, а способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Сумма пеней уплачивается помимо задолженности по налогам и независимо от применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со следующего дня после установленного срока уплаты. Ставка пеней определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и равняется одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени перечисляются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Принцип расчета пени

Сумма пени зависит от суммы недоимки, количества дней просрочки и действующей ставки рефинансирования.

Формула расчета в общем виде следующая:

S P = N х K х SR х 1/300 х 1/100,

где: SP — сумма пени;

N — недоимка;

K — количество дней просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора);

SR — действующая ставка рефинансирования Банка России, %.

При определении дней задержки, если установленный срок уплаты налога совпадает с выходным или праздничным днем, пени начисляются начиная со второго рабочего дня после дня отдыха.

За последние 3 года Банком России установлены следующие ставки рефинансирования:

1 января — 16 февраля 2003 г. — 21%; 17 февраля — 20 июня 2003 г. — 18%; 21 июня 2003 г. — 14 января 2004 г. — 16%; 15 января — 14 июня 2004 г. — 14%; 15 июня 2004 г. — 25 декабря 2005 г. — 13%; 26 декабря 2005 г. — 12%.

Ставка пени как 1/300 рассчитывается с точностью до одной десятитысячной (0,0001) отдельно за каждый период действия ставки рефинансирования. Сумма пеней округляется до целых копеек.

На каждого налогоплательщика в инспекции ведется Карточка расчета с бюджетом (РСБ), в которую вносится информация об исчисленных и уплаченных налоговых платежах по соответствующему бюджету, зачету и возврату налогов, суммах начисленных пеней и другая учетная информация. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" утверждены Приказом ФНС России от 12.05.2001 N ШС-3-10/211 (далее — Рекомендации).

По налогам, перечисление которых осуществляется отдельными документами (например, налог на прибыль), пени на сумму недоимки по одному бюджету начисляются независимо от переплаты по другому бюджету. Такой порядок установлен п. 3 Рекомендаций.

В случае предоставления организацией уточненных расчетов "к уменьшению" суммы налога по первоначальным декларациям за соответствующий отчетный (налоговый) период начисленная ранее пеня подлежит перерасчету, а сумма пеней сложению.

Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию "к доплате" за соответствующий отчетный период, в карточке производится доначисление пеней с учетом новой суммы налога. При перерасчете сумм пеней по уточненным расчетам должны применяться ставки пеней, действующие в соответствующих отчетных периодах (в т.ч. за предыдущие годы). Поступившие в бюджет суммы пеней зачисляются на тот же код бюджетной классификации доходов РФ (группа, подгруппа, статья, подстатья), на которые зачисляются основные платежи. Уточним при этом структуру кода программы (14 — 17 разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) — 2000 "Пени и проценты по соответствующему платежу".

Заслуживает внимания Письмо Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57 о порядке начисления пени при ликвидации организации. Сообщено, что согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами). По мнению финансового ведомства, начисление пеней прекращается после внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации организации.

Выявление недоимки и применение пени

Основанием для начисления и взыскания пени является факт просрочки уплаты налогов и сборов. Применение пени происходит по различным сценариям.

Первый — организация правильно исчислила налог, но уплатила его с нарушением срока. Налоговый орган в автоматическом режиме получает информацию от Федерального казначейства о проведенном платеже и отклонении в сроке уплаты от установленного законодательством.

Второй — в ходе камеральной проверки доначислен налог. Проверка проводится в течение 3-х месяцев после сдачи налоговой декларации, поэтому погасить задолженность в установленный срок практически невозможно, просрочка компенсируется пеней.

Третий — выездной налоговой проверкой установлено занижение налога. Эти суммы квалифицируются как недоимка, а "недоимка без пеней не бывает". Важно, что Кодексом (ст. 87 НК РФ) установлено ограничение по глубине контрольного мероприятия — только 3 календарных года, предшествовавшие году проведения проверки. В решении по результатам рассмотрения материалов проверки должен быть сделан расчет пеней и указана дата, по которую они начислены.

На что следует обратить внимание налогоплательщику? Прежде всего проверить правильность подсчета дней просрочки, процентную ставку, формулу расчета и наличие излишне уплаченного налога. По требованию организации налоговый орган обязан документально обосновать начисление пеней и представить расчет с указанием ставок пени, суммы недоимки и дней просрочки. Как ни странно, для инспекции это становится проблемой. ФАС Московского округа в Постановлении от 12.09.2002 N КА-А40/6065-02 указал, что применение программы расчета пени нарастающим итогом за каждый календарный год не освобождает налоговый орган от обязанности предоставлять соответствующий расчет на бумажном носителе в целях обоснования правильности расчета начисленных пеней.

Известно также одно из постановлений ФАС Северо-Западного округа, где отмечено, что, несмотря на неоднократные требования суда обосновать сумму пеней (по периодам и основаниям их начисления) и представить суду его расчет, инспекция не смогла это выполнить. Она указала, что расчет произведен по компьютерной программе, в силу чего невозможно обосновать данный расчет иным способом.

Кассационная инстанция сделала вывод, что предъявленная в требовании к уплате предприятию сумма пеней никак не обоснована налоговым органом, т.е. не доказана правомерность ее начисления, следовательно, является правильным вывод суда о нарушении инспекцией прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах.

Пеня по "старым" долгам

Принципиальным является вопрос правомерности начисления дополнительных сумм на задолженность "прошлых лет".

В частности, на недоимку, возникшую за пределами трехлетнего периода деятельности налогоплательщика, охваченного выездной налоговой проверкой.

Если установлен трехлетний срок давности на взыскание на выявление недоимки, в равной степени это ограничение должно применяться и к дополнительному платежу. Кроме того, у налогового органа отсутствует законное право подтвердить задолженность первичными учетными документами, т.к. эти документы уже нельзя запросить у налогоплательщика. Срок 3 года для выездной проверки является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 3 марта 2003 г. N КА-А41/618-03 указал, что исходя из положений п. 5 ст. 75 НК РФ недопустимо самостоятельное взыскание суммы пени по недоимке, которая не была взыскана налоговым органом с налогоплательщика в установленные сроки.

Тем не менее у налогового органа есть возможность начисления пеней на задолженность прошлых лет в том случае, когда размер недоимки подтверждается актом предыдущей выездной налоговой проверки, а сам налог в течение проверяемого периода не был уплачен.

Добровольная уплата и взыскание пени

Анализ ст.

75 НК РФ показывает, что обязанность по исчислению и уплате пени возложена на налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ предусматривает добровольный и принудительный порядок уплаты пени. Чаще всего добровольная уплата инициируется самим налогоплательщиком при подаче корректирующей декларации и доплате налога.

Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ налогоплательщик сдает исправленную налоговую декларацию после истечения срока ее подачи и срока уплаты налога. Однако освобождается от ответственности он при условии, что до подачи нового расчета уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени.

Кроме того, налогоплательщик имеет возможность уплатить пени в добровольном порядке и при направлении в его адрес налоговым органом требования об уплате налога и пени (или только пени) в установленный в требовании срок. Согласно ст. ст. 69 и 70 НК РФ требование об уплате налога и пени должно содержать информацию о сумме задолженности по конкретному налогу и период, за который возникла недоимка. Из приведенной нормы следует, что налоговый орган должен доказать правомерность направления налогоплательщику требования в части суммы начисленных пеней.

Требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев после наступления срока уплаты налога. Если недоимка выявлена в результате выездной налоговой проверки, требование направляется в 10-дневный срок с даты вынесения решения по акту проверки.

Если пени не уплачиваются добровольно, налоговые органы вправе взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (пп. 9 ст. 31). Согласно п. 6 ст. 75 Кодекса пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.

Процедура принудительного взыскания задолженности по пеням, также как и по налогам и сборам, может быть начата только после направления налогоплательщику или налоговому агенту требования о добровольной уплате задолженности.

Применение пени к налоговому агенту

Обязанность налоговых агентов перечислять удержанные налоги установлена п.

4 ст. 24 НК РФ. В случае несвоевременного перечисления сумм налога пени начисляются в общем порядке (п. 1 ст. 75 НК РФ). Важно, что дополнительный платеж можно взыскать только в том случае, когда налоговый агент реально удержал налог, но не перечислил в бюджет или перечислил с нарушением установленного срока. Уплата налога за счет организации — налогового агента действующим законодательством не предусмотрена.

Наличие успешной судебной практики подтверждает правильность такого вывода. Однако многие инспекции начисляют пеню на суммы, не удержанные из доходов работника, и, как правило, выявленные на выездных проверках. Между тем за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов установлена специальная ответственность ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

При перечислении налога на доходы физических лиц бухгалтеру организации, имеющей обособленные подразделения, стоит быть особенно внимательным. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 23.08.2005 N 645/05 освободил организацию, перечислившую налог не в тот бюджет, от штрафа. А заплатить пени и перечислить налог в нужный бюджет все-таки придется.

Начисление пени по авансовым платежам

До настоящего времени существует неопределенность в вопросе о том, должна ли начисляться пеня в случаях, когда налогоплательщик обязан уплачивать авансовые платежи, но сделал это несвоевременно. Президиум ВАС РФ в п. 16 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 пояснил, что на авансовые платежи эта норма не распространяется. Пленум ВАС РФ в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 подтвердил, что пени можно начислять лишь на те авансовые платежи, которые рассчитываются по итогам отчетных периодов.

Пени по отдельным налогам

В связи с тем что уплата разных налогов имеет разную периодичность, особенности в исчислении и уплате авансовых платежей, отличия в распределении по бюджетам и другие характерные признаки целесообразно рассмотреть применение пени на отдельных примерах.

Налог на прибыль. Организация, имеющая в своем составе филиалы, расположенные на территории в одном и том же регионе, что и головная организация, в 2004 г. не рассчитала суммы налога на прибыль по обособленным подразделениям и заплатила налог в бюджет региона по месту своего учета. Минфин России в Письме от 16.05.2005 N 03-03-01-04/259 разъяснил, что в данном случае пени на сумму налога, зачисляемую в бюджет региона, по месту нахождения подразделений не начисляются.

Такой вывод сделан только в отношении обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ с организацией, и в отношении регионального бюджета.

Транспортный налог. С этим налогом сложилась уникальная ситуация. До 1 января 2006 г. положениями гл. 28 НК РФ был установлен только налоговый период — календарный год. Отчетные периоды, а также обязанность по уплате авансовых платежей и предоставлению расчетов на налогоплательщика не была возложена. У субъектов РФ также не было права самостоятельно установить эти элементы налогообложения.

Новая редакция ст. 360 НК РФ с этого года определила в качестве отчетного периода квартал. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ имеют право не устанавливать на своих территориях отчетные периоды в течение года. Но если отчетные периоды будут введены, то организации в течение квартала будут обязаны уплачивать авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Минфин России в Письме от 13.02.2006 N 03-06-04-02/02 указал, что до внесения изменений в гл. 28 НК РФ, предусматривающих отчетные периоды и авансовые платежи по транспортному налогу, отсутствовали правовые основания для начисления и взыскания с налогоплательщиков пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу. Начиная с 2006 г. в случае нарушения сроков уплаты авансовых платежей пеня начисляется в общеустановленном порядке.

32. Относятся ли суммы пени, начисляемые за несвоевременную уплату налоговых платежей и сборов, к санкциям за нарушение налогового законодательства и как они отражаются в бухгалтерском учете?

Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства установлена статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", первым пунктом которой определен перечень взыскиваемых финансовых санкций (сумм сокрытого или заниженного дохода (прибыли)), штрафов, пени за задержку уплаты налога и других санкций, отражаемых налогоплательщиком по строке 390 "Экономические санкции" формы 2 годового бухгалтерского отчета предприятия (письмо Минфина России от 24.06.92 N 48, пункт 3.14 Инструкции о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия).

В соответствии с Инструкцией N 4 Государственной налоговой службы Российской Федерации "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то есть должны отражаться по дебету счета 81.

33. В каком порядке и в каком размере начисляется пеня за задержку уплаты налоговых платежей?

КонсультантПлюс: примечание.

В соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.96 N 685 с 20 мая 1996 г. пеня, взыскиваемая с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога, установлена в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" пеня взыскивается с налогоплательщика в размере 0,3 процента (0,7 процента с 22.12.93 - в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношении бюджетов различных уровней") неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если Законом не предусмотрены иные размеры пени.

В случае задержки уплаты налоговых платежей по вине банка или кредитного учреждения с них взыскивается пеня в размере 0,2 процента (0,7 процента - с 22.12.93) в порядке, установленном частью четвертой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

34. Взыскивается ли пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций?

Пеня в случае задержки уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства не начисляется.

35. Срок уплаты налога 5 октября, акционерное общество уплатило налог 12 октября; 7 и 8 были выходными днями. Исключаются ли выходные дни при подсчете дней просрочки платежа?