Плюсы развития внутреннего рынка страны. Преимущества и недостатки российской экономики. Ввести валютное регулирование – требуется ограничить спекулятивное использование капитала, ограничить отток капитала

Связан с их способностью сохранять стоимость. Однако, они могут быть причислены к запасам только при отсутствии инфляции. Кроме того, при любых условиях не способны приумножать свою ценность. Поэтому справедливо будет сказать, что наличные характеризуются абсолютной ликвидностью, но их доходность пребывает на нулевом уровне.

Теория предпочтения ликвидности и спекулятивный спрос на деньги

Необходимо отметить, что помимо денег существуют и иные финансовые активы, которые могут приносить определенную . Прежде всего, имеются в виду . И чем выше по ним поднимается процентная ставка, тем больше потери человека, хранящего свои в наличных. Таким образом, уровень спроса на деньги определяется величиной процентной ставки. При этом она устанавливает сумму издержек от хранения наличных. И чем выше величина ставки, тем больше дохода приносят облигации и выше от хранения наличности. Соответственно это приводит к снижению спроса на деньги.

Противоположная картина наблюдается при низкой процентной ставке. В этой ситуации население стремиться накопить как можно больше наличности, предпочитая ее абсолютную относительно небольшим доходам от облигаций. Таким образом, можно говорить, что на наличные имеет уклон в отрицательную сторону, поскольку он возрастает только при отрицательном значении процентной ставки.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

– объем денег, которым предприятия и домохозяйства желают обладать в зависимости от ВВП и действующей ставки ссудного процента.

Каких видов бывает спрос на деньги?

Существуют два основных вида:

  • Спрос для заключения сделок (операционный).
  • Спрос со стороны активов (спекулятивный).

– объем денежной массы, необходимый, чтобы домохозяйства и фирмы сумели расплатиться по обязательствам. Операционный спрос зависит от:

  • От скорости обращения – чем больше скорость, тем меньше средств требуется для покрытия обязательств.
  • От величины номинального ВВП - чем выше ВВП, тем больше средств необходимо для обслуживания платежных операций.
  • От уровня цен – чем больше цены, тем больше средств потребуется.
  • От уровня доходов в обществе – при высоком уровне нужно больше денег.

Можно утверждать, что операционный спрос меняется пропорционально номинальному ВВП и никак не зависит от размера ставки ссудного процента. На графике он отражается вертикально направленной прямой:

На спекулятивный спрос , напротив, влияют ссудные ставки. Когда ставки становятся выше, держатели активов рассматривают это как возможность приумножить накопления и переводят наличные деньги в банковские , акции, другие . Когда ставки снижаются, людям становится невыгодно держать средства на депозитах, и они обналичивают их, предпочитая более ликвидную форму. График спекулятивного спроса выглядит так:

Совокупный спрос на деньги определяется путем суммирования двух видов спроса. Соответственно, график спроса зависит как от ссудных ставок, так и от валового продукта. Притом кривая общего спроса имеет почти вертикальную форму при высоких ставках, так как вкладывается в акции, а значит, спрос на деньги практически операционным спросом:

Три теории, объясняющие спрос на деньги

Выделяют три основных подхода: монетаристский , кейнсианский и современный :

  • Монетаристы опираются на количественную теорию денег, а количественная теория базируется на известном тождестве Фишера: MV = PY . Переменные трактуются так: M – совокупность денег в обращении, V – , P – , Y – . Из этого уравнения можно установить, от каких факторов и каким образом (прямая или обратная пропорция) зависит спрос на деньги.
  • Кейнс утверждал, что существуют три фактора, воздействующие на спрос на средства – это:

- транзакционный мотив – деньги нужны для приобретения благ;

- спекулятивный мотив - стремление избежать удешевления капитала, а также приумножить средства путем инвестирования.

- мотив предосторожности – людям требуются активы в самой ликвидной форме на случай непредвиденных расходов.

  • В рамках современной теории факторами, оказывающими влияние, являются:

Ставка по вкладам;

Процент доходности по ценным бумагам;

Номинальный текущий доход;

Ожидания и прогнозы.

Можно говорить, что монетаристы связывают спрос прежде всего с доходом, а кейнсианцы – с процентной ставкой. Современная теория в отличие от вышеназванных учитывает еще и такой важный фактор, как прогнозирование.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Единый внутренний рынок Европейского союза (далее ЕС) – это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.

Концепции «внутренний рынок», «единый рынок» и «общий» рынок зачастую используются как синонимы, и все же незначительно, но эти понятия имеют смысловые нюансы. Общий рынок – это этап международной экономической интеграции, который предполагает не только отмену внутренних импортно-экспортных пошлин, но и создание всех условий для свободного перемещения товаров, работ и услуг, а также капитала и трудовых ресурсов. Концепция единого рынка подчеркивает равенство условий и обязательность национального режима для всех товаров, работ, услуг и факторов производства. Это отражено в позиции Суда ЕС в решении от 5 мая 1982 г. по делу 15/81 Гастон Шуль (Gaston Schul Douane Expediteur BV ν Inspecteur der Invoerrechten en Accijnzen): общий рынок направлен на устранение всех барьеров в торговле внутри сообщества с нацеленностью на слияние национальных рынков в единый рынок; при этом преимущества такого рынка должны быть доступны не только для бизнес-игроков, но и для частных лиц. Для общего и единого рынка важно соблюдение равных условий, которые достигаются при помощи гармонизированного регулирования. Далее может последовать стадия превращения объединенных национальных рынков во внутренний рынок, что предполагает не только гармонизацию, но и унифицированное регулирование всех аспектов и сфер рынка. Рассмотрим, каким образом данные стадии проходили в рамках ЕС.

Создание единого европейского экономического пространства, построение общего рынка было одной из основных целей Римского договора 1957 г. Ст. 2 Договора о Европейском экономическом сообществе устанавливала: «Сообщество ставит своей задачей содействовать путем создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики государств-членов гармоничному развитию экономической деятельности во всем Сообществе, непрерывному и сбалансированному росту, возрастающей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным связям между государствами, которые оно объединяет».

Римский договор предусматривал постепенное введение в действие концепции общего рынка в течение 12 лет после вступления договора в силу (три стадии продолжительностью четыре года каждая). Во-первых, формирование общего рынка требовало устранения всех импортных и экспортных пошлин между государствами-членами, т. е. переход к общему рынку возможен только после создания таможенного союза. Если таможенные барьеры были устранены довольно быстро между государствами – членами ЕЭС, даже ранее намеченных ими сроков, то формирование общего рынка требовало не только либерализации торговли, но и свободного движения факторов производства: труда, капитала, услуг. Помимо указанных свобод необходимо вести речь и о свободном учреждении компаний на территории государств-членов, для развития бизнеса, активного сектора экономики.

В целом к 1 января 1970 года основы общего рынка были заложены. Общие правила, остающиеся неизменными и сейчас, таковы.

Внутри общего рынка подлежат ликвидации препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов. Метод формирования общего рынка – метод позитивной интеграции, т. е. не только устранение препятствий, барьеров (негативная интеграция), но и проведение активной политики общего гармонизированного, согласованного и скоординированного формата регулирования рынка.

В 1985 году Президент Еврокомиссии Жак Делор высказался о необходимости достигнуть к 1992 году стадии единого рынка. Концепция единого рынка была заложена в Едином европейском акте 1986 г. (ЕЕА). Значение формулировки ЕЕА заключалось в том, что меры по созданию общего рынка дополнялись ликвидацией технических барьеров в торговле между странами-членами и отменой пограничных контрольных формальностей внутри Сообщества.

В Договоре о ЕС (Маастрихтском договоре 1992 г.) были внесены значительные изменения в раздел «Общая торговая политика», в частности были отменены статьи, определяющие порядок и этапы формирования общей торговой политики. Маастрихтский договор значительно ограничил правомочия государств-членов вводить защитные торговые меры: с 1993 г. такие меры могли приниматься государствами самостоятельно только при наличии предварительного разрешения Комиссии. Концепция единого рынка стала реально функционировать с 1 января 1993 г. и сегодня является составной частью экономического и валютного союза государств-членов.

Лиссабонский договор 2007 г. не обращается к категориям «единый рынок», «общий рынок», в нем фигурирует термин «внутренний рынок». Тем не менее основные характеристики внутреннего рынка остаются те же, что и для общего рынка: это «пространство без внутренних границ, в котором осуществляется свобода движения товаров, лиц, услуг, капитала» (п. 2 ст. 26 Договора о функционировании ЕС). Если, по мнению Комиссии в целях равномерного развития внутреннего рынка, в отношении каких-либо позиций и предусматриваются изъятия, то они должны иметь временный характер и привносить как можно меньше нарушений в функционирование внутреннего рынка.

В настоящее время в Договоре о функционировании ЕС вопросы внутреннего рынка урегулированы ст. ст. 26–66 и Протоколом № 27 о внутреннем рынке и конкуренции. Отдельно регламентированы вопросы конкуренции (ст. ст. 101–109 Договора о функционировании ЕС).

Внутренний рынок включает всех государств – участников ЕС без исключений. Территориально режим общего рынка распространяется также на 3 из 4 государств – членов Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Лихтенштейн) на основе Соглашения о Европейском экономическом пространстве 1992 г Лиссабонский договор устанавливает сферу внутреннего рынка в рамках совместной компетенции (ст. 4). При этом правила в области конкуренции – это сфера исключительной компетенции Союза (ст. 3). Вопросам внутреннего рынка придается столь большое значение, что они отнесены, среди немногих, к вопросам так называемой подразумеваемой компетенции по ст. 352 Договора о функционировании ЕС, в силу которой Совет ЕС, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, может принять решение о расширении полномочий, если это необходимо для реализации целей внутреннего рынка.

В судебной практике Суда ЕС было расширено понимание сферы действия внутреннего рынка: внутренний рынок также охватывает вопросы ответственности, в т. ч. минимальных штрафов за нарушения права ЕС в сфере функционирования внутреннего рынка.

Еще по теме 6.1 Формирование общего, единого, внутреннего рынка:

  1. ТЕМА V ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФ РАСТ РУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА
  2. 1. Европейское кооперативное общество (ЕКО) 1.1. Общая характеристика ЕКО
  3. §1.1. Общие сущность, институциональная и нормативно-правовая база иммиграционной политики государств-членов ЕС
  4. §3.2. Предоставление политического убежища и статуса беженца как канал легализации: политико-правовые трудности в формировании общего подхода

Мы уже упоминали о том, что международная торговля - древнейший вид экономической деятельности.

После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить основные причины существования международной торговли. Символически они показаны на рис. 15-1, и далее мы обсудим каждую из них более подробно.

Рис. 15-1. Экономические основы международной торговли

Неравное распределение природных ресурсов (благ). Самая первая из причин возникновения международной торговли задана природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными странами и народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой - хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.

Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.

Импорт - покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах .

Экспорт - продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики .

Принцип абсолютного преимущества. В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.

Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.

Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на здешних полях свеклы.

На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.

Принцип абсолютного преимущества : страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем ее торговые партнеры.

Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество в целом достигает наивысшей эффективности использования ресурсов Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров той страной, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Поэтому развитие международной торговли имеет столь важное значение для всех стран планеты и ему уделяется столь большое внимание как правительствами , так и международными организациями.

Принцип относительного преимущества. Понять логику международной торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.

Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.

Следующий шаг к пониманию тайн международной торговли был сделан великим английским ученым-экономистом Давидом Рикардо (1772-1823). Он сумел увидеть в развитии внешней торговли влияние еще одного принципа - принципа относительного преимущества.

Принцип относительното преимущества - каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цена выбора у нее относительно ниже, чем в других странах.

Иными словами, каждой стране стоит специализироваться в производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.

В реальной коммерческой практике никто, конечно, таких научных расчетов не ведет. Их вполне заменяет анализ соотношения цен на внутренних и зарубежных рынках , поскольку это соотношение при прочих равных условиях соответствует различиям в относительной эффективности производства товаров.

Представим себе, что цены 1 т цемента и 1 кв. м стекла в России составят по 5 тыс. р. На Украине 1 т цемента будет стоить 20 тыс. гривен, а стекла - 40 тыс. гривен. Если теперь российский предприниматель экспортирует на Украину 1 м2 стекла, то на выручку (40 тыс. гривен) он сможет купить 2 т цемента, тогда как в России - только одну.

Если теперь он импортирует этот цемент в Россию, то получит за него 10 тыс. р. - в два раза больше, чем он затратил первоначально на производство того количества стекла, которое было им экспортировано на Украину. Разница между этими суммами, т.е. 5 тыс. р. (10 - 5), составит прибыль нашего экономически грамотного предпринимателя.

Хотя этот расчет упрощен до предела, но именно на основе такого анализа и строится вся внешнеторговая деятельность. Любой предприниматель рассуждает очень просто: выгодно экспортировать те отечественные товары, на выручку от продажи которых можно за рубежом купить больше других товаров местного производства, чем аналогичных товаров на отечественном рынке.

Так строят свою коммерческую практику огромные внешнеторговые фирмы. Все они руководствуются в своей деятельности принципом относительного преимущества. Эта логика внешней торговли немедленно сказывается на внутриэкономической жизни. Интересы купцов побуждают каждую страну искать такую специализацию своей экономики, которая позволит ей:

  1. наиболее рационально использовать имеющиеся у нее ресурсы;
  2. добиться наивысшего уровня благосостояния своих граждан с помощью операций экспорта и импорта.

Процесс такой специализации создает основы не только для развития мирового рынка, но и для международного разделения и кооперации труда, т. е. организации совместной деятельности фирм различных стран при создании определенных видов конечных благ. О том, насколько глубоко может быть международное разделение труда, можно судить на следующем примере.

Житель США , покупая у американской компании «Дженерал моторс» произведенный ею автомобиль «Понтиак», на самом деле совершает международную сделку . Он платит за эту машину 10 тыс. долл., которые распределяются следующим образом: 3 тыс. долл. идут Южной Корее, рабочие которой осуществляли простые и трудоемкие сборочные операции; 1850 долл. - Японии за купленные у нее моторы, ведущие мосты, электронные устройства; 700 долл. получает Германия за конструирование этой машины; 450 долл. перечисляются фирмам Тайваня, Сингапура и Гонконга за изготовление мелких деталей; 250 долл. уходят на счета английских фирм за организацию рекламы и сбыта автомобилей; 50 долл. стоят услуги фирм Ирландии и Барбадоса, занимавшихся обработкой данных. Итого примерно 6 тыс. долл. достается гражданам других стран.

На долю граждан США - управляющих и акционеров «Дженерал моторс», адвокатов и банкиров, обслуживающих фирму, других участников производства этого «американского» автомобиля - приходится лишь 4 тыс. долл.

Международная торговля, если она основана на принципе сравнительного преимущества и не встречает на своем пути никаких препятствий, оказывается выгодной для всех ее участников.

И все же развитие международной торговли всегда было сопряжено с конфликтами и противодействием. Чтобы понять их причины, познакомимся с письмом, сочиненным более 100 лет назад французским экономистом Фредериком Бастиа (1801 - 1850) для своей книги «Экономические софизмы». Высмеивая аргументы противников свободной международной торговли, Бастиа «от имени борцов за неприкосновенность внутреннего рынка» писал:

ПАЛАТЕ ДЕПУТАТОВ

Мы подвергаемся ожесточенной конкуренции со стороны заграничного соперника, который обладает настолько превосходящими устройствами для производства света, что может наводнить наш национальный рынок, предлагая свой товар по сниженным ценам. Этим соперником является не что иное, как солнце. Мы обращаемся с петицией - провести закон , предписывающий закрыть все окна, отверстия и щели, сквозь которые солнечный свет обычно проникает в наши жилища, нанося этим ущерб прибыльному производству, которым мы были в состоянии одарить страну.

Фабриканты свечей и подсвечников

Безусловно, бороться с солнечным светом никому в голову не приходит. Но аналогичные призывы хорошо знакомы правительствам во всем мире. Бизнесмены часто прилагают огромные усилия, чтобы заставить государство перекрыть путь на национальный рынок зарубежным конкурентам. Под давлением таких требований правительства многих стран более или менее активно проводят политику протекционизма (от лат. protectio - буквально «прикрытие»).

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой является защита отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода ограничений на импорт.

Ситуация проникновения на внутренний рынок товаров зарубежных производителей - постоянный источник экономических и политических трений во многих странах мира. Правительству надо так рассчитать свою экономическую политику, чтобы страна в целом выиграла, а не проиграла от появления на ее рынках импортных товаров. Рассмотрим плюсы и минусы появления на внутреннем рынке дешевых импортных товаров (табл. 15-1).

Анализируя эту таблицу, мы видим классический пример противоречий между экономическими интересами разных групп граждан страны.

Под давлением отраслевых лобби российское правительство вынуждено принимать меры по защите отечественных производителей от полного и быстрого краха. Для этого применяется ряд мер государственного регулирования импорта. Наиболее распространенным и гибким инструментом такого рода являются таможенные пошлины - налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

Таблица 15-1

Сравнительный анализ достоинств и недостатков открытия внутреннего рынка для товаров зарубежных производителей
Плюсы Минусы
  1. Граждане смогут купить больше товаров
  2. Возрастут доходы торговых фирм, и государство сможет получить с них большую сумму налогов
  3. Возрастет сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров
  4. Рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах
  1. Сократятся продажи отечественных товаров
  2. Упадут доходы отечественных фирм-производителей, и государство получит от них меньшую сумму налогов
  3. Начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастет безработица , что приведет к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице
  4. Безработные и владельцы отечественных фирм будут протестовать против политики нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти
  5. Возрастет зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что может ослабить ее политическую независимость

Уплатив пошлину, владелец импортируемого товара вынужден повысить на него цену, чтобы избежать убытков и получить прибыль. В результате иностранный товар становится дороже и теряет часть того относительного превосходства, которое обеспечивает ему конкурентоспособность.

Введение таких пошлин означает и то, что покупатели начинают платить новый - особый - налог в поддержку определенной отрасли отечественной промышленности. Ее товары становятся конкурентоспособными без всяких усилий: не надо ни снижать затраты, ни улучшать качество, ни совершенствовать послепродажное обслуживание. Сбыт будет обеспечен автоматически - за счет «пошлинных гирь» на ногах конкурентов из-за рубежа.

Но есть и еще один важный аспект, на который надо обратить внимание.

Дело в том, что если иностранные фирмы меньше выручают от продажи своих товаров на нашем внутреннем рынке, то у них оказывается меньше денег и для того, чтобы покупать наши товары для импорта в свои страны.

Иными словами, введение таможенных пошлин, расширяя рынок для одних отраслей отечественной промышленности, одновременно сужает его для других. Именно это имеется в виду, когда экономисты говорят: «Если мы озаботимся нашим импортом, то наш экспорт позаботится о себе сам».

Протекционизм - столь давняя политика, что экономическая наука успела досконально изучить все его плюсы и минусы. Вывод во всех случаях оказывается один и тот же: даже если есть веские причины поддержать ту или иную отрасль отечественной экономики в борьбе с иностранными конкурентами, то лучше делать это не с помощью регулирования импорта. Куда эффективнее просто давать целевые субсидии отечественным фирмам этих отраслей.

Для защиты внутреннего рынка и национальных производителей правительства пользуются такими инструментами протекционизма, как импортные квоты и лицензии.

Импортная квота представляет собой устанавливаемую правительством предельную величину ввоза в страну за год определенных товаров из конкретной страны-производителя.

Внешнеторговая лицензия по природе близка к квоте и представляет собой выдаваемое государством разрешение на ввоз в страну или вывоз из нее определенного вида товаров.

Надо сказать, что импортные квоты - самый грубый метод защиты рынка, и правительства других стран обычно реагируют на такую политику отдельной страны очень резко, вводя аналогичные квоты на ввоз ее товаров.

Долгий опыт «торговых войн » научил наиболее развитые страны тому, что в таких «войнах» проигрывают обе стороны и лучше не допускать начала «боевых действий». Все это в сочетании с пониманием огромного значения международной торговли для обеспечения устойчивого экономического роста заставило многие страны в XX в. пойти на отказ от протекционизма и приступить к поиску новых методов организации мирового рынка.

В 1947 г. 23 страны подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (называемое чаще по первым буквам английского написания ГАТТ - General Agreement on Trade and Tariffs). В основу ГАТТ легли три принципа, рожденные многовековой историей международной торговли:

  1. все страны - участницы ГАТТ будут применять по отношению друг к другу одинаковые меры регулирования экспорта и импорта, не допуская дискриминации одной или нескольких стран по сравнению с другими;
  2. все страны будут стремиться к снижению таможенных пошлин, чтобы открыть путь для более полного и точного использования своего относительного превосходства и рационального международного разделения труда;
  3. страны - участницы ГАТТ откажутся от самой грубой формы зашиты своих рынков - импортных квот.

Сегодня это Соглашение подписали уже более 100 стран. О его результативности можно судить по снижению таможенных пошлин в странах - членах ГАТТ. Так, за 80-е гг. средний импортный тариф на сырье в промышленно развитых странах снизился с 2,5 до 1,6%, а на промышленную продукцию - с 10,5 до 6,4%. Успех ГАТТ привел к созданию на его основе Всемирной торговой организации (ВТО), куда Россия сейчас пытается вступить, проводя долгие и трудные переговоры.

Причина такого стремления проста: соблюдая принципы цивилизованной торговли по отношению друг к другу, страны - члены ГАТТ/ВТО ведут себя по отношению к странам, которые в этом Соглашении не участвуют, совершенно иным образом. И Россия ощущает это на себе очень болезненно. Она сегодня аутсайдер на мировом рынке, и ограничительные пошлины на российские товары под предлогом антидемпинговых процедур устанавливают и США, и Европейский союз , и Мексика, и Бразилия, и Индия, и Польша.

Демпинг - продажа товара по цене ниже издержек производства или существенно ниже той, что сложилась на данном рынке.

В итоге из-за таких барьеров для своих экспортных товаров Россия ежегодно теряет порядка 2,5-3 млрд долл. выручки от продаж. Вести переговоры по каждому случаю установления непомерно высоких пошлин на российские товары практически невозможно. Спасение может принести только вступление в ВТО, хотя оно и потребует соответствующего отказа от пошлинной защиты внутреннего рынка.

Переговоры о присоединении России к ВТО идут с 1995 г., и все эти годы в нашей стране продолжается жаркая дискуссия сторонников и противников этого шага. Сторонники присоединения обращают внимание своих оппонентов на то, что членами ВТО уже стали 146 стран, т. е. почти вся планета. Недавно приняли Непал и Камбоджу и в ближайшие годы число сфан - членов ВТО будет увеличиваться. И потому любая страна, желающая принять равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Нет особого смысла уклоняться от этого России, поскольку экспорт играет огромную роль в экономике нашей страны.

Вступив в ВТО, Россия:

  • получит лучшие в сравнении с существующими и недискриминационные условия для доступа российской продукции на иностранные рынки;
  • сможет воспользоваться международными механизмами разрешения торговых споров;
  • обеспечит более благоприятный климат для иностранных инвестиций ;
  • расширит возможности для российских фирм вести дела в странах - членах ВТО;
  • создаст условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • сможет участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшит свою репутацию в мире как полноправного участника международной торговли.

Но у такого шага есть и серьезные противники, поскольку вступление России в ВТО приведет к резкому обострению конкурентной борьбы отечественных производителей с фирмами экономически более развитых стран Запада и Востока. Между тем Россия - северная страна, и работа в этом климате требует больших затрат не только на отопление, освещение, но и на создание и поддержание тех мощностей, которые обеспечивают стране и ее предприятиям конкурентоспособность на рынке. В результате у отечественных фирм издержки зачастую оказываются выше и в условиях открытой - после вступления в ВТО - экономики такие фирмы могут быстро разориться, а их работники - лишиться работы.

Сейчас Правительство России ведет сложные переговоры о том, на каких условиях может состояться присоединение России к ВТО, т. е. пытается добиться наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и необходимых для этого уступок (в виде снижения тарифов на импорт товаров и открытия внутренних рынков).

Следует помнить, что противоречия между национальными и иностранными производителями в мировой экономике будут всегда, пока существуют национальные интересы отдельных стран. Весь вопрос в организации механизма устранения или сглаживания противоречий. Международные торговые организации всего лишь способ (весьма далекий от идеала) согласования интересов.

Развитие международной торговли в XX в. действительно превратило ее в решающий фактор экономического роста для большинства стран мира. По расчетам экономистов, полная реализация всех задач либерализации мировой торговли, предусмотренных при создании ВТО, может привести к увеличению ежедневного дохода каждого гражданина развитых стран мира на 40 центов США, или на 146 долл. в год. Понимание этого заставило многие страны пойти на шаги, которые еще в начале XX в. казались просто немыслимыми.

Речь идет о полном открытии странами своих национальных рынков в рамках торговых союзов, или, как их чаще называют, международных зон свободной торговли.

Наиболее известная зона свободной торговли - это уже упоминавшийся выше Европейский союз (ЕС), созданный под именем Европейского экономического сообщества в 1958 г. и включающий сегодня подавляющее большинство стран Западной Европы.

К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции.

В итоге небывало глубокого для мирного времени и затяжного кризиса экономика отброшена на несколько десятилетий назад по объему производства, конкурентоспособности продукции, уровню и качеству жизни, эффективности управления.

При этом объективные причины и факторы сочетались с крупными стратегическими ошибками, просчетами и другими субъективными факторами .

И тем не менее российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития. Сохранились высокий уровень образования, квалификации значительной части трудового потенциала страны, развитая социокультурная сфера (прежде всего наука, культура и образование), которая становится ключевой в становлении постиндустриального общества.

Страна обладает разнообразными видами природных ресурсов — минеральных, земельных, лесных, водных. По многим из них продолжает оставаться уникальной кладовой мира на XXI век и может воспользоваться этим для извлечения мировой природной ренты как ресурса развития.

России благоприятствует ее географическое положение на кратчайших транспортных путях между быстро развивающимися странами Востока и Запада , что позволяет получать транспортную и туристическую ренты .

Сохранился значительный объем внутреннего рынка и началась его реинтеграция, что является базой для развития и увеличения доходов отечественных товаропроизводителей. Не до конца разрушены в прошлом мощный производственный потенциал и развитая инфраструктура, хотя они быстро устаревают и требуют крупных вложений для радикального обновления.

Существуют и противодействующие факторы , препятствующие возрождению российской экономики и повышению ее роли в мировом хозяйстве. Таковы прежде всего неблагоприятные климатические условия на большей части территории страны, пространственная разбросанность городов и сел , что ведет к повышенным издержкам транспорта и жизнеобеспечения людей, высокому в целом уровню производственных затрат.

Мешают устарелость и техническая отсталость преобладающей части основных фондов, которые почти не обновлялись в 90-е гг. и во многом не пригодны для производства конкурентоспособных товаров и услуг.

В последние годы Россия включилась в мировую экономику в качестве поставщика топлива и сырья (запасы которого, кстати, исчерпываются) и покупателя готовых изделий.

По данным Всемирного банка , внешний долг увеличился с 59,8 млрд долл. в 1990 г. до 183,6 млрд долл. в 1998 г. и достиг 62% к ВНП. Выплаты долга с процентами отягощали государственный бюджет. Однако по состоянию на 1 сентября 2013 года внешний государственный долг России сократился до 49,54 млрд долл.

Весьма низка инвестиционная привлекательность российской экономики как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в 2000 г. составили всего 4,4 млрд долл., однако в 2012 году они возросли до 51,4 млрд долл.