Позитивная экономическая теория изучает оценочные суждения. Методология экономической науки. Субъектами собственности могут быть

Страница 6 из 36

Методы изучения экономической жизни.

Любая наука, в том числе экономика, имеет свою методологию. Методология – это учение о методах, принципах построения, формах и способах научного познания. Если предмет науки раскрывает что познается, то метод показывает как познается. Метод не может быть производным, он должен соответствовать особенностям предмета науки.

В экономике используются самые различные методы, формы и способы научного познания. Если мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод , основы которого были заложены еще древними греками и блестяще развиты немецким философом Гегелем в научную систему. Диалектика – это наука об общих законах развития как внешнего мира, так и экономического мышления. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном развитии.

Экономические явления нельзя положить под микроскоп, взвесить на весах, просветить рентгеновским лучом. Для проникновения в сущность экономических процессов и явлений используется метод научной абстракции (от лат. “аstractio” – отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. На основе абстрагирования от всего случайного, не соответствующего природе изучаемого явления, возни кают такие общие понятия, как “товар”, “деньги”, “цена”, “производство”, “потребление”, “распределение”, “обмен” и другие. Это так называемые экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщенном виде реальные условия экономической жизни общества.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в том числе наблюдение, обработка полученного материала посредством анализа и синтеза, индукции и дедукции, системного подхода; разработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; разработка моделей в логических и математических формах.

Анализ – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. В экономике анализ применяется для выявления сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях и в разных сферах экономики. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.

Принято различать позитивный и нормативный анализ (или позитивную и нормативную экономику).

Позитивная экономика – часть экономической теории, которая изучает и объясняет наблюдаемые экономические факторы, события, процессы; устанавливает связь между ними. Позитивные суждения - это суждения о том, что есть. То есть, они подкреплены фактами.

На основе реальных фактов она объясняет, что есть или что может быть : например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него при прочих равных условиях. В этом выражении нет никаких оценочных суждений, а есть только констатация факта.

Выражение “при прочих равных условиях” означает, что мы хотим выяснить влияние на спрос только одного фактора – цены товара; другие факторы, которые тоже могут влиять на спрос (доходы потребителей, ожидание инфляции в будущем, цены на товары-заменители и др.), нами не учитываются, т.е. считаются неизменными. Этот принцип широко используется в экономике.

Нормативная экономика – часть экономической теории, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой. Следовательно, она опирается на оценочные суждения, субъективные мнения о том, что как должно быть.

Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправед ливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждения “Неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо” или “Уровень инфляции в стране недопустимо высок” – типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.

Широко используются также методы индукции и дедукции. Индукция (наведение) – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. На его основе обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному. Он делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы. Используя исторический метод , экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой метод позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может за-труднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Он служит непременным условием достижения истинности высказываемых положений и выводов. Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике.

Экономическим процессам и явлениям свойственны качественная и количественная определенность. Поэтому в экономической науке широко используются математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Построение модели связано с потерей части информации. Это дает возможность абстрагироваться от второстепенных элементов и сконцентрироваться на главных элементах системы, их взаимосвязях.

Известные величины, вводимые в модель в готовом виде, называ ются экзогенными переменными . Величины, которые получаются в рамках модели при решении поставленной задачи, называются эндогенными переменными. Цель модели – выяснить, как экзогенные переменные влияют на эндогенные.

Работа над построением модели обычно начинается с тщательного изучения данных и построения на их основе, и в соответствии с ними, одной или нескольких моделей. Продолжением работы является проверка решения модели на основе данных. Эта операция или подтверждает правильность выбора, или указывает на необходимость улучшения модели (создании совершенно новой).

Связь модели с объективной действительностью двояка: с одной стороны, модель отражает реальный мир, являясь его условным абстрактным воспроизведением (в графической или математической форме), а с другой - служит его преобразованию в соответствии со сформулированными целями.

Таким образом,экономико-математическое моделирование, являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Мир моделей многообразен (рис. 1.1). Они различаются по уровню обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические), сфере охвата (микро- и макроэкономические), характеру действия (статические и динамические), характеру взаимодействия элементов (линейные и нелинейные) и т.д.

Рис. 1.1. Виды моделей

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необхо димы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всегда возможно спрогнозировать их возможные результаты. Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса в целях его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения.

Какими бы методами не пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности их выводов и положений теории. Если можно сказать: “Это верно в теории, но не на практике”, – значит, данное теоретическое положение ошибочно.

Изучает факты и направлена на исключение качественных оценок. Она опирается только на фактическое состояние экономики и должна способствовать формированию эффективной политики, направленной на стабилизацию различных процессов в государстве.

Другими словами, данная теория опирается на констатацию фактов. Итак, позитивная экономическая теория изучает:

  • последствия, к которым может привести определенное решение субъекта хозяйствования;
  • средства, с использованием которых можно достичь поставленной цели;
  • стоимость их достижения.

Помимо указанного, позитивный подход может:

  • объяснять и прогнозировать ;
  • изучать общеэкономические закономерности;
  • выявлять определенные (причинно-следственные) либо функциональные связи между некоторыми явлениями.

Позитивная и теория являются противоположностями друг другу. Так, нормативная в отличие от изложенных аспектов первой теории основывается на изучении качественных оценок экономического состояния государства. может выражать субъективное мнение о необходимом состоянии того или иного объекта.

Позитивная экономическая теория изучает выбор эффективного способа удовлетворения человеческих потребностей с использованием рациональных ресурсов. Иными словами, за теории принимается противоречие между ограничениями в ресурсах и безграничностью потребностей человека. Таким образом, позитивная и нормативная экономическая теория выполняет функцию нахождения рационального сочетания ресурсов с целью получения наибольшего удовлетворения общественных потребностей. Следующая функция имеет практическую направленность. Именно основываясь на определенных знаниях, позитивная экономическая теория изучает государственную политику и дает определенные рекомендации.

Экономика и экономическая теория находятся во взаимодействии между собой благодаря определению их объекта исследования. Так, в зависимости от данного критерия рассматриваются следующие понятия:

  • макроэкономика (экономическая теория, изучающая государственную экономику);
  • микроэкономика (экономическая теория, исследующая поведение конкретных субъектов хозяйствования).

В зависимости от уровня экономических исследований (макро- либо микро-) существуют и определенные цели.

  • Стабильность в национальном производстве, от его объемов зависит динамика и уровень благосостояния граждан, государственная сущность, а также объемы экспортных операций и общая политическая обстановка.
  • Стабильность в ценах, которые способны создать условия экономической предсказуемости, а также помогают выбрать направление стимулирования процессов инвестирования и кредитования. Необходимо отметить и положительное влияние данного фактора на укрепление доверия к денежной единице, функционирующей в государстве, что приводит к общей стабильности в социальном обществе.
  • Равновесность во внешнеторговом балансе.

  1. Экономика как особая сфера жизнедеятельности людей является объектом:
в) системы экономических наук.

  1. В систему экономических наук входят:

б) конкретно-экономические науки;

В) функциональные экономические науки;

3. Наиболее полным и конкретным определением предмета экономической теории является:

Определение предмета экономической теории следующее:

В) экономическая теория изучает отношения производства, распределения, обмена и потребления в их взаимосвязи и взаимозависимости в условиях ограниченных ресурсов;

^ 4. Микроэкономика как раздел экономической теории изучает:

А) экономическое поведение отдельных субъектов в рыночной экономике;

5. Макроэкономика как раздел экономической теории изучает:

В) национальное хозяйство как единое целое;

^ 6. Основное значение экономической теории сегодня в том, что она:

В) показывает пути наилучшей организации общественного хозяйства для удовлетворения потребностей людей;

^ 7 .Позитивная экономическая теория изучает:

А) «что есть что»?

8.Нормативная экономическая теория изучает:

Б) «что должно быть»?

^ 9.Методологическая функция экономической теории состоит в том, что она:

В) она определяет сущность экономических явлений и возможные инструменты исследования их.

^ 10.Экономическая теория:

Г) не может предсказывать будущего, но может объяснить взаимосвязи определенных явлений в развитии экономики.

11. Установите последовательность возникновения основных экономических школ:

А) марксизм;

Б) институционализм;

В) маржинализм;

Г) физиократы;

Д) меркантелисты;

Е) классики.

Правильный ответ : д), г), е), а), в), б). 546132

^ 12. Понятие метода науки включает в себя:

А) способы оптимального применения всех познавательных средств;

13. Методология экономической теории - это учение:

В) о принципах и методах экономического познания.

^ 14. Какие методы исследования экономических процессов возникли в ХХ веке?

Б) моделирование;

В) экономико-математические;

15. Если исследуется экономика, как целостная система, то этот анализ:

Б) макроэкономический;

^ 16. Экономическая школа, выражавшая интересы торговой буржуазии эпохи первоначального накопления капитала - это:

А) меркантилизм;

17. Шокотерапия Е.Гайдара опиралась на теорию:

Д) монетаризма.

18. Экономические блага характеризуются:

Б) создаются в процессе труда;

В) это редкость.

^ 19. Ограниченность ресурсов - это:

В) невозможность полного удовлетворения растущих потребностей человечества.

20.Неэкономическим благом является:

В) энергия ветра;

21. Экономическая система определяет:

Б) что, где, как производить;

^ 22. Экономическая теория - это наука о том:

В) о сущности происходящих экономических процессов и законах их развития;

23. Научное предвидение связано:

Б) с прогнозированием;

^ 24. Одним из основных направлений развития современной экономической теории является:

А) школа институционализма;

25. Фундаментальной проблемой современной экономической теории является:

Г) ограниченность ресурсов и выбор;

^ 26.Ограниченность ресурсов - это проблема, которая:

Д) существует во всех странах.

27. Изученне экономики как целостной системы - это:

А) макроэкономический анализ;

^ 28. Микроэкономика - это раздел экономической теории, изучающий:

Б) как ведут себя потребители, фирмы и собственники ресурсов на рынке;

29. Макроэкономика определяет:

В) совокупность экономических факторов и процессов, функционирующих в рамках отдельной страны;

^ 30. Экономическая система Швеции - это:

В) смешанная экономика;

Тема 2. «Общие основы экономического развития».

1. Наиболее точный Список факторов производства, рассматриваемых экономической теорией таков:

1.земля, труд, капитал, предпринимательство;

^ 2. Выбор путей использования ограниченных ресурсов рационален в том случае, если он:

3. минимизирует издержки и максимизирует полезный эффект;

3. Решение проблемы «Что производить?» отражает:

4.совокупность товаров, способных удовлетворить текущие и будущие потребности.

^ 4. Альтернативными издержками называются:

5.издержки реализации наилучшей из нереализованных возможностей.

5.Масштаб цен - это:

В) количество золота, принятое за 1 денежную единицу;

^ 6. Какие ресурсы, задействованные в процессе производства, становятся факторами производства:

Установите соответствие между ресурсами, задействованными в процессе производства и тем, становятся ли они факторами производства:

Правильный ответ : 1А, 2В, 3В, 4А, 5А, 6А. 1-2-2-1-1-1

^ 7.Альтернативная стоимость нового жилого дома определяется:

В) количеством других товаров, от которых пришлось отказаться, чтобы построить этот дом;

^ 8. Выбор факторов производства и их комбинации в условиях рыночной экономики осуществляется:

1.с учетом рыночных цен на ресурсы;

9. Рыночная экономика ориентирована на:

4. удовлетворение платежеспособного спроса;

^ 10. Товарным производством называется организация национального хозяйства, в условиях которой продукты производятся:

4. обособленными производителями.

^ 11. Полное использование всех ресурсов показывает:

В) точка внутри границы производственных возможностей;

12. Главная цель общественного производства товаров и услуг - это:

Г) удовлетворение общественных потребностей;

^ 13. Собственность как экономическая категория, выражает:

В) отношения между людьми по поводу присвоения-отчуждения различных благ;

14. Исходным критерием разграничения типов экономических систем являются:

В) способ координации экономической жизни;

^ 15. Потребительные свойства товара не связаны с уровнем развития нации и могут удовлетворять только личные потребности. Верно ли это утверждение?

^ 16. В рамках теории трудовой стоимости товары соизмеримы, если у них:

4. одинаково количество труда, затраченного на их производство;

17. Сторонники теории трудовой стоимости считали, что стоимость – это:

4. .количество общественно – необходимого труда, затраченного на производство товара;

^ 18. Конкретным трудом создается:

2.потребительная стоимость;

19. Конкретные виды труда настолько отличаются друг от друга, что свести их к однородности возможно только через измерение во времени. Верно ли это утверждение?

^ 20. Абстрактный труд выступает как:

3. затраты физической и умственной энергии работника;

21. Индивидуальное время – это затраты рабочего времени:

А) отдельного производителя;

^ 22. Общественно – необходимое время – это время, которое требуется для создания конкретного товара при:

4. средних, нормальных для современного периода условиях производства;

^ 23. Величина стоимости товара прямо пропорциональна производительности труда. Верно ли это утверждение?

24. Укажите, какие характеристики благородных металлов выделили их на роль всеобщего эквивалента:

А) качественная однородность;

Г) легкая делимость;

Д) портативность;

Е) устойчивость к коррозии;

Ж) длительная сохранность;

Правильный ответ : а), г), д), е), ж).

^ 25. Сторонники теории трудовой стоимости определяют цену как:

4.денежное выражение стоимости товара.

26. Предельная полезность - это:

4. полезность дополнительной единицы потребляемого блага;

^ 27. Ценность денег в современных условиях определяется:

Г) количеством денег, находящихся в обращении;

28. Товар, обладающий абсолютной ликвидностью - это:

Г) деньги;

29. Потребительная стоимость товара рабочая сила - это:

1. способность создавать стоимость большую, чем стоит сам товар рабочая сила;

^ 30. Капитал - это:

Д) деньги, пущенные в оборот с целью получения дохода.

Тема 3. «Рынок как экономическая система».

1. Конкуренция в рыночной экономике:

В) связана с ограниченными ресурсами и суверенным правом каждого из субъектов;

^ 2. При наличии множества недостатков у рыночного механизма есть неоспоримое преимущество. Оно выражается:

Г) в эффективном распределении ресурсов.

^ 3. Какая из названных характеристик относится к рыночной экономике?

А) конкуренция;

4.Ценовая конкуренция - это:

А) изменение цен;

Г) снижение издержек.

^ 5. Какими проблемами в рыночной экономике должно заниматься государство:

Государство в рыночной экономике должно:

Б) делать то, что не может сделать рынок;

^ 6. Производители в рыночной экономике выпускают именно то, в чем нуждаются люди, потому что:…

В) действует механизм конкуренции;

7. Опыт стран послевоенной Европы показал, что рыночная экономика, как правило, эффективнее комадно-административной. Это:…

Б) объясняется действием механизма конкуренции;

^ 8.Рынок как экономическая категория - это:

Б) совокупность связей и отношений между продавцами и покупателями;

9. В рыночной экономике интересы общества в целом будут соблюдены даже в том случае, если каждый стремится к достижению своих собственных целей. Это достигается в результате:…

А) того, что рыночная экономика построена на принципах конкуренции;

г) рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов и изменение пропорций производства в зависимости от потребностей;

^ 10. Какие рынки существуют в современных условиях?

а) свободный рынок;

11.Основными субъектами рыночных отношений являются:

А) государство;

В) покупатели;

Д) продавцы.

^ 12.Конкурент на отраслевом рынке – это производитель, который:

Б) увеличивает объем производимой продукции;

В) маневрирует ценами.

13. Цена в рыночной экономике выполняет такие функции, как: следующие функции:

А) симулирующая;

В) учетная;

Д) распределительная.

^ 14. Инфраструктура рынка выполняет следующую основную функцию:

Б) обеспечивает работу всех субъектов рынка;

15.Обьектами рыночных отношений могут быть:

А) экономические блага,

Б) услуги,

^ 16. Решение проблемы "что производить" в рыночной экономике связано с:

Д) платежеспособным спросом.

17. Что характеризует совершенную конкуренцию?

В) неспособность производителя повлиять на рыночную цену;

^ 18. В рыночном механизме есть элемент, вмешательство государства в который может привести к слому рыночного механизм. Это:

Тема 4. «Основы теории спроса и предложения»


  1. Горизонтальная кривая спроса является совершенно неэластичной.
б) Неверно

^ 2.Одновременный рост предложения на 12% и спроса на 40% приведет к:

Г) росту цены и увеличению количества товаров;

3. Перемещение по кривой спроса будет происходить в случае:

В) Изменения цены данного товара;

^ 4.Какой из перечисленных факторов может быть причиной увеличения спроса на товар?

А) увеличение дохода;

5. Товар А является нормальным, если:

б) рост дохода потребителя обуславливает увеличение спроса на товар А;

^ 6. Цена товара будет падать, если:

Г) все вышеуказанные факторы верны;

7. Тот факт, что падение цены товара толкает производителя к уменьшению его предложения, иллюстрируется:

А) законом предложения;

^ 8. Какой из следующих факторов будет смещать кривую предложения товара «х» влево?

Б) рост стоимости оборудования, при помощи которого изготавливается товар х;

^ 9. Если имеющиеся ресурсы могут использоваться для производства как товара «А», так и товара «В», то следовательно «А» и «В» являются:

А) товарами-заменителями в производстве;

^ 10. Если и спрос, и предложение увеличиваются в одинаковом соотношении, то:

В) цена и объем реализации не изменятся;

11. Закон спроса утверждает, что при прочих равных условиях:

Г) цены и объемы спроса - обратно пропорциональны.

^ 12. Если два товара являются товарами-заменителями и цена одного из них увеличивается, то спрос на другой товар будет:

Б) расти;

13. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях:

Г) цена и объем предложения - прямо пропорциональны.

^ 14. Изменения в объеме предложения могут быть обусловлены изменениями:

15. Цена выше равновесной цены может привести к следующим последствиям:

Г) избытку предложения.

^ 16. На рынках цена равновесия определяется:

Г) спросом и предложением.

17. Избыточное предложение товара на рынке является следствием того, что:

В) цена на товар выше равновесной;

^ 18. Избыточный спрос на товар (дефицит) является следствием того, что:

Б) цена ниже равновесной;

19. При прочих равных условиях рост спроса приведет:

А) к росту равновесной цены и увеличению предложения;

^ 20. На эластичность предложения оказывает влияние:

Б) фактор времени;

21. Взаимозаменяемые товары:

Г) конкурируют на рынке друг с другом;

^ 22. Взаимодополняющие товары:

В) дополняют друг друга в процессе потребления;

23. Причиной сдвига кривой предложения может быть:

Г) введение новых налогов на прибыль.

^ 24. Причиной сдвига кривой спроса может быть все, кроме:

В) уменьшения цены товара;

25. Если рост цены на товар на 1% вызывает рост предложения на 1,2%, то это предложение:

А) эластично;

^ 26. Если эластичность спроса по цене 2,5, а спрос увеличился на 10%. то процентное увеличение цены составит:

27. На эластичность спроса оказывают влияние:

А) уровень доходов потребителей;

Тема 5: «Теория потребительского поведения».


  1. Укажите, какие основные факторы влияют на поведение потребителей:
а) цена;

В) потребность;

Г) доход;


  1. В соответствии с законом убывающей предельной полезности, предельная полезность каждой дополнительной единицы одного и того же блага по мере увеличения потребления:
б) убывает;

  1. ^ Предельная полезность - это:
б) дополнительная полезность от каждой последующей единицы потребляемого продукта;

  1. Кривая безразличия показывает:
в) все множество комбинаций двух благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

  1. При соблюдении какого из ниже перечисленных условий выполняется равновесие потребителя?
в) когда кривая безразличия касается бюджетной линии в одной единственной точке.

  1. Способность потребителей приобретать большее количество благ в результате снижения цен на них объясняется:
б) эффектом дохода;

  1. Отрицательный наклон кривой безразличия отражает тот факт, что:
Б) при условии увеличения потребления одного из благ, необходимо сократить потребление другого блага;

  1. Уравнение бюджетного ограничения представляет уравнение прямой: I = …………………
Правильный ответ : I=P1X + P2Y

  1. Отличие предельной полезности от общей полезности состоит в ……
Правильный ответ : том, что предельная полезность характеризует изменение общей полезности.

  1. ^ Заполните пропуски в данной таблице:

Количество потребляемого блага (Q)

Общая полезность (TU)

Предельная полезность (MU)

Шт.

Ютиль.

Ютиль.

1

10

10

2

17

(d)…

3

20

(б)…

4

(г)…

1

5

(д)…

-2

Правильный ответы : г) = 21; д) = 19; б) = 7; d) = 3.

  1. На данном графике равновесие потребителя обозначено точкой………………….
Y


I/P2 A

Правильный ответ : Е

^ 12. Найдите Установите соответствие между определениями и их содержанием:

Установите соответствие между определениями и понятиями:

А) полезность;

Б) потребность;

В) общая полезность;

Г) предельная полезность.

1) изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного блага на одну единицу, при условии, что потребление других благ остается неизменным;

2) мера общего удовлетворения, полученного от потребления благ за определенный период времени;


  1. способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности.

  2. желание человека потреблять различные блага.
Правильный ответ : а-3, б-4, в-2, г-1.

  1. Десятая конфета не доставляет такого удовольствия как первая. Это пример:
г) убывания предельной полезности.

  1. Потребитель достигает оптимума в потреблении, когда:
б) достигает максимизации общей полезности при бюджетном ограничении;

^ 15. Отметьте правильное утверждение:

Б) потребитель принимает решения в условиях ограниченного дохода;

Установите соответствие между определениями и категориями:

а) кривая безразличия;

б) предельная норма замещения;

в) бюджетное ограничение;

1). максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться чтобы получить дополнительную единицу другого товара.

2). имеющееся сумма денег, которую можно потратить на приобретение благ;

3). различные комбинации экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Правильный ответ : а-3, б-1, в-2..

^ 17. По мере роста общей полезности от потребления товара предельная полезность:

Б) понижается;


  1. Норма замещения одного товара на другой:
г) показывает количество товара Х, которое потребитель согласен отдать за дополнительную единицу товара У.

^ 19. Кардиналистская теория полезности отличается от ординалистской тем, что:

Б) считает возможным количественное измерение полезностей;

20. Полезность - это:

А) свойство товара приносить какую-либо пользу в процессе его использования;

^ 21. Наборы благ, имеющие одинаковую полезность, лежат на:

Б) одной кривой безразличия;

22. Если меняется доход потребителя, то бюджетная линия:

А) сдвигается;

23. Потребительский выбор - это:

Б) выбор, максимизирующий полезность в условиях ограниченного бюджета;

^ 24. Эффект замещения - это:

В) изменение структуры потребления в результате уменьшения цены на один;

25. Эффект дохода - это:

В) изменение реального дохода потребителя в результате изменения цен;

Тема 6. «Фирма, ее издержки и прибыль


  1. Нормальная прибыль является:
в) элементом внутренних издержек.

  1. Какое из следующих определений наиболее точно соответствует понятию «нормальная прибыль»?
г) минимальная прибыль, необходимая для того, чтобы фирма осталась в пределах данной сферы деятельности;

  1. Централизация производства – это:
в) рост фирмы за счет присоединения к ней других производств путем слияний и поглощений;

^ 4. Зависимость, существующая между изменениями значений среднего (АР) и предельного продуктов (МР), указывает на то, что в точке пересечения графиков этих величин :

А) средний продукт достигает своего максимума;


  1. ^ Постоянные издержки фирмы - это:
б) издержки на аренду офиса;

  1. Действие закона убывающей отдачи означает, что в краткосрочном периоде:
в) с увеличением переменного фактора производства при неизменных постоянных продукт этого фактора увеличивается, достигая своего максимума, а затем снижается;

  1. ^ Экономические издержки фирмы:
д) включают в себя внутренние и внешние издержки.

  1. Внутренние издержки - это:
в) альтернативная стоимость ресурсов предпринимателя

^ 9. Какое из следующих утверждений, характеризующих связь между общим, средним и предельным продуктом, является неверным? Отметьте верные утверждения:

А) средний продукт продолжает расти до тех пор, пока увеличивается предельный продукт;


  1. К переменным издержкам относится:
г) заработная плата.

  1. В долгосрочном периоде:
а) все издержки являются переменными;

13. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл., средние постоянные издержки – 0,5 долл. Общие издержки составят:

Б) 1250 долл.;

^ 14. Альтернативные издержки нового стадиона – это:

Г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

^ 15.Валовые издержки фирмы можно определить как сумму:

Г) постоянных и переменных издержек

16. Положительный эффект масштаба означает, что:

Б) происходит снижение средних издержек

^ 15. Предельный продукт фактора производства - это:

В) дополнительный выпуск продукции при увеличении фактора на единицу


  1. Максимизация прибыли фирмы считается главной целью в:
а) классической теории;

  1. Трансакционные издержки – это:
е) все перечисленное верно.

Правильный ответ е) ОТВЕТ!!!


  1. Долгосрочная кривая средних издержек:
а) является огибающей для минимумов краткосрочных кривых средних издержек

  1. Бухгалтерская прибыль - это:
в) разница между валовым доходом и внешними издержками

  1. ^ Установить соответствие между экономическими показателями издержек и формулой, определяющей их величину:

И З Д Е Р Ж К И

Средние общие средние средние предельные

Общие постоянные переменные

А Б С Д Е


  1. АFC = TFC: Q

  2. MC =  TC:  Q

  3. TC = TFC + TVC

  4. ATC = TC: Q

  5. AVC = TVC: Q

  6. ATC = AFC + AVC

  7. MC =  TVC:  Q
Правильный ответ : 1С; 2Е; 3Б; 4А; 5Д; 6 А; 7Е.
  1. ^

    Под понятием "предельные издержки" понимается:

"Предельные издержки" – это:

в) затраты на производство дополнительной единицы продукции


  1. Установить соответствие между экономическим показателем и его определением:

ТР ТС ТR МР МС АС

А Б С Д Е Ж


дополнительной единицы продукции;

  1. выручка, полученная от реализации общего
объема продукции;

  1. количество продукта, полученное от
использования всего объема ресурса

  1. издержки, связанные с производством
единицы продукции

  1. продукт, полученный от использования
дополнительной единицы ресурса

  1. затраты на производство всего объема
продукции

Правильный ответ : 1 Е; 2 С; 3 А; 4 Ж; 5 Д; 6Е


  1. Если единственным переменным ресурсом является труд, а остальные факторы – фиксированные:
Предельный продукт 6-го рабочего составит …
Правильный ответ 15 штук

24. Предельные издержки – это издержки, связанные с производством..... единицы продукции (указать одним словом)

Правильный ответ : дополнительной.

26. Средние издержки – это издержки, связанные с производством..... продукции (указать одним словом)

Правильный ответ : единицы

^ 27. Если долгосрочные средние издержки снижаются с увеличением объема производства, то имеет место:

Б) имеет место положительный эффект масштаба

^ 28. Если даны следующие условия:

То общие постоянные издержки составят …

Правильный ответ 60

29. Если при производстве 10 единиц продукции общие постоянные издержки равны 20 долл., а общие переменные издержки равны 40 долл., общие средние издержки составят.....

Правильный ответ : 6.

30. Если объем переменного ресурса увеличивается с 3 до 4 единиц, а объем выпуска продукции – с 90 до 100 единиц, то предельный продукт переменного ресурса составит.....

Правильный ответ 10 единиц.

31. Если средний продукт переменного ресурса составит 15 единиц, а величина переменного ресурса – 4 единицы, то общий объем выпуска будет равен.....

Правильный ответ 60 единиц.

Тема 7: «Совершенная конкуренция»


  1. Типичная фирма в совершенно конкурентной отрасли:
а) рассматривает рыночную цену продукта как данную;

  1. Равновесный уровень выпуска конкурентной фирмы устанавливается при:
б) MC = P

  1. Выберите правильное утверждение:
в) в краткосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена ниже переменных издержек;

  1. Если рыночная цена ниже AVC, то типичная фирма в конкурентной отрасли:
г) закрывается и, возможно, покидает отрасль.

  1. Какие 2 из нижеперечисленных описаний характеризуют совершенно конкурентный рынок?
б) фирмы свободно входят в отрасль и покидают ее;

Г) продавцы не могут воздействовать на цену.


  1. ^ Если фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции, то это:
б) не окажет никакого влияния на рынок;

  1. Если государство установит на рынке цену, величина которой ниже равновесной цены, то:
в) благосостояние потребителей может снизиться;

  1. Наиболее эффективное распределение ресурсов способна обеспечить:
в) совершенная конкуренция

  1. ^ Отметьте три последствия роста экономической прибыли на конкурентном рынке:
а) расширение производства в действующих фирмах;

Б) приток в отрасль новых фирм;

Г) повышение цен на используемые ресурсы.


  1. ^ Если фирмы, действующие на рынке, не получают экономической прибыли в долгосрочном периоде, то это:
б) совершенная конкуренция

  1. В краткосрочном периоде при условии совершенной конкуренции предприятию целесообразно расширять объем выпуска, если:
б) MR > MC;

  1. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?
в) рынок овощей;

  1. Предельный доход (MR) – это:
в) приращение дохода, возникающее за счет продажи еще одной единицы продукции

  1. Конкуренция будет совершенной при условии:
а) на рынке работает множество мелких фирм, выпускающих одинаковую продукцию

  1. Средний доход - это:
в) общий доход, деленный на количество проданной продукции

^ 16. Точка безубыточности - это:

Б) объем производства, при котором общие издержки равны общему доходу или средние издержки равны цене продукта


  1. Свобода входа и выхода из отрасли означает:
а) отсутствуют юридические и экономические барьеры

  1. Фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, выбирают объем выпуска продукции, при котором минимум долгосрочных средних издержек равен цене. Верно ли это?

  1. Правило МR = МС = Р - это:
б) условие максимизации прибыли для совершенно конкурентной фирмы

  1. Фирма закроется, если:
а) цена меньше переменных издержек

  1. На совершенно конкурентном предприятии бухгалтерская прибыль - это:
б) часть общей прибыли

  1. ^ Кривая спроса на продукцию конкурентной фирмы:
б) это горизонтальная линия при данной цене

23 Экономическая прибыль совершенно конкурентной фирмы:

В) существует всегда, когда общие издержки превышают общий доход


  1. ^ Установите правильную последовательность изменений, происходящих на совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде при убыточном производстве:
а) на рынке возникает дефицит товаров

Б цены начинают расти

В вход новых фирм в отрасль.

Г цена и средние издержки выравниваются

Д отдельные фирмы покидают отрасль.

Правильный ответ : д), а), б), г), в). 51243

25. Установите правильную последовательность изменений, происходящих на совершенно конкурентном рынке в долгосрочном периоде при получении предприятиями отрасли экономической прибыли:

а) снижение цены на товар или увеличение издержек по поддержке сбыта.

б) на рынок приходят новые фирмы-конкуренты.

в) снижение прибыли.

г) уменьшение притока конкурентов.

^ Правильный ответ : б), а), в), г). 2134


  1. Найдите объем продукции, произведенной предприятием.

Правильный ответ : предприятие должно продолжать работать.

  1. ^ К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:
в) низкий уровень расходов на техническое совершенствование

  1. ***Общие издержки конкурентной фирмы при изменении объема выпуска в единицу времени меняются следующим образом:

Тогда предельные издержки на третью единицу продукции.....

Правильный ответ : 14.


  1. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину :
г) внутренних издержек

Тема 8. «Рыночные структуры несовершенной конкуренции».


        1. Несовершенная конкуренция отличается от совершенной:
г) возможностью контролировать или не контролировать цены.

        1. Монопролистическая конкуренция - это:
г) продавцы дифференцированных товаров, обладающие ограниченным контролем за ценой

        1. Наиболее эффективное распределение ресурсов потенциально способна обеспечить:
г) совершенная конкуренция

^ 4. Фирма в условиях монополистической конкуренции максимизирует доход, когда:

Г) предельный доход равен предельным издержкам

5. Рынок совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

б) на рынке оперируют множество продавцов и покупателей

^ 6. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции ведет к:

Г) исчезновению экономической прибыли


  1. К рынку монополистической конкуренции ближе всего рынок:
в) обуви

  1. Фирма в условиях несовершенной конкуренции максимизирует свою прибыль, когда:
г) MR = MC

  1. Дифференциация продукта - это:
а) выпуск аналогичной продукции различающейся только по качеству, оформлению, фасону и пр.

  1. Правило максимизации прибыли (МС = МR или частный случай МС = МR = Р) действует:
д) на всех рынках.

^ 11. На рынке совершенной конкуренции фирмы предлагают:

А) менее разнообразные товары, чем при монополистической конкуренции;

12. На олигополистическом рынке функционируют:

Б) несколько крупных фирм

13. Общая черта олигополии и совершенной конкуренции:

А) на рынке множество небольших фирм

^ 14.Общая черта олигополии и рынка монополистической конкуренции:

Г) фирмы способны влиять на цены


  1. Олигополия характерна для рынков:
в) автомобилей

  1. Особенностью олигополии является:
г) реагирование фирм на поведение друг друга

  1. Лидерство в ценах означает ориентацию на фирму, которая:
г) наиболее крупная и опытная в данном производстве

^ 18. Естественная монополия - это:

А) отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм;

^ 19. Примером естественной монополии является:

D) Московский метрополитен.

20. Ценовая дискриминация - это:

B) Продажа по разным ценам одной и той же продукции различным группам покупателей при одинаковых издержках;

^ 21. Монополист, максимизирующий прибыль, будет увеличивать выпуск продукции, если:

С) Предельный доход выше предельных издержек;

22. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором:

С) Предельный доход равен предельным издержкам;

^ 23.Ценообразование по принципу "издержки плюс" основано на величине:

Г) средних общих издержек плюс средняя прибыль

24. Установите соответствие между типом рыночных структур и количеством фирм в отрасли:

Правильный ответ : 1-с; 2-b; 3-c; 4-d.

^ 25. На рынке имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования. Этот тип рынка характеризуется как:

B) монопсония;


  1. Монополист, в отличие от конкурентной фирмы:
г) может выбрать комбинацию цены и объема продукции.

Для получения максимума прибыли монополист должен выбрать такой объем выпуска, при котором: в) предельный доход равен предельным издержкам

28. Если фирма в условиях несовершенной конкуренции выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход больше предельных издержек, то для увеличения прибыли ей следует:

А) увеличить объем выпуска продукции;

^ 29.В отличие от конкурентной фирмы монополия стремится:

В) менять цену в зависимости от объема производства и спроса


  1. Регулирование естественных монополий преследует все перечисленные ниже цели, кроме:
Регулирование естественных монополий преследует цель:

В) установление размера монопольной сверхприбыли

^ Тема 9. «Рынок факторов производства»


  1. Студент имеет 100 долл. и решает: сберечь их или потратить. Если он положит деньги в банк, то через год получит 112 долл. Инфляция составляет 14% в год. В данном случае реальная ставка процента составит:
б) –2%;

  1. ^ Ссудный процент - это:
в) цена, уплачиваемая собственнику капитала за временное использование его средств

  1. Конкурентная фирма, стремясь максимизировать прибыль, должна нанимать дополнительных работников только в том случае, если:
д) предельный продукт в денежном выражении превышает ставку заработной платы.

  1. ^ Когда конкурентная фирма достигает уровня производства, при котором денежное выражение предельного продукта каждого ресурса равно цене этого ресурса, то она:
в) получает максимальную прибыль при минимальных издержках производства;

^ 5. Капитал и труд взаимозаменяемы. Если цена капитала растет, то кривая спроса на труд:

А) сдвигается вправо

6.Рентная оценка земли – это:

А) цена аренды земли;

7. При увеличении заработной платы произойдет:

А) сокращение занятости, если спрос на труд эластичен;

8. В первый год уровень цен не изменяется, номинальная ставка процента составляет 6% в год. Во втором году темп инфляции составил 3%. Если реальная ставка процента во второй год останется неизменной, то номинальная ставка процента во второй год должна:

Б) вырасти на 3%;


  1. ^ Какое из следующих определений представляет собой Производительный экономический ресурс - это:
б) средства производства;

  1. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если:
б) растет спрос на землю;

  1. Предложение земли:
а) абсолютно неэластично;

  1. Фирма предполагает взять банковскую ссуду на строительство нового предприятия. Годовая ставка процента составляет 18%. Ожидаемая норма прибыли определена в 20%. При этих условиях фирма:
б) будет строить новое предприятие;

  1. Положительное решение о строительстве моста, который будет служить 200 лет и приносить прибыль в размере 10%, будет принято при условии, что процентная ставка на кредит под строительство составляет:
в) 10% или менее;

  1. ^ Рост процентной ставки при прочих равных условиях приведет к:
в) сокращению инвестиций

  1. Реальная ставка процента равна:
в) номинальной ставке минус темп инфляции

  1. Предельный продукт фактора производства в денежном выражении:
б) равен увеличению размера выручки при использовании дополнительной единицы фактора производства

  1. Монопсония на рынке труда - это:
б) единственный покупатель рабочей силы на данном рынке

  1. Предельные издержки на оплату труда представляют собой:
г) представляют собой увеличение общих издержек на труд при найме дополнительного рабочего;

  1. Процентная ставка в стране 20 %. Инвестору предлагают вложить 100.000 руб. сроком на два года. Какую минимальную ежегодную прибыль ему надо пообещать, чтобы он согласился?
б) 24.000

^ 20. Если предложение фактора производства абсолютно неэластично, то на графике это:

В) вертикальная линия


  1. Если государство установит минимальную зарплату выше, чем равновесная ставка зарплаты, то на рынке труда:
б) возникнет избыток рабочей силы

  1. Величина земельной ренты уменьшится, если кривая спроса на землю сдвинется вправо. Верно ли это?
б) нет

  1. Спрос на землю:
б) эластичен

  1. Установить соответствие между экономической категорией и ее определением:
Установите соответствие между определением и экономической категорией:

Экономическая Реальная Номинальная

Рента процентная ставка процентная ставка

1. Процентная ставка с

Поправкой на инфляцию

2. Цена за использование земли

3. Ставка процента, выраженная

В денежных единицах по

Текущему курсу

Правильный ответ : 1В; 2А; 3Б


  1. Предложение земли:
а) абсолютно неэластично

  1. Под фактором "земля" понимается:
г) вся земля, ее недра и все природные ресурсы на земле

  1. Установление текущей дисконтированной стоимости - это процедура, позволяющая:
б) установить сегодняшнюю стоимость будущих доходов

  1. График предельной доходности любого ресурса имеет вид..... кривой (указать одним словом)
Правильный ответ : нисходящей

  1. Теория "человеческого капитала" объясняет:
б) объясняет различия в заработной плате различным объемом инвестиций в человеческий капитал

  1. Предпринимательский доход - это:
в) доход фактора "предпринимательские способности" Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
Предмет и функции экономической теории.
Экономические цели общества.
Методы экономической науки. Позитивная и нормативная экономическая теория.
Основные направления экономической теории (школы экономической теории).

Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Экономика - это такая сфера жизнедеятельности общества, которая и создает этому обществу материальную базу. Под экономикой чаще всего понимается реальная хозяйственная деятельность (производство, обмен, распределение и потребление благ).
Экономика изучает разнообразные стороны жизнедеятельности общества в условиях недостаточности ресурсов
Общество в результате развития создавало различные товары и услуги. Основой развития общества всегда выступало материальное производство. Производство является главной составляющей любой экономики.
Выделяют материальное и нематериальное производство.
Материальное производство - это производство осязаемых предметов. Нематериальное производство - это сфера услуг.

Экономика является одной из предпосылок общественной жизни, наряду с культурой и религией, и выполняет присущие ей следующие функции:
производственная - создание необходимых условий для деятельности общества;
трансакционная (функция обмена) - обусловлена невозможностью в рамках одного хозяйства либо предприятия удовлетворить все потребности общества;
перераспределительная - предполагает перераспределение средств, полученных в сфере материального или нематериального производства через систему госбюджета в сферу социального обеспечения, здравоохранения и образования.

Предмет и функции экономической теории

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономические отношения и законы в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, а также хозяйственную деятельность человека в целях всё более полного удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
При изучении экономической теории, как науки используются экономические категории.
Экономические категории - это абстрактные выражения общественно-производственных отношений и их взаимосвязей (например: товар, деньги, благо, полезность, спрос, предложение, цена, финансы, кредит и т.д.)
Предметом экономической теории являются экономические взаимоотношения в обществе по поводу удовлетворения потребностей в условиях жёсткой ограниченности ресурсов.
Ограниченностью ресурсов в экономической теории называют малое наличие или недостаточность природных, человеческих и материальных ресурсов.(ограниченность ресурсов = редкость ресурсов).
Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а поведение людей по отношению к ним.
Ресурсы бывают: природные, людские и материальные.
Природные - представляют собой всё то, что нас окружает (земля, вода, растительный и животный мир, воздух, солнце и т.д.).
Людские - это все трудоспособное население.
Материальные - это все то, что создано человеком (включают в себя все производственные ресурсы (машины, механизмы, инструменты, здания и сооружения), а также нематериальные активы (патенты, лицензии, разрешение на использование какого-либо изобретения).

С точки зрения объектов исследования выделяются следующие разделы экономической теории:
микроэкономика - изучает поведение субъектов хозяйствования (предприятие, домашнее хозяйство, фирма) и процессы на рынках товаров и услуг;
макроэкономика - изучает национальную экономику в целом и экономические процессы, происходящие на данном уровне (национальный доход, инфляция, занятость);
мезоэкономика - изучает экономику на региональном уровне либо по отраслям;
мировая экономика - изучает взаимодействие между национальными экономиками.

Функции экономической теории :
познавательная - заключается в изучении экономических явлений и закономерностей, по которым развивается экономика, а также эта функция формулирует принципы, на которых основывается любая экономика;
методологическая - заключается в том, что выявленные закономерности и принципы служат фундаментом для других экономических наук;
практическая (прикладная) - заключается в том, что выявленные закономерности могут быть использованы в практической деятельности человека. Это, прежде всего, касается прогнозирования и планирования в экономической политике. На основе прогнозов строятся экономические модели развития общества.

Экономические цели общества
Для достижения целей экономическая теория решает фундаментальный вопрос экономики: ЧТО, КАК И ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ?
Вопрос что? связан с материальным производством.
Вопрос как? касается технологии производства.
Вопрос для кого? касается интересов потребителей и их вкусов.
Основная проблема в экономике, которую пытаются решить ведущие экономисты - ограниченность ресурсов при безграничных потребностях.
Все экономические цели общества достигаются посредством максимально полного использования ресурсов.

Экономические цели общества:
экономический рост - по устойчивости экономического роста можно судить об «экономическом здоровье» либо «нездоровье» какого-либо общества.
Под экономическим ростом понимается рост валового внутреннего продукта (ВВП), причём проблема роста сводится не к количеству, а к качеству составляющих элементов.
достижение экономической эффективности - поскольку все ресурсы являются ограниченными, их необходимо скомпоновать и использовать таким образом, чтобы получить максимально возможную отдачу;
достижение полной занятости трудоспособного населения - ситуация в экономике, когда каждый желающий работать может найти себе работу;
стабильность цен и отсутствие инфляции.
Инфляция - обесценивание национальной денежной единицы, сопровождающееся (выражающееся) в повышении цен на товары и услуги;
экономическая свобода - проявляется в свободе потребительского выбора;
обеспечение социальной справедливости - подразумевает грамотное распределение доходов и отсутствие дифференциации (отличие по какому-либо признаку); разрыв между высоко- и низкодоходными группами не должен превышать соотношения 1:6;
социальная обеспеченность - связана с материальным обеспечением государством больных, нетрудоспособных, престарелых и других иждивенцев (социально незащищённые слои населения);
поддержание платёжеспособного баланса и валютного курса национальной валюты - связано с тем, что отток и приток капитала в страну должен регулироваться.

Методы экономической теории

Методы науки - это принципы, подходы, формы и способы познания.
Среди всех методов, используемых в экономической теории, можно выделить общенаучные и частные:

Общенаучные - используются во всех науках. К ним можно отнести:
метод научной абстракции - состоит в выделении наиболее существенных сторон в изучаемом явлении и отвлечении от всего ненужного и неважного, т.е. внимание обращается на те факты, которые имеют непосредственное отношение к изучаемому объекту;
метод анализа - при анализе предмет (явление) разбивается на составные элементы, каждый из которых подвергается детальному изучению;
метод синтеза - при синтезе происходит соединение (объединение) проанализированных элементов в единое целое и таким образом находится внутренняя связь между элементами и выявляются противоречия между ними;
метод индукции - метод, который представляет собой движение мысли от частного умозаключения к общему (т.е. от фактов к гипотезе).
метод дедукции - метод, который представляет собой движение мысли от общего умозаключения к частному (т.е. от гипотезы к фактам ее подтверждающим).
метод системного подхода - предполагает трактовку экономического объекта как систему некоторых (определённых) моделей.

Частные методы:
метод экономического эксперимента,
метод моделирования,
статистические,
математические,
исторический и т.д.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Позитивная экономическая теория изучает те факты и явления, которые есть сейчас (на самом деле), т.е. исследует фактическое состояние экономики (отвечает на вопрос - что есть?).
Нормативная экономическая теория олицетворяет оценочные суждения отдельных людей (групп лиц) относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать (отвечает на вопрос - как (что) должно быть?).

Современные направления экономической теории (школы экономической теории)
Школы, направления, Представители Период формирования Основные идеи
Меркантилизм
Томас Ман (1571-1641), англичанин 16 - 17 в. в 1. Главное богатство общества - деньги (золото, серебро).
2. Источник богатства - сфера обращения (торговля и денежный оборот).
3. Богатство накапливается в результате внешней торговли (экспорт должен быть больше импорта)
Физиократы Франсуа Кенэ, (1694-1774),
француз
18 в. 1. Богатством нации выступает продукт, произведенный в сельском хозяйстве.
2. Первые попытки вывести прирост богатства из процесса производства (в данном случае с/х), а не обращения.
Английская классическая политэкономия Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823),
англичане
17 - 19в.в 1. Богатство создается в материальном производстве, а не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства - труд.
3. Заложены основы трудовой теории стоимости.
Марксизм Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895),
немцы
С серед. 19 в. 1. Разработаны теория стоимости и теория прибавочной стоимости.
2. Открыт закон стоимости как основа развития товарного производства.
3. Разработана теория воспроизводства и экономических кризисов.
4. Открыты законы капиталистического способа производства
Маржинализм Карл Менгер (1840-1921,), Фридрих фон Визер (1851-1926), Евгения Бем-Баверка (1851-1914),австрийцы, Конец 19 в. - 30-е гг. 20в. 1. Предмет исследование - потребление (спрос).
2. Разработана теория предельной полезности.
3. Полезность товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.
Неоклассическое направление Альфред Маршалл (1842-1924),
англичанин
С конца 19 в. 1. Рыночная система с преобладанием частного предпринимательства, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия.
2. Государство создает неблагоприятные условия для функционирования рыночной экономики.
3. Разработаны теория спроса и предложения, и равновесной цены.
Кейнсианство Джон Мейнард Кейнс (1883-1946),
англичанин
С 1930 г 1. Государство должно активно регулировать экономику, т.к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность.
2. Государство должно осуществлять регулирование через фискальную и денежно-кредитную политику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост производства.
3. Разработаны теория эффективного спроса и теория эффективного инвестирования.
Неоклассический синтез Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэльсон (1915- 2009),
американцы
С 1950 г. 1. В зависимости от развития экономики предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные методы.
3. Рыночный механизм способен сам устанавливать равновесие между спросом и предложением, производством и потреблением
Новая институциональная экономическая теория Рональд Коуз (род. 1910), Дуглас Норт (род. 1920), Оливер Уильямсон (род. 1932) С 1980 г 1. Теория трансакционных издержек,
2. Теория прав собственности,
3. Теория оппортунистического поведения,
4. Теория общественного выбора,
5. Теория ограниченной рациональности

Понятие «институционализм» включает два аспекта.
Во-первых, это обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в обществе, - “институции".
Во-вторых, это закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений, то есть “институтов".
Институты - формы и границы деятельности людей. Они представляют политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательства, организация социального обеспечения, связанное с хозяйственной практикой.
Институциональный подход означает анализ не только экономических категорий и процессов в чистом виде, но и институтов, внешнеэкономических факторов. Важно не просто регулировать экономические процессы, а менять картину экономического развития. В состав экономического учения должна входить теория общественного управления. Наука не должна ограничиваться изучением функциональных зависимостей, а государственное регулирование сводится лишь к поддержанию условий конкуренции. Это слишком узкий подход. На первом плане должны находиться проблемы эволюции экономических систем, раскрывающие механизм происходящих изменений.

Методология экономической науки

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному - в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей - воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Позитивные и нормативные теории

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной - в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивная экономическая теория изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивная теория строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу "если - то". Например, "если увеличится цена молока, люди станут меньше его покупать, "если фирма будет получать большую прибыль, она может расширить производство* и так далее. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения "хорошо" или "плохо" и подходит к ним беспристрастно. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос, как должно быть устроено хозяйство, и оценивает все события с точки зрения "хорошо" или "плохо". Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях (например, "все люди должны быть равны"), из которых потом выводится устройство всего хозяйства (например, "собственность должна принадлежать всем поровну", "все должны работать одинаковое время и получать одинаковую зарплату" и т. д.).

Нормативная теория любое событие может оценивать (говорить, хорошо это или плохо) с точки зрения соответствия этому "идеальному" состоянию. Например, "повышение цены молока - это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко" или "расширение производства - это хорошо, так как больше людей получат работу".

Таким образом, позитивная теория изучает то, что ЕСТЬ, а нормативная теория - то, что ДОЛЖНО БЫТЬ.

Прикладная экономика

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри.

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве.

Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже.делится на три большие части - в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики.

Прикладная экономика фирмы - совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель - увеличение прибыли фирмы, прикладную экономику фирмы называют еще теорией бизнеса (от англ. business - буквально "дело, занятостью, в переносном смысле "зарабатывание денег).

Домоводство - совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства (планировании бюджета, осуществлении покупок, организации потребления и т. д.). Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руководствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство.

Теория экономической политики - совокупность знаний о регулировании хозяйства государством (регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов, распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.).

В чем состоит деятельность экономистов? Какие цели они преследуют? Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем.

Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря - более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Цели могу быть как взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). А так же, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые, например, те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Рассмотрим методы используемые экономистами. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2. Дедуктивный , или гипотетический, метод решает задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и

систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Рисунок 1 Связь между фактами, принципами и политикой в экономике.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"".

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов

Экономические принципы - это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Например, когда экономисты говорят, что в 1999 г. среднее домашнее хозяйство получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного меньше. Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар приведет повышению прибыли многих фирм.

При построении своих обобщений используется термин допущение "при прочих равных условиях" . Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта Х и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество Х (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена Х изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена Х - закупки X", игнорируя влияние других переменных.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями . Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать - значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории - хорошие теории - основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Макроэкономика и микроэкономика.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.