Самые долговые. Государственный долг. Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира

На середину 2016 семь государств (среди крупнейших стран) имеют долг выше 100% к ВВП- Япония (211%), Италия (136%), Испания (100%), Бельгия (109%), Сингапур (108%), Греция (176%) и Португалия (129%) и две страны под 100% - США и Франция. Среди развитых стран лишь Германия и Швейцария имеют тенденцию на снижение долговой нагрузки. Что касается развивающихся стран, то у большинства госдолг балансирует возле 50%, исключением являются Бразилия и Венгрия с долгом около 75%.

В таблице по горизонтали цветная кодировка тенденции изменения госдолга в % к ВВП за 15 лет, где переход от зеленого к красному означает увеличение. В последнем столбце цветная кодировка по вертикали, показывающая переходы от наименьшего госдолга к наибольшему.

Нет универсального мерила предела госдолга, потому что для одних стран 100% и выше может быть нормальным уровнем, при котором государство может без проблем обслуживать текущие обязательства и производить новые заимствования, а для других 50% является красной чертой, критическим уровнем.

С точки зрения государства и способности привлечения влияние оказывают следующие факторы:


  1. Степень контроля государства над крупнейшими финансовыми институтами в национальной валютной зоне.

  2. Емкость национальной финансовой системы и развитые долговые инструменты с механизмами модуляции глобальных денежных потоков в нужном направлении. Грубо говоря, способность государства перенаправлять финансовые потоки институциональных единиц из одних инструментов в другие в определенное время с заданными критериями.

  3. Долгосрочное доверие институциональных инвесторов к рынку госдолга и отсутствие негативного опыта обращения долговых ценных бумаг.

  4. Международный авторитет государства и способность принуждать, влиять на международных инвесторов, в том числе на иностранные государства.

  5. Развитые денежно-кредитные механизмы по контролю избытка ликвидности в системе в рамках монетизации госдолга. Другими словами, способность ЦБ выкупать госдолг без негативных последствий на финансовых рынках, для национальной валюты и экономики.

  6. Наличие устойчивого профицита операционного денежного потока среди частных структур.

Очевидно, что например, США и Россия имеют разный потенциал наращивания госдолга. Россия имеет контроль над крупнейшими финансовыми институтами страны, однако отсутствует влияние на международных инвесторов (нерыночными методами), низкая емкость национальной финансовой системы и недоразвитые трансмиссионные и модуляционные механизмы, недоверие широкого круга инвесторов, обладая опытом 1998 года и неспособность монетизировать госдолг, удерживая финсистему и экономику в заданных границах. Хотя по счетным показателям Россия легко может выйти на 50-70% к ВВП, но кто даст так много?

В США наоборот. Имея дефицит национальных чистых денежных потоков, способных абсорбироваться в госдолге, США обладают методами силового принуждения в трежерис международных инвесторов (если потребуется, то с помощью авианесущей группы, госпереворотом и паникой на внутренних рынках). Если же и этого не хватает, то скупают долг без каких-либо последствий через ФРС, подкрепляя все это пропагандой в абсолютную устойчивость трежерис.

Япония не может принуждать международных инвесторов, как США, но обладает исключительным, близким к абсолютному контролю на национальные финансовые институты, емкий внутренний рынок и умение монетизировать без последствий.

Испания не обладает по сути ничем и существует в модели стрежневого распределения евро потоков ликвидности при котором в первой очереди стоят Германия, Великобритания и Франция, а то, что останется в рамках лояльности и солидарности достается второй, третьей группе и так по звеньям пищевой цепи. Поэтому если конъюнктура позволяет и существует избыток ликвидности, то Испании, Греции и Португалии что нибудь достается. Если нет, то как в 2010-2012.

Динамика госдолга к ВВП в %





В этом отношении, говоря об избыточности госдолга необходимо представлять себе потенциал государства и структуру национальной финансовой системы и способность, как привлечения, так и обслуживания госдолга.
По последнему:


  1. Величина чистых процентных расходов относительно доходов и расходов бюджета.

  2. Степень покрытия госдолга ликвидными средствами государства, величина чистого гос.долга.

  3. Нормированная сумма погашений гособлигаций к величине всего гос.долга и доходам бюджета.

  4. Текущая и потенциальная потребность в чистых заимствованиях относительно всего гос.долга и доходов бюджета.

В этом отношении у России дела неплохи, т.к. абсолютно весь госдолг покрывается ликвидными средствами государства, у России отрицательный госдолг. Хотя средневзвешенные ставки более, чем в 5 раз выше, чем по трежерис сейчас.

Величина госдолга в млрд долл






Совокупный долг развитых стран около 44 трлн долл, рост за 15 лет почти на 29 трлн, с кризиса 2008 рост на 15 трлн, однако в долларах рост госдолга развитых стран прекратился в 2013, что связано в первую очередь с падением национальных валют относительно доллара. 44-45 трлн - это около 82% для всех выбранных стран. В группе развивающихся стран Китай занимает ровно половину, а без учета роста госдолга Китая, остальные развивающиеся страны практически не нарастили долларовый долг с 2011-2012.

В целом общая долговая ситуация нормализуется, как через снижение потребности в новых заимствования, так и снижением средневзвешенных ставок, что позволяет вывести сумму обслуживания долга на докризисный уровень. США сейчас по долгу платят меньше, чем в 2007, хотя сам долг вырос с 8 до 18 трлн!

Во всех случаях речь идет о долге для федерального и муниципального правительства.

В настоящее время многих россиян интересуют сведения, касающиеся внешнего долга не только нашего государства, но и других стран мира. У кого из них внешний долг является наименьшим, а у кого – наибольшим? Наши эксперты помогут разобраться с этими вопросами.

Внешний долг

Прежде чем составлять рейтинг стран мира по величине и размеру внешнего долга, следует рассмотреть само это понятие. Оно устанавливается в первую очередь на законодательном уровне. Так, в нашей стране работает Бюджетный кодекс, согласно которому внешний долг любой страны перед другими государствами понимается как финансовая кредитная задолженность в иностранной валюте.

В словаре экономических терминов это понятие рассматривается в виде суммарных денежных обязательств, которые стране-заемщику необходимо вернуть в определенный срок государству-кредитору. В сумму такой кредитной задолженности будут входить и сам заем, и проценты за его использование, требующие выплат. Для страны эта сумма задолженности включает обязательства:

  • международным банкам;
  • правительствам других стран мира;
  • частным банкам, которые принадлежат иностранцам.

Внешний долг различают двух типов:

  1. Текущий (тот, который нужно вернуть иностранным кредиторам в текущем году, то есть в 2019).
  2. Общий государственный (накопленный за несколько лет вместе с невыплаченными процентами, его следует возместить в последующие годы).

Чтобы оценить величину внешнего долга отдельно взятого государства, специалисты, работающие в сфере экономики и финансов, пользуются соотношением между кредитной задолженностью перед иностранными кредиторами и валовым внутренним продуктом самой страны-должника. В этом случае ВВП (валовой внутренний продукт) выступает макроэкономическим показателем, представляющим суммарное количество всего, что страна заработала за год на производимых товарах и услугах.

Показатели внешнего долга

Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заемщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости. Это определяется критическим уровнем общих показателей задолженности:

  1. Платежеспособностью страны (способность своевременно выполнить все взятые на себя обязательства за счет собственных ресурсов), в которую входят:
    • зависимость от экспортных товаров;
    • отношение к ВВП государства (то есть к основной базе домашних ресурсов);
    • погашение долговых обязательств за счет доходов госбюджета.
  2. Ликвидностью (способность действующих активов, например, ценных бумаг, к быстрой продаже по рыночным ценам), с учетом:
    • срока долга (краткосрочный или на длительный период времени);
    • достаточности международных резервов;
    • мониторинга рисков непогашения долговых обязательств.
  3. Показателями по госсектору, а именно:
    • влияния налоговых поступлений на государственный долг;
    • изменения курса иностранной валюты к домашней.

Благодаря этим показателям, затрагивающим практически все сферы экономики, можно просчитать, как быстро государство-должник вернет одолженные у других стран мира денежные средства. Так, например, о безопасном уровне долга свидетельствует отношение задолженности к доходам от экспорта, не превышающим 200% (если данный показатель будет выше 275%, то внешний долг может быть частично списан как невыплаченный).

В отношении к местному ВВП критический уровень задолженности будет считаться от 60% (по расчетам МВФ) и от 80-100% (по расчетам Всемирного банка). Превышение этой предельной цифры говорит о том, что погашение финансовой задолженности от других стран мира идет за счет перебрасывания ресурсов. Вместо производства товаров и услуг для внутренних нужд государства идет их производство для экспортной торговли.

Также для прогноза возврата долговых обязательств с процентами следует учитывать:

  • соотношение этих обязательств (они могут быть обусловлены рядом льготных условий);
  • степень открытости внешнего рынка капитала;
  • режим реального валютного курса;
  • вероятность возникновения экономического кризиса.

Если в стране ограничен доступ к собственным и международным резервам, то ни о какой платежеспособности не может быть и речи. Поэтому многие развивающиеся государства имеют трудности с возвратом денежных кредитов. У них на выплату внешней задолженности идет вся получаемая от внутреннего производства прибыль, а текущие затраты на собственную деятельность берутся из новых кредитных поступлений.

Позитивные аспекты внешнего долга государства от стран мира

Казалось бы, что кредитная финансовая задолженность перед другими странами для государства не несет в себе ничего хорошего – это неэффективное использование полученных в кредит денег, обслуживание кредитных обязательств, экономическая зависимость от страны-кредитора, ведущая к изменению политических отношений между государствами. Но эксперты экономики и финансов и во внешнем долге находят положительные стороны:

  • любой иностранный заем улучшает экономическое положение страны-заемщика;
  • приток иностранного капитала помогает в развитии определенных сфер экономики (например, транспортной, энергетической и т. д.);
  • восстанавливается общий бюджет государства.

Но эти положительные аспекты начинают работать только в случае эффективного распределения заемных денежных средств.

Рейтинг стран мира по внешнему долгу

Эксперты, работающие в Мировой банковской системе, ежегодно просчитывают все возможные перспективы погашения внешнего долга для стран всего мира. Также в сферу их деятельности входит и составление рейтинговых таблиц по внешнему долгу с просчетом процентного соотношения задолженности этого типа к номинальному ВВП. На 2019 год составлен топ-10 стран мира, у которых наименьший внешний долг:

Название страны Внешний долг (млн. долларов) Внешний долг к ВВП (%)
США 16 893 000 101
Великобритания 9 836 000 396
Германия 5 624 000 159
Франция 5 633 000 188
Нидерланды 3 733 000 309
Япония 2 719 000 46
Испания 2 570 000 165
Италия 2 684 000 101
Ирландия 2 357 000 1060
Люксембург 2 146 000 3411

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество – только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру.

Есть страны, которые являются одновременно и заемщиками, и кредиторами в отношении друг друга. Так почему же они не произведут взаимозачет своих финансовых задолженностей? А вот это зависит не только от политических взаимоотношений между ними, но и от условий кредитного займа – сроков погашения, процентных выплат и т. д. Ведь взаимозачет таких долгов может не только обнулить задолженности, но и серьезно повлиять на оборотные средства государственных финансовых компаний. Такая ситуация в свою очередь может привести к кризису экономики обоих государств.

Госдолг стран мира в 2014 году продолжает неуклонно расти и все тяжелее бороться с этим явлением. Недавние события Кипра и Греции не дают забыть о тяжелых последствиях дефицита бюджета, когда для стабилизации ситуации людям не выплачивались заработные платы, что приводило к массовым забастовкам.

Государственным долгом страны называют финансовые займы правительства для погашения дефицита бюджета. Госдолг рассчитывается в национальной валюте страны или в долларах США, но для большей наглядности отображается как процент заимствования от ВВП.

Вопрос размера госдолга стран мира нам с вами интересен, потому что мы можем увидеть рейтинг благополучных стран, в которых правительства работают на благо своего народа.

Информацию о размерах государственных долгов регулярно публикует на своем сайте Международный валютный фонд (IMF).

Если рассматривать ситуацию с госдолгами всех стран в общем, то можно увидеть, что на начало 2014 года мировой госдолг составил 56 триллионов долларов США. Самый большой – около 17,6 трлн. долларов США. На втором месте по размеру госдолга находится Япония с 9,8 трлн. долларов США. На третьем месте по размеру госдолга находится Китай со своими обязательствами на 3,9 трлн. долл. США. Правда, Китай проводит активную политику сокращения госдолга. В остальных крупных странах должниках госдолг находится на уровне 1 – 3 трлн. долларов.

Госдолг стран мира в начале 2014 года

  1. США – 17,61 трлн. долларов
  2. Япония – 9,87 трлн. долларов
  3. Китай – 3,89 трлн. долларов
  4. Германия – 2,60 трлн. долларов
  5. Италия – 2,33 трлн. долларов
  6. Франция – 2,11 трлн. долларов
  7. Великобритания – 2,06 трлн. долларов
  8. Бразилия – 1,32 трлн. долларов
  9. Испания – 1,23 трлн. долларов
  10. Канада – 1,2 трлн. долларов

У Японии самое высокое соотношение размера госдолга к ВВП – 242%. То есть, государственные обязательства Японии в 2 раза больше собственного ВВП. Как вы помните, Японию очень сильно подкосил цунами в 2011 году, который спровоцировал аварию на станции Фукусима. Япония вынуждена была увеличить свой госдолг за счет внутренних заимствований в национальной валюте, для борьбы с последствиями катастрофы.

После Японии, не утешительная ситуация с размером госдолга по отношению к ВВП в Греции, которая для борьбы с финансовым кризисом столько долгов, что даже ходили разговоры о возможном дефолте Греции, так как этот показатель достиг – 174%. На третьем месте в рейтинге госдолгов по отношению к ВВП находится Италия с показателем 133%. Однако, финансовые аналитики отмечают, что Италия имеет все шансы устоять, поскольку имеет долгосрочные государственные ценные бумаги с длинным сроком обращения. К тому же, государственные долги Италии в виде государственных облигаций, в большинстве своем, принадлежать внутренним инвесторам.

Госдолг стран мира по отношению к ВВП

  1. Япония – 242,3%
  2. Греция – 174%
  3. Италия – 133,1%
  4. Португалия – 125,3%
  5. Ирландия – 121,0%
  6. США – 107,3%
  7. Сингапур – 106,2%
  8. Бельгия – 101,2%
  9. Испания – 99,1%
  10. Великобритания – 95,6%

Госдолг стран мира на душу населения

  1. Япония – 99,7 тыс. долларов
  2. Ирландия – 60,4 тыс. долларов
  3. США – 58,6 тыс. долларов
  4. Сингапур – 57 тыс. долларов
  5. Бельгия – 47,8 тыс. долларов
  6. Италия – 46,8 тыс. долларов
  7. Канада – 45,5 тыс. долларов
  8. Франция – 42,4 тыс. долларов
  9. Великобритания – 38,9 тыс. долларов
  10. Швейцария – 38,6 тыс. долларов

У ведущих экономистов и политиков развитых стран все чаще возникают опасения очередных банкротств. Опасение экономистов оправдывается по причине наличия в экономиках развитых стран процессов замедления экономического роста, сокращение доходов, и как последствие – рост государственных долгов.

Почему возникает дефицит бюджета и рост госдолга?

К распространенным причинам роста госдолга в странах мира, экономисты относят увеличение расходов на поддержание социальных и военных программ, постоянное стимулирование экономик для борьбы с последствиями финансового кризиса, снижение деловой активности и пр.

Несмотря на попытки всех стран мира сократить свои госдолги, размер дефицита бюджета неуклонно растет. Наибольшую опасность роста государственного долга экономисты прогнозируют Японии, Греции, Португалии, США, Нидерландам и Ирландии. Среди других развитых стран, продолжат увеличение госдолга Великобритания и Франция.

Какие меры предпринимают правительства государств, чтобы сократить темпы роста госдолга?

  • Пытаются сохранить размер госдолга на предыдущем уровне, как бы замедлить его рост, за счет развития экономики страны.
  • Пересматривают структуру государственных займов так, чтобы дефицит бюджета не угрожал безопасности страны.
  • Многие страны пробуют уменьшить стоимость госдолга за счет увеличения срока заимствования.
  • Намериваются вовремя погашать текущий размер госдолга перед заемщиком, чтобы не было штрафных санкций, и оставалась положительная кредитная история.
  • Направляют заемные средства на развитие экономики своей страны.
  • Улучшают систему контроля за расходом заемных средств, что позволяет оптимизировать расходы в целом и найти дополнительные способы экономии.
  • Координируют долговую политику государства с финансовой и экономической политикой.
  • Организовывают совместные саммиты с другими государствами в целях поиска оптимальных мер для сокращения госдолга.
  • Разрабатывают и применяют разные методы управление госдолгом.

Те страны, которые сумели эффективно управлять своим госдолгом, смогли стабилизировать рыночное настроение и убрать панику бизнес кругов. Однако, большинство участников финансовых рынков и государственных деятелей боятся новой волны финансового кризиса, который углубит проблему выплаты госдолга.

Единственным способом выбраться всем странам мира из долговой ямы – это поднять развитие экономики собственных стран.

Правда, есть и другой путь временного решения роста госдолга – экономия на бюджетных издержках. Но это в свою очередь вызывает сокращение экономики и рост соотношении госдолга к ВВП.

Разговоры о бюджетных консолидациях экономисты многих стран ведут постоянно. Ведь государственные расходы развитых стран выросли после финансового кризиса и являются еще до сих пор не до конца оптимизированными. Поэтому, оптимизация бюджетных расходов государства крайне необходима в наши нелегкие времена.

Правда, единственной страной, которая успешно пошла по пути оптимизации бюджетных расходов является Ирландия. Большинство других стран мира только думают и планируют провести меры по сокращению бюджетных расходов.

Конечно, бюджетная консолидация не решит проблему сокращения госдолга сразу и кардинально. Ведь наполнить бюджет можно только разумной налоговой политикой и способствованием развитию реального сектора экономики.

Таким образом, мы с вами разобрали суть и значение госдолга стран мира для развития национальной экономики. Также, мы рассмотрели рейтинг госдолга стран мира в 2014 году, где проанализировали наибольших должников и их проблемы. Естественно, госдолг быстро не сократится в странах мира, для этого нужно создать благоприятные условия эффективного экономического развития. А с долгами государство рассчитается тогда, когда бизнес в стране будет процветать и платить налоги.

Средства массовой информации регулярно оперируют суммами, которые те или иные страны задолжали по своим внешним счетам. Речь идет, конечно же, о миллиардах долларов. Но на общем фоне мировой статистики становится понятно, что такая задолженность есть у большей части держав. Что такое внешний долг стран мира, попробуем для себя прояснить.

Что такое долг государства

Сама по себе задолженность перед мировым сообществом представляет собой разницу между суммой займов и выплатам по ним. Как правило, это государственные займы, приобретенные с целью погашения дефицита бюджета. Расчитывается такой показатель обычно в национальной валюте, но чаще в долларах, для большей наглядности они всегда представлены как доля заимствования от ВВП.
Если принять во внимание целостную картину мира, то было установлено, что на момент начала 2014 года общая сумма таких долгов приближалась к 50 триллионам американских долларов.

Не стоит, однако, путать долг государственный и внешний.

Все невыплаты по обязательствам внутри самой страны рассматриваются как государственные, а вот все, что было заимствовано и не выплачено вовне – внешняя задолженность.

Государственный долг стран мира находится в ведомстве Международного Валютного Фонда. Именно он ежегодно оглашает рейтинги и суммы непогашенных займов.

Среди основных причин роста задолженности специалисты выделяют следующие:

  • увеличение статей расходов на урегулирование социальных и военных вопросов;
  • попытки стимулирования экономической ситуации в результате кризиса;
  • спад бизнес-активности.

Но, вопреки всем попыткам уменьшить дефицит бюджета, суммы долгов продолжают неустанно расти. Чтобы увидеть целостную картину, мы объединили долги стран мира в 2015 году в таблицу. Такую картину аналитики ожидают увидеть к концу года.
Для удобства в этой же таблице приводим данные, отражающие результаты прошлого года.

Прогнозируют, что к концу года общий долг первой десятки государств превысит 55 триллионов долларов. И эта сумма имеет тенденцию к росту. Так, по прогнозам, США уже через три года преодолеет отметку в 25 триллиона долларов.

Исходя из перечисленных данных, можно сделать вывод, как может выглядеть внешний долг на душу населения в каждом государстве. Прошедший год показал, что на каждого японца приходилось по 99,7 тысяч долларов долга, а на каждого американца – 58,6 тысяч. Как увеличатся данные показатели к концу нынешнего года, пока можно только делать прогнозы.

Как остановить рост долга

Среди самых распространенных мер предотвращения роста задолженности можно выделить следующие:

  • стимулирование экономики;
  • пересмотр самой структуры государственных займов таким образом, чтобы дефицит бюджета не представлял собой угрозу безопасности государства;
  • увеличение срока, выделенного на погашение задолженности;
  • своевременная выплата заимствованных средств с целью предотвращения наложения штрафных санкций и сохранения своей репутации;
  • использование полученных средств исключительно с целью улучшения экономического положения внутри страны;
  • улучшение системы контроля над распределением и расходованием заемных денег;
  • координация долговой политики исключительно с учетом тенденций экономической и финансовой сферы;
  • организация международных саммитов для поиска оптимальных методов решения долговых вопросов;
  • разработка новых способов управления долгом страны.

Как показывает опыт, единственно верный путь, который поможет значительно снизить долг стран мира, – это стремление к росту и благополучному функционированию экономики каждого отдельного государства.

Но осуществить это можно только посредством экономии на бюджетных издержках внутри державы. Такой путь, конечно же, не даст немедленного и кардинального результата, но сможет значительно снизить задолженность в мировом масштабе. Пока единственная страна, которая добилась успеха в оптимизации бюджетных расходов, – Ирландия.

В заключение следует отметить, что залогом процветающей экономики является успешно работающие производство и бизнес, которые платят налоги, тем самым поднимая благополучие всей страны. Пока данный сегмент рынка будет находиться «в тени», ни о какой стабилизации экономики не может быть и речи.

Госдолг стран мира: Видео

Госдолг стран мира является доминирующим фактором дестабилизации не только финансовой обстановки в мире, но и экономической. Единственный вариант выхода из ситуации - это поиск путей сокращения мировой задолженности, со снижением темпов ее роста включительно. По мнению мировых аналитиков, в то время как первый мировой кризис возник в результате активного роста долгов финансового сектора, корпоративного хозяйства и домашнего хозяйства, кризис 21-го века будет вызван именно ростом государственных долгов большинства стран мира. Эксперты финансового рынка с опасением говорят о том, что долговые обязательства стран уже к 2015 году имеют все шансы превратиться в простую бумагу.

О чем говорит статистика 2014 года?

Госдолг стран мира по состоянию на конец 2014 года имеет устрашающие объемы.

  • Япония - государственный долг соответствует 234% ВВП.
  • Греция - 183%.
  • Португалия - 148%.
  • Италия - 139%.
  • Бельгия - 135%.

Аналитическая мировая компания McKinsey внесла в первую десятку стран по размеру государственного долга еще Испанию (132%) и Ирландию (115%), Сингапур (105%), Францию (104%) и Великобританию (92%). Интересен тот факт, что Америке в данном рейтинге досталось 11-е место с 89% от ВВП. Тут же стоит отметить, что в соответствии с официальной государственной статистикой, еще в 2011 году государственный преодолел отметку в 100% от ВВП. Что касается статистики 2013 года, объем задолженности увеличился до 106,6%. По предварительным расчетам в 2014 году долг Америки должен быть на уровне 109,9%. На данный момент страны ведут активную политику для сокращения государственных задолженностей. Эффективность мероприятий и итоговые показатели 2015 года можно будет оценить только в декабре.

Самые низкие показатели государственного долга

  • Норвегия - государственный долг составляет 34% ВВП.
  • Колумбия - 32%.
  • Китай - 31%.
  • Австралия - 31%.
  • Индонезия - 22%.

Государства, которые практически не имеют задолженности, и у которых долг составляет менее 20% от ВВП - это Перу (19%) и Аргентина (19%), Чили (15%), Россия (9%) и Саудовская Аравия (3%).

Взаимосвязь национальной задолженности и уровня развития стран мира

Уровень госдолга стран мира позволяет установить некую связь между объемом задолженности и уровнем развития государства. Стоит сказать, что меньше всего привлекают средств для перекрытия государства, которые находятся на стадии активного развития. У стран, которые считаются экономически развитыми, возникает намного чаще, и в долги они влезают систематически. Если рассматривать задолженность не как процентное соотношение к ВВП, а в денежном эквиваленте, в данной категории лидерское место досталось Америке. Ее национальная задолженность уже давно перешагнула предел в 18 триллионов долларов. Мировые экономические аналитики говорят об увеличении задолженности уже к концу 2015 года до 19 триллионов долларов. Второе место в категории занимает Япония, со своими долгами в размере 10,5 триллиона долларов. Далее следует Китай - 5,5 трлн. На эти три страны приходится порядка 58-60% от общего мирового долга. При этом Россия, которая еще в середине 2014 года имела задолженность, соответствующую 0,1% мировой, сегодня внесена в «мусорный рейтинг» стран, для которых получить ссуду на международном рынке практически невозможно.

Динамика ситуации

Госдолг стран мира имеет положительную динамику, он систематически увеличивается. Только за период с 2007 по 2014 год нарастить свои задолженности в несколько раз сумели не только страны PIGS, несущие опасность для ЕС (Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания), но и лидеры международного рынка, в частности Япония, Италия и Франция. Америка же превзошла все государства группы PIGS. По предварительным прогнозам, ситуация в мире будет только накаляться. Абсолютное и относительное наращивание задолженности, скорее всего, будет свойственно странам с высоким уровнем экономического развития.

Почему страны с развитой экономикой имеют неподъемные государственные задолженности?

Причина явления в том, что темпы наращивания экономики не позволяют не только погашать, но и обслуживать взятые ссуды. Для большинства экономически свойственны не только нулевые, но и минусовые темпы развития экономики. Эксперты агентства McKinsey после тщательного анализа ситуации пришли к выводу, что тяжелее всего отказаться от получения кредита для рефинансирования своих задолженностей будет таким странам, как Испания и Япония, Италия, Португалия, Великобритания и Франция. Эксперты видят решение проблемы в комплексной реструктуризации экономики, путем полной ее отвязки от государственной задолженности.

Тенденции и наблюдения

  • Чем больше государственный долг в стране, тем больше в ее политике процветают такие понятия, как демократия и либерализм.
  • Развитые страны расходуют средства из бюджета, не ориентируясь на фактическое состояние экономики. Сказать простым языком «живут не по средствам». Чем развитей принято считать страну, тем больше у нее внешняя задолженность.
  • Экономическое развитие страны полностью соответствует росту задолженности. Процессы протекают параллельно и практически идентичны.

Странная статистика, или Что показывает внешний госдолг стран мира

Приведенные выше наблюдения от специалистов издания «Шпигель» подтверждаются фактической ситуацией в мире. Рассмотрим крупные международные альянсы. Так, «Большая семерка», в теории, соединила в себе экономики самых сильных стран мира. Если сопоставить ВВП и госдолг стран мира из этого альянса, можно увидеть следующие показатели:

  • Великобритания - объем задолженности соответствует 92% ВВП.
  • Германия - 72%.
  • Канада - 86%.
  • Италия - 139%.
  • США - 109,9%
  • Франция - 98%.
  • Япония - 234%.

Сопоставив эти показатели с показателями государств, входящих в состав «БРИКС», специалисты делают определенные выводы. Так, Россия (9% ВВП), Бразилия (65% ВВП), Китай (31% ВВП) и ЮАР (50% ВВП) выглядят на фоне мировых лидеров более «экономически здоровыми». Тут стоит сказать, что на территории государств «Большой семерки» проживает не менее 0,5 миллиарда человек, которые потребляют в разы больше товаров и услуг, нежели порядка 3 миллиардов человек на территории стран «БРИКС».

О чем говорит анализ ситуации 2015 года?

Госдолг стран мира в реальном времени оценить проблематично, так как официальные данные будут представлены только к концу 2015 года. По предварительным оценкам, с учетом того, что рост задолженностей в связи с экономической ситуацией в мире продолжается активными темпами, на их обслуживание в этом году уйдет на порядка 6,3% больше средств. Представители агентства Bloomberg сообщают, что сильнейшие государства мира занимаются активным рефинансированием своих долгов за счет оформления новых кредитов от МВФ. Из официальных источников стало известно, что к концу 2015 года страны «БРИКС» и государства «Большой семерки» должны погасить долговые обязательства в размере 6,96 триллиона долларов. От экспертов можно услышать мнения относительно того, что 2015 год будет благоприятным, и размер задолженностей станет меньше, что на данном этапе кажется нереальным прогнозом.