Эффект вытеснения. Эффект ликвидной и инвестиционной ловушки. Совместное равновесие реального и денежного секторов экономики. Модель “IS – LM” Совместное равновесие двух рынков модель is lm

Деньги – это запас страны (величина на определенную дату), а не поток. Объем реального выпуска – это поток (величина за определенный промежуток времени). Одна из центральных проблем макроэкономики – влияние изменения запасов на потоки. В данном случае эта проблема сводится к изучению влияния изменения объема денежной массы на реальный объем национального производства.

Если количество денег в стране увеличивается, но деньги не поступают в обращение, то это изменение не влияет на реальный поток доходов. Однако в большинстве случаев деньги поступают в обращение. Тогда степень их влияния на изменение реального дохода, (а через него на уровень занятости), зависит от гибкости цен.

Если макроэкономические цены на всех рынках страны абсолютно гибкие и изменяются в той же пропорции что и денежная масса, увеличение количества денег не приводит к увеличению реального объема доходов. В этом случае говорят, что деньги нейтральны . Если изменение денежной массы влияет на изменение реальных показателей, то говорят, что деньги не нейтральны .

Для анализа проблемы нейтральности денег воспользуемся «количественной формулой обмена».

где M – денежная масса страны, V – скорость обращения денег, P – уровень цен в стране, Y – реальный объем производства.

Преобразуем данную формулу для темпов прироста показателей.

Темп прироста денежной массы;

Темп прироста скорости обращения денег;

Темп прироста реального объема производства (реального ВВП);

Темп прирост уровня цен (темп инфляции).

Запишем «количественное уравнение обмена» через темпы прироста:

Если темп прироста денег стабилен, то темп прироста скорости обращения денег тоже стабилен. Поэтому:

где - темп прироста номинального ВВП.

В реальности скорость обращения денег не является стабильной величиной. Вместе с тем на нее оказывают влияние следующие факторы:

Процентная ставка. По мере роста ставки процента домашние хозяйства все чаще предпочитают обращаться в банк, сокращая количество наличных денег, находящихся на руках. В результате скорость обращения денег возрастает.

Реальный национальный доход. При увеличении реального национального дохода возрастает спрос на деньги, а вслед за ним и скорость обращения денег.

Институциональные факторы. Скорость обращения денег является убывающей функцией от уровня реальных операционных издержек, связанных с конвертацией денег в финансовые активы, приносящие доход. В реальности данный показатель находится под влиянием технологических нововведений (введение кредитных карточек, электронных систем и банковских автоматов), а так же финансового регулирования (банковское законодательство определяет условия конвертации активов, приносящих доход в чековые счета и наличность).



Следует иметь в виду, что для разных агрегатов степень устойчивости скорости обращения денег различная. Наибольшей устойчивостью обладает скорость обращения денег для агрегата М2 . Поэтому именно агрегат М2 является тем агрегатом, который регулирует Центральный банк.

1) Если цены абсолютно гибкие, то темп инфляции совпадает с темпом прироста денежной массы: , поэтому

2) Если цены абсолютно негибкие (стабильные), то темп прироста денежной массы совпадает с темпом прироста реального ВВП. Иными словами, при

3) Если цены меняются, но в меньшей пропорции чем денежная масса (), то темп прироста реального ВВП равен разности между приростом денежной массы и темпом инфляции:

В первом случае деньги нейтральны, т.к. . Во втором и третьем случаях деньги не являются нейтральными, поскольку

В макроэкономической теории, также как и в микроэкономике, используется понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, но их концептуальная трактовка разная. В макроэкономике под долгосрочным периодом понимается период, в течение которого все цены на товарных и ресурсных рынках являются гибкими и изменяются в равной пропорции. Иными словами за этот период цены на ресурсы и, прежде всего, заработная плата, успевают приспособиться к изменению уровня цен на товары. Средняя продолжительность этого периода составляет шесть лет.

Период, в течение которого цены на товарных и ресурсных рынках являются относительно негибкими или в течение которого динамика заработной платы отстает от динамики уровня цен, называется краткосрочным периодом . При этом и в долгосрочном и в краткосрочном периодах объем применяемого капитала остается неизменным.



Учитывая понятие долгосрочного и краткосрочного периодов, можно сделать вывод, что деньги являются нейтральными в долгосрочном периоде и не обладают этим свойством в краткосрочном периоде. Из сказанного вытекает, что денежно-кредитная политика, связанная с изменением денежной массы, может повлиять на реальное производство в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде, когда деньги нейтральны, важнейшей задачей денежно-кредитной политики остается стабилизация уровня цен, т.е. в долгосрочном периоде (для ), Центральный банк должен увеличивать денежную массу темпом, равным темпу прироста реального ВНП (). Необходимость увеличения денежной массы темпом, равным темпу прироста реального объема производства с целью стабилизации уровня цен в долгосрочном периоде называется монетарным правилом . Это правило впервые было сфомулировано М. Фридманом и занимает важное место в теории монетарисстов.

Неоклассическое направление анализирует функционирование экономики в долгосрочном периоде при условии гибкости цен. Это направление рассматривает деньги как нейтральные. Кейнсианство анализирует функционирование экономики в краткосрочном периоде, поэтому в данной концепции деньги не нейтральны. Возникшая в 70-ые годы ХХ века «новая классическая школа» базирующаяся на теории рациональных ожиданий, доказывает, что деньги являются нейтральными даже в краткосрочном периоде, если ожидания экономических субъектов рациональны и они не делают систематических ошибок в прогнозе. Таким образом, в данной концепции деньги обладают свойством супернейтральности .

Для того, чтобы определить равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике кривую IS и LM. Пересечение этих кривых дает единственное значение величины равновесной ставки процента R и уровня равновесного дохода Y, обеспечивающих одновременное равновесие на этих двух рынках (рис. 1.3).

Модель IS-LM позволяет:

  • - показать взаимосвязь и взаимозависимость товарного и денежного рынков;
  • - выявить факторы, влияющие на установление равновесия на каждом из этих рынков в отдельности, и условия их одновременного равновесия;
  • - рассмотреть воздействие изменения равновесия на этих рынках на экономику;
  • - проанализировать эффективность фискальной и монетарной политики;
  • - вывести функцию совокупного спроса и определить факторы, влияющие на совокупный спрос;
  • - проанализировать варианты стабилизационной политики на разных фазах экономического цикла.

Модель IS-LM сохраняет все предпосылки простой кейнсианской модели:

  • а) уровень цен фиксирован (P=const) и является экзогенной величиной, поэтому номинальные и реальные значения всех переменных совпадают;
  • б) совокупное предложение (объем выпуска) совершенно эластично и способно удовлетворить любой объем совокупного спроса;
  • в) доход (Y), потребление (С), инвестиции (I), чистый экспорт (Х) являются эндогенными переменными и определяются внутри модели;
  • г) государственные расходы (G), предложение денег (М), налоговая ставка (t) являются экзогенными и формируются вне модели (задаются из вне).

Исключение составляет предпосылка о постоянстве ставки процента. Если в модели «Кейнсианского креста» ставка процента фиксирована и выступает экзогенным параметром, то в модели IS-LM она эндогенна и формируется внутри модели; ее уровень меняется и определяется изменением ситуации (равновесия) на денежном рынке. Планируемые автономные расходы зависят теперь от ставки процента. Ни кривая IS, ни кривая LM не определяют сами по себе величину равновесного дохода Yе и равновесной ставки процента Re. Равновесие в экономике определяется совместно кривыми IS и LM в точке их пересечения (рис.1.3,а).

Одновременное равновесие на денежном и товарном рынках существует лишь при единственных значения уровня дохода (Ye) и ставки процента (Re) (рис.1.3,а). Другие величины ставки процента и уровня дохода означают неравновесие на одном или обоих рынках. Например, при ставке процента R1 равновесие на денежном рынке установится при уровне дохода Y1 (пересечение линии R1 с кривой LM), но на товарном рынке при такой ставке процента равновесие существует при уровне дохода Y2 (пересечение линии R1 с кривой IS).

Равновесное положение двух рынков может быть определено совместным решением уравнений кривых IS и LM. Например, на рис.1.3,б в точках А и В существует равновесие на товарном рынке (спрос на товары = предложению товаров), поскольку они лежат на кривой IS, а в точках С и D - неравновесие. Наоборот, точки С и D соответствуют равновесию на денежном рынке (спрос на деньги = предложению денег), так как они находятся на кривой LM, а точки А и В - неравновесию. Общее равновесие - это ситуация одновременного равновесия в экономике на товарном и денежном рынках, которое существует в точке Е (рис.1.3,а и рис.1.3,б). Величину равновесного дохода Ye (рис.1.3,а), соответствующую одновременному равновесию товарного и денежного рынков (а следовательно, и рынка ценных бумаг, т.е. финансового рынка в целом) Кейнс назвал «величиной эффективного спроса».

Рис.1.3

Рассмотрим, как система приходит к общему равновесию, если она находится в неравновесии.

Если рынок товаров и услуг находится в неравновесии, то происходит непредвиденное изменение запасов, и фирмы либо сокращают, либо увеличивают объем производства, двигая экономику в точку Е. Если денежный рынок в неравновесии, произойдет давление на ставку процента, и она будет расти при избыточном спросе на деньги, поскольку люди начнут продавать облигации, если они не смогут удовлетворить свой спрос на деньги иным путем, или покупать облигации, если предложение денег превышает спрос на них, и экономика начинает передвигаться в точку Е.

Пересечение кривых IS и LM делит плоскость на 4 области (рис.1.3,в), в каждой из которых имеет место неравновесие. В областях I и II наблюдается избыточное предложение денег, так как они находятся выше кривой LM, а в областях III и IV, лежащих ниже кривой LM, - избыточный спрос на деньги. При этом области I и IV соответствуют избыточному предложению товаров и услуг, поскольку находятся выше кривой IS, в то время как в областях II и III имеет место избыточный спрос на товары и услуги. Направления движения экономики к равновесию показаны стрелками.

Если на товарном рынке существует избыточное предложение товаров, запасы фирм будут увеличиваться, а величина выпуска (дохода) Y уменьшаться (горизонтальные стрелки влево в областях I и IV по направлению к кривой IS). При избыточном спросе на товары запасы фирм сокращаются, а выпуск увеличивается (на рис.1.3,б горизонтальные стрелки вправо в областях II и III по направлению к кривой IS).

Когда на денежном рынке наблюдается избыточное предложение денег, люди покупают облигации, спрос на которые растет и их цена повышается, что ведет к снижению процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях I и II). При избыточном спросе на деньги, наоборот, люди начнут продавать облигации, чтобы получить в обмен наличные деньги в условиях их нехватки, что приведет к росту предложения облигаций, снижению их цен и соответственно к росту ставки процента (вертикальные стрелки вниз по направлению к кривой LM в областях III и IV).

Следует иметь в виду, что более быстро происходит восстановление равновесия на денежном рынке, так как этого достаточно изменить структуру портфеля активов, что не требует значительных затрат времени, в то время как для изменения величины выпуска требуется достаточно продолжительное временя. С учетом этого обстоятельства рассмотрим экономический механизм достижения равновесия, если экономика находится в неравновесии, например, в точке А (рис.1.3,в).

Точка А находится в области II, где имеет место избыточное предложение денег и избыточный спрос на товары и услуги. Превышение предложения денег над спросом на них вызовет снижение ставки процента и стремление людей привести «лишние» деньги в ценные бумаги. На денежном рынке установится равновесие в точке В на кривой LM. Но существующий в этой области избыточный спрос на товары и услуги приведет к снижению запасов у фирм и росту выпуска (дохода), что обусловит неравновесие денежного рынка и сместит экономику в область III (точка С), соответствующую избыточному спросу на деньги. Это приведет к росту ставки процента и возврату на кривую LM. Однако сохраняющийся избыточный спрос на товарном рынке, несмотря на возможное сокращение инвестиционного спроса, вызванное ростом процентной ставки, обеспечит дальнейшее сокращение запасов и рост производства. Денежный рынок окажется в неравновесии (появится избыточный спрос на деньги вследствие роста дохода), что обусловит рост ставки процента и возвратит экономику на кривую LM в точку D, которая лежит ниже кривой IS и соответствует все еще избыточному спросу на товары и услуги. В результате дальнейшего сокращения запасов и роста производства экономики переместится в точке F, вновь нарушив равновесие денежного рынка и т.д., пока не придет в равновесную точку E. Таким образом, экономика будет двигаться как бы по лестнице (по ступенькам), пока не попадет в точку одновременного равновесия товарного и денежного рынков - точку пересечения кривых IS и LM. Кривая LM отражает изменения в монетарной политике, поскольку связана с денежным предложением, таким образом, модель IS-LM позволяет оценить совместное влияние на макроэкономику фискальной (налогово-бюджетной) и монетарной (денежно-кредитной) политики.

Пересе-ч IS и LM. Общее равновесие достигается при достиж-и равновесия на тов и ден р-ках.

в E 1) объём AD = объёму AS, 2) IN=S,3) L=M (спрос на деньги равен их предлож-ю), 4) Zin=Zm

Сила эк необх-ти возвратит в Е: Сниж-е проц. ставки => активизации инвестиц. спроса и экспорта=> увелич-е сов. спроса и объёма выпуска. Сниж-е объёма пр-ва => сниж-е доходов=>сниж-е спроса на деньги=> сниж-е проц.ставки

Модель ISLM отражает завис-ть между проц. ставками и объемом сов. выпуска при сохранении равновесия на ден. и товарном рын-х.

Инвестиционная ловушка. Спрос на инвестиции неэластичен по ставке процента. IS – перпендикуляр. Сдвиг LM не приведет к изм-ю объема сов-го спроса. Необходим сдвиг IS вправо за счёт «эффекта имущества» (доп ср-в).

Ликвидная ловушка. Миним-я проц-я ставка. Население, безразлично к сделкам, и к возможностям увеличить потребление => объемы инвестиций и выпуска не изменяются. Нужны ср-ва.

32. Национальная финансовая система и государственные финансы. Государственный бюджет и его функции. Отличие финансовых фондов государства.

Финансы – сов-ть эк. отношений и обяз-в ден. порядка, существ-х между гос-вом и хоз. субъектами по поводу формиров-я и исп-я ден. доходов. (Особ-ти совр-х финансы: исп-е ден формы, отсутствие эквив-го обмена, обяз-ть платежей, исп-е бюджета как способа концентрации ден-х ср-в в пользу гос-ва)

Общенац-я фин. система – сов-ть институтов, организаци, задейстов-х в перемещ-ии ден-х ср-в, обеспечив-х выполнение фин-х обяз-в субъектов нац эк-ки и гос-ва.

Уровни ФС:1. Фин. дом. хоз-в,2.субъектов хоз-я (предп-я)3)гос-ва

Гос финансы- система эк отнош-й, связ-х с образованием ден-х ресурсов гос-ва и их последующее исп-е для выполнения соц-эк и полит-х ф-ций.

Уровни гос финансов : 1) бюджетный ур-нь, 2)бюдж-е фонды (чист-й бюджет), 3) спец-е внебюдж-е фонды, 3) финансы предпр-й гос. сектора.

Гос бюджет

Функции гос бюджета: 1)аккумуляция фин-х ср-в (фискальная). 2)регулирование, 3)инвестиционная 4)регион-е перераспредел-е ден-х ресурсов, 5)социальная (соц. защита), 6)обеспеч-е фин. безопасн-ти гос-ва

Гос. фонд – сов-ть фин-х ср-в, находящ-ся в распоряж-и гос-ва и имеющих обознач-е источники пополнения и целевое назнач-е.

Фонды по видам деят: соце, эк-е, научно-исслед-е, кредитные, страхования, военно-пол и межгос-е.

33. Дефицит государственного бюджета и его экономическая природа. Макроэкономические последствия дефицита. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Гос бюджет -ведущее звено нац фин. системы, связанное с налоговой сист-й страны. (сист-ма ден-х отнош-й между гос-вом, физич и юр лицами)

Состояния бюджета: 1) баланс 2)профицит (дох>расх)3) дефицит (расх>дох).

Анализе дефицита бюдж: 1)эк природа дефицита 2)колич-я оценку дефицита (крытй и реальный, сравнения с додохдами и ввп) 3) возм-е фин. источники покрытия 4) соц-эк-е последствия дефицита

Эк. природа дефицита : циклический (с фазой эк.цикла. кризис – увелич-е расх-в), структурный (плохое сост-е ведущих отраслей нац эк-ки, военный (ведение или приготовл-е), фактич-й (цикл-й+структ-й)

Дефицит: 1) активный (осмысленный, когда расх> доходов, из-за сокращ-я налогов, увелич-я инвестиций за гос счет; 2) пассивный (вынужденный, из-за сокращ-я хоз.активности).

Источники покрытия: 1) увелич-е налогов, б) распродажа гос. имущ-ва 3)гос.займ, 4) эмиссия денег (печ-й станок).

Дефицит гос бюджета приводит к тому, что прав-во начинает постоянно жить в долг.

Мультипликатор сбалансированного бюджета –показатель, отраж-й изм-е объема выпуска в рез-те изм-я гос-х расх-в и нал-х поступл-й.

34. Государственный долг: причины образования и виды. Функции государственного долга. Макроэкономические последствия наращивания внутреннего и внешнего государственного долга

Гос. долг - это сумма величин бюджетных дефицитов, накопл-х за опр-й период времени.

дефицит бюджета=>дефиц-е финансир-е (гос займ, кредит прав-ву) => гос. долг(обслужив-е гос долга)

Функции гос. долга: 1.фискальная (доходная), 2.стабилизирующая.

Внутренний гос.долг - это долг прав-ва перед населением своей страны (из-за сниж-я эк эффект-ти, завыш-е гос. расходов, неэффект-й налог. сист, отсутствие внешн-х источников финанс-я)

Осн компонент внутр-го гос.долга: 1.Эмисси денег ЦБ, 2.кредиты прав-ва у ЦБ и КБ, 3. Продажа (размещ-е ценных бумаг)

Последствия внутр-го гос. долга. 1.Противоречия между поколениями. 2.Увелич-е налогов. 3. Повыш-е проц. ставки.4.Выплата процентов по кредитам (стимулирует инфл-й спрос).

Внешний госдолг- это фин-й долг прав-ва страны перед иностр-ми гос-вами, зарубежн. банками и междунар-ми орг-ями.

Последствия внешнего долга: 1) распродажа иностранцам гос. имущ-ва 2)огранич-е внутр-го потребл-я и сниж-е ур-ня жизни насел-я 3) эк. и политич-я завис-ть страны, сниж-е кредитн. рейтинга

35. Потенциал воздействия государственных финансов (бюджета) на национальную экономику. Мультипликатор государственных расходов. Концепция правительственного продукта и «здоровых финансов».

Гос финн система возд-е на эк-ку (эффек-е перераспред-е фин-х ресурсов между ведущими отраслями, поддержка точкам эк. роста, способствует повыш-е конкурентноспособности нац пр-ва)

Мультипликатор гос-х расходов Mg=∆Y/∆G= 1/(1-APC)=1/APS – показатель, отражающий изм-е сов. дохода из-за изм-я гос-х расходов. (зависит от нал-q ставки)

Гос закупки стимулируют в нац -ке доходообразование и рост ВВП.

Концепция «здоровых финансов»: подав-е инфл-ии и сведение до минимума дефицита бюджета. гос поддержка бизнеса (сокращ-е налогов, увелич-е фин-х льгот), неагтивное отнош-е к наращив-ю соц. расходов, сбереж-я в дом хоз-вах - источник ср-в для дефиц-го финансиров-я.

Концепция «правительственного продукта»: общ-во должно финансировать издержки, связанные с пр-вом общ-х благ.

36. Особенности государственных финансов Беларуси в условиях переходной экономики

В РБ новая фин-я сист-ма: 1 без вал-х резервов, 2.без опоры на нац-ден-ю систему, 3.без опыта работы в рын усл-х но были высоквалифиц-е кадры и дисциплина.

Переходная эк-ка: Плановые отчисл-я предпр-й=>налоги и сборы, появл-е доходов от приватизации.

Задач гос бюджета: а) достиж частичн равновесия и созд-е усл-й общего, б) стабилизация, либерализация и эк. рост, в) преодоление пережитков админ-й сист, г)обеспеч-е эк. безопас-ти.

Осн тенденции: а) расширение сферы бюджетных отношений, б) усиление концентрации и централизации фин-х ресурсов в гос. бюджете, в) быстрый рост объёма бюджета г) спец ден-е расходы на разв-е рын. инфрастр-ры.

37. Налоговая система страны и ее эффективность. Величина налоговой нагрузки и налоговый мультипликатор. Эффективность налоговой системы страны.

Налоговая система – сов-ть принципов, методов установл-я, изм-я, сбора и отмены налогов, соответств-х действ-му законод-ву.

Правила налогообложения: 1) точность расчета налога, 2) доступность налога, 3) удобство платежа, 4) экономичность сбора налога

Принципы построения налоговой системы: 1) принцип получаемых выгод 2) платежеспособность и всеобщность 3) справедливость 4) доходчивость 5) обоснованность

– показатель(%), 1) на ур-не всей нац эк-ки -доля ВВП кот. гос-во присваивает через нал-е перераспред-е. 2 для отд-го предпр-я (сумма собир-х налого/общ-я прибыль),3. Налоговое амистриров-е.

Налоговый мультипликатор Mt=DY/DT= MPC/(1-MPC)– это показатель, отраж-й изм-е объема выпуска при изм-ии налогв. Снижение налогов => увелич-е спроса=>увелич-е объема выпуска (и наоборот)

Эф-ть нал-й системы - способность выполнять соответствующие функции на уровне всей нац экономики. (бюдже-е доходообразов-е и формир-е оптим-го эк. климата)

Эф-ть нал-й системы - степень исключ-я внутр-х противоречий.

Фискальная политика современного государства и потенциал ее воздействия на макроэкономические процессы. Содержание и основные компоненты фискальной политики. Эффективность фискальной политики.

Задач фиск-й политики – оптим-е управл-е гос. имущ-вом и созд-е усл-й для роста доходности гос. капитала.

Осн компоненты фиск-й политики: Линия доходов (налоговая политика, доходы с гос капитала) и линия расходов (объём расходов, структура расходов) – тесная взаимосвязь

Факторы формиров-я ФП: 1)сост-е нац эк-ки, 2)наличие правового коридора в стране, 3)степени демократизации в стране, 4)междунар-й рейтинг и авторитет страны 5) сформулиров-е задачи соц-эк разв-я страны

Стимулирующая ФП

Сдерживающая ФП

Эффект-ть ФП: (+когда спад фиск-я поитика подталкивает. -гос инвест-ии вытесн-т част-е, рост проц-й ставки, не может влиять на неб-е колеб-я, соц. последствия (увелич-е налогов)).

39. Разновидности фискальной политики.Встроенные стабилизаторы. Эффект Оливера-Танзи. Потенциал налогового компонента в рамках фискальной политики.

Фискальная политика государства – целенаправл-е действия прав-ва по мобил-ии и рац-му исп-ю ден-х рес-в (гос. расх, налогооблож-е, сост-е гос. бюджета) с целью реш-я стратег-х и тактич-х задач соц-эк-го разв-я страны. Цель – равновесие

ФП: долгосрочнаю, среднесрочная и конъюнктурная(стимулирующую и сдерживающую)

Стимулирующая ФП исп-ся в период спада эк-ки. (задача– смягчить кризис и ускорить преодол-е). содерж-е стимул-й фиск-й политики – рост гос расходов и сниж-е налогов.

Сдерживающая ФП исп-ся в период подъема нац экки. (задача– за счет тормож-я дел активнти ограничить быстрое разогреве нац экки. (Сокр-е гос расходов и увелич-е нал-й нагрузки)

Встроенные стабилизаторы – сов-ть мер фин-го и нал-го хар-ра, кот. оказывают эффек-е возд-е на цикл дел-й акт-ти в завис-ти от прохождения нац эк-кой соответств-й фазы.

В фазе подъёма сумма налогов автомат-и увелич-ся, а гос. расходы, сокращаются. В период спада налоги сокращ-ся, растут гос расходы.

Эффект Оливера-Танзи -затягивание налогоплательщиками внесения нал-х платежей в госбюджет в условиях повыш-я инфляции (при заметном обесцен-и денег это принесёт выгоду)

Нал-ый компонент ФП: степень нал-й нагрузки и собираемости налогов, наличие налог-х льгот. На макроэк-е процессы воздействует косвенным образом(не всегда нужн-я реакция)

В рамках фискальной политики налоговый компонент должен дополн-ся институц-ми, организац-ми и эк-ми мероприятиями.

40. Принципы построения национальной банковской системы современного типа как институциональной структуры. Центральный банк страны: стратегические задачи и функции.

Национальная банковская система – сов-ть кредитных институтов и спец-х орг-й, создающих ср-ва платежа, аккумулирующих своб-е ден-е ср-ва и предоставляющих их в кредит.

Вар-ты структуры банк-й системы: 1)централизованная (для ком-админ) 2)децентрализованная (единая унитарная) 3) двухуровневая или трехур-я (1нацбанк,2КБ, 3небанк-е фин-е кред-е страх-е)

ЦБ – орган гос управл-я, кот регулир-т ден-кредитную систему страны и координирует деят0ть всей нац банк сист

Стратегич-я задача ЦБ – обеспечение устойчивости нац ден единицы на внеш и внутр рынках, исключ инфляции и девальвации нац денег.

ЦБ должен быть гарантом стабильности ден-кред-й и фин-й системы (должен проводить для этого сбалансированную ден-кред политику)

Осн ф-ции ЦБ: 1) эмиссия денег 2) орг-я ден-го обращ-я 3) орг расчетов и платежей 4) надзор за КБ 5) кредитование КБ 6) управ счетами прав-ва 7) регулир-е банк-й сист.

ЦБ страны несет ответств-ть за сост-е плат-й системы


Похожая информация.


Модели макроэкономического равновесия, рассмотренные ранее, описывали рынки товаров и услуг, или "реальный" сектор экономики, без учета денежных факторов. Включение в анализ общего равновесия денежного рынка возможно с использованием модели IS-LM , которая хотя и несколько усложняет анализ, но одновременно дает большие возможности для исследования взаимодействия рынков товаров и денег.

Модель совместного равновесия IS-LM (инвестиции - сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) включает в себя элементы "кейнсианского креста" и теории предпочтения ликвидности Кейнса. Впервые модель была представлена английским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Дж. Хиксом в статье "Мистер Кейнс и классики" (1937), а более широкое распространение получила после выхода в свет книги А. Хансена "Денежная теория и фискальная политика" (1949). Поэтому она иногда звучит как модель Хикса - Хансена. Современные экономисты включают в модель финансовый рынок в целом, т.е. рынки денег и ценных бумаг.

Модель IS-LM описывает функционирование экономики в краткосрочном периоде. Она может рассматриваться как модель определения равновесного уровня дохода при фиксированных ценах, а также как модель совокупного спроса и в этом случае является частью более обшей модели AD-AS.

В модели IS-LM краткосрочное равновесие понимается как равновесие на рынках товаров и услуг и денежном рынке. Связующим звеном служит процентная ставка, равновесный размер которой отражает динамику экономических процессов, происходящих на этих рынках.

Условием равновесия на товарном рынке является равенство инвестиций и сбережений: I = S. Простейший график кривой IS связан с использованием функций сбережений и инвестиций (рис. 18.4). Поскольку инвестиции есть функция от процента, а сбережения есть функция от дохода, то, приравняв I к S, можно получить функцию IS [I (R) = S (Y )]. Кривая IS - это кривая равновесия на товарном рынке.

На рис. 18.4, а изображена функция сбережений, которая показывает, что с ростом дохода от Y 1 до Y 2 сбережения увеличиваются с S 1 до S 2 .

На рис. 18.4, б изображена функция инвестиций: рост сбережений сокращает процентную ставку с R 1 до R 2 и увеличивает инвестиции с I 1 до I 2 . При этом I 1 = S 1 , а I 2 = S 2 .

На рис. 18.4, в показана кривая IS: чем выше реальная ставка процента, тем ниже равновесный уровень дохода.

Рис. 18.4. График кривой IS с функциями сбережений и ставки процента

Аналогичные выводы могут быть получены с использованием модели "кейнсианского креста" (рис. 18.5), в которой описывается равновесие на рынке товаров и услуг. Кривая IS выводится из модели "кейнсианского креста" в предположении о возможности изменения ставки процента (R). Изменение процентной ставки приводит к изменению планируемых инвестиций на I , следовательно, изменяется равновесный уровень дохода на Y.

Рис. 18.5. График кривой IS с моделью "кейнсианского креста "

На рис. 18.5, а изображена функция инвестиций. Поскольку ставка процента - это издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов, то рост ставки процента от R 1 до R 2 уменьшает планируемые инвестиции с I (R 1) до I (R 2) .

На рис. 18.5, б изображен "кейнсианский крест": уменьшение планируемых инвестиций с I (R 1) до I (R 2) сокращает доход с Y 1 до Y 2 .

На рис. 18.5, в показана кривая IS как результат взаимодействия между ставкой процента и доходом.

Движение вдоль кривой IS показывает, как должен измениться уровень дохода при изменении уровня процентной ставки, для того чтобы на рынке товаров и услуг сохранилось равновесие. Кривая IS

имеет отрицательный наклон, иллюстрируя то обстоятельство, что увеличение ставки процента от R 1 до R 2 ведет к уменьшению планируемых инвестиций и, как следствие, уменьшается доход от Y 1 до Y 2 . Во всех точках выше кривой IS объем запланированных расходов меньше дохода, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг. Во всех точках ниже кривой IS наблюдается дефицит на рынках товаров и услуг. То есть равновесию на товарных рынках соответствуют лишь точки, расположенные непосредственно на кривой IS.

На денежном рынке равновесие наступает, когда спрос на деньги (L) совпадает с их предложением (M ). Последняя величина берется за данную. Что касается спроса на деньги, то согласно кейнсианской теории он определяется в основном двумя мотивами.

Первый - трансакционный - обусловлен потребностью в деньгах для реализации коммерческих сделок. Он является, главным образом, функцией дохода: L1 = L1(Y). Чем выше уровень дохода, тем больше сделок заключается в экономике, тем интенсивнее при настоящих ценах потребность в деньгах.

Второй мотив - спекулятивный. Действуя на финансовом рынке, экономические субъекты постоянно оказываются перед выбором, в какой форме держать средства - в деньгах или в ценных бумагах. Владение ценными бумагами, с одной стороны, связано с большим риском, а с другой - дает право на получение процента. Чем выше ставка процента, тем большее предпочтение отдается ценным бумагам, тем слабее спекулятивный мотив спроса на деньги. Поэтому спекулятивный спрос на деньги является убывающей функцией нормы процента: L 2 = L 2 (R).

Таким образом, совокупный спрос на деньги, обусловленный трансакционным и спекулятивным мотивами, ставится в прямую зависимость от уровня дохода и в обратную зависимость от рыночной ставки процента: L = L 1 (Y) + L 2 (R), или L = L(Y, R).

Приравняв L к М. можно получить функцию LM [L (Y, R) = M ]. График кривой LM изображен на рис. 18.6.

Кривая LM - кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации дохода (Y) и ставки процента (R ), которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданном центральным банком денежном предложении (MS ). Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению: зависимость является положительной.

Рисунок 18.6, а показывает денежный рынок. Возрастание дохода от Y 1 до приводит к росту спроса на деньги и, следовательно, повышает ставку процента от R 1 до R 2 .

Рисунок 18.6, б показывает кривую LM (имеет положительный наклон и является восходящей): чем выше уровень дохода, тем выше ставка процента.

Рис. 18.6. График кривой LM

Точки ниже и выше кривой LM характеризуют неравновесное состояние денежного рынка. В точках слева от кривой LM ставка процента слишком высока, поэтому предложение денег превышает спрос на них (L < М). В точках, лежащих справа от кривой LM, ставка процента слишком низка, поэтому спрос на деньги превышает их предложение (L > М). Следовательно, равновесию на денежном рынке соответствуют лишь точки, расположенные непосредственно на кривой LM.

Совместное равновесие на рынках благ и денег достигается в точке пересечения кривых IS и LM.

На рис. 18.7 изображено совместное равновесие на рынке товаров и услуг и на рынке денег. Точка, в которой пересекаются кривые IS и LM, фиксирует такое соотношение ставки процента (R) и уровня дохода (Y ), при котором достигается равновесие как в товарном секторе экономики, так и в денежном. Другими словами, при таком соотношении ставки процента и дохода нет излишка и дефицита ни на товарном, ни на денежном рынке. Совокупный спрос, соответствующий этой ситуации, называется эффективным спросом.

Рис. 18.7. Равновесие на рынках товаров и денег

Сдвиги кривых IS и LM отражают проводимую экономическую политику. К сдвигу кривой IS приводят мероприятия бюджетно-налоговой политики, т.е. изменения государственных расходов и налогов. Кривая LM сдвигается вследствие изменений в денежно-кредитной политике.

Последствия бюджетно-налоговой политики государства представлены на рис. 18.8, 18.9. Здесь возможны две ситуации.

Рис. 18.8. Последствия бюджетно-налоговой политики: сокращение размера налогов

1. Предположим, что государство сокращает налоги на ΔТ (рис. 18.8). В этом случае кривая IS смещается вправо на расстояние, равное

где AT - величина, на которую сократятся налоги;

Налоговый мультипликатор.

Равновесие перемещается из точки А в точку В. Сокращение налогов увеличивает доход с К, до увеличивается и ставка процента с R 1 до R 2 .

2. Предположим, что государство увеличивает государственные расходы на ΔG (рис. 18.9). В этом случае кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное

где AG - увеличение государственных расходов;

Мультипликатор государственных расходов.

Рис. 18.9. Последствия бюджетно-налоговой политики: увеличение размера государственных расходов

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика - увеличение государственных расходов или уменьшение налогов - сдвигает кривую IS вправо вверх. В результате ставка процента и уровень дохода увеличиваются. Рост государственных расходов и снижение налогов приводят к эффекту вытеснения частных инвестиций, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика сдвигает кривую IS влево вниз, снижая ставку процента и уровень дохода.

Стимулирующая денежно-кредитная политика увеличивает предложение денег, а это позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения. Увеличение предложения денег сопровождается снижением процентной ставки с R 1 до R 2 , что приводит к снижению цены кредита. Это способствует росту инвестиций (I). В итоге совокупные расходы и доход (Y) увеличиваются, вызывая рост потребления. Этот процесс носит название механизма денежной трансмиссии. Кривая LM сдвигается вправо вниз. Равновесие перемещается из точки А в точку В, т.е. уровень дохода увеличивается с Y 1 до Y 2 (рис. 18.10).

Рис. 18.10. Последствия денежно-кредитной политики

Сдерживающая денежно-кредитная политика сдвигает кривую LM влево вверх, увеличивая ставку процента и снижая уровень дохода.

Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика не проводятся изолированно. Эффект фискальной политики зависит от того, как на нее реагирует центральный банк, какой политики он придерживается.

Допустим, происходит увеличение суммы собираемых налогов на величину ΔT . В этом случае, если центральный банк поддерживает на постоянном уровне предложение денег, это приведет к падению выпуска и ставки процента в краткосрочном периоде (рис. 18.11, а). Если центральный банк поддерживает ставку процента на постоянном уровне, то он должен уменьшить предложение денег. Результатом этого будет более сильное снижение выпуска продукции (рис. 18.11, б). Если центральный банк поддерживает доход на постоянном уровне, то он увеличит предложение денег, что вызовет более сильное падение ставки процента (рис. 18.11, в).

Рис. 18.11. Последствия снижения налогов в случае проведения политики контроля предложения денет (а), ставки процента (б) и уровня дохода (в)

Равновесный уровень выпуска (дохода) в краткосрочном периоде определяется в модели IS-LM при фиксированных ценах. Повышение уровня цен от Р 1 до Р 2 снижает реальное предложение денег, что графически соответствует сдвигу кривой LM влево (рис. 18.12, а). Следовательно, изменяется и равновесный уровень дохода, т.е. справедлива зависимость равновесного дохода (выпуска) от уровня цен, которая и обобщается кривой совокупного спроса (AD). Снижение предложения денег повышает ставку процента (R), что приводит к снижению инвестиций (I ). В итоге объем производства снижается с Y 1 до Y 2 (рис. 18.12, б).

Рис. 18.12. Графическое выведение кривой АD из модели IS-LM

Сокращение налогов, увеличение государственных расходов или увеличение предложения денег сдвигают кривую совокупного спроса (AD) вправо. Однотипный сдвиг кривой AD сопровождает совершенно различные сдвиги кривых IS и LM, соответствующие мерам стимулирующей бюджетно-налоговой и стимулирующей денежно-кредитной политики.

Увеличение предложения денег сдвигает кривую LM | вправо до положения LM 2 , АD 1 до AD 2 (рис. 18.13). Рост предложения денег приведет к понижению ставки процента и увеличению выпуска продукции.

При росте государственных расходов (или снижении налогов T) смещается кривая IS 1 вправо в положение IS 2 , что отражает рост совокупного спроса от AD 1 до AD 2 . Одно из следствий увеличения фискальных расходов проявляется в росте процентных ставок, приводящем к сокращению инвестиций (эффект вытеснения) и частного потребления. Однако эффект вытеснения срабатывает лишь частично и совокупный спрос растет, несмотря на снижение частных расходов из-за увеличившихся процентных ставок. Следовательно, при любом данном уровне цен уровень совокупного спроса будет выше в результате фискальной экспансии, поэтому воздействие увеличения государственных расходов может быть изображено на графике как сдвиг вправо кривой совокупного спроса (рис. 18.14).

В модели IS-LM встречаются три очень важных частных случая, которые оказали большое влияние на дискуссии по поводу основных концепций макроэкономики. Первый случай соответствует монетаристским воззрениям и основывается на количественной теории денег, в которой спрос на деньги зависит от уровня дохода и совсем не зависит от уровня ставки процента. Если спрос на деньги нечувствителен к изменению ставки процента, кривая LM вертикальна и фискальная экспансия не оказывает никакого воздействия на совокупный спрос, тогда как денежная политика чрезвычайно эффективна по воздействию на совокупный спрос.

Горизонтальная кривая LM, предложенная Кейнсом и широко обсуждавшаяся в 40-50-х годах XX в., характерна для второго случая, когда спрос на деньги бесконечно эластичен относительно ставки процента, т.е. равновесие на денежном рынке достигается при низкой ставке процента. В этом случае, названном "ликвидной ловушкой", денежная политика не влияет на выпуск, так как увеличение денежной массы не оказывает никакого воздействия на процентную ставку, фискальная политика сильно влияет на совокупный спрос.

Третий случай возникает, когда потребление и спрос на инвестиции неэластичны относительно ставки процента, кривая IS вертикальна; фискальная политика существенно воздействует на совокупный спрос, тогда как денежная политика не оказывает на него никакого влияния. Этот случай соответствует взглядам послевоенных кейнсианцев.

Фискальная политика полностью срабатывает, т.е. эффект вытеснения отсутствует, и тогда, когда кривая IS вертикальна, и тогда, когда кривая LM горизонтальна. Однако причины этого различны в каждом случае. При наличии "ликвидной ловушки" (горизонтальная LM) ставка процента не изменяется, так как равновесие на денежном рынке достигается при единственном ее уровне. Таким образом, фискальная экспансия не ведет к росту процентной ставки и эффекта вытеснения не возникает. Напротив, когда кривая IS вертикальна, процентные ставки растут (при условии, что LM имеет обычный вид), но частные расходы - потребление и инвестиции - не уменьшаются в ответ на повышение ставки процента.

Модель IS-LM позволяет определить условия, при которых изменения в фискальной и денежной политике оказывают влияние на совокупный выпуск в экономике. Однако и фискальная и монетарная экспансия вызывают лишь краткосрочный эффект увеличения занятости и выпуска, не способствуя росту экономического потенциала. Обеспечение долгосрочного экономического роста не может быть решено только с помощью регулирования совокупного спроса. Стимулы экономического роста также связаны с политикой в области совокупного предложения.

Под товарными рынками будут подразумеваться не только рынки потребительских товаров и услуг, но и рынок инвестиционных товаров, которые принципиально не отличаются от потребительских благ. Хотя между этими категориями товаров имеются некоторые различия, однако они обусловлены только спросом на них.Спрос на потребительские товары связан главным образом с доходом, тогда как на инвестиционные - прежде всего с процентной ставкой. Денежный рынок - это механизм купли-продажи краткосрочных кредитных инструментов типа казначейских векселей и коммерческих бумаг. Этот рынок следует отличать от рынка облигаций. Относительная цена денег, выраженная в облигациях, - это процентная ставка по облигациям.

Взаимодействие фискальной и денежно-кредитной политики.

Важные проблемы, с которыми часто сталкиваются как развивающиеся, так и развитые страны – это инфляция, бюджетный дефицит и накопленный государственный долг. При этом для большинства развивающихся стран и стран с переходной экономикой в качестве основной причины высокой инфляции исследователи выделяют финансирование бюджетного дефицита за счет сеньоража. Это означает, что в большинстве случаев за высокой инфляции стоит именно проблема бюджетного дефицита. Время от времени проблемы, накопленные в фискальной сфере, и просчеты в монетарной политике приводят к таким последствиям как гиперинфляция или долговой кризис. Правительство и центральный банк связаны между собой консолидированным бюджетным ограничением государственного сектора: операционный дефицит бюджета финансируется за счет новых заимствований государства и сеньоража. С одной стороны, центральный банк, контролирующий денежную эмиссию, имеет важную цель – низкий и стабильный уровень инфляции. С другой стороны, центральный банк должен быть озабочен проблемой стабильности финансовой системы, и в частности – стабильности государственного долга. Это означает, что даже в условиях формальной независимости от правительства, центральный банк вынужден считаться с проблемами в фискальной сфере, покрывая за счет сеньоража определенную часть дефицита бюджета. Другими словами, политика правительства и центрального банка должны быть скоординированы. Цель исследования – выработать общие принципы построения взаимодействия между фискальной и монетарной политикой, не допускающей кризис государственного долга и гиперинфляцию. Объектом исследования является фискальная и монетарная сфера экономики. В работе проводится анализ фискальной политики правительства и монетарной политики центрального банка. Центральный банк рассматривается как формально независимый от правительства государственный институт. Монетарная политика определяет темп роста денежной базы, осуществляя операции на открытом рынке с государственными облигациями. Правительство выбирает расходы и доходы бюджета, определяя траекторию дефицита (излишка) бюджета. Логика взаимодействия фискальной и монетарной политики определяется консолидированным бюджетным ограничением правительства и центрального банка, а также общей для них целью стабилизации государственного долга и инфляции.

Взаимосвязь модели AD-AS и кейнсианской модели доходов и расходов.

Стимулированный спрос Кейнс связывал с дополнительной эмиссией денег, которая в условиях неполной занятости ведет не столько к росту цен, сколько к росту предложения товаров и услуг. В общем виде кейнсианская модель сводилась к так называемому трансмиссионному механизму – количество денег, норма процента и национальный доход. По Кейнсу, экспансионистская монетарная политика не только слабо воздействует на уменьшение нормы процента и спроса на деньги, но незначительно стимулирует и инвестиции. Через мультипликативный процесс новые инвестиции и государственные расходы вызывают рост национального дохода.. Эта политика увеличивает совокупный спрос, обусловливая рост выпуска продукции. Увеличение в совокупном спросе вызывает незначительные изменения в выпуске продукции и не изменяет уровня цен. Таким образом, Кейнс и кейнсианцы рассматривают монетарную политику как минимально воздействующую на экономику. Исходя из данного подхода, Кейнс связывал процесс стимулирования инвестиций с ростом предложения денег, включая и их эмиссию. При этом в условиях относительно закрытой экономики (а в то время практически все страны имели невысокий уровень открытости и, соответственно, влияния внешнеэкономического сектора на совокупный спрос) предложение денег стимулирует рост инвестиционной активности, но не инфляцию. Тем не менее, в 30-х гг. еще не было видно этих последствий, и Кейнс доказывал, что государство должно вмешиваться в экономику, для того чтобы обеспечить выход ее из кризисной ситуации. Оно должно использовать денежно-кредитные инструменты государственного регулирования и бюджетно-налоговые. Более того, он полагал, что влияние денежно-кредитной политики в этой ситуации воздействует слабее на выход экономики из кризисного состояния. Более сильной является фискальная политика.

Деловые циклы: понятие, модели.

Деловыми циклами называется последовательная и регулярная смена депрессий и подъемов в хозяйстве. Механизм деловых циклов может выглядеть следующим образом.

В условиях подъема многие фирмы осуществляют увеличение или обновление запаса капитальных благ в моменты общего подъема, способствуя тем самым развитию этого подъема. При этом они могут переоценивать начавшееся увеличение спроса и расширять производство несколько больше, чем нужно. Через некоторое время оказывается, что расширение невыгодно и должно быть свернуто, - спрос на инвестиции падает, подъем прекращается и начинает развиваться депрессия.

В условиях депрессии многие фирмы прекращают осуществление инвестиций, способствуя развитию этой депрессии. Тем временем возможность приобретения новых капитальных благ постепенно накапливается (изнашивается старое оборудование, изобретается новое, понемногу растет население). Но эта возможность некоторое время не реализуется по причине плохих ожиданий. Когда начинается подъем, ее сразу же начинают использовать.

Но это механизм осуществления периодической смены спадов и депрессий, который ничего не говорит о том, каким образом они могут начаться. Существуют два возможных объяснения этого начала.

1. Существование "первотолчка". Деловые циклы могут начаться, если внешний фактор придаст колебания хозяйству, которые будут продолжаться в течение некоторого времени.

Если такие первотолчки могут появляться постоянно, то существование деловых циклов тоже будет постоянно поддерживаться. 2. Совпадение фаз независимых процессов. Теоретически существует возможность появления деловых циклов в результате множества маленьких первотолчков, которые могут постоянно поддерживать циклические колебания.

Денежный мультипликатор.

Денежный мультипликатор - это коэффициент самовозрастания денег. Он определяется как отношение денежной массы М к денежной базе Н: т = М/Н (для случая, когда в экономике денежная масса состоит из наличности и депозитов); в том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ, денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов. В целом общее количество денег, созданных банковской системой, пропорционально избыточным резервам, умноженным на коэффициент денежной мультипликации.ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия, прежде всего на денежную базу. Изменяя норму обязательных резервов, он изменяет денежную базу и таким образом оказывает мультипликационный эффект на предложение денег. В его распоряжении имеются также такие инструменты, как учетная ставка (ставка рефинансирования), изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ, и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных облигаций). Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, а значит, на общую денежную массу.