К методам управления государственным долгом относятся. Методы управления государственным долгом. Хар-ка гос.долга РБ

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смысле. Под управлением государственным и муниципальным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанном с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Управление государственным долгом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством. Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для их финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость, возможность и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Под управлением государственным и муниципальным долгом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированием рынка государственных ценных бумаг, обслуживанием и погашением государственного долга, предоставлением кредитов и гарантий.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;

минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса, поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;

удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;

создание определенной степени доверия Правительству, сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;

диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Центральный банк.

Следует различать государственный иобщегосударственный долг . Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления субъектов Федерации, местных органов власти.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были

гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные . К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся, в первую очередь, реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, обмен долга и др.

Реструктуризации долга — изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности.

Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный ) долг.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом правительство может выкупать займы . обращающиеся на фондовом рынке, давая соответствующие поручения центральному и коммерческим банкам.

Рефинансирование долга — погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению — несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.

ТЕСТ К РАЗДЕЛУ 9

1. Главная форма кредитных отношений – когда государство выступает как…

а) находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита;

б) является классической финансовой категорией;

в) эквивалентен экономической категории кредита

3. Объединение нескольких внешних займов в один заем, называется…

4. Общегосударственный долг состоит из…

а) вновь возникшей задолженности Правительства РФ;

б) задолженности прошлых лет Правительства РФ;

в) задолженности прошлых лет органов управления низовыми звеньями;

г) задолженности прошлых лет Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями и вновь возникшей задолженности.

5. Расходы по управлению государственным долгом могут быть покрыты за счет…

а) особых финансовых операций отдельно от бюджета;

б) бюджетных средств;

в) временно свободных денежных средств населения;

г) временно свободных денежных средств предприятий.

6. Изменение первоначальных условий займа, касающихся его доходности, называется

7. Государственные и муниципальные займы осуществляются путем…

а) выпуска ценных бумаг любым эмитентом;

б) выпуска ценных бумаг акционерными обществами;

в) выпуска ценных бумаг от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

8. В зависимости от места размещения государственные займы делятся на…

а) на размещаемые центральными и местными органами управления;

б) на внутренние и внешние; в) рыночные и нерыночные;

г) на закладные и беззакладные.

9. Отличие конверсии займа от консолидации:

а) эти понятия – синонимы;

б) конверсия касается изменения условий займа, касающегося его доходности, консолидация — только сроков погашения;

в) конверсия и консолидация — абсолютно разные понятия, между ними нет ничего общего;

г) конверсия касается сроков погашения займа, а консолидация связана с изменением всех условий выпущенного займа.

10. Органом оперативного управления государственным долгом является

а) Федеральное Собрание РФ;

б) Министерство финансов РФ;

г) Аппарат Президента.

Свежие записи

23. Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Государственный и муниципальный долг представляет собой долговые обязательства, вытекающие из заимствований и гарантий, предоставленных органами власти и органами местного самоуправления по обязательствам других лиц.

Читайте также: Как долго делают загранпаспорт нового образца

1. Структура гос. долга РФ – группировка долговых обязательств РФ по установленным видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц;

государственным ценным бумагам от имени РФ;

бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов БС РФ;

государственным гарантиям РФ;

иным долговым обязательствам, ранее отнесенным на государственный долг РФ.

3. Долговые обязательства РФ бывают краткоср. (менее 1 года), среднеср. (1-5) и долгосрочными (5-30 лет).

4. В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:

номинальная сумма долга по гос. ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;

объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;

объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте РФ предусмотрена ФЗ

5. В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

номинальная сумма долга по гос. ц. б. РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РФ;

объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.

1. Структура мун. долга — группировка мун. долговых обязательств по видам долговых обязательств.

2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;

кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

3. В объем муниципального долга включаются:

номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;

объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;

объем обязательств по муниципальным гарантиям;

объем иных непогашенных долговых обязательств муниципального образования.

4. Долг. обязательства мун. образования бывают краткоср. (менее 1 года), среднеср. (1-5) и долгоср. (5-10 лет).

Методы управления государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К первым относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.

Методы управления государственным и муниципальным долгом

государственным и муниципальным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным преимущественно для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся в первую очередь реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секьюритизация, обмен долга и др.
Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом управленческого решения (без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом - переговорный процесс, который предшествует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно (руководствуясь собственными интересами) решают, принимать ли новые условия, предложенные эмитентом.
Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последние годы вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктуризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсий и консолидации. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией - увеличение сроков функционирования выпущенных займов. По решению государственных органов власти конверсия и консолидация долга могли сочетаться с унификацией займов, под которой понималось объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом. В этом случае на вновь выпускаемые облигации обменивались облигации унифицированных займов, а доходность и сроки погашения нового займа изменялись в нужном для государства направлении.
В сфере внешних заимствований реструктуризация долга также проводится на договорной основе. Здесь под реструктуризацией понимается изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.
Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).
Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.
Кроме указанных методов управления государственным и му-ниципальным долгом возможны обмен облигаций по регрессивному соотношению (несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой), отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга.
Страны с рыночной экономикой в обычных условиях не используют названные методы управления задолженностью, поскольку их применение ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика.

В истории государственного долга их осуществление наблюдалось только в условиях войны, послевоенного восстановления экономики или тяжелых бюджетно-финансовых кризисов.
Трудности многих стран с погашением внешнего долга породили новые методы покрытия обязательств перед странами-кредиторами. Среди них - погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы уп-равления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.
Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности будет иметь создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечит проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению. Органичное взаимодействие управления внутренним и внешним долгом, обеспечение беспрепятственного их взаимного замещения на основе проведения единой долговой политики, единство планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению внешних и внутренних государственных заимствований позволят:
оптимизировать сроки обращения, погашения и уровень доходности государственных ценных бумаг;
минимизировать неблагоприятное воздействие колебаний курсов иностранной валюты и процентных ставок на международных финансовых рынках на величину и стоимость государственных заимствований;
і» оптимизировать бюджетные расходы на обслуживание государственного долга;
своевременно и в полном объеме выполнять обязательства перед внутренними и внешними кредиторами.
Оптимизация структуры государственного долга на основе создания эффективной системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к российскому государству как надежному заемщику, обеспечит полноценное и выгодное участие государства на внутреннем финансовом рынке и результативный выход в ближайшее время на рынок внешних заимствований, создаст более благоприятные условия для осуществления политики сокращения долговой нагрузки на экономику страны.

Читайте также: Возражение на судебный приказ о взыскании задолженности по жкх образец

Методы управления государственным долгом

Вопросы, касающиеся управления государственным долгом, являются одними из самых главных в экономической политике России. А связано это с тем, что в последние годы наблюдается увеличение государственного долга, а также расходов по его погашению. Отсюда и главная цель управления: сокращение задолженности и снижение расходов по ее погашению. Вот только не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Управление внутренним государственным долгом, равно, как и внешним, имеет особенности, которые связаны с характером отношений с кредиторами, урегулированием долга, текущим обслуживанием и с ограничением в выборе способов урегулирования долга. В связи с этим стоит поближе познакомиться с тем, какие бывают методы управления государственным долгом.

Методы управления государственным долгом

· Рефинансирование - погашения части основного долга (или всего полностью), а также процентов по нему из тех средств, которые были получены от размещения новых займов.

· Аннулирование (дефолт) - отказ государства от выплаты долга и его процентов по выпущенным ранее займам.

· Конверсия - принятие решения государством об изменении доходности выпущенных ранее займов. Чтобы этого достичь, государство обычно снижает размер выплаты процентов.

· Новация - соглашения между заемщиком и кредитором о прекращении действия обязательств, а также замене их иными обязательствами, которые предусматривают другие условия погашения долгов.

· Унификация - принятие решения государством об объединении нескольких выпущенных ранее займов, когда происходит обмен облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов.

· Консолидация - увеличение срока действия по выпущенным ранее обязательствам. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы получить займы на более длительные сроки.

· Отсрочка погашения займа (или всех выпущенных заранее займов) - проводится в том случае, когда дальнейший выпуск новых займов не несет для государства финансовой активности.

Такие методы управления государственным долгом, как конверсия, унификация и консолидация государственных наймов чаще всего осуществляются в отношении внутренних займов. Что же касается отсрочки погашения займа, то подобная мера может быть применена и для внешних займов.

Принципы управления государственным долгом

Методы управления государственным долгом были созданы для того, чтобы решить следующие задачи:

· Удержать объемы внутреннего и внешнего государственного долга на одном уровне. Это необходимо для того, чтобы сохранить экономическую безопасность страны, а также обеспечить выполнение органами тех обязательств, которые они на себя взяли, при этом не должен быть причинен значительный ущерб финансированию социально-экономического развития.

· Минимизировать стоимость долга за счет удлинения долгового срока и снижения дохода государственных ценных бумаг.

· Поддерживать стабильность и предсказуемость государственного долга.

· Достигнуть наиболее эффективного и рационального использования заимствованных средств.

· Координировать действия органов субъектов РФ, местного самоуправления и федеральных органов на долговом рынке страны.

· Диверсифицировать долговые обязательства по срокам заимствований, формам выплаты и прочим параметрам с той целью, чтобы удовлетворить потребности инвесторов.

Основные проблемы управления государственным долгом

· В настоящий момент еще не до конца решена проблема долга. В частности это касается обязательств РФ по предъявленным ею госгарантиям.

· Требует доработки нормативное регулирование государственного долга.

· Отсутствует законодательно закрепленные нормы определения объема государственного внешнего долга, соответствующие международным стандартам.

7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

Топ-10 разорившихся звезд Оказывается, иногда даже самая громкая слава заканчивается провалом, как в случае с этими знаменитостями.

Непростительные ошибки в фильмах, которых вы, вероятно, никогда не замечали Наверное, найдется очень мало людей, которые бы не любили смотреть фильмы. Однако даже в лучшем кино встречаются ошибки, которые могут заметить зрител.

15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии? Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.

Государственный и муниципальный долг, его структура. Методы управления государственным и муниципальным долгом.

Государственный долг представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства. Кроме государственного долга Российской Федерации существуют также государственные долги субъекта РФ. В общем виде государственный и муниципальный долг можно определить как долговые обязательства органов государственной власти и органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по предоставленным государственным и муниципальным гарантиям.В настоящее время правом государственных внешних заимствований субъекты РФ не обладают. Они имеют право только на внутренние заимствования. Существует такое понятие, как предельный объем расходов на обслуживание госдолга. Для субъектов РФ или муниципального образования он не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Правительство РФ имеет право осуществлять внутренние (внешние) заимствования с превышением установленного предельного объема государственного внешнего (внутреннего) долга только в том случае, если это снижает расходы на обслуживание госдолга. Предельный объем заемных средств, направляемых субъектом РФ на финансирование дефицита своего бюджета, не может превышать 30% объема доходов бюджета субъекта РФ. Внутренний долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ. Структура государственного внутреннего долга РФ включает: рыночные долговые обязательства (свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги: гос. краткосрочные обязательства, облигации федеральных займов с переменным купонным доходом; нерыночные долговые обязательства — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться (например, целевые вклады и чеки на автомобили, задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от ЦБ РФ и др.); государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями; государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР. Внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте. При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются верхний предел государственного внешнего долга РФ, верхний предел внешнего долга перед РФ и предел предоставления гарантий третьими лицами

Методы управления государственным долгом можно условно разделить на административные и рыночные. К методам, характерным для административных подходов регулирования долга, относятся, в частности, конверсия, консолидация, списание долга и др. К методам управления, характерным для рыночной модели регулирования долга, относятся реструктуризация, рефинансирование, дефолт и др.

Характерным моментом для административного подхода к управлению долгом является одностороннее принятие эмитентом(управленческого решения(без получения предварительного согласия кредиторов), а для рыночной модели управления долгом - переговорный процесс, который предшевствует принятию управленческого решения и в процессе которого согласовываются позиции должника и кредиторов; либо эмитент в одностороннем порядке воздействует на рынок долговых обязательств государства, а кредиторы добровольно решают, принимать ли новее условия, предложенные эмитентом.

Краткосрочность российских долгов и высокая стоимость заимствований в последнее время вынуждали государство постоянно заботиться об удлинении сроков и сокращении доходности новых заимствований. Это достигается, в частности, на основе реструктаризации долга, под которой понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств. Составляющий государственный долг, с их заменой иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

В отличие от реструктуризации долга, осуществляемой органами власти на рыночной и добровольной основе, в период административно-командной системы управления экономикой увеличение сроков и удешевление государственного долга достигалось путем проведения конверсий и консолидаций. Для кредиторов они имели принудительный характер. Под конверсией понималось изменение доходности, а под консолидацией -увеличение сроков функционирования выпущенных займов.

Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В условиях ограниченности средств бюджетов всех уровней по-прежнему острыми являются вопросы изыскания источников для проведения текущих и будущих платежей по обслуживанию и погашению внутреннего и внешнего долгов. Основным приемом получения средств для погашения займов выступает рефинансирование долга, под которым понимается погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов. При невозможности рефинансирования долга на его погашение направляются доходы бюджета.

Такой метод управления государственным долгом как дефолт, страны с рыночной экономикой не используют, поскольку этот метод ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика. Дефолт - невыполнение договора займа, то есть неоплата своевременно процентов или основного долга по долговым обязательствам или по условиям договора о выпуске облигационного займа.

Большое значение для повышения эффективности государственной долговой деятельности имеет создание единой системы управления государственным долгом РФ. Она обеспечивает проведение централизованной и долгосрочной политики управления обязательствами и государственными заимствованиями, предупреждение возможных долговых кризисов и принятие оперативных мер по их преодолению.

Задача

Государственный бюджет

Определить размер «налоговых доходов» в данном бюджете.

Методические указания:

1.Бюджет – это форма образования и расходование денежных средств предназначенных для финансового обеспечения: а)задач } государства и местного самоуправления б)функций
2.Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с: а)юридическими лицами } в процессе формирования бюджетного фонда б)физическими лицами
3.Доходы бюджета: а)налоговые доходы; б)неналоговые доходы; в)безвозмездные перечисления.
4.Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовые обеспечения задач и функции: а)государства; б)местного управления.
5.Бюджет сбалансирован. Доходы бюджета = Расходы бюджета.
6.Профицит бюджета. Расходы бюджета > Расходы бюджета.
7.Дефицит бюджета. Доход бюджета < Расходы бюджета.

Источники формирования доходов бюджета

Решение задачи.

1.Дефицит бюджета (25 млрд.р.):расходы (1.515 млрд.р.) > доходы.

2.Дефицит бюджета (25 млрд.р.) = расходы бюджета – доходы бюджета.

3.Доходы бюджета = расходы бюджета (1.515 млрд.р.) – дефицит бюджета (25 млрд.р.)

1)х = (1.515 – 25)млрд.р. = 1.490 млрд.р.Доходы бюджета = 1.490 млрд.р.

2)Размер налоговых доходов составляет → 81% общей < доходов суммы

3)Налоговые доходы бюджета = 1.490 млрд.р. × 0,81 (81%) = 1.207 млрд.р.

1.В настоящее время в промышленно развитых странах мира «налоговые доходы» в бюджете страны составляют 60-90%.

2.Плательщиками налогов являются как юридические, так и физические лица страны.

3.В промышленно развитых странах мира из 100% налоговых доходов большая часть формируется за счет следующих налогов:

а)налог на прибыль, кампании, корпорации;

б)налог на добавочную стоимость (НДС);

в)налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

4.В РФ, к сожалению, значительную часть налоговых доходов формируют за счет продажи нефти и газа на мировой рынок, т.е. страна внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Список литературы

1. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах)/ А.Ю.Казанская, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

2. Финансы и кредит: Учебное пособие/ Голубев А.А., Гаврилов Н.П. СПб.: СПб ГУИТМО, 2009.

3. Финансы и кредит: Учебное пособие / Кустова Т. Н., Старкова Н. А. РГАТА. – Рыбинск, 2009. – Ч.1, Ч.2.

4. Финансы и кредит: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

5.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2011.

6. Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

7.Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.

8.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной,- 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2011.

9.Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.

10.Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. - М.: Инфра-М, 2012.

11.Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. - М: Контур, 2012.


Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям (в вопросах и ответах)/ А.Ю.Казанская, Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Финансы и кредит: Учебное пособие/ Голубев А.А., Гаврилов Н.П. СПб.: СПб ГУИТМО, 2009.

Финансы и кредит: Учебное пособие / Кустова Т. Н., Старкова Н. А. РГАТА. – Рыбинск, 2009. – Ч.1, Ч.2.

Финансы и кредит: конспект лекций/ Фролова Т.А. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. -М.: Финансы и статистика, 2011.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник /Под ред. Е.Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной,- 3-е изд.,перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2011.

Организация деятельности Центрального банка: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2011.

Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков: зарубежный опыт. - М.: Инфра-М, 2012.

Семенюта О.Г. Деньги, кредит, банки в РФ: Учеб. пособие. - М: Контур, 2012.

Наиболее широко используемыми методами управления внешними долговыми обязательствами считаются реструктуризация и конверсия. Основными схемами реструктуризации являются выкуп, секьюритизация долга, использование облигаций Брейди, списание долга.

Выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволит ему сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов, так как, во-первых, выигрывают наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, а во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

В апреле 2002 г. Россия подписала с Германией пакетное соглашение, согласно которому за долг перед бывшей ГДР в размере 6,4 млрд переводных руб. было выплачено 500 млн дол., в том числе 350 млн дол. в 2002 г., 75 млн дол. - в 2003 г. и до 1 февраля 2004 г. - остальные 75 млн дол. Из 3,6 млрд дол. российской задолженности Чехии при посредничестве РАО «ЕЭС» было выкуплено со значительным дисконтом в 2,5 млрд дол. Оставшиеся 1,1 млрд дол. были реструктурированы на период до 2020 г. Значительная часть этой суммы будет погашена за счет товарных поставок.

Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы:

  • ? иностранные облигации, эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства;
  • ? еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

В последнее время распространение получила секьюритизация банковских долгов, т.е. обмен обязательств перед банками-кредитора- ми на облигации. Если новые бумаги торгуются на рынке с меньшим дисконтом, такая операция приведет к сокращению общего объема задолженности. Данная схема реструктуризации реализуется на добровольной основе в случае, если новые обязательства признаются приоритетными по отношению к старым долгам. Иначе ожидаемые платежи по старому долгу будут эквивалентны платежам но новому, который будет торговаться с тем же дисконтом, что и существующий.

К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди («план

Брейди»), На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40% номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990- 1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд дол. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные, новые долговые; процентные; капитализированные.

Реструктуризация внешнего долга может сопровождаться частичным списанием (сокращением ) суммы основного долга. В ряде случаев частичное списание долга оказывается для кредиторов более предпочтительной стратегией по сравнению с предоставлением дополнительных займов в надежде на их будущее возмещение. Стоит напомнить, что в 90-х гг. при урегулировании долговых обязательств СССР перед Парижским и Лондонским клубами России удалось добиться списания части долгов.

Необходимо иметь в виду, что реструктуризировать весь долг практически невозможно. В этом случае прибегают к конверсии.

Главный финансовый механизм конверсионной схемы заключается в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена (свопа) на другие виды обязательств, прежде всего в национальные активы. Схема базируется на принципе «непарного обмена»: номинальный долг свопируется по специальному курсу погашения, который ориентируется на котировки вторичного рынка соответствующих долговых требований.

Преимущество крупномасштабных конверсионных операций в том, что наряду с облегчением долгового бремени они могут способствовать притоку прямых иностранных инвестиций на развитие приоритетных экспортных и импортозамещающих производств, проведение приватизации, реформирование финансовой сферы, а также затормозить отток капитала из страны и стимулировать его возвращение.

Возможны различные формы конверсионных операций (своп- операций) перед кредиторами (странами, международными финансовыми организациями, зарубежными коммерческими банками): «долг на наличность »: выкуп долга с дисконтом по негарантированной коммерческой задолженности;

«долг на экспорт»: экспорт готовой продукции позволяет помимо снижения долгового бремени как такового поддерживать конкурентоспособные внутренние производства, содействует освоению новых рынков сбыта. Наибольшую активность руководство России проявляет в изыскании возможностей погашения внешней задолженности товарными поставками, в том числе военной техники и вооружений;

«долг на налоги». Для этого требуется законодательное установление налоговых льгот для инвесторов-держателей внешнего долга страны-должника;

«долг в облигационные обязательства». Эта схема была реализована Россией в рамках погашения долга перед Лондонским клубом путем выпуска еврооблигаций. Помимо экономии стоимости обслуживания выпуск еврооблигаций смягчает эффект вытеснения частных инвестиций;

«долг на собственность». Для сокращения долгового бремени используется обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий. Механизм выглядит следующим образом: иностранная компания покупает внешний долг (часть долга) на вторичном рынке и предъявляет затем в центральный банк страны- должника; центральный банк оплачивает выкупленный долг национальной валютой; иностранная компания направляет полученные средства на финансирование инвестиций в стране-должнике;

«долг на долг» представляет по сути своп внешних обязательств в финансовые активы, т.е. долги стране-должнику. Речь идет о своего рода политическом взаимозачете. Например, в связи с намечающимся сближением Северной и Южной Кореи может осуществиться для России схема зачета части задолженности в 4,5 млрд дол. Северной Кореи за долг Южной Кореи.

В заключение стоит упомянуть и о таком нетрадиционном методе решения проблемы внешней задолженности, как товарообменные сделки «долги за природу». Суть их состоит в том, что Мировой банк или заинтересованная группа защитников природы выкупает у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получает безвозмездно) часть внешнего долга, который страна выплатить не в состоянии. Затем данная сумма передается в центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике, а часть внешней задолженности списывается.

В счет погашения части внешнего долга может быть использована передача части национальной квоты по снижению выбросов в атмосферу парниковых газов. В соответствии с Киотским протоколом к 2008-2012 гг. промышленно развитые страны обязаны сократить выбросы в атмосферу парниковых газов до уровня 1990 г. Россия имеет возможность продать часть неиспользованных квот на выброс газов, что сулит от 3 млрд до 10 млрд дол. Эта сумма может стать предметом переговоров с кредиторами России.

Нельзя забывать и о простом (досрочном) погашении долга. Весьма значимым для России событием 2006 г. стало досрочное окончательное погашение задолженности бывшего СССР перед странами - членами Парижского клуба в сумме, эквивалентной 21,6 млрд дол. США. Проведение этой беспрецедентной по своим масштабам операции позволило обеспечить снижение объема расходов федерального бюджета в виде будущих процентных платежей на сумму, оцениваемую в 7,7 млрд дол. США 1 .

Цель управления долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Кроме того, целью управления государственным долгом являются выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема долга на экономически безопасном уровне.

Поэтому система управления государственным долгом должна быть ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а государство должно выступать координатором и гарантом производственных инвестиций в рамках выработанной стратегии экономического роста.

Управление внешним государственным долгом - это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних финансовых рынках в качестве экономического субъекта-заемщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств.

К важнейшим мерам по управлению внешним государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внешнего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; расходы на обслуживание внешнего государственного долга; верхние пределы государственных внешних гарантий. Чрезмерный рост внешнего государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Информация о долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Федерации в трехдневный срок с момента возникновения обязательства. Состав, порядок и сроки представления информации установлены Правительством РФ. В государственную долговую книгу субъекта Федерации вносятся сведения об объеме его долговых обязательств (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, исполнении обязательств полностью или частично. В государственную муниципальную долговую книгу включаются сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований (в том числе гарантий).

Политика в отношении государственного долга и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а оперативно управление им осуществляет исполнительная власть.

Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга.

Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга:

1. Замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

2. Выкуп долга. В случаях, когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем госдолга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во- первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

3. Секьюритизация долга - переоформление государственного внутреннего долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации, эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди, - «план Брейди». На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40 % номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990-1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд. долл. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; процентные; капитализированные.

К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, новация, аннулирование долга.

Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространенным видом ее является обмен на новые долговые обязательства. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.

Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов имеет цель облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может проводиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.

Новация - соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора.

Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. Эта форма управления государственным долгом используется, когда меняется власть или когда государство признает себя банкротом.

Эти формы управления государственным долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу.

Управление внешним долгом на стадии привлечения внешних кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год.

Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

Финансовое размещение - финансирование инвестиционных проектов и развития экономики (это самый эффективный способ размещения внешнего долга);

Бюджетное использование - финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;

Смешенное бюджетно-финансовое размещение.

Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников его погашения: бюджетных средств, золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации задолженности в акции предприятий.

Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

Управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

Кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращения возможностей привлечения новых заимствований.

Водораздел между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования. К ключевым из них можно отнести:

Стабилизационные инструменты в государственном долге, управление динамикой долга;

Уменьшение государственного внешнего долга;

Реструктуризацию внешнего долга страны;

Снижение стоимости обслуживания государственного долга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация

государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневрирование внутренними и внешними займами.

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая следующие меры: обеспечение эквивалентности изменения текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга.

Список используемой литературы

1. Алехин, Э. В. Государственные и муниципальные финансы: учебник / Э. В. Алехин. - Пенза, 2010. - 350 с.

2. Кангро, М. В. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / М. В. Кангро. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 152 с.

3. Поляк, Г. Б. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / Г. Б. Поляк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 375 с.

4. Трошин, А. Н. Финансы и кредит: учебник / А. Н. Трошин, Т. Ю. Мазурина, В. И. Фомкина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 408 с.

Государственные заимствования Российской Федерации - займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ.

Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации - это государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в российской валюте.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются.

для финансирования дефицита федерального бюджета;

погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит исключительно Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования могут Правительство РФ и уполномоченное им Министерство финансов РФ.

Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются:

для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

погашения долговых обязательств.

Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации принадлежит Правительству РФ и уполномоченному им Министерству финансов РФ.

Государственные заимствования субъектов РФ - это займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, и кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта РФ.

Муниципальные заимствования - это займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.

Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования принадлежит местной администрации.

Реструктуризация долга - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия:

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем финансовом году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Предельный объем государственного, муниципального долга и государственных заимствований

Предельный объем заимствований субъектов РФ, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году.

на финансирование дефицита соответствующего бюджета;

погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, долга муниципального образования означает объем долга субъекта РФ, муниципального долга, который не можетбыть превышен при исполнении соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования вправе в целях управления соответствующим долгом утвердить дополнительные ограничения по государственному долгу.

Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета:

утвержденного объема безвозмездных поступлений;

и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение при исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения.

Если при исполнении соответствующего бюджета объем долга субъекта РФ, муниципального долга превышает предельный объем, установленный законом (решением) о соответствующем бюджете, уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе принимать новые долговые обязательства только после приведения объема долга субъекта РФ, муниципального долга в соответствие с требованиями законодательства.

Законом (решением) о соответствующем бюджете устанавливается верхний предел государственного внутреннего (внешнего - при его наличии) долга субъекта РФ, муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, представляющий собой расчетный показатель, с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным гарантиям субъекта РФ, муниципальным гарантиям.

Законодательно установлено определение понятия «реструктуризация долга». Согласно Бюджетному кодексу, этот термин означает погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долгов, причем устанавливаются иные условия обслуживания долговых обязательств и сроки их погашения п. 2. (ст. 105).
Данный пункт ст. 105 был существенно изменен Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ». В новой редакции он выглядел следующим образом:
«Под реструктуризацией государственного долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств» .
Важнейшим положением данной нормы закона является то, что реструктуризация государственного долга — этот прекращение долговых обязательств, основанное на соглашении. С формальной юридической точки зрения, вероятно, следовало бы изложить текст в следующей редакции: «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований» на «прекращение долговых обязательств», поскольку при реструктуризации прекращаются старые обязательства в пользу новых, более выгодных, меняются условия договора, старые долговые обязательства погашаются на новых условиях.
Пункт второй был оставлен без изменений:
«Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным описанием (сокращением) суммы основного долга» .
В данном тексте нормы, вероятно, следовало бы уточнить, каким образом осуществляется списание (сокращение) суммы основного долга: исходя из общего соглашения или в одностороннем порядке.
Третий пункт 105 статьи Бюджетного кодекса также был изменен в 2000 г. Его новая, действующая в настоящее время редакция определяла:
«Сумма обслуживания реструктурируемого долга не включается в объеме расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств» .
Внесенные дополнения не изменили сути этого пункта, он отличается от прежнего лишь формулировкой.
Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) долга. Последнее положение кодекса несколько неконкретно, так как неясно, возмож- но ли сокращение долга с точки зрения законодателя, по воле кредитора, или для этого необходимо соглашение сторон-участников правоотношений.

Читайте также: Как погасить долг по кредитной карте сбербанка

В кодексе имеется точное указание о том, что одностороннее «изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты, срока обращения, не допускается». Но речь здесь идет только о займах, другие формы долговых обязательств не упомянуты. В то же время и пункт 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит о запрещении изменений условий «выпущенного в обращение займа». Вероятно, означенная позиция требует законодательного уточнения, так как из текста кодекса нельзя сделать точных выводов.
Законодательная база, регулирующая реструктуризацию государственного долга, представлена неадекватно, не удовлетворяет потребности правового регулирования и эффективного управления государственными заимствованиями. Институт реструктури-зации долга существует и по своей сути правомерен исходя из специфики такого участ-ника, как государство. Связано это с принципом, согласно которому государство не мо-жет быть признано «банкротом», его неплатежеспособность приводит к реструктуриза-ции долга, что, по сути, является рассрочкой погашения задолжности.
Вероятно, не следует опираться на одну и ту же правовую норму, говоря о реструктуризации внешнего и внутреннего долга. В законодательстве адекватно отражены положения, касающиеся внутреннего и внешнего долга в отдельности.
Накануне принятия Бюджетного кодекса Верховный Суд РФ в связи с заявлениями о признании незаконным Указа Президента РФ «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 7 августа 1998 года высказал следующее мнение: «Реструктуризация части внутреннего долга — это властное отношение, то есть од-носторонняя воля государства, основанная на власти и обеспечиваемая государственным принуждением, производимая в интересах защиты государства и населения».
Вполне очевидно, что данное определение в принципе противоречит смыслу вы- шепроцитированной ст. 105 действующего Бюджетного кодекса в редакции Федерального закона 19 июля 2000 г.
Однако для того момента оно было адекватным, т.к. вполне соответствовало действовавшему законодательству.
Бюджетный кодекс исключает подобную позицию государства. Вероятно, необхо-димо внести ряд пояснений, связанных с конкретными параметрами государственного долга Российской Федерации.

Современные методы управления внешним долгом, применяемые странами и международными финансовыми организациями в мировой практике, подразделяются на следующие виды:

o конверсия долга;

o секьюритизация долга;

o списания части или всей суммы долга;

o реструктуризация долга.

Отметим, что первые четыре метода могут сочетаться в процессе реструктуризации или использоваться отдельно.

Конверсия долга представляет собой превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты (или слишком большое долговое бремя) в новые обязательства, которые улучшают состояние заемщика в текущем финансовом отношении или в долгосрочной перспективе. Данная операция не приводит к изменению структуры обязательств или получения новых займов. По своим функциональным направлениям конверсия делится на три вида:

o перевод долга в местную валюту (долг/акции, долг/долг, долг/ресурсы на цели развития);

o прямой обмен на активы (долг/неуплаченные долговые требования, долг/финансовая реструктуризация);

o прямой обмен на товары (долг/товары, долг/экспорт).

Обмен обязательств на новые неборгові активы являются одним из современных методов реструктуризации долга, и чаще всего применяется в развивающихся странах. Классическая схема предполагает обмен на ценные бумаги, что стороны могут конвертировать в финансирование проектов в сфере окружающей среды, развития, аннулировать долг в обмен на определенные законодательные или политические уступки.

Обмен долга на акции стран заемщиков делится на две категории:

1) соглашение между частным заемщиком и частным кредитором;

2) соглашение между частным кредитором и юридическим лицом государственного сектора или государством как заемщиком.

Преимущество данной операции заключается в возможности превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Таким образом, конверсия долга выполняет функции управления задолженностью и стимулирования инвестиций. Должник частично оплачивает долг в местной валюте со скидкой от полной стоимости, а инвестор финансирует капиталовложения за благоприятным курсом. Страна получает выгоду за счет конвертации части долгового бремени в новые производственные активы. Наиболее значительные операции по конверсии был проведен в Чили, Аргентине, Бразилии, Мексике, Филиппинах, Венесуэле, Нигерии, Эквадоре. Конверсия предоставляет возможность стране-должнику сократить объемы или уменьшить темпы роста внешнего долга, привлечь прямые иностранные инвестиции.

Конверсия долга в ресурсы на цели развития. Данный метод предусматривает применение двух схем конверсии:

1) на основе выкупа долга;

2) на основе пожертвований.

Международные благотворительные организации или правительства развитых стран выкупают со скидкой коммерческие долги на вторичном рынке. Иногда банки передают долг международным благотворительным организациям с условием погашения долга в местной валюте по согласованной программе в сфере экологии или социальной сферы. В выкупе или безвозмездной передачи долга принимают участие следующие стороны: коммерческий банк, международная благотворительная организация, правительство страны. Часто в такой операции присутствует финансовый посредник, осуществляющий операции с долгом. Недостатками данной схемы конверсии является сложность и значительные затраты, связанные со значительным количеством участников и их различными целями.

Конверсия долга в долг представляет собой преобразование существующих долговых обязательств в новые долговые обязательства. Статус сторон долгового соглашения может не меняться, а условия нового обязательства могут существенно отличаться от условий предыдущего обязательства. Новое долговое обязательство может предусматривать уменьшенную сумму основного долга, другие ставки или график оплаты. Может быть изменена форма долговых обязательств с изменением долгового инструмента.

Конверсия долга на товары (экспорт) предусматривает, что страна-должник предлагает погашение обязательств в форме получения права на реализацию товара по установленной цене. Определенная часть от суммы реализации возвращается должнику, а оставшаяся часть принадлежит кредитору в счет погашения задолженности. Недостатком данной схемы является: требование предоплаты 2/3 стоимости товара, что выдвигает должник, до момента реализации товара. Положительными последствиями применения данной схемы конверсии являются: сокращение внешних обязательств, наращивание экспортного потенциала. Наиболее часто товарная схема погашения долга используется как возможность погашения долга на двусторонней межгосударственной основе,

Читайте также: Нормативное регулирование дебиторской и кредиторской задолженности

Секьюритизация долга — это выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Такие инструменты считаются обеспеченными активами ценными бумагами. Должник или кредитор может секьюритизировать свои долги или активы с участием независимой компании посредника, которая покупает активы у кредитора. Данный метод является одним из источников долгового финансирования в США. Наибольшее распространение получила секьюритизация долгов перед Парижским клубом кредиторов. Основные инструменты секьюритизации — иностранные облигации, которые выпускает нерезидент на внутреннем рынке иностранного государства, еврооблигации.

Выкуп долга или обратная покупка долга часто осуществляется одновременно с досрочной выплатой долга. Выкуп долга осуществляется, если страна не имеет трудностей по обслуживанию долга и масс хорошую репутацию среди членов Парижского клуба кредиторов. Трудности в применении данного метода связаны с возможным нежеланием каждого кредитора обеспечить одинаковый уровень скидок, нежеланием кредиторов способствовать уменьшению задолженности за обратный выкуп, необходимостью согласования платежей с обратной покупки с программами Международного валютного фонда.

Реструктуризация внешнего долга — перенос сроков платежа по внешнему долгу. Данный метод может сопровождаться частичным списанием долга и/или конверсией в новые долговые инструменты. Реструктуризация предоставляет краткосрочный эффект облегчения для должника, увеличивая выплаты в будущем за счет дополнительных процентов в новый период погашения. Могут применяться следующие схемы реструктуризации: отсрочка по платежам на несколько лет, со следующими льготными периодами, а потом платежам в полном объеме; дополнения существующих договоров новыми кредитами; превращение задолженности по процентам в основную сумму долга; обмен части задолженности по рыночному курсу на акции государственных предприятий.

Существуют следующие "своповые схемы" реструктуризации внешнего долга;

1) "внешний долг/облигации" — переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты — ценные бумаги;

2) "внешний долг-акции" — обмен долговых обязательств на акции в рамках государственной программы приватизации. Компания-инвестор покупает на вторичном рынке долговой инструмент, подлежащего конверсии, для последующего его обмена в центральном банке страны-должника за местную валюту. Полученные средства используются по четкому назначению — осуществление прямых или портфельных инвестиций. Обмен долгов на валюту может происходить как по номиналу, так и со скидкой, в том числе на аукционах, где выигрывает тот, кто предложит наибольшую скидку с номинальной стоимости долговых обязательств, которые обмениваются. При этом регулирующие органы страны-должника могут стимулировать капиталовложения в приоритетные сферы через специальные квоты, преференции, налоговые льготы. Особенность данной схемы — изменение качества структуры активов инвесторов: происходит замена долговых обязательств на принципиально новый финансовый инструмент, который не предусматривает предоставление фиксированного дохода инвестору. Преимущества данной схемы: уменьшение внешнего долга, сокращение объема субсидирования государственных предприятий, увеличение налогооблагаемой базы в будущем, содействие экспорта, замещение импорта отечественным производством. Недостатки указанной схемы реструктуризации: сокращение налоговых поступлений в государственный бюджет, инфляция (обмен финансовых средств при проведении широкомасштабных операций по данной схеме требует сопроводительных компенсационных денежно-кредитных операций);

3) "внешний долг/внутренний долг" — выпуск центральным банком облигаций с номиналом в местной валюте в обмен на внешние долговые обязательства. Недостаток данной схемы: размещение государственных долговых обязательств на внутреннем рынке создает конкуренцию рынку корпоративных облигаций, что ограничивает возможности развития предприятий за счет привлеченных финансовых средств;

4) "выкуп внешнего долга". Данная рыночная схема реструктуризации долга предполагает два варианта реализации:

o регулирующий финансовый орган государства обращается к держателя ценных бумаг с предложением о выкупе облигаций, принадлежащих ему, по фиксированной цене, при этом торги данными бумагами приостанавливаются на некоторое время. Как правило, данное предложение сопровождает схему реструктуризации "внешний долг/облигации";

o осуществление подобной первого варианта операции монетарных властей на открытом рынке, когда регулирующие органы, пользуясь благоприятной рыночной ситуацией, через определенные структуры покупают облигации на вторичном рынке. При этом они могут как фактически осуществлять досрочное погашение, так и использовать их в будущем с целью получения торговой прибыли.

Реструктуризация государственного долга это:

Реструктуризация государственного долга

У этого термина существуют и другие значения, см. Реструктуризация.

Реструктуризация государственного долга - это пересмотр условий обслуживания долга (процента кредита, суммы, сроков возврата и др.). В общем смысле реструктуризация актуальна, когда появляется угроза банкротства заемщика, то есть его неспособности произвести погашение долговых обязательств в соответствии с первоначальными условиями его предоставления.

К реструктуризации государственного долга приводит макроэкономическая политика государства, согласно которой правительство увеличивает величину долга посредством займов у иностранных государств, в результате чего общая величина займов намного превышает дефицит счёта текущих операций. Взятые заёмные средства направляются на приобретение иностранных активов в то время как должны были быть направлены на финансирование отраслей нац. экономики. Такая денежно-кредитная политика государства способствует оттоку частного капитала за границу.

Литература

  • ч.1 ст. 127 Бюджетного Кодекса Российской Федерации

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Реструктуризация государственного долга» в других словарях:

Реструктуризация - капитала Реструктуризация предприятия Реструктуризация государственного долга см. Структура … Википедия

Реструктуризация долга - – мера, применяемая в отношении заемщиков, которые находятся в состоянии дефолта, т. е. не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько мер по реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение… … Банковская энциклопедия

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - (англ. debt restructuring) – один из методов управления государственным долгом, используя который должник добивается пересмотра первоначального графика погашения и обслуживания государственного долга. В соответствии с новым графиком должнику… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Консолидация - (реструктуризация) государственного долга превращение краткосрочной и среднесрочной государственной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдаленное будущее … Экономика: глоссарий

Внешняя политика Белоруссии - Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия