Денежные лица: Аль-Фараби. Национальная валюта должна быть уникальной

14.11.2013 г. Copyright © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена.

За кулисами портретной галереи



Их знает в лицо вся страна


Почти все купюры тенге первого поколения как законное средство платежа прожили относительно недолго. Выдача банкнот номиналом 1, 3 и 5 прекращена с 1 августа 2000 года, банкнот номиналом 10, 20 и 50 – с 1 ноября 2000 года. С 15 ноября 2006 года они были полностью изъяты из денежного обращения. Эти банкноты – уже история. И хотя недавняя, но, по-видимому, подзабытая большинством из нас. Поэтому нелишним будет вспомнить, как они выглядели.


Основа валюты – 1 тенге. На купюре изображен портрет великого ученого аль-Фараби, которого знает и Восток, и Запад. На обороте – построения и формулы аль-Фараби. Лицевая сторона – синяя, оборотная – розовая.


На купюре номиналом 5 тенге портрет народного композитора Курмангазы. На оборотной стороне изображен мавзолейный комплекс. Лицевая сторона – коричневая, оборотная – желто-красная.


На купюре в 20 тенге портрет Абая. На обороте – беркутчи с беркутом. Эти образы заимствованы из произведений Абая Кунанбаева. Преобладающий цвет лицевой стороны – темно-коричневый, оборотной – коричневый. Изначально планировалось выпустить купюру номиналом в 25 тенге, но по совету английского экономиста доктора Л. С. Пейна ее заменили на 20-тенговую.


100-тенговая банкнота. На ней изображен Абылай хан, на оборотной стороне – мавзолей Ходжи Ахмеда Ясауи. На лицевой стороне преобладает фиолетовый цвет, на оборотной – розовый. В 2001 году был выпущен в обращение новый вариант банкноты, на лицевой сторон которой в левом верхнем углу изображение розетки специальной цветоменяющейся краской заменено краской «золотой интаглио» без эффекта изменения цвета.


Рождение портретной галереи


Художник Хайрулла Габжалилов в Лондоне, 1992 год


Будущие деньги художники рисовали полтора месяца. Всего было подготовлено четыре варианта: 1) без портретов; 2) со сложным казахским орнаментом; 2) купюры, напоминающие доллар и голландские гульдены; 4) с портретами. Именно на последнем и решили остановиться.


При выборе портретной концепции учитывались многие факторы. Прежде всего привычность, традиционность таких денег для бывших советских людей. Как известно, на советских деньгах выпуска 1947 и 1961 годов был портрет В. И. Ленина. Деньги с портретами труднее поделать. Принимались во внимание и воспитательный, исторический, политический аспекты. Вообще, по виду денег можно определить государственную политику и национальную идеологию.


Отбор личностей был сделан с оглядкой на родоплеменные дела, таким образом, чтобы не обделить ни один регион.


Как вспоминает Х. Габжалилов, для ускорения работы, чтобы не собирать заключения ученых-историков, разработчики дизайна тенге брали изображения из книг, решив, что книгам, проходившим в советское время научную экспертизу, можно доверять.


После того как эскизы банкнот и монет были готовы, их показали президенту и получили «добро». В августе 1992 года образцы банкнот утвердили на правлении Нацбанка. В ноябре того же года о подготовке национальной валюты поставили в известность правительство, которое и утвердило окончательно эскизы банкнот.


Один из отклоненных вариантов 50-тенговой банкноты


В истории появления портретной галереи есть и малоизвестные факты. Так, в числе вариантов был и портрет президента Казахстана на 50-тенговой купюре. Но сам Н. А. Назарбаев этот вариант отклонил, так как это могло вызвать нежелательные ассоциации в цивилизованном мире. (На тот момент деньги с портретами здравствующих руководителей имелись только в африканских странах. Позже к ним присоединился Туркменистан с портретом Туркменбаши на манатах.)


К 5-летию независимости Х. Габжалилов и М. Айлин подготовили в Англии коллекционные банкноты с портретом президента Казахстана и изображением его резиденции на обороте. Такие купюры в ограниченном количестве выпускают во всех странах и раздают как сувениры во время протокольных встреч в верхах. Их запаивают в оргстекло и украшают стол, стены. Но Нацбанк почему-то задержал их выпуск, и труд пошел насмарку.


В процессе изготовления эталонных образцов случился казус. Английский гравер выполнил портрет Аблайхана с перекошенным лицом. Когда образцы привезли в Алматы, то из-за этого в Нацбанке поднялся шум. Но времени на переделку не было. И тогда Х. Габжалилов смог убедить, что портрет можно выправить, углубив тень на одной стороне лица, продемонстрировав это, нарисовав тень прямо на деньгах. В итоге купюру одобрили, но с замечаниями.


На данный момент в Казахстане полностью ушли от портретной концепции денег. Дольше всего продержались банкноты в 100 и 5000 тенге любого года. На первой, как известно, изображен Аблайхан, на второй – аль-Фараби. С последним портретом дело обстоит не так просто. По мнению известного художника Еркина Нуразхана, образ аль-Фараби на тенге не есть его истинный портрет, а является лишь произведением искусства, появившимся благодаря фантазии художника.

Модерн, взращенный традициями


В 2006 г. в оборот выпущены тенге нового поколения, которыми мы пользуемся ныне. Их концепция заметно отличается от банкнот первого поколения.

Сам дизайнер тенге, Мендыбай Алин, стиль банкнот определяет скорее как «модерн, взращенный традициями».


Наиболее броская черта – исчезли портреты. Разработчик нового дизайна объясняет это как стремлением следовать новым тенденциям в развитии оформления денег, так и обеспечением их нейтральности. Действительно, все евро лишены портретов. От портретов решила отказаться и Швейцария. Нет и не было портретов на банкнотах постсоветской России. С другой стороны, деньги не должны быть инструментом политической игры, а должны служить делу объединения нации, ее единства. А получалось, что появление на купюре портрета уважаемого человека, принадлежащего к тому или иному жузу, краю, городу, вызывало вопросы и несогласие представителей другого.


Нельзя не увидеть то, что лицевая сторона банкнот 2006 года стала унифицированной. Она на банкнотах разного номинала отличается в основном цветом и обозначениями самих номиналов. Остальное – почти все одинаковое. Это государственные символы Казахстана – герб и флаг. Появился фрагмент нотного стана с гимном (расположен за цифровым обозначением номинала). Центром всей композиции является монумент «Астана-Байтерек» – символ мира и согласия. Имеенно из-за него изображения на лицевой стороне расположены по преимуществу по вертикали.



Самый интересный и необычный элемент, появившийся на новых купюрах – раскрытая ладонь. Личный опыт показывает, что многим казахстанцам смысл этого рисунка не совсем понятен. Многие полушутя-полусерьезно говорят, что это – рука президента. Хотя этот элемент заставляет вспомнить и об известном выражении «Дающего рука не оскудеет» (развилось из библейского «Дающий нищему не обеднеет»). В действительности же, художник решил выразить через раскрытую ладонь идею открытости, дружелюбия, готовности к диалогу, полагая, что это должно быть понятно людям всего мира. Однако для многих простых людей, по крайней мере в Казахстане, заложенный в рисунок смысл не столь очевиден и понятен. На новых банкнотах, введенных в обращение после 2006 года, этой ладони нет.


Оборотная сторона всех купюр 2006 года также имеет переходящие элементы – контур карты Казахстана, логотип Национального банка, подпись его председателя. Прочие же изображения – разные. Они на каждой купюре передают как архитектурные сооружения, так и к природные зоны. На 10000-й купюре – на переднем плане резиденция президента Республики Казахстан «Акорда», на заднем плане каньоны. На 5000-й – на переднем плане вершина монумента независимости, здание гостиницы «Казахстан», расположенные в Алматы, на заднем плане горы. На 2000-й – на переднем плане здание оперного театра им. Абая в Алматы, на заднем плане горное озеро. На 1000-й – на переднем плане здание Президентского центра культуры, на заднем плане горы. На 500-й – на переднем плане здание Министерства финансов РК, здание акимата г. Астаны, на заднем плане чайки над морем. На 200-й – на переднем плане здание Министерства транспорта и коммуникаций РК и один из крылатых барсов, установленных на мосту через реку Ишим в столице Астане, на заднем плане здание Министерства обороны РК и степи.


Руководители Нацбанка говорят, что во всем мире норма для дизайна денег – семь-восемь лет. Очевидно, работа над новым дизайном бумажных тенге идет в режиме none-stop.

14.11.2013 г. Copyright © Алоис Назаров. Перепечатка запрещена. При написании использовалась книга Х. Габжалилова «Тенге» (Алматы, 2003)


Возрожденный под суверенными небесами 15 ноября 1993 года тенге не единожды терял в весе. Национальная валюта Казахстана за шесть лет снизила свой курс к доллару в 31 раз. Но бывали и времена стабильности. Например, в 1998 году и вплоть до апреля прошлого года национальная валюта Казахстана "стояла" как одна из самых крепких и уважаемых в СНГ. Получать взамен привезенного из приграничных регионов товара купюры с портретами древних казахских вождей предпочитали многие наши соседи - узбеки, киргизы и россияне: тенге был очень выгоден при обмене на доллар по сравнению с рублем, манатом, сомом, сумом.

Правда, более наблюдательные граждане уже тогда предупреждали, что скоро будут напечатаны новые пятитысячные купюры. Эти домыслы банкиры с гневом отметали. Но вскоре пятитысячная купюра поступила в обращение. Сегодня ее покупательная способность равна примерно 35 долларам.
На ней изображен Аль-Фараби - средневековый восточный философ. Своим профилем валюту Казахстана он украшает не впервые. Его портрет можно видеть на банкнотах и в 200, и в 500, и в 1000 тенге. Причина проста: надо экономить и на изготовлении денег. Свои купюры Казахстан давно уже печатает не под большим секретом в Англии, как было в самом начале, а дома, на фабрике в Алма-Ате. И используется одна и та же матрица - с чалмой Аль-Фараби. Меняются только цвет и цифры.
Так что не надо быть пророком, чтобы угадать, как будет выглядеть следующая казахстанская купюра, если она появится. Это будет зависеть от нескольких факторов. Скажем, за счет доходов от экспорта нефти казахстанский бюджет наполняется ровно на треть. Интересно, однако, что рост мировых цен на нефть на бюджете никак не сказался. Власти все настойчивее пытают своих нефтяных гигантов нехитрым вопросом Высоцкого: "Где деньги, Зин?" А те в ответ - что-то про коммерческие тайны, высокие транспортные расходы и низкое качество казахского "черного золота".
И, видимо, в ближайшее время поступлений валюты в бюджет не станет больше. Тем более что экспортеры Казахстана не обязаны продавать ее государству - это правило отменено год назад.
Незаметно пришло и суровое время расчета по прежним правительственным долгам и кредитам - 500 миллионов долларов предстоит Казахстану отдать зарубежным кредиторам уже в текущем году. Министр госдоходов Зейнулла Какимжанов считает, что темпы девальвации тенге в обозримой перспективе будут ориентированы только на динамику российского рубля. Ведь Россия по-прежнему остается главным торговым партнером Казахстана. По данным Нацбанка, с начала года девальвация тенге к американскому доллару составила 1,15 процента. При этом валюта России девальвировалась на 6,54, Украины - на 7,33, Узбекистана - на 2,56 процента. Экспорт же нефти Астаной почти на сто процентов зависит от российских квот и доступа к "русской трубе". Так что как ни крути, а куда поскачет рубль - туда и повернет свой профиль Аль-Фараби. И, видимо, более ощутимая девальвация тенге не за горами.
Тем временем ужесточаются правила на валютном рынке. Так, недавно всем фирмам Казахстана, работающим с обменом валюты, предписано в три с половиной раза увеличить уставный фонд. Правила приобретения валюты гражданами такие: при покупке свыше 200 долларов любой казахстанец обязан предъявлять паспорт. При покупке трех тысяч "зеленых" одномоментно данные покупателя заносятся в специальный журнал. И кому эта "тайна" после этого становится доступна, покупателю неведомо.
Официальные экономисты республики осторожно высказываются в том смысле, что "чуточку отпустить курс тенге" было бы выгодно Казахстану для восстановления конкурентоспособности своих товаров, экспортируемых в Россию. Тем более что, по официальной статистике, среднемесячная зарплата в Казахстане превышает российскую в полтора раза.
...С хрустящих казахских купюр спокойно и мудро взирает человек в чалме. Аль-Фараби неизменен - меняется только обрамляющий его интерьер. И кажется, что вокруг тоже ничего не меняется. Но это - обман зрения.

Богатое научное наследие, оставленное Аль-Фараби, принесло ему мировую известность. Главными темами, волновавшими его всю жизнь и ставшими основой всей системы мировоззрения, были темы личности, совершенствования ее нравственности, повышение интеллектуального уровня, достижения свободы и счастья всего человечества.

Дошедшие до нас сведения о жизни знаменитого восточного философа довольно немногочисленны и противоречивы. Некоторые из них напоминают легенды. Точно известна лишь дата его смерти и годы переезда в Дамаск.

Библиографы предполагают, что родиной Фараби является небольшой город Васидж, расположенный в местности Фараб, сегодня это Отрар в Южном Казахстане. Согласно традиционной версии он появился на свет в 872 году в одной из знатных семей, относящейся к сословию привилегированных тюрков. На это указывает слово «тархан», входящее в полное имя мыслителя: Абу-Насыр Мухаммад Ибн-Мухаммад Ибн-Тархан ибн-Узлаг аль-Фараби ат-Турки. Однако с середины прошлого века не утихают споры вокруг вопроса об его этнической принадлежности. Так, некоторые ученые приводят аргументы в пользу персидского происхождения Аль-Фараби.

В Отраре он прожил до 20-и лет. Именно там начало формироваться его мировоззрение под влиянием научных трудов и философских трактатов знаменитых мыслителей со всего света. Это был значительный культурный и политический центр, где находилась известная библиотека, уступающая по количеству книг только Александрийскому книгохранилищу.

По дошедшим до нашего времени сведениям мыслитель в течение некоторого времени совмещал обучение и работу в Ташкенте и Бухаре, затем он покинул родину, чтобы продолжить образование. Первоначально Аль-Фараби остановился в Багдаде, который был столицей Арабского халифата, и являл собой не только политический центр, но и сосредоточение науки, культуры и искусства.

Примечательны высказывания философа относительно жизни людей и общественного устройства в этом городе. Он называл его «самым восхитительным и счастливым из невежественных городов», а также полагал, что здесь существуют все условия для того, чтобы в будущем в нем могли жить и работать талантливые философы, ученые и поэты.

С именем Аль - Фараби связано интересное предание о том, как он ступил на путь науки. Первоначально в Багдаде за ним была закреплена должность судьи, но через некоторое время он оставил ее ради преподавательской деятельности. В этот период времени один из близких друзей обратился к нему с просьбой о хранении огромного количества книг, в числе которых находились и философские трактаты Аристотеля. Читая их на досуге, будущий ученый настолько проникся идеями знаменитого грека, что решил всю дальнейшую жизнь посвятить служению наукам.

Аль-Фараби обладал прекрасной памятью и упорством, известно, что до приезда в столицу Арабского халифата, ему было известно только несколько языков. Однако к концу жизни он в совершенстве знал уже более семидесяти.

Помимо освоения языков мыслитель практически все свободное время отдавал изучению медицины и логики. По разным источникам одним из его главных наставников был Абу Бишр Матта, получивший известность, как выдающийся переводчик античных текстов на арабский язык. Современники описывали его как чрезвычайно умного человека и талантливого комментатора трудов Аристотеля. И хотя его влияние на Аль- Фараби было чрезвычайно велико, ученик довольно быстро превзошел учителя.

К этому же периоду относится и его путешествие в город Харан, предпринятое с целью освоения уникальных приемов логики знаменитого христианского мыслителя Йуханны бен-Хаилана. По возвращению Аль-Фараби посвящает себя углубленному изучению философии Аристотеля. Ему удается достигнуть свободного восприятия идей, методов и проблем, отмеченных гениальным греком.

Основным принципом для понимания любой философии, по его мнению, являлось регулярное возвращение к одним и тем же источникам. Действительно, без буквального понимания и запоминания античных текстов невозможно осуществлять их подробное комментирование.

Итогом кропотливой научной работы Аль-Фараби стал труд «О классификации наук». В нем ученый собрал и систематизировал все известные науки своего времен, определив предмет, основные цели и задачи каждого. Это было уникальное исследование, никогда не проводимое ранее, а потому значение его для «изучающей науки» чрезвычайно велико.

Во время пребывания в Багдаде Аль-Фараби тесно общается с талантливыми учеными и благодаря своей образованности, сильному характеру и эрудиции вскоре становится самым видным из них. В тот же период мыслитель получает возможность изучить знаменитый трактат Аристотеля «Вторую аналитику». Этот факт заслуживает особого внимания, так как отраженное в нем теоретико-познавательное мировоззрение значительно умаляло роль теологического восприятия окружающей действительности. Поэтому со стороны религиозных обществ неоднократно предпринимались попытки сократить и не допустить его распространения среди широкой общественности.

Рациональное мировосприятие Аль-Фараби, нацеленное на поиски решений для осуществления «земного рая» для людей при их жизни, а не после смерти, встречало протест теологически настроенных богословов. Это послужило одной из причин для его отъезда из города.

Доподлинно известно, что Аль-Фараби решает поселиться в Дамаске в 941 году, где и остается до последних дней своей жизни. Первое время он испытывает определенные денежные затруднения. Некоторые источники утверждают, что ему приходилось весь день работать сторожем в саду, и лишь ночью он мог позволить себе заниматься научной деятельностью.

Однако через пару лет положение ученого значительно улучшается. В этот период на него обращает свое внимание властитель Халеба Сайф ад-Даула Али Хамдани, известный свои покровительственным отношением к ученым, поэтам и другим передовым людям своего времени. Аль-Фараби назначается ежедневное денежное содержание, и он получает возможность беспрепятственно заниматься наукой и философией.

О последней предпринятой им поездке в Каир между 949-950 годами содержится упоминание в книге ученого «Гражданская политика». В ней он представляет счастье в качестве высшей ценности и блага человеческой жизни.

Помимо этого известного политического труда в период жизни в Сирии, ученый систематизирует свои политические воззрения в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города». В нем получает развитие идея о городе во главе которого стоит мудрый и проницательный мыслитель, внимательно относящейся к своим подданным и обучающий их жизненным истинам.

Вся философия Аль-Фараби проникнута безграничной верой в добродетель и разум человека. Кроме того, в политических и социальных идеях мыслителя большое значение придается геополитическому фактору. Соглашаясь с Аристотелем, он полагает, что в основе любых политических преобразований лежат естественные, географические причины. В этой связи интересна его теория о делении городских поселений на добродетельные, невежественные, властолюбивые, города обмена и другие. При этом идеальной формой организации общественной жизни он считал коллективный город. Его жители равны и все имеют право делать то, что желают. Органы власти избираются населением и осуществляют деятельность, направленную на обеспечение свободы жителей.

По мнению, Аль-Фараби главная задача истинного правителя в стремлении к подлинному счастью не только для себя, но и для подданных. Способность к достижению поставленных целей и есть искусство управления.

По свидетельствам современников философ практически все время проводил в саду возле бассейна. Он трудился над научными трактами и вел дискуссии со своими учениками. Самыми выдающимися из них были Яхья ибн Ади из Багдада и Ибрагим ибн Ади из Алеппо, именно они продолжили комментировать его работы и после смерти.

На сегодняшний день отсутствуют точные сведения о причинах ухода из жизни Аль-Фараби. Одни источники утверждают, что он умер дома естественной смертью, другие полагают, что философ погиб от рук бандитов по дороге в Аскалан. Доподлинно известна лишь дата сметрти Аль-Фараби - январь 951 года.

Интересно, что он был похоронен за стенами города без участия духовенства, молитву по нему читал сам правитель. Данный факт пытаются опровергнуть некоторые авторы, описывая его истинно верующим мусульманином.

По словам самого Фараби добродетельный человек не должен страшиться смерти, он обязан сохранять достоинство и не впадать в панику, стремясь продлить жизнь, ведь она всего лишь средство для творения блага.

500 тенге 2000 г.


Название: Аль-Фараби
Номинал: 500 тенге
Размер (мм): 130х67
Год выпуска: 1999 год. В обращении с 2000 г.
Лицевая сторона: преобладающие цвета — синий и голубой. В нижнем углу с левой стороны цифровое обозначение номинала. В центре банкноты текстовое и цифровое обозначение
номинала, под ним подпись Председателя Национального Банка Республики Казахстан и год
выпуска банкноты. В правой части банкноты размещен портрет великого мыслителя Востока
Аль-Фараби, его имя и годы жизни. Слева от портрета деметаллизированная нить с надписью
«Қазақстан» и видна цифра «500». Справа от портрета золотой краской отпечатан защитный элемент с двойным изображением цифры «500» и казахского орнамента, появляющихся в зависи- мости от угла наклона банкноты. Вверху слева декоративный элемент, отпечатанный металлизи- рованной краской. В левой части по горизонтали и справа от портрета по вертикали расположены семизначные номера с двухбуквенными сериями.
Оборотная сторона: в левой части банкноты мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи.
Водяной знак: Портрет Аль-Фараби и электротип: 500.
Материалы: Бумага:
- 100% хлопок с водяным знаком, 90 г/м2, PORTALS, Англия.
Защитные нити:
- встроенная в бумагу машиночитаемая нить MRT-B/M шириной 0,75 мм;
- ныряющая защитная нить, выходящая на поверхность бумаги в виде пунктиров шириной
2 мм с текстом «ҚАЗАҚСТАН», «500» и национальным орнаментом.

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872 год, Фарар, ныне - Отрар, Южный Казахстан -951 год, Дамаск, Сирия) — древневосточный учёный-энциклопедист, философ. Общепринятый сокращённый вариант имени — аль-Фараби. Его называли «Вторым учителем» - вторым после Аристотеля, к чьим трудам он составил подробнейшие комментарии. Портрет аль-Фараби с 1993 года помещается на казахстанских тенге.


Жизнь «Второго учителя»


О жизненном пути аль-Фараби сохранилось крайне мало достоверных сведений. Более того, как это часто бывает, то, что дошло до наших дней, обросло легендами и домыслами. Доподлинно известны лишь даты рождения и смерти учёного и время его переезда в Сирию. Все прочие вехи жизненного пути условны. Дело в том, что все исторические документы и свидетельства, содержащие сведения о нём, были созданы много позже его смерти. Единственное достоверное сочинение о великих учёных древности, где упоминается и аль-Фараби, было написано в XI веке, однако оно не сохранилось до наших дней, а известно лишь по цитатам и ссылкам в более поздних документах.


По той же причине недостатка сведений нельзя наверняка определить, какому этносу принадлежал аль-Фараби. Однако слово «тархан» в его имени свидетельствует о том, что он происходит из привилегированных слоёв тюрков. Считается, что аль-Фараби родился в местности Фараб, ныне располагающейся на территории Южного Казахстана.


Предположительно, первоначальное образование будущий философ получил у себя на родине. Однако стремление к изучению мира не позволило аль-Фараби оставаться на месте. В юности (а в некоторых источниках - приблизительно сорока лет от роду) он покинул Фараб и посетил Багдад, Харран, Каир, Дамаск, Алеппо. Багдад в те времена был столицей Арабского халифата. Этот город слыл местом паломничества для образованных людей, здесь зарождалось множество новых духовных и интеллектуальных течений. В некоторых источниках есть сведения, что до обращения к науке аль-Фараби был судьёй. Однако, переселившись в Багдад, он занялся изучением языков и самых разных отраслей науки: по дошедшим до нас сведениям, он учился греческому языку, логике, медицине.


Здесь аль-Фараби мог полностью удовлетворить свой интерес к древним грекам, и прежде всего - Аристотелю. В Багдаде того времени существовала известная далеко за пределами халифата школа переводчиков. В ней, кроме прочего, переводили и комментировали труды древних авторов.

Именно подробные комментарии к трудам Аристотеля стали одним из основных направлений деятельности аль-Фараби. Стоит заметить, что освоить, а тем более прокомментировать наследие великого грека для арабоязычных мыслителей было делом очень трудоёмким. Об этом, в частности, говорит заметка, оставленная аль-Фараби на копии трактата «О душе»: «Я прочёл этот трактат двести раз». Столь подробные комментарии, какие оставил Фараби, требовали буквального знания аристотелевских текстов. Есть легенда, согласно которой учёного однажды спросили, кто больше знает: он или Аристотель? На что невозмутимый аль-Фараби ответил: «Живи я с ним в одно время, я стал бы лучшим его учеником!».

Уже будучи известным учёным, аль-Фараби переехал в Дамаск. Согласно некоторым источникам, произошло это в 941 году, т.е. за десять лет до смерти. Все последние годы жизни он продолжал заниматься наукой. Есть сведения, что в первое время по приезде в Дамаск Фараби познал нужду. Одна из литературных легенд о его жизни гласит, что учёный вынужден был днями работать сторожем в садах, а ночами, при свете свечи, создавал свои великие труды.


Впрочем, крайняя бедность не продлилась долго: вскоре аль-Фараби нашёл богатого покровителя - правителя из Алеппо Сайф ад-Даула Али Хамдани, который помогал многим учёным и поэтам своего времени. Однако жить Фараби остался в Дамаске, роль придворного учёного его не прельщала. Он лишь изредка наведывался в Алеппо к своему покровителю. В последние годы жизни учёный вёл уединённый образ жизни, довольствовался малым и не знал умеренности лишь в одном - своей работе.


Даже смерть аль-Фараби обросла легендами. Согласно одной из них, он умер естественной смертью, в своём доме в Дамаске. По другой версии, учёный был убит разбойниками по пути в Аскалан. Есть сведения, что он был погребён без участия духовенства. В иных источниках указывается, что Фараби был правоверным мусульманином, и на его похоронах сам правитель Сайф ад-Даула читал молитву, начертанную на четырёх папирусах.


Наследие аль-Фараби



Наиболее известны в наше время социально-этические работы восточного мудреца, которые он посвятил учению об общественной жизни. Основываясь на политических и этических идеях древнегреческих философов, компилируя их с социальными идеями древнего Востока, аль-Фараби разработал интереснейшую теорию о городах, названных им добродетельными и невежественными. Первыми правят философы. Жители этих городов имеют представление об истинном счастье и стремятся достичь его. В основе таких городов - добро и справедливость, а злу и несправедливости места здесь нет. Правители и жители невежественных городов не знают об истинном счастье и заняты лишь земными наслаждениями и стяжанием богатства.


Взгляды и научные искания аль-Фараби были удивительно широки. Так, немаловажен его вклад в музыковедение. Его «Большая книга о музыке» интересна и современным учёным, ведь она содержит множество сведений о музыке Востока, а также о древнегреческой музыкальной системе.


Невозможно переоценить значимость естественнонаучных работ аль-Фараби. Написанное им «Слово о пустоте», вероятно, стало первой в истории научной работой о вакууме. Энциклопедический ум учёного интересовался также физикой, химией, анатомией, биологией, филологией, психологией, правом, медициной, социологией. По данным нескольких источников, аль-Фараби знал около 70 (!) языков.


Столь широкие научные интересы вылились в ещё одну значительную работу, аналогов которой в те времена не существовало. Это трактат «О классификации наук», где перечислялись все науки того времени, а кроме того, для каждой из них был назван предмет изучения.


Сегодня рукописи аль-Фараби находятся во множестве библиотек по всему миру. Наследие этого удивительного мудреца вызывает самый живой интерес в научной среде. Это не удивительно, ведь о многих вопросах учёный древнего Востока опередил своё время на несколько веков: многие его работы не потеряли актуальность до сих пор.


Аль-Фараби на денежных знаках


Аль-Фараби в Казахстане, на территории которого когда-то находился Фараб, - фигура очень значительная и почитаемая. Достаточно сказать, что Казахский Государственный Национальный Университет носит его имя, и становится ясно, насколько уважаем казахами этот поистине выдающийся учёный.



Когда в ноябре 1993 года в Казахстане была введена национальная валюта - тенге - аверс банкноты номиналом в один тенге украсил портрет философа и учёного аль-Фараби. На реверсе купюры поместили его геометрические построения и формулы. Эти банкноты были изъяты из обращения в 2006 году. Интересный факт: во времена аль-Фараби монетные дворы тюркских правителей располагались в основном в южной части современного Казахстана, и один из них функционировал именно в Фарабе. Так что появление аль-Фараби на самой расхожей банкноте символично ещё и с точки зрения денежных традиций.


С 1993 по 2003 год казахстанская валюта выпускалась с портретом аль-Фараби на аверсе банкнот номиналом 200, 500, 1000, 2000, 5000 и 10000 тенге. Иными словами, подавляющее большинство купюр в Казахстане в те годы украшал портрет древнего восточного мудреца! Любопытно, что в 2016 году банкнота достоинством 10000 тенге была признана британским изданием “The Teleg raph ” самой красивой банкнотой мира. Справедливости ради стоит отметить, что это «заслуга» не только выразительного портрета древнего мыслителя. На реверсе банкноты изображён не менее выразительный снежный барс, который считается одним из символов Казахстана.


Портрет аль-Фараби был помещён также на памятной банкноте номиналом 5000 тенге, выпущенной в 2001 году.


Анна БЕНЕДИКТОВА,
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.