Банковская система европейского союза. Банковская система Евросоюза. Центральный европейский банк. Валютная политика в период финансовой нестабильности

Платежные системы Европейской системы центральных банков и Европейской банковской ассоциации являются очень важными элементами единой системы платежей зоны евро. В связи со все более тесным сотрудничеством российских и европейских бизнес-организаций, на наш взгляд, представляет интерес обзор становления и развития общеевропейских платежных систем. В статье рассмотрены основные компоненты и платежных систем зоны евро, а также ближайшие перспективы их развития. Кроме того, затрагиваются вопросы правового обеспечения европейских платежных систем и процесс формирования общего правового поля для эффективного и единообразного функционирования общеевропейских систем расчетов.

История создания Европейского Союза и Европейской системы центральных банков

История создания Европейского Союза насчитывает несколько десятилетий. В 1952 году несколько стран Европы заключили об объединении деятельности в области производства угля и стали. Одним из важнейших экономических соглашений 50-х годов явился Римский (март 1957 г.), согласно которому в 1958 году было создано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), членами которого стали шесть стран (ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Италия). В 1973 году ЕЭС пополнилось еще тремя участниками - Данией, Ирландией и Великобританией, в 1981 году к Сообществу присоединилась Греция, а в 1987 году - Испания и Португалия. В 1992 году в Маастрихте был подписан договор о создании Европейского Союза (ЕС), преобразовавшегося из ЕЭС. В 1995 году после заключения Маастрихтского договора к ЕС присоединились еще три страны - Австрия, Финляндия и Швеция.

В Маастрихтском договоре указано, что любой гражданин государства - члена ЕС является гражданином Европы и владельцем европейского паспорта. Все граждане стран ЕС пользуются едиными правами.

В ЕС созданы общие межгосударственные структуры (организации). К этим организациям относятся: Совет ЕС, Европейская комиссия (ЕК), Европейский парламент, Комитет по экономическим и социальным вопросам, Европейский суд.

Однако не все страны, подписавшие Маастрихтское соглашение и вошедшие в ЕС, стали членами Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). Дело в том, что для вступления в ЕЭВС претенденты должны соответствовать установленным Маастрихтским договором критериям конвергенции, а также изъявить желание вступить в этот союз.

При подписании Маастрихтского договора было принято решение о передаче полномочий в области проведения единой денежно-кредитной политики от национальных центральных банков стран - участниц ЕЭВС к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), который был образован 1 июня 1998 года. ЕЦБ является самым молодым центральным банком в мире, однако он унаследовал надежность и опыт всех национальных центральных банков зоны евро. ЕЦБ и национальные центральные банки образовали Европейскую систему центральных банков.

Страны ЕС, которые хотят присоединиться к зоне евро, смогут это сделать только при условии достижения критериев конвергенции. От ЕЦБ требуется дать заключение о достигнутом страной уровне конвергенции показателей ее развития до того, как она присоединится к зоне евро.

Высшим органом, отвечающим за принятие решений, является Совет ЕЦБ. Он состоит из дирекции ЕЦБ и президентов национальных эмиссионных банков государств - участников зоны евро. Совет ЕЦБ принимает решения о курсе денежной политики, об инструментах денежной политики, финансовой инфраструктуре, основных принципах эмиссии наличных денег, а также по другим вопросам единой европейской денежно-кредитной политики.

При голосовании в Совете ЕЦБ действует принцип «один участник - один голос». Голоса всех участников равноценны вне зависимости от того, насколько велика экономика страны, которую они представляют. ЕЦБ выступает в качестве «ведущего надзорного органа» для наднациональных платежных систем, а также в качестве партнера по надзору над системами за пределами еврозоны.

Европейская система центральных банков ставит перед собой следующие цели:

  • разработка и проведение единой денежно-кредитной политики;
  • осуществление валютных операций;
  • хранение и управление официальными валютными резервами стран - участниц ЕЭВС;
  • обеспечение правильного функционирования платежно-расчетных систем.

В 1985 году восемнадцать коммерческих банков и Европейский инвестиционный банк при поддержке Европейской комиссии и Банка международных расчетов сформировали Европейскую банковскую ассоциацию (EBA - Euro Banking Asso- ciation).

За годы своего существования Европейская банковская ассоциация в сотрудничестве с ЕЦБ, Банком международных расчетов и центральными банками европейских стран внесла существенный вклад в улучшение платежной инфраструктуры и финансовых рынков европейской зоны, совершенствуя систему клиринговых расчетов.

Кроме вышеуказанных банковских организаций в Европе функционируют следующие банковские союзы:

Федерация европейских банков (European Banking Federation);

Объединение европейских сберкасс (European Savings Banks Group);

Европейское объединение банковских товариществ (European Association of Cooperative Banks).

В 1992 году Федерацией европейских банков был создан Европейский комитет по банковским стандартам (ECBS) и Комиссия по стандартизации, целью которых является совершенствование технической инфраструктуры банков.

Работа над объединением европейских платежных систем началась в 1993 году, когда Европейский валютный институт (предшественник ЕЦБ) подготовил отчет по минимальным общим условиям.

В этом документе были изложены основные принципы, необходимые для организации общей системы расчетов и платежей. Они предназначались для создания одинаковых условий для всех участников (доступ в систему, предотвращение риска, правовые вопросы, стандарты цен на услуги, операционное время).

Общеевропейские платежные системы

В настоящее время общеевропейская система расчетов и платежей состоит из системы валовых расчетов ЕЦБ и нескольких систем расчетов, которые функционируют под эгидой ЕБА. Эти системы представляют собой наиболее динамично развивающийся рынок платежных и расчетных услуг 1 .

1 января 1999 года ЕЦБ была создана система ТАРГЕТ (TARGET - Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer System) - транснациональная автоматическая система расчетов при проведении крупных платежей в режиме реального времени.

ТАРГЕТ - это децентрализованная система, которая базируется на национальных системах валовых расчетов в режиме реального времени стран, использующих для расчетов евровалюту. ТАРГЕТ является одним из самых масштабных и важных проектов по объединению зоны евро.

Основными целями системы ТАРГЕТ являются:

  • создание надежного и безопасного механизма для осуществления трансграничных платежей;
  • повышение эффективности платежей между странами ЕС;
  • оказание содействия ЕЦБ в проведении единой денежно-кредитной политики.

Три основополагающих принципа системы ТАРГЕТ:

    1) минималистский подход;

    2) децентрализация;

    3) ориентированность на рынок.

Минималистский подход предполагает максимальное использование тех систем и инфраструктуры, которые уже существуют в каждой стране ЕС.

Децентрализация связана с тем, что было необходимо сохранить существующую банковскую практику в каждой стране. Основная причина децентрализации заключается в том, что расчеты проводятся по счетам, которые каждый из коммерческих банков имеет в своем национальном центральном банке, так как в ЕЦБ у коммерческих банков нет счетов.

Ориентированность на рынок означает, что обязательное использование системы ТАРГЕТ требуется только для расчетов по операциям, связанным с денежно-кредитной политикой. Остальные платежи могут проводиться как через ТАРГЕТ, так и через другие платежные системы.

Инфраструктура платежного оборота в зоне евро характеризуется параллельным существованием различных европейских платежных систем. Каждое государство - член Европейского Союза поддерживает систему валовых расчетов в режиме реального времени (Real-Time Gross Settlement - RTGS) для проведения платежей в евро. 16 национальных систем RTGS связаны между собой техническими линиями связи и вместе образуют платежный механизм, поддерживаемый ЕЦБ. Одной из основных задач было создание общих условий для всех стран-участниц, поэтому все кредитные организации получили право доступа проводить платежи через ТАРГЕТ.

В системе ТАРГЕТ используются связующие интерфейсы и связующая сеть между национальными системами и основной центральной сетью. Эта связующая система построена на основе системы финансовых сообщений Сообщества всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций - SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication).

Общими техническими чертами системы ТАРГЕТ являются:

  • использование форматов сообщений SWIFT;
  • совмещенный интерфейс между национальной сетью и связующей сетью;
  • минимальные требования по обеспечению безопасности систем;
  • общие рабочие характеристики.

Система ТАРГЕТ предусматривает получение ее участниками дополнительных ликвидных средств, которые могут быть задействованы для осуществления платежей. Ликвидность - это необходимое условие для нормального функционирования системы расчетов. Центральные банки предоставляют всем участникам беспроцентные внутридневные кредиты в неограниченном количестве под соответствующее обеспечение. Причем кредит может быть использован в течение рабочего дня неоднократно.

В качестве обеспечения принимаются все активы, которые используются при проведении операций рефинансирования. Для того чтобы унифицировать условия получения таких кредитов для всех стран, входящих в зону евро, подготовлен перечень активов, которые могут выполнять функции залогового средства.

Виды расчетных операций, обрабатываемых ТАРГЕТ:

    Платежи, непосредственно связанные с операциями центральных банков, в которые вовлечена евросистема, или на стороне получателя, или на стороне отправителя;

    Расчетные операции неттинговых систем крупных переводов, работающих в евро;

    Платежи в евро между клиринговыми банками;

    Межбанковские и клиентские платежи в евро.

В течение нормальной обработки все платежи рассматривают одинаково, то есть нет никакого верхнего или нижнего предела размера платежей.

В конце 1998 года Европейская банковская ассоциация (ЕБА) разработала систему расчетов (EURO1), опираясь на техническую платформу SWIFT. Система EURO1 предназначена для перевода крупных платежей. В дополнение к EURO1 ЕБА разработала платежную систему STEP1, которая предназначалась для перевода небольших розничных платежей. Эта система разрабатывались как часть общей программы S.T.E.P.S. (Straight Through Euro Payment System), целью которой является обеспечение полного диапазона платежных услуг в европейской и панъ-европейской расчетной среде. В конце 2000 года ЕБА передала систему STEP1 своей клиринговой организации.

Клиринговая организация ЕБА (EBA CLEARING) была образована в июне 1998 года, ее учредителями стали 52 крупнейших европейских и международных банка. Первоначальной целью этой организации являлась эксплуатация системы EURO1.

Программа S.T.E.P.S. продолжалась разработкой платежной системы STEP2 как панъ-европейской автоматизированной клиринговой системы для международных и внутригосударственных массовых платежей в евро. В начале 2003 года ЕБА передала STEP2 в эксплуатацию клиринговой организации ЕБА.

Указанные системы были разработаны, чтобы стать основными элементами для создания единого платежного пространства зоны евро (SEPA - Single Euro Payments Area).

В настоящее время клиринговая организация ЕБА насчитывает 70 банков-акционеров. Она обеспечивает работу систем EURO1, STEP1 и STEP2, которые предлагают услуги по переводу крупных и мелких платежей, а также клиринговых расчетов банковскому сообществу в Европейском Союзе. EBA CLEARING постоянно совершенствует свои технические и технологические предложения по предоставлению платежных услуг, чтобы удовлетворять потребности банков в едином платежном пространстве.

Правовые основы функционирования европейских платежных систем

Комплекс правовых норм в системе платежных и расчетных взаимоотношений европейских стран состоит из следующих категорий:

  • международные нормы;
  • положения частного права;
  • положения общественного права.

Международные нормы определяются директивами ЕС и другими нормативными документами, регулирующими трансграничные расчетные взаимоотношения, в которых рассматриваются:

    Вопросы координации банковского права;

    Услуги по ведению платежных операций;

    Защита интересов участников платежных систем;

    Функциональные характеристики взаиморасчетов и сохранность расчетных средств;

    Создание правовой защищенности участников и клиентов платежных систем;

    Общевропейские нормы заграничных переводов;

    Правовые нормы конечных взаимных расчетов в системах платежей;

    Ускорение заграничных переводов;

    Улучшение прозрачности платежного оборота для клиентов;

    Равенство при оплате заграничных транзакций с одинаковыми транзакциями внутри страны;

    Вопросы общих норм обращения евро;

    Правила расчетов по ценным бумагам;

    Международные соглашения, регламентирующие правила вексельного и чекового обращения.

Положения частного права представляют собой национальные нормы, определяющие общегражданские правовые отношения.

К ним могут относиться законодательные акты, например такие, как:

  • гражданский кодекс;
  • закон о переводах;
  • коммерческий кодекс;
  • закон о чековом обращении;
  • закон об обращении векселей;
  • закон об общих правилах хозяйственной деятельности.

Кроме вышеперечисленных законодательных документов к нормам частного права также относятся документы, регулирующие договоры и соглашения между участниками расчетов и платежей, а также общие и специальные правила ведения хозяйственной деятельности.

Положения общественного права, как правило, представлены:

    Законами о центральном банке страны или другом органе, осуществляющем регулирование и надзор за банковской и финансовой деятельностью в стране;

    Законами о кредитных организациях, банковских операциях, финансовых услугах и сделках;

    Законом о противодействии отмыванию денег;

    Различными положениями о налогах и платежах.

Нормы и законы частного и общественного права могут варьироваться в зависимости от страны, которая входит в Европейский Союз, поэтому разрабатываются специальные международные европейские нормативные акты. Эти документы устанавливают задачи национальных законодательств в сфере осуществления платежей.

Договор о создании Европейского Союза определяет основные задачи Европейской системы центральных банков, которые состоят в том, чтобы способствовать беспрепятственному функционированию системы платежей. Устав Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка устанавливает, что ЕЦБ имеет право выпускать постановления с целью обеспечения эффективности и надежности расчетной и платежной систем в рамках сообщества и при совершении операций с третьими странами.

Устав ЕСЦБ определяет одну из ее основных задач как обеспечение бесперебойного функционирования платежного оборота. Совет управляющих ЕЦБ, в который входят управляющие национальными центробанками и члены совета директоров ЕЦБ, разрабатывает единую политику в сфере платежного оборота, не делая при этом различий между системами расчетов на крупные суммы и системами розничных платежей.

В основе технологии функционирования общеевропейских платежных систем лежит документ «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» 2 . Постановления, директивы и законы ЕС, регламентирующие работу платежных систем, направлены на формирование единой системы правовых отношений в зоне ЕС и выполнение принципов организации расчетов и платежей, изложенных в документах Банка международных расчетов.

Порядок работы платежных систем на базе «электронных денег» регламентируется в специальных нормативных документах ЕС, которые раскрывают вопросы терминологии, требования к функционированию, контроль эмитента, защиты и технической надежности, правовые соглашения, а также другие функциональные характеристики электронных платежных средств.

Развитие европейских платежных систем

В мае 2002 года Европейский платежный совет (ЕПС) поставил целью создание к 2010 году единой европейской системы расчетов. В сентябре 2005 года ЕПС одобрил единые принципы расчетов с использованием платежных карт и ввел стандарты кредитных переводов и прямых списаний денежных средств. В декабре 2005 года ЕК приняла директиву по оказанию платежных услуг, которая устраняет правовые разногласия при осуществлении расчетов.

Директива позволяет поставщикам платежных услуг действовать в масштабах еврозоны, а также упорядочивает работу платежных систем. Кроме того, открывается доступ к платежным рынкам некредитным учреждениям. Директива не затрагивает существующий порядок расчетов с использованием электронных средств связи и платежные услуги почтовых отделений, а также операции по обмену валют, дорожные чеки и услуги инкассо. Поставщики платежных услуг могут предлагать альтернативные способы расчетов и будут конкурировать с кредитными учреждениями, осуществляя платежи любыми средствами, в том числе по мобильным телефонам и через Интернет. Ключевым элементом директивы является ограничение срока платежной операции в еврозоне одним днем.

Однако сама директива не сможет сократить срок платежных операций даже до трех дней без наличия единого стандарта расчетов и надлежащей платежной инфраструктуры. Эти задачи намечено реализовать в 2006–2007 годах, чтобы к 2008 году иметь общеевропейскую систему расчетов и создать единое европейское платежное пространство (SEPA) к 2010 году.

В настоящее время в основе европейских трансграничных платежей лежат корреспондентские отношения между банками. Банки договариваются о заключении дву- сторонних сделок. Они стремятся отправить платежи с наименьшими затратами и при этом получить как можно больше платежей, увеличивая тем самым комиссионные. Доходы банка включают, как правило, средства в расчетах, межбанковские комиссионные, доходы от конвертации валюты, сборы с клиентов, а иногда и компенсационные выплаты посредников.

Создание единого европейского платежного пространства призвано изменить ситуацию следующим образом. Платежи в рамках SEPA станут внутренними с соответствующим ценообразованием. Новое законодательство ограничивает возможности получать доходы от расчетных операций и межбанковских комиссионных, поэтому банкам теперь придется уделять основное внимание обработке платежей наиболее эффективным и надежным способом в целях снижения затрат.

До последнего времени мировая банковская корреспондентская сеть претерпевала лишь незначительные изменения. В рамках SEPA ситуация будет выглядеть существенно иначе. Во-первых, SEPA может побудить мировое сообщество, включая государственные органы и сами банки, искать способы снижения стоимости международных переводов. Во-вторых, для многих европейских банков большинство платежей станут внутренними. В-третьих, создание SEPA может послужить импульсом к развитию инновационных моделей бизнеса.

С октября 2002 года среда системы ТАРГЕТ переживает перелом в развитии в связи с тем, что Совет ЕЦБ утвердил основные пункты обновленной версии системы ТАРГЕТ. Решение Совета ЕЦБ предусматривает, что система ТАРГЕТ2 (новая версия системы) будет состоять из нескольких отдельных и одной общей платформы (Single Shared Platform - SSP). Европейское банковское сообщество также однозначно высказалось в пользу введения общей платформы. Начало эксплуатации ТАРГЕТ2 пилотной группой намечено на 1 января 2007 года, переход остальных стран - участниц ЕС на новую версию системы будет осуществлен в течение 2007 года.

Основа развития ТАРГЕТ2 определяется задачей создания единого европейского платежного пространства, которое предполагает гармонизацию инфраструктуры, интерфейсов и функциональности, единообразие системы менеджмента, общую систему управления ликвидностью, а также единые цены. Кроме этого, на развитие системы оказывает влияние расширение ЕС, которое предполагает использование общей платформы платежных операций для стран - новых членов ЕС 3 вместо децентрализованной структуры, включающей национальные платежные системы.

Модульное построение ТАРГЕТ2 предполагает наличие обязательных и дополнительных модулей. Обязательные модули предоставляют полный спектр услуг по производству расчетов и информационному обеспечению платежных операций. Дополнительные модули позволяют проводить операции со счетом в национальном центральном банке, осуществлять управление базой данных клиентов, использовать хранилище данных (warehouse), а также предоставляют возможность управления минимальными резервами.

Принципы функционирования ТАРГЕТ2:

    Контакты с клиентами децентрализованы (между кредитной организацией и ее родным центральным банком);

    Бухгалтерский учет, управление резервами и операции, связанные с денежной политикой, осуществляются на уровне национального центрального банка.

Развитие европейской системы клиринговых расчетов связано с реализацией проекта общеевропейской клиринговой палаты (Pan-European Automated Clearing House - PE-ACH).

При рассмотрении различных архитектурных моделей, которые могут быть установлены для обработки массовых платежей, учитывая нужды банков, работающих в Европейском Союзе и потенциально использующих местные автоматизированные расчетные палаты в своих странах, для реализации системы клиринговых расчетов была выбрана модель PE-ACH. Согласно определению ЕПС она была выбрана по следующим шести критериям.

1. Скорость и надежность обработки платежей: централизованная модель обеспечивает схожие внутри- и внешнегосударственные обработки платежей, избавляясь при этом от разделения в качестве (уровне) обслуживания и делая возможными неприбыльные, но эффективные операции. Такая модель также больше подходила бы к будущим модернизациям (переделкам) ее систем (убыстрение продаж, большая гибкость).

2. Эффективность ликвидности: эффективная модель позволяет финансовым институтам оптимизировать их использование ликвидности.

3. Уровни операционных расходов: централизованная модель позволяет достичь наименьших расходов посредством наивыс-ших мер экономии.

4. Уровень инвестиций и легкость реализации: ожидается, что модель PE-ACH должна быть наиболее дешевой, обладая наименьшей сложностью, и может быть реализована за наименьший промежуток времени.

5. Потенциальные возможности к интеграции: модель PE-ACH способна наилучшим образом облегчить последовательную интеграцию местных систем в единую структуру, ориентированную на будущее, сохраняя при этом капиталовложения, уже осуществляемые местными автоматизированными расчетными палатами.

6. Степень открытости: правильный подход к корпоративному управлению гарантирует открытый законный доступ ко всем финансовым институтам Европейского Союза.

ЕЦБ постоянно отслеживает новые технологические разработки в области платежных систем, чтобы строить Европейскую систему расчетов и платежей в соответсвии с самыми передовыми научными и техническими достижениями. Для целей исследования в структуре ЕЦБ создано специальное подразделение - Центр наблюдений за электронными платежными системами (ePSO - e-PAYMENT SYSTEMS OBSERVATORY) 4 .

Целями функционирования ePSO являются:

    Развитие информационных обменов в области электронных платежных систем;

    Отслеживание разработок в данной области;

    Использование полученной информации как базы для денежно-кредитной политики.

1 Информация по развитию и функционированию платежных систем ЕС представлена на основе материалов и публикаций, размещенных на официальных web-сайтах ЕЦБ (www.ecb.int) и ЕБА (www.abe.org). В рамках настоящей статьи не рассматриваются системы на базе платежных карт, валютного обмена и расчетов по ценным бумагам.

2 См.: Доклад рабочей группы по принципам и практическим аспектам платежных систем Комитета по платежным и расчетным системам при Банке международных расчетов «Ключевые принципы для системно значимых платежных систем» // Вестник Банка России, 2002, № 18–19.

3 Расширение Европейского Союза продолжалось до мая 2004 г., 10 новых стран стали его членами: Чешская Республика, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Румыния, Мальта, Польша, Словения и Словакия. Последней к системе ТАРГЕТ была присоединена RTGS-система Центрального банка Польши (SORBNET-EURO) в марте 2005 г.

4 Более подробно о функционировании Центра наблюдений за электронными платежными системами ЕСБ можно ознакомиться на его официальном web-сайте (www.e-pso.info).

Европейская система центральных банков - это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка и Национальных центральных банков государств - членов Европейского экономического сообщества. Она является одной из ключевых структур Европейского экономического и валютного союза.

Структура ЕСЦБ напоминает Федеральную резервную систему в США. Однако в отличие от ФРС, где каждый Федеральный резервный банк самостоятельно выполняет возложение на него функции и не имеет «вышестоящего органа» с банковскими функциями, в структуре ЕСЦБ организован Европейский центральный банк, выполняющий функции банка банков для центральных банков стран - участниц зоны евро. Тем самым банковская структура зоны евро скорее трёхуровневая и аналогов в мировой экономике не имеет.

Центральные банки Великобритании, Дании и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: они не принимают участие в принятии решений по вопросам проведения единой денежной политики для зоны евро.

Европейская система центральных банков включает Европейский центральный банк и центральные банки стран - участниц зоны евро.

ЕСЦБ и ЕЦБ независимы от других органов Союза, от правительств стран - членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это соответствует общепринятому статусу центрального банка в рамках отдельной страны.

Существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава генеральный принцип, в соответствии с которым ЕСЦБ управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и прежде всего Советом управляющих.

Совет управляющих, верховный руководящий орган, включает всех членов Исполнительной дирекции и управляющих НЦБ стран - участниц Европейского экономического и валютного союза.

Основные функции Совета управляющих:

адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по её поведению;

утверждение правил внутренней организации ЕЦБ и его руководящих органов;

выполнение функции консультанта ЕЦБ;

определение порядка представления Европейской системы центральных банков в сфере международного сотрудничества.

Исполнительная дирекция включает Президента, Вице-президента и четырех членов из числа кандидатов, имеющих большой профессиональный опыт в финансовой или банковской сфере. Они назначаются из граждан стран - членов ЕЭВС на встрече глав правительств этих стран по предложению Совета Европы после консультаций с Европейским парламентом и Советом управляющих ЕЦБ.

Исполнительная дирекция обязана проводить денежную политику в соответствии с инструкциями и правилами, принимаемыми Советом управляющих ЕЦБ, и тем самым руководить действиями НЦБ, принимая по необходимости ведомственные инструкции.

Генеральный Совет, третий руководящий орган Европейской системы центральных банков, включает Президента и Вице-президента Европейского центрального банка и Управляющих Национальными центральными банками всех стран Европейского союза независимо от их участия в ЕЭВС.

Основные задачи Генерального Совета:

  • · осуществление консультационных функций ЕСЦБ;
  • · сбор и обработка статистической информации;
  • · подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов о деятельности ЕЦБ, а также еженедельных консолидированных финансовых отчетов;
  • · разработка и принятие необходимых правил по стандартизации бухгалтерского учёта и отчётности по операциям, проводимым НЦБ;
  • · принятие мер, относящихся к оплате уставного капитала Европейского центрального банка в части, не урегулированной Общим договором ЕС;
  • · разработка должностных инструкций и правил приёма на работу в ЕЦБ.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трёх его руководящих органов: Совета управляющих, Исполнительной дирекции и Генерального Совета. При этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях.

Национальные центральные банки стран-участниц являются составной частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

Совет управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная дирекция её проводит на практике. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В структуре ЕСЦБ под руководством Совета управляющих работают тринадцать Комитетов:

  • · Комитет внутренних аудиторов;
  • · Комитет по банкнотам;
  • · Бюджетный комитет;
  • · Комитет внешней коммуникации;
  • · Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;
  • · Юридический комитет;
  • · Комитет по рыночным операциям;
  • · Комитет по денежно-кредитной политике;
  • · Комитет международных отношений;
  • · Статистический комитет;
  • · Комитет банковского надзора;
  • · Комитет информационных систем;
  • · Комитет платёжно-расчётных систем.

Европейский центральный банк проводит единую денежно-кредитную политику через уполномоченных контрагентов.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте-на-Майне. На основании собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и доводит соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов.

Европейский центральный банк может использовать валютные резервы для проведения валютных интервенций, причем ему дано право, самостоятельно принимать решения о проведении таких интервенций.

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

БАНКОВСКИХ СЕКТОРОВ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Д.П. Валько

Академия труда и социальных отношений ул. Лобачевского, 90, Москва, Россия, 119454

Данная статья представляет в сравнительном анализе характеристики банковских систем России и Европы. Дана краткая предпосылка становления банковских систем России и Европы. Представлена структурная особенность банковских систем России и ЕС и показатели, отслеживающие различия в масштабах (количество финансовых организаций и их сотрудников; капитал и резервы, а так же активы банков в сравнении с ВВП), рентабельности банковских секторов (коэффициенты прибыльности капитала и активов, а так же маржинальная прибыль от сотрудника), качестве финансового механизма и банковского сервиса (качество кредитного механизма и количество обслуживаемых людей одним банком). В результате выявлено, что российский банковский сектор отстает по многим показателям от европейского банковского сектора.

Ключевые слова: Россия и Еврозона, Россия и ЕС, характеристика банковского сектора, количественные показатели, качественные показатели, структура банковского сектора, рентабельность банковского сектора.

Исторически профессия банкира была связана с обменом валют. В период с V по XI вв. менялы были очень важными игроками экономики из-за большого количества валют, существовавших в тот период. Банковская система Европы, такой как мы ее знаем, стала зарождаться в XII-XIII вв. С этого периода зарождаются юридические фикции, позволяющие совершать долговые операции. Но, безусловно, главным толчком к развитию банковской сферы послужила система Джона Лоу, созданная в XVIII в. и внедрившая в обращение бумажные деньги наряду с металлическими монетами. С тех пор банковская система всего мира пережила немало изменений. Более чем за три века во всем мире образовались банковские концерны, валютные союзы, у банков появились новые роли.

Банковская система России, в отличие от европейской банковской системы, имеет менее развитый характер. Основы российских банков были заложены лишь в XVIII в. В 1733 г. был создан первый государственный ссудный банк. Сегодня банковская система России имеет рыночный характер, но качественно отличается от банковской системы Европейского союза (ЕС) по многим показателям.

Исследование, представленное в данной статье, является качественно новым, так как многие источники дают только отдельные элементы, указывающие на характеристики банковских секторов и их состояние. Результаты исследования должны выявить, какие свойства финансовых систем России и ЕС качественно отличаются, чтобы указать на их пути развития.

Банковская система Европейского союза

На сегодняшний день банковская система ЕС включает в себя банки 27 стран ЕС (ЕС-27). Банковская система каждой страны имеет свою специфику. Например, в Германии существует система «трех столпов», которая заключается в разделении банков на частные, публичные и кооперативные . Во Франции существуют кредитные организации (КО) общего характера, специализированные кредитные организации и организации, предоставляющие инвестиционные услуги . Но все страны имеют свои Центральные банки (ЦБ), объединенные в Европейскую систему Центральных банков. Банки стран - членов Евросоюза, в свою очередь, объединены единым Европейским центральным банком (ЕЦБ), который устанавливает валютную политику.

Банковская система ЕС имеет различные типы банковских институтов. Закон Содружества различает несколько подгрупп банковских институтов .

1. Монетарные финансовые институты (МФИ) - кредитные институты и другие финансовые институты-резиденты ЕС, чья задача - получать депозиты и (или) иные вклады, которые по своим характеристикам выступают в роли депозитов от сущностей, отличных от МФИ, в свой счет; выдавать кредиты и (или) инвестировать в ценные бумаги.

МФИ включают в себя следующие институты: Центральные банки; банки-депозитарии (коммерческие банки); компании, выпускающие кредитные карты; финансовые компании; другие МФИ; институты электронных денег; фонды денежного рынка.

2. Кредитные институты - организации, получающие депозиты или иные возвращаемые фонды от населения и выдающие кредиты за свой счет, а также электронные денежные институты (согласно Директиве 2000/46/ЕС Европейского Парламента и Совета 18 сентября 2000).

Кредитные институты включают в себя следующие институты: банки-депозитарии (так называемые коммерческие банки); компании, выпускающие кредитные карты; финансовые компании; другие МФИ; институты электронных денег.

3. Центральные банки - включают в себя Национальные банки стран - членов ЕС и Европейский центральный банк.

4. Фонды денежного рынка - предприятия коллективного инвестирования, у которых ликвидность долей близка к депозитным. Цель фондов денежного рынка - инвестировать в инструменты денежного рынка и/или другие долговые инструменты со сроком погашения не больше года, и/или в банковские депозиты, и/или преследовать нормы прибыли, которая приближается к процентным ставкам по инструментам денежного рынка.

5. Другие институты - другие финансовые институты - резиденты ЕС, которые удовлетворяют определению МФИ, независимо от характера их деятельности.

Пеобладающая часть финансовых институтов ЕС - кредитные институты (84,1%), из которых 84,7% - коммерческие банки (рис. 1).

□ Центральные Банки: 0,3%

Фонды денежного рынка: 14,9%

Другие институты: 0,7%

Кредитные институты -Коммерческие банки: 84,7%

□ Кредитные институты - Другие кредитные институты: 15,3%

Источник: .

Банковская система Российской Федерации

Банковская система России состоит из кредитных организаций, небанковских кредитных организаций (организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции) и Центрального банка РФ. Небанковские КО могут быть организациями, осуществляющими расчетные операции (открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц по их банковским счетам); осуществляющими депозитные и кредитные операции, предусмотренные законодательством; являться организациями инкассации (иметь право на осуществление инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов). Ведущую роль в банковской системе России играет Центральный банк РФ.

Помимо различий в организации банковских систем России и ЕС присутствуют различия в количественных и качественных характеристиках финансовых секторов.

Количество банков и их сотрудников

Первое различие между устройством банковских секторов России и ЕС - разница между количеством банков, существующих в России и в ЕС (Рис. 2). Как описано выше, в ЕС присутствует большее количество типов банковских организаций, чем в России. Это частично является причиной большого количества кредитных организаций в ЕС. На 1 декабря 2011 г. в ЕС было зарегистрировано 10.071 МФИ (из них 28 Центральных банков). В России - 982 банка.

Банки и Небанковские КО России

МФИ ЕС-27, за исключением ЦБ

Рис. 2. Количество МФИ за исключением ЦБ стран-членов и ЕЦБ, банков и небанковских КО России на 1 декабря Источник:

Главная причина того, что в ЕС-27 такое большое количество банков, вероятно, кроется в исторических особенностях региона и каждой страны в отдельности. Правовая база ЕС находится в стадии развития, и поэтому многие страны - члены ЕС еще не успели трансформировать свою экономику таким образом, чтобы приблизить количество банков в своей стране к оптимальному. Многие банки создавались и действовали только на территории своего государства, не открывая отделений за рубежом. Банковская сфера США сохраняла те же черты, что и банковская сфера ЕС-27 даже после принятия актов, которые смягчили процесс открытия отделений в разных штатах. Различие в количестве банков порождает разницу в количестве сотрудников банковской сферы (рис. 3).

сотрудников

□ Россия ЕС-27 3 264

Но, несмотря на десятикратную разницу в количестве банков, в финансовом секторе ЕС работает всего лишь втрое больше сотрудников, чем в финансовом секторе России (3.078.687 человек в финансовом секторе ЕС-27 и 1.020.700 человек в финансовом секторе России на 1 января 2010 г.).

□ Россия ШЕС-27

Рис. 4. Средняя прибыль от сотрудника, руб. в 2007 г. Источник: вычисления автора, .

Каждый сотрудник в среднем приносит 380 тыс. руб. в российских банках и 555 тыс. руб. в европейских банках. Меньший доход от сотрудников может быть связан как с территориальными особенностями России (площадь РФ почти в 4 раза больше площади ЕС-27, что требует большего количества сотрудников для обслуживания отделений банков), так и с общераспространенным электронным банкингом в ЕС, который снижает потребность в персонале.

Количественная разница в размерах финансовых секторов России и ЕС отражается и на коэффициентах, измеряющих прибыльность, стабильность, качество предприятий, уровень банковского сервиса, роль и масштабы банковского сектора в экономике страны/союза.

Масштабы банковского сектора

Чтобы определить, насколько велика банковская сфера в экономике, стоит сравнить некоторые характеристики банков с ВВП стран.

Величина российского финансового сектора заметно меньше европейского финансового сектора (рис. 5). В декабре 2011 г. величина активов МФИ ЕС-27 (не включающих ЦБ стран и ЕЦБ) составила 46,3 трлн евро. В России тот же показатель был равен 1 трлн евро . ВВП, в свою очередь, был равен 12,6 трлн евро в ЕС-27, а в России - 1,3 трлн евро. Даже в сравнении с активами кредитных институтов Еврозоны активы кредитных организаций России очень малы.

„ Россия ЕС-27 Еврозона В Кредитные институты Еврозоны

В процентах

2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 5. Активы финансовых институтов за исключением ЦБ в процентах от ВВП страны/региона Источник: вычисления автора, .

В процентах от ВВП

□ Россия Ш ЕС-27 □ Еврозона ■ Кредитные институты Еврозоны

20% 19% 19% 20% 19% 19%

Рис. 6. Капитал и резервы финансовых институтов за исключением ЦБ стран и ЕЦБ по отношению к ВВП Источник: вычисления автора, .

Капитал и резервы российских банков ниже, чем капитал и резервы европейских банков (см. Рис. 6). Низкий уровень активов и капитала в российском банковском секторе связан с низким уровнем предложения банковских услуг населению и организациям. Российский банковский сектор развивается преимущественно по экстенсивной модели.

Целью развития российской банковской системы является интенсивная модель, которая «характеризуется высоким уровнем конкуренции на банковском рынке; предоставлением разнообразных и современных банковских услуг; уровнем капитализации банковского сектора, соответствующим задачам развития, повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса; развитостью системы корпоративного управления и управления рисками; высокой степенью транспарентности и рыночной дисциплины кредитных организаций; ответственностью руководителей и владельцев банков за сбалансированное ведение бизнеса, а также за достоверность публикуемой и представляемой в органы контроля и надзора информации» .

Качество банковского сервиса и его роль в экономике

Качество банковского сервиса в пределах страны/региона можно определить несколькими способами. Одним из показателей является количество банков на душу населения.

В 2011 г. один банк в России обслуживал среднем 144.598 человек. Тот же показатель в ЕС-27 и Еврозоне кратно отличался: один банк обслуживал в среднем в ЕС-27 62.326 человек, а в Еврозоне - 53.465 человек (Рис. 7). Приведенные цифры отражают лишь часть реальности. Как показано выше, показатель количества отделений также важен в измерении качества обслуживания населения банковским сектором. В 2009 г. в ЕС-27 одним отделением обслуживались 2.131 человек, а в России - 43.962 (вычисления автора, ).

□ Россия ЕС-27 Еврозона

Рис. 7. Количество человек, обслуживаемых одним банком (кредитным институтом) Источник: вычисления автора, .

Существует два мнения об оптимальном количестве банков на душу населения. С одной стороны, считается, что большее число банков способствует развитию экономики, так как некрупные кредитные организации чаще существуют там, где не присутствуют отделения банков-гигантов. Их главной задачей становится выдача микрокредитов населению, что, в свою очередь, способствует про-

движению мелкого и среднего предпринимательства. С другой стороны, руководители крупных банков утверждают, что уменьшение количества банков способствует концентрации информации у нескольких участников и, следовательно, большей точности и продуманности в принятии решений, например, о выдаче кредитов. К тому же меньшее количество банков снижает производственные затраты, что способствует развитию экономики в большей мере.

Российская действительность с троекратным превышением количества человек на обслуживаемый банк по сравнению с Еврозоной больше похожа на монополию в банковском секторе. Такой феномен может иметь ряд негативных последствий. Например, в случае дефолта кредитной организации клиент банка может потерять большую часть своего вклада, так как он не имел альтернативы в выборе между доступными ему кредитными организациями для совершения финансовых операций. В случае дефолта банка система страхования вкладов РФ гарантирует частным лицам возмещение средств в размере 700 000 руб. В 2012 г. более 75% вкладов всех физических лиц размещено в 30 самых крупных банках России .

Отношение количества выданных кредитов к ВВП позволяет судить об эффективности банковского сектора. Это отношение указывает на качество кредитного механизма. На Рис. 8 показано, сколько евроцентов выданных кредитов приходится на 1 евро произведенного ВВП. В 2011 г. 1 евро ВВП был профинансирован 0,32 центами в России и 0,46 центами в ЕС-27.

□ Россия ВЕС-27 0,47 0,46

Рис. 8. Качество кредитного механизма (евро). Отношение выданных кредитов нефинансовым корпорациям к ВВП страны/региона

Банковская интеграция в. Западной. Европе формировалась задолго до создания. Европейского. Союза (далее -. ЕС) и начиналась из элементов валютной интеграции. Римскому договору, закрепивший его создания, пе ередувалы соглашение о многосторонних валютных компенсациях между. Францией,. Италией,. Бельгией,. Нидерландами,. Люксембургом и. Германией, которая присоединилась к ним с 1947 г.. Однако процесс интеграции в банковской с. Фери начинается на стадии формирования экономического и валютного союза, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сферрі.

Европейская банковская система, основанная еще в первые послевоенные годы, является результатом и одновременно одним из важных инструментов европейской интеграции и. Европейской валютной системы. Создание эффекты ивно действующей банковской системы потребовало не только кардинальных изменений на законодательном уровне стран, вошедших в состав валютного союза, но и принятия унифицированных требований всеми странами-членами. Пр оцесы реорганизации банковских систем стран. Европейского валютного союза и создания. Европейской банковской системы прошли несколько важных этапов развитияку.

На первом этапе валютные соглашения между странами. Западной. Европы заключались преимущественно на двусторонней основе. На основании этих соглашений осуществлялись: взаимное регулирование платежных балансов, безналичные расчет ункы, обязательный зачет взаимных требований и обязательств, льготное кредитование. Так, в течение 1947-1950 pp было заключено более 400 валютно-клиринговых соглашений, на которые приходилось почти две трети внутренне европейского товарообменіну.

Следующим этапом в эволюции валютных отношений стало функционирование в 1950-1958 годах. Европейского платежного союза (далее -. ЕПС), который развивался на многосторонней клиринговой основе. Этот союз объединяются ував 17 стран. Западной. Европы. Расчеты в его пределах осуществлялись с помощью условной денежной единице, по золотым содержанием приравнивалась к 1 амер долл.. Эта единица стала прототипом европейской валютной единицы, а. ЕПС - прототипом. Европейской банковской системтеми.

Подписание в 1957 г.. Римского договора о создании. Европейского. Экономического. Содружества (далее -. ЕЭС) начало следующий этап в развитии валютных отношений 31 января 1959 г начал функционировать. Евро опейський валютный союз (далее -. ЕВС), в котором продовясувалы сотрудничество все 17 стран, входивших в бывший. ЕПС. Впоследствии из структуры. ЕВС выделился. Валютный союз стран-участниц. Общего рынка. Программа создания этого союза была разработана специальной комиссией, которую возглавлял бывший премьер-министр. Люксембурга. П. Вернер. После принятия 22 марта 1971 г этой программы . Советом. Министров. ЕВС. Зазн ачений документ получил название"План. Вернера", реализация которого имела важное значение в развитии. Европейской банковской системы и была рассчитана на 10 лет - до 1980о 1980 р.

На первом этапе (1971-1974 pp) предусматривались сужение пределов колебаний валютных курсов сначала до ± 1,2%, а затем до 0%, введение полной взаимной обратимости валют, унификация валютной политики на а основе ее гармонизации и координации, согласование экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Второй этап (1975-1976 pp) имел характеризоваться завершением указанных мероприятий. Основой третьог в этапа (1977-1979 pp) должны стать: передача наднациональным органам. ЕС некоторых полномочий, принадлежавшие национальным правительствам, создание европейской валюты с целью выравнивания валютных курсов и цен на базе фиксированных паритетов. Планировалось создание единой бюджетной системы, оптимизация деятельности банков и банковского законодательства. Ставилась задача учредить общий центр для решения валютно- финансовым вопросам и объединить центральные банки. ЕС по примеру. Федеральной резервной системы. США для гармонизации денежно-кредитной и валютной политиколітики.

Несмотря на некоторые сдвиги в интеграционном процессе,"План. Вернера"??не был реализован. Это было обусловлено разногласиями в. ЕС, в частности между национальным суверенитетом и попытками наднационального регул вание валютно-кредитных отношений, различиями в темпах экономического развития, кризисами 70-х начале 80-х. Рокив.

Длительный застой в создании. Европейской банковской системы продолжался с середины 70-х до середины 80-х годов. Ситуация стала качественно меняться в 80-х годах. К этому времени усилились экономическая вз заемозалежнисть и межгосударственное регулирование . Была сформирована разветвленная институционально-организационная структурура.

Следующая попытка создать. Европейскую банковскую систему была связана с трансформацией. Европейского валютного союза в. Европейскую валютную систему. Суть развития указанных процессов определялась реализ зации предложений председателя. Комиссии. ЕС. Ж. Делора, которые после соответствующего их одобрения в апреле 1989г. Советом. ЕС получили название"План. Делора"Он предусматривал поэтапную трансформацию. Европейской валютной систе мы в. Европейский валютный союз - не просто глубокую валютную интеграцию, а образование общего для стран-членов. ЕС. Европейского центрального банка и замену в перспективе национальных денежных единиц единой валютой сообществства.

Важным событием на пути реализации"Плана. Делора"стало подписание в феврале 1992 г в г. Маастрихт и (Нидерланды). Маастрихтского соглашения, которое определило институциональные и правовые основы. ЕВС

2 мая 1998 г. Европейский совет принял решение о том, какие из стран допускаются к переходу на евро с начала третьего этапа становления экономического и валютного союза. Ими стали. Австрия,. Бельго гия,. Германия,. Ирландия,. Испания,. Италия,. Люксембург,. Нидерланды,. Португалия,. Финляндия и. Франция. Это решение было принято на базе рекомендаций. Совета по экономическим и финансовым вопросам. ЕС, следовавший из индивидуальных контрольных оценок. Комиссии. ЕС и. Европейского валютного института о степени выполнения отдельными странами-членами критериев конвергенции, установленных. Маастрихтским договором и протоков олом к??немуого.

Третий этап (1 января 1999 - 1 июля 2002) стал этапом практического перехода стран-членов на единую валюту с 1 января 1999 были зафиксированы валютные курсы евро к национальным валютам стран-участниц со они евро, а евро стала их общей валютой. Состоялась также замена экю на евро в соотношении 1:і 1:1.

Начала свою деятельность. Европейская система центральных банков (далее -. ЕЦБ), включающий в себя. ЕЦБ и центральные банки стран, перешедших на евро

В сложившейся экономической обстановке в России наши соотечественники стремятся надежно вложить имеющиеся средства, чтобы минимизировать риски убытков. Первое, что приходит в голову, – банки Европы. На Старом континенте немало надежных. О них и пойдет речь.

Общие сведения

Многообразие форм собственности – характерная черта банковской системы европейских стран. По этому признаку различают финансовые учреждения:

  • государственные;
  • акционерные;
  • корпоративные;
  • частные;
  • смешанные.

Если же применять критерий «функциональное назначение», банки Европы подразделяются на:

  • Эмиссионные. В России, как и в других странах, таким является Центральный банк. Выпуск в обращение наличных денег – это основная функция финансовых учреждений данного типа. Понятно, что с клиентами-частными лицами они не работают.
  • Депозитные. Основным видом деятельности таких банков является аккумуляция сбережений населения. Прибыль они получают от выполнения различных операций с этими средствами.
  • Коммерческие. Кредитные организации данной категории проводят все операции, которые дозволены банковским законодательством.

Кроме того, финансовые учреждения бывают универсальными и специализированными. Первые выполняют всю номенклатуру банковских услуг по обслуживанию клиентов разных категорий – физлиц и юрлиц. В число специализированных банков входят организации, например, выдающие кредиты только на жилье. В России это банк “ДельтаКредит”. Его специализация – ипотека.

По типу организации работы финансовые организации бывают стандартные и работающие только на основе интернет-банкинга. В Европе ко вторым относится голландский ING Direct из консорциума ING Groep, осуществляющий свою онлайн-деятельность в 5 государствах Старого континента.

В целом, чтобы добиться успеха, в настоящее время европейские банки используют программно-аппаратные системы следующих видов:

  • Автоматизированные – позволяют клиентам выполнять операции, не покидая пределы своего дома.
  • Интеллектуальные. Системы такого вида собирают сведения о конкретном клиенте из всех существующих баз данных и после их обработки предлагают выбрать оптимальные банковские продукты.

Как формируются списки надежных банков

Определяя надежность банков, эксперты используют ряд критериев. Назовем основные:

  • Размер банка. Этот показатель демонстрирует устойчивость финансовой организации и ее способность пережить возможные в обозримом будущем кризисы. Кроме того, данный параметр дает представление о возможном периоде функционирования банка в штатном режиме.
  • Кредитный рейтинг. Очень важный показатель, демонстрирующий уровень надежности финорганизации. Вкладчики ориентируются именно на рейтинг, выбирая банк.
  • Доступность сведений о банке.Чтобы получить необходимые данные, нужно посетить сайт финансового учреждения. Если на страницах интернет-ресурса отсутствует информация об истории банка, его учредителях, лучше отказаться от сотрудничества с данной кредитной организацией.
  • Инвестиционные характеристики банков. Их анализ позволяет сделать вывод о безопасности открытия депозита в конкретном финансовом учреждении. Речь идет о следующих показателях:
  • уровне ликвидности и рентабельности;
  • объеме и качестве имеющихся активов;
  • динамике в сочетании со структурой баланса кредитной организации;
  • степени капитализации.

Проценты по вкладам являются далеко не главным критерием. Важнее обращать внимание на акционеров банка. Хорошо, если в их число входит крупная финансово-промышленная группа.

Следует также знать, что должный уровень надежности иностранных банков, функционирующих на территории нашей страны, обеспечивает поддержка материнской компании.

Самые надежные европейские банки

Одной из характеристик, по которой определяется степень надежности банковской структуры, является объем ее активов. Ниже представлен рейтинг крупнейших финансовых учреждений Европы, составленный с учетом данного показателя:

  • HSBC (Лондон, Великобритания). Розничная сеть включает порядка 3800 отделений, открытых в 66 государствах Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки, и обслуживает 38 млн клиентов.
  • BNP Paribas (Париж, Франция). Ключевое направление работы – корпоративно-инвестиционный банкинг. Это предусматривает операционный и структурный лизинг, финансирование экспортных торговых сделок, широкий спектр операций с инвалютой и пр.
  • Barclays (Лондон, Великобритания). Финансовые аналитики позиционируют данную организацию как универсальный банк. То есть клиенты могут здесь не только размещать вклады, но и оформлять кредиты. Также Barclays эмитирует и обслуживает пластиковые карты, предоставляет услуги расчетно-кассового обслуживания, эквайринга, процессинга и т. д.
  • Deutsche Bank (Германия, правление находится во Франкфурте-на-Майне). По числу сотрудников и объему активов это крупнейший финансовый конгломерат ФРГ. Основное направление – инвестиционная деятельность. В данном сегменте банковского рынка на его долю приходится 20 %.
  • Credit Agricole (Франция, штаб-квартира в Париже). Организация имеет 3 уровня: дочерние предприятия, региональные банки, местные банки. В собственности Credit Agricole находится 39 корпоративных и розничных местных финансовых учреждений, в которых она контролирует 25 % капитала. Такая структура затрудняет управление организацией, однако позволяет получать во Франции на фондовой бирже скидки.
  • Royal Bank of Scotland (Эдинбург, Великобритания) – единственный на туманном Альбионе, который, кроме Банка Англии, имеет право чеканить денежные знаки.
  • Societe Generale (Париж, Франция). Этот банк представлен в 82 государствах мира, в которых он обслуживает более 30 миллионов клиентов. В 2011 году произошло присоединение его структурной единицы «Банк Сосьете Женераль Восток» к Росбанку. Россияне могут взять в долг необходимую сумму в этой новой финансовой организации в рублях и иностранной валюте, открыть текущий и депозитный счет, получить кредитную и дебетовую карту, разместить вклад и пр.
  • Grupo Santander (Испания, штаб-квартира в Сантандере). Данная финансовая структура включает более 780 компаний. Grupo Santander является титульным спонсором Гран-при Великобритании, Германии, Испании и Китая. Кроме того, выступает в качестве партнера таких команд, как Scuderia Ferrari и McLaren в “Формуле-1”.
  • Lloyds Banking Group (Лондон, Великобритания). Этот финансовый холдинг предоставляет не только услуги, стандартные для банковской деятельности, – потребительское и ипотечное кредитование. В сферу его интересов входит также страхование физлиц, юрлиц и рисков невозврата полученных клиентами займов.
  • ING Groep (Амстердам, Нидерланды). Данный финансовый институт оказывает розничные, инвестиционные и коммерческие банковские услуги. Помимо этого, он работает на страховом рынке. Также ING Groep предоставляет услуги в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее активно его деятельность происходит в странах Бенилюкс.
  • UBS (Цюрих, Швейцария). Крупнейший финансовый швейцарский холдинг UBS в 2011 году был внесен действующим при G20 Советом по вопросам финансовой стабильности в перечень 29 системно значимых для мировой экономики банков. По этой причине данная организация обязана соответствовать более строгим требованиям в отношении собственного капитала.
  • UniCredit (Милан, Италия). Начал свою деятельность в России в эпоху СССР – в 1989 году. По состоянию на 2019 год в РФ открыто 91 отделение этого банка. Для перечисления денежных средств на счета резидентов других стран СНГ используются межбанковские операции.
  • Nordea (Стокгольм, Швеция). В данной финансовой группе насчитывается более 1400 отделений в 19 государствах мира, обслуживаются 700 тысяч корпоративных и 10 миллионов частных клиентов. Перечень услуг, предоставляемых обычным гражданам, достаточно широкий: приват-банкинг, банковские сейфы, дебетовые карты, кредиты типа овердрафта, потребительские и ипотечные займы, автокредиты, вклады, ведение счетов.
  • Intesa Sanpaolo (Турин, Италия). Основные сферы деятельности этой финансовой группы на территории РФ такие:
  • торговое финансирование;
  • зарплатные проекты;
  • инвестиционное страхование жизни;
  • реализация программ господдержки среднего и малого бизнеса;
  • привлечение средств населения в виде вкладов;
  • документарный бизнес;
  • выпуск карт;
  • обслуживание счетов частных и юридических лиц;
  • кредитование.
  • Banco Bilbao Vizcaya Argentaria (Бильбао, Испания).Это вторая по величине после Santander финансовая группа Испании. Она предоставляет всем категориям клиентов широкий спектр услуг, начиная от управления счетами и заканчивая страхованием.
  • Standard Chartered (Лондон, Великобритания). Хотя штаб-квартира данной структуры находится в Лондоне, в Великобритании отделений она не имеет. Основная деятельность осуществляется в странах Азии и Африки, прежде всего в Гонконге и Сингапуре. Гонконгская «дочка» Standard Chartered входит в тройку банков, эмитирующих доллары этой страны.
  • Natixis (Париж, Франция). Создание на территории РФ филиала банка преследовало цель среднесрочного кредитования предприятий российского добывающего комплекса, экспортирующих природные ресурсы. Обслуживание физлиц не является приоритетным направлением деятельности данного финансового учреждения.
  • Commerzbank (Франкфурт-на-Майне, Германия). После приобретения в 2009 году Dresdner Bank данный банк вошел в число крупнейших кредитных учреждений ФРГ и Европы. Commerzbank предлагает иностранным компаниям профессиональную помощь в организации в РФ бизнеса и оказывает крупнейшим российским фирмам широкую номенклатуру финансовых услуг.
  • Danske Bank (Копенгаген, Дания). Список услуг этого банка на российском рынке включает следующие позиции:
  • таможенные и корпоративные карты;
  • торговое финансирование;
  • электронное банковское обслуживание;
  • услуги валютного контроля;
  • платежи в пределах России и за рубеж;
  • ведение счетов в различной валюте и др.

Обращаем ваше внимание на то, что в топ-10 не вошел ни один банк Швейцарии.

Заключение

На финансовом рынке нашей страны появляется все больше иностранных банков. Предоставляя наиболее выгодные условия по накопительным программам и кредитованию, они составляют серьезную конкуренцию отечественным аналогичным учреждениям. По мнению аналитиков, это явление, наряду с несомненными плюсами, негативно сказывается на российской экономике, ведь проценты по займам выводятся на счета зарубежных кредитных организаций.

Кроме того, отечественные банки вынуждены уменьшать ставки кредитования. Это, в свою очередь, ведет к снижению налогооблагаемой прибыли, из-за чего выплачиваемые в бюджет фискальные сборы тоже уменьшаются.

Топ 10 самых стабильных банков мира: Видео