Экономическая система государства переходного типа в основном. Реферат: Переходная экономика. Переходная экономическая система

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Необходимость коренного реформирования административно-командной экономики была осознана большинством населения и политического руководства бывших социалистических стран, поскольку стало очевидно, что эта система оказалась неэффективной. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

Введение в теорию переходной экономики

Переходная экономика представляет особое состояние экономики, когда она функционирует в эпоху перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходные экономические отношения характеризуются тем, что экономические системы в этот момент соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

В ходе социально-экономического развития общество сталкивалось с различными видами переходных экономик. Современная экономическая мысль различает экономику переходного периода, реформирование системы координации экономики, ликвидацию деформаций и преодоление нестабильности экономического развития, межсистемный переход . Наиболее ярким примером экономики переходного периода от капитализма к социализму являлись преобразования, начавшиеся с 1917 г. после Великой Октябрьской социалистической революцией до конца 30-х гг. Особенностью этого вида переходной экономики было то, что целью преобразования являлось создание одноукладной социалистической системы, недопущение каких-либо иных общественных отношений. Гарантом реформ была сила государственной власти.

Примером реформирования системы координации экономики было изменение механизма и масштаба государственного регулирования экономики 30-х гг. XX в. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. («Великая депрессия») охватил все капиталистические страны и более всего поразил США. Он показал, что надежды на саморегулирующийся рыночный механизм не оправдывают себя. Следствием этого стало признание необходимости мероприятий макроэкономической политики государства, ориентированных на устранение недостатков рыночной системы.

Наиболее ярким примером ликвидации деформаций в экономике стран являются преобразования экономики развивающихся стран. Группа развивающихся стран в мировой экономике сформировалась преимущественно на базе бывших колоний. Экономическое развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий. Этот факт на долгое время определил социально-экономическую отсталость и зависимое положение развивающихся стран от бывших метрополий. После достижения независимости экономическая стратегия большинства бывших колоний была направлена на укрепление их самостоятельного положения в мире. С этой целью развивающиеся страны реформировали структуру экономики и укрепляли национальную независимость, в том числе за счет аннулирования неравноправных договоров, ограничивающих национальный суверенитет.

Примером преодоления длительной полосы нестабильности в развитии экономики государств являются экономические преобразования стран Латинской Америки, где на протяжении более 20 лет отмечались высокие темпы инфляции, низкие темпы экономического роста и растущий внешний долг. С середины 1970-х гг. в ведущих латиноамериканских странах провозглашен переход к новой стратегии развития - либеральной, предусматривающей резкое сокращение вмешательства государства в экономику. Сегодня экономическое развитие региона стало динамичным.

Преобразования экономики, происходящие сегодня в постсоциалистических странах, характеризуются как переходная экономика. Современная переходная экономика - это межсистемный переход, переход от административно-командной (одноук- ладной) к смешанной (многоукладной) экономической системе. Системные реформы - преобразования, меняющие тип социально-экономической системы. Задача перехода от административно-командной экономики к современной рыночной возникла в истории впервые.

Переходная экономика характеризуется рядом специфических черт. Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главная особенность межсистемного перехода в том, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся. Во-вторых, неустойчивость развития. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути возможны и просчеты, и ошибки, и возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию. В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако ожидания могут и не оправдаться. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо были слишком незначительные.

Социально-экономические реформы, проходящие в странах с переходной экономикой, можно назвать своеобразной революцией, так как они в кратчайшие сроки привели к коренному преобразованию прежней экономической системы. Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой. По оценкам большинства экономистов, продолжительность сегодняшнего переходного периода должна составить 10-15, максимум 20 лет. Эти теоретические предположения, основанные на прогнозах социально-экономического и политического развития, подтверждаются результатами трансформации в небольших странах Восточной Европы. В наиболее развитых из них экономические реформы завершаются, заняв примерно 10 лет. В России переходный период более продолжительный и продлится, вероятно, до конца первого десятилетия XXI в. В узком смысле слова завершение переходного периода знаменуется восстановлением докризисных объемов производства и уровня жизни населения. Однако в широком смысле переходный период считается завершенным, когда большая часть населения страны начинает жить лучше и, что самое главное, воспринимает новую экономическую систему как более эффективную.

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения
в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);



– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи :

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами .

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации , сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и
т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования , как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

2. Пути перехода к рыночной экономике:
эволюционный и «шоковая терапия»

Можно выделить два пути перехода к рыночной экономике: эволюционный и «шоковая терапия».

Эволюционный путь предполагает проведение медленных, последовательных реформ государством, которое играет главную роль в формировании рыночных отношений. Постепенное преобразование социально-экономических отношений позволяет избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

Основные черты эволюционного пути:

– государство постепенно, на основе долгосрочных реформ формирует рыночные отношения;

– рыночные отношения сначала охватывают сферу производства
и сбыта потребительских товаров, в том числе и сельскохозяйственной продукции и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли (производство средств производства);

– либерализация цен проводится постепенно и на последующих этапах реформы экономики, причем сохраняется государственный контроль над ценами в отраслях, продукция которых входит в производство любых товаров (энергетика, транспорт), чтобы не усиливалась инфляция;

– проводится жесткая финансовая, денежная политика в целях сдерживания инфляции и недопущения нарушения закона денежного обращения;

– активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, особенно мелкий и средний бизнес в производстве и сфере услуг.

Примером такого пути перехода является Китай, Венгрия, Республика Беларусь, Россия.

Шоковая терапия – это такой путь перехода к рыночной экономике, который предполагает одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и формирование бездефицитного бюджета.

В основе этого подхода лежит идея монетаризма о способности рыночной экономики к саморегулированию, что обусловливает минимальную роль государства в переходном периоде. Главная задача государства в этот период – поддержание устойчивости финансовой системы, денежного обращения, недопущение инфляции. Однако, считают сторонники шоковой терапии, на пути к рыночным отношениям много препятствий и одно из главных – это позиция аппарата чиновников, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса, т. е. хотят всегда управлять и поэтому препятствуют развитию рыночных отношений, при которых их руководящая роль сводится к минимуму, т. к. экономика сама развивается.

Основные черты шоковой терапии :

– одномоментная либерализация цен, т. е. государство перестает регулировать цены на все товары, и они продаются свободно по конкурентным ценам. Эта мера приводит к ликвидации товарного дефицита и запускает механизм рынка;

– ускоренная приватизация государственной собственности, в том числе переход к частной собственности на землю, что создает основу рыночных отношений;

– ликвидация централизованного планирования и включение экономических методов регулирования экономики с помощью инструментов бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики;

– либерализация внешнеэкономической деятельности, создание открытой экономики.

При использовании метода шоковой терапии возникает ряд отрицательных (негативных) последствий: стремительный рост цен, т. к. в наследство достается дефицит на многие товары; массовые банкротства предприятий и рост безработицы; падение жизненного уровня значительной части населения, социальная дифференциация; наиболее прибыльной становится не сфера производства, а перераспределительная деятельность в финансовой сфере, куда устремляется поток реальных денег.

Шоковая терапия наиболее широко применялась в Польше, в других странах Центральной и Восточной Европы.

3. Проблемы переходной экономики в Республике Беларусь

В настоящее время экономика республики находится на этапе перехода к смешанной экономике рыночного типа. Поставлена цель – создать социально-ориентированную рыночную экономику , т. е. такой тип экономической системы, который предполагает активное участие государства в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Основными чертами такой модели экономики являются:

– господство конституционных гарантий личных прав и свобод граждан;

– свобода предпринимательства, выбора профессии и места работы;

– равенство всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества;

– обеспечение взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда;

– социальная защита нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения.

Необходимость социальной ориентации экономики обусловлена социальным характером экономических отношений, т. е. тем, что в основе экономических процессов лежат не только личные интересы, но и общественные (всех членов общества). Поэтому любые экономические реформы влекут за собой соответствующие социальные преобразования. Эти преобразования нельзя сводить лишь к социальному обеспечению и социальной защите малоимущих групп населения. Более важным элементом социальной политики является социальный аспект приватизационной, финансовой, налоговой, инвестиционной, ценовой и иной экономической политики, т. е. создание условий, при которых благосостояние населения будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной деятельности его населения. Только в этом случае можно говорить о социальной ориентации экономики.

В мировой практике сложилось несколько моделей рыночного хозяйства, по-своему решающих социальные проблемы.

Американская модель рыночной экономики предусматривает проведение либеральной социальной политики, ориентированной на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных проблем граждан, на предоставление им возможно большей экономической свободы. Задача государства – создать условия для самостоятельного решения гражданами своих социальных проблем, для чего активно поощряется предпринимательство, обогащение наиболее активной части населения. Социальное равновесие обеспечивается за счет перераспределения части национального дохода.

К особенностям американской модели рынка относится и антициклический и антиинфляционный характер вмешательства государства в экономику. Регулирование экономики осуществляется через систему государственного лицензирования производства определенных товаров, ограничение вывоза ряда товаров в другие страны, контроля за денежным обращением при помощи банковского кредита, регулирования рынка труда путем определения минимального размера зарплаты, создания фронта общественных работ.

Шведская модель рыночной экономики характеризуется иным подходом к решению социальных проблем. В основе модели лежат рыночные отношения в рамках трех форм собственности (частной, государственной и кооперативной) в сочетании с активным использованием государственного регулирования. Главным объектом регулирования являются трудовые отношения на общенациональном уровне (например, установление тарифных ставок), а также на уровне предприятий государственной собственности, на которых воспроизводится основная часть рабочей силы страны. Поэтому в Швеции самый высокий среди индустриально развитых стран уровень занятости.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, в основе которой – три основных принципа: равенство, т. е. обеспечение равных возможностей достижения благосостояния; предоставление социальных гарантий населению при разных ситуациях; достижение полной занятости трудоспособного населения. Сокращение имущественного нера-
венства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Для успешного проведения социальной политики в государстве установлен один из самых высоких уровней налогообложения, который составляет более 50% ВНП (в других странах он колеблется от 30 до 40%).

Немецкая модель рыночной экономики называется еще социальным рыночным хозяйством, для которого характерны значительный удельный вес государственной собственности, сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в структуре экономики.

Законодательство направлено на строгое соблюдение договорных обязательств, выпуск высококачественной продукции, защиту конкуренции, охрану окружающей среды.

Особую роль играет государство в решении социальных проблем (ликвидация безработицы, обеспечение социального страхования), в производстве общих благ (охрана окружающей среды, строительство дорог и т. д.).

Особенностью немецкой модели является регулирование экономики посредством преимущественно кредитно-денежной политики, а не бюджетно-налоговой, что связано с традиционно более высокой организацией финансового капитала в Германии по сравнению с США. Воздействие на уровень цен, структуру спроса и предложения осуществляется не через налоговую систему (американская модель), а через поддержание оптимального сочетания между величиной ссудного капитала и капитала, занятого в промышленности, и связанной с этим величиной процента.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет рост доходов производителей.

Японская модель рыночной экономики характеризуется смещением социальных функций от государства в сторону фирм и организаций.

В Японии фирмы не только дают работу домашним хозяйствам, но и берут на себя функции обеспечения работников жильем, детскими дошкольными учреждениями, проявляют заботу об обучении и образовании подрастающего поколения, о переподготовке и повышении квалификации взрослого населения.

Центральным звеном японской модели является система пожизненного найма работника фирмой. Сущность системы состоит в том, что предприятие поддерживает тесную связь с высшими и средними учебными заведениями, обеспечивая студентам производственную практику, в ходе которой выясняется, на какую должность и в какой отдел будет зачислен практикант после окончания учебы. Через каждые 3–5 лет работник перемещается по служебной лестнице и в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин увольняется на пенсию.

Системой пожизненного найма охватывается от 25 до 35% работников, остальные нанимаются на определенный срок. Они увольняются без каких-либо условий за счет чего фирма гибко приспосабливается к рынку.

Китайская модель – модель социально ориентированного рыночного социализма, характерна для стран социалистической ориентации, реформирующих свою экономику в сторону широкого использования рыночных отношений.

Страны, использующие данную модель, активно сотрудничают с развитыми и развивающимися странами, особенно в инвестиционной сфере.
С одной стороны, они способствуют развитию индивидуальных, интеллектуальных, предпринимательских способностей у населения, а с другой стороны, создают равные возможности для каждого получить образование, медицинскую помощь, доступ к культуре и передовой цивилизации.

Основная идея реформирования экономики Китая – поощрять рыночные отношения там, где возможно, и сохранять государственный контроль, где необходимо. В середине 80-х гг. XX в. в Китае были сняты все ограничения на индивидуальную трудовую деятельность, на создание частных предприятий в сфере производства потребительских товаров, в торговле и в аграрном секторе, где сосредоточено 80% населения. Поэтому прежде всего широко осуществлялись аграрные преобразования. Земля осталась в государственной собственности, но коллективные хозяйства распущены,
а земля передана крестьянам в аренду сроком на 30 лет (затем срок продлили еще на 30 лет). Была разрешена субаренда (сдача земли в аренду другим лицам), а арендную плату разрешили платить и натурой (произведенной продукцией). Реформа пошла на столько успешно, что за 5 лет
в стране был ликвидирован дефицит товаров. Удачным решением было создание свободных экономических зон, куда устремились иностранные инвестиции. В государственной собственности остается тяжелая промышленность, где проводятся постепенные реформы, например, этим предприятиям разрешается выпускать и продавать акции. Госпредприятия финансируются из госбюджета. Они зачастую неконкурентоспособны. В конечном итоге они будут преобразованы, но пока нельзя допустить кризиса
и массовой безработицы.

Таким образом, в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики: частный сектор и государственный. Государство планирует и регулирует денежно-кредитные отношения, контролирует цены, осуществляет социальную политику.

Рассмотрение некоторых моделей рыночной экономики показывает, что не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна исходит из своей специфики.

Что касается выбора Республикой Беларусь модели социально ориентированной рыночной экономики, в качестве перспективной, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. (Конечно же, с учетом зарубежного опыта).

Во-первых, проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимального числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов. Это слишком дорогостоящее дело, т. к. надо вводить высокие налоги, чтобы собирать большие суммы денег и перераспределять в пользу малообеспеченных слоев населения.

Во-вторых, социально ориентированная экономика – это экономика, где созданы условия для роста благосостояния каждого в результате трудовой деятельности, в результате предпринимательства.

В-третьих, проводя социальную политику, надо учитывать менталитет людей, унаследованные от прошлого иждивенческие настроения, надежду на помощь государства. Люди еще не имеют стимулов к борьбе за существование. Еще не все могут воспользоваться возможностью самореализации и самообеспечения. Если это не учитывать, то произойдет расслоение общества на очень богатых и очень бедных, что может привести, в свою очередь, к расколу общества.

В-четвертых, система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения. Она должна включать и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через законодательное регулирование труда (продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т. д.) и его оплаты (установление минимальной зарплаты и др.),
а также через определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

В-пятых, социально ориентированная рыночная экономика – это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать рост производства и развитие общества. В то же время создание данной модели требует в качестве предпосылки высокого уровня развития экономики.

Таким образом, чтобы в стране была высокоэффективная экономика, надо обеспечить преобладание рыночных отношений, для чего надо решить основные задачи переходного периода: реформировать отношения собственности (разгосударствление и приватизация); создать рыночные отношения, включая инфраструктуру рынка; преодолеть кризисные явления в экономике и создать систему социальной защиты.

От характера намеченных преобразований будет зависеть процесс превращения бывшей государственно-социалистической экономики в рыночную.

Одной из важнейших задач в Республике Беларусь является регулирование процессов разгосударствления и приватизации . На ближайшую перспективу государственная программа приватизации в Беларуси предусматривает: завершение приватизации малых предприятий; активизацию процесса разгосударствления крупных предприятий; введение института банкротств; продажу предприятий-должников и ликвидацию отдельных безнадежно неэффективных предприятий; создание условий для более активного участия иностранных инвесторов и капитала.

Для создания рыночных отношений в Республике Беларусь принят целый пакет «рыночных» законов, создающих правовую основу для формирования рыночной экономики. Это законы: «О собственности», «О предпринимательстве», «О разгосударствлении и приватизации», «О занятости», «О труде», «О защите прав потребителя», «О социальной защите населения», «О валютном регулировании», «О едином налоге с предпринимателя» и др. Предстоит дальнейшая законодательная работа и работа по выработке механизмов реализации законов.

Преодоление кризисных явлений (спад производства, безработица, инфляция) осуществляется не только с помощью жесткой кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, но и путем структурной перестройки экономики, основанной на высоких наукоемких и ресурсосберегающих технологиях. Предусмотрено на первом этапе ресурсы направлять в отрасли с коротким циклом воспроизводства и оборотом, т. е. с быстрой отдачей вложений. На втором, после того, как будет достигнута стабилизация (подавлена инфляция, укреплен рубль и т. д.) и будет создан механизм превращения накоплений (сбережений) в инвестиции, объектами технического перевооружения будут отрасли с высокими технологиями.

Особое значение в Республике Беларусь придается регулированию социальных отношений . Государство реализует программу социальной защиты населения. Регулируются доходы с тем, чтобы не допустить значительного разрыва в уровне жизни различных слоев и предотвратить социальную напряженность в обществе. Постоянно повышается минимальная зарплата, которая в перспективе должна быть равна прожиточному минимуму. Нуждается в совершенствовании и пенсионная система.

Что удалось сделать в Республике Беларусь в переходный период?

Заложена база суверенного государства, сформированы необходимые государственные институты.

Утвердились принципы сильной социальной политики государства.

Удалось существенно продвинуться в вопросах обеспечения законности и правопорядка, формирования гражданского общества.

Намечена структурная перестройка экономики с целью перейти на ресурсосберегающие технологии. Определены приоритеты экономического развития:

– наращивание экспорта товаров и услуг;

– развитие агропромышленного комплекса;

– развитие жилищного строительства;

– активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

– формирование эффективной системы здравоохранения.

Сегодня, в 2003 г., в республике поставлены следующие задачи:

– повысить конкурентоспособность экономики, т. е. производить продукцию по мировым стандартам, для чего наращивать экономический и научно-технический потенциал, повысить образовательный и квалификационный уровень работающих;

– обеспечить экономическую безопасность страны, т. е. не допускать зависимости от других стран;

– добиться социальной стабильности, благоприятной демографической ситуации, и экологии;

– поддерживать достаточный оборонительный потенциал и высокие политические позиции в мире;

– обеспечить развитие демократии, обеспечивающей свободу предпринимательства.

Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы. С конца 1980-х годов в социалистических странах обозначился переход к коренному преобразованию присущих прежнему типу экономики отношений. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем.

Во-первых, эта система развивалась на базе общественной собственности на средства производства и уже отсюда проистекали ее коренные отличия от капитализма.

Во-вторых, экономическая жизнь была сориентирована на принципы работы "единой фабрики", и в управлении утвердился планово-директивный подход. Государство стремилось непосредственно управлять жизнедеятельностью трудовых коллективов, определяло их функциональную направленность, доводило до них перспективные и текущие планы по всем основным показателям. Предприятие было фактически лишено способности в принятии решений по введению хозяйств.

В-третьих, сформировалась система развитых социалистических гарантий за счет государства. Огосударствление деформировало процесс присвоения. Подавляющая часть прибавочного продукта концентрировалась в руках государства с последующим его перераспределением вне хозрасчетных интересов основных звеньев экономики. Привычным стало своеобразное иждивенчество, при котором за счет высокорентабельных производств обеспечивалась жизнедеятельность плохо работающих коллективов.

Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. СССР оказался не в состоянии в полной мере освоить достижения научно-технической революции во второй ее части и экономика страны вступила в стадию угасания. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений. Таким образом, фиаско советской командно-административной системы управления экономикой явилось объективной причиной возникновения необходимости трансформации вновь возникших суверенных государств в рыночные экономики.

Рыночная система предполагает:

многообразие форм собственности;

личную инициативу и свободу предпринимательства;

развитую конкуренцию;

наличие законодательной базы, адекватной рыночной экономике;

наличие развитых рынков основных факторов производства или предпосылок для них;

наличие кадров предпринимателей и опыта взаимодействия государственных структур с риском;

наличие экономических и законодательных преград на путях стремления монополий к безраздельному господству.

Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы. Точного определения переходной экономики на сегодняшний день нет, однако, основываясь на основных ее чертах, можно сказать, что переходной экономикой называют такой тип экономической системы, в которой происходит трансформация механизма хозяйствования от административно-командных принципов к рыночным.

Переходная экономика характеризуется следующими особенностями:

Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость, нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений - необратимость, неповторяемость, а с другой - рост неопределенности итогов развития переходной экономики, вариантов формирования новой системы.

Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь старого и нового, характерно существование особых переходных экономических форм.

В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.

В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее историчность, что обусловлено особенностями экономического развития отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее существовали некоторые рыночные институты, и число государственных предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.

Процесс трансформации экономической системы государства от командно-административного механизма хозяйствования к рыночному принято называть переходным.

Переходный период -- это особый период в эволюции экономики, когда одна система сходит с исторической арены, а другая, новая, одновременно нарождается и утверждается. Поэтому развитие переходной экономики носит особый характер, существенно отличающийся от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике еще сохраняются и довольно значительное время функционируют старые экономические формы и отношения, при одновременном возникновении и утверждении новых экономических форм и отношений. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полную силу, поскольку одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие нарождаются и постепенно утверждаются. Причем ситуация все больше усугубляется, ибо соотношение между новым и старым постоянно меняется. Это касается любой переходной экономики.

Переходный период от командной к рыночной экономической системе характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной, и этот переход сопровождался промышленным переворотом, нарождением промышленности, и, прежде всего, - производства средств производства, которое стало материальной основой для преобразования производства и общества в целом.

Переходный период -- это переход от плановой экономики, которая базировалась на своеобразных устоях, и потому для него свойственны свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм собственности, как акционерная, монополистическая и государственная. Административно-командная система базировалась на абсолютном господстве государственной собственности, и одной из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества. Вместо государственной должны утвердиться многообразные формы собственности (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.) При переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства.

Преобразование отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики означают становление новых производственных отношений. Для перехода к рыночной экономике необходимо перестроить производственно-технологическую структуру экономики, но это не простое изменение соотношения ее различных отраслей и сфер, а техническое перевооружение, переход на качественно новый уровень производительных сил. Когда один тип экономических отношений меняется на принципиально иной, форсировано разрушается административно-командный тип управления, на передний план неизбежно выдвигается задача выживания производителей, которое зависит от умения управлять процессами.

Специфика социально-экономических процессов, начавшихся в конце 1990-х гг. и протекающих в настоящее время, заключается в том, что кардинально меняются принципы функционирования всех подсистем экономической формации общества: государственного управления (роли государства в экономике), социальной сферы, прав собственности, структуры экономики (отельных ее отраслей, комплексов), поскольку предполагается смена собственно экономической системы.

Хозяйственная система представляет собой сочетание государственного и частного секторов экономики. Экономической основой ее трансформации является эволюционное развитие отношений собственности и, соответственно, типов хозяйствования, проявляющееся как рост многообразия форм и направлений развития. Неизбежно экономические функции государства становятся более сложными, эффективными, соединяют экономические и социальные аспекты, формируя тем самым благоприятную среду для развития современного рыночного хозяйства, имеющего мощную правовую защиту.

Итак, для переходного процесса характерны постепенность, невозможность быстрой замены существующих форм новыми, и тем более -- невозможность такого подхода, согласно которому нужно сначала разрушить все старое, а затем создать новое. Иначе говоря, в условиях переходного периода довольно долго сохраняются старые формы, и в то же время происходит рост новых форм и отношений. Это значит, что в постепенности изменений в экономике реализуются преемственность и наследование в социально-экономическом развитии.

Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Общим для всех переходных экономических отношений и состояний экономики является то, что на период перехода они соединяют в себе некоторые черты и свойства прежних и новых экономических отношений. Эти переходы могут носить и локальный , и всеобщий характер. Примеры изменений первого рода постоянно происходят на наших глазах - изменяется форма собственности предприятий, за последние годы появились совершенно новые формы доходов, изменяются отношения между людьми по поводу собственности на жилье и т.д. и ранее, в прежней системе, постоянно происходили подобные изменения.

От локальных изменений в экономике следует отличать всеобщее изменения, которые характеризуют переход всей системы экономическихотношений в новое качество, когда преобразуются основные свойства и исходные отношения системы, или формируются новая экономическая система вместо прежней.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение основ данной системы, которые приводят к ее радикальным изменениям. Из сказанного вытекают основные черты переходные черты и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится на своей собственной экономической и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой экономической системы. Понятие основа экономической системы относится к числу ключевых в экономической теории. Оно включает установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики, а также присущий системе господствующий тип собственности. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, многоукладность экономики – свойство переходной экономики. Экономический уклад – это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений, уклады, характеризующиеся различными типами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего развития и существования собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе, господствующего типа координации и капиталистической формы собственности. Иное дело переходная экономика. Многоукладность здесь существует как элемент основы.


В переходной экономике существует и старая и новая основа и ещё только формируется новая система связей. Применительно к переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой соседствуют различные типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и незаконные, и т.д. преодоление многоукладность в основе экономики – одна из целей переходной экономики.

В-третьих, переходную экономику характеризует неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует. В силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые отношения, которые имеют своих субъектов; происходит столкновение старых и новых экономических интересов, тенденция к постоянному обострению экономических и политических отношений – внутреннее свойство переходных экономик. Это требует создание особых способов поддержания стабильности в устранении экстремальных условий перехода.

В–четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется не только сложностью и противоречивостью процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов, - известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласований интересов, а также государственной поддержки тем субъектам экономики, которые оказались в трудном положении по независящим от них причинам.

Существует переходная экономическая система, характерная для стран, которые освобождаются от недостатков командно-административной системы.

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других, пост социалистических стран, имеет одно избранное направление - социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.

Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами.

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики -- трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача - заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Основная трудность переходного периода - это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о "несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого - глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.