Валютное регулирование. Регулирование валютных отношений. Валютная политика и ее формы Правовое регулирование валютных отношений рф

С юридической точки зрения валютное регулирование обеспечивается валютным законодательством и осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм , объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование — это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений .

Содержание валютных правоотношений образуют корреспондирующие права и обязанности их участников (субъектов). Состав валютного правоотношения является сложным, поскольку включает в себя права и обязанности не только непосредственных субъектов, осуществляющих валютную операцию или сделку с валютными ценностями, но и уполномоченных государством субъектов, обеспечивающих контроль за названными операциями.

Без участия органов или агентов валютного контроля проведение валютных операций, как правило, невозможно.

Валютные правоотношения можно классифицировать на виды по различным основаниям.

К иностранной валюте относятся: денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Государство, регулируя с помощью юридических норм отношения, складывающиеся в валютной сфере, определяет субъектов валютного права.

Субъектами валютного права являются лица (резиденты и нерезиденты), органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля, за которыми валютным законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных валютных правоотношениях.

Приведенное определение содержит основной юридический признак субъекта валютного права — наличие правосубъектности, т. е. признаваемой валютным законодательством способности быть участником конкретных валютных правоотношений.

Понятие «валютная правосубъектность» включает понятия «валютная правоспособность» и «валютная дееспособность ».

Валютная правоспособность — это способность иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормами валютного права.

Валютная дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать права и обязанности в валютной сфере, а также нести ответственность за их неправомерную реализацию.

Субъекты валютного права имеют определенные права и несут обязанности, выполнение и соблюдение которых гарантирует осуществление валютных операций в соответствии с нормативными требованиями государства.

Специфика валютного законодательства состоит в том, что известных общеправовых категорий субъектов недостаточно для осуществления валютных отношений. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, не известные российскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты.

Выделение этих категорий субъектов обусловлено их правовым отношением к государству — регулятору валютных отношений. В зависимости от принадлежности лица к той или другой категории различается правовой режим осуществления ими валютных операций в соответствии с законодательством РФ.

Перечень резидентов и нерезидентов установлен п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно названной норме к резидентам относятся:

  1. физические лица , являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
  2. постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства ;
  3. юридические лица , созданные в соответствии с законодательством РФ;
  4. находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
  5. дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
  6. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования , которые участвуют в валютных правоотношениях.

К нерезидентам относятся:

  1. физические лица, не являющиеся резидентами;
  2. юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  3. организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
  4. аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
  5. межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
  6. находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» называет общие права и обязанности всех резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции: право знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; право обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц; право на возмещение в установленном порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц; обязанность представлять органам и агентам валютного контроля установленные законом документы и информацию; обязанность вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора ; обязанность выполнить предписания органов валютного контроля об устранении нарушений актов валютного законодательства РФ и актом органов валютного регулирования.

Самостоятельными субъектами валютного права выступают уполномоченные банки и валютные биржи . Их специфика заключается в том, что в валютных правоотношениях названные субъекты могут реализовывать как частный, так и публичный интересы.

Уполномоченными банками являются кредитные организации , созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Банка России филиалы созданных в соответствии с законодательством иностранных государств кредитных организаций, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Уполномоченные банки играют важную роль в механизме валютного контроля РФ. Они являются основными участниками внутреннего валютного рынка РФ, т. е. основными участниками связанных с валютными ценностями операций, осуществляемых на территории Российской Федерации.

Важность института уполномоченных банков заключается прежде всего в том, что в России только через такие банки производится купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Кроме того, валютные операции между резидентами и уполномоченными банками осуществляются без ограничений.

Что касается нерезидентов, то они на территории Российской Федерации вправе открывать как рублевые, так и валютные счета опять же только в уполномоченных банках.

Особое положение среди субъектов валютных правоотношений занимают валютные биржи, роль которых определяется их влиянием на состояние денежно-кредитной системы РФ в целом и на устойчивость национальной валюты, состояние золотовалютных резервов государства в частности.

Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет валютные биржи как юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Банком России.

Валютная биржа выполняет две основные функции: организация торгов и заключение сделок по купле и продаже иностранной валюты с участниками торгов; организация и проведение расчетов в иностранной валюте и в рублях по сделкам, заключенным на бирже.

Правовой режим валютных операций

Валютные операции — это установленная валютным законодательством совокупность действий резидентов и нерезидентов, совершаемых с валютой или валютными ценностями, как правило, в форме сделок , характерным признаком которых выступает движение валюты и валютных ценностей в виде перехода права собственности на них и (или) их физического перемещения.

Многообразие валютных операций предполагает их классификацию по различным основаниям. С правовой точки зрения предпочтительнее выделить следующие основания классификации валютных операций: содержание, форма, правовой статус субъектов и их количество.

По содержанию выделяют следующие виды валютных операций: приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, российской валюты и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной и российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; перевод нерезидентом российской валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

По форме выделяется обособленная группа валютных операций — валютные операции движения капитала между резидентами и нерезидентами.

По правовому статусу субъектов выделяют валютные операции между: двумя резидентами (операция является валютной, если предметом приобретения/отчуждения являются валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги либо если валютные ценности используются в качестве средства платежа); резидентом и нерезидентом (операция является валютной, если предметом приобретения/отчуждения являются валютные ценности, валюта РФ и внутренние ценные бумаги либо если валютные ценности, валюта РФ и внутренние ценные бумаги используются в качестве средства платежа); двумя нерезидентами (операция является валютной, если предметом приобретения/отчуждения являются валютные ценности, валюта РФ и внутренние ценные бумаги либо если валютные ценности, валюта РФ и внутренние ценные бумаги используются в качестве средства платежа).

Таким образом, операции между субъектами валютного права , не предусматривающие перехода права собственности на валютные ценности, валюту РФ и внутренние ценные бумаги, не являются валютными операциями. Например, не являются валютными операции, связанные с передачей в залог внешних ценных бумаг, с передачей в доверительное управление валютных ценностей, тогда как реализация находящихся в залоге внешних ценных бумаг является валютной операцией.

В зависимости от количества субъектов, реализующих валютные операции, выделяют:

  1. валютные операции между двумя участниками: валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; операции на внутреннем валютном рынке ;
  2. валютные операции с одним участником: ввоз/вывоз на таможенную территорию/с таможенной территории России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории России, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Рассмотрим основные правша совершения валютных операций.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, в отношении которых устанавливаются ограничения в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса.

Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Валютные операции между резидентами по общему правилу, установленному ч. 1 ст. 9 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле », запрещены. Вместе с тем из общего правила, есть исключения, составляющие перечень разрешенных на законодательном уровне валютных операций между резидентами. Их можно классифицировать по нескольким категориям.

Валютные операции юридических и физических лиц — резидентов: операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого на ее территорию груза, транзитной перевозкой груза по российской территории, а также по договорам страхования указанных грузов; операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с российским законодательством; операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствий с законодательством РФ, и осуществления расчетов в российской валюте; операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов , сборов и других платежей) в федеральный бюджет , бюджет субъекта Федерации, местный бюджет в иностранной валюте; операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей ; операции при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории России, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой; операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ; операции, предусматривающие расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств , консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных российских представительств, находящихся за пределами территории нашей страны, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; переводы физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории России, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 тыс. долл. США по официальному курсу, установленному Банком России на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента; переводы физическим лицом — резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории нашей страны, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках; операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории России работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер; операции, указанные выше, совершаемые доверительными управляющими.

Валютные операции физических лиц — резидентов: передача физическим лицом — резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию ; дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам; завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования; приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; перевод физическим лицом — резидентом из Российской Федерации и получение в России физическим лицом — резидентом перевода без открытия банковских счетов , осуществляемые в установленном порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода; покупка у уполномоченного банка или продажа уполномоченному банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также прием для направления на инкассо в банки за пределами территории России наличной иностранной валюты; расчеты физических лиц — резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам — резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками — резидентами, совершаемые ими от своего имени и за свой счет, — это операции: отнесенные к банковским операциям; связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнение регрессных требований поручителей; связанные с приобретением у третьих лиц — уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам — уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме; связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (договорам лизинга); с внепйрши ценными бумагами; связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними и внешними ценными бумагами; связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов ; связанные с доверительным управлением денежными средствами; связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по вышеуказанным операциям.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (со вкладов) в банках за пределами территории России на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории России или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории России с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории России в российской валюте осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории России.

Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе: открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной и российской валюте только в уполномоченных банках; без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту РФ со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории России на свои банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках; без ограничений перечислять иностранную валюту со своих банковских счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на свои счета (во вклады) в банках за пределами территории России.

Валютный контроль

Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Как и в большинстве развитых стран мира, одним из основных направлений валютного регулирования в России являются разработка в валютном законодательстве и практическое применение системы мер валютного контроля за валютными операциями.

Участники внешнеторговой деятельности совершают операции, связанные с движением валютных средств. Такие операции под-, лежат особому государственному контролю.

В соответствии с валютным законодательством целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютному контролю подлежат все валютные операции независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения. Даже свободное совершение валютных операций связано с выполнением ряда формальностей, представляющих собой меры пассивного контроля (например, предоставление статистических данных, составление паспорта сделки и т. п.), что позволяет организовать органам валютного контроля наблюдение за проведением валютных операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты.

Его основными направлениями являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Сущность валютного контроля заключается в том, что уполномоченные нато субъекты, используя организационно-правовые способы й средства, выясняют, соответствует ли деятельность подконтрольных субъектов законам и поставленным перед ними задачам; анализируют результаты воздействия субъектов на управляемые объекты, отклонения от поставленных целей и способов их достижения; принимают меры по их предотвращению и привлечению к ответственности виновных.

Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» были впервые на законодательном уровне закреплены принципы валютного контроля, к которым ст. 3 отнесены:

  1. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  2. единство внешней и внутренней валютной политики России;
  3. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  4. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Необходимо обратить внимание, что Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» объединяет и принципы валютного регулирования, и принципы валютного контроля. Такой подход законодателя обусловлен необходимостью функционирования единой и согласованной системы валютного регулирования и валютного контроля, поскольку государство может обеспечить соблюдение условий и порядка проведения валютных операций главным образом посредством контроля за их соблюдением и применением мер ответственности к нарушителям валютного законодательства.

Примером реализации данного принципа является одновременное наделение Правительства РФ и Банка России как функциями по валютному регулированию, так и функциями по осуществлению валютного контроля.

Закрепление или отмена отдельных валютных ограничений в правовом регулировании валютных отношений непосредственно корректирует функционирование самого механизма валютного контроля. Во-первых, появление валютных ограничений означает возникновение у резидентов и нерезидентов дополнительных обязанностей и тем самым порождает возникновение новых объектов контроля. Во-вторых, установленные в рамках тех или иных валютных ограничений права и обязанности резидентов и нерезидентов обусловливают применение различного набора специальных мероприятий, форм и методов валютного контроля.

Тем не менее анализ статей действующего валютного законодательства позволяет определить, что валютному контролю подлежат все валютные операции, независимо от того, осуществляются они свободно либо применительно к ним установлены валютные ограничения.

Государственная регламентация порядка совершения валютных операций в Российской Федерации, т. е. валютное регулирование, обусловливает самостоятельность и специфику предмета валютного контроля, которым являются валютные операции и сделки.

Правовое регулирование системы валютного контроля осуществляется по двум направлениям:

  1. организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  2. определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Меры валютного контроля производны от валютных ограничений, однако их не следует отождествлять. Если через валютные ограничения государство регулирует (оказывает воздействие) операции с валютой и валютными ценностями, то посредством осуществления мер валютного контроля происходит процесс слежения за соблюдением установленных требований. Так, например, вывоз валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей физическими лицами допускается в размерах, не превышающих ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию.

Для того чтобы проконтролировать соблюдение этого ограничения, установлено требование представления подтверждающих документов. При этом без представления подтверждающих документов допускается единовременный вывоз валюты РФ и иностранной валюты на сумму не более 10 тыс. долл. США . Если же физическое лицо желает единовременно вывезти большую сумму, то оно должно представить документ, подтверждающий ввоз или перевод валюты в Российскую Федерацию. В данном случае валютным ограничением является ограничение допустимой к вывозу суммы, а не требование представить документы.

Кроме названных существуют меры валютного контроля, которые прямо ограничивают проведение валютной операции. Например, уполномоченные банки могут отказать в проведении валютной операции в случае, если им не будут представлены требуемые для осуществления валютного контроля документы (абз. 4 ч. 5 ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Несмотря на то что государство стремится к постепенной отмене валютных ограничений, оно не отказывается от системы валютного контроля.

Вместе с тем в некоторых случаях де-факто мероприятия валютного контроля могут становиться валютными ограничениями.

Это может иметь место, когда государство необоснованно вводит такие процедуры контроля, которые настолько затрудняют законные операции, что участники валютных правоотношений теряют интерес к их совершению либо фактически лишаются возможности их совершить. В этом случае меры валютного контроля фактически начинают выполнять не контрольную, а регулирующую функцию, т. е. используются как средство воздействия на поведение добросовестных участников валютных отношений.

Вместе с тем качественное функционирование механизма валютного контроля определяется не самим внешним оформлением структуры системы специальных субъектов и тем более не совокупностью контрольных полномочий каждого из субъектов, а исключительно границами внутреннего взаимодействия субъектов контроля друг с другом, что предполагает существование некой субординации между ними, нередко имеющей характер подчиненности.

Конечной целью реализации мер валютного контроля является соблюдение участниками валютных правоотношений валютной дисциплины.

Организационная структура валютного контроля является трехуровневой: ее образуют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля. При этом субъекты каждого уровня указанной системы имеют строго определенный круг полномочий при реализации контрольных функций.

Валютный контроль представляет собой систему мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными на то субъектами (Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля) и направленных на сбор и систематизацию информации о валютных операциях, предупреждение, выявление и пресечение валютных правонарушений . Система мероприятий валютного контроля состоит из следующих основных процедур (мер): сбор информации о валютных операциях; систематизация информации о валютных операциях; предупреждение валютных правонарушений; выявление и пресечение валютных правонарушений.

Названные процедуры (меры) не применяются по отдельности, а эффективность их реализации зависит от надлежащего выполнения органами и агентами валютного контроля своих функций.

Для этих органов осуществление валютного контроля является правоприменительным действием, связанным с принятием индивидуально-правовых (ненормативных) актов органами валютного контроля — предписаний об устранении правонарушений, протоколов и т. д.

Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право: знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке; на возмещение в установленном законодательством порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории России резиденты и нерезиденты обязаны: представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимкм ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора ; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Осуществление контрольных мероприятий в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного контроля за международным движением платежей и капиталов . Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние экономики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.

Для интеграции России в международную хозяйственную систему необходим компромисс между необходимостью либерализации правил осуществления валютных операций и необходимостью сохранения оптимальной структуры платежного баланса, поддержания курса национальной валюты, создания государственного валютного резерва.

Россия, являясь участницей международного экономического сотрудничества, приобщается к коллективным мерам борьбы с легализацией (отмыванием) денежных средств и иного имущества, приобретенного незаконным путем.

Валютный контроль выступает разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов, его осуществляющих, выделяют контроль: органов валютного контроля (Банка России и Росфиннадзора); агентов валютного контроля (уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг , таможенных органов , налоговых органов).

В зависимости от специфики контрольных полномочий государственных органов в валютной сфере выделяют: опосредствованный валютный контроль — осуществляет Правительство РФ, задача которого состоит в определении статуса органа исполнительной власти как органа валютного контроля и издании нормативных правовых актов , регламентирующих его деятельность в валютной сфере; непосредственный валютный контроль — осуществляют иные органы и агенты валютного контроля.

В зависимости от специфики объекта валютного контроля выделяется валютный контроль: за операциями резидентов; операциями нерезидентов; операциями, связанными с открытием и ведением счетов.

Практическая реализация валютного контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы валютного контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

Можно выделить два основных метода валютного контроля: запрос и проверку.

Согласно ст. 23 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля проводят следующие основные виды контрольных мероприятий:

  1. проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  2. проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запросы и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Характерной особенностью контрольных процедур является применение в их процессе мер государственного принуждения, например выдача предписания об устранении выявленных нарушений или применение установленных законодательством РФ мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.


В правовом отношении валютная политика оформляется валютным законодательством страны - совокупностью правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями в России и за ее пределами, а также двусторонними и многосторонними соглашениями, заключаемыми между государствами по валютным проблемам. Основы организации и осуществление валютного регулирования определены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных иных нормативных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Валютные отношения - это совокупность экономических и финансовых отношений, складывающихся при функционировании валюты.

Валютные отношения связаны с использованием валют при осуществлении внешней торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, предоставления и получения за границей кредитов и займов, совершения сделок по покупке валюты и т.д.

Валютные отношения, с одной стороны, относительно самостоятельны, но с другой - оказывают существенное воздействие на характер и эффективность международных экономических отношений через валютный курс, платежный баланс стран, через режим кредитования и международных расчетов.

Объективной основой валютных отношений является процесс общественного воспроизводства, который порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами. Национальные экономики открываются, становятся взаимозависимыми и взаимоуязвимыми. В целом на мировой рынок поступает примерно четверть производимого в странах валового продукта. Люди все шире используют товары иностранного происхождения.

Между валютными отношениями и процессом воспроизводства существует прямая и обратная связь. Валютные отношения вторичны по отношению к процессу воспроизводства. Общественное воспроизводство порождает международный обмен товарами, капиталами, услугами; возникают международные расчетные, валютные, кредитные и финансовые операции.

Участниками валютных отношений являются :

- физические лица (брокеры, туристы и т.д.);

Юридические лица (коммерческие банки; предприятия, осуществляющие экспортно-импортные операции; валютные биржи; валютные и брокерские фирмы; инвестиционные и пенсионные фонды);

- государства (в лице правительств, центральных и государственных банков);

- международные организации.

Валютно-кредитные отношения - финансовые отношения между субъектами разных стран, т.е. резидентами и нерезидентами, либо отношения между субъектами права одной страны, предметом которых является переход права собственности на валютные ценности и иных имущественных прав, связанных с валютными ценностями .

Валютная система РФ представляет собой организованную и взаимосвязанную совокупность отношений, касающихся функционирования на территории РФ и во внешних ее связях иностранных валют и других валютных ценностей. Ее организатором, в лице своих институтов, является государство, что позволяет регламентировать обращение иностранных валют и правила поведения участников валютного оборота.

Валютное законодательство состоит из Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и внутренними ценными бумагами за пределами территории РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, а также валютой РФ и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В валютную систему входят следующие элементы: национальная валюта, иностранная валюта, валютный курс, участники валютных отношений (резиденты и нерезиденты), органы валютного регулирования и контроля, правовые нормы, регулирующие валютные отношения.

Важно знать!

Валюта Российской Федерации :

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты ЦБ РФ, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории РФ;

4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением граждан России, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в валютных отношениях.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и их постоянные представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов;

ж) иные лица.

Национальной валютой является рубль. Иностранной - евро и доллар США.

Валютная система РФ продолжает совершенствоваться, все глубже интегрируясь в мировую систему.

Вступив в 1992 г. в Международный валютный фонд (МВФ), Россия приняла на себя обязательства по интеграции в мировое хозяйство. Поэтому в настоящее время валютная система РФ формируется на основе структурных принципов, присущих мировой валютной системе.

МВФ - это межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов. Он был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

МВФ занимается сбором и обработкой статистических данных по вопросам международных платежей, инфляции, валютных ресурсов, величины валютных резервов, денежного обращения, государственных финансов и др. Устав МВФ обязывает страны при получении кредитов давать информацию о состоянии экономики страны, золотовалютных резервов и т.п. Кроме того, страна, взявшая кредит, должна выполнять рекомендации МВФ по оздоровлению своей экономики.

Главная задача МВФ - поддержание стабильности мировой финансовой системы. Кроме того, в задачи МВФ входит информирование всех членов МВФ об изменениях финансовой и монетарной политики других стран-членов.

Членами МВФ являются более 180 стран мира. При вступлении в МВФ каждая страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой. Они направляются: на образование пула для кредитования стран-участниц; определение суммы, которую может получить страна в случае финансовых затруднений; определение количества голосов, которые получает страна-участница. Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту и соответственно число голосов имеют США (она составляет чуть более 17%).

МВФ предоставляет кредиты только на стабилизацию экономики, выведение ее из кризиса, но не для экономического развития .

Статус российской национальной валюты стал существенно меняться с момента, когда в 1996 г. Правительство РФ и ЦБ РФ приняли на себя обязательства снять ограничения на ее конвертируемость по текущим операциям и обеспечить внутреннюю конвертацию и последовавшей за этим либерализацией процедур по привлечению иностранного капитала.

Признание российского рубля в расчетах при осуществлении внешнеэкономической деятельности валютной ценностью позволяет распространить валютный контроль на область платежно-расчетных отношений резидентов и нерезидентов, когда средством платежа выступает национальная валюта.

Официально курс рубля к какой-либо валютной корзине или иностранной валюте не привязан. Курс национальной российской валюты - плавающий, т.е. он находится в зависимости от соотношений, которые складываются на валютных биржах в стране (в первую очередь, на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ)) между спросом и предложением.

Право на установку официальных курсов доллара к рублю имеет только ЦБ РФ на основе результатов торгов на ММВБ. Курсы других валют определяются на основе кросс-курсов.

Таким образом, валютная система РФ построена на базе плавающего курса, как того требует современная валютная система.

Органами валютного регулирования являются ЦБ РФ и Правительство РФ.

Закон устанавливает следующие валютные операции:

г) ввоз в Российской Федерации и вывоз из России валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;

и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ;

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются ЦБ РФ и ФНС и ФТС России.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с ЦБ РФ.

Рассмотрим осуществление валютного контроля на примере ФНС России.

ФНС России, как было отмечено выше, осуществляет контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющими кредитными организациями.

Должностные лица ФНС России (территориального управления) при осуществлении государственного контроля имеют следующие права:

Проводить проверки соблюдения объектом проверки валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

Проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям объекта проверки;

Выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства актов органов валютного регулирования;

Применять установленные меры ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

Проходить в здания и помещения, занимаемые объектом проверки, при проведении проверок;

Запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе письменные объяснения должностных и иных лиц объекта проверки.

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства и нормативных правовых актов органов валютного регулирования может наступать в случаях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ. В ней указано 12 составов правонарушений валютного законодательства, за которые установлена ответственность, например:

За осуществление незаконных валютных операций;

Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности и др.

В случае, если осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии) или с нарушением условий такого разрешения (лицензии) носит характер незаконной предпринимательской деятельности, наступает уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ. Невозвращение из-за границы в размере, превышающем 5 млн руб., средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, квалифицируется по ст. 193 УК РФ.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных этой статьей, рассматривают должностные лица органов валютного контроля. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов и агентов валютного контроля (ч. 1 и п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Постановление по делу за нарушение валютного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие инструменты используются в организации бюджетной системы и бюджетного процесса в Российской Федерации.

2. Какие установлены административные правонарушения бюджетного законодательства?

3. Раскройте принципы построения налоговой системы в Российской Федерации.

4. В чем заключается особый статус ЦБ РФ как мегарегулятора банковских отношений?

5. Раскройте административно-юрисдикционные полномочия ЦБ РФ.

6. Какие созданы органы государственного управления финансами и кредитом и каковы их функции?

7. Какие административные правонарушения совершают кредитные организации?

8. Раскройте правовые основы организации денежной системы РФ.

9. Назовите основные правоотношения, которые регулируются валютным законодательством.

10. Охарактеризуйте валютную систему РФ.

Тесты

1. Денежная эмиссия в Российской Федерации осуществляется:

б) Федеральным Собранием РФ;

в) Правительством РФ;

г) Президентом РФ;

д) Казначейством России.

2. Укажите полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

а) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

б) разработка и реализация налоговой политики;

в) принятие мер по регулированию рынка ценных бумаг;

г) осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом РФ;

д) назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ.

3. К органам взимания налогов и платежей относятся:

а) ФТС России;

б) Минэкономразвития России;

в) ФНС России;

г) Казначейство России;

4. «Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций государства, выраженная в законе», - это:

а) бюджет;

б) финансовая деятельность;

в) кредит;

г) дотации;

д) субвенция.

5. Валютными операциями являются:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) перевод валюты РФ со счета нерезидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ.

6. Налогоплательщики имеют право:

а) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

б) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

в) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в установленном порядке;

г) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

7. Рыночная экономика - это:

а) экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов;

б) социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений;

в) экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов;

г) социально-экономическая система, развивающаяся на основе общественной и частной собственности и товарно-денежных отношений;

8. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

а) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

б) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

в) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов;

г) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением.

10. Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

а) организации и физические лица, признаваемые в НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

б) организации и физические лица, признаваемые в НК РФ налоговыми агентами;

в) налоговые органы (ФНС России и ее территориальные органы);

г) таможенные органы (ФТС России, подчиненные ей таможенные органы РФ).

11. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

а) концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой ЦБ РФ;

б) краткую характеристику состояния экономики Российской Федерации;

в) прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

г) качественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленных ЦБ РФ на текущий год, оценку перспектив достижения указанных целей и обоснование их возможной корректировки;

Валютное регулирование представляет собой форму осуществления валютной политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, привлечение иностранного капитала.

Содержание валютных правоотношений - это право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов. В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 12 субъектами валютных правоотношений являются: а) резиденты; б) нерезиденты; в) органы валютного контроля * ; г) агенты валютного контроля.

К резидентам относятся: а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; г) дипломатические и иные официальные представительством РФ, находящиеся за пределами РФ; д) находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов, указанных выше в подп. «б» и «в».

Нерезиденты : а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ; б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; г) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства; д) находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов, указанных выше в подп. «б» и « в».

Объекты валютных правоотношений делятся на четыре вида:

1) валюта Российской Федерации - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и металлических монет; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ; средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с соответствующими органами иностранного государства объединений использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства;

2) ценные бумаги, номинированные в валюте РФ, - платежные документы (векселя, чеки, аккредитивы); фондовые ценности (акции, облигации); другие обязательства, выраженные в рублях;

3) иностранная валюта - банкноты, казначейские билеты и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

4) валютные ценности - иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства); драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий).

Понятие валютные операции 13 включает в себя: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности; ввоз, вывоз и пересылка в РФ и из РФ валютных ценностей; осуществление международных денежных переводов; расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ. Для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом государство может использовать три типа валютных режимов . Первый – режим государственной валютной монополии, в котором функционирует необратимая, неконвертируемая национальная валюта. Второй режим – режим с отсутствием каких бы то ни было валютных ограничений со стороны государства. Третий режим – режим с общим государственным валютным регулированием и применением некоторых валютных ограничений, необходимых для поддержания курса национальной денежной единицы и интересов национальной экономики в целом.

Основным органом валютного регулирования в стране является Центральный банк РФ, который:

а) определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

б) издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами;

в) проводит все виды валютных операций;

г) устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;

д) устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

е) устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

ж) устанавливает единые формы учета, отче документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

з) готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам, а также выполняет другие функции.

Нарушение валютного законодательства предусматривает административную ответственность (ст. 15.25 КоАП РФ):

а) за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;

б) невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от 0,1 до 1 размера суммы незаконной валютной операции;

в) нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения;

г) несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ.

Наряду с указанной выше административной ответственностью субъекты валютных правоотношений за нарушение в этой сфере деятельности несут также уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Правовое регулирование валютных отношений относится к публично-правовому регулированию. Основным законодательным актом в этой области является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Важная роль принадлежит также принятым в его развитие другим федеральным законам, нормативным актам, издаваемым Центральным банком РФ.

Целью указанного Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического развития.

Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой и ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются: приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; единство внешней и внутренней валютной политики России; обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при выполнении валютных операций .

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ, введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Государство эмитирует деньги и устанавливает различного рода пределы использования иностранной валюты и иных валютных ценностей. Так, использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории РФ по обязательствам допускается в случае, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ). Россия является участником Соглашения Международного валютного фонда и руководствуется его положениями .

Особый порядок использования валютных ценностей призван поддержать внутреннюю валюту, предотвратить утечку валюты за рубеж, сформировать доходные статьи бюджета.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Правительство РФ и Центральный банк РФ. В пределах своей компетенции Правительство РФ и Центральный банк РФ издают акты органов валютного регулирования, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами.

Особый порядок использования валютных ценностей призван поддерживать внутреннюю валюту, предотвращать утечку валюты за рубеж, формировать доходные статьи бюджета. Так, например, купля- продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки (п. 1 ст. 11 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений. Вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг резидентами и нерезидентами подлежит определенной регламентации в указанных выше целях.

Указанный Федеральный закон обязывает также резидентов и нерезидентов при совершении валютной операции в установленных законом случаях выполнить требование о резервировании. Суть его состоит во внесении на отдельный счет в уполномоченном банке суммы резервирования, размер и срок резервирования которой определены органом валютного регулирования. Сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом в валюте Российской Федерации до или не позднее дня совершения валютной операции (в зависимости от требования закона). Сумма резервирования подлежит возврату уполномоченным банком резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования.

В качестве способов обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед резидентом могут быть использованы наряду с безотзывным аккредитивом, банковской гарантией и векселем договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту; договор страхования риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров.

В настоящее время при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданную им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты должны в сроки, указанные в договорах (контрактах), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию (неполученные на таможенной территории) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Важной составной частью валютного регулирования является валютный контроль. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с упомянутым Федеральным законом и другими федеральными законами. Органы валютного контроля - Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ. Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг (схема 8).

Основные задачи валютного контроля сводятся к контролю за поступлением валютной выручки за экспортированные товары; проведением обязательной продажи части валютной выручки экспортерами; поступлением товаров в Российскую Федерацию по импортным контрактам; поступлением товаров в Российскую Федерацию по бартерным контрактам. Среди документов, подлежащих валютному кон-

Схема 8. Валютный контроль в Российской Федерации тролю, следует обратить внимание на документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов; документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов (подп. 9 ч. 4 ст. 23 указанного Федерального закона).

К первичным документам валютного контроля, несомненно, относятся должным образом оформленные внешнеторговые договоры (контракты), т. е. с наличием всех требуемых реквизитов. Вторичными документами валютного контроля являются паспорта сделок, учетные карточки и карточки платежа . Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для валютного контроля согласно Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле». По каждому экспортному или импортному контракту (в том числе по бартерной сделке) оформляется паспорт сделки, он подписывается банком, в котором открыт валютный счет экспортера или импортера и который будет осуществлять расчеты по контрактам. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах по установленной стандартной форме и в соответствии с установленным порядком.

Такова в общих чертах система валютного контроля и, в частности, система контроля за репатриацией (возвратом) валютной выручки российских экспортеров. Основными чертами ее являются:

создание новой законодательной базы, регулирующей валютные отношения (включение многих норм, содержавшихся в подзаконных актах, Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» и других федеральных законах);

многоступенчатость системы (она охватывает участников экспортно-импортной или бартерной сделки; уполномоченные банки, органы государственной власти, в том числе таможенные органы; контроль осуществляется на всех этапах - от заключения договора (контракта) до поступления валюты на счет экспортера);

параллельный контроль за поступлением валюты и товаров в Российскую Федерацию со стороны уполномоченных банков, Федеральной таможенной службы, органов и агентов валютного контроля.

Таким образом, если резидент не обеспечит поступление валютной выручки в Российскую Федерацию, против него могут быть применены финансовые санкции, а в случае серьезного нарушения может быть возбуждено уголовное дело. Если импортер не имеет документа, подтверждающего полное поступление товара на территорию РФ, с него в бесспорном порядке взыскивается стоимость неполученного товара и на него налагаются установленные законодательством РФ санкции.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое внешнеторговая сделка и каковы ее особенности?
  • 2. Раскройте принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 3. Назовите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 4. Расскажите об источниках правового регулирования внешнеторговой деятельности.
  • 5. Дайте общую характеристику договора международной купли-продажи по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи.
  • 6. Каковы особенности договоров, регулирующих внешнюю торговлю услугами?
  • 7. Расскажите о лицензионном договоре и договоре франчайзинга как о правовых инструментах внешней торговли объектами интеллектуальной собственности.
  • К резидентам указанный Федеральный закон относит прежде всего физическихлиц, имеющих постоянное место жительство в Российской Федерации, юридическиелица, созданные в соответствии с законодательством РФ, Российскую Федерацию,субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых этим Законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. К нерезидентам относятся физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ. Валютными операциями являются: сделки между резидентами, между нерезидентами, между резидентами и нерезидентами по приобретению и отчуждению валютныхценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг, а также использование их в качестве средств платежа.
  • В последнее время все острее ставится вопрос о переходе в международных расчетах с доллара на рубль, чтобы защитить суверенитет России.
  • См.: Синецкий Б. И. Основы коммерческой деятельности: учебник. М., 1998.С. 650-654.