Транспортные услуги гк рф. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к статье 801 Гражданского Кодекса РФ

1. В коммент. ст. сформулировано общее определение договора транспортной экспедиции, а также указаны стороны данного договора и их основные обязанности. Сторонами договора транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент (в роли экспедитора может выступать и сам перевозчик). Клиентом является грузоотправитель или грузополучатель. Основная обязанность экспедитора - выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, у клиента - уплатить экспедитору вознаграждение и возместить ему расходы, связанные с исполнением договора. Нормативными правовыми актами (ст. 3 - 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности) и договором могут предусматриваться и иные права и обязанности сторон.

2. Предмет договора транспортной экспедиции - выполнение или организация выполнения услуг, связанных с перевозкой груза, перечень которых, приведенный в ГК, не является исчерпывающим. Эти услуги, перечисленные в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 801 ГК, подразделяются на основные и дополнительные. В частности, к основным услугам относятся обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и проч.

3. В п. 2 ст. 801 ГК предусмотрена возможность выполнения обязанностей экспедитора непосредственно перевозчиком. Заключаемый в таком случае договор может быть смешанным (п. 3 ст. 421 ГК и комментарий к ней), сочетающим элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции. Стороны могут также заключить одновременно два договора - перевозки и обеспечивающий его договор транспортной экспедиции. В любой ситуации к отношениям сторон по транспортно-экспедиционному обслуживанию применяются правила гл. 41 ГК.

4. Пункт 3 определяет основы механизма выполнения договора транспортной экспедиции, а также указывает на круг нормативных правовых актов, регулирующих отношения по транспортной экспедиции. По общему правилу договор транспортной экспедиции выполняется на тех условиях, которые предусмотрены в самом договоре (соглашении сторон), однако иное в виде соответствующего императива может быть предусмотрено в нормативных правовых актах.

Правовое регулирование отношений, связанных с оказанием транспортно-экспедиционных услуг, наряду с правилами гл. 41 ГК, осуществляется Законом о транспортно-экспедиционной деятельности. Данный Закон, построенный по модели транспортных уставов и кодексов, определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

Другими законами и правовыми актами, формально регулирующими договорные отношения по транспортной экспедиции, являются транспортные уставы и кодексы. Вместе с тем лишь в УЖТ содержится правило, посвященное транспортной экспедиции (ст. 120). В КВВТ, КТМ, ВК и УАТ норм о транспортной экспедиции не имеется. Статьей 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности предусмотрено принятие Правительством РФ правил о транспортно-экспедиционной деятельности (см.: Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890). Этими Правилами определяются перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции), требования к качеству экспедиционных услуг, порядок оказания экспедиционных услуг и т.д.

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 801 ГК РФ

1. В комментируемой статье сформулировано определение договора транспортной экспедиции, а также указаны его основные особенности.

Во-первых, сторонами данного договора являются экспедитор и клиент. Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, а клиент в свою очередь обязуется оплачивать экспедитору вознаграждение и возмещать его расходы по исполнению договора. В роли экспедитора могут выступать специализированные организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, непосредственно сам перевозчик (п. 2 ст. комментируемой статьи). В последнем случае к отношениям сторон, возникающим в связи с транспортно-экспедиционным обслуживанием, применяются правила гл. 41 ГК РФ о договоре транспортной экспедиции.

Отдельные виды деятельности экспедитора, осуществляемые им в рамках договора транспортной экспедиции, могут в соответствии с действующим законодательством подлежать лицензированию. На практике не исключено заключение договора транспортной экспедиции со множественностью лиц, например, по формуле «один клиент — несколько экспедиторов» .

———————————
См.: Постановление ФАС РФ Северо-Кавказского округа от 24 февраля 2009 г. N А32-5448/2008-7/127 // СПС «Гарант».

Клиентом в договоре транспортной экспедиции является либо грузоотправитель, либо грузополучатель. Легальные дефиниции указанных сторон договора даны в п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности (далее — Правила) .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

Во-вторых, предметом договора транспортной экспедиции являются осуществление транспортно-экспедиционного обслуживания либо его организация. Понятие этого обслуживания может быть сформулировано с использованием правовой категории такого объекта гражданских прав, как услуга (ст. 128 ГК). По своей сути такое обслуживание представляет собой оказание комплекса транспортно-экспедиционных услуг — по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза (п. 4 Правил).

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного обслуживания, могут быть подразделены на основные и дополнительные. При оказании основных услуг экспедитор исполняет предусмотренные договором обязанности по организации перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, по заключению от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, по обеспечению отправки и получения груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В п. 1 комментируемой статьи в открытом перечне перечислены и возможные дополнительные услуги экспедитора. В частности, это услуги, связанные с публично-правовой сферой, — выполнение таможенных формальностей и прочих, хранение груза и др.

В-третьих, исходя из содержания комментируемой статьи возможно выделить некоторые разновидности договора транспортной экспедиции.

В зависимости от субъектного признака:

— договоры, совершаемые клиентами-грузоотправителями и заключаемые клиентами-грузополучателями;

— договоры, в которых экспедитор является лишь экспедитором, и договоры, где экспедитор выполняет также и функции перевозчика (или наоборот) . Применительно к последней группе договоров в литературе замечается, что заключаемый договор может носить смешанный характер и сочетать в себе элементы договоров перевозки и транспортной экспедиции;

———————————
Так, по одному из дел указано, что ст. ст. 801, 802 ГК и Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» не содержат запрета на осуществление перевозки силами экспедитора (Определение ВАС РФ от 29 апреля 2009 г. N 5057/09 // СПС «Гарант»).

Комментарий к ст. 801 ГК РФ. См.: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая: Учебно-практический комментарий / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010; СПС «Гарант» (автор комментария к гл. 41 — Д.Х. Валеев).

— договоры, в которых клиент является предпринимателем или иным хозяйствующим субъектом, и договоры, где клиент — потребитель. В случае, когда клиент является потребителем, к отношениям сторон наряду с нормативными актами о транспортно-экспедиционной деятельности применяется также и законодательство о защите прав потребителей (см., например, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2701.

По предмету договора: договоры транспортной экспедиции, в которых экспедитор непосредственно выполняет согласованные договором услуги, связанные с перевозкой груза, и договоры, где экспедитор организовывает выполнение таких услуг.

В-четвертых, договор транспортной экспедиции носит возмездный характер. Клиент обязуется в соответствии с договором оплатить вознаграждение экспедитору. Кроме того, он должен возместить последнему расходы, связанные с исполнением договора (п. 1 комментируемой статьи; п. 2 ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

В юридической литературе называют и иные общие особенности договора транспортной экспедиции. Так, его относят к двусторонним договорам, в которых стороны по отношению друг к другу и имеют права, и несут обязанности. Кроме того, считается, что этот договор в зависимости от его содержания может быть как консенсуальным, так и реальным.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Глава 41. Транспортная экспедиция

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Статья 802. Форма договора транспортной экспедиции

1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
2. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Статья 804. Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

1. Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.
2. Экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.
3. В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
4. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязанности по предоставлению информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 805. Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.

Статья 806. Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции

Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.
При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Комментарий к Главе 41. Транспортная экспедиция Гражданского кодекса РФ (ст. 801-806)

Договор транспортной экспедиции впервые регулируется Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которому посвящена отдельная глава. Суть обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоит в том, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента), в качестве которой выступает грузоотправитель или грузополучатель, выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК).

Ранее транспортно-экспедиционное обслуживание рассматривалось законодательством в качестве определенного набора дополнительных к перевозке груза операций и услуг, выполняемых для грузоотправителя или грузополучателя транспортной или иной специализированной организацией. Регулировались указанные правоотношения в минимальной степени транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами перевозок грузов.

Одним из наиболее развитых было правовое регулирование транспортно-экспедиционного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей, осуществляемое организациями автомобильного транспорта. Данное обстоятельство объясняется двумя причинами. Во-первых, на автомобильном транспорте перевозка груза производится автотранспортной организацией, как правило, без сопровождения его экспедитором грузоотправителя (грузополучателя), а функции экспедитора возлагаются на водителя автотранспортной организации - шофера-экспедитора (ст. 49-50 УАТ). Во-вторых, в свое время после долгих дискуссий между транспортными министерствами и ведомствами на Министерство автомобильного транспорта РСФСР было возложено выполнение функций по транспортно-экспедиционному обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей при централизованном завозе (вывозе) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты. В связи с этим в УАТ был включен раздел VIII "Транспортно-экспедиционные операции и услуги, оказываемые предприятиями и организациями автомобильного транспорта общего пользования".

В соответствии с УАТ отношения, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием, регламентировались специальным нормативным актом: Правилами транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР, утвержденными Министерством автомобильного транспорта РСФСР 13 ноября 1980 года по согласованию с Госпланом РСФСР и Государственным арбитражем РСФСР. Впоследствии указанные Правила стали самостоятельным разделом Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом<62>.

УАТ и Правила определили нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание, дифференцировано применительно к прямому автомобильному сообщению и смешанному автомобильно-железнодорожному, автомобильно-водному и автомобильно-авиационному сообщению.

При перевозках грузов в прямом автомобильном сообщении автотранспортные организации выполняют для грузоотправителей и грузополучателей по годовым договорам перевозки грузов обязательные и дополнительные транспортно-экспедиционные услуги. К числу транспортно-экспедиционных услуг, выполняемых в обязательном порядке, относятся: прием грузов к перевозке автомобильным транспортом по надлежаще оформленным грузоотправителями товарно-транспортным документам; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов грузополучателям с надлежащим оформлением им товарно-транспортных документов. Указанные услуги выполняются шофером-экспедитором соответствующей автотранспортной организации.

В годовых договорах перевозки грузов автомобильным транспортом по согласованию сторон может быть предусмотрено также выполнение автотранспортной организацией ряда дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, в частности: ведение учетных карточек для грузоотправителей по выполнению плана перевозок; предварительная подготовка груза к перевозке (подсортировка, затаривание, пакетирование и т. п.); внутрискладская переработка грузов; погрузка и выгрузка грузов; кратковременное хранение грузов на складах автотранспортных организаций.

Гораздо шире набор транспортно-экспедиционных операций и услуг, выполняемых автотранспортными организациями при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом на станции железных дорог, в морские и речные порты (на пристани) и аэропорты. Здесь тоже имеются как обязательные, так и дополнительные операции и услуги. В обязательном порядке автотранспортные организации должны обеспечить: представление станциям железных дорог, морским, речным портам (пристаням) и аэропортам заявки на отправление грузов; получение разрешения (визы) на завоз грузов; прием грузов от грузоотправителей, сдача грузов станциям железных дорог, морским, речным портам и аэропортам; оплата стоимости перевозок и дополнительных сборов железной дороге, морскому, речному и воздушному транспорту; получение документов, подтверждающих прием грузов другими видами транспорта и оплату им платежей, причитающихся за перевозку, и доставка этих документов грузоотправителям; раскредитование документов на прибывшие в адрес грузополучателей грузы; информация грузополучателей о прибытии грузов; прием грузов от станций железных дорог, морских, речных портов (пристаней) и аэропортов; сопровождение и охрана грузов при перевозке автомобильным транспортом; сдача грузов получателям; доставка грузополучателям транспортных и других документов.

В годовых договорах на централизованную перевозку грузов по согласованию сторон может предусматриваться выполнение автотранспортными организациями дополнительных транспортно-экспедиционных операций и услуг, и в частности: наведение и выдача справок о движении грузов; маркировка предназначенных к отправлению грузов; завоз грузов на склады, укрупнение мелких отправок и подгруппировка грузов по направлениям и назначению; хранение грузов на складах; погрузка грузов у отправителей и разгрузка у получателей, уведомление об отправке или прибытии грузов.

Содержащиеся в УАТ и названных Правилах нормы, регулирующие транспортно-экспедиционное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей автотранспортными организациями, и ныне сохраняют свое значение. Однако такого рода правоотношения, когда обязанности экспедитора исполняются перевозчиком, не могут быть отнесены к числу основных в транспортно-экспедиционном обслуживании (п. 2 ст. 801 ГК).

Уже в Основах 1991 года (ст. 105) договор транспортной экспедиции был выведен далеко за рамки транспортно-экспедиционного обслуживания, осуществляемого перевозчиком груза. И в ГК нормы о договоре транспортной экспедиции ориентированы скорее на обязательства с участием специализированной организации (экспедитора), не являющейся перевозчиком груза.

Основные обязанности экспедитора, составляющие содержание обязательства, возникающего из договора транспортной экспедиции, состоят в организации перевозки груза клиента тем транспортом и по тому маршруту, которые избраны клиентом или экспедитором, заключении для этого экспедитором от имени клиента или от своего имени договоров перевозки грузов с транспортными организациями, обеспечении отправки и получения груза клиента.

Помимо названных обязанностей экспедитора, непосредственно связанных с обеспечением перевозки груза клиента, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление экспедитором и ряда дополнительных услуг и операций, необходимых для доставки груза клиента. К их числу относятся: выполнение таможенных и иных формальностей; получение требующихся для экспорта и импорта товаров документов; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения, а также иные операции и услуги, установленные договором.

Специфической обязанностью клиента по договору транспортной экспедиции является предоставление экспедитору документов, относящихся к грузу, а также информации о свойствах груза, особых условиях его перевозки и иных сведений, необходимых экспедитору для исполнения договора транспортной экспедиции ст. 804). Непредоставление клиентом такой информации дает экспедитору право не приступать к исполнению своих обязанностей по договору вплоть до получения необходимой информации. Он вправе также потребовать от клиента возмещения убытков, причиненных непредоставлением необходимых документов и информации о грузе. Виды документов (характер информации о грузе), которые клиент обязан предоставить экспедитору, определяются в договоре транспортной экспедиции.

В случаях, когда экспедитор, выполняя свои обязанности, действует от имени клиента, например при заключении договора с перевозчиком, получении груза и т. п., клиент должен выдать ему доверенность п. 2 ст. 802).

Никаких особых требований к форме договора транспортной экспедиции Кодекс не содержит. Такой договор заключается в простой письменной форме (п. 1 ст. 802). Это означает, что договор транспортной экспедиции может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (ст. 434).

Исполнение договора транспортной экспедиции экспедитором, не являющимся перевозчиком груза, может быть произведено лишь путем привлечения третьих лиц (транспортных организаций). При этом за неисполнение договора ответственность перед клиентом несет экспедитор. Как экспедитор, так и клиент вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок, при условии возмещения этой стороне убытков, вызванных расторжением договора.

В случае нарушения условий договора транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по общим правилам об ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение гражданско-правовых обязательств (ст.393-406 ГК). Вместе с тем предусмотрено исключение для ситуаций, когда нарушение договора транспортной экспедиции со стороны экспедитора вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки. При таких обстоятельствах ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803).

Глава 41 ГК включает в себя лишь самые общие положения, регулирующие договоры транспортной экспедиции, составляющие необходимую основу для последующего детального правового регулирования иными законами и правовыми актами. В этом смысле следует обратить внимание на то, что Кодекс называет среди источников правового регулирования рассматриваемых правоотношений закон о транспортно-экспедиционной деятельности, который должен быть разработан в возможно короткий срок. А до принятия такого закона основная нагрузка в правовом регулировании обязательств по транспортно-экспедиционному обслуживанию возлагается на вырабатываемые по соглашению сторон условия конкретных договоров транспортной экспедиции.

Компания "ИнтерТрансАвто" оказывает транспортные, логистические и экспедиционные услуги в строгом соответствии с требованиями российского законодательства и правилами международных перевозок.

Комментарий к ст.

801 - 806 Гражданского кодекса Российской Федерации 2004 г.

Глава 41.

Транспортная экспедиция

Договор транспортной экспедиции

1. Договор транспортной экспедиции - разновидность договора возмездного оказания услуг. Предмет договора транспортной экспедиции определяется обязательствами по организации и осуществлению перевозок.

Услуги, оказываемые транспортным экспедитором, можно подразделить на основные, формирующие данный договор, и дополнительные, которые могут содержаться в договоре, а могут и отсутствовать в нем.

По смыслу комментируемой статьи основные условия договора транспортной экспедиции связаны с перевозкой груза. В их числе, прежде всего, заключение по заданию клиента договоров об организации перевозок соответствующим видом транспорта или в смешанном сообщении, оформление заказов и заявок на подачу транспортных средств под погрузку, оплата провозных платежей, заключение договоров перевозки, договоров фрахтования, обеспечение отправки и получения груза и т.п.

К дополнительным услугам отнесены получение требующихся для экспорта и импорта документов, выполнение в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом , таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения. Экспедитор может также взять на себя маркировку груза, его затаривание, проверку состояния упаковки и маркировки, складирование, совершение других операций с грузом.

2. Сторонами в договоре транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент. Экспедитором может быть юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Функции экспедитора осуществляет, как правило, лицо, не являющееся перевозчиком груза. Вместе с тем ГК допускает возможность принятия перевозчиком на себя обязанностей экспедитора. Договор экспедиции заключает та же транспортная организация, которая осуществляет доставку груза. Например, автотранспортная организация, которой груз вручен для перевозки, заключает также с его отправителем договор транспортной экспедиции. В этом случае одно и то же лицо будет выполнять функции, составляющие содержание разных договоров с несовпадающими правами и обязанностями. Договор перевозки груза, являющийся реальным договором, заключается путем вручения экспедитором по поручению клиента груза перевозчику для его доставки из пункта отправления в пункт назначения. Совершаемые той же транспортной организацией операции, предшествующие договору перевозки, а также способствующие доставке груза и получению его клиентом, составят содержание договора транспортной экспедиции.

Экспедитор осуществляет свою деятельность не только за счет клиента, но и за вознаграждение. Он может действовать от имени клиента на основании выданной ему доверенности (ст. 802 ГК). Но клиент может предоставить экспедитору право заключать договоры от собственного имени, т.е. практически выполнять функции агента клиента. В этом случае в отношениях с третьими лицами, и прежде всего с перевозчиком, стороной в соответствующем обязательственном отношении (например, грузоотправителем или грузополучателем) будет экспедитор. Тем не менее по отношению к клиенту в соответствии с заключенным с ним договором транспортной экспедиции такое лицо остается экспедитором и будет нести перед ним ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей экспедитора.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи определение условий выполнения договора транспортной экспедиции отнесено к соглашению сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. В настоящее время вступил в силу Федеральный закон от 30.06.03 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"*(149). МПС России и Минтранс России утвердили Правила централизованного вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями (см. письмо МПС России от 14.05.93 N С-405у/АК-7/ЦМ-180). К указанным Правилам приложен примерный договор на выполнение централизованного вывоза (завоза) грузов со станций железных дорог и транспортно-экспедиционных услуг и операций.

Кроме того, сохраняют силу (в части, не противоречащей ГК, а также Федеральному закону "О транспортно-экспедиционной деятельности") нормы УАТ и утвержденные в соответствии с ним Минавтотрансом РСФСР Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 30.07.71, разд. 27 которых посвящен правилам транспортно-экспедиционного обслуживания предприятий, организаций и учреждений в РСФСР.

Форма договора транспортной экспедиции

1. При заключении договора транспортной экспедиции должны быть соблюдены требования ст. 434 ГК о письменной форме договора. Несоблюдение письменной формы данного договора влечет за собой последствия, предусмотренные ст. 162 ГК, т.е. лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение условий договора на свидетельские показания, но не лишает права приводить письменные и другие доказательства.

2. Клиент выдает экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Доверенность экспедитору выдается в соответствии с правилами ст. 184-189 ГК о представительстве и доверенности. Положение экспедитора, действующего по договору с клиентом от собственного имени, аналогично положению комиссионера или действующего от своего имени агента, что позволяет применить к такому экспедитору соответствующие нормы гл. 51 и 52 ГК.

См. форму Договора транспортной экспедиции

Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор обязан возместить клиенту убытки в полном объеме, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (ст. 15 ГК). Клиент вправе также потребовать от экспедитора уплаты предусмотренной договором или законом неустойки.

Деятельность экспедитора является предпринимательской. Поэтому его ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции наступает по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 401 ГК. Если соглашением сторон или законом не предусмотрено иное, экспедитор несет ответственность, при условии, что он не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, а именно чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

2. В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрен особый случай ограничения ответственности экспедитора. Если неисполнение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки перевозчиком, то ответственным перед клиентом, указанным в транспортном документе, например в качестве отправителя или получателя груза (или самим экспедитором, если он заключал договор перевозки от своего имени), является перевозчик. В этом случае в соответствии с условиями договора транспортной экспедиции экспедитор обязан обеспечить клиенту возможность возмещения убытков и штрафов перевозчиком. Если нарушение экспедитором этой обязанности привело к невозможности компенсации перевозчиком потерь клиента, ответственным перед ним будет экспедитор (при доказанности ненадлежащего исполнения обязанностей перевозчиком) по основаниям и в объеме, которые установлены законодательством для ответственности перевозчика.

ВАС РФ неоднократно обращал внимание арбитражных судов на необходимость проверять причины, по которым перевозчик отказался возместить клиенту стоимость его потерь при перевозке. Если эти причины были связаны, например, с тем, что транспортный экспедитор не потребовал составления коммерческого акта о недостаче груза, то арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об ответственности транспортного экспедитора, а не перевозчика перед клиентом (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.99 N 2304/98).

Документы и другая информация, предоставляемые экспедитору

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится об информации, без которой экспедитор не может приступить к исполнению своих обязанностей. Непосредственно в данной статье указано на два вида информации, которую клиент обязан предоставить экспедитору: о свойствах груза и об условиях его перевозки. Имеются в виду, в частности, качественные характеристики груза, его особые свойства, а также связанные с этими характеристиками условия перевозки. Данная информация особенно важна, если клиент поручает экспедитору осуществить не только основные, но и дополнительные услуги. В какой форме должна предоставляться эта информация и какие еще сведения клиент обязан сообщить экспедитору, непосредственно в комментируемом пункте не говорится. Согласно п. 3 ст. 801 ГК условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Действующие правила транспортно-экспедиционного обслуживания не содержат исчерпывающих сведений об информации, требующейся в современных условиях для надлежащей транспортно-экспедиционной деятельности. Поэтому все вопросы, связанные с необходимой экспедитору для выполнения его деятельности информацией о грузе и условиях его перевозки, а также с формой, в которой данная информация доводится до сведения экспедитора, должны быть решены соглашением сторон. Экспедитору, в частности, может потребоваться информация о направленных перевозчику заказах и заявках, о транспортных и иных условиях заключенных клиентом контрактов на поставку товаров, о порядке расчетов за поставленную продукцию, о заключенных клиентом договорах об организации перевозок и т.п.

2. Экспедитор обязан тщательно проверить полученную информацию и запросить у клиента необходимые дополнительные данные в случае неполноты полученной информации или ее недостатков. В п. 2 комментируемой статьи, содержащем это правило, не указано, в какие сроки экспедитор должен известить клиента о выявленных недостатках информации и запросить дополнительные сведения. Данный вопрос также следует решать в соглашении сторон. Если подобное условие не согласовано, то экспедитор должен действовать разумно и добросовестно с тем, чтобы его промедление не привело к невозможности дальнейшей деятельности и убыткам клиента.

3. Согласно нормам п. 3 комментируемой статьи экспедитор имеет право не приступать к исполнению своих обязанностей до предоставления необходимой ему информации. Экспедитор может воспользоваться этим правом не только тогда, когда необходимая информация не предоставлена полностью, но и при ее неполноте и наличии недостатков, если, несмотря на своевременно сделанный экспедитором запрос, клиент не восполнил недостающую информацию и (или) не устранил ее недостатки.

Невыполнение клиентом условий, предусмотренных в п. 1, 2 комментируемой статьи, может привести к убыткам экспедитора, которые клиент обязан возместить. Если соглашением сторон, законами, иными правовыми актами для данного вида отношений не предусмотрено иное, убытки подлежат возмещению в полном объеме (ст. 15 ГК) и по основанию, предусмотренному правилом ст. 401 ГК (т.е. независимо от вины клиента, поскольку транспортно-экспедиторская деятельность является деятельностью предпринимательской). Федеральным законом "О транспортно-экспедиционной деятельности" предусмотрено ограничение ответственности экспедитора в случае оказания экспедиционных услуг при международной перевозке грузов. Закон установил также обязательность предъявления претензии экспедитору до обращения в суд с иском.

Исполнение обязанностей экспедитора третьим лицом

Правило комментируемой статьи конкретизирует предусмотренное ГК общее правило о возможности исполнения обязанностей должника третьими лицами (ст. 313) применительно к отношениям между экспедитором и его клиентом по договору транспортной экспедиции. Привлечение третьих лиц к исполнению обязанностей экспедитора является его правом. Единственное ограничение для реализации этого права состоит в содержащемся в договоре транспортной экспедиции условии о необходимости выполнения обязанностей по договору лично экспедитором. Специфика отношений транспортной экспедиции состоит в том, что экспедитор чаще всего не может обойтись без услуг третьих лиц, в частности по доставке груза от станции (порта) назначения или на станцию (порт) отправления. Экспедитор нередко заключает договор с соответствующей транспортной организацией и передает ей выполнение части (или всех) своих обязанностей по договору транспортной экспедиции. Однако ответственным перед клиентом по данному договору за выполнение третьим лицом возложенных на него функций остается экспедитор, который вправе в порядке регресса возместить убытки, причиненные ему ненадлежащим исполнением третьим лицом возложенных на него обязанностей, и применить иные меры ответственности, предусмотренные соглашением между экспедитором и третьим лицом.

Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции

В соответствии с ГК стороны обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, вправе предусмотреть в договоре условие об одностороннем отказе от исполнения обязательства, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК). Применительно к отношениям по договору транспортной экспедиции ГК не называет существо данного обязательства в качестве обстоятельства, исключающего право на односторонний отказ от исполнения договора. Каждая сторона данного договора вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора в разумный срок. Вопрос о том, является ли срок разумным, в случае спора может быть разрешен судом. Указание закона на разумный срок, в течение которого следует реализовать свое право на односторонний отказ от исполнения обязательства по договору транспортной экспедиции, не исключает включения в договор условий о порядке осуществления этого права и указания на время, по истечении которого сторона прекратит исполнение своих обязанностей.

По смыслу комментируемой статьи односторонний отказ от исполнения договора должен означать его расторжение.

Сторона, заявившая об отказе от исполнения договора, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, в объеме и по основаниям, предусмотренным ГК (ст. 15, 401). Возмещение убытков при частичном отказе от исполнения договора предусмотрено ст. 804 ГК.

См. ЗАКОНЫ об эксплуатации транспорта, экспедиции и перевозки грузов

Мы с братом владеем земельным участком в размере 10 гектар на праве долевой собственности. Доли у нас равные. У нас возникли некоторые проблемы с совместным распоряжением имущества и я хочу выделить свою долю в натуре. Опять же и здесь возникли недопонимания, поскольку к этому участку подведены дорога и коммуникации только в одной точке. Есть ли еще какие-то способы решения нашего конфликта, кроме как обращение в суд.

Моя дальняя родственница во время одного из визитов к нам пообещала подарить мне на свадьбу ценную семейную реликвию – старинную икону. Это слышали практически все члены семьи. Свадьба состоялась, но подарок я так и не получила, эта родственница не смогла приехать на свадьбу, заболела, но через полгода подарила икону своей подруге, которая, по ее словам, ухаживала за ней. Можно ли оспорить такой дар, и вернуть икону обратно в семью, на том основании, что она должна была быть подарена мне?

Наша семья решила купить квартиру большую по площади, а старую продать. Наш риэлтор предложил одновременно с поиском покупателей на нашу квартиру начать и поиск подходящей жилплощади. И так получилось, что мы нашли вариант, где продавец понравившейся нам квартиры захотел переехать в нашу квартиру. Поскольку разница в цене квартир существенная, необходимо совершить доплату. Можно ли включать в договор мены условие о доплате, илу нужно заключить два отдельных договора купли-продажи?

Я заключил договор на создание дизайн-проекта для моей квартиры. Я внес аванс в размере 25 % от полной стоимости работы дизайнера, после чего он пообещал сразу же приступить к работе. Но через два дня дизайнер позвонил, и сказал, что не сможет закончить работу, при этом об авансе он умолчал. Могу ли я расторгнуть с ним договор и потребовать возврата аванса?

У меня такая ситуация. По интернету в магазине я заказал себе некоторые вещи, идеально подходящие для рыбалки, которой я страстно увлекаюсь. Сумма товара – 4000 рублей. Внес предоплату, однако товар так и не поступил. Уже прошло 3 недели. Скажите, как мне поступить в данной ситуации? Может ли это быть мошенничеством, и как вернуть свои деньги?

У меня подписан договор с моей няней, которая в рабочие дни приходит на работу для ухода за моим сыном. Я работаю руководителем в крупной компании, мой муж со мной развелся 2 года назад по личным причинам, я сама воспитываю ребенка и много работаю, чтобы обеспечить ему достойное будущее. Для того, чтобы успеть по всем делам, я нанимаю няню. С недавнего времени она заявила, что не может уже приходить, как раньше, вследствие чего мы обсудили иные условия. У меня вопрос: можно ли поменять условия в договоре, или это необязательно?

Ситуация такая. Я хочу заняться поставками товаров из отдаленного российского города. При переговорах с фирмой оказалось, что они могут выслать первую партию товаров после моей предоплаты, не подписывая никаких договоров и контрактов. Скажите, возможно ли такое? Как мне себя обезопасить в данном случае