Первый антимонопольный закон был принят. Антимонопольное законодательство российской федерации. Положительные и отрицательные стороны присутствия на рынке компании-доминанта

Лекция 8. Антимонопольное регулирование

2. Антимонопольное законодательство, его цели и задачи.

Разработка и проведение антимонопольной политики относится к числу важнейших экономических функций современного государства.

Проведение антимонопольной политики опирается на вывод, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Это такое соперничество, в котором побеждают наиболее эффективные участники.

Конкуренция является одним из важнейших элементом рынка, поскольку именно конкуренция заставляет участников хозяйственных отношений заниматься необходимой обществу деятельностью, является механизмом отбора и регулирования в рыночной экономике. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антимонопольная политика – это комплекс мер государственного управления, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкуренции.
Государственное антимонопольное регулирование экономики включает в себя два связанных между собой направления :

1) разработку и принятие специального антимонопольного законодательства;

2) формирование системы органов, осуществляющих антимонопольное регулирование и контролирующих соблюдение антимонопольного законодательства.

В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после Второй мировой войны: во Франции – в 1945 г., в Японии – в 1947 г., в Англии – в 1948 г., в ФРГ – в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства. Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию.

В России же необходимость антимонопольного регулирования была осознана государственной властью лишь к 1990 году, когда и был создан предшественник ныне действующей Федеральной антимонопольной службы – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. А в 1991 году принят основополагающий в области антимонопольного регулирования Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Цели и методы антимонопольного регулирования в России.
Антимонопольное регулирование действует в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Стратегические задачи проведения антимонопольной политики и развития конкуренции в России на современном этапе были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 08.02.2008 г. в выступлении на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года.

Основной целью антимонопольного регулирования в России является контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который необходим для предотвращения их монополизации.
Исходя из этого, можно определить задачи антимонопольного регулирования :
- поддержка здоровой конкуренции;

Обеспечение свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

Пресечение монополистической деятельности, а также недобросовестной конкуренции на товарных рынках;

Недопущение создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

Создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной и судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Антимонопольное законодательство, его цели и задачи

Основным федеральным законом, направленным исключительно на поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие конкуренции, является федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральный закон «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции.

Целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Закон «О защите конкуренции» определяет действующие организационные и правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках в России. К ним относятся: четкое определение круга сделок и действий, которые совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа; уточняется определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; дается принципиально новое определение запретов на различные виды монополистической деятельности; приводится исчерпывающий перечень полномочий антимонопольного органа и видов предписаний, которые он вправе выдавать, и др.

Закон развивает антимонопольное законодательство и конкретизирует ограничения и запреты на осуществление монополистической деятельности. Законом запрещены : злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке; действия или соглашения, ограничивающие конкуренцию; недобросовестная конкуренция.

Также законом определены общие антимонопольные требования к порядку проведения всех видов торгов, конкурсов и аукционов органами власти и внебюджетными фондами.

Стратегические задачи конкурентной политики требуют соблюдения определенных принципов и методов при ее проведении. Из сложившихся принципов и методов можно выделить:

Оценку влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

Антимонопольный контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

Применение ограничительных мер;

Противодействие недобросовестной конкуренции;

Контроль за экономической концентрацией;

Снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

Антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

Запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления;

Контроль в сфере размещения государственных заказов;

Анализ рынков;

Обеспечение конкуренции на глобальном уровне.

Под ограничительными мерами понимают запреты на монополистическую деятельность; недобросовестную конкуренцию, которая может привести к ограничению конкуренции; прямое вмешательство государственных органов власти в деятельность предприятий и др.

Органам власти запрещается предоставление льгот и преимуществ отдельным компаниям. Устанавливаются конкурентные требования к торгам и аукционам при осуществлении госзакупок.

Закон «О защите конкуренции» запрещает осуществлять согласованные действия между хозяйствующими субъектами, которые могут привести к : установлению монопольно высоких или монопольно низких цен; изъятию товара из обращения, с тем чтобы создать или поддержать дефицит; включению в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями; побуждению контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками).

Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам – либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция , в том числе:

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

Введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

Продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

Незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Законом предусмотрен контроль за экономической концентрацией .Экономическая концентрация – сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Государственный контроль за концентрацией предназначен для недопущения ухудшения конкурентной среды и исключения возможности возникновения ситуации злоупотребления доминирующим положением. Поэтому наиболее крупные сделки по слияниям и поглощениям осуществляются в разрешительном порядке после согласования с антимонопольным органом. Такой же порядок предусмотрен в отношении слияний и поглощений с участием иностранных фирм.

Законом предусмотреноснижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний . Возможность появления новых продавцов является сдерживающим фактором для проявлений монополизма со стороны фирм, уже действующих на рынке. Образование новых фирм также является важным элементом совершенствования конкурентоспособности.

Установлено антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии . Экономический смысл естественной монополии заключается в существовании такого эффекта в отрасли, при котором на рынке может действовать только одна фирма. Это характерно для отраслей, требующих широкомасштабных инвестиций в распределительные сети, таких, как электроснабжение, газо- и водоснабжение, телекоммуникации, железные дороги и т. п.

Однако даже для таких отраслей предусматриваются механизмы, позволяющие достигать конкурентных результатов:

1) изъятие сверхприбыли регулирующим органом;

2) проведение проверок с наложением крупных штрафов при выявлении завышения фирмами своих затрат;

3) установление тарифов как средних или наименьших издержек для группы аналогичных фирм;

4) проведение аукционов для фирм на получение права выпуска продукции или оказания услуг в оговоренный период.

Установлены запреты на антиконкурентные действия органов власти и управления. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Установлен порядок и контроль в сфере размещения государственных заказов (закупок). Если такие закупки превращаются в гарантированные для продавцов, то снижается качество, завышаются цены, прекращается конкурентное развитие экономики. Для того чтобы этого не происходило, разработаны жесткие процедуры размещения и контроль соблюдения этих процедур.

Для предупреждения и пресечения монополистической деятельности ведется Государственный реестр РФ . Включение хозяйствующего субъекта в реестр, исключение хозяйствующего субъекта из реестра, внесение изменений в реестр осуществляется на основании приказа ФАС России, если хозяйствующий субъект имеет долю более тридцати пяти процентов на соответствующем товарном рынке Российской Федерации в целом. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются содержание и методы антимонопольного регулирования?

2. Назовите задачи антимонопольного регулирования.

3. Сформулируйте цели и задачи антимонопольного законодательства.

4. Перечислите законодательные меры борьбы с монополистической деятельностью в экономике.

Антимонопольное законодательство - совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

Антимонопольное законодательство — система правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рыночных отношений, установить правила поведения участников на товарных рынках, защитить права предприятий малого и среднего бизнеса от хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Первым законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке товаров, стал Закон Шермана 1890 г., один из основных законов в рамках антитрестовского (antitrust) законодательства США, получивший название по имени автора законопроекта сенатора Дж. Шермана (Sherman Act). Закон запретил контракты, монополистические объединения и тайные сговоры, ограничивающие свободу торговли. Максимальный штраф в пользу государства, взимаемый с корпораций за нарушение закона, первоначально составлял 5 тыс. долл., затем был увеличен до 50 тыс. долл. (1955) и 1 млн долл. (1974).

После 2-й мировой войны (50–60-е гг.) антимонопольное законодательство появилось в странах Общего рынка, в Японии и почти во всех промышленно развитых странах мира. В одних государствах оно именуется антимонопольным (США, Канада, Япония, в США также называется антитрестовским) или антикартельным (Германия, Австрия, Швейцария), а в других (в т.ч. во многих странах – членах ЕС) оно определяется как законодательство по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой.

В современном мире антимонопольное законодательство и проводимая на его основе антимонопольная политика являются одним из важнейших средств государственного регулирования экономики. Основными целями антимонопольного законодательства большинства государств являются:

  • защита и поощрение конкуренции;
  • контроль над хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке;
  • контроль за процессом концентрации производства и централизации капитала;
  • контроль над ценообразованием;
  • содействие мелкому и среднему предпринимательству и защита его интересов;
  • защита интересов потребителей.

В некоторых государствах в антимонопольное законодательство включают правовые нормы о пресечении недобросовестной конкуренции, направленной против нечестных методов конкурентной борьбы на рынках. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых и крупных , а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих нормы делового общения.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

законодательство

1.1. Монополия: понятия, сущность, виды

Монополия означает определенную степень власти над ценой. А эта власть может базироваться на различных предпосылках: концентрация рынка, тайные и явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и другие.

можно привести следующие признаки монополии :

    Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

    Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

    Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

    При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

    Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

    Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует три вида монополии : закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом 2 .

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией 3 .

Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

1.2. История антимонопольного законодательства, понятие, основные

принципы

Антитрестовское, или антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительных для эффективности экономики действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке.

Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 годув Канаде. Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее и наиболее давнюю историю. Оно базируется на трех основных законодательных актах: 4

1. Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше - в отдельных штатах США.

Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури.

Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 годустоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за1883-1889гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка - на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %. 5

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880и1890гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном - на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.(Приложение 1)

С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году.(Приложение 2)

2. Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплитающиеся директораты и другое.

В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера : уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния (например, производство – сбыт продукции).

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области торговли. Этот закон, запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен против крупных розничных магазинов и супермаркетов, которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни.

Сложнейшая задача, стоящая перед государственными органами, непосредственно проводящими в жизнь антитрестовское законодательство, заключается в следующем: каковы те экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Вот те вопросы, которые предстоит каждый раз решать государственным антимонопольным службам: что считать низким (или наоборот, завышенным) уровнем цен? Какой процент всего отраслевого производства свидетельствует о монополистическом захвате? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководствоваться двумя принципами: во-первых, жестко следуя букве закона и, во-вторых, «принципом разумности». Дело в том, что во многих отношениях, юридический язык антитрестовских актов (например, закона Шермана) настолько декларативен, что федеральный суд США мог бы подвести под сферу его действия любых двух партнеров, решивших вести совместное дело. Поэтому «принцип разумности» означает, что только неразумное ограничение торговли (соглашения, слияния, разрушение ценностей, т.е. искусственный дефицит) подпадают под действие акта Шермана. 6

Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым отно­сятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занима­ющими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

1.3. Антимонопольное законодательство в России

Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О защите конкуренции», иных федеральных законов. (Приложение 3)

Первая попытка создания антимонополь­ного законодательства в России предпри­нималась еще в 1908 г. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако организации российских предпринимателей встретили проект закона в штыки и сумели сорвать его принятие.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Российские монополисты строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации:

    прямое разделение монопольных структур;

    иностранная конкуренция;

    создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются.

Специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в деятельность предприятий. Формально-юридических прав на это они не имеют – предприятия находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.

Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Проблема в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В долгосрочной перспективе все три пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные огромные трудности продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев. 7 Права и возможности ФАС России достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются Федеральный закон № 135 «О защите конкуренции» и Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях».

Закон «О защите конкуренции» содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

1.4. Государственное регулирование экономики

Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.

К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:

Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;

Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;

Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;

Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;

Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.

Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики. (приложение 4)

Таким образом, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.

Основными объектами на которые направлено воздействие государства в сфере экономикиявляются:

Процессы разгосударствления приватизации, демонополизации- структура форм собственности

Экономический цикл процесс воспроизводства

Государственный сектор экономики

Условия и источники накопления капитала

Денежное обращение

Цены антиинфляционные процессы

Конкурентная среда

Предпринимательство

Социальная сфера трудовые отношения механизм защиты населения

Занятость кадры

Платежный баланс

Внешнеэкономическая деятельность страны

Окружающая среда.

Определяя объекты своего воздействия, государство формулирует и цели которые оно ставит перед собой Множество объектов воздействия обуславливает и множество целей разнообразных по своему характеру Совокупность целей представляет собой определенную систему включающую основную генеральную цель а также конкретные цели связанные с реализацией того или иного экономического или социального процесса и способствующие достижению главной цели

Основной главной целью государственного регулирования экономики является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование стартовых условий и потенциала экономического роста а на этой основеповышение благосостояния народа Данная цель более конкретно трансформирует всеобщую главную цель Взаимообусловленная совокупность главной и конкретных целей получила название «дерево целей»:

1) Обеспечение экономической стабильности выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний

Регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики

Обеспечение экономического роста

Поддержка устойчивости национальной валюты;

Обеспечение полной занятости

Особенностью российского антимонопольного законодательства является его формирование в условиях перехода от одной системы хозяйствования к другой, а также необычайно высокий по сравнению с большинством стран уровень концентрации.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации включает Конституцию Российской Федерации, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, издаваемые в соответствии с ним федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановление и распоряжение Правительства Российской Федерации. Целью антимонопольного регулирования являются предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Антимонопольными органами на территории РФ является федеральный антимонопольный орган – Министерство по антимонопольной политике (ранее – Государственный комитет по антимонопольной политике). В соответствии с законодательством федеральный орган вправе создавать территориальные органы и наделять их соответствующими полномочиями.

Рассмотрим особенности российского антимонопольного законодательства по сравнению с законодательством США.

В силу исторических причин в Российской Федерации наибольшее внимание уделяется регулированию злоупотреблений экономическим агентом своим доминирующим положением. При этом возможны изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита и повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, для него не выгодных либо не имеющих отношения к предмету договора, включение в договор дискриминирующих условий (ценовая дискриминация), создание препятствий для входа на рынок и выхода с рынка другим фирмам, монопольное завышение и занижение цен и др. Эта особенность законодательства обусловлена высоким уровнем концентрации, в результате чего значительное число рынков оказывалось под контролем одной или нескольких фирм, причем практика разукрупнения, имеющая место в США, оказывалась неприменимой.

Во-вторых, антимонопольное законодательство РФ различает вертикальные и горизонтальные соглашения. Горизонтальные соглашения, наносящие непосредственный урон конкуренции, сразу попадают под действие законодательства. При этом согласованные действия конкурентов считаются противоправными в случае, когда доля участников соглашения в сумме превышает 35 % на рынке определенного товара. В отдельных случаях допускается картельное соглашение между конкурентами, если согласованная политика участников картеля приводит к насыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, росту конкурентоспособности товаров на внешнем рынке, либо если положительные последствия деятельности картеля превышают потери от жесткости цен.


Регулирование вертикальных связей носит более либеральный характер. Допускается использование вертикальных соглашений как превентивного средства при угрозе злоупотребления доминирующей фирмой своим положением.

В-третьих, одной из сильных сторон российского антимонопольного законодательства является определение доминирующей фирмы через функциональную характеристику – способность оказывать определяющее влияние на условия обращения товара на рынке. Это позволяет использовать данное определение в тех или иных расширенно. Вместе с тем фирма не может быть признана доминирующей при доле рынка, меньшей 35%. При доле 35 - 65% бремя доказательства доминирующего положения лежит на антимонопольном органе, а при доле свыше 65% - на фирме. При этом доля рынка имеет значение в течение длительного времени.

В-четвертых, отношения к слияниям в российском антимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии – определенной доле активов и рынка. Балансовая стоимость активов выступает основным параметром для обращения в антимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию фирм. При этом нижний порог размера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов при слиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупная доля рынка после слияния не должна превышать 35 %. Кроме этого, слияния и поглощения (в российской практике – присоединения) могут быть разрешены, если их положительные эффекты превышают отрицательные. Последний пункт наиболее важен в свете формирования вертикально и горизонтально интегрированных структур типа нефтяных, газовых и металлургических холдингов.

Наконец, основными методами регулирования монополий в России являются:

· государственный контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений;

· государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях;

· принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· ценовое регулирование монополистического поведения путем установления лимита цен, и предельных коэффициентов изменения цен, лимита рентабельности, установления.

Мощные предприятия, обладающие монопольной властью на рынке, являются очень опасным фактором, который может нанести непоправимый вред экономике не только государства, но и всего мира. По этой причине и было создано сводом законов, устанавливающие правила ведения бизнеса и направлено оно на урегулировании вопросов, связанных с борьбой над недобросовестной конкуренцией и прочими проявлениями ведения монопольного бизнеса.

Одним из основоположников антимонопольного законодательства считается Джон Шерман, который в 1890 году ввел правила ведения бизнеса, направленные на преодоление монополизации. Благодаря закону признавалось незаконным устранение конкурентов и действия, которые были адресованы на ограничение свободы торговли. Акт Шермана до сих пор входит в Кодекс Соединенных Штатов. Он являлся и является фундаментом для создания и борьбы с проявлениями монополии. Но акт был далек от идеала. Первые изменения и усовершенствования были приняты в 1914 году. Этим годом датирован Закон Клейтона, а также свод законов Федеральной торговой комиссии. Принятие антимонопольного законодательства прокатилось в Европе уже в послевоенный период. Англия была первой, затем Франция и Италия. В свою очередь, и Восточная Европа не осталась в стороне. С 1980 года антимонопольный свод правил был принят в ряде стран, одной из которых стала и Россия.

В России монополия стала проявляться исключительно благодаря руководящей верхушки государства. Власть руководствовалась непосредственным развитием экономики государства и благосостоянием страны в целом, и именно по этой причине искусственно создавались монополии и тресты. Но со временем создания отдельных монополий в отраслях экономики сыграло злую шутку с государством, так как они стали притеснять не только многие предприятия, но и саму верхушку, тем самым пытаясь диктовать свои условия. По этой причине было принято решение создать антимонопольное законодательство и внедрить его в России для того, чтобы лишить независимости и огромной власти монополии.

В послевоенный период СССР организовало собственный трест, который получил название «командная экономика». Да и составить конкуренцию Госплану, Госкомцену и Госснабу было просто невозможно.

В настоящее время в России действует Федеральная антимонопольная служба, которая взяла свое начало в 2004 году. На ее создание повлиял опыт работы Государственного комитета РСФСР по вопросам антимонопольной политики и поддержки развития новых экономических структур, который начал работать еще за четырнадцать лет до создания Федеральной антимонопольной службы. Задачей комитета было устранение ущемления участников торговли. Такие органы напрямую отчитывались перед председателем правительства. Если характеризовать Федеральную антимонопольную службу, то конкретно ее функциями была борьба с ведением монопольного бизнеса, а именно:

1. Рассмотрения вопросов, связанных с ведением недобросовестной конкуренции.

2. Предупреждение, обнаружение и предотвращение ведения явных признаков монопольного бизнеса.

3. Контроль над соблюдением всех законодательных правил ведения бизнеса.

Российские предприятия, которые обладают более 35% объемом продаж на внутреннем рынке, вносятся в специальный реестр, созданный антимонопольной службой. С помощью него органам власти легче влиять на предотвращение ведения монополии. Также служба занимается разработкой предложений, которые помогают усовершенствовать антимонопольное законодательство, и способствует развитию конкурентоспособности развивающихся предприятий. В 1995 году органами РСФСР был принят акт, который в дальнейшем стал основным законом с борьбой над монополией. Он получил название «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Конечно же, этот нормативный акт не раз дорабатывался и обновлялся, а некоторые пункты закона были удалены.

С момента его обнародования закон состоял из 7 разделов. Со временем некоторые пункты были удалены или заменены. Каждый из разделов был выделен.

Например, первый раздел был посвящен исключительно общим понятиям и трактовании отдельных терминов.

Второй повествовал о том, какие компании считались такими, которые ведут деятельность с признаками монополии.

Третий и четвертый разделы объединили в себе понятия недобросовестной конкуренции и о том, какие задачи ставит перед собой антимонопольное законодательство.

Из последних трех можно выделить шестой раздел, в котором законодатель указал ответственность за ведение противоправных действий. Со временем отдельные части этого нормативного акта стали самостоятельными нормами.

Антимонопольное законодательство строится на статьях Конституции, Гражданском кодексе. Также фундаментальным нормативным актом является Закон РФ «О конкуренции». Принципы действия антимонопольного законодательства в первую очередь отражаются в восьмой статье Конституции РФ, благодаря которой на законодательном уровне закрепляется главный экономический принцип – это свобода рыночных отношений, то есть конкуренции. Также статья 34 гласит, что Конституцией запрещается деятельность, которая направлена на монополизацию ведения бизнеса. В свою очередь, 74 статья Конституции устанавливает, что территория Российской Федерации является единым экономическим пространством. Этот фактор является необходимым условием для поддержки добросовестной конкуренции.

Что касается Гражданского Кодекса, то в нем закреплены важные нормы, которые напрямую диктуют правила, запрещающие определенные действия, связанные с ограничением конкуренции. Одна из статей гласит, что запрещается использовать гражданские права в корыстных целях ограничения конкуренции. Знаменательным моментом стал факт утверждения Закона «О защите конкуренции». Этот закон также был основан на понятиях антимонополии, нормы которого устанавливали методы защиты и пресечения трестов, монополий и ведения недобросовестной конкуренции. Но в случае, если международными нормами установлены другие правила ведения бизнеса, то они имеют приоритетное значение и отменяют нормы законодательства РФ.

Законодательство Российской Федерации устанавливает уровни внедрения антимонопольных законов. Согласно правилам, устанавливается 2 уровня законодательства: федеральный, а также на уровне субъекта Российской Федерации. Субъекты РФ имеют возможность проводить формирование и регулирование ценовой экономики в определенных сферах ведения бизнеса.

К сожалению, законодательство, задача которого предотвращение монополизации бизнеса в России, далеко от совершенства. Безусловно, шаги для совершенствования законодательства совершаются, благодаря которым, позволяют продвигать товар на мировые рынки и способствуют предотвращению возникновения трестов. Но антимонопольные законы имеют много подводных камней, которые влекут за собой большие последствия не только конкретно одному предприятию, но и всей экономике государства в целом.