Эссе на тему современная экономика спорта. Экономический фактор в развитии спорта. Культуры и спорта: концепции зарубежных

В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берет на себя государство. Сфера физической культуры и спорта в России в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0% 1 . При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17-0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах 2 .

Сложившийся объем финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.

Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находиться под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.).

Среди основных задач, поставленных Стратегией развития физкультуры и спорта на период до 2020 г., следует отметить: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганду здорового образа жизни, включающего как

Российский статистический ежегодник: 2008: Стат. сборник / Росстат. - М.: Росстат, 2009.

Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

важнейший элемент занятия спортом; модернизацию системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях; развитие инфраструктуры сферы спорта.

В соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта определены важнейшие целевые ориентиры на предстоящий период: увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом, - до 30% к 2015 г., до 40% к 2020 г., повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности - до 30% к 2015 г., до 48% к 2020 г. (рис. 25).

Расширение источников финансирования возможно, как представляется, за счет привлечения кредитов для реализации долгосрочных проектов, строительства и модернизации спортивных сооружений, в том числе банков с государственным участием, негосударственных банков с представлением государственных либо муниципальных гарантий под выделенные кредиты с минимальными ставками либо субсидированием кредитных ставок. Один из вариантов - софинансирование (с участием федерального и местных бюджетов) строительства на конкретных территориях спортивной инфраструктуры и спортивных объектов шаговой доступности к массовому потребителю.

Согласно Федеральному закону РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ), ст. 3, законодательство в сфере физической культуры и спорта базируется на принципе «сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта» .

Многообразие субъектов физической культуры и спорта в РФ (физкультурно-спортивные организации, образовательные учреждения, спортивно-технические, научные организации, Олимпийский, Параолимпийский, Сурдолимпийский комитеты России, специальная Олимпиада России, федеральные органы исполнительной власти, профсоюзы в области физкультуры и спорта, граждане, занимающиеся физкультурой, спортсмены, тренеры, судьи и прочие специалисты) обусловливает различные подходы в регулировании их деятельности, различные пропорции в государственном регулировании и саморегулировании.

Так, к модели совместного регулирования может быть отнесена деятельность общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, которые как общественные организации (объединения) вправе получать финансовую и иную (не противоречащую законодательству) поддержку для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.

Рис. 25. Стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта в России (составлено автором по материалам Доклада о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 годы. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, 2009 г.)

В настоящий момент большинство общественных организаций являются абсолютно независимыми, однако значительную часть финансирования они получают от государства.

Основными организационно-правовыми формами некоммерческих организаций в спортивной сфере являются общественные объединения (федерации), спортивные общества, союзы, ассоциации, спортивные клубы и коллективы. В частности, в ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 № 237-ФЗ) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указано, что к субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся: физкультурноспортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, а также общественногосударственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта. Одна из специфических организационно-правовых форм, характерных именно для спортивных некоммерческих организаций, - федерация. В вышеупомянутом законе определено, что «спортивная федерация - общественная организация, которая создана на основе членства, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд». Спортивные федерации могут быть как международными (всемирные и региональные), так и национальными неправительственными организациями. Общероссийские и региональные спортивные федерации подлежат обязательной аккредитации. По одному виду спорта на территории Российской Федерации или одного субъекта Российской Федерации может быть аккредитована только одна общественная организация соответственно в качестве общероссийской или региональной спортивной федерации.

Общероссийский союз общественных объединений «Олимпийский комитет России» является добровольным, самоуправляемым, неправительственным общественным объединением - союзом юридических лиц - общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, признанным Международным олимпийским комитетом (далее - МОК).

В состав ОКР входят в качестве коллективных членов более 60 федераций по олимпийским и неолимпийским видам спорта.

Основное направление деятельности МОКа и входящих в него НОКов, в том числе и ОКР, - развитие олимпийского движения, пропаганда ценностей олимпизма, борьба с допингом, организация Олимпиад и др. Реализуя эти цели, данные организации ведут предпринимательскую деятельность в поисках источников финансирования.

В настоящее время в отечественном спорте все большее развитие приобретают такие инновационные организационно-правовые формы, как саморегулируемые организации. В основном саморегулируемые организации в спорте создаются в отрасли строительства спортивных объектов и производства спортивного оборудования. Консолидация отраслевых бизнес-объединений и операторов рынка спортивных услуг и их объединение в саморегулируемые организации осуществляются для решения вопросов гармонизации интересов государства, общества, потребителей и производителей в сфере спорта. Данные организации имеют соответствующую государственную аккредитацию в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций. Одной из задач их функционирования является техническое регулирование (технические регламенты), создание стандартов и методик проверки безопасности использования спортивного оборудования.

К числу проблем, решаемых саморегулируемыми организациями в сфере спортивного строительства, можно отнести 1:

  • 1. Разработку и реализацию концепции создания спортивного сооружения - до начала проектирования должна быть создана концепция будущего функционирования объекта спорта (технико-экономическое обоснование, бизнес-план), экономическая составляющая, ресурсное обеспечение и обеспечение его жизнедеятельности, ожидаемые доходы, его социальная составляющая и т.д.;
  • 2. Ведение реестра объектов спорта - каждый спортивный объект характеризуется наличием спортивных помещений, залов, оборудования, назначение которых позволяет установить уровень проводимых в нем мероприятий, соревнований, игр и т.п.;
  • 3. Обеспечение безопасности объекта спорта - безопасности для спортсменов, зрителей, обслуживающего персонала, а также экологической безопасности;
  • 4. Энергосбережение - каждый объект спорта в силу тех или иных причин является объектом повышенной энергопотребляемости (катки, бассейны и т.д.);
  • 5. Стандартизацию и сертификацию сооружений, оборудования, инвентаря и услуг в спортивной отрасли.

Идея саморегулирования наиболее полно воплощается в некоммерческом секторе сферы физической культуры и спорта. Фитнес- индустрия, виды спорта с высоким уровнем коммерциализации, такие как гольф, бодибилдинг и др., организуют свою деятельность по сетевому принципу, объединяясь в общественные организации, союзы, ассоциации и т.п.

Федеральный Закон РФ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 N9 315-ФЗ.

Ассоциация профессионального фитнеса (FPA), основанная в 1992 г., - объединение экспертов фитнес-индустрии, специализирующихся в области фитнес-обучения, сертификации, кадрового и фитнес-консалтинга 1 . Ассоциация занимается организацией учебных курсов-семинаров, разработкой учебных программ, методик и технологий, проведением тестирования и аттестацией персонала, содействием в трудоустройстве и подборе сотрудников, осуществлением консалтинга по проектированию, организации и управлению фитнес-клубом. С 2001 г. было сертифицировано более 4 тыс. специалистов. Выпускники Ассоциации работают более чем в 500 клубах Москвы, других российских и зарубежных городов. Под руководством экспертов FPA реализован ряд успешных консалтинговых проектов.

Ассоциация профессионалов фитнеса - единственная в Москве аккредитованная государством (Департаментом образования г. Москвы), специализирующаяся на фитнес-образовании.

Миссия FPA декларирована как объединение усилий участников индустрии фитнеса для обеспечения высоких стандартов работы и максимального качества услуг. Реализация миссии достигается посредством выполнения следующих задач: разработка и внедрение профессиональных и образовательных стандартов в области обучения и сертификации специалистов фитнеса; оказание правовой поддержки компаниям в области лицензирования, техники, технологии, налогообложения, профессиональной подготовки кадров; координация в реализации фитнес- проектов; создание эффективных технологий управления фитнес-клубом; образовательная и научно-методологическая деятельность.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация гольфа России» (АГР) базируется на принципах равноправия ее членов, самоуправления и функционирует с целью развития, пропаганды и популяризации гольфа в России 2 . Ее деятельность осуществляется в соответствии с российским законодательством об общественных объединениях, о физкультуре и спорте, а также уставами международных федераций и европейских ассоциаций гольфа. АГР - это некоммерческая организация, получаемый ею доход направляется на реализацию уставных целей и задач. Она взаимодействует в рамках своих интересов с органами государственной и местной власти, сотрудничает с российскими и международными организациями, является членом Олимпийского комитета России.

В соответствии с аккредитацией АГР имеет право проводить как российские, так и международные спортивные соревнования, создавать свои структурные подразделения в виде филиалов, отделений или представительств.

http://fitncss-pro.ru

http://rusgolf.ru

Цели АГР, по своей сути, отражают задачи саморегулирования в сфере российского гольфа: разработку и проведение единой политики развития гольфа в России, в том числе расширение круга лиц, занимающихся этим видом спорта, повышение уровня мастерства как спортсменов-профессионалов, так и любителей; обеспечение поддержки и содействия девелоперам и инвесторам, участвующим в создании гольф-сооружений; создание нормативов и требований единой спортивной классификации, совершенствование организационнометодологических основ подготовки спортсменов, тренеров, медицинского и другого персонала; обеспечение защиты прав и интересов спортсменов, тренеров, ветеранов и других работников физкультурноспортивных общественных объединений в сфере гольфа и т.п.

Для осуществления своих целей и задач АГР в соответствии с действующим законодательством осуществляет предпринимательскую и внешнеэкономическую деятельность, создает хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные структуры, создает, приобретает, предоставляет в пользование или аренду различное имущество и др. АГР имеет право создавать внутреннюю ассоциацию спортсменов, тренеров, судей и других участников спортивной деятельности, поощрять их, ходатайствовать о присуждении почетных званий и наград перед государственными российскими и международными организациями.

Имущество и ресурсы АГР как некоммерческой организации формируются за счет характерных для этой деловой формы источников: членских, вступительных и добровольных взносов, пожертвований и поступлений от оказания различных платных услуг (лекций, консультаций, издательской и другой деятельности).

Развитие физической культурой и спорта за рубежом может быть представлено двумя основными моделями: американской, отличающейся децентрализацией и незначительным участием государства в организации и управлении физкультурно-спортивной деятельностью в стране, и европейской моделью, в которой государство в той или иной степени поддерживает массовый спорт, спорт высших достижений, и в некоторых странах - профессиональный спорт.

Общим для обеих моделей является то, что спортивные ассоциации (федерации) и клубы - это основа для развития спорта во всех странах, физкультурно-спортивное движение обладает автономией при определенном вмешательстве государства в спортивную жизнь страны. Тенденция усиления роли государства прослеживается в формировании спортивной инфраструктуры, в поддержании имиджа страны посредством спорта высших достижений, использовании физкультурноспортивного движения для решения социальных проблем (например, спорт для инвалидов).

Американская модель спортивного движения характеризуется:

  • спортом для всех (рекреационный спорт, клубный спорт и т.п.);
  • спортом высших достижений;
  • профессиональным спортом.

Поддержкой американского массового спорта занимаются городские спортивные советы (комиссии), действующие как негосударственные некоммерческие организации, выполняющие на договорных условиях консультативные функции для муниципальных органов. Их основная миссия состоит в поддержке действующих в городах спортивных организаций, клубов, команд и проведении соревнований.

Организация спорта высших достижений в США отличается своей децентрализованностью. Спортивные организации, такие как Олимпийский комитет США (ЮСОК), Национальная ассоциация студенческого спорта (НКАА), Любительский спортивный союз (ААЮ), национальные федерации по видам спорта и др., являются независимыми самостоятельными организациями.

Участие государства в физкультурно-спортивной деятельности ограничивается нормативно-законодательным регулированием. Управленческие функции в спорте выполняют различные общественные организации, в том числе Олимпийский комитет США (ЮСОК).

Основа американского спорта высших достижений - студенческий спорт, поскольку за счет спортсменов-студентов укомплектовывают до 75% состава сборных команд США.

Американский профессиональный спорт организуют профессиональные лиги, ассоциации, союзы, а в игровых видах спорта клубы- команды (например, Национальная бейсбольная, футбольная, хоккейная лиги).

Американская модель отличается от европейской тем, что основными видами спортивной деятельности (спорт для всех, спорт высших достижений и профессиональный спорт) занимаются различные спортивные организации.

Европейская модель характеризуется активным участием в спортивном движении Европейского совета (ЕС), его спортивных конференций и комитетов по развитию спорта в европейских странах.

Основным нормативным документом является Европейская хартия по спорту для всех (1975 г.). Деятельность ЕС способствовала свободе передвижения спортсменов и созданию единого рынка в европейском спорте; выработке политики спортивного радио- и телевещания; взаимодействию спорта с системами образования, здравоохранения и др.; привлечению региональных, муниципальных и местных органов власти к решению проблем спорта и т.д. Позиция ЕС в спорте свидетельствует о том, что сформировались два уровня управления: европейский и национальный, обеспечивающие координацию в развитии спорта.

Однако в рамках европейской модели остаются существенные различия в организации управления спортом в разных странах. По степени участия государства в управлении можно выделить, во- первых, страны, где эти функции выполняет государственная структура или организация, находящаяся под контролем государства, во-вторых, страны, в которых функции управления сосредоточены в руках спортивных конфедераций, т.е. неправительственных организаций, объединяющих национальные спортивные федерации по видам спорта.

К первой группе стран с сильным влиянием государства относятся Великобритания, Германия, Франция, Финляндия, Испания, Люксембург и ряд других. Во второй группе объединены страны, в которых управление спортом сконцентрировано в общественных структурах, в том числе Италия, Швеция, Бельгия, Дания, Австрия и др.

Развитие спорта обусловлено национальной спецификой государства, особенностями структуры управления. В большинстве стран основные источники финансирования физической культуры и спорта - это средства государственного и местных бюджетов, поступления от лотерей, коммерческих и некоммерческих организаций, средств массовой информации, фондов, населения. В зарубежной практике значительный объем работ во время проведения спортивных мероприятий осуществляется волонтерами.

Развитие кабельного и платного ТВ, спортивных телеканалов (Евроспорт и др.) усилило использование телевидения как источника финансирования спорта. Доля традиционных источников финансирования спорта постепенно уменьшается вследствие роста средств от бизнеса, что создает экономическое давление на спорт, вынуждая подчиняться требованиям коммерции.

Государственное финансирование спорта в развитых странах осуществляется федеральным правительством с целью содержания органов государственного управления спортом, проведения спортивных мероприятий, строительства спортивных сооружений национального масштаба, подготовки кадров, проведения научно-исследовательской и информационной деятельности.

Средства местных органов власти в основном направляются на развитие массового спорта, а также на финансовую поддержку команд по игровым видам спорта (футбол, баскетбол, хоккей и т.д.), на содержание спортивных клубов, спортсооружений муниципального уровня и т.д.

Финансирование спорта в европейских государствах осуществляется по следующим направлениям: спорт высших достижений; спортивные федерации и организации; спортивные клубы; спортивные сооружения; проведение спортивных мероприятий.

В Германии, Испании, Италии, Финляндии, Швеции, Швейцарии и Португалии субсидии из государственного бюджета на спорт высших достижений составляют 5-15%. На содержание административных структур всех уровней затрачивается в Великобритании - 93%, Италии, Франции - 54% и Германии - 45% от выделяемых средств. В большинстве европейских стран приоритетом в расходовании этих средств пользуются спортклубы, которым, например, в Германии выделяется 41%, тогда как федерациям - только 4%, в Италии - 67 и 7%, в Швеции - 36 и 6%, во Франции - 31 и 23%, в Испании - 50 и 50% от их общего объема.

В Великобритании преобладает доля субсидий федерациям - до 85%, а спортклубам - 7%. В Германии, Франции и Швеции около 50% выделяемых средств расходуют на строительство и эксплуатацию спортивных сооружений.

В развитых странах финансирование спорта из государственного бюджета существенно дополняется за счет частных источников, затраты которых в среднем составляют 1,5-1,8%. Активизация спортивного маркетинга и спонсорства увеличивает эту долю в спортивном бюджете отдельных стран до 40%.

В США основными источниками финансирования любительского спорта являются:

  • членские и вступительные взносы членов команд, клубов, учебных заведений, спортивных организаций;
  • доходы от платных услуг пользования спортивным оборудованием, тренажерами, саунами, массажными кабинетами, соляриями и др.;
  • доходы от продажи билетов на соревнования по игровым видам спорта - американский футбол, баскетбол, волейбол, хоккей;
  • продажа прав трансляции телевизионным компаниям;
  • доходы от продажи сувениров, спортивных вымпелов, значков, программ соревнований, буклетов;
  • доходы от парковки автомашин около спортивных сооружений во время соревнований и т.д.;
  • добровольные пожертвования частных лиц, фирм и корпораций, общественных фондов.

Основу любительского спорта высших достижений в США составляет студенческий спорт, который поддерживается поступлениями из федеральной казны штатов и Правительства США.

  • www.rg.ru/2007/12/08/sport-doc.htmJ

На сегодняшний день число специалистов, занимающихся проблемами экономики становится значительно больше, как и сами проблемы, связанные с этой областью.

Необходимость оценки влияния экономики на спорт очевидна. Это особенно важно в связи с увеличивающимся дефицитом государственного бюджета и все большей конкуренцией вокруг общественных средств. Сегодня многие хотят знать, насколько эффективно были использованы выделенные средства и могли бы они быть применены еще лучше для других целей. Другими словами, прежде чем принять решение о реализации спортивного проекта, необходимо рассмотреть альтернативные варианты, например организация выставок, строительство школ, больниц.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена необходимостью определения экономического эффекта на спорт. Также это подтверждается тесным взаимодействием экономики страны и спорта.

Целью данной работы является выявление степени влияния и участия экономики в спортивной жизни страны.

Можно выделить следующие задачи:

  • 1. Провести изучение активности экономики в спорте.
  • 2. Проанализировать потребности и интерес.
  • 3. Изучить цель проникновения законов рынка в спорт.
  • 4. Исследовать положительные изменения в области спорта.

Методы исследования: анализ взаимодействия экономики и спорта.

Научная новизна заключается в углублении представлений о роли экономики в области спорта как о необходимом аспекте, контролирующем и стимулирующем его развитие.

Спорт и экономика в современном обществе тесно связаны между собой. Спорт оказывает значительное экономическое воздействие, например, посредством инновационных спортивных продуктов, соревнований и объектов. Правительство поощряет инновации и спортивные исследования с целью помочь спортсменам добиться лучших результатов и стимулировать участие в спорте. Но поддержание спортивного сектора также имеет общественную пользу для укрепления здоровья людей, совершенствования их культур, активного проведения досуга. Следует также отметить влияние физкультуры и спорта на экономическую сферу жизни государства и общества - на внешнеэкономические связи на качество рабочей силы, туризм и другие показатели экономической системы.

Представление экономики спорта было бы неполным без анализа потребностей и интереса. Потребности - это нужды людей или общества в чем-либо. Они выступают в качестве движущей силы, порождая внутренний мотив в достижении какой-либо цели. Потребности затем перерастают в интерес, которые направлены на предметы потребностей.

Потребности людей, в результате, переходят в спрос, то есть способность покупателей приобрести данный товар. Спрос на товары спортивного назначения и услуги способствует возникновению ответной реакции со стороны производителей - они разрабатывают, усовершенствуют и поставляют на рынок более качественные спортивные товары, стараются полностью удовлетворить потребности покупателей.

Затем производители товаров и услуг создают предложение - количество товара, которые могут предложить потребителям при всех возможных ценах на этот товар. Объемы спроса и предложения складываются стихийно в результате работы рыночных механизмов, важнейший из которых это закон спроса и предложения.

Спрос на спортивные товары в основном предъявляют отдельные индивиды - профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Здоровье является главной ценностью для большинства людей. Спорт и здоровье, это два определения, которые вытекают друг из друга. Регулярные физические нагрузки - это основа правильного образа жизни и отсутствие многих болезней в пожилом возрасте. К тому же, спорт не только помогает укрепить и сохранить здоровье людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, но и способствует увеличению трудноспособного возраста, делают человека активным на производстве и в общественной жизни. Таким образом, в здоровье как отдельного человека, так и общества в целом заинтересована не только медицина, но и экономика.

Важное значение среди ценностей человека является потребность в достижениях. И именно спорт помогает достичь человеческое стремление превзойти уже достигнутые результаты и соревноваться, так как он развивает силу воли, терпение, упорство. В случае недостаточной развитости или отсутствия какого-либо вида спорта в той или иной стране, люди, склонные к занятию спортом, могут направить свою не реализовавшуюся энергию по другому течению, а именно заняться криминальными видами деятельности. При таком раскладе их таланты не будут на благо, а принесут лишь ущерб обществу и экономике страны.

Среди потребностей человека, нужно также отметить потребность в развлечениях и отдыхе. Под отдыхом в данном случае следует понимать активную деятельность, снимающую утомление. В экономическом отношении эту потребность нужно рассматривать с трех точек зрения:

  • · Во-первых, люди, занимаясь на спортплощадках и стадионах, отдыхают от повседневной работы, восстанавливают свои силы;
  • · Во-вторых, активный отдых заменяет малоподвижный образ жизни с неправильным питанием;
  • · В-третьих, люди, проводя свой досуг на стадионах в качестве болельщиков, заряжаются и получают необходимый заряд эмоций и энергии. Кроме этого, они посещают спортивные мероприятия и расходуют большое количество денег, то есть вкладывают в экономику спорта.

На макроуровне спрос индивидов преобразуется в совокупный спрос, государство вступает в экономические отношения в области спорта, оно непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство, таким образом, регулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, влияет на расширение предложения. Государство поддерживает физическую культуру и спорт оказанием помощи спортивной индустрии и предпринимательству. Это выражается как в виде регулирования налоговых и иных льгот, так и в виде прямого финансирования из государственных бюджетов.

Отметим тот факт, что чем больше развивается экономика, тем быстрее происходит проникновение законов рынка в спорт, вследствие чего увеличивается предложение спорта как товара. Можно рассматривать экономику как науку, изучающую экономические аспекты спорта, также аспекты социологические, психологические, юридические, с которыми можно столкнуться в сфере организации спорта. Динамика посещения спортивных мероприятий может меняться на рынках, где поход на стадион не является частью образа жизни. Кроме того, при выходе нового вида спорта на новый рынок, организаторы спортивных событий ошибочно устанавливают завышенные цены, ориентируясь на обстановку в более развитых рынках. Поэтому необходима экономическая оценка события. Это связано с увеличивающимся дефицитом бюджета и конкуренцией вокруг общественных средств. Занятие спортом, посещение спортивных мероприятий требуют времени и денег на: собственно занятия спортом, прибытия к местам спортивных сооружений, изготовления и ухода за спортивным инвентарем и т.д.

При развитии новой спортивной индустрии и становлении рынков спортивных услуг в России не все проходит легко и своевременно. Недоразвиты схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования.

Однако процессы преобразований в российском спорте еще впереди, многое только предстоит сделать, чтобы сделать нашу страну лидирующей в отношении спорта. В современной российской практике экономические отношения в области спорта на рыночной основе находятся на начальной стадии развития и можно отметить позитивные стороны: формируется индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и инфраструктуры. Положительные изменения можно заметить в области спортивной инфраструктуры: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, направленная на спортивные мероприятия. Появились фирмы, специализирующиеся на:

  • · Обеспечении пенсионным обслуживанием спортсменов;
  • · Страховании спортсменов и организаций спорта;
  • · Предоставлении юридических услуг спортсменам и тренерам;
  • · Расширении поиска отечественных и зарубежных спонсоров для обеспечения деятельности спортсменов, клубов;
  • · Снабжении спортсменов и тренеров сервисными услугами в зарубежных турне;
  • · Предоставлении рабочих мест;

Экономика спорта имеет еще много неизученных сторон. Например, вопросы финансирования, спортивного менеджмента, рынка труда в спорте, спортивного спонсорства.

В то же время необходимо подчеркнуть, что спорт, физическая активность и туризм помимо материальных благ приносят и нематериальные, которые нельзя оценить количественно. Здесь имеется ввиду расширение кругозора людей, так как они участвуют в различных соревнованиях.

Таким образом, спорт является одним из важнейших факторов, влияющим на благосостояние общества и улучшения жизни людей в целом.

Подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что поставленные цели и задачи выполнены.

Была отмечена важность влияния экономики на спорт. Она является главным катализатором развития и совершенствования нашей страны на арене спорта. инновационный спортивный государственный экономический

Проанализированы потребности и интересы людей, которые напрямую связаны с экономикой. Активно воздействуя на спорт, экономика рассматривает именно показатели потребностей и интересов людей.

Было отмечено проникновение экономических законов в спорт. Как оказалось, это необходимо для увеличения предложения спорта как товара.

Выявлены следующие положительные изменения в области спорта: развитие спортивной инфраструктуры, появление и совершенствование фирм.

Введение

За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран, в том числе и России. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем, усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств - с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен научиться, самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Широкое распространение в сфере спорта получили новые технологии сбыта, стали повсеместно внедряться инструменты PR и маркетинга. Наряду с совершенствованием и активизацией традиционных инструментов воздействия на потребителей таких, как ценовая политика, реклама, качество, получили импульс к развитию и совершенствованию новые направления, продвижение которых стало возможным с массовым внедрением во все сферы жизнедеятельности общества глобальной сети интернет. Образовалась и стала стремительно развиваться виртуальная система новой экономики, состоящая из целого комплекса отраслей и групп инновационной хозяйственной деятельности.

Эту систему сегодня принято называть интернет-экономикой. Интернет дает возможность отечественным компаниям выйти на мировой рынок, расширяет каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателей в единую систему. Оборот электронной торговли составляет такие значительные суммы, которые сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия, Великобритания. Поэтому нельзя игнорировать или преуменьшать значение этого относительно нового сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса в современных условиях без использования информационных технологий не представляется возможным. Для малого и среднего бизнеса Интернет дает прекрасную возможность для продвижения.

спортивная сетевая экономика интернет

Экономика в сфере спорта

Экономика спорта, теоретические аспекты и перспективы развития

Долгое время спорт и экономика рассматривались как две отдельные самостоятельные отрасли даже на Западе. Считалось, что спорт - это хобби, свободное времяпрепровождение, и он не имеет ничего общего с экономикой, профессией, торговлей. Сегодня все кардинально изменилось. В спорте стало возможным зарабатывать неплохие деньги, разумеется, в условиях жесткой конкуренции, но и традиционные ресурсы спорта становятся все более ограниченными. Вследствие этих процессов становится ясно, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и профессиональных экономистах, управленцах, юристах, социологах. Это касается всех его сфер: спорта для зрителей, профессионального спорта, спортивных союзов и клубов, коммерческого предложения или государственного и регионального управления.

Поскольку спорт во многих своих проявлениях очень четко классифицируется с экономической и управленческой сторон, то очень многое из экономической теории и теории управления применимо и в спорте.

Отличия заключаются, в частности, в том, что продукция спорта, а точнее персональная услуга, как, например, тренировка, предоставляемая для жителей городов или членов спортивного клуба, имеет в большей степени спортивные, а не рыночные цели. Что же касается коммерческого предложения спорта как товара, то можно выделить следующие стремительно развивающиеся сегодня спортивные рынки:

1) рынок ориентированных на прибыль продавцов спорта, представленный многочисленными оздоровительными, танцевальными, гимнастическими студиями и спортивными школами;

2) рынок товаров для спортивного туризма, т.е. туризма с использованием технических приборов и приспособлений при наличии соответствующей инфраструктуры (горные лыжи, серфинг, гольф);

3) рынок продавцов спортивных тренажеров, оборудования, одежды. Этот рынок развивается не потому, что увеличивается интерес к спорту, а потому, что спортивность, спортивный стиль - неотъемлемые составляющие современной жизни, рынок спортивных мероприятий, программ в средствах массовой информации;

4) рынок коммерчески организованных спортивных событий, проводимых клубами, федерациями, Олимпийским комитетом (Олимпийские игры, чемпионаты, турниры, мемориалы и т.п.);

Таким образом, происходит стремительное проникновение законов рынка в спорт, и одновременно увеличивается предложение спорта как товара, а именно это составляет основное содержание экономики спорта. Можно трактовать экономику спорта как науку, изучающую экономические аспекты спорта, но не только их, а также аспекты социологические, психологические, юридические, с которыми сталкиваются в своей работе спортивные организации всех видов. Последние, естественно, должны рассматриваться в контексте экономики. Данное определение существенно отличается от общепринятого, в котором речь идет о применении положений экономической теории в спорте.

История экономики спорта представляет несомненный интерес, поскольку прошла достаточно тернистый путь в своем развитии. Спорт, спортивная наука были долгое время вне экономики. Выпускники спортивных школ и институтов после окончания своей спортивной карьеры становились в большинстве своем тренерами или учителями. Точно так же и организованный спорт развивался без особенного спроса на профессиональную экономическую компетенцию. Спорт со своими организациями и союзами стоял долгое время как настоящий антимир по отношению к рынку, финансам и экономике. Экономическая эффективность, потребности рынка и предложение спорта как рыночного продукта находились вне своих собственных понятий. Солидарность, а не индивидуальные интересы; почет, а не профессия были определяющими моментами. Финансирование спортсменов и высокие денежные вознаграждения за участие в соревнованиях были лишь случайными эпизодами. В спорте господствовали непрофессиональные идеалы, которые ограничивали экономическое использование спорта. Запрет всякой коммерциализации спортивных успехов и популярности, с одной стороны, служил определенным слоям общества, которые с помощью этого обосновывали свою идеологию, а с другой, объяснялся страхом спортивных организаций и их функционеров с коммерциализацией спорта потерять свое влияние на него. История спорта полна примеров таких ограничительных стратегий, например определение статуса спортсмена-любителя, которому запрещалось получать деньги или призы за участие в спортивных соревнованиях. Фактически же это делалось для того, чтобы ограничить доступ к спорту людей, не принадлежавших к высшим слоям общества, которые через спорт могли бы поддерживать свое жизненное содержание. Как написал в своей книге "Теория чистых людей" американский критик и экономист Т. Веблен: "Спорт стал использоваться в качестве одной из форм потребления высших слоев общества, которые с его помощью подчеркивали свой социальный статус, свое благосостояние и времяпровождение". Так, любительский спорт, в особенности, если он, как теннис, парусный спорт или гольф, требовал много денег и времени, стал преподноситься как некий идеал, доступный лишь избранным. Даже обоснованная П. де Кубертеном идея олимпизма с "благородным и рыцарским характером спорта" предусматривает социальное разграничение.

Существовавшая долгое время автономия спорта с течением времени стала уменьшаться благодаря возникновению независимых спортивных союзов и картелей, вмешательству государства и средств массовой информации в дела спорта. Спортивные организации и союзы достаточно долго и активно протестовали, но в результате процесс коммерциализации и профессионализации спорта лишь ускорился.

Первые систематические работы об экономических проблемах спорта появились в США в середине 50-х годов. Университеты США раньше всех осознали необходимость готовить менеджеров спорта и отреагировали на это соответственно. Во-первых, были опубликованы эмпирические исследования экономических вопросов профессиональных командных видов спорта. Во-вторых, появились первые учебники по спортивному менеджменту.

Первой работой в области экономики спорта можно считать статью С. Розенберга, опубликованную в 1956 г. в одном из ведущих американских экономических журналов на тему: "Рынок труда профессиональных игроков в бейсбол". В ней дискутировались три момента:

1) в профессиональном командном спорте для зрителей продуцируется некая неопределенность результата спортивного состязания и чем дольше неясен результат, тем больше его привлекательность для присутствующих зрителей;

2) неопределенность результата будет выше тогда, когда все команды имеют в своих составах спортсменов одинаковых игровых качеств, распределенных равномерно на все команды;

3) эта совокупность игровых качеств может автоматически рассматриваться в качестве нерегулируемого рынка труда. Одновременно здесь действует закон убывающей отдачи: для отдельной команды нерентабельно в определенный момент приобретать новых игроков, поскольку они вряд ли привлекли бы на стадион дополнительное количество зрителей и оправдали свое присутствие.

Этими тезисами С. Розенберг обосновал уже достаточно хорошо развитую сегодня науку - экономику спорта. Его последующие работы, касающиеся определения факторов спроса на спорт для зрителей, упорядочения форм кооперации между владельцами профессиональных команд, опубликованы во многих статьях и книгах, дополнены многочисленными теоретическими исследованиями других ученых и сегодня остаются самыми популярными и востребованными.

Что касается спортивного менеджмента, то за последние годы многие американские университеты ввели его в число учебных курсов и, соответственно, появилось достаточное количество публикаций и книг на эту тему. В большинстве своем это исследования, в которых речь идет либо об отношениях спортивных коммерческих организаций США (Т. Хоггерти, Г. Патон), либо об особенностях свободных объединений и отношениях спорта и государства (Н. Маркус, Д. Клатель).

Безусловно, экономика спорта имеет еще много неисследованных сторон. Часть из них имеют общий характер. Это, в первую очередь, вопросы финансирования, спортивного менеджмента, рынка труда в спорте, спортивного спонсорства. Но появляется и множество частных вопросов, связанных, например, с выяснением специфики того или иного вида спорта, и требующих при этом оперативного решения. Можно даже сказать, что полностью сформировавшейся экономики спорта как науки пока нет. Но процесс ее развития как составляющей экономической науки идет достаточно быстро. При этом экономика спорта уже показывает особенности, присущие каждой отдельно взятой стране. Например, в Германии это, прежде всего, доминирующее положение спортивных союзов и клубов; в США - образцовый профессиональный командный спорт. Для нашей страны становление экономики спорта как науки необходимо для того, чтобы с наибольшим эффектом использовать то, что еще осталось от прошлого, показать возможные резервы ресурсного обеспечения спорта, а в конечном итоге для сохранения здоровья и работоспособности нации. Спорт - одна из немногих отраслей, где Россия все еще конкурентоспособна. Сегодня все больше людей ищут баланс между стрессом и разрядкой, хотят найти свое призвание, сохраняя здоровье, чувствуя себя востребованными и работоспособными. Физическая культура, спорт, профилактика и реабилитация как раз и есть те понятия, которые тесно увязаны с успехами в развитии любого современного общества. Если мы хотим иметь в будущем здоровую нацию, сейчас нужны специалисты, понимающие, что спорт - это нечто большее, чем стоящие в центре внимания события с рекордами, победами и медалями; спорт - это часть экономики, и управление им в профессиональной, коммерческой или любой другой сфере требует соответствующих специалистов, методов и форм.

Современные экономические системы представляют собой сложные конгломераты взаимодействующих между собой рынков и субъектов хозяйственной деятельности, каждый из которых выполняет определенные функции. Любое предприятие или отрасль занимают свое место в системе общественного разделения труда, удовлетворяют потребности особых групп потребителей.

Спрос со стороны бизнеса, государства и массового потребителя предъявляется как на материальные товары, так и на материальные активы – т.е. работы и услуги, которые в осязаемой форме не существуют. Соответственно, отрасли и предприятия, которые производят материальные продукты, относят к материальному производству, а производящие нематериальные блага – к отраслям нематериального производства.

Физической культуре и спорту свойственны все атрибуты нематериального производства – производимый отраслью продукт не имеет осязаемой формы и предметного воплощения. Однако это не означает, что его нет. Отрасль физической культуры и спорта производит такие продукты, как здоровье, долголетие, развлечение, интересный досуг. Подобно другим отраслям экономики, инвестиции в физическую культуру и спорт приносит мультиплицирующий эффект – капиталовложения в человеческие ресурсы приносят кратное увеличение первоначальных инвестиций. В отрасли физической культуры и спорта имеются свои потребители и производители, свои рыночные и нерыночные институты, собственная индустрия, гармонично встроенная в национальную и международную экономику. Всю совокупность хозяйственных отношений, имеющих место в физкультуре и спорте, а также в смежных с ней отраслях, изучает специальная наука – экономика физической культуры и спорта.

Экономика физической культуры и спорта представляет собой прикладную дисциплину, входящую в комплекс экономических наук, изучающих хозяйственную деятельность отдельных экономических субъектов и общества в целом с целью познания и объяснения природы этой деятельности, прогнозирования экономических процессов и их регулирования. Более конкретно, экономика физкультуры и спорта – это наука, изучающая методы решения практических задач, возникающих в сфере спортивных отношений, связанных с использованием материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на уровне отдельных спортивных организаций и общества в целом.

Необходимо подчеркнуть, что за рубежом термины «физическая культура» и «экономика физической культуры» практически нигде не употребляется. Используется комплексный термин «спорт», который вбирает в себя все многообразие отношений по подготовке, воспитанию, управлению спортом и связанной с ним деятельностью. В российской практике и странах СНГ используется два термина – «физическая культура» и «спорт». Однозначной трактовки этих понятий не существует, однако считается, что физическая культура – это систематическое и разнообразное совершенствование и укрепление человеческого тела путем физических упражнений; способствует физическому воспитанию широких масс и росту спортивных достижений. Иными словами, под физической культурой у нас в стране понимается непрофессиональный оздоровительный спорт и его инфраструктура, система подготовки спортсменов-любителей. В термин «спорт» вкладывается несколько иной смысл, – это в большей степени профессиональная и коммерциализированная система, продуцирующая спортсменов и тренеров, то есть людей более профессионально подготовленных, нежели физкультурники. При этом принято подразделять спорт на профессиональный и любительский.

Любительский спорт – это многогранное массовое спортивное движение как органическая часть системы физического воспитания граждан и выявления перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта.

Профессиональный спорт – предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией.

Как следует из определения, экономика физической культуры и спорта как наука изучает хозяйственные отношения в спортивной области и спортивной индустрии на двух уровнях:

    во-первых, на общегосударственном и международном;

    во-вторых, на уровне отдельных спортивных и физкультурных организаций, клубов, федераций и иных объединений с различными формами собственности и источниками финансирования.

Таким образом, макроэкономика спортаоперирует агрегированными, совокупными показателями, выявляет тенденции развития физкультуры и спорта, вырабатывает меры по государственному регулированию экономических отношений в спортивной сфере.

Микроэкономика спортаконцентрирует анализ на экономическом поведении отдельных субъектов в области физкультуры и спорта, исследует функционирование обособленных структурных единиц.

Экономика физкультуры и спорта призвана решать следующие задачи:

    Накапливать и систематизировать экономические знания в области физкультуры и спорта;

    Генерировать новые знания и исследования в сфере экономики физической активности и спорта;

    Выявлять и формулировать экономические проблемы, возникающие в процессе развития хозяйственных отношений в сфере физкультуры и спорта, а также указывать пути их решения;

    Определять тенденции развития экономических процессов в отечественном и зарубежном спорте, прогнозировать их направление и динамику;

Исследование теоретических и практических аспектов экономики физической культуры и спорта проводится при помощи специальных методов научного познания, которые зачастую органически сочетаются и в ряде случаев дополняют друг друга.

В экономике физкультуры и спорта используется сравнительно-исторический метод, с помощью которого путем сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях в их историческом развитии. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить и сопоставить уровни в развитии изучаемых явлений и процессов, установить происшедшие в них изменения, определить тенденции и закономерности развития физкультуры и спорта в контексте общего развития экономики.

Следует отметить, что экономические отношения в области спорта находятся в постоянном развитии и усложнении взаимосвязей. Поэтому прошлый опыт всегда применим к современным и будущим событиям в ограниченном объеме. Это обстоятельство обязывает использовать в экономике физкультуры и спорта и другие методы исследования. В частности, система экономического анализа строится на дедуктивном методе, то есть на базе общих принципов обосновываются частные хозяйственные процессы.

В экономике физкультуры и спорта также широко применяются методы анализа и синтеза, когда целостная экономическая система подвергается процедуре разбиения на составные части – отдельно функционирующие рынки с целью выявления их структуры, строения, а также свойств и признаков. В то же время используется и метод синтеза, то есть объединения различных элементов в единую систему. Конкретно это выражается в рассмотрении экономики физкультуры и спорта как составной части рыночной экономики в целом, а система мер по государственному регулированию спортивных отношений взаимосвязана с общей концепцией государственного регламентирования хозяйственных процессов в стране и является ее неотъемлемой частью.

Наряду с другими методами в экономике физкультуры и спорта используется метод научной абстракции, когда объект исследования освобождается от частного, подчас случайного, кратковременного, единичного и находится в нем существенное, постоянное, типичное. Например, если цены на футболки возрастают, то их начинают меньше покупать. То же самое можно сказать о кроссовках, лимонаде или бутербродах. Абстрагируясь от вида товара можно сделать вывод, что данное явление носит характер закономерности, т.е. действительно для всех товаров. Таким образом, с помощью метода научной абстракции выводится закон спроса.

В экономике физкультуры и спорта для иллюстрации тенденций и закономерностей часто используются такие способы представления данных, как графики, таблицы и диаграммы. С их помощью удобно проводить экономический анализ тех или иных процессов, устанавливать взаимосвязи между явлениями, использовать инструментарий математики и информационно-компьютерных технологий.