Налоговый маневр в нефтяной отрасли. Дума приняла закон о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Экспортная пошлина и ндпи

Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли с 2019 года - резкая отмена экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с повышением НДПИ - могла бы принести бюджету РФ около 4,4 трлн руб. до 2025 года, считают эксперты Института Гайдара. При этом они не предлагают компенсационного снижения акцизов, из-за чего с 2019 по 2024 год цены на бензин могут вырасти на 17% без учета инфляции. Российским НПЗ, большая часть которых в глубине страны из-за маневра окажется в зоне отрицательной рентабельности, предлагается дать субсидии, которые будут постепенно сокращаться до нуля к 2024 году в рамках логики «модернизируйся или умри». Источники “Ъ” в отрасли и правительстве, а также аналитики считают предложение недостаточно продуманным.


Тема завершения налогового маневра в нефтяной отрасли была вновь поднята в сентябрьском выпуске мониторинга экономического развития РФ, который делают эксперты РАНХиГС и Института Гайдара. Под налоговым маневром понимается отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и перенесение налоговой нагрузки полностью на добычу нефти через увеличение НДПИ. По оценке заведующего лабораторией отраслевых рынков Института Гайдара Андрея Каукина, завершение маневра с 1 января 2019 года дало бы в следующие пять лет прирост доходов бюджета на 4,4 трлн руб., а также способствовало бы оптимизации нефтепереработки в РФ. Эксперты института предлагают сохранить акцизы на бензин на уровне 2018 года, в результате чего, по их оценкам, розничные цены на бензин с 2019 по 2024 год вырастут на 16,7% в реальном выражении вследствие роста внутренних цен на нефть (из-за повышения НДПИ) и снижения экспортного netback (из-за обнуления пошлин). Минфин, который разрабатывал сходные предложения в 2016 году, предусматривал снижение акцизов, чтобы отчасти защитить потребителей от роста цен на топливо.

Эксперты института, как и Минфин ранее, предлагают дать НПЗ субсидии, поскольку без них даже самые современные российские заводы окажутся на грани рентабельности, а большинство заводов - за ней. Сейчас уровень экспортных пошлин на светлые нефтепродукты существенно ниже, чем на нефть, и эта разница является фактически налоговой субсидией для нефтепереработки. С обнулением пошлин эта субсидия исчезнет.

При этом эксперты Института Гайдара предлагают давать «паушальную субсидию» (единовременная выплата) всем НПЗ, которая будет вначале довольно значительна (841 млрд руб. в 2019 году), однако к 2024 году должна сократиться до нуля. Такой подход, по мнению авторов мониторинга, заставит НПЗ либо модернизировать производство, либо закрыться. «Некоторые заводы без модернизации своих мощностей не смогут функционировать с положительной рентабельностью и будут вынуждены запустить процесс модернизации. Субсидия таким НПЗ направлена на обеспечение их функционирования в переходном периоде. Субсидия также может быть предоставлена тем НПЗ, которые уже начали процесс модернизации для обеспечения возврата на уже осуществленные инвестиции»,- отмечают они. Но остается неясным, как будет определяться субсидия для конкретных НПЗ.

Между тем этот вопрос является ключевым в дискуссии о завершении налогового маневра. Когда идея о резком завершении маневра впервые появилась в Минфине в 2015 году, она рассматривалась прежде всего как средство экстренного наполнения бюджета в условиях, если цены на нефть будут устойчиво ниже $40 за баррель. Уже в 2016 году, когда бюджетная ситуация улучшилась, Минфин прекратил настойчиво лоббировать завершение маневра.

Сложность ситуации в том, что нефтепереработке РФ в целом необходимы субсидии из-за так называемого логистического отставания заводов, расположенных вдалеке от портов в глубине страны. Это связано с тем, что перевозка нефтепродуктов по железной дороге заведомо дороже, чем транспортировка нефти по трубопроводу. В нормальных экономических условиях всегда будет выгоднее экспортировать нефть и перерабатывать ее на НПЗ в Европе или Азии, расположенных рядом с потребителями. Поскольку нефтепереработка в РФ ориентирована на экспорт (как минимум мазута и дизтоплива), она без субсидий не сможет конкурировать с зарубежными НПЗ, даже если полностью модернизировать российские заводы. Это приведет к тому, что часть НПЗ в России нужно будет закрыть, что существенно повлияет на топливный баланс в регионах. Как не раз отмечали собеседники “Ъ” в Минэнерго, придется решать социальные вопросы и так далее, так как до сих пор в России не было опыта закрытия крупных НПЗ.

Соответственно, вопрос в том, по каким критериям выдавать субсидии. Если выдавать их исходя из поддержания нормальной рентабельности всех НПЗ, это приведет к абсурдной ситуации, когда наибольшую субсидию получат наиболее примитивные и технологически отсталые «самовары», владельцы которых не вкладывались в модернизацию. Другой вариант - выдавать субсидии в «ручном режиме» исходя из важности того или иного завода для обеспечения топливом российских потребителей (так отсекаются небольшие простые НПЗ). Но такой механизм не слишком справедлив по отношению к владельцам крупных модернизированных НПЗ, которым субсидия может не понадобиться.

В конце 2016 года обсуждался вариант привязать выдачу субсидий к поставкам бензина на внутренний рынок (де-факто это субсидирование производства бензина). Проблема этого варианта, в частности, в том, что тогда наибольший удельный размер субсидий получали бы ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» - владельцы сравнительно новых НПЗ, а «Роснефть», на которую ляжет основная нагрузка в виде роста НДПИ, получит сравнительно меньше и к тому же должна будет быстрее модернизировать свои мощности. Кроме того, подобные субсидии были бы «вечными», тогда как в Институте Гайдара предлагают довольно быстро обнулить их.

«Завершение налогового маневра необходимо, но, предлагая резкую отмену экспортных пошлин, нужно учесть, что это приведет к существенному сокращению нефтепереработки и закрытию ряда крупных НПЗ»,- отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. Даже если предположить, что все НПЗ пойдут по пути модернизации, логистическое отставание заводов в глубине России не позволит им успешно конкурировать при экспорте нефтепродуктов с заводами близ границы и в портах. Это отставание потребуется компенсировать субсидиями из бюджета, что не заложено в предложении экспертов.

Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, которые предлагали с маневром подождать. Их поддерживал и бывший зампред правительства Аркадий Дворкович, курировавший тогда нефтяную отрасль. «Все остальные, кроме Минфина, считают, что это преждевременно. Когда закончится модернизация НПЗ, можно будет к этому вопросу вернуться», – говорил Дворкович в марте этого года. А председатель правительства Дмитрий Медведев каждое совещание, на котором обсуждался маневр, заканчивал поручением еще раз просчитать его последствия, вспоминает чиновник.

Придется занять

Правительство решило снизить ставку акцизов на тонну бензина на 3700 руб., на тонну дизельного топлива – на 2700 руб. (с учетом планируемой индексации с 1 июля, без ее учета – на 3000 и 2000 руб. соответственно. – «Ведомости»), рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов. Выпадающие доходы, в том числе региональных бюджетов, составят 140 млрд руб. Чтобы компенсировать их потери, регионам будут полностью переданы доходы от топливных акцизов. Источник компенсации потерь федерального бюджета будет определен осенью – это могут быть дополнительные ненефтегазовые доходы и увеличение займов, рассказал Силуанов.

На этот раз решающим аргументом Минфина (а министр финансов Антон Силуанов в новом правительстве назначен еще и первым зампредом, куратором экономических вопросов) стала необходимость финансировать новый майский указ президента – расходы оцениваются в 25 трлн руб., из которых 8 трлн еще предстоит найти, объясняет чиновник. Минфин предлагает завершить маневр за шесть лет – снижать экспортную пошлину ежегодно на 5 процентных пунктов и к 2024 г. довести ее до нуля, соразмерно повышая НДПИ, рассказывают собеседники «Ведомостей». Это даст бюджету от 1 трлн до 1,6 трлн руб. в зависимости от цен на нефть, говорит чиновник и участник совещаний в правительстве.

Условия и сроки завершения маневра еще будут обсуждаться в правительстве, сказал чиновник.

Точно оценить эффект можно будет только после появления окончательных параметров завершения налогового маневра, но в любом случае перенос нагрузки в добывающем сегменте из экспортной пошлины в НДПИ позволяет существенно увеличить налоговые поступления за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза, говорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но главное – какой будет судьба компенсаций странам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и потребителям отдельных видов нефтепродуктов (прежде всего мазута) на внутреннем рынке: суммарная доля этих двух статей в общем ожидаемом эффекте может превысить 40%, считает он. А также проходили расчеты, прогнозировались котировки на нефть, валютные курсы, ценовые спреды на нефтепродукты в Европе, премии и дисконты региональных рынков, в случае методологических ошибок ожидания эффекта и для отрасли, и для бюджета могут не оправдаться, предупреждает Борисов.

Бизнес же предупреждает о негативных эффектах маневра. Он отразится на марже нефтепереработки, опасается сотрудник нефтяной компании. Бизнес уже жалуется на его негативный эффект. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась по сравнению с 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивали эксперты Vygon Consulting. Правда, связано это и со снижением цен на нефть, и с ростом ставок акцизов на автомобильный бензин, объясняли они. Те же объяснения предлагал и Минфин. Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting.

600 млрд руб.

такова доля нефтеперерабатывающих заводов в субсидиях, говорит директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. 140 млрд руб. – потери бюджета из-за поставок в Белоруссию – страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. 300 млрд руб. – потери из-за сдерживания цен на внутреннем рынке.

Чтобы поддержать нефтепереработку и избежать роста цен на бензин, Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал «Ведомостям» директор налогового департамента Минфина Алексей Сазанов.

Но бизнесу не ясно, как будут администрироваться такие акцизы, объясняет сотрудник крупной компании, кроме того, отрицательный акциз не учитывает логистический фактор и волатильность цен на нефть.

Отмена экспортной пошлины на неподакцизные товары повысит чувствительность цен к внешним условиям, так как изменение цен на нефть не может быть компенсировано фиксированным акцизом в рублях, приводит еще одно возражение сотрудник нефтяной компании, передающий опасения Минэнерго. Больше же всего от маневра пострадают производители темных нефтепродуктов и мазута, а также те НПЗ, у которых на экспорт приходится более 80% продукции или которые продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива.

Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».

Цель - увеличить доходы бюджета +1,6 трлн руб в теч. 6 лет.
Как?
Сокращение экспортной пошлины на нефть поэтапно с 2019 по 2024 год.
Одновременно, будет повышен НДПИ.

Отмена экспортной пошлины сделает экспорт более выгодным, а значит, продавать бензин внутри страны станет еще более невыгодно, либо должны повыситься цены на бензин (т.к. внутренние цены следуют за экспортными плюс размер акциза). Чтобы этого не произошло, будет предусмотрена компенсация:
НПЗ, выпускающие бензин, получат отрицательный акциз = -3тыс.руб на тонну.
Это только для крупных заводов у к-х более 10% приходится на бензин 5 класса.

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.
Потому что сейчас из-за роста цен на нефть и курса бакса, производить и продавать бензин на АЗС в РФ стало убыточно. Я об этом . А вот что говорит гендир Газпромнефти Дюков:
Розничная сеть АЗС работает в убыток - 2,5–4 тыс. руб. на тонну (1,9-3 руб/литр). Долго независимые сети, если они работают честно… так работать не могут.
НПЗ, которые не выпускают бензин, вообще никаких льгот не получат.
Вводится плавающий акциз = возврат 1/2 разницы между экспортом и внутр. ценой.
Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое
Коммерсант пишет , что налоговый маневр негативен для НПЗ:
предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах

Я пока не понимаю почему такой вывод, если-таки планируется установить отрицательный акциз.
Но вообще я слушал недавние высказывания премьера, он похоже как и наше население, наивно думает, что НПЗ получают на переработку бесплатную нефть и ничего зарабатывать не должны:))

Совещаение у Козака по налоговому маневру состоится завтра, 14 июня 2018, после чего законопроект будет внесен в Госдуму.

Атон пишет, что новый закон определению приведет к росту цен на моторные топлива в России, поскольку:

1). Экспорт станет более привлекательным, чем внутренние поставки;

2). Отмена экспортной пошлины приведет к удорожанию сырья - цены на нефть нетбэк.
Мое мнение: вроде как бензин из-за плавающего акциза не должен повыситься в цене, напротив, он не будет расти вслед за ценами на нефть.
А вот другое топливо, такое как судовое топливо и авиакеросин могут подорожать экстремально, т.к. пока по ним никаких налоговых льгот не предусмотрено.

Идея с плавающей ставкой акцизного налога (в настоящее время есть только фиксированные акцизы) выглядит разумной для нас, поскольку она должна привести к более гибкому ценообразованию в отношении внутренней цены на нефтепродукты, отражающему ситуацию на рынках, особенно учитывая, что налоги (НДС и акцизы) в цене моторного топлива для конечного потребителя превышают 30%.
p.s. окончательные параметры закона пока не утверждены. ждем конкретику.

Суммарная прибыль российских нефтяных компаний за 2017 год составляет 1,45 трлн руб:

Налоговый маневр будет уменьшать прибыль сектора на 1,6/6=267 млрд руб, что составляет 18% прибыли сектора за 2017 год .
весьма неслабый маневр, при том, что конъюнктура 2017 г была неплохой:)

mozgovik.com/ - подписка на исследования рынка

Кроме того, документ «сохраняет относительный размер и условия действия до 1 января 2019 года пониженной ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на выработанных и малых участках недр, а также добыче трудноизвлекаемой нефти». Это, как указали в кабмине, будет осуществляться путем корректировки понижающего коэффициента Дм (показатель, характеризующий особенности добычи нефти) к ставке НДПИ при добыче нефти.

Также предложенная правительством реформа предусматривает «механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов».

Помимо этого говорится в подготовленном кабмином документе и об «индексации установленных ставок акцизов на подакцизные товары в 2021 году на уровень инфляции». «При этом ставки акцизов на период 2019-2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством», — отмечается в сообщении пресс-службы.

Также законопроект о завершении налоговой реформы предлагает установить «вычеты по акцизам для переработчиков нефтяного сырья с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты».

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, как подчеркнули в кабмине, должна будет устанавливаться «с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно будет увеличивать ее значение на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть».

Все эти положения, как отметили в пресс-службе, были одобрены правительством на заседании 21 июня. В ходе этого мероприятия российский премьер-министр Дмитрий Медведев , что действующие в настоящее время льготы по НДПИ для нефтяников сохранятся на текущем уровне. Например, нефтеперерабатывающие заводы, на которых налажено производство высококачественного бензина и дизельного топлива не ниже пятого класса, смогут получить вычет по акцизу на нефть, заверил глава кабмина. Подобные меры, как пояснил тогда же вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность, федеральному бюджету России в течение шести лет 1,3-1,6 трлн руб.

Законопроект о завершении налогового маневра обсуждался в России на протяжении более чем двух последних лет. Инициатива между Минфином и нефтяниками. «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники писал, что реализация подобной идеи на бензин и дизельное топливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Стоимость других нефтепродуктов, в том числе битума, мазута, авиакеросина и судового топлива, из-за этого, по информации собеседников издания, должна вырасти не менее чем на 50%.

Пакет документов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли внесен в 22 июня. Накануне, в ходе заседания правительства, были окончательно согласованы параметры предстоящей реформы.

Речь идет о двух законопроектах: один из них предусматривает постепенное снижение с нынешних 30% (от стоимости нефти) до нуля вывозной таможенной пошлины. Второй законопроект предусматривает равномерное повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения экспортной пошлины.

Таким образом, экспортная пошлина в течение шести лет будет полностью замещена ростом НДПИ. Предполагается, что закон будет принят в этом году и маневр начнется с 1 января 2019 года.

Предстоящий налоговый маневр в последние два года был камнем преткновения между и отраслью. предлагало отложить его до завершения модернизации российских НПЗ и запуска единого рынка нефти, нефтепродуктов и газа в рамках Евразийского экономического союза (). Действующий налоговый режим, в частности экспортная пошлина, по факту субсидирует нефтепереработку. Минфин настаивал на завершении маневра и сохранении поддержки только для тех производств нефтепродуктов, которые обеспечивают высокую степень переработки.

Принятый вариант реформы предусматривает сохранение действующих льгот по НДПИ. Речь идет о пониженной налоговой ставке на добычу на новых морских месторождениях, газового конденсата для производства СПГ, льготе для месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа. Также пониженные ставки НДПИ сохранятся для месторождений со сложными условиями: выработанных, малых участков недр, месторождений с трудноизвлекаемой нефтью.

Кроме того, предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции легких углеводородов.

Для переработчиков нефти предлагается установить вычеты по акцизам с учетом объемов произведенных из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, а также с учетом уровня цены на нефть на мировых рынках, средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.

Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учетом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает ее значение в течение шести лет, начиная с 1 января 2019 года, на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, уточняют в правительстве.

Вспышки стоимости топлива

То есть речь идет о небольшом, но все же увеличении налоговой нагрузки на отрасль. Судя по цифрам, в среднем компании недополучат $1-1,5 с барреля добытой нефти. С другой стороны, это не так много, особенно учитывая те благоприятные условия, в которых существует отрасль сегодня — довольно дорогая нефть и дешевый рубль, добавляет эксперт.

В любом случае не стоит ждать, что в России будет решена проблема роста цен на бензин, точечные послабления для производителей высококачественного бензина не решат проблемы снижения маржи большинства НПЗ и роста внутренней цены на нефть,

отмечает управляющий партнер Экспертной группы Veta .

Соответственно, уже в 2019 году мы можем наблюдать новые вспышки стоимости топлива на автозаправках, добавляет он.

Дополнительные поблажки будут применяться для тех нефтяников, кто производит высококачественный бензин и дизтопливо Евро-5, в этом случае из бюджета они будут получать часть акциза, который выплачивают НПЗ, обращает внимание Жарский.

Хотя в целом реформа в отрасли приведет к дополнительной стимуляции нефтяников продавать на внутреннем рынке больше нефти и нефтепродуктов, чем за рубеж, доходы бюджета в результате такого маневра могут сильно колебаться, так как в законопроекте очень много отведено применению дополнительных льгот по НДПИ, а также возвращению акцизов, полагает эксперт.

Заодно и акцизы

Неожиданной «добавкой» к пакету законопроектов о завершении нефтегазового налогового маневра оказалась индексация акцизов на 2021 год. Обычно правительство делает расчеты акцизов вместе с подготовкой федерального бюджета на предстоящую трехлетку и представляет их отдельной поправкой в Налоговый кодекс осенью. Индексация проводится после того как правительства определится с макроэкономическим прогнозом и основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикой.

Обычной процедуры на этот раз не было. Объяснение, приведенное в сопроводительных документах такое: подакцизные товары в 2021 году индексируются «на уровень инфляции, которая, по прогнозам , составит 4%».

«При этом ставки акцизов на период 2019 - 2020 годов сохраняются на уровне, установленном действующим налоговым законодательством» - уточняется в законопроекте. Тем самым Минэкономразвития фактически предписано не прогнозировать инфляцию выше 4% на 2021 год в ходе подготовки бюджета, вне зависимости от макроэкономической ситуации.

В противном случае уже осенью ставки на 2021 год подлежат пересмотру. В частности акцизы на этиловый спирт увеличатся на 4 рубля с 111 руб за литр в 2020 году до 115 руб за литр в 2021 году. Акциз на алкоголь крепче 9% вырастет на 22 рубля до 566 руб за литр. Вино подорожает на 1 рубль с 19 руб в 2020 году до 20 руб в 2021 году. Акциз на сигареты увеличится на 79 руб с 1 966 руб. за тысячу сигарет в 2020 году до 2 045 руб. в 2021 году.

Заодно законопроектом расширен перечень подакцизных товаров. Новый акциз с 1 января 2019 года вводится на кальянные смеси в размере 457 руб за 1 кг. В 2020 году он будет повышен до 467 руб., а в 2021 — до 495 руб.

По мнению аналитика «Финам» Алексея Коренева, ЦБ в этом году «вряд ли удастся удержать инфляцию в районе 4%». Еще предстоит оценить, какой эффект будет от роста НДС до 20%. Скорее всего, он повлияет на разгон цен в диапазоне от 1,6 до 2%. При этом повышение акцизов и включение в законопроект новых подакциозных товаров приведут к росту инфляции от 0,2 до 0,5%. То, что инфляция удержалась в рамках 2,4% в мае текущего года, во многом заслуга благоприятной конъюнктуры, считает Корнеев.

«Прогнозировать инфляционный эффект на 2021 год бессмысленно, поскольку и ставки акцизов, и оценки инфляции еще по крайней мере два раза поменяются во время принятия бюджета в 2019 и 2020 годах», - сказал «Газете.Ru» главный экономист ФГ БКС .

«Просто на данном этапе стоит принять к сведению, что правительство планирует повысить акцизы, но не исключено, что к началу 2021 году эти планы будет скорректированы», - подчеркнул эксперт.