Рабочий план счетов бюджетного учреждения. Учет в бюджетных организациях. План счетов. Изменение структуры Рабочего плана счетов учреждения

Комментарий

По подстатье 174 КОСГУ отражается финансовый результат от уменьшения (списания) суммы начисленных доходов в соответствии с законодательством. Например, постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 в 2016 г. заказчикам разрешалось списывать начисленные суммы неустоек (штрафов, пеней), если соблюдались определенные условия.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий подстатья 174 КОСГУ не применяется. Иными словами, код 174 используется только для определения финансового результата от указанных операций в целях бюджетного учета:

Дебет КДБ 1 401 10 174 Кредит КДБ 1 205 ХХ 660, КДБ 1 209 ХХ 660 – уменьшены суммы начисленных доходов (в т.ч. денежных взысканий – штрафов, пеней, неустоек) при принятии решения в соответствии с законодательством о предоставлении скидок (льгот), списании (п. 120 Инструкции № 162н в новой редакции). Исключение составляет списание нереальной к взысканию задолженности.

В Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) данные по счету 1 401 10 174 отдельно не показываются. Вместе с тем они формируют итоговый результат по строке 090 (п. 96 Инструкции № 191н в новой редакции).

Для приведения в соответствие с Единым планом счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, план счетов бюджетного учета дополнен забалансовыми счетами 40 "Активы в управляющих компаниях", 42 "Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями" (об изменениях, внесенных в Инструкцию № 157н , читайте ).

Перемещение должно быть обусловлено изменениями характеристик объекта. Примерами могут служить перевод помещения из жилого в нежилое по решению уполномоченного органа власти, перевод объекта из особо ценного в состав иного движимого имущества или наоборот.

Корреспонденции счетов в этом случае выглядят следующим образом:

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Отражено выбытие объекта основных средств из группы и (или) вида имущества по первоначальной стоимости КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 310
2 Списана амортизация, начисленная на объект основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство в состав соответствующей группы (вида) имущества КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету ранее начисленная по объекту амортизация КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410

Обратите внимание, приведенные корреспонденции не предназначены для исправления ошибок, допущенных ранее в учете, например, когда имущество было отнесено к материальным запасам, но по своим критериям является основным средством.

В случае разукомплектации или частичной ликвидации основного средства его стоимость списывается с учета – в разрядах 24 – 26 номера счета аналитического учета счета 0 101 00 000 указывается код 410 КОСГУ (п. 10 Инструкции № 162н в новой редакции):

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов
дебет счета кредит счета
1 Списана первоначальная стоимость основного средства в случае его разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
2 Списана начисленная амортизация при разукомплектации объекта основных средств КРБ 1 104 ХХ 410 КДБ 1 401 10 172
3 Принято на учет основное средство, полученное в результате разукомплектации КРБ 1 101 ХХ 310 КДБ 1 401 10 172
4 Принята к учету амортизация по объекту, полученному в результате разукомплектации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 104 ХХ 410
5 Списана остаточная стоимость части основного средства, подлежащая ликвидации КДБ 1 401 10 172 КРБ 1 101 ХХ 410
6 Списана амортизация ликвидируемой части основного средства КРБ 1 104 ХХ 410 КРБ 1 101 ХХ 410

Амортизация, ранее начисленная по разукомплектованному имуществу, распределяется между вновь принимаемыми к учету объектами. Решение о таком распределении принимает комиссия по поступлению и выбытию активов. Метод распределения устанавливается в учетной политике.

Материальные запасы, полученные в результате разукомплектации объектов нефинансовых активов, также следует принимать к учету в корреспонденции со счетом 1 401 10 172, а не 1 401 10 180, как было ранее. Соответствующие изменения внесены в п. 23 Инструкции № 162н .

Непроизведенные активы

Суммы задолженности по компенсации расходов учреждения в связи с реализацией требований законодательства отражаются по дебету счета 1 209 30 560 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту счета 1 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг" (п. 86 Инструкции № 162н в новой редакции). Обратите внимание, согласно изменениям, внесенным в приложение 2 к Инструкции № 162н, в разрядах 1 – 17 номера счета 1 209 30 000 в таких случаях указывается код КРБ.

Если контрагент не вернул аванс, а контракт (соглашение) с ним расторгнут, суммы финансовых требований по компенсации затрат государства к получателю авансовых платежей должны быть переведены в дебет счета 1 209 30 560 в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 206 00 660, 1 208 00 660.

Расчеты по НДС

Счет 210 10 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" дополнен новым счетом аналитического учета 210 13 "Расчеты по НДС по авансам уплаченным". Дело в том, что в соответствии с п. 12 ст. 171 НК РФ у налогоплательщика, перечислившего аванс, предъявленные продавцом суммы НДС подлежат вычетам. В дальнейшем на момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) покупатель обязан восстановить в бюджет НДС, принятый к вычету с предоплаты (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Счет 42 применяют финансовые органы и органы по управлению имуществом, которые отражают расходы на предоставление бюджетных инвестиций по элементам видов расходов подгруппы 450 "Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам".

Финансовый результат

  • в случае превышения возврата доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отражаемых по счету 17, соответствующие показатели по коду строки 171 показываются со знаком "минус";
  • в случае превышения возврата расходов текущего года, произведенных в кассу, над суммой выплат расходов в отчетном финансовом году, отражаемых по счету 18, соответствующие показатели по коду строки 181 показываются со знаком "минус".

Кроме того, Справка в составе Баланса дополнена строками для отражения данных по забалансовым счетам 40, 42 (строки 300, 310).

). В графе 1 разд. 1 указываются номера аналитических счетов, по которым на начало, на конец отчетного периода, на конец аналогичного периода прошлого финансового года отражены остатки и (или) обороты по увеличению (уменьшению) задолженности в отчетном периоде.

Дебиторская и кредиторская задолженность, которая числится на счетах бюджетного учета, отражается в Сведениях (ф. 0503169) по следующим правилам:

Показатели по счету 1 304 06 000 в Сведениях (ф. 0503169) по итогам финансового года отражаются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.

Инструкция № 191н была дополнена новыми разделами:

  • VII – порядок представления бюджетной отчетности получателями, главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • VIII – порядок представления сводной (консолидированной) бюджетной отчетности органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • IX – порядок представления органами, уполномоченными на формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда консолидированной бюджетной отчетности.

Установлено, что получатели средств федерального бюджета представляют отчетность в вышестоящее учреждение средствами подсистемы "Учет и отчетность" государственной интегрированной информационной системы управления государственными финансами "Электронный бюджет". Определены также сроки представления отчетности.

Настоящий порядок ведения учёта в разных организациях регламентирует не один государственный акт. Чтобы понять, как применять эти требования, стоит выучить особенности плана для счётов в бухгалтерской работе разных предприятий.

План счетов бухгалтерского учета 2016, что такое и что включает в себя?

Поскольку в 2000 году Минфин РФ установил основной алгоритм, по которому нужно приводить суммы, тема « » актуальна сегодня.

Каждому нужно обратить внимание на полный текст этого приказа, все разделы и их содержание. Перечень таблиц и положений включает в себя единый порядок для написания отчетности. Это также структура, формирование которой делает каждое учреждение. Каждая таблица здесь будет содержать код или показатель, который требует бухучет. Использование типовой формы с пояснениями предусматривает применение в Ворде или в другой программе.

Задать вопрос юристу

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

План счетов бюджетного учета 2016 года сложился после ряда корректировок и изменений в порядке применения, произошедших в последние годы. Особенности его разработки регулируются положениями ряда документов, изданных Минфином.

Бюджетный план счетов и правовая база для его формирования

Начиная с 2011 года организации, создаваемые и ведущие свою основную деятельность за счет целевого бюджетного финансирования, делят на 3 категории:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Для подобных хозяйственных институтов была утверждена специализированная законодательная база, включающая несколько документов, отражающих различные аспекты их деятельности. Одним из важнейших в списке актов будет приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н, который содержит в себе план счетов, который необходимо применять для бухгалтерского учета.

Под действие указанного документа подпадают все организации бюджетного сектора. В то же время в силу специфики операций для отдельных их категорий существуют дополнительные законодательные положения:

  • В целях координации механизмов учета во внебюджетных фондах, правительственных органах и казенных учреждениях издан приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н.
  • Для отражения финансовых операций бюджетных организаций при разработке учетной политики необходимо руководствоваться приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н.
  • Методы учета на бухсчетах для автономных компаний установлены приказом Минфина от 23.12.2010 № 183н.

Прежде чем переходить к рассмотрению содержания указанных документов, необходимо более детально ознакомиться с терминологией, которая применяется в них.

Пользователи плана счетов для бюджетных организаций 2016 года

Некоторая неопределенность возникает при более детальном рассмотрении определения плана счетов бюджетного учета . Формально толкование основных положений приказа № 157н предполагает, что его использование правомерно только для структур, поименованных в приказе № 162н, а именно казенных учреждений, фондов социального назначения и органов государственного управления.

Не входящие в данный перечень автономные и бюджетные организации должны использовать в своей работе иное понятие - план счетов бухгалтерского учета. Связано это с отсутствием для них строгих ограничений на занятие различными видами предпринимательской деятельности, не входящей в перечень их основных функций. Этот вывод следует из буквального прочтения пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

Одновременно с этим нужно учитывать, что учреждения, проводящие расчетно-кассовое обслуживание автономных или бюджетных учреждений, также подпадают под действие приказа № 162н. В частности, в этой связи можно упомянуть управление Федерального казначейства, которое занимается осуществлением расчетных операций и никоим образом не может быть задействовано в каком-либо направлении бизнеса.

Итогом написанного является то, что формировать рабочий план счетов на основе бюджетного плана могут только казенные учреждения и иные структуры, на которые прямо распространяется действие приказа № 157н.

Основополагающий документ бюджетного счетоводства: приказ № 162н

Какова же сфера использования бюджетных счетов? Для ответа на этот вопрос рассмотрим, на кого распространяется действие приказа № 162н. Итак, его положения обязательны к применению для:

  • казенных учреждений;
  • органов госуправления;
  • социальных внебюджетных фондов;
  • организаций, находящихся на бюджетном финансировании и подотчетных государственным органам;
  • институтов, обеспечивающих проведение расчетно-кассовых операций с бюджетными средствами;
  • органов казначейства.

Все указанные субъекты в обязательном порядке ведут учет на бюджетных счетах.

Политика учета в организациях бюджетной сферы: таблица

При составлении рабочего плана счетов бюджетные учреждения, если они не используют план счетов, утвержденный приказом № 162н, должны в обязательном порядке руководствоваться приказом № 157н. В соответствии с п. 21 указанного документа на них возложена обязанность создавать подобные перечни самостоятельно, но на основе имеющегося Единого плана счетов или специального учетного плана.

Оба приведенных источника содержат счета длиной 26 символов. Ниже приведем таблицу плана счетов бюджетного учета 2016 года, где рассмотрим структуру бюджетного счета:

Пример оформленного рабочего перечня бухгалтерских счетов муниципальной компании можно получить по ссылке ниже на сайте.

Правила образования кодов счетов в 2016 году

Наибольшие затруднения при использовании бюджетных счетов связаны с оформлением символов с 1-го по 17-й - аналитического счета, отвечающего за расшифровку видов операций. При этом основой для заполнения служат:

  • коды доходов;
  • коды расходов, закрепленные законодательно;
  • коды источников финансирования.

В качестве иллюстрации написанного приведем пример отражения кода расходов бюджета.

Структура обозначения затрат следующая:

  • 3 цифры для обозначения распорядителя средств на основе приказа Минфина РФ от 01.06.2013 № 65н;
  • символы с 4-го по 7-й отведены для обозначения кодов раздела и подраздела согласно приложению № 2 к приказу № 65н;
  • порядковые номера 8–14 обозначают код целевой статьи затрат по приложению № 10 к приказу № 65н;
  • завершающие номер счета 3 символа отражают название расхода и берутся из приложения № 3 к приказу 65н.

Если компания испытывает трудности с данной аналитикой счета, то эти символы можно заменить нулями. Данное послабление существенно упрощает разработку рабочего плана счетов и позволяет более плотно сосредоточиться на оформлении кодов с 18-го по 26-й символ.

Составление шифра счета с 18-го по 26-й символ

Тип финансирования находит свое отражение в 18-м символе. Наиболее часто при этом применяют цифру 1, обозначающую бюджетные средства, либо значение 3, дающее понять, что привлечены временно имеющиеся в бюджетной структуре средства. В отношении данного символа также, согласно приложению № 1 к Инструкции в приказе № 162н, действует правило, дающее возможность поставить 0. Значительное количество бюджетных организаций регулярно пользуются данной возможностью.

Начиная с 19-го и заканчивая 23-м номером представлены счета синтетического учета.

Последние 2 знака отведены под значение кода КОСГУ, его можно взять из приложения № 5 к приказу Минфина № 65н.

Необходимо учитывать, что нормы законодательства в отношении бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях довольно часто меняются, поэтому нужно постоянно отслеживать возникающие нововведения.

Изменения в бюджетном плане счетов бухгалтерского учета 2016 года

Наиболее значимыми с точки зрения организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях являются изменения, внесенные в приказ Минфина России от 1.12.2010 № 157н. Последние корректировки указанного документа были введены в действие приказом Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н. В нем было зафиксировано переименование сч. 201 06 в Едином плане счетов. Текущее наименование звучит как «Денежные средства учреждения на специальных счетах».

Также преобразования коснулись сч. 502 01, получившего замену названия с «Принятые (принимаемые) обязательства» на «Принятые обязательства». Для сч. 502 02 применено наименование «Принятые денежные обязательства».

Появились новые внебалансовые счета 17 и 18 в дополнение к сч. 0 210 03 000, ранее такая возможность существовала только для сч. 0 201 00 000.

Не меньшее количество интересных изменений было внесено и во второй нормативный документ - приказ № 162н. Рассмотрим их в следующем разделе.

Организация учетных процедур в казенных учреждениях и внебюджетных фондах

Корректировки, содержащиеся в приказе Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н, привели к тому, что из Инструкции по применению счетного плана, дополняющей приказ №162н, исчез счет 0 106 34 340. Это стало следствием его фактической невостребованности. Иными словами, операций, связанных с его применением, уже практически не осталось.

Новые положения Инструкции разрешили проводкой Дт 0 101 00 000 Кт 0 304 04 310 отражать транши от головного бюджетного учреждения своим отделениям, если они самостоятельно осуществляют учет своих операций.

Теперь разрешена запись Дт 0 102 30 320 Кт 0 401 10 180 для принятия на баланс бесплатно переданных нематериальных активов, таким образом минуется счет 0 106 32 320.

Право на использование земли с неограниченным периодом фиксируется в учете Дт 0 103 11 330 Кт 0 401 10 180.

Для случаев реорганизации управлений, учреждений введен вариант корреспонденции Дт 0 105 00 000 Кт 0 304 06 730, фиксирующей получение активов по их стоимости.

Ряд государственных организаций, фактически не занимающихся предпринимательством в силу специфики своих функций, должен отпускать со склада продукцию и товары. Для указанной операции рекомендуется делать запись Дт 0 401 10 130 Кт 0 105 38 440.

Учитываемые в составе доходной части бюджета, вновь созданные или приобретенные внеоборотные активы отражаются проводкой Дт 0 108 51 000 Кт 0 106 11 310.

Излишки активов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, попадают на баланс при помощи проводки Дт 0 201 34 510 Кт 0 401 10 180.

Порядок применения плана счетов бюджетного учета регулируется несколькими документами и имеет разную степень обязательности для отдельных категорий государственных предприятий. Несмотря на стабильность нормативной базы, периодически в порядок организации бюджетных учетных процедур вносятся изменения, последние из них произошли в 2015 году. Их следует обязательно учитывать при формировании учетной политики, в частности при составлении рабочего плана счетов текущего периода.

Перечень счетов, используемый для хозяйственного чета организации, называется Планом счетов. План счетов бюджетных организаций обособлен от плана счетов, используемого в коммерческих организациях. В бюджетных организациях учет ведется по бюджетным и внебюджетным источникам финансирования.

Увидеть типовые проводки с пояснениями для бюджетного учета на 2019 год можно в .

К бюджетным организациям относятся:

  • внебюджетные фонды;
  • государственные учреждения;
  • муниципальные учреждения, и т. д.

Все эти организации входят в систему так называемой государственной учетной политики, которая представляет собой строго определенный порядок бюджетного учета в органах государственной, территориальной, муниципальной власти, внебюджетных фондов и др.

Эта политика регламентируется Инструкцией по бюджетному учету, которая служит основой для разрабатываемой каждым органом собственной политики бюджетного учета. Эта инструкция ограничивает проявления «самодеятельности» бюджетных организаций при самостоятельной разработке собственных правил учета, и одновременно является основой этих правил и принципов.

Структура плана счетов бюджетного учета

План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.

Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по . В нем перечислены все используемые счета, в том числе и . В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:

Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.

Номер счета бюджетного ПС состоит из разрядов, структура счета описана в таблице:

Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.

Состав бюджетного ПС

  1. Нефинансовые активы;
  2. Финансовые активы;
  3. Обязательства;
  4. Финансовый результат;
  5. Санкционирование расходов.

К нефинансовым активам относятся основные средства, нематериальные и непроизводственные активы, материалы, расходы, амортизация и т.д. Отличием бюджетного ПС от коммерческого можно назвать присутствие специального счета для вложений в материальные запасы.

В состав финансовых активов входят ДС (на счетах, в кассе и пр.), ценные бумаги, дебиторская задолженность других контрагентов, вложения в фин. активы и др.

3-й раздел, обязательства , включает в себя и все платежи, включая расчеты между контрагентами.

В 4-м разделе скомпонованы счета учета доходов-расходов и фин. результатов .

Можно сказать, что по своему составу бюджетные обязательства и активы аналогичны этим понятиям в коммерческом учете. Отличается состав счетов и методы учета.

5-й раздел представляет собой список счетов, на которых отражаются движения по:

  • ассигнованиям из бюджета;
  • лимитам бюджетных обязательств;
  • запланированных доходов(расходов).

Большинство счетов нового бюджетного ПС представляют из себя субсчета первого, второго и третьего порядка к ранее существовавшим аналитическим счетам.

Каждый отдельный счет бюджетного ПС может быть активным или пассивным, третьего варианта не существует.

Кредитовое сальдо по активному счету отражается по Дт счета суммой со знаком «минус». Аналогично, дебетовое сальдо на пассивном счете — отрицательной суммой по кредиту.

При отсутствии в утвержденной Инструкции типовой корреспонденции счетов, организация вправе сформировать свою собственную, при условии ненарушения законодательства.

Забалансовые счета

Кроме балансовых, ПС содержит и забалансовые счета. Они кодируются двумя цифрами. На счетах забаланса отражается движение в стоимостной оценке активов, не принадлежащих организации, например, ОС в аренде или ТМЦ на ответственном хранении.

Как и в , счета этой группы могут не иметь корреспондирующего счета. И, разумеется, данные, отраженные на этих счетах, не участвуют в формировании баланса.