Понятие объект капитального строительства градостроительный кодекс. Объекты капитального строительства: проблемы законодательного регулирования

В Градостроительном Кодексе и сфере прикладного строительства существуют понятия капитальных и некапитальных, или временных построек. Что является объектом капитального строительства и его отличия от временных сооружений рассмотрим в нашей статье.

Основные понятия

Капитальное строительство - это процесс возведения объектов, который включает фундаментные работы, монтаж опорной конструкции, ограждений, подвод коммуникаций. Ключевая характеристика капитального строительства - проведение земляных работ по обустройству заглубленного фундамента, который связывает участок земли и капитальное строение, расположенное на нем.

Здание и земля под ним становятся единым объектом собственности, поэтому продать дом без участка нельзя.

🏠 возведение новых объектов - согласно разработанной проектной документации от фундамента до заключительных работ, новый объект будет зарегистрирован только после сдачи в эксплуатацию, строительство предполагает выделение нового участка под застройку;

🔧 реконструкция - устранение физического износа зданий или отдельных его элементов, процесс может включать частичную или полную перепланировку, переустройство, модернизацию инженерных и других систем;

🚪 строительство пристроек - расширение площади основного объекта за счет пристроек на прилегающей территории, новые помещения ставят на баланс после ввода в эксплуатацию согласно проектной декларации.

В процессе капитального строительства объект становится капитальным сооружением.

Объект капитального строительства — что это такое ?

Определение термина прописано в Градостроительном кодексе РФ. Объектом капстроительства называют любое незаконченное сооружение, для возведения которого проводятся фундаментные работы. Например, от закладки фундамента до ввода в эксплуатацию новый жилой дом - это объект капитального строительства . После сдачи в эксплуатацию и регистрации объект становится капитальным строением.

В свою очередь капитальное строение - это готовое жилое или нежилое здание, или сооружение, неотделимо связанное с участком, на котором оно расположено. Такое строение невозможно демонтировать и перенести на другой участок, сохранив при этом его основные характеристики.

Для сравнения некапитальное сооружение можно разобрать, перевезти, собрать на другом месте и использовать по назначению. К таким объектам относятся киоски , навесы , времянки, сооружения контейнерного типа и другие легкие временные постройки.

Как определяется площадь капитального объекта

В законодательстве не существует отдельной формулировки понятия “площадь капитального объекта”, однако ее можно вывести из определения площади здания. Из этого следует, что общая площадь объекта капитального строительства - это сумма площадей всех помещений, которые расположены в пределах объекта. При расчетах учитывается этажность постройки, а также площадь чердачных, подвальных и подсобных помещений.

Отличия капитального и некапитального строения

При вводе в эксплуатацию капитальное строение в обязательном порядке проходит государственную регистрацию, в документах на объект указывают его основные характеристики, адрес, площадь, назначение соответствие нормам СНиП, пожарной безопасности и другим требованиям. К дополнительным критериям оценки капитального сооружения относят:

🔸 тип конструкции и технические решения;

🔸 использованные стройматериалы;

🔸 размер и расположение объекта;

🔸 уровень благоустройства.

Что относится к объектам капитального строительства

Существует сокращенная и расширенная классификация капитальных объектов. В соответствии с Постановлением Правительства №87 все они по своему функциональному назначению разделяются на:

🏢 производственные - постройки, в которых расположены производственные цеха, линии и сопутствующие им объекты, а также оборонные сооружения;

🏡 непроизводственные - частные и многоквартирные жилые дома, постройки коммунальной сферы и социально-культурного назначения;

🚉 линейные - к линейным объектам капитального строительства относятся водопроводная, канализационная, газопроводная и другие инженерные сети, линии электропередач, пути сообщения и прилегающие к ним объекты: тоннели, мосты.

При проектировании всех перечисленных объектов в обязательном порядке устанавливают точные координаты их месторасположения. Процедура строго регламентирована в соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости» и проводится соответствующими специалистами. Результаты измерений и вычислений заносят в межевое дело. Для возведения линейных объектов необходимо разрешение, которое выдают на основании Градостроительного и Земельного кодексов РФ, а также закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».

Согласно положениям Кадастрового кодекса, к объектам капитального строительства относят жилые, нежилые здания и сооружения.

Здание

Наземный объект, который создан в результате строительства и служит для выполнения определенных функций. Целевое назначение здания может быть различным: в нем могут располагаться промышленные, культурные, социальные, организационные, управляющие департаменты, хранилища, торговые точки, развлекательные объекты или здание может относится к жилому фонду.

Каждое здание в обязательном порядке состоит из надземной и подземной части. Внутреннее пространство разделено на отдельные помещения согласно планировке и целевому назначению. Кроме помещений конструкция включает инженерные и технические сети.

Здания

Нежилые

Жилые:

🔸 Индивидуальные дома

🔸 Многоквартирные дома

🏦 Нежилые здания. Предназначены для создания необходимых условий для работы, обучения, отдыха людей, социально-культурного обслуживания граждан, работы производственных линий, управления предприятиями и другими организациями, хранения сырья и готовой продукции, содержания сельскохозяйственных и других животных. К нежилым также относят здания сферы здравоохранения: больницы, клиники, исследовательские лаборатории, изоляторы и другие.

🏠 Жилые здания. Предназначены для временного или постоянного проживания людей. Для этой цели строят многоквартирные, частные и муниципальные жилые дома, общежития разного типа, приюты, интернаты, дома престарелых. Площадь жилого дома разделена на отдельные комнаты или квартиры, а также нежилые помещения, предназначенные для бытовых нужд и размещения коммуникаций.

Индивидуальные, или частные дома - капитальные здания, которые предназначены для проживания одной семьи и расположены отдельно от других построек и сооружений. Частные дома могут иметь придомовую территорию разной площади, которая является собственностью жильцов вместе с домом. В отличие от застроенного участка непосредственно под зданием, часть или вся придомовая территория частного дома может быть продана или подарена.

Характеристики индивидуальных домов:

🔸 площадь - неограничена;

🔸 конструкция - деревянная, кирпичная, блочная, из других материалов;

🔸 этажность - от одного до трех;

🔸 коммуникации - центральные, индивидуальные, без коммуникаций.

🏢 Многоквартирные жилые здания. К многоквартирным относят дома, которые включают две и более квартиры, каждая из них имеет отдельный выход за пределы здания или в помещение общего пользования - коридор или подъезд.

Кроме жилых помещений в таком здании существуют и вспомогательные, которые предназначены для бытовых целей, размещения коммуникаций и передвижения по этажам. К вспомогательным помещениям относят подъезды, лестничные пролеты и площадки, общие балконы, лифты, чердаки и подвалы.

Собственники квартир несут общую ответственность за состояние и сохранность вспомогательных помещений жилого дома, которые находятся в общей собственности всех жильцов. Для их содержания собственники заключают договор с управляющей компанией, которая организовывает вывоз мусора, уборку и благоустройство подъездов и территории, проверяет и ремонтирует инженерные сети.

Среднее положение в классификации жилых домов занимают таунхаусы и дуплексы. Дуплекс - это дом на два собственника. Площадь дуплекса разделена на две квартиры, в каждой из которых есть отдельный вход. Таунхаус - это жилой комплекс, который разделен на множество отдельных одноэтажных или двухэтажных квартир с отдельным входом, подъездной дорожкой и небольшой прилегающей территорией. Таунхаусы и дуплексы очень похожи на полноценные коттеджи, однако с одной или двух сторон у жильцов есть соседи через стенку.

Сооружение

Сооружения - это объемные, плоские или линейные объекты, которые возникли в результате строительства и служат для определенных целей. К сооружениям можно отнести автомобильные и железнодорожные пути сообщения, линии электропередач, транспортные и коммунальные трубопроводы, системы связи и другие объекты.

К сооружению относят и все дополнительные постройки, площадки, дороги, заборы , оборудование и коммуникации, которые обеспечивают его функции. Например:

📍 все части плотины - одно сооружение, которое включает саму водную преграду, систему труб, фильтров, дренажей, отверстия и тоннели для спуска воды, заграждающие конструкции, дороги, мосты, площадки по телу плотины;

📍 автодорога - единое сооружение, в состав которого входят земляные укрепления, дренажная подушка, дорожное полотно, кюветы и расположенные на обочине дорожные знаки;

📍 стадион - комплекс объектов, который является одним сооружением по принципу общего назначения; стадион включает площадки для различных видов спорта и соревнований, трибуны, подходные пути, подсобные, сантехнические и другие помещения.

Баня — это капитальное строение или нет

Ответ зависит от особенностей строительства и размера объекта. Одноэтажные бани на легком мелкозаглубленном фундаменте или установленные на нескольких опорах относятся к временным постройкам. Часто такую конструкцию можно купить уже в собранном виде и установить на участке без проведения земляных работ. Баня площадью больше 20 м 2 с заглубленным фундаментом, со всеми необходимыми коммуникациями и дополнительными комнатами отдыха признается капитальным строением . По этому же критерию оценивают и пристроенную к жилому дому парную.

Гараж — это капитальное строение или нет

Гараж контейнерного типа относиться к временным сооружениям: его можно беспрепятственно перевезти с места на место и установить на утрамбованной площадке или щебеночной насыпи. Кирпичный гараж с подвалом и эстакадой - это капитальное строение, при его возведении проводились земляные работы.

Где можно вести капитальное строительство

Выбор участка под строительство того или иного объекта основан на классификации видов разрешенного использования земель. Согласно этой классификации, все участки нужно использовать согласно их целевому назначению. Например, отдельные территории отводят под сельское хозяйство, предпринимательство, производство, жилую застройку, строительство общественных и культурных объектов, транспорт. При этом на одном участке может быть разрешено несколько видов деятельности. Разрешено возводить капитальное строение на любом земельном участке согласно его назначению, за исключением земель природоохранного комплекса и заповедных участков, на которых любое капитальное строительство запрещено.

Можно ли проводить капитальное строительство на дачном участке

Согласно законодательству РФ дачный участок можно использовать для отдыха, вести на нем мелкое подсобное хозяйство, а также под застройку как с правом регистрации, так и без права регистрации. Из определения следует, что на даче можно построить индивидуальный капитальный дом. Сделать это можно после приватизации участка.

Разрешена малоэтажная застройка: высота дома не должна превышать 3 этажа, при проведении земляных фундаментных работ можно обустроить глубокий подвал или погреб. При проектировании следует помнить, что согласно требованиям СНиП общая площадь строений не должна превышать 30% от общей площади дачного участка. При расчете будет учитываться площадь дома, дорожек, подсобных строений и беседок. Поэтому на стандартном участке в 6 соток можно спроектировать коттедж до 120-130 м 2 . После окончания строительства дом должен пройти госрегистрацию, в процессе которой ему будет присвоен инвентарный и кадастровый номер.

Объектами капитального строительства, подлежащими учёту в государственном кадастре недвижимости и иных видах кадастров, являются здания, сооружения, помещения и объекты незавершённого строительства.

Здания, сооружения, объекты незавершённого строительства за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, относятся к недвижимым вещам.

Законодательное определение исключает из объектов капитального строительства временные постройки и прямо указывает, в качестве примера построек: киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; навес - сооружение полузакрытого типа (крыша на опорах с незамкнутыми стенами или без них).

В российском законодательстве понятие «объект капитального строительства» существует с 2005 г. В прежнем градостроительном законодательстве использовались правовые конструкции «объекты недвижимости в градостроительстве», «объекты градостроительной деятельности».

Рассмотрим подробнее виды объектов капитального строительства (далее - ОКС)

Зданием называется наземное строительное сооружение, имеющее внутреннее пространство, предназначенное для определенного вида человеческой деятельности и отдыха, или архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, проживания, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей, содержания животных.

Здание включает в себя сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения (оборудование). Здание может иметь также эксплуатируемые помещения в подземной части. Сооружение, не имеющее надземной части, не является зданием.

Здание является одним из видов строительных сооружений. Основной задачей зданий является пространственная организация бытовых, трудовых процессов и отдыха людей.

Здания изучает наука Типология, классифицирующая архитектурные объекты в их сравнении по общим признакам:

Функциональному назначению;

Объемно-планировочным параметрам;

Закономерностям формообразования;

Градостроительным функциям и требованиям к ним;

Эксплуатационным качествам.

По функциональному назначению здания подразделяются на четыре основные группы, соответствующие основным видам человеческой деятельности: быту, труду и общественно-административной деятельности:

Общественные здания;

Жилые дома;

Промышленные здания;

Здания и сооружения, предназначенные для нужд сельского хозяйства.

Каждая из этих групп имеет в свою очередь собственную типологическую структуру в зависимости от функционального назначения зданий, или их специфики. Основным признаком зданий, по которому определяют принадлежность его к той или иной группе, является назначение здания определенного типа для определенной цели.

Например : общественные здания классифицируются по областям культурно-бытового обслуживания населения:

1) здравоохранение;

2) наука, просвещение и обучение;

3) воспитание и обучение;

4) физкультура и спорт;

5) массовый отдых;

6) транспорт и связь;

7) общественное питание;

8) торговля;

9) хозяйственно-бытовое обслуживание;

10) управленческо-административная деятельность;

11) коммунальные предприятия.

По объемно-планировочным параметрам здания классифицируют по этажности, планировочным схемам, функциональному зонированию зданий на генеральном плане и помещений в самом здании.

Например : жилые здания подразделяют на следующие типы:

Одноквартирные (одноэтажные, мансардные, двухэтажные);

Блокированные (двухквартирные одно-, двухэтажные, четырех- квартирные двухэтажные; многоквартирные одно- двухэтажные);

Секционные (односекционные трехэтажные и выше, многосекционные двухэтажные и выше);

Коридорные, коридорно-секционные;

Галерейные, галерейно-секционные.

Одним из примеров классификации зданий может служить следующая схема (рис. 2.1):

Рис. 2.1. Пример классификации зданий.

Жилое здание (дом) состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. К жилым зданиям (домам) относятся жилые дома постоянного типа, общежития, приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, ветеранов, специальные дома для одиноких престарелых, детские дома, интернаты при школах и школы-интернаты, другие дома.

Индивидуальные жилые дома - отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи. В их число также включаются дома коттеджного типа (при которых имеется небольшой участок земли; коттеджи бывают преимущественно двухэтажными с внутренней лестницей, на первом этаже которых обычно расположена общая комната, кухня, хозяйственные помещения; на втором этаже - спальни), одноквартирные блокированные жилые дома, состоящие из автономных жилых блоков.

Многоквартирный дом - совокупность двух и более квартир в жилом здании, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Нежилые здания - это здания, назначением которых является создание условий для труда, социально-культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей: промышленные, сельскохозяйственные, коммерческие, административные, учебные, здравоохранения, и другие.

В процессе развития потребностей населения города типы зданий постоянно видоизменяются. Кроме четко выраженных типов зданий, существует множество переходных форм.

Кроме типологической классификации, т.е. классификации зданий по назначению, существует подразделение зданий на классы по значимости. Выделяют 4 класса зданий. Каждому классу зданий предъявляются определенные требования относительно капитальности (строительные материалы и конструкции, огнестойкость и т. д.), степени градостроительного и народнохозяйственного значения, характеристики эксплуатационных качеств.

Здания I класса . К ним относятся жилые и общественные здания, отвечающие повышенным требованиям (общественные здания, играющие особо важную роль в композиции городов, жилые выше шести этажей и др.).

Здания II класса . Это здания массового строительства, жилые дома в 4-5 этажей.

Здания III класса представляют собой малоэтажные здания с небольшой вместимостью.

Здания IV класса . Это здания, удовлетворяющие минимальным требованиям.

Основными составными частями зданий являются помещения - это функциональная часть здания, сооружения или строения, отделенная от других функциональных частей физическими границами (стенами), не имеющими разрывов.

В составе помещений могут быть комнаты целевого назначения (комната-ванная, комната-прихожая, комната-кухня, комната для отдыха и др.). Комната - это неделимая функциональная часть здания.

Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Например :

Плотина включает в себя тело плотины, фильтры и дренажи, шпунты и цементационные завесы, водоспуски и водосливы с металлическими конструкциями, крепления откосов, автодороги по телу плотины, мостики, площадки, ограждения и др.;

Автомобильная дорога в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т. п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения - ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м, ров.

К сооружениям, представляющим собой единый объект, состоящий из разнородных элементов, объединенных общим функциональным назначением, относятся также стадионы, включающие в себя специально оборудованные площадки для занятия различными видами спорта, например, городошная и легкоатлетическая площадки, футбольное и хоккейное поля, беговая дорожка и ямы для прыжков. Площадки расположены на земле и являются приспособлением её для целей физкультуры и спорта. В данном случае эти сооружения были созданы именно в таком виде, что соответствует их функциональному назначению.

К сооружениям также относятся: законченные функциональные устройства для передачи энергии и информации, такие как линии электропередачи, теплоцентрали, трубопроводы различного назначения, радиорелейные линии, кабельные линии связи, специализированные сооружения систем связи, а также ряд аналогичных объектов со всеми сопутствующими комплексами инженерных сооружений.

Строения. Законодательных определений понятия «строения » в Российском законодательстве не имеется. Как и ранее в законодательстве РСФСР, термин «строения» используется как общее понятие зданий и сооружений. В настоящее время понятие «строение» преимущественно используется либо в одном терминологическом ряду - «здание, строение, сооружение», либо как равнозначное понятию здание, либо подчеркивается второстепенное значение: «жилые и хозяйственные строения, расположенных на садовых и дачных участках», хозяйственные строения для содержания домашних животных, строения вспомогательного использования, строения потребительского назначения (дачи, садовые дома, гаражи).

В отличие от иных объектов капитального строительства, строение не является объектом учета, применяемом при ведении единого государственного реестра объектов капитального строительства и государственного кадастрового учета недвижимого имущества.

Объекты незавершённого строительства - объекты, строительство которых приостановлено, в основном, из-за отсутствия финансовых средств и материально-технического обеспечения. Указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания, а сам процесс создания объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого объекта. В отличие от зданий, строений или сооружений объекты незавершённого строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию.

Cлово «капитальный» в строительстве ассоциируется с объектом прочным, надёжным, созданным на длительный срок, с большими денежными вложениями. Капитальные строения, в отличие от временных построек, являются правовыми объектами — на них регистрируется право собственности. Объект капитального строительства — как он определяется законодательно, какими признаками обладает, и что относится к капитальным строениям?

Объект капитального строительства: определение, виды, признаки

Термин «объект капитального строительства» (ОКС) в Российском градостроительном кодексе появился только в 2005 г. (До этого периода в кодексе оперировали категориями «объекты недвижимости» или «объекты градостроения»).

Определение объектов капитального строительства

Согласно ГрК РФ (ст. 1 п. 10) объект капитального строительства (ОКС) — это здания, сооружения, строения, а также объекты незавершённого строительства, при этом из этого числа исключаются некапитальные постройки, а также все улучшения, которые нельзя отделить от земельных участков (мощение, настилы, покрытия и т. д.).

Некапитальное строение — это объект, который прочно не связан с землей, его легко разобрать и переместить без нанесения вреда и потери функциональности (п. 10.2 ГрК РФ, добавленный 3 августа 2018 г. постановлением N 342-ФЗ):

  • киоски (строения, не имеющие торгового зала и рассчитанные на одного продавца);
  • навесы (конструкции в виде одной лишь крыши с опорами или полуоткрытые, с незамкнутыми стенами).

Разница между ОКС и объектом недвижимости

По сути определение ОКС в ГрК РФ идёт от противного, то есть капитальными объектами признаются все те, что не относятся к некапитальным. Получается, что косвенно ОКС и объекты недвижимости — это одно и то же:

Объект недвижимости прочно соединяется с землёй и имеет фундамент. Его нельзя переместить и демонтировать, так как все его составляющие неделимы, их невозможно использовать по отдельности, не нарушив целостность всего объекта, его предназначение и функции. Право собственности на объект недвижимости подлежит регистрации.

То же самое можно отнести и к ОКС.

  • К недвижимости относятся все объекты капитального строительства (ст. 130 ГК РФ). (Строения регистрируются как здания). В правовом отношении ОКС и недвижимость — неодинаковые категории:
  • Помимо привязки к земле, соответствию объектов техническим параметрам, нормам градостроения и другим требованиям, для создания объекта недвижимости необходимо право собственности на земельный участок, согласие собственника ЗУ или разрешение исполнительных органов власти.
  • К объекту недвижимости обязательно должны быть подведены инженерные коммуникации, в то время как при строительстве объектов капитального строительства, это нe всегда является необходимым условием.


Разрешение на строительство ОКС

На основании ст. 51 на строительство ОКС, кроме случаев, указанных в п. 17 данной статьи, необходимо брать разрешение. Оно может быть выдано только при соблюдении правил землепользования и строительства (кроме тех объектов, на которых не распространяются (или не установлены) требования, указанные в градостроительном регламенте).

На территории аэродромов устанавливаются ограничения в использовании ОКС, то есть любой объект там не построить.

Разрешения брать не нужно:

  • для строительства или реконструкции ИЖС, жилого дома, гаража, садовых домов, вспомогательных построек на ЗУ;
  • капремонта и реконструкции ОКС (если она не приведет к изменению его назначения);
  • строительства буровых скважин, газопроводов, согласно государственным техническим проектам;
  • в др. случаях, указанных в п 17 ст. 51 ГрК РФ.

Виды объектов ОКС

Несмотря на то, что словесный ряд определения ОКС состоит из синонимов, так как здания часто называют сооружениями или строения, конструктивно и по назначению — это разные понятия.

Что такое здание

Здание представляет собой завершенную объёмную конструкцию с наземной, а иногда и подземной частью, с подсоединенными инженерными линиями и сетями.

Предназначение здания:

  • проживание;
  • осуществление деятельности;
  • производство;
  • хранение произведённой продукции;
  • содержание поголовья скота или птицы.

Всего существует два вида зданий — жилые и нежилые.

Определение и виды жилых зданий

Жилое здание — объект, состоящий из жилых и вспомогательных помещений, необходимых для удовлетворения бытовых и других потребностей, связанных с проживанием.


К жилым зданиям относятся:

  • дома для постоянного проживания;
  • общежития, интернаты и дома для престарелых (ветеранов, инвалидов);
  • детские дома и интернаты;
  • приюты для бездомных;
  • дома так называемого маневренного фонда и пр.

Встречаются следующие виды жилых зданий:

  • ИЖД (индивидуальные жилые дома);
  • МКД (многоквартирный жилой дом).

ИЖД бывают разного типа:

  • объект недвижимости для одной семьи, не более, чем из трёх этажей;
  • двухэтажный коттеджный дом с небольшим земельным участком (в доме обычно внутренняя лестница, первый этаж — гостиная, кухня, санблоки и другие вспомогательные помещения, второй — спальни);
  • одноквартирные дома блочного типа.

МКД — это дом хотя бы из двух квартир и более, имеющих, помимо индивидуальных жилых, помещения и для общего пользования (коридоры, лестничные площадки, лоджии, кладовки и др.). В многоэтажных МКД имеется выход из каждой квартиры на лестничную площадку, в одноэтажных — в коридор или прямо на земельный участок.

Нежилые здания

Нежилые здания используются:

  • для трудовой и коммерческой деятельности;
  • промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • в административных, социальных и культурных целях;
  • учебы и здравоохранения;
  • хранения продуктов и товаров;
  • в иных целях.

Сооружения

Сооружение — законченный строительный объект линейного, плоского, или объёмного типа, состоящий из наземной, надземной (подземной) частей. В состав сооружения обязательно входят несущие, иногда ограждающие конструкции.

Назначение: производство, хранение, транспортировка грузов, перевозка людей. Сооружения, в отличии от жилых зданий, могут быть предназначены не для постоянного проживания, а для временного пребывания людей.


Примеры сооружений: плотины, дороги, телебашни, стадионы, автопарки, вокзалы, инженерно-технические сооружения (ЛЭП, ТЭЦ, трубопроводы, кабельные и радиорелейные линии связи) и пр.

Сооружение как единое целое состоит из многих объектов (сооружений), каждый из которых неотъемлемая часть целого: входящие объекты могут выполнять различные функции, но исключение их из состава основного сооружения невозможно, так как будет нарушена основная функция.

  • Например, стадион состоит из футбольного поля, беговых дорожек, спортивных площадок, песочных ям, административного здания, зрительской зоны — каждый объект играет разные роли, но может быть использован в составе всего стадиона.
  • У автомобильной дороги нельзя отнять покрытия, ограждения, дорожные знаки, рвы, кюветы, дорожные мосты длиной не более десяти метров.

Что такое капитальное строение

Точного определения капитального строения в градостроительном кодексе нет. К ним обычно относят:

  • все ОКС, то есть здания, сооружения и строения;
  • вспомогательные и хозяйственные строения второстепенного, потребительского значения (например, гаражи, дачные дома).

Часто термин «строение» употребляют как синоним слову «здание». Далеко не все вспомогательные строения относятся к капитальным объектам строительства: целесообразно в этом случае использовать слово «постройка».


Признаки капитального строения

Капитальное строение всегда имеет фундамент, углубленный в землю, прочные стены. Однако такие же признаки могут быть и у вспомогательных построек.

Главный критерий, по которым можно определить, что строение является капитальным — это его долговременность: минимальный срок эксплуатации капитального строения составляет 25 — 50 лет.

Объекты незавершенного строительства

Так называют ОКС, строительство которых приостановлено, главным образом из-за недостатка средств. И хотя такой «ярлык» объектам дается на время, и их планируют вводить в оборот, чтобы завершить начатое, иногда они «замораживаются» на десятилетия. Примером могут служить дома, которые начали строить по обанкротившиеся застройщики.

Объекты некапитального строительства

К ним относятся временные постройки и сооружения

Временные постройки

Временные постройки возводят или переделывают из других зданий и сооружений для проведения строительно-монтажных работ:

  • сборные плоско-линейные конструкции, которые легко устанавливаются и разбираются;
  • контейнеры;
  • передвижные объекты.

На первый взгляд такие постройки могут ничем не отличаться от капитальных: у них может быть прочный фундамент, каменные стены, железобетонные перекрытия. Понять, к чему относится объект (капитальному или некапитальному строению), можно по его временном назначении (срок эксплуатации временной потройки обычно до 5 лет, порой — до 15), и когда строительство прекращается, его должны демонтировать. Впрочем, это происходит не всегда, и некоторые временные постройки фактически превращаются в постоянные.

Также возводятся временные постройки в лесных хозяйствах и на землях сельхозназначения: складские помещения, улья, навесы, постройки для животных, хранения инвентаря и т. д.

Некапитальные сооружения

Это сооружения из легких конструкций, без фундамента (либо устанавливаемые на наземном неглубоком фундаменте), без подземных помещений, подведенных инженерных коммуникаций: киоски, павильоны, игровые и смотровые площадки, фонтаны, уличные туалеты и пр.

Впервые легальное определение категории «объект капитального строительства» (далее - ОКС) было введено ГрК РФ. Следует отметить, что категорией ОКС оперирует не только градостроительное законодательство, но и законодательство иных отраслей права. В частности, это относится к гражданско-правовой сфере, земельному, лесному законодательству и иным отраслям. Именно поэтому так важно разобраться в сущности данного определения, иметь четкое представление о том, что конкретно законодатель подразумевает под ОКС.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ ОКС - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (т.е. объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. По своей сути это положение не является определением как таковым в связи с тем, что оно не содержит сущностных характеристик данной категории, а сводится лишь к перечислению объектов, относящихся к ОКС.

Итак, к ОКС относят здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Перечисленные объекты являются ничем иным как разновидностью объектов недвижимости, следовательно, им должны быть присущи и все признаки недвижимости. Часть первая ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам согласно этой же статьи относятся и подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Во-первых, из данной нормы можно вывести характерные признаки недвижимого имущества: неразрывная связь с землей, невозможное без несоразмерного ущерба их назначению перемещение, обязательная государственная регистрация. Это те признаки, которые непосредственно прописаны в положении ст. 130 ГК РФ. Но, кроме них можно выделить и иные. В частности, обязательность государственной регистрации объектов недвижимого имущества и отнесение к ним в порядке исключения воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов говорит о степени социальной, экономической и иной значимости недвижимого имущества, его высокой стоимости и особых условиях гражданского оборота. На основании всего вышесказанного можно вывести следующие признаки недвижимого имущества:

  • неразрывная связь с землей;
  • невозможность перемещения без нанесения несоразмерного ущерба их назначению;
  • обязательная государственная регистрация;
  • высокая стоимость;
  • высокая степень социальной, экономической и иной значимости.

Во-вторых, данная норма непосредственно перечисляет те объекты недвижимого имущества (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства), которые в соответствии с ГрК РФ являются ничем иным как ОКС. Но для того, чтобы окончательно определить природу ОКС и отнести либо не отнести ОКС к разновидностям объектов недвижимости, необходимо разобраться с таким понятием как «капитальное строительство».

Законодательство РФ не содержит легального определения данной категории. ГрК РФ в ст. 1, посвященной основным используемым в кодексе понятиям, дает трактовку лишь термина «строительство», под которым понимается создание зданий, строений, сооружений. Иначе данное определение можно представить так: строительство- это создание объектов капитального строительства. Не слишком понятно, правда? Категория «капитальное строительство» и вовсе нигде не разъясняется, хотя законодательство, в том числе и ГрК РФ, активно им оперирует. Объясняется это видимо тем, что данный термин имеет экономическую природу и никакого отношения к строительству как к деятельности по возведению объектов изначально не имеет. В соответствии с «Современным экономическим словарем» капитальное строительство - это процесс создания и реконструкции основных средств путем проведения строительных работ; одна из основных форм использования капитальных вложений, инвестиций . Довольно абстрактное определение, сущностные характеристики из которого вывести сложно. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова содержит следующее определение категории «капитальный»: основной, коренной, очень важный; капитальное строительство - сооружение новых предприятий, жилых зданий и т.п . Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что капитальным строительством (в данном контексте) является деятельность по возведению объектов недвижимости. Возникает вопрос: почему мы используем термин «капитальное строительство», а не «строительство» вообще? По моему мнению, это связано с тем, что «строительство» как деятельность распространяется не только на возведение объектов недвижимости, но также и на реконструкцию, ремонт, причем, не обязательно только в отношении недвижимого имущества как такового.

Из всего выше сказанного следует вывод о том, что ОКС являются разновидностями объектов недвижимости, следовательно, им присущи все признаки недвижимого имущества.

В этой связи интересным представляется также вопрос относительно природы различного рода подземных сооружений. Данная тематика довольно актуальна по ряду причин: развитие новых технологий, новаторских архитектурных решений, поиск «инвестиционной почвы», а также довольно актуальная для крупных мегаполисов проблема нехватки территории, свободной от застройки, и в то же время необходимость размещения тех или иных объектов.

Когда речь идет о подземных сооружениях правовое регулирование будет комплексным. Следует рассматривать в совокупности нормы градостроительного, гражданского, земельного законодательства, а также законодательства о недрах, являющимся своеобразной отправной точкой и ориентиром в регулировании данного рода объектов вообще. В связи с особенностью, высокой степени значимости данной сферы уровень ее правового регулирования – федеральный.

Недра – это разновидность недвижимости, что следует в первую очередь из ст. 130 ГК РФ. Ключевой вопрос данной тематики: относятся ли подземные сооружения к объектам капитального строительства?

Законодательство РФ содержит следующие определения термина «сооружение»:

К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций: транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.), передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.), гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.), хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.), стволы шахт, нефтяные скважины и т.д. («Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики», утв. Минэкономразвития РФ № ГГ-181, Минфином РФ № 13-6-5/9564, МНС РФ № БГ-18-01/3 02.12.2002);

Сооружения – инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что под сооружениями принято понимать различного рода объекты, имеющие обеспечительную функцию и являющиеся дополнительными, не имеющими самостоятельного значения при рассмотрении их вне взаимосвязи с объектом основным. Это вполне логично применительно к подземным коммуникациям различного рода, учитывая к тому же тот факт, что линейные объекты также относятся к ОКС. Сооружения также могут быть представлены в виде определенного обособленного пространства, не предназначенного для длительного пребывания в них людей, и имеющего также второстепенную обеспечительную функцию (например, для размещения оборудования).

Только термин «сооружения» законодатель рассматривает в привязке к определению «подземное». Таких категорий как «подземное здание» или «подземное строение» законодательство не содержит.

С одной стороны это вполне логично:

1) здания представляют собой архитектурно - строительные объекты, назначением которых является создание условий для труда, социально - культурного обслуживания населения и хранения материальных ценностей. Здания имеют в качестве основных конструктивных частей стены и крышу («Общероссийский классификатор основных фондов» ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359);

2) строение - отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации»).

Подземные объекты не подпадают под указанные категории исходя из их (категорий) видовых характеристик, а также своего рода «физических», «материальных» особенностей. Подземному объекту в силу своей природы не могут быть присущи структурные части здания или сооружения. Что же касается функциональных признаков, то исходя только из этих соображений существование подземных зданий и сооружений, как бы это удивительно не звучало, вполне возможно и существует на практике: метрополитен, подземные автостоянки, практикуемая в крупных мегаполисах практика размещения под землей наряду с обычными пешеходными переходами различного рода объектов общественного питания в виде отдельных кафе и ресторанов, а также объектов розничной торговли в виде отдельных магазинов. В качестве примера можно также привести и объекты военного и режимного значения: бункеры, бомбоубежища и т.д. Не стоит также забывать и о структурных частях здания (к примеру, подвальные помещения), которые не являются ОКС в полном смысле этого слова, так как рассматриваются только в привязке к основному объекту, но, несмотря на это, ему присущи все функции основного объекта, то есть здания. Такого рода помещения нередко используются для размещения спортивных клубов, магазинов, объектов общественного питания и т.д.

Все вышесказанное говорит о существовании в законодательстве РФ пробелов и коллизий в отношении регулирования вопросов, связанных с подземными сооружениями: юридически они не могут выполнять функции, присущие зданиям и строениям, так как не обладают должными признаками, присущими последним, но фактически они их выполняют, хотя в рамках их своеобразного правового статуса (сооружение) это просто невозможно.

Кроме того, подземному сооружению, как и любому объекту материального мира, свойственен износ. Дальнейшая эксплуатация такого рода объектов может привести к реальной угрозе жизни и здоровью человека, а также собственности. Возможно ли применение по отношению к категории «подземные сооружении» термина «ветхость», присущей изначально именно зданиям и сооружениям (ветхое состояние здания - состояние, при котором конструкции здания и здание в целом имеет износ: для каменных домов - свыше 70%, деревянных домов со стенами из местных материалов, а также мансард – свыше 65%, основные несущие конструкции сохраняют прочность, достаточную для обеспечения устойчивости здания, однако здание перестает удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям («Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004»)

На данный момент особо острых ситуаций, связанных с регулированием данного вопроса, не возникало. Связанно это, на мой взгляд, с их достаточной редкостью. Строительство сетей метрополитена осуществляется и контролируется федеральными органами, подземные гаражи и автостоянки, а также иного рода подземные объекты встречались на практике как правило лишь на территориях городов федерального значения (Москва, Санкт – Петербург), а это все-таки несколько иной уровень регулирования. Однако, в последнее время такого рода объекты стали появляться и в других городах РФ, что в свою очередь ведет к необходимости более четкого правового регулирования данной сферы.

Одной из основных проблем законодательного регулирования ОКС является отсутствие должной классификации ОКС на ОКС федерального значения, регионального и местного. В ст. 10,14 и 19, 23 ГрК РФ содержится перечисления ОКС федерального, регионального и местного значения соответственно. Данные положения являются лишь перечислением соответствующих объектов, а это, в свою очередь, нельзя назвать классификацией, так как отсутствует должное основание, по которому она была проведена. Кроме того все эти нормы содержат следующую фразу: «... и иных объектов, размещение которых необходимо, для осуществления полномочий...», то есть перечень является открытым. Думаю, на основании всего вышеизложенного, предложенная законодателем классификация нуждается в доработке, по крайней мере, необходимо обозначить ее основание.

Прежде всего, следует определиться с тем, что же все-таки имеет в виду наш законодатель, говоря об ОКС федерального, регионального или местного значения.

Логически мы можем предположить, что ОКС федерального, регионального или местного значения, так или иначе связаны с решением вопросов федерального, регионального и местного значения соответственно.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06. 10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФЗ (то есть ФЗ № 131-ФЗ) осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Если абстрагироваться от официального толкования категории «вопросы местного значения», данного в законодательстве, и обратиться к толкованию лексическому, то смысл будет следующий: вопросы местного значения - это обстоятельства общественной жизни, имеющие значение для населения муниципального образования, регламентация которых зависит (осуществляется) от органов местного самоуправления. Суть заключается именно в этом.

Определений вопросов федерального и регионального значения законодательство не дает, но их можно вывести по аналогии. Таким образом, под вопросами федерального значения стоит понимать вопросы обеспечения жизнедеятельности населения РФ, решение которых осуществляется федеральными органами государственной власти. Вопросами регионального значения, соответственно, являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения субъекта РФ, решение которых осуществляется органами государственной власти субъекта.

Итак, с «вопросами» все более-менее ясно. Теперь необходимо связать эти категории с ОКС. На мой взгляд, единственная возможная логическая связь между ними заключается в том, что ОКС являются в некотором роде одним из средств, способов решения вопросов того или иного значения. Но это не непосредственные методы их решения, а косвенные, вспомогательные.

Исходя из всего вышесказанного можно вывести определения ОКС того или иного значения:

  • ОКС федерального значения - это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению РФ, то есть служащие целям реализации полномочий федеральных органов власти и/или подконтрольные им;
  • ОКС регионального значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению субъектов РФ, то есть служащие целям реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ и/или подконтрольные им;
  • ОКС местного значения – это здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, предназначенные для выполнения вспомогательной обеспечительной функции в той области общественных отношений, регулирование которой относится к ведению органов местного самоуправления РФ, то есть служащие целям реализации полномочий ОМС и/или подконтрольные им.

Как я уже говорила, основным вопросом законодательного регулирования ОКС является вопрос относительно основания классификации ОКС на ОКС федерального, регионального и местного значения. По моему мнению, наиболее рациональным решением данного вопроса является использование в качестве основания сфер ведения РФ, субъектов РФ и ОМС соответственно. В принципе, ГрК РФ об этом и говорит, но его положения нуждаются в некоторой доработке.

Cферы ведения РФ обозначены в статье 71 Конституции РФ, ОМС - в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия органов субъектов РФ можно вывести по остаточному принципу. Кроме того, при определении уровня принадлежности ОКС к ведению того или иного органа необходимо учитывать и территориальный критерий. В частности это относится к лечебно-профилактическим учреждениям, объектам жилищных фондов и т.д.

На основании всего вышеизложенного можно вывести классификацию ОКС соответствующего значения (Приложение).

Интересным и довольно проблемным является также вопрос относительно взаимосвязи и возможной взаимозависимости классификации ОКС по сферам ведения и права собственности тех или иных субъектов на ОКС.

В теории и на практике существует мнение, в соответствии с которым классификация по сферам ведения подразумевает и учет формы собственности на тот или иной ОКС. Кроме того, зачастую классификация по сферам ведения воспринимается именно как классификация по формам собственности, то есть произошло некое смещение понятий.

На мой взгляд, такой подход не совсем верен. Безусловно, форму собственности на ОКС учитывать следует и даже необходимо, ведь, зачастую если ОКС находится в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, то и сфера ведения будет соответствующая (к примеру, ОКС жилищных фондов). Однако, это возможный, но совсем не обязательный вариант, поэтому не стоит его абсолютизировать.

Необходимо учитывать то, что помимо государственной и муниципальной собственности у нас существует и такая ее форма как собственность частная, в которую входит имущество физических и юридических лиц. После «глобальной» приватизации государственного имущества во времена «перестройки» именно частная собственность стала главенствующей формой, которой остается и по сегодняшний день. Если при этом мы будем использовать в качестве основания классификации ОКС только форму собственности на них, большая часть ОКС просто из данной классификации «выпадет», не будет ими охвачена. Кроме того, зачастую право собственности и значение ОКС могут быть различными, не совпадать и не зависеть друг от друга.

По моему мнению, сфера ведения того ли иного органа власти в отношении какого-либо ОКС означает не наличие у этого органа правомочий собственника на ОКС, а наличие у него полномочий по контролю за владением, пользованием и распоряжением ОКС, полномочий по созданию необходимой базы для должного осуществления собственником своих прав, учитывая при этом значимость и возможную общественную ценность данного объекта. В связи с этим смешение понятий «сфера ведения» и «форма собственности» просто лишает нас адекватной, логичной и практически значимой классификации ОКС.

Еще один момент. В статье 14 ГрК РФ сказано, что схемы территориального планирования субъектов могут включать в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения. ОКС федерального значения по смыслу статьи обозначать не надо. Схемы территориального планирования муниципального района, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов, согласно ст. 19 и 23 соответственно, включают в себя карты (схемы) планируемого размещения ОКС местного значения. ОКС федерального и регионального значения в документах территориального планирования поселения обозначаться не должны, что следует из положений указанных норм ГрК РФ. На практике же документы территориального планирования субъектов содержат не только карты (схемы) планируемого размещения ОКС регионального значения, но и ОКС федерального значения; документы территориального планирования поселений кроме карт (схем) размещения ОКС местного значения содержат и информацию о размещении ОКС федерального и регионального значения. Логически данное отступление от положений законодательства верно. Документы территориального планирования должны содержать полную и адекватную информацию о планировании развития территории, в том числе о функциональных зонах, о зонах планируемого размещения ОКС, о зонах с особыми условиями использования территорий. Такая информация не может быть полной без соответствующего обозначения в ней данных об ОКС федерального и регионального значения на документах территориального планирования субъектов и муниципальных образований соответственно. К примеру, если на территории городского поселения располагается лечебно-профилактическое учреждение регионального значения, это не значит, что данный ОКС не следует обозначать в генеральном плане поселения, без этой информации генеральный план просто будет неполным. Поэтому в этой части отступления от положений ГрК РФ вполне разумны.

Приложение

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства федерального значения относят:

 объекты федеральных энергетических систем;

 объекты систем ядерной энергетики;

 объекты федеральной транспортной системы;

 объекты путей сообщения;

 объекты информации и связи;

 объекты обороны и безопасности, оборонного производства;

 объекты производства различных ядовитых, наркотических веществ;

 объекты метеорологической службы;

 объекты федерального транспорта;

 объекты, обеспечивающие космическую деятельность;

 объекты, обеспечивающие статус и защиту государственной границы;

 объекты, обеспечивающие деятельность естественных монополий;

 объекты управления федеральной государственной собственностью (и сама собственность в том числе);

 объекты федерального финансового, валютного, кредитного,таможенного регулирования;

 объекты федеральных специализированных медицинских учреждений;

 и иные объекты, отнесенные в соответствии с законодательном к ведению Российской Федерации.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства регионального значения относят:

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие деятельность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

 объекты, обеспечивающие дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

 объекты, обеспечивающие содержание, развитие и организацию эксплуатации аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие предоставление начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты, обеспечивающие предоставление дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие функционирование государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

 объекты системы оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи;

 объекты системы социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальная поддержка ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан;

 объекты специализированного жилищного фонда субъекта РФ;

 объекты, обеспечивающие деятельность государственных нотариальных контор;

 объекты, обеспечивающие организацию тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей)

 объекты, обеспечивающие деятельность мировых судей;

 объекты системы организации и осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие организацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

 объекты, обеспечивающие осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

 объекты, обеспечивающие подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, а также профессиональную подготовку, переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации;

 объекты, обеспечивающие участие в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

 иные объекты, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов государственной власти субъектов. РФ.

ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

К объектам капитального строительства местного значения относят:

 объекты автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами (в отношении районов) / автомобильных дорог общего пользования (в отношении поселений и городских округов), мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района / мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

 объекты, обеспечивающие организацию электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;

 объекты, обеспечивающие организацию транспортного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

 объекты системы обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

 объекты, обеспечивающие жителей муниципального образования услугами связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания;

 объекты системы библиотечного обслуживания населения муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие население услугами организаций культуры;

 объекты физической культуры и массового спорта, проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий местного значения;

 объекты, обеспечивающие обустройство мест массового отдыха населения;

 объекты, обеспечивающие деятельность архивных фондов местного значения;

 объекты, обеспечивающие сбор и вывоз бытовых отходов и мусора;

 объекты, объекты, обеспечивающие оказание населению ритуальных услуг;

 объекты гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 объекты, обеспечивающие функционирование аварийно- спасательных служб и (или) аварийно- спасательных формирований;

 объекты обеспечения безопасности населения на водных объектах;

 объекты лечебно- оздоровительных местностей и курортов местного значения;

 объекты, обеспечивающие организацию и осуществление работы с детьми и молодежью на территории муниципального образования;

 объекты, обеспечивающие охрану общественного порядка на территории муниципального образования, обеспечивающие функционирование муниципальной милиции;

 объекты первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно- авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности и родов;

 объекты, обеспечивающие функционирование системы общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

 иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления

Тимонина Е.Д., ведущий юрист
Отдела нормативно-правового обеспечения ИТП «Град»

"Электронный журнал "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2012, N 10

При строительстве объектов необходимо соблюдать требования действующего гражданского и градостроительного законодательства РФ, в частности получить разрешение на строительство. Однако такое разрешение не является обязательным в случае возведения объекта некапитального строительства. В связи с этим возникает вопрос, как оценить, является ли конкретный строящийся объект объектом капитального строительства, нужно ли в этом случае получать разрешение на строительство и проводить государственную экспертизу проектной документации в соответствии со ст. ст. 49, 51 Градостроительного кодекса РФ.

Рассмотрим подход, основанный на судебной практике применения норм об объектах недвижимости (объектах капитального строительства), который может быть использован и при отнесении объекта к капитальным.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей. В силу п. 3 ст. 49 Кодекса экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения.

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Указанный перечень носит открытый характер, а значит, по каждому объекту вопрос, является ли он объектом капитального строительства, следует решать отдельно.

На основании норм действующего законодательства можно сделать вывод, что объекты капитального строительства всегда представляют собой объекты недвижимого имущества.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, и гражданским законодательством не установлен конкретный перечень объектов, относящихся к объектам недвижимости (объектам капитального строительства).

Строительные нормы и правила также не дают четкого определения, какие объекты являются капитальными, а какие нельзя отнести к объектам капитального строительства.

В частности, при определении капитальности построек могут быть применены ГОСТ 25957-83 "Здания и сооружения мобильные (инвентарные). Классификация. Термины и определения" и Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (утв. Постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. N 15/1). В соответствии с указанными документами постройки контейнерного типа состоят из одного блок-контейнера полной заводской готовности, передислоцируемого на любых пригодных транспортных средствах, в том числе на собственной ходовой части. Постройки сборно-разборного типа состоят из отдельных блок-контейнеров, плоских и линейных элементов или их сочетаний, соединенных в конструктивную систему на месте эксплуатации.

Кроме того, СНИП 12-01-2004 "Организация строительства" устанавливает, что временные постройки - специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства и подлежащие демонтажу после того, как отпадет необходимость в их использовании.

В отсутствие единой нормативной базы, позволяющей отнести те или иные объекты к временным или капитальным сооружениям, судебной практикой сформированы критерии, которые используются при определении того, является ли объект недвижимостью (объектом капитального строительства), а именно:

  1. характеристики фундамента, на котором размещается объект:
  • монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте может свидетельствовать о капитальности строения (Постановление ФАС Уральского округа от 15 января 2008 г. N Ф09-4441/07-С6);
  • характер работ по привязке фундамента к местности влияет на отнесение объекта к капитальным (Постановление ФАС Уральского округа N Ф09-4441/07-С6);
  • установка на облегченном фундаменте может являться подтверждением некапитального характера строения (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 мая 2006 г. N А11-6035/2005-К2-27/225);
  • фундамент из отдельно стоящих монолитных бетонных плит глубиной заложения до 1 м (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 5 декабря 2006 г. по делу N Ф03-А51/06-1/4367);
  1. наличие подведенных коммуникаций:
  • подведение к объекту стационарных коммуникаций может свидетельствовать о принадлежности к капитальным строениям (Постановления ФАС Уральского округа N Ф09-4441/07-С6; ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367; ФАС Волго-Вятского округа N А11-6035/2005-К2-27/225);
  1. конструктивные характеристики:
  • если объект состоит из разборных сооружений и оборудования (прогонов, балок, ригелей, металлических панелей), это может подтверждать принадлежность объекта к некапитальным строениям (Постановление ФАС Волго-Вятского округа N А11-6035/2005-К2-27/225);
  • здание каркасного типа, построенное из металлических конструкций, с наружными стенами из сэндвич-панелей расценивается как объект движимого имущества (Постановление ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367);
  • возможность разбора объекта без нарушения его целостности и функционального назначения позволяет отнести объект к движимым вещам (Постановления ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367; ФАС Московского округа от 13 февраля 2008 г. N КГ-А41/159-08);
  1. создание и проектирование объекта на временный срок (Постановление ФАС Дальневосточного округа по делу N Ф03-А51/06-1/4367);
  2. предварительное получение документов для строительства:
  • согласование с уполномоченными органами возведения объекта некапитального строительства (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10 сентября 2009 г. N Ф03-4475/2009);
  • оформление документов, подтверждающих строительство, в отношении объекта некапитального строительства (Постановление ФАС Поволжского округа от 27 октября 2009 г. по делу N А12-5740/2009).

В судебной практике наличие указанных признаков позволяет оценить, насколько прочно объект связан с землей и возможно ли его перемещение без несоразмерного ущерба. Данный вывод является существенным при отнесении того или иного объекта к недвижимости (объектам капитального строительства).

Однако следует отметить, что наличия одного из перечисленных критериев недостаточно для признания строения объектом капитального строительства. На это прямо указал ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. N Ф08-1203/08, определив, что только возведение монолитного фундамента не может рассматриваться как доказательство строительства капитального сооружения, поскольку такой фундамент может быть использован и при возведении временных сооружений.

Также необходимо иметь в виду, что в наиболее сложных ситуациях для определения капитальности строения суды назначают проведение экспертизы, не оценивая самостоятельно те или иные критерии, позволяющие отнести объект к капитальным. В такой ситуации выводы эксперта не только основываются на анализе документации и явных признаков объекта, но и подкрепляются наличием (отсутствием) скрытых технических особенностей объекта и техническими расчетами.

Таким образом, выявленные в судебной практике критерии необходимо учитывать в совокупности применительно к конкретным характеристикам объекта.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию со строительством модульного дата-центра со следующими характеристиками.

Модульный дата-центр представляет собой комплекс по предоставлению услуг IT и телекоммуникаций и включает в себя административно-бытовой корпус, площадку для установки оборудования (технологический блок), которое представляет собой контейнерные модули, объединенные в технологические ячейки, дизельные установки бесперебойного питания, БКРТП, вспомогательные сооружения и два КПП.

Дата-центр имеет проектную документацию на первый этап строительства, а именно строительство технологического блока комплекса по предоставлению услуг IT и телекоммуникаций.

Из проектной документации следует, что технологический блок проектируется как объект некапитального строительства, предназначенный для размещения связных процессоров и телекоммуникационных узлов сетей ЭВМ и многопультовых систем подготовки данных. Следовательно, уже на стадии проектирования объект формируется как некапитальный, а для проектирования используются конструкции, позволяющие без значительного ущерба разобрать указанный объект. Данный факт также может свидетельствовать о временном характере размещения данного блока.

Кроме того, проектная документация на строительство технологического блока содержит указание на то, что ограждающие конструкции и межэтажные перекрытия (межуровневые в технологической части) предусмотрены из стеновых и кровельных сэндвич-панелей, а стеновым ограждением наружного контура чердака является профилированный лист. Такие характеристики также могут свидетельствовать о некапитальном характере объекта.

Следует принимать во внимание, что в проектируемом технологическом блоке не предусмотрено постоянных рабочих мест, в связи с чем водоснабжение и санузлы проектом не предусматриваются. Для работы основного технологического оборудования воды не требуется. Для поддержания уровня влажности воздуха предусмотрены увлажнители.

Проектируемая технологическая часть модульного объекта не требует отопления. В связи с этим проектной документацией не предусмотрено подведение стационарной системы отопления.

Таким образом, в рассматриваемом примере технологический блок комплекса по предоставлению услуг IT и коммуникаций может быть признан объектом некапитального строительства, о чем свидетельствуют его характеристики. Отсутствие стационарных коммуникаций, подведенных к объекту, по мнению автора, также позволяет отнести данный объект к некапитальным.

Вместе с тем следует иметь в виду, что на стадии проектирования устанавливаются конструктивные характеристики предполагаемого к строительству объекта. Основными признаками, подлежащими установлению при отнесении объекта к недвижимости, являются прочная связь с землей и возможность его перенесения без несоразмерного ущерба. А значит, большое значение будут иметь дополнительная проектная документация по дальнейшим этапам строительства и особенности монтажа и сборки непосредственно при проведении строительства.

В рассматриваемом случае отнесение объектов к объектам капитального строительства имеет значение для ответа на вопрос, нужно ли получать разрешение на строительство такого объекта в соответствии с законодательством РФ.

Для получения разрешения на строительство необходимо согласование проектной документации с уполномоченными органами, в том числе в области архитектуры. При наличии спорной и неявной ситуации подобное согласование проекта на строительство именно некапитального объекта (либо отказ в выдаче разрешения по мотивам некапитальности строения) будет являться дополнительным аргументом в подтверждение вывода об отнесении проектируемого строения к объектам некапитального строительства.

Н.Н.Леженникова

Юрисконсульт

"ФБК-Право"

В.А.Балабуркин

Старший инженер

по техническому надзору

департамента оценки

компании "ФБК"

Е.В.Шумских