В Московском бассейне введено паводковое положение: чрезвычайных ситуаций нет

В Луховицком районе Московской области идёт строительство нового гидроузла в Белоомуте, который позволит частично решить проблему судоходства на Оке. Предлагаю Вашему вниманию фоторепортаж о том, как идёт эта масштабная стройка!

+40 фото!

Для улучшения условий судоходства на Оке, которая сравнительно мелководна в среднем течении, ещё в начале прошлого века были построены два гидроузла - Белоомутский и Кузьминский. В 2012 - 2015 годах был построен новый Кузьминский гидроузел, который заменил аварийный старый, теперь настала очередь Белоомута. Но прежде чем мы посмотрим на строительство нового гидроузла, давайте совершим небольшой исторический экскурс!

1. На цветной фотографии, сделанной замечательным фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1912 году, запечатлён процесс строительства гидроуза в Белоомуте:

Гидроузел, состоящий из судоходной плотины и судоходного шлюза, начали строить в 1911 году. Судоходный шлюз открыли в 1914 году, а на следующий год во временную эксплуатацию была сдана плотина (в постоянную эксплуатацию только в 1932 году). Целый век гидроузел служил людям, обеспечивая судоходство по Оке между Москвой и Нижним Новгородом.

2. Шлюз в Белоомуте:

3. Плотина в Белоомуте:

4. 4 июля 1975 года сухогруз «Ока-8» испытал плотину на прочность, пройдя в темноте мимо шлюза:

Увы, годы берут своё - в 2015 году состояние гидроузла Белоомут было признано предаварийным. Было принято решение построить новый гидроузел, а старый демонтировать.

Проект реконструкции гидроузла Белоомут разработало ЗАО «Акватик», генеральным подрядчиком строительства стало ООО «РеГиУс Строй», металлоконструкции для нового гидроузла изготовило ПАО «Ярославский судостроительный завод».

В отличиие от Кузьминского гидроузла, который строился на новом месте, плотину и шлюз в Белоомуте предстояло построить в непосредственной близости от уже существующих сооружений, причём до окончания строительства нового гидроузла старый должен был работать в обычном режиме.

5. В конце 2015 года на берегу Оки у Белоомута вновь появились гидростроители:

6. В январе 2016 года началось активное строительство нового гидроузла:

7. 8. Гидротехнические работы в реке велись с помощью плавающего экскаватора и водолазов:

9. Началось возведение временного шпунтового ограждения места строительства плотины:

10. 11. 12. Строительство шпунтового ограждения параллельно существующей плотине:

13. Выше по течению реки строят ещё одну временную шпунтовую стену - будущий котлован постепенно обретает свои очертания:

14. По мере сужения русла течение реки усиливается, что осложняет работу гидростроителей:

15. Август 2016 года - ограждение котлована замкнулось, завершается откачка воды:

16. 17. В конце августа в котловане началось строительство новой плотины:

18. Ещё весной 2016 года началось строительство однокамерного шлюза:

19. Новый шлюз строится на острове между старым шлюзом и руслом реки:

20. Габариты камеры нового шлюза 276×18 метров (у старого шлюза 256×17 метров):

21. Шлюз в марте 2017 года:

22. 23. Строительство правого пала верхнего бьефа, октябрь 2016 года:

24. 25. Пал служит направляющей при подходе судов к шлюзу, а также используется для швартовки судов, ожидающих шлюзования:

28. Строительство плотины в Белоомуте в 1912 году:

29. И в 2016 году - как видим, металл полностью вытеснил дерево:

30. В ноябре на стройку были доставлены металлоконструкции, изготовленные Ярославским ССЗ:

31. Транспортировка частей затвора к месту монтажа, январь 2017 года:

32. Идёт сооружение анкерного ростверка правого пала верхнего бьефа, февраль 2017 года:

31. Строительные работы на объекте идут круглосуточно в любую погоду:

32. Панорама строящегося гидроузла в декабре 2016 года:

33. 34. Панорама строящегося гидроузла в марте 2017 года:

35. Новое административно-бытовое здание гидроузла, справа видно старое здание:

36. Новая трансформаторная подстанция:

37. 38. Строительство водосбросов плотины (всего их будет 4):

Полностью завершить реконструкцию гидроузла Белоомут планируется в декабре 2018 года.

И ещё пара красивых кадров:

В качестве дополнения видеоролик о ходе строительства гидроузла:


И селом , был построен в 1911-1914 годах, и введен в эксплуатацию в 1915 году, вслед за расположенным ниже по течению однотипным , открытым в 1914 году.

В состав старого гидроузла Белоомут входили низконапорная разборная плотина с поворотными фермами Поаре, размер отверстия которых равен 2 метрам, и однокамерный шлюз, длина камеры которого составляет 256 метров при ширине 17 метров, с гарантированной глубиной в 1,7 метра. Гидроузел был построен по проекту русского учёного-гидротехника, инженера Нестора Платонович Пузыревского. Главная задача гидроузла - поддерживать необходимые для судоходства глубины на участке Оки до Коломны. После ввода в работу в 1914 году гидроузел сразу же вышел из эксплуатации из-за фильтрации воды в основании плотины (вода пошла под плотиной). Он был восстановлен только в 1932 году.

Шлюз 1914 года постройки.






Фото: Владислав Прокофьев, 2016 г.

В октябре 2015 года, после того как был введен в эксплуатацию (2013-2015 гг.), а сооружения старого гидроузла «Кузьминск» были разобраны, начались работы и по реконструкции и Белоомутского гидроузла. Старые сооружения гидроузла были разобраны, а на их месте построена новая плотина и судоходный шлюз.

В конце августа 2017 года была сдана первая очередь новой плотины, а 9 ноября 2017 года состоялись испытания нового шлюза (длина камеры - 276 метров, ширина - 18 метров). Планировалось, что новый гидроузел будет готов к началу навигации 2018 года. Но в мае 2019 года стало известно о том, что в эксплуатацию гидротехническое сооружение сдано не будет. Шлюз входит в структуру .

Вид нового шлюза и плотины при подходе сверху.



Вид новой и старой плотин гидроузла.



Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Плотина 1914 года постройки.



Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Верхний бьеф шлюза.



Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Вид камеры шлюза при подходе снизу.



Фото: Михаил Архипов, 2019 г.

Гидроузел на карте:

В Луховицком районе Московской области идёт строительство нового гидроузла в Белоомуте, который позволит частично решить проблему судоходства на Оке. Предлагаю Вашему вниманию фоторепортаж о том, как идёт эта масштабная стройка!

+40 фото! (кликабельно)

Для улучшения условий судоходства на Оке, которая сравнительно мелководна в среднем течении, ещё в начале прошлого века были построены два гидроузла — Белоомутский и Кузьминский. В 2012 — 2015 годах был построен новый Кузьминский гидроузел, который заменил аварийный старый, теперь настала очередь Белоомута. Но прежде чем мы посмотрим на строительство нового гидроузла, давайте совершим небольшой исторический экскурс!

1. На цветной фотографии, сделанной замечательным фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским в 1912 году, запечатлён процесс строительства гидроуза в Белоомуте:

Гидроузел, состоящий из судоходной плотины и судоходного шлюза, начали строить в 1911 году. Судоходный шлюз открыли в 1914 году, а на следующий год во временную эксплуатацию была сдана плотина (в постоянную эксплуатацию только в 1932 году). Целый век гидроузел служил людям, обеспечивая судоходство по Оке между Москвой и Нижним Новгородом.

4. 4 июля 1975 года сухогруз «Ока-8» испытал плотину на прочность, пройдя в темноте мимо шлюза:

Увы, годы берут своё — в 2015 году состояние гидроузла Белоомут было признано предаварийным. Было принято решение построить новый гидроузел, а старый демонтировать.

Проект реконструкции гидроузла Белоомут разработало ЗАО «Акватик», генеральным подрядчиком строительства стало ООО «РеГиУс Строй», металлоконструкции для нового гидроузла изготовило ПАО «Ярославский судостроительный завод».

В отличиие от Кузьминского гидроузла, который строился на новом месте, плотину и шлюз в Белоомуте предстояло построить в непосредственной близости от уже существующих сооружений, причём до окончания строительства нового гидроузла старый должен был работать в обычном режиме.

5. В конце 2015 года на берегу Оки у Белоомута вновь появились гидростроители:

6. В январе 2016 года началось активное строительство нового гидроузла:

7. 8. Гидротехнические работы в реке велись с помощью плавающего экскаватора и водолазов:

9. Началось возведение временного шпунтового ограждения места строительства плотины:

10. 11. 12. Строительство шпунтового ограждения параллельно существующей плотине:

13. Выше по течению реки строят ещё одну временную шпунтовую стену — будущий котлован постепенно обретает свои очертания:

14. По мере сужения русла течение реки усиливается, что осложняет работу гидростроителей:

15. Август 2016 года — ограждение котлована замкнулось, завершается откачка воды:

16. 17. В конце августа в котловане началось строительство новой плотины:

18. Ещё весной 2016 года началось строительство однокамерного шлюза:

19. Новый шлюз строится на острове между старым шлюзом и руслом реки:

20. Габариты камеры нового шлюза 276×18 метров (у старого шлюза 256×17 метров):

22. 23. Строительство правого пала верхнего бьефа, октябрь 2016 года:

24. 25. Пал служит направляющей при подходе судов к шлюзу, а также используется для швартовки судов, ожидающих шлюзования:

28. Строительство плотины в Белоомуте в 1912 году:

29. И в 2016 году — как видим, металл полностью вытеснил дерево:

30. В ноябре на стройку были доставлены металлоконструкции, изготовленные Ярославским ССЗ:

31. Транспортировка частей затвора к месту монтажа, январь 2017 года:

32. Идёт сооружение анкерного ростверка правого пала верхнего бьефа, февраль 2017 года:

31. Строительные работы на объекте идут круглосуточно в любую погоду.

Строительство нового судоходного шлюза в рамках реконструкции гидроузла «Белоомут» на Оке практически завершено. Его уже наполнили водой, а первое опытное шлюзование запланировано на ноябрь этого года. Ожидается, что уже в навигацию следующего года грузовые и пассажирские суда, курсирующие между Москвой и Рязанью, будут пользоваться новым шлюзом одного из старейших в московском регионе гидроузлов.

До начала реконструкции на гидроузле «Белоомут» было старое деревянное сооружение. Теперь его сменил новый шлюз.

Это железобетонная однокамерная конструкция: длина камеры шлюза составляет 276 метров, ширина - 18 метров, а глубина - 6,8 метра. В свою очередь, два сегментных затвора имеют диаметр 11 метров и весят 155 тонн каждый

В октябре 2015 года началась подготовка к реконструкции «Белоомута», а новый шлюз начал создаваться в феврале 2016 года. Строительство было масштабным: днище между лицевыми стенками шпунтовых рядов выполнено из сотни распорных железобетонных балок толщиной метр на метр. Во избежание повреждения камеры находящимися в шлюзе судами, ее стенки защитили спецпокрытием из высокомолекулярного полиэтилена.

Кроме того, в новом шлюзе появилась электронная система управления. Шлюзы старого образца работают на электромеханическом приводе, разработанном в середине 1960-х годов, и редукторе с лебедкой. Чтобы открыть ворота шлюза, лебедку приходится вращать.

Сегментными затворами нового шлюза можно управлять с центрального диспетчерского пульта управления либо с местного пульта, так как новая система полностью автоматизирована.

В конце прошлой недели прошли первые испытания нового шлюза. Камеру затопили и протестировали уплотнительные элементы. Створы шлюза открываются и перекрываются сегментными затворами, позволяя опустошать или наполнять камеру, уплотнительные элементы при этом обеспечивают герметичность соединений и предотвращают поступление воды.

Завершив в ноябре навигацию, мы продолжим строительство оставшихся сооружений нового шлюза - левых пал верхнего и нижнего бьефов, а также системы автоматического управления. С весны 2018 года суда по Оке в Белоомуте будут проходить через современный шлюз

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

Гидроузел «Белоомут» в Луховицком районе - один из старейших в Московской области. «Белоомут» и рязанский гидроузел «Кузьминск» образуют важную судоходную часть Канала имени Москвы. «Белоомут» требует реконструкции, чтобы поднять уровень воды на 76 сантиметров. Это повысит судоходные глубины, увеличив, таким образом, провозную способность. В настоящий момент первый этап реконструкции завершается. Построен судоходный шлюз, а конце августа этого года была сдана первая очередь плотины.

Герман Елянюшкин отмечает, что аналога инфраструктуры Канала имени Москвы в мире не существует.

По поручению и при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта «Канал имени Москвы» занимается модернизацией своей инфраструктуры, аналога которой в мире нет. В 2015 году мы выполнили реконструкцию гидроузла «Кузьминск», сегодня работаем в «Белоомуте». Работы ведутся в соответствии с графиком. Гидроузел будет построен в срок - к 2019 году

Герман Елянюшкин, руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы».

Как подчеркнул руководитель Канала имени Москвы, планируется поэтапное обновление всех основных гидротехнических сооружений Канала имени Москвы.

Ранее сообщалось, что в акватории Москвы-реки будет проведен , позволяющей исследовать дно водоемов с воздуха. Специальное оборудование, не имеющее аналогов в мире, ускорит процесс определения глубин и сделает работы намного дешевле.

Паводок проходит в штатном режиме на всех водных путях ФГБУ «Канал имени Москвы». Чрезвычайных ситуаций нет. На Москве-реке уровень воды не превышает нормативных показателей. Несмотря на традиционный прирост уровня воды на Оке, все гидротехнические сооружения работают исправно. Строящийся в Белоомуте новый гидроузел спокойно справляется с паводком. Разрушений и аварий нет.

9 апреля на строительной площадке новой плотины гидроузла «Белоомут» под давлением паводковых вод разошлась шпунтовая стенка - специальное ограждение, используемое при монтажных работах. В результате был затоплен котлован строительной перемычки второй очереди плотины.

Затопление котлована предусмотрено проектом организации строительства. Учитывая, что «Белоомут» является затапливаемым гидроузлом, паводковые воды проходят через все его гидротехнические сооружения. Построенная часть плотины работает в штатном режиме. После спада паводка под напор поставят также существующую старую плотину с фермами Поаре, которая сегодня участвует в пропуске половодья. Затем будет произведена откачка воды из котлована и продолжатся строительные работы.

«Хочу подчеркнуть, что в работоспособном состоянии также находятся новый и старый шлюзы гидроузла «Белоомут». Они не повреждены. Старый шлюз мы не стали выводить из эксплуатации, и с открытием навигации он может быть восстановлен для судоходства. Все гидротехнические сооружения «Канала» работают в штатном режиме. Угрозы срыва навигации нет», - говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

На Оке всегда была актуальна проблема паводка, особенно в тех местах, где отсутствует плотная застройка и река остается «живой». Особую силу паводок приобретает в районе Белоомута. Сегодня уровень воды здесь превышает норматив почти на 3 м. Для сравнения весной 2013 года вода поднималась более чем на 4 м от нормы, а в прошлом году - на 1,16 м.

На соседнем гидроузле «Кузьминск», наоборот, уровень Оки ниже нормы на 0,67 м. Аналогичная ситуация на Москве-реке: здесь отрицательная динамика колеблется в диапазоне 0,5-1 м.

«В этом году чрезвычайных ситуаций в связи с паводком не прогнозируется. Гидротехнические сооружения «Канала имени Москвы» готовы к пропуску весенней воды. На случай возможных происшествий будут дежурить суда с необходимыми аварийно-спасательными материалами и средствами связи. Всего будет задействовано более 300 человек личного состава, около 70 единиц техники и 60 плавсредств», - резюмирует Герман Елянюшкин.

ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом, выполняет функции органа государственного управления на внутренних водных путях в 12 субъектах Российской Федерации. Объекты предприятия включают более 240 гидротехнических сооружений и 3842 км водных путей.

Пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы»