Какие организации относятся к федеральному уровню. Крупнейший налогоплательщик: критерии и проверки. Организации федерального уровня

ФНС России разработаны критерии для определения, является ли организация крупнейшей или нет ( , утв. приказом ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@, далее – Критерии). До недавнего времени их было всего два:

Но 19 сентября 2014 года вступил в силу приказ ФНС России, которым расширяется вышеуказанный перечень ( , далее – Приказ). Теперь во второй критерий добавили признаки влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. А также ввели новый критерий – наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности.

Показатели финансово-экономической деятельности

Показатели финансово-экономической деятельности для отнесения налогоплательщика к крупнейшему берутся за любой из трех, предшествующих текущему отчетному году, лет. Если организация в отчетном году перестала удовлетворять установленным критериям, то она сохраняет свой статус крупнейшей еще в течение двух лет ().

Поскольку крупнейшие организации администрируются на федеральном и региональном уровне, то и показатели критериев будут разными.

Федеральный уровень

У тех организаций, которые попали в эту категорию, хотя бы один из показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год должен иметь следующие значения:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов по данным налоговой отчетности превышает 1 млрд руб. Если организация работает в сфере оказания услуг связи, а также реализует или предоставляет в пользование технические средства, обеспечивающие оказание услуг связи, или же оказывает транспортные услуги, то объем начисленных налогов должен быть свыше 300 млн руб. ();
  • суммарный объем полученных доходов (по данным формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 млрд руб. ();
  • активы организации превышают 20 млрд руб. ().

Есть и отдельные категории налогоплательщиков, для которых предусмотрены свои значения критериев. Так, например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, включенных в перечень стратегических предприятий должно выполняться одно из следующих условий ():

  • сумма по заключенным контрактам по экспортным поставкам стратегической продукции должна быть более 27 млн руб. в год;
  • сумма выручки по экспортным поставкам стратегической продукции составляет более 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работающих свыше 100 человек;
  • доля вклада учредителя (государство) составляет свыше 50%.

Региональный уровень

С организациями, администрируемыми на региональном уровне все гораздо проще, – показатели для них не делятся в зависимости от вида деятельности компании. Кроме того, Приказ поднял и пороговые значения финансово-экономических показателей за отчетный год.

Так, теперь чтобы стать крупнейшим региональным налогоплательщиком должны выполняться одновременно все следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов (по данным, отраженным в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 млрд руб. включительно;
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы находятся в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб. включительно либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 млн руб. до 1 млрд руб. ().

Законодатели еще раз подчеркнули, что если организация применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то к крупнейшим она не относится ().

Взаимозависимость и лицензируемые виды деятельности

Критерий взаимозависимости применяется тогда, когда отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, признаваемой крупнейшей по финансово-экономическим показателям. Причем администрироваться налогоплательщик будет на том же уровне, что и взаимозависимая с ним организация ().

Есть еще одна особая категория налогоплательщиков, осуществляющих финансовую деятельность, которая подлежит федеральному налоговому администрированию вне зависимости от объемов начисленных налогов, чистых активов и выручки на конец отчетного года, численности сотрудников, взаимозависимости с крупнейшей компанией или иных показателей. Изначально к ней относились только кредитная и страховая организации. Но Приказ расширяет этот список. Теперь в него включены перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, имеющие лицензии на осуществление своей деятельности ().

Какие в 2018 году критерии отнесения предприятия к категории крупнейшего налогоплательщика? Какие показатели для налогового администрирования на региональном уровне?

Вопрос: Организация на ОСНО. В 2016г. товарооборот не превышал 2 млрд. руб, а среднесписочная численность превышала 50 чел. Активы превышали 100 млн.руб. В 2017г. сохранялись те же показатели. В 2018г. товарооборот превысит 2 млрд. руб., среднесписочная численность свыше 50 чел. активы свыше 100 млн. руб. В каком году организация будет отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежать налоговому администрированию на региональном уровне? (согласно пункта 7 критериев отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам).

Ответ: По итогам ФХД организации за 2016 и 2017 год, данная организация не может быть отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков, администрирование которых осуществляется на региональном уровне так, как суммарный объем полученных доходов ( годовой бухгалтерской отчетности, менее 2 млр рублей.

Достижение необходимых показателей ФХД для перевода налогоплательщика в категорию крупнейших планируется в 2018 году. При этом следует иметь ввиду и такой критерий: суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей.

Для отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности может быть по показателям ФХД за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (2019 года). Таким образом, только на 01.01.2020 года можно будет рассматривать для установления признака крупнейшего налогоплательщика 3 предшествующих года, не учитывая последний отчетный год: 2016, 2017 и 2018 годы. В 2016 и 2017 годах показатели ФХД не соответствуют критериям, а вот в 2018 году требования будут выполнены. Таки образом, организация может быть отнесена к категории крупнейших не ранее 2020 года.

Обоснование

Приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@Скопировать О внесении изменений в приказ МНС России от 16 апреля 2004 года № САЭ-3-30/290@

Приложение. КРИТЕРИИ отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях

В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
- показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
- признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
- наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности;
- проведение налогового мониторинга.

6. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:
суммарный объем полученных доходов (форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 35 миллиардов рублей включительно;
среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей.

8. Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года.

Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 скорректированы критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших. Проанализируем положительные и отрицательные стороны внесенных изменений.

Фискальное ведомство (Письмо ФНС РФ от 23.08.2012 г. №АС-4-2/13912) отмечало, что установленные «крупнейшие» критерии подлежат регулярному уточнению в зависимости от экономической ситуации. И Приказом ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483 (далее по тексту – Приказ ФНС РФ) такие изменения внесены сразу в два документа:

1) в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях»;

2) в критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные приказом ФНС РФ от 16.05.2007 г. №ММВ-3-06/308@ «О внесении изменений в приказ МНС РФ от 16.04.2004 г. №САЭ-3-30/290@» (далее по тексту - Критерии).

Налоговым законодательством понятие крупнейшего налогоплательщика не раскрывается

Пунктом 1 ст.83 НК РФ лишь установлено, что финансовое ведомство вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщик приобретает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (Письмо Минфина РФ от 25.10.2010 г. №03-02-07/1-493).

Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков осуществляется (Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина РФ и ФНС от 27.09.2007 г. №ММ-3-09/553@):

  • на федеральном уровне - в межрегиональных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам;
  • на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых по субъектам РФ.

Приказом ФНС РФ внесены изменения в Критерии для крупнейших налогоплательщиков федерального и регионального уровней.

«Федеральные» изменения

Приказом ФНС РФ сохранена особая категория налогоплательщиков (организации оборонно-промышленного комплекса) с отличными от общеустановленных критериев финансово-экономической деятельности. Однако для признания стратегических предприятий в качестве крупнейших налогоплательщиков предприятие должно соответствовать всем установленным критериям. Как отмечено в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 27.07.2012 г. №Ф03-3038/2012. «…при разрешении вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам, налоговый орган должен исходить из оценки совокупности обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного налогоплательщика, и влияющих на возможное отнесение организации к категории крупнейших налогоплательщиков». То есть если у налогоплательщика отсутствовали экспортные поставки при соблюдении остальных критериев, то предприятию оборонно-промышленного комплекса нельзя присваивать статус крупнейшего налогоплательщика.

Напомним, что ранее (п.4 Приказа ФНС РФ в редакции от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@) были выделены в отдельную группу налогоплательщики в сфере финансового сектора (кредитные и страховые компании), подлежащие учету в качестве крупнейших налогоплательщиков в зависимости от следующих финансово-экономических показателей:

  • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов по данным налоговой отчетности - свыше 300 миллионов рублей;
  • объем чистых активов на конец года - не менее 25 миллионов рублей;
  • сумма страховых премий за отчетный период - не менее 2 миллиардов рублей.

Теперь расширена данная категория налогоплательщиков и сняты ограничения в части финансово-экономических показателей. Кроме того, для отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне для организаций финансового сектора добавился еще один критерий - наличие лицензии на право осуществления конкретного вида деятельности:

Перечень организаций, осуществляющих финансовую деятельность

Наименование лицензии

Кредитная организация.

На осуществление банковских операций

Страховая организация.

На осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве брокера

Перестраховочная организация.

Общество взаимного страхования.

Страховой брокер.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг.

На осуществление деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг и по ведению реестра

Негосударственный пенсионный фонд.

На осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

К каким последствиям приведет перевод данной группы налогоплательщиков в статус крупнейших?

Главный минус наличия статуса крупнейшего налогоплательщика заключается в пристальном внимании со стороны налоговых органов. Периодичность проведения выездных налоговых проверок, как правило, составляет 1 раз в 2 года.

Помимо выездных (как правило, длительностью полгода, а при наличии нескольких обособленных подразделений - более шести месяцев) налоговых проверок, налоговые инспекции истребуют дополнительные сведения о предстоящем размере налоговых поступлений в бюджет, о плановых показателях выручки и прочих показателей (для прогноза бюджетных поступлений).

В отношении крупнейших налогоплательщиков проводятся так называемые «углубленные» камеральные налоговые проверки с истребованием дополнительных сведений и документов.

То есть таким организациям будет уделяться особое внимание в части мероприятий налогового контроля.

Согласно п.6 Приказа МНС РФ №САЭ-3-30/290@ налоговое администрирование организаций финансово-кредитной сферы будет осуществляться Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам №9.

Таким образом, если организация осуществляет финансовую деятельность, например, в Уральском регионе и получит статус крупнейшего налогоплательщика, то она будет поставлена на учет в МИ ФНС РФ №9 в г. Москве и, соответственно, будет представлять отчетность в инспекцию по учету крупнейших налогоплательщиков (региональные и местные налоги уплачиваются по месту нахождения организации). На практике это приводит к увеличению затрат организации на отправку документации из региона в Москву, на телефонные переговоры и командировочные расходы. Нельзя не учитывать возможные проблемы, связанные с передачей лицевых счетов из одной инспекции (в которой состоял налогоплательщик на учете) в другую по учету крупнейших налогоплательщиков (в которой налогоплательщик будет поставлен на учет).

«Региональные» изменения

Приказом ФНС РФ уточнены финансово-экономические показатели и на региональном уровне:

Наименование показателя

Региональный уровень

Было (в ред. Приказа ФНС РФ от 27.06.2012 г. №ММВ-7-2/428@)

Стало (в ред. Приказа ФНС РФ от 19.09.2014 г. №ММВ-7-2/483)

Суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности.

Свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей

Суммарный объем полученных доходов (форма «Отчет о прибылях и убытках», коды строк 2110 «Выручка», 2310 «Доходы от участия в других организациях», 2320 «Проценты к получению»,2340 «Прочие доходы»).

От 1 миллиарда рублей до 20 миллиардов рублей

От 2 миллиарда рублей до 20 миллиарда рублей

Суммарная величина внеоборотных и оборотных активов (форма «Бухгалтерский баланс»).

Свыше 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей

Среднесписочная численность работников.

Критерий отсутствовал

Превышает 50 человек

Таким образом, для региональных крупнейших налогоплательщиков увеличен нижний порог суммарного объема полученных доходов и введен дополнительный критерий - среднесписочная численность работников.

Чтобы стать крупнейшим налогоплательщиком должны единовременно выполняться вышеприведенные условия. Внесенные Приказом ФНС РФ изменения приведут к уменьшению числа крупнейших налогоплательщиков на региональном уровне.

Так, при подведении итогов администрирования крупнейших налогоплательщиков в одном из регионов (Челябинская область) отмечено, что по состоянию на 1 июля 2014 года количество крупнейших налогоплательщиков составило 264 организации, что на 12 меньше, чем в 2013 году.

То есть уже сейчас в регионе сокращается количество крупнейших налогоплательщиков, а с учетом новых критериев при нестабильной экономической ситуации, их численность будет еще меньше. А учитывая, что платежи крупнейших налогоплательщиков составляют большой удельный вес в бюджете области (до 80-90%), «выпадение» доходной части бюджета скажется и на социальных программах региона.

Кроме того, п. 5 Приказа ФНС РФ прямо закреплено, что к крупнейшим региональным налогоплательщикам по показателям финансово-экономической деятельности не относятся организации, находящиеся на специальных режимах.

Но уже сейчас в соответствующих главах НК РФ, посвященных применению специальных налоговых режимов, установлены ограничительные барьеры. Так, например, организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков не вправе применять ЕНВД (п.2.1 ст.346.26 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 05.08.2009 г. №03-11-06/3/204).

Организации, применяющие УСН, по финансово-экономическим показателям не подпадают под критерии, установленные для крупнейших налогоплательщиков. Введение специального налогового режима в виде УСН уже предполагает ограничения по размеру выручки, численности работников, стоимости основных средств (ст.346.12 НК РФ).

И только при установлении факта взаимозависимости и способности влиять на экономические результаты другой крупнейшей организации (раздел II Критериев, впервые введен Приказом ФНС РФ от 24.04.2012 г. №ММВ-7-2/274@), такие налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших налогоплательщиков. Взаимозависимость между организациями определяется в соответствии с правилами ст.105.1 НК РФ. Напомним, что с 01.01.2012 г. статьей 105.1 НК РФ установлено 11 оснований для признания организаций взаимозависимыми.

Наиболее сложным представляется расчет прямого и (или) косвенного участия организации в другой организации (пп.1, пп.3 п.2 ст.105.1 НК РФ). Проиллюстрируем расчет на конкретном примере.

ПРИМЕР №1

Организация А заключила договор с организацией С. При этом организация А владеет 50% уставного капитала организации B, которой принадлежит 50% акций организации С. Организация А владеет 10% уставного капитала организации D, которой принадлежит 5% акций организации С.


Доля косвенного участия организации A в организации С через организацию D будет равна 0,5% (0,1 х 0,05 х 100%). Таким образом, суммарное произведение долей будет равно 25,5%, следовательно, организации А и С являются взаимозависимыми. Организация А является частью того же холдинга, что и организация С. При этом организация А оказывает влияние на финансовые результаты организации С (через ценовой механизм). Организация С является крупнейшим налогоплательщиком федерального уровня по финансово-экономическим показателям. Исходя из этого, организация А может быть отнесена к категории крупнейшего налогоплательщика по федеральному уровню и при этом не имеют значения ее финансово-экономические показатели.

Таким образом, перечень федеральных крупнейших налогоплательщиков существенно расширится при сокращении числа крупнейших налогоплательщиков регионального уровня.

Кроме отрицательных моментов (повышенное внимание со стороны фискальных органов), наличие статуса крупнейшего налогоплательщика имеет ряд преимуществ в части использования региональных налоговых льгот. Например, Закон Челябинской области «О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков» (№154-ЗО от 23.06.2011 г.) устанавливает пониженную ставку налога на прибыль организаций (но не ниже 13,5%) для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты с суммарным объемом инвестиций по проекту не менее 300 миллионов рублей. При этом пониженная ставка будет рассчитываться по формуле, и льгота по налогу будет распространяться только на ту часть прибыли, которая получена от реализации инвестиционного проекта, а не от деятельности всего предприятия.

Правительство г. Москвы внесло в Мосгордуму проект закона об установлении пониженной ставки налога на прибыль в размере 13,5% для нефтяных компаний, а также консолидированных групп налогоплательщиков. Принятие закона позволит закрепить присутствие и дополнительно привлечь в город крупнейших налогоплательщиков нефтяной отрасли. Согласно прогнозам столичных властей, начиная с 2015 года реализация законопроекта обеспечит прирост доходов бюджета г. Москва в размере не менее 2 миллиардов рублей в год (на сайте правительства Москвы - mos.ru). Также положительным моментом внесенных Приказом ФНС РФ изменений является сокращение срока сохранение статуса крупнейшего налогоплательщика. В том случае если налогоплательщик в отчетном году уже не удовлетворяет установленным критериям, то по новым правилам сохраняется статус крупнейшего налогоплательщика в течение двух лет, а не трех лет (как это было ранее).

Крупнейший налогоплательщик – зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, обозначенным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/274@ от 24.04.2012.

Критерии определения статуса «Крупнейший налогоплательщик»

Чтобы юридическое лицо могло быть причислено к категории «крупнейшие налогоплательщики», вышеупомянутый приказ ФНС дает ряд критериев, благодаря которым можно понять, кто – крупнейший, а кто нет. Соответствие показателям прописанных критериев, позволяет причислить организацию к данной группе учета.

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам:

  1. Данные финансово-экономической деятельности (ФЭД) юридического лица за полный финансовый год.
  2. Признаки взаимозависимости организаций, и влияние каждой из этих организаций на конечные результаты ФЭД взаимозависимых лиц.
  3. Наличие разрешительной лицензии, которая позволяет организации выполнять работы в определенных сферах деятельности.

Любопытно, что при наличии вышеперечисленных критериев, регистрация юридического лица в качестве плательщика ЕНВД не является препятствием для отнесения к группе крупнейших налогоплательщиков и постановки на учет в ИФНС в данном качестве, хотя в критериях, утвержденных приказом ФНС №ММ-3-06/308@ от 16.05.07 написано, что юрлица, использующие спецрежимы, не могут быть причислены к крупнейшим. Однако суд не увидел противоречия. По совокупности факторов, на региональном уровне налогоплательщика можно было отнести к крупнейшим, т.к. критерии были выполнены. По поводу ЕНВД суды пояснили, что крупнейший налогоплательщик действительно не может применять спецрежим. Но НК имеет приоритет над приказом ФНС, и по мнению судов, «пункт 5 критериев, в части указания, что не относятся к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы, не применим к налогоплательщикам, применяющим специальный режим ЕНВД». Организация попыталась оспорить решение, но ей это не удалось (определением ВС РФ № 303-КГ17-7128 от 26.06.17 ей отказали передать дело в коллегию судей).

Взаимозависимость и лицензирование

Эти критерии рассматриваются для налогоплательщиков федерального статуса (не зависимо от определяющих факторов) а также в тех случаях, когда взаимоотношения налогоплательщика воздействуют на условия либо на итоговый экономический результат по основному виду деятельности.

Показатели ФЭД

На рассмотрение могут быть приняты показания за любой из трех последних лет деятельности, предшествующих отчетному. Учтите, что при внесении в законодательство изменений по определяющим факторам (показателей по суммарным объемам налогов, доходов, активам или численности) предприятие может быть отнесено к категории крупнейших налогоплательщиков по данным периодов, предшествующих изменениям.

Как крупнейшие налогоплательщики могут идентифицироваться не только коммерческие компании, но и организации некоммерческой формы деятельности. Их оценка на соответствие критериям проводится исходя из объема доходов, которые были получены от реализации, а также показателей внереализационных доходов, отраженных в сведениях отчетности по налогу на прибыль за полный финансовый год.

В организациях федерального и регионального уровня, для получения статуса крупнейший налогоплательщик критерии зависят, как от показателей ФЭД за предоставляемый отчетный период, так и от сферы деятельности, и составляют:

Примечание к таблице:

* организациям, специализирующимся на оказании услуг в сфере связи, транспорта, п.2-3 Критериев этот показатель определяет отдельно - он должен превышать 300 млн руб.;

**в регионах у компаний, претендующих на статус крупнейший налогоплательщик критерии оценки активов могут быть эквивалентны суммарному показателю объема начислений федерального налога, которых варьирует в пределах от 75 млн до 1 млрд рублей.

Также следует учитывать некоторые особенности по включению налогоплательщиков в группу «крупнейших»:

  • Для идентификации в качестве крупнейшего налогоплательщика
  • в федеральном масштабе – следует соблюсти одно из приведенных в таблице условий;
  • в региональном масштабе - необходимо соблюсти все вышеперечисленные условия.
  • Если в ходе текущего отчетного периода, при наличии идентификации как крупнейшего налогоплательщика, юридическое лицо перестает соответствовать установленным критериям, в течение двух лет за ним сохраняется ранее полученный статус.

В целях повышения эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков ФНС России своим скорректировала .

В частности, пересмотрены показатели финансово-экономической деятельности, учитываемые при отнесении организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне. Так, теперь к крупнейшим налогоплательщикам будут относиться организации, у которых суммарный объем доходов за отчетный год (по ряду показателей формы № 2 годовой бухгалтерской отчетности) превышает 35 млрд руб. (в действующей редакции – 20 млрд руб.).

Одновременно из перечня организаций, которые в настоящее время по показателям финансово-экономической деятельности подпадают под категорию крупнейших налогоплательщиков, исключены организации:

  • с суммарным объемом начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд руб. (а также организации, оказывающие услуги связи и транспортные услуги, – с суммарным объемом начислений федеральных налогов свыше 300 млн руб.);
  • организации оборонно-промышленного комплекса;
  • организации, включенные в перечень стратегических предприятий, организаций и стратегических акционерных обществ.

С правовыми позициями судов по вопросам постановки на учет крупнейших налогоплательщиков ознакомьтесь в "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом введена норма, согласно которой ФНС России сможет по своему усмотрению отнести организации, которые не подпадают под установленные критерии, к категории крупнейших налогоплательщиков. Такое правомочие будет относиться только к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне.

Для организаций, подлежащих налоговому администрированию на региональном уровне, с 20 млрд руб. до 35 млрд руб. увеличен максимальный суммарный объем полученных доходов.

Также скорректировано распределение обязанностей межрегиональных инспекций ФНС России по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Уточнены и виды экономической деятельности организаций, подлежащих такому администрированию.