Сельское хозяйство Чувашской Республики: современное состояние, перспективы развития. Основные проблемы чувашии Проблемы и перспективы развития чувашии

1

Хмелеводство – исторически сложившаяся отрасль сельского хозяйства Чувашской республики. В результате экономических преобразований отрасль утратила свою роль и в настоящее время более 90% потребностей отечественных пивоваренных предприятий в хмеле удовлетворяется за счет импорта. Данная ситуация противоречит Доктрине продовольственной безопасности России. Правительство Чувашской республики уделяет внимание развитию отрасли. Разработана целевая программа поддержки хмелеводства. Эффективным инструментом решения задач развития отрасли является создание кластера. Сильными сторонами хмелеводческого кластера Чувашской республики являются: наличие материально-технической базы и инфраструктуры, высокая обеспеченность квалифицированными трудовыми кадрами, благоприятного природно-ресурсного потенциала территории. Основные проблемы хмелеводства, такие как низкая урожайность хмеля, недостаточная глубина его переработки, приводят к снижению инвестиционной привлекательности отрасли. Изучение хмелеводства Чувашской республики, на основе кластерного анализа, позволит выявить факторы и условия повышения его эффективности. Возрождение хмелеводства в республике, путем внедрения инноваций в сфере производства и управления АПК, позволит преодолеть зависимость отечественных пивоваренных заводов от импорта хмеля.

хмелеводство

альфа-кислота

SWOT-анализ

продовольственный рынок

1. Ведомственная целевая программа «Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики» (2013 – 2016 годы) // Целевые программы министерства сельского хозяйства Чувашской республики URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=16&id=38655&title=Celevie_programmi.

2. Доржиева Е.В. Формирование агропромышленных кластеров как условие инновационного развития региональных систем // Известия Иркут. гос. экон. Академии. – 2011. –№4. –С. 64 –69.

3. Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: http://www.fedstat.ru/indicators/start.do.

4. Захаров А.И. Экономическая эффективность производства хмеля в Чувашской Республике / А.И. Захаров, А.Л. Авдонина // Материалы всерос. науч.-практ. конф., посвященной 75-летию открытия Чуваш. гос. с.-х. акад. - Чебоксары, 2006. - С. 556-559.

5. Каратаева О.Г. Повышение эффективности производства и переработки хмеля: диссертация канд. экон. наук. Моск. гос. университет, Москва, 2011.

6. Соглашения ВТО // АНО «Центр экспертизы по вопросам Всемирной торговой организации» // URL: http://www.wto.ru.

7. Тарасенко В.В. Стратегия развития территориальных кластеров // Журнал Экономические стратегии. – 2011. – №11. – С. 82 – 92.

8. Указ Президента РФ от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении доктрины продовольственной безопасности российской федерации"//Президент России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1049708.

9. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. М: Издательство Вильямс 2005 г.

Актуальность темы исследования хмелеводства Чувашии определяется ролью этой отрасли сельского хозяйства в решении проблем продовольственной безопасности страны. В Чувашской республике накоплен огромный опыт возделывания этой ценной технической культуры, сформировалась материально-техническая база предприятий. Важным фактором развития хмелеводства в регионе являлись работы по селекции и семеноводству хмеля в Чувашском НИИСХ. Республика являлась основным поставщиком хмеля на российский рынок. К сожалению, в период экономических реформ отрасль утратила свою роль в экономике и находится в кризисном состоянии. Следствием этого явилось использование преимущественно импортного сырья на отечественных пивоваренных заводах. В тоже время, в Доктрине продовольственной безопасности России предусматривается обеспечение продовольствием за счет внутренних резервов страны на 85-95% . Кластерный анализ хмелеводства позволяет всесторонне изучить предпосылки возрождения отрасли в республике.

В связи с указанными особенностями важной социально-экономической задачей АПК является возрождение отрасли в условиях инновационного развития АПК России. Необходима разработка программы развития АПК республики с учетом внедрения инноваций в хмелеводство. Это позволит не только повысить эффективность хмелеводства, но и организовать новые рабочие места в сельской местности.

Цель данной работы - изучить условия и факторы формирования хмелеводческого кластера в Чувашской республике и определить пути повышения эффективности отрасли, для решения социально-экономических проблем сельских территорий региона. Для выполнения цели решались следующие задачи: выявление предпосылок, благоприятствующих развитию хмелеводства Чувашии в новых условиях хозяйствования, изучение современного состояния отрасли и тенденций ее развития, внесение предложений по развитию отрасли.

В работе использован кластерный подход к изучению отрасли, позволяющий рассмотреть место и роль хмелеводства в системе АПК республики. Кластерный анализ при изучении отраслей сельского хозяйства широко используется авторами. Он дает возможность определить возможности, риски и угрозы развития отрасли, а так же, обслуживающих ее производств и учреждений. Исходное определение кластера содержится в трудах М.Э. Портера . Применительно к исследованию конкретных территорий, кластерный анализ используется в работах В.В. Тарасенко, рассматривающий кластеры как сложные самоорганизующиеся социально-экономические структуры, ориентированные, с одной стороны, на потенциал региона, а с другой — на формирование бренда региона и механизма социально-экономического развития региональных отраслей .

Рассмотрим хмелеводство Чувашии как производственно-территориальную систему.

Развитие хмелеводства в Чувашии сложилось в соответствии с национальными традициями. Жители издавна выращивали небольшое количество хмеля для собственного потребления и, соответственно, имеют навыки работы с этой культурой. Чувашская республика стала основным производителем хмеля в России, обеспечивая более 90% валового сбора данной культуры. Однако трансформация экономической системы страны в 1990-х годах привела к разрушению связей между производителями и потребителями хмеля. В регионе находится единственный в России научно-исследовательский институт, специализирующийся на выведении сортов хмеля и разработке специализированной техники. Несмотря на значительное сокращение посевов, в регионе сохранились оборудованные шпалерами поля. Это является важным условием использования угодий по назначению и дальнейшего восстановления отрасли.

Современное состояние хмелеводства характеризуется снижением всех экономических показателей. Хотя хмель выращивается в республике почти повсеместно, однако, площадь его посевов по сравнению с 1993 г. сократилась в пять раз и составила в 2013г. всего 500 Га. Одновременно, сборы снизились в 9 раз до 321 т., соответственно, в связи с падением урожайности. Отрасль развивается экстенсивно, поэтому качество продукции не соответствует требованиям потребителей - пивоваренных заводов. Изучение хмелеводства включает анализ технологических процессов: выращивание хмеля, заготовка сырья, сушка и изготовление гранул. Основная продукция хмелеводства Чувашии - прессованный и свежий хмель, тогда как пивоваренное производство России использует гранулы или экстракт. В небольших объемах переработку хмеля в гранулы в республике осуществляют два предприятия, выпуск экстракта не освоен. В Чувашской республике отечественный хмель использует небольшой пивоваренный завод «Кооператор», расположенный в с. Комсомольское. Крупнейший пивоваренный завод региона «Букет Чувашии», как и прочие крупные предприятия страны, закупают импортный хмель .

Для вывода отрасли из кризиса в республике разработан ряд мер поддержки хмелеводческих предприятий. Министерством сельского хозяйства разработана ведомственная целевая программа «Интенсификация производства и переработки хмеля как стратегического направления для развития Чувашской Республики» (2013 - 2016 годы), предусматривающая ряд мер по поддержке сельхозпредприятий, выращивающих хмель. Эта программа служит основой для разработки конкретных мероприятий участниками рынка .

Выявление проблем отрасли может быть осуществлено в рамках создания хмелеводческого кластера. Рассмотрим взаимосвязи отраслей и предприятий хмелеводческого кластера республики. Потенциальные участники хмелеводческого кластера представлены в рис. 1.

Рис. 1 Модель структуры хмелеводческого кластера Чувашской республики

В хмелеводческий кластер входят предприятия различного типа в соответствии с их функциональной ролью. Основу хмелеводческого кластера Чувашской республики составляют отраслевые предприятия. В их состав входят:

сельскохозяйственные предприятия , выращивающие хмель;

предприятия, перерабатывающие хмель ;

потребители хмеля - пивоваренные заводы.

Обслуживающие производства и инфраструктура представлены в кластере следующими группами. Агрохимобслуживание обеспечивает отрасль удобрениями, средствами защиты растений. Научное обеспечение, включающее Чувашский НИИ, осуществляет селекцию и семеноводство хмеля. Для внедрения инновационных технологий в сельском хозяйстве организована система информационно-консультационных пунктов, представленная филиалами в каждом муниципальном районе. Обеспечение кластера кадрами осуществляют специализированные образовательные учреждения, представленные Чебоксарской сельскохозяйственной академией, колледжами и т. д. Важную роль для поддержки сельхозпроизводителей играют финансовые институты, обеспечивающие кредитование, страхование и лизинговое обслуживание предприятий. Информационное обслуживание проводится медиаорганизациями, представленными специализированными СМИ, конференциями, выставками. Отраслевые ассоциации призваны координировать действия участников рынка. Важную роль играют торгово-сбытовые организации, осуществляющие необходимые поставки предприятиям кластера и реализующие их продукцию. Обеспечение предприятий кластера средствами производства осуществляет машиностроение.

Для успешного функционирования кластера необходимо предусмотреть затраты на потребление энергии, топлива, транспортные услуги, предоставляемые объектами производственной инфраструктуры общереспубликанского значения.

Рассматривая деятельность предприятий кластера необходимо учитывать его потребность в ресурсах многоцелевого назначения (вода, земля). Население и трудовые ресурсы региона необходимо рассматривать с одной стороны как рабочую силу предприятий, а с другой стороны как потребителя продукции пивоваренных заводов - главных покупателей хмеля.

Государственную политику в отрасли формируют и проводят государственные органы, в первую очередь, министерство сельского хозяйства России, правительство и министерство сельского хозяйства Чувашской республики, муниципалитеты.

Совершенствование структуры и успешный рост хмелеводческого кластера в Чувашской республике потребует осознанного взаимодействия органов власти и общества. Кластерная инициатива в современных условиях может исходить только от государства, однако управление кластером должно осуществляться экспертным советом с участием представителей бизнеса, научного сообщества и властей. При этом необходимо использовать российский и мировой опыт развития кластеров в различных отраслях агропромышленного комплекса.

Для выявления направлений совершенствования структуры кластера и определения путей его развития в дальнейшем проанализируем уровень развития, а также выявим слабые стороны, риски и угрозы в отрасли. Оценка потенциала хмелеводческого кластера проводилась с использованием SWOT-анализа, включающего рассмотрение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (Табл. 1).

Таблица 1

SWOT-анализ формирования хмелеводческого кластера в Чувашской республике

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Наличие программ развития АПК и хмелеводства

Выгодное географическое положение Чувашии

Благоприятные почвенно-климатические условия для выращивания хмеля

Собственные сырьевые ресурсы для развития переработки хмеля

Кадровый и научный потенциал

Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами

Исторически сложившиеся трудовые навыки населения в отрасли

Высокая рентабельность производства и переработки хмеля

Наличие адаптированных к климату Чувашии урожайных сортов хмеля с высоким содержанием альфа-кислоты

Специализирующийся на хмеле сельскохозяйственный Чувашский НИИ

Наличие полей, оборудованных шпалерами

Благоприятная ситуация на внешнем рынке

Наличие рынков сбыта продукции

Функционирование в регионе сети консультационных пунктов

Наличие в республике лизинговых, страховых, кредитных организаций

Отсутствие отечественных конкурентов

Высокие агротехнические требования куль-туры к возделыванию

Сложность адаптации зарубежных высококачественных сортов хмеля в агроклиматических условиях региона

Низкая урожайность и малое содержание альфа-кислоты в используемых сортах

Низкая готовность сельскохозяйственных предприятий Чувашии к кластеризации

Низкая конкурентоспособность отрасли на мировом рынке

Отсутствие на внутреннем рынке барьеров для иностранных поставщиков

Спрос на продукцию формируется единственной отраслью - пивоварением

Недостаток финансовых ресурсов у предприятий отрасли

Недостаточный уровень использования инновационных технологий

Технологическая отсталость предприятий сельского хозяйства

Высокая стоимость оборудования новых хмелеплантаций

Долгий срок возврата инвестиций

Недостаточная интеграция предприятий отрасли

Недостаточность регионального бюджета для реализации кластерной инициативы

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Увеличение объема производства и переработки хмеля за счет внедрения инновационных технологий

Повышение качества продукции

Возможность расширения производственных мощностей перерабатывающих предприятий

Рост инвестиционной привлекательности

Обеспечение роста сельскохозяйственного производства в регионе

Повышение занятости и доходов сельского населения

Получение синергетического эффекта от реализации интеграционных проектов

Оптимизация процесса переработки и реализации хмеля и хмелепродуктов

Повышение конкурентоспособности отрасли на основе развития инноваций

Угроза роста технического и технологического отставания от конкурентов

Отток квалифицированных кадров из АПК

Низкая урожайность хмеля по сравнению с иностранными производителями

Не отрегулированы взаимоотношения между производителями хмеля, перерабатывающими предприятиями и потребителями хмелепродуктов в вопросах объема и качества сырья, логистики, хранения, и др.

Участники неэффективно синхронизируют свои производственные процессы

Низкий уровень квалификации большинства руководителей предприятий и общественных организаций отрасли

Сокращение пивоваренного производства

Изучение отдельных сторон деятельности участников кластера свидетельствует о наличии серьезных рисков в отрасли. В первую очередь, они связаны с недостаточным финансированием в последние годы. Как следствие, значительно снизилась техническая обеспеченность хмелеводства, упала урожайность хмеля. Дополнительные угрозы несет сокращение в стране рынка пива, а, соответственно, снижается потребление хмеля.

Решение проблем отрасли требует применения ряда мер. Низкоурожайные и содержащие малое количество альфа-кислоты сорта хмеля следует заменить современными, выведенными в Чувашском НИИСХ. Потребуется техническое перевооружение отрасли, на основе организации производства специализированной техники для уборки и переработки хмеля. Необходимо повысить квалификацию управленческого персонала на предприятиях отрасли, в том числе и путем привлечения специалистов из успешно развивающихся смежных отраслей. Это позволит повысить качество хмеля и увеличить спрос на продукцию хмелеводства республики.

В то же время отметим благоприятные условия и предпосылки для развития хмелеводства в Чувашской республике. К ним относятся исторически сложившееся монопольное положение региона в производстве хмеля в Российской Федерации. Выгодное транспортно-географическое положение республики в узле коммуникаций европейской части России, а также наличие развитой инфраструктуры. Демографическая ситуация в регионе способствует развитию хмелеводства, поскольку в сельской местности проживает 40% населения республики.

В заключение анализа можно сказать, что возрождение хмелеводства имеет огромное социально-экономическое значение для Чувашской республики. Совершенствование структуры хмелеводческого кластера создаст благоприятные условия для развития вспомогательных и обслуживающих производств (машиностроение, ремонтно-технические предприятия, производство средств защиты растений). Сохранится традиционная отрасль хозяйства чувашей, как важная составляющая национальной культуры. Увеличение занятости на селе будет обеспечивать решение социальных вопросов и повышение качества жизни населения. В сельском хозяйстве региона хмелеводство займет важное место, что будет способствовать повышению устойчивости сельскохозяйственного производства республики. Положительный опыт Чувашии может быть использован для распространения хмелеводства в южных регионах России, где климатические условия позволяют выращивать высокопродуктивные американские и немецкие сорта. Самообеспечение хмелем отечественных пивоваренных заводов укрепит положение страны на международных рынках. Сокращение импорта хмеля положительно скажется на внешнеторговом балансе региона и страны.

Важную роль на современном этапе развития кластерной инициативы должно сыграть государство как основной инициатор создания кластера. В формировании кластера оно может использовать ряд инструментов - субсидии, льготное кредитование, ограничение импорта, ужесточение стандартов в отрасли и т. п. Причем используемые меры должны относиться к «зеленой корзине» ВТО. В этом случае они не будут регулироваться нормами организации и не станут причиной торговых споров с прочими членами ВТО .

Рецензенты:

Смольянинов В.М., д.г.н., профессор кафедры географии и туризма ВГПУ, г. Воронеж;

Поросенков Ю.В., д.г.н., профессор, заведующий кафедрой социально-экономической географии и регионоведения ВГУ, г. Воронеж.

Библиографическая ссылка

Назарьев Р.С., Худякова Т.М., Воинова Н.Е. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХМЕЛЕВОДЧЕСКОГО КЛАСТЕРА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17842 (дата обращения: 17.03.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Подобные документы

    Анализ тенденций в демографической обстановке Чувашской Республики. Основные направления демографической политики Чувашской республики. Тенденции демографической ситуации: низкий уровень рождаемости, высокие показатели смертности, постарение населения.

    реферат , добавлен 04.04.2016

    Изучение сущности демографического взрыва и определение перспектив его прекращения. Исследование причин роста численности населения: демографические и экономические подходы к анализу. Социологическая оценка дискуссий о проблеме численности населения.

    реферат , добавлен 17.03.2013

    Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения. Экономическая характеристика Чувашской республики, анализ динамики среднедушевых денежных доходов ее населения и оценка тесноты связи между заработной платой и прожиточным минимумом.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2010

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    Демографическая структура и процессы. Факторы, влияющие на демографическую ситуацию. Динамика продолжительности жизни населения. Дефицит рождаемости и профицит смертности. Основные виды миграции населения. Основные пути выхода из "демографической ямы".

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Анализ демографического поведения. Репродуктивное поведение. Образование брачных пар. Миграция населения. Соотношение рождаемости и смертности. Воспроизводство населения. Статистические данные о естественном движении населения.

    доклад , добавлен 19.11.2006

    Значение демографической составляющей в системе социально-экономического развития. Демографическая обстановка в Чувашской Республике. Основные причины смертности населения. Статистическая оценка численности и состава населения Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Анализ работы республиканского центра занятости Чувашской Республики в 2011 г. Ситуация на рынке труда ЧР по итогам года. Информация об итогах и перспективах реализации государственных программных мероприятий в области содействия занятости населения.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2012

    История демографического кризиса и его причины. Признаки демографического кризиса в России: снижение рождаемости, сокращение продолжительности жизни и рост смертности. Последствия современного демографического кризиса в России и пути его преодоления.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Ознакомление с численностью и плотностью населения Республики Мордовии. Рассмотрение современных тенденций воспроизводства населения в стране. Причины демографического старения и смертности нации. Миграция трудовых ресурсов в Республике Мордовии.

УДК 338(470.344)

О.Н. АНАНЬЕВА

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ключевые слова: экономическая система региона, факторы регионального развития, ресурсы регионального развития, социально-экономическое развитие региона, стратегическое развитие региона, программа развития региона, экономический потенциал, бюджетное регулирование, инновационное развитие.

Рассмотрены проблемы социально-экономического развития Чувашской Республики, проведена оценка её экономического потенциала, на основе которой предложены основные стратегические направления развития республики в современных условиях - изменения макроэкономических параметров национальной экономики как внешней среды для регионального развития.

MODERN PROBLEMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE CHUVASH REPUBLIC

Key words: economic system of region, factors of regional development, resources of regional development, social and economic development of region, strategic development of region, the program of development of region, economic potential, budgetary regulation, innovative development.

In article problems of social and economic development of the Chuvash republic are considered, the estimation of its economic potential is spent. On which basis the basic strategic directions of development of republic in modern conditions - of change of macroeconomic parame-tres of national economy, as environment for regional development are offered

Под функционированием и развитием экономики региона необходимо понимать способ совершенствования социально-экономических процессов в регионе, осуществляемый в рамках контура стратегического развития в целях повышения экономического потенциала, обеспечивающего в регионе расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения как наивысшей ценности общества и стратегического ресурса экономического роста.

Можно выделить два типа функционирования и стратегического развития экономики региона - ситуационное и регламентное. Ситуационное функционирование и развитие экономики региона основано на типовых и конкретных ситуациях (реакция на внешнюю и внутреннюю среду и т.д.). Регламентное функционирование и развитие экономики региона состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок экономической деятельности в регионе, когда основной акцент делается на обязательности разработки стандартов и стандартизации процессов функционирования и развития. Успешное решение регионами социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора -совершенствования структур, регламентирующих процессы функционирования и развития экономики региона. Главная задача структур регионального развития заключается в определении приоритетов дальнейшего развития, а также тщательной проработке комплексных программ и отдельных крупных мероприятий, что требует выдвижения принципов и применения методов обоснования и создания соответствующего механизма реализации принятой стратегии.

Административные преобразования являются отражением глобальной тенденции в области стратегического развития экономики региона в Италии, Австралии и США. В Италии постепенно укореняется используемая ЕС методика стратегического территориального планирования и развития ресурсов экономики проблемных районов на основе принципа сетевого взаимодействия местных ор-

ганизаций и хозяйствующих единиц. В свою очередь, опыт Австралии в осуществлении мероприятий в области развития экономики регионов страны актуален для России в части разработки региональных проектов, направленных на поиск путей сбалансированных хозяйственных отношений и взаимодействий в регионе.

Американская практика предполагает построение общественных структур, которые могут содействовать развитию экономики регионов через: улучшение инфраструктуры; решение вопросов собственности на землю; планирование прерогативы на выдачу разрешений и регулирование; строительство и эксплуатацию общественных сооружений; получение льготных условий для бизнеса; маркетинг, эндогенное и экзогенное развитие бизнеса; поддержку и финансирование предпринимательства; совершенствование рынка недвижимости в регионе.

Развитие экономики Чувашской Республики требует значительных внешних инвестиций, необходимых для наращивания темпов развития традиционных отраслей, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В настоящее время экономика республики развивается неплохо, однако имеющиеся ресурсы используются не рационально и не полностью, что усиливает социально-экономические риски в регионе. Для их преодоления необходимо применение нового подхода к формированию и использованию экономического потенциала Чувашской Республики. Оптимальное решение этих задач позволит стать республике одним из важнейших субъектов в экономике России.

При этом под экономическим потенциалом региона понимается совокупность возможностей, рациональное сочетание и использование которых позволяют достичь основной цели социально-экономического развития - повышения качества жизни населения региона и качества его окружающей среды. Достижение целей развития экономики региона в значительной мере зависит от величины и степени использования его экономического потенциала. Среди ключевых составляющих экономического потенциала Чувашской Республики можно выделить следующие: ресурсно-производственная, трудовая, инвестиционная, инновационная и внешнеэкономическая. При этом обеспечение устойчивого развития республики возможно только путем повышения экономического потенциала региона за счет изменения структуры и качества экономических ресурсов республики.

В современной ситуации основными индикаторами развития экономики региона являются: экономический и финансовый индикаторы, уровень жизни и интегральный индикатор. При этом особого внимания заслуживает необходимость применения при оценке экономического потенциала региона точечного анализа социально-экономического состояния региона по конкретным направлениям: политический микроклимат, занятость, бюджетная обеспеченность, деловая активность, инвестиционная привлекательность конкретных проектов, перспективы градообразующих предприятий, возможности системных изменений. Результатом оценки экономического потенциала региона должна стать концепция его перспективного развития, в которой следует предусматривать максимальное использование имеющегося в регионе хозяйственного потенциала, ресурсов и связей с другими регионами для формирования конкурентоспособности данного региона.

Процесс участия государства в повышении экономического потенциала региона, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития экономики региона. Современные структуры управления социально-экономическими процессами в регионе переживают стадию реорганизации, что связано с децентрализацией системы управления, раз-

витием рыночных отношений, структурной перестройкой экономики, формированием региональных инфраструктур, т.е. изменением характера участия государства в повышении экономического потенциала региона.

Новые экономические условия требуют от государства создания сетевых структур управления координационного типа в региональных органах, которые позволят быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, при этом концентрировать все виды экономических ресурсов. Изменение характера участия государства в повышении экономического потенциала региона возможно через создание сетевых структур посредством формирования и обеспечения условий функционирования регионального агентства экономического развития.

В основе построения системы показателей оценки экономического потенциала региона должны лежать показатели хозяйственной деятельности основных участников экономики региона. При этом наиболее целесообразным при построении системы показателей оценки экономического потенциала региона представляется принцип реализации концепции совокупного регионального экономического процесса, когда выделяется четыре группы показателей: показатели основных и вспомогательных экономических процессов, показатели процессов жизнеобеспечения и показатели процессов, препятствующих развитию экономики региона.

Что касается Чувашской Республики, основными формами и методами эффективного развития ее экономического потенциала являются: соблюдение социальных прав и гарантий населения региона, привлечение инвестиций из федерального бюджета, пересмотр приоритетов развития, оптимизация расходов бюджетов всех уровне, использование программно-целевого планирования, финансово-экономическое воздействие на основные экономические агенты республики, улучшение работы в области предоставления налоговых льгот и др.

При этом активное внимание необходимо уделять повышению эффективности использования экономического потенциала региона через разработанную Стратегию социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г. Основными сценариями эффективного использования экономического потенциала республики могут быть: инерционный, стабилизационный, инновационный. В данном случае инвестиционная стратегия республики является инструментом эффективного использования экономического потенциала региона .

Основными взаимосвязанными блоками механизма совершенствования организационно-экономических характеристик реализации перспективного развития Чувашской Республики являются : реформа государственного управления и местного самоуправления; реформирование бюджетного процесса и эффективное управление государственной собственностью в регионе; создание условий для инновационного развития республики; кадровое обеспечение реализации стратегии развития региона.

Особое место в создаваемой системе поддержки реформирования государственного управления и местного самоуправления в среднесрочной перспективе должен занять Фонд муниципального развития Чувашской республики, который будет являться основным каналом республиканской финансовой поддержки муниципальных инвестиционных проектов, а также система территориального и муниципального управления, обеспечивающая высокую степень управляемости перспективным развитием региона и ориентированная на максимально возможное в действующих экономических условиях удовлетворение потребностей населения республики.

При этом одной из основных целей формирования механизма совершенствования характеристик стратегии развития в рамках реформирования бюджетного

процесса и эффективного управления государственной собственностью в Чувашской Республике, является повышение удовлетворенности граждан получаемыми бюджетными услугами, формирование оптимальных условий для интенсификации экономического развития, создание полноценных стимулов для органов управления по повышению качества результатов работы республиканских органов власти, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, совершенствование процедур формирования и исполнения бюджета. В данном случае управление государственной собственностью должно быть ориентировано на оптимизацию объектов и субъектов государственной собственности, определение приоритетных направлений в целях эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах общества и граждан.

Литература

1. Оливанова Т.Н. Формирование региональной инновационной системы как основы устойчивого социально-экономического развития региона (на примере Чувашской Республики) / Т.Н. Оливанова // Вестник Чувашского университета. 2009. № 1. С. 472-476.

2. Смирнов В.В. Анализ эффективности социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 3. С. 184-189.

3. Смирнов В.В. Основные приоритеты в обеспечении эффективного социально-экономического развития Чувашской Республики / В.В. Смирнов // Вестник Чувашского университета. 2006. № 1. С. 156-165.

4. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020. Чебоксары, 2008.

5. Экономика Чувашской Республики / под ред. Л.П. Куракова. 2-е изд. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2007. 576 с.

АНАНЬЕВА ОЛИМПИАДА НИКОЛАЕВНА - соискатель ученой степени кандидата экономических наук, Чувашский государственный университет; заместитель управляющего ОАО «Банк ВТБ» (в г. Чебоксары), Россия, Чебоксары ([email protected]).

ANANEVA OLIMPIADA NiKOLAeVnA - competitor of scientific degree of Candidate of Economical Sciences, Chuvash State University; assistant to the managing director of Open Society "Bank VTB" (to Cheboksary), Russia, Cheboksary.

Проблемы и перспективы развития молодежного парламентаризма на современном этапе (на примере деятельности общественной Молодежной палаты при Государственном Совете Чувашской Республики)

Проблемы молодежного парламентаризма Чувашской Республики

Анализируя практически все аспекты молодежной политики в обществе, В.В. Павловский выделяет проблемы "политизации подрастающих поколений в социологическом аспекте". Политизация новых поколений понимается им как включенность молодежи в политику, во властные государственные отношения, в процессы управления обществом.

За десятилетие реформ в Чувашской Республике выросло аполитичное в своем большинстве первое поколение постсоветской молодежи, обнаруживающее полный разрыв с политическими установками. Молодежь оправдывает то, что все не могут интересоваться политикой и на арену политической жизни выходят управленцы, которые хотят развития республики, страны, своего региона, города, а, главное, знают, каким должно быть поколение современной молодежи.

Только политически активная молодежь может отстоять свои права.

В 90-е гг. многие исследователи предполагали необычный взлет политической активности молодежи, что должно было стать основой для многих перемен в жизни общества. Однако этого не случилось. Политизация молодежи оказалась мнимой.

Но формирующиеся новые политические институты в обществе послужили каналом влияния и информации на передовую молодежь, активно участвующую в политизированных молодежных общественных объединениях, организациях и движениях.

Молодежь следует рассматривать как многомерную социально-демографическую группу, которая нуждается в индивидуальном гибком подходе при учете политических потребностей. Социальные страты молодежи должны получить адекватное отражение в законотворческой деятельности государства и проведении принятых законов в жизнь.

У большинства респондентов молодежной среды отсутствует четкое знание и понимание структур и функций институтов законодательной и исполнительной и судебной власти, механизмов взаимодействия ветвей власти, социальных и политических институтов.

Активная в политике молодежь изучает, анализирует молодежные проблемы, умеет их решать, входя в представительную и исполнительную власти пока еще в небольшом количестве. Молодежь убеждена, что критерием эффективности любой политики является рост благосостояния всех и каждого, обеспечивающий, в конечном итоге, богатство, славу и могущество государства.

Молодежь больше дискутирует по вопросам участия в политической деятельности, нежели принимает участие в ней. Политическое сознание современной молодежи носит фрагментарный, идеологически слабо дифференцированный характер.

Механизм участия молодежи в государственной политике, к сожалению, пока сложно назвать эффективно функционирующим. Долгое время молодежь являлась в основном наблюдателем политических процессов. Да и сегодня процент молодых граждан в законодательных органах субъектов РФ и представительных органах местного самоуправления по-прежнему крайне незначителен.

Это объясняется как объективными причинами, среди которых отсутствие управленческого опыта и соответствующего образования у потенциальных кандидатов, так и определенными бюрократическими преградами в виде дополнительных каналов кадровой экскорпорации.

Обозначим основные проблемы:

1) Разрыв стремлений молодёжи с политическими установками современной Российской Федерации;

2) Отсутствие политизации молодёжи;

3) Аполитичность молодёжи;

4) Фрагментарность политического сознания молодёжи;

5) Слабая дифференцированность политического сознания молодёжи;

6) Отсутствие управленческого опыта и соответствующего образования у потенциальных кандидатов.

Рекомендовано проведение обучающих семинаров с привлечением специалистов избирательных комиссий. Подготовка молодых кадров из числа молодежных парламентских структур с целью предоставления им возможности проведения обучающих семинаров и просветительской работы с молодыми гражданами, не являющимися членами молодежных парламентских структур, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

Предоставление возможности членам молодежных парламентских структур проходить стажировку в избирательных комиссиях, оказание содействия молодым парламентариям при трудоустройстве.

Молодежь жолжна стать одной из главных движущих сил в построении цивилизованного гражданского общества.

Рассмотрим предполагаемы результаты:

1) повышение электоральной активности молодежи;

2) формирование положительного и доверительного отношения молодых граждан к органам власти,

3) реализация потенциала молодежных парламентских структур в целях повышения политической и электоральной активности молодых граждан;

4) совершенствование форм и методов информирования населения о проходящих избирательных кампаниях;

5) разработка и внедрение инновационных форм правового просвещения молодежи;

6) обеспечение кадровой преемственности кадров в избирательных комиссиях.

Изучив проблему молодежного парламентаризма Чувашской Республики, я пришла к выводу, что в органах местного самоуправления молодежные парламентарии не всегда реализуют на практике: система формирования молодежной парламентской структуры Чувашской Республики не всегда основывается на принципах выборности (часто это делегирование, конкурс). А так же важно, что количество молодежи в представительных органах в настоящее время недостаточно.

Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

Плотность населения Чувашии 68,4 человек на 1 кв.км. Это один из самых высоких показателей в России.

  1. Основные социально-экономическ ие показатели региона.

Функционирование экономики Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.

Среди внешних условий наибольшее значение для Чувашии будут иметь динамика развития мировой экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных отраслях экономики, вступление России во Всемирную торговую организацию, общественно-политическая и социально-экономическая стабильность в Российской Федерации, демографическая ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие факторы:

Активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

Повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

Повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

Стимулирование диверсификации и технологического развития;

Состояние производственных фондов, степень их изношенности;

Развитие сектора общественных услуг;

Ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

Реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

В настоящее время для Чувашской Республики характерны положительные тенденции роста производства ведущих отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.

  1. Экономические связи региона с другими регион ами и странами.

Чувашская республика поддерживает торгово-экономические отношения с 60 странами мира, в том числе экспортирует товары в 55 стран. В 1997 г. Внешнеторговый оборот республики составил более 120 млн. Долл. В объеме товарооборота доля стран ближнего и дальнего зарубежья составляет соот В товарной структуре экспорта преобладает продукция химического (46%) и машиностроительного (35,2%) комплексов.

На территории республики действует 80 совместных предприятий с участием 32 стран, в основном болгарии, китая, германии, ирландии, италии, украины, сша, узбекистана и турции. В республике иностранным и совместным предприятиям предоставлены льготы.

В чувашии германский капитал участвует в строительстве пивоваренного завода (привлечено более 32 млн. Нем. М.) И предприятия по выпуску сантехники.

В ноябре 1998 г. Чувашию посетила делегация американской торговой палаты (атп), в которую входили представители ведущих фирм сша, заинтересованных в развитии бизнеса в россии, в том числе фирм, создавших совместные предприятия в чувашии в электротехнике, приборостроении, химии, деревообработке, агропромышленном комплексе.

Вице-президент атп и. Рунов отметил, что чувашия привлекает компании сша выгодным географическим положением на средней волге, что способствует налаживанию взаимовыгодных деловых контактов с соседними с ветственно 52 и 48%.

  1. Региональная структура управле ния.

Республика имеет свою конституцию и законодательство. Осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения в политической, экономической и культурной сферах жизни общества, в пределах, установленных Конституцией РФ.

На всей территории Чувашской Республики, вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чувашской Республики, высшую юридическую силу имеет Конституция Чувашской Республики.

Основной закон Республики - Конституция Чувашской Республики, принятая в 2000 году.

Президент Чувашии

Высшим должностным лицом в Чувашской Республике является Глава (до 1 января 2012 года - Президент). В 1994 году первым Президентом Чувашии стал Николай Васильевич Федоров. В августе 2010 года вторым Президентом Чувашии стал Михаил Васильевич Игнатьев.

Законодательная власть

Государственный Совет Чувашской Республики

Государственный Совет (парламент) является высшим представительным, законодательным и контрольным органом государственной власти Чувашии.

Исполнительная власть

Кабинет министров Чувашии

Кабинет Министров республики является исполнительным и распорядительным органом государственной власти и возглавляется премьер- министром.

Политические партии

1. Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

2. Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации»

3. Политическая партия «Либерально-демократическая партия России»

4. Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

5. Политическая партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

6. Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ

7. Всероссийская политическая партия «ПРАВОЕ ДЕЛО»

Региональные отделения политических партий

1. Чувашское региональное отделение Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

2. Чувашское республиканское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации»

3. Чувашское региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России»

4. Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Чувашской Республике

5. Чувашское региональное отделение Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»

6. Чувашское региональное отделение политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»

7. Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПРАВОЕ ДЕЛО» в Чувашской Республике.

  1. Стратегия социально-экономического развития региона.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года - это система мер государственного управления, основанная на долгосрочных приоритетах региональной социально-экономической политики, находящихся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами. Но при этом она определяет приоритетные направления деятельности не только органов государственной власти Чувашской Республики, но и органов местного самоуправления, общественных и деловых кругов по обеспечению целенаправленного следования заданному долгосрочному вектору развития и достижения поставленных стратегических целей.

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

Социальная ориентация, полагающая главной целью повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;

Устойчивое развитие Чувашской Республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;

Регион сотрудничества, обеспечивающий сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития.

Разработка Стратегии осуществлялась при активном участии органов исполнительной власти Чувашской Республики с учетом предложений представителей вузовской науки Чувашской Республики. Проект документа рассмотрен на Совете по инвестиционной политике, обсужден в Торгово-промышленной палате Чувашской Республики с участием представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Кроме того, на Портале органов власти Чувашской Республики был проведен интерактивный опрос населения по основным положениям Стратегии.

19 сентября 2006 года Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года обсуждена в Министерстве регионального развития Российской Федерации (подписан Протокол между Министерством регионального развития Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2006 г. N 34) с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, независимых экспертов. Документ получил высокую оценку.

Заключение

Чувашская Республика на пороге XXI века оказалась перед выбором: продолжать отставать по важным показателям производства и потребления от Российской Федерации, ее наиболее развитых в экономическом и социальном развитии регионов (Москва, Санкт-Петербург, Н. Новгород, Самара и др.) или, выбрав оптимальную траекторию развития и сконцентрировав на ее ключевых участках все силы и ресурсы (инвестиционно – финан­совые, материальные, организационные, интеллектуальные), попытаться в относительно короткие исторические сроки (10-15 лет) преодолеть это отставание.

Комплексная оценка инвестиционного климата, ресурсного потенциала ведущих отраслей и сфер бизнеса, результатов выполнения важнейших республиканских целевых программ, мониторинг стабилизационных процессов в отраслях машиностроительного комплекса, химической, легкой и пищевой промышленности, первые заметные достижения в ключевом для республиканской экономики межотраслевом комплексе-строительстве - свидетельствует, что в Чувашии в основном сложился тот минимум условий и предпосылок, который необходим для существенного ускорения процессов экономической стабилизации и последующего экономического роста на новой качественной основе.

Не исключено, что в условиях структурного кризиса отечественного производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

Крупнейшими экспортерами Чувашской Республики являются: АО "Химпром", АО "Текстильмаш", АО "Чебоксарский агрегатный завод", АО "Промтрактор", АООТ "Лента", АО "ЧЭАЗ", ТОО "Чебоксарский хлопчато­бумажный комбинат", АО "Дизельпром".

Предприятия республики экспортируют свою продукцию в 57 государств мира. Традиционными партнерами Чувашии являются страны ближнего зарубежья: Казахстан; Украина, Узбекистан; Эстония; Беларусь. Среди стран дальнего зарубежья значительная доля экспортных операций осуществляется с Германией, Финляндией, Францией, Венгрией, Италией. В 1995 г. по сравнению с предшествующим периодом (табл. 1.3.) активизировались торгово-экономические связи с Финляндией (в 2,8 раза), Германией (в 1,6), Италией (в 1,4).

Можно с уверенностью сказать, что экономика Чувашской Республики, годы стоявшая на месте, сделала первые уверенные шаги. Для налаживания нормальной работы предприятий им срочно требуются инвестиции.

Надо сказать, что инвестиционный климат улучшается. В 2000 году в электроэнергетике, черной металлургии, пищевой промышленности, связи, транспорте и лесном хозяйстве отмечался рост производственных инвестиций по сравнению с 1999 годом. Созданы гарантированные условия для привлечения внутренних и внешних инвестиций. Отечественные и иностранные инвесторы, преодолевая естественную настороженность, все смелее идут в Чувашскую Республику, так как видят здесь разумную политику и политическую стабильность. Об этом говорят статистические данные.

Как считает ученый-экономист, академик, председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Л. П. Кураков, социально-экономические реформы в республике выходят на качественно новый уровень. Республика имеет хорошие предпосылки для подъема экономики - это развитый строительный комплекс; хорошо развитая транспортная сеть; наличие заделов в прикладной науке и уникальных технологий; благоприятные географические условия; квалифицированные, трудолюбивые и относительно избыточные трудовые ресурсы; наступательная политика предприятий на внешнеэкономическом рынке.

Список литературы

  1. Кистанов В. В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н. В. Копылов. - М.: Финансы и статистика, 2007г.
  2. Арчиков Е. И. География Чувашской Республики / Арчиков Е. И., Трифонова З. А. -Чувашское книжное издательство, 2009г.
  3. Хрущёв А. Т. Экономическая и социальная география России / А. Т. Хрущёв. - М.: Крон-Пресс, 2006г.
  4. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. №8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года».
  5. Панкрухин, А.П. Маркетинг территорий: Учеб. пособие / А.П. Панкрухин – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.