Коммунальная модель местного хозяйства. Муниципальное хозяйство — объект муниципального управления. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства предусматривает…

Особенности и модели муниципального хозяйства

Должность: Председатель контрольно-счетной палаты г. Волгограда

Должность: Менеджер по продажам

В данной статье раскрываются основные особенности функционирования муниципального хозяйства, кроме того приводятся основополагающие признаки муниципального образования , определяющие его функциональное назна­чение. Проводится анализ основных видов и моделей муниципального хозяйства. Муниципальная экономика рассматривается в виде экономических взаимоотношений . Отмечается, что ведущую роль в управлении муниципальной экономикой занимают органы местного самоуправления . Рассматривается двой­ственная природа органов местного самоуправления: государственные истоки и коммерческие воз­можности частных субъектов в хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: муниципальное хозяйство; муниципальное образование; модели муниципально­го хозяйства; муниципальная собственность ; местное самоуправление.

В условиях современных рыночных отноше­ний нельзя изменить ситуацию, сложившуюся в современной России, без развития института местного самоуправления, в котором скрывается потенци­ал, использую который можно устранить множество кризисных явлений в современном обществе, а также дать толчок для его развития.

Местное самоуправление должно опираться на прочную экономическую основу. Для достижения экономической стабильности местного самоуправления необходимы каналы эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления и государства, других муниципальных органов, предпринимательской средой и т. д.


Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в законах и иных нормативных правовых актах РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления . Как отмечает А. Я Поровская: необходимой предпосылкой для формирования муниципального образования является наличие его субъектов, прежде всего, населения, социума, а также форм его организации – муниципального хозяйства (, учреждений, организаций иных форм собственности, их объединений) и органов власти (, территориальных представительств федеральных и региональных органов государственной власти) .Отсюда следует, что муниципальное управление это функция муниципального образования, целью которой ставится достижение определенных целей и поставленных задач, основными элементами которого являются субъект и объект, непрерывно взаимодействующие друг на друга путем самоорганизации и самоуправления, где субъектом выступает население муниципального образования и работающие в этом образовании органы местного самоуправления, а объект это само муниципальное образование с его структурой, связями и ресурсной базой.

Муниципальное управление есть деятельность, основная цель которой обеспечения интересов всех элементов системы (субъектов и объектов), которые образуют собой единое целое - муниципальное образование, соответствующее общими для данных элементов целями и задачами.

Несмотря на все вышесказанное муниципальное управление, является актом управленческого воздействия (субъекта на объект), упорядочивающего систему.

Муниципальное образование как объект и субъект стратегического управления на современном этапе развития экономики России // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 000.

Муниципальная экономика как система экономических отношений //

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9

Региональное развитие: аналитический обзор // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7

А Муниципальное хозяйство: особенности, структура и модели// TERRA ECONOMICUS. 2011. №3-2

The features and the model of the municipal economy

Gordin V. I.

Position: Chairman of the Accounts Chamber of the city of Volgograd

Address of the author"s works: 400131 Volgograd,. Soviet, 5;

Penkov P. E.

Workplace website: UAB AD Fund

Position: Sales Manager

Address of the author"s works: 400131 Mira 19a

This article describes the main features of the functioning of the municipal services, in addition provides the basic features of the municipality, determining its functional pur chenie. The analysis of the main types and models of municipal services. Municipal economy is seen as an economic relationship. It is noted that the leading role in the management of municipal economies occupy local governments. We consider the dual governmental nature of local government: government sources and the commercial impact possibilities of private actors in the business.

Keywords: municipal services, municipal, municipal model of the economy, public property, local government.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Тема 20. Муниципальное хозяйство: элементы, основная цель, модели

Введение

1. Понятие и содержание муниципального хозяйства

2. Модели муниципального хозяйства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современный этап общественного развития характеризуется уникальными особенностями: с одной стороны, широкий размах приобретает процесс глобализации экономических процессов и межотраслевой интеграции, ведущей к экономическим союзам и интеграционным группировкам, контролирующим огромные территории, а с другой - каждый человек, проживающий в определенном населенном пункте, входит в состав местного сообщества, которое отличается от других сообществ не только территорией, но и сложившимися хозяйственными и экономическими связями, составом населения и способом включения населения в процесс общественного воспроизводства. В границах местного сообщества совместными усилиями проживающего на данной территории населения ведется хозяйство в целях удовлетворения как коллективных, так и личных потребностей жителей. Каждая территория образуется и функционирует в соответствии с административно-территориальным устройством, а ее управление осуществляется на основе принципов местного самоуправления.

Местное самоуправление призвано не только исполнять установленные законодательством полномочия на соответствующей территории, но и обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие муниципальных образований в целях повышения конкурентоспособности территории, повышения качества жизни населения. Переход с одноуровневой на двухуровневую модель местного самоуправления в Российской Федерации предопределил ряд проблем, требующих анализа и изучения, что и подтверждает актуальность темы исследования.

Объектом исследования является муниципальное хозяйство, а предметом - его содержание. Цель работы предполагает структурную характеристику муниципального хозяйства. Этому отвечают задачи работы:

Определение понятия муниципального хозяйства;

Анализ моделей муниципального хозяйства.

1. Понятие и содержание муниципального хозяйства

Муниципальное управление, с одной стороны, предполагает обобщенный характер построения и функционирования, с другой -- оно должно быть привязано к конкретному месту и времени. Природа муниципального управления зависит от вида и типа хозяйственных отношений, существующих в данном обществе в настоящий момент.

Муниципальное хозяйство -- это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Экономисты, обобщая современные литературные источники, выделяют, по крайней мере, две группы основных определений понятия муниципального хозяйства.

1. Муниципальное хозяйство рассматривается как совокупности предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство). Подобный подход снимает с органов местного самоуправления ответственность за создание условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории Суслова Ю.Ю.Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2007. - С.67.

2. Муниципальное хозяйство - это вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, так как властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на данной территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Следовательно, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

В основе организационно-экономического механизма управления муниципальным образованием лежит взаимодействие управляемой и управляющей подсистем. Управляющая подсистема представляет структурированную совокупность субъектов управления, включающую органы местного самоуправления, представителей местного сообщества, объединенных общей целью и интересами. Управляемая подсистема представлена объектами муниципального хозяйства, социальной сферой.

Эффективность механизма управления оценивается степенью взаимодействия и соответствия управляемой и управляющей подсистем муниципального образования, а также использованием стратегического и программно-целевого методов управления с опорой на фискальные инструменты управления.

Система местного самоуправления выполняет две важнейшие функции:

1) связь между государством и населением;

2) связь между государством и мелким собственником.

В связи с этим, экономистами определяются отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и частного. Местное самоуправление обладает всеми признаками власти, и прежде всего главной обязанностью ее решений для населения муниципального образования. В статье 3 Конституции РФ говорится: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

В целом компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на них исполнение ряда собственных функций, исполнение которых, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением.

При этом важно, что государство передает не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решении, оставляя за собой право контроля за исполнением по результатам действительности.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что oсобенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в его распоряжении собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них. В связи с этим формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по своей природе.

В этом смысле муниципальное хозяйство представляет собой акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты «дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку жители являются одновременно и заказчиками услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения, собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях рыночной экономики. Системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2007. - С.57.

Процесс формирования муниципальной собственности находится в центре внимания при обсуждении проблем рычагов развития местного самоуправления.

Процедура передачи объектов в собственность - один из рычагов развития муниципальных районов - зависит от того, кто выступает с инициативой, какая цель при этом преследуется. Поэтому экономисты определяют четыре возможные схемы передачи государственной собственности в муниципальную:

1) если передача осуществляется по инициативе федеральных или региональных органов исполнительной власти, соответствующие министерства, комитеты и департаменты, в ведении или оперативном управлении которых находится имущество, вносят предложения в Минимущество РФ или в региональный комитет по управлению имуществом о необходимости передачи объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они расположены;

2) если инициатором передачи государственной собственности в муниципальную выступает муниципальное образование, то предусматривается несколько иной порядок. Органы местного самоуправления самостоятельно подготавливают, рассматривают и утверждают Перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность. При этом обязательным является требование сохранить технологическую целостность объектов, обеспечить их безопасную эксплуатацию и централизованное управление;

3) если объекты государственной собственности передаются в целях комплексного социально-экономического развития муниципального образования, то передача осуществляется Правительством РФ или правительством субъекта Федерации;

4) передача федеральных объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями предусматривает особую процедуру Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2009 - С.158.

Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.

Методика, предложенная при определении самого понятия "муниципальное хозяйство", предлагает подход, исходящий из того, что:
1. Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от этого цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности.

Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

2. Модели муниципального хозяйства

Системный подход к анализу сущности муниципального образования дает возможность трактовать его как сложную социально-экономическую систему, которая локализована на определенной территории и которая является одновременно подсистемой региональной и национальной экономических систем. Анализ элементов, входящих в состав системы, характер их взаимосвязи и взаимодействия позволяют дать трактовку сущности муниципального образования как сложной по своей структуре системе. Это сложившаяся в определенных территориальных границах социально-экономическая система, предстающая как совокупность взаимодействующих и взаимозависимых элементов, локальность которой по отношению к региональной и национальной экономическим системам определяется государственными органами и органами местного самоуправления. Муниципальное образование как социально-экономическую систему характеризуют общесистемные и специфические свойства:

Целостность как внутреннее единство и несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов;

Интегративность как свойство системы включать системообразущие элементы, утратившие отдельные индивидуальные свойства, изменение которых приводит к изменению условий функционирования системы в целом;

Многовариантность как разноплановая организация элементов системы, которая на практике проявляется через многообразие форм использования вещественных и личных факторов производства и определяется динамикой экономического развития;

Адаптивность как свойство системы постоянно приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды;

Изоморфизм как соответствие территориальной структуры хозяйства муниципального образования территориальной структуре хозяйства региона и национальной структуре хозяйства в целом;

Синергизм - как объединение финансовых, материальных, людских ресурсов территориальной локальной общности в целях эффективного решения межпоселенческих проблем, вопросов местного значения общими усилиями и получения дополнительного дохода.

К специфическим свойствам муниципального образования как экономической системы следует отнести разную степень активности элементов, входящих в состав муниципального образования как социально-экономической системы, что характеризует разную степень их участия в процессе воспроизводства; наличие базовых, опорных элементов в структуре муниципального образования и сопряженных с базовыми промежуточных элементов. Комбинация базовых и небазовых элементов в структуре социально-экономической системы дает возможность выявить локомотивный сектор в составе муниципального образования, создающий основную часть валового муниципального продукта, и отрасли производственной и социальной инфраструктуры, оказывающие содействие предприятиям базовых отраслей, расположенных на данной территории и обеспечивающие население общественными благами и социальными услугами.

Потребность муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет.

Один из ключевых вопросов в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России - это вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества. По этому вопросу выделяются три модели муниципального хозяйства Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006.. с.41 -42..

1. Коммунальная модель.

Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов.

Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление оптимальных поставщиков услуг по соотношению показателей цены и качества.

2. Коммунально-рентная модель отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в оказании жителям ряда бесплатных или частично оплачиваемых услуг, в основном социальных.

Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоговые доходы дополняются рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории: земля и объекты недвижимости.

Однако в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

3. Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что органы местного самоуправления несут значительную часть финансового бремени по решению вопросов жизнеобеспечения населения. Для этого они должны иметь в качестве источников доходов не только налоговые доходы и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и, следовательно, должны быть полноценными хозяйствующими субъектами на своих территориях Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление -- М.: ЭКМОС, 2007 - С.139.

Очевидно, что коммунальная модель муниципального управления возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Для России эта модель преждевременна, ибо «низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели.

Однако муниципально-рентная модель противоречит проводимому государством курсу на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов. Поэтому само собой напрашивается вывод, что для России наиболее приемлемой является промежуточная - коммунально-рентная модель.

Ключевым, наиболее спорным вопросом в формировании российской модели муниципального управления является вопрос о допустимости и целесообразности хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики функции муниципального управления существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально-экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - С.97.

Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории.

Заключение

По итогам работы сделаны следующие выводы:

1.Муниципальное хозяйство может рассматриваться как совокупности предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности и как вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования.

2.Различают три модели функционирования муниципального хозяйства:

Коммунальная модель. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, и власти достаётся лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества.

Коммунально-рентная модель предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории и оказания отдельных бюджетных услуг.

Муниципально-рентная модель характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. Низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям большое количество частично оплачиваемых ими услуг. Но муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.

Список использованной литературы

муниципальное хозяйство собственность

Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями)

Воронин А. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: 2006 - 378 с.

Ресин В.И., Попков Ю.С. Развитие больших городов в условиях рыночной экономики. Системный подход. М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 279 с.

Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2007. - 176 с.

Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление -- М.: ЭКМОС, 2007 - 304 с.

Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление и экономика. М. : КНОРУС, 2008. - 280 с.

Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление М.: Инфра-М, 2009 - 400 с.

Размещено на www.allbest.

Подобные документы

    Понятие и правовые основы муниципального управления в сельской местности. Организация управления муниципальным образованием Молочно-Дворское Плавского района. Рекомендации по совершенствованию структуры управления персоналом муниципального образования.

    дипломная работа , добавлен 26.08.2017

    Муниципальное имущество: понятие, сущность, правовое закрепление. Назначение муниципальной собственности, организационно-правовые основы и принципы управления. Функции, методы управления органов местного самоуправления в сфере муниципального имущества.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2014

    Муниципальное управление на современном этапе: экономическое содержание, понятие и сущность. Оценка системы управления муниципальным образованием города Ставрополь. Основные формы публичной власти. Анализ экономической и финансовой основы города.

    дипломная работа , добавлен 09.02.2018

    Анализ состояния системы стратегического управления муниципальным образованием. Структура службы стратегического управления города Пенза при городской администрации. Пути развития перспективных возможностей социально-экономической системы города.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2012

    Информационное обеспечение управления муниципальным образованием. Качественный аспект информации в органах муниципального управления. Определение и признаки информации. Качество информационного обеспечения - фактор устойчивого развития органов МО.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2010

    Понятие местного самоуправления, проблемы управления муниципальным образованием. Качество информационного обеспечения как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. Информационное обеспечение управления в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Муниципальное образование как объект управления, его место в системе местного самоуправления. Характеристика и особенности муниципального образования, его признаки и виды. Осуществление власти в муниципальных образованиях органами местного самоуправления.

    реферат , добавлен 22.04.2012

    Отличия местного самоуправления от государственной власти и муниципального хозяйства от государственного. Характеристика муниципальной собственности. Принципы построения структуры управления муниципальным хозяйством, деятельность унитарного предприятия.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Экономические модели муниципального хозяйства. Основные элементы муниципального имущества, его формирование и способы распоряжения. Виды муниципальных предприятий и муниципальных некоммерческих организаций. Планирование в муниципальном управлении.

    контрольная работа , добавлен 15.02.2016

    Определение понятия и сущности местного самоуправления на современном этапе. Анализ экономических и финансовых основ управления муниципальным образованием г. Ставрополь. Направления совершенствования системы управления муниципальным образованием.

Страница 6

2. Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства. От предыдущей отличается тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере использования ресурсов территории и в ее развитии через предоставление им ограниченных прав в финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты, т. е. налоги с населения дополняются обложением производителя продукции и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории.

Та или иная модель не существует в чистом виде, однако роль и место того или иного элемента в различных странах существенно отличаются друг от друга. Наличие той или иной модели зависит от огромного числа факторов, главными из которых являются:

– объем компетенции органов местного самоуправления, опреде-ленный законодательством;

– наличие и характер основных ресурсов территории;

– наличие квалифицированных кадров в органах местного само-управления и муниципальных предприятиях;

– налогоспособность населения.

В условиях становления рыночных отношений идет поиск новых организационных форм муниципального управления, способных реализовать новые задачи. Местные органы управления должны при этом опираться на экономическую основу. Такой основой могут стать долгосрочные нормативные отчисления в местный бюджет от прибыли предприятий независимо от их ведомственной принадлежности за трудовые и природные ресурсы, штрафы за загрязнение окружающей природной среды и пр.

Непременным условием эффективной системы управления муни-ципальным хозяйством является перестройка отношений собственности. Объектами муниципальной собственности могут являться: государственные предприятия и организации промышленности, строительства, сельского хозяйства местного значения; обобществленный жилой фонд; городские и районные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, торговли и общественного питания; учебные заведения по подготовке специалистов массовых профессий; учреждения здравоохранения, просвещения; транспорт; объекты производственной и социальной инфраструктуры, обслуживающие потребности населения региона, города, района. Эти объекты муниципальной собственности не могут изыматься высшими органами власти без согласия местной администрации.

Муниципальная собственность формируется за счет собственных средств хозрасчетных предприятий и организаций местного подчинения, местного бюджета, внебюджетных фондов, передачи в ведение местных администраций соответствующих предприятий республиканского и регионального подчинения.

Однако проблема заключается не в формальных масштабах муниципальной собственности в том или ином регионе, а в нынешнем ее экономическом статусе.

Сегодня увеличение масштабов муниципальной собственности приводит не к расширению экономических возможностей органов местного самоуправления, а к возникновению новых трудностей, связанных прежде всего с дополнительной нагрузкой на местные бюджеты.

Дело в том, что муниципальные объекты не дают доходов в местные бюджеты, напротив, они сами постоянно нуждаются в финансовой поддержке. Особенно это касается объектов жилищно-коммунальной сферы. Необходимо уточнить экономико-правовой статус муниципальной собственности, более четко определить ее место и ответственность за ее состояние в вертикали управления имущественным комплексом региона и, главное, делегировать органам местного самоуправления надежные источники бюджетных поступлений, которые можно направить на воспроизводство муниципальной собственности в пределах каждой территории.

Региональное развитие № 2 2014

МОДЕЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

© 2014 Пыркова Ольга Михайловна

кандидат экономических наук, доцент

© 2014 Шишова Ирина Александровна

Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]; [email protected]

Ключевые слова: муниципальное хозяйство, органы местного самоуправления, муниципалитет, коммунальная модель, коммунально-рентная модель, муниципально-рентная модель.

Рассматриваются подходы о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности. Обосновывается выбор оптимальной для России модели хозяйствования для муниципального образования.

MODEL MUNICIPAL SERVICES

© 2014 Olga Mikhaylovna Pyrkova

candidate of Economics, associate professor

© 2014 Irina Aleksandrovna Shishova

Samara State University of Economics E-mail: [email protected]; [email protected]

Keywords: Municipal service, local governments, municipality, utility model, utility-annuity model, municipal-annuity model.

Approaches are risen on the permissible extent of participation of local governments in economic activity. The choice of the optimum for the Russian economic model for the municipality.

В России муниципалитеты прилагают значительные усилия с тем, чтобы, несмотря на большие сложности институционального, финансовоматериального, организационного плана, успешно решать задачи по оказанию населению услуг в сфере жизнеобеспечения.

Вопрос о допустимой мере участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности и, как следствие, о необходимом составе муниципального имущества -один из ключевых в определении путей дальнейшего развития местного самоуправления в России. В последние годы эта проблема активно обсуждается в муниципальном сообществе, среди участников дискуссии можно отметить А. Г. Воронина, Р.В. Бабуна, В. А. Лапина, Э. Маркварта, А. Н. Широкова и др. Наиболее полно решение этой проблемы аргументирует Э. Маркварт, его поддерживают А. Н. Широков.

Э. Маркварт формулирует два необходимых условия, при одновременном наличии которых муниципальные образования только и могут создавать собственные хозяйствующие субъекты (организаций)1:

1) деятельность этих субъектов необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения и соответствует задачам и полномочиям местного самоуправления;

2) соответствующая деятельность в силу объективных причин не осуществляется и не может осуществляться иными хозяйствующими субъектами.

Сохраняющиеся принципиальные проблемы по данному вопросу побуждают сформулировать конструктивные предложения по его решению.

Крайние подходы сторон состоят в следующем:

Первый подход. Хозяйственная деятельность муниципалитетов должна быть сведена

к минимуму функций, обойтись без исполнения которых в силу объективных причин невозможно или явно нерационально. Муниципалитет - некоммерческая организация и ничего не должен зарабатывать сам. Его задача быть органом местной власти, аккумулировать в своем бюджете налоги, перечень которых установлен государством, и выдавать за счет этих средств муниципальные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд силами хозяйственных обществ и муниципальные задания для некоммерческих организаций. Соответственно этому состав муниципального имущества также должен быть минимальным и ограничен закрытым перечнем имущества некоммерческого назначения. Земли городов, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты государственной и муниципальной собственности, должны находиться в частной собственности. Муниципальных предприятий (за исключением некоторых особых случаев) быть не должно.

Второй подход. Муниципалитет должен быть активным хозяйствующим субъектом -муниципальной корпорацией, обладать всем необходимым для этого имуществом, включая землю и местные природные ресурсы, иметь комплекс эффективно работающих муниципальных предприятий и самостоятельно зарабатывать средства на свое существование, что не исключает поддержку со стороны государства.

Между представленными крайними точками зрения имеется широкий спектр промежуточных взглядов: что-то можно, а что-то нельзя. Очевидно, что степень участия муниципальной власти в хозяйственной деятельности, состав муниципального имущества, источники доходов и объемы расходных обязательств (полномочий) местных бюджетов находятся в неразрывной связи.

В зависимости от объема собственной хозяйственной деятельности и от роли тех или иных элементов муниципального хозяйства в современном мире А.Г. Воронин выделяет три модели муниципального хозяйства: коммунальную, коммунально-рентную

модель и муниципально-рентную модель2.

Коммунальная модель характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на удовле-

творение потребностей муниципальных образований несут сами жители. Органы власти осуществляют процесс накопления и распределения финансовых ресурсов для общественных нужд территории. Муниципалитет не принимает участия в хозяйственной деятельности и не имеет собственного имущества, приносящего доход, следовательно, потребность в финансовых ресурсах является минимальной. Основным источником ресурсов служат налоги. Недостатком этой модели является то, что ресурсы для решения проблем муниципального образования восполняются государством. В современной России этот подход еще не получил своего развития.

Коммунально-рентная модель отличается от коммунальной модели тем, что органы местного самоуправления не только распределяют муниципальные заказы на общественные услуги, но и оказывают жителям бесплатные или частично оплачиваемые услуги, чаще всего социальные. Высокая потребность муниципалитета в денежных средствах восполняется налогами с населения и производителей продукции и дополняется рентными платежами. Для этого в муниципальную собственность передаются основные экономические ресурсы территории - земля и объекты недвижимости. Но в прямой хозяйственной деятельности муниципалитет не участвует. Муниципальных предприятий, как и при коммунальной модели, быть не должно.

При муниципально-рентной модели ведение муниципального хозяйства (обслуживание населения и решение проблем местного характера) возлагается на органы местной власти, так как они являются полноценным хозяйствующим субъектом муниципального образования. Значительные средства идут на жизнеобеспечение населения, поэтому в качестве источников доходов необходимы крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, а также налоги и рентные платежи.

Коммунальная модель соответствует первому из изложенных выше подходов и реально возможна лишь в экономически развитых странах с высоким жизненным уровнем населения.

Муниципально-рентная модель соответствует второму подходу. Коммунально-

Региональное развитие № 2 2014

рентная модель занимает промежуточное положение.

Конечно, ни одна из перечисленных моделей не может существовать в чистом виде и в реальной жизни неизбежно их некоторое смешение.

В нашей стране в практической деятельности по управлению муниципальным хозяйством не используется в чистом виде ни одна из моделей, а берется какой-то один из ее элементов. Таким образом, ситуация, имеющая место в современной России, представляет собой сочетание диаметрально противоположных моделей. Выбор той или иной модели зависит от ряда факторов: от объема компетенций органов местной власти, определенного законодательством страны, от наличия и характера основных ресурсов.

С одной стороны, в российских муниципальных образованиях сложилась такая ситуация, что из-за низкой платежеспособности население вынуждает муниципалитет предоставлять большое количество услуг, оплачиваемых частично либо полностью, что говорит о наличии объектов социального значения, находящихся в муниципальной собственности, требующих денежного финансиро-вания3.

С другой стороны, государство провозгласило курс на ограничение хозяйственной деятельности муниципалитетов и резкое сокращение состава муниципального имущества, способного приносить доходы, что характерно для коммунальной модели. Сохраняющиеся в городах муниципальные предприятия являются в большинстве своем не источниками доходов, а скорее получателями бюджетных средств через систему дотаций, многие из них имеют статус казенных (бездоходных) предприятий. Предприятия водоснабжения, теплоснабжения, городского транспорта, вывоза и переработки бытовых отходов и другие вполне могут быть нормальными рентабельными предприятиями и приносить доходы в городскую казну, однако для этого потребовалось бы установить на их услуги более высокие тарифы, неприемлемые для населения. Результатом такого дисбаланса между источниками доходов и расходными обязательствами явился хронический дефицит местных бюджетов. Покрытие 70

этого дефицита осуществляется как за счет дотаций из вышестоящих бюджетов, так и путем прямой поддержки социально важных сфер муниципальной деятельности по линии приоритетных национальных проектов и различных целевых федеральных и региональных программ.

Для решения существующих проблем в развитии муниципального хозяйства России целесообразными представляются следующие меры:

♦ совершенствование управления муниципальной собственностью через эффективную деятельность муниципальных унитарных предприятий;

♦ структурная и количественная оптимизация предприятий муниципальной формы собственности (необходимый уровень контроля органов местного самоуправления над отдельными секторами муниципальной экономики);

♦ увеличение количества и качества муниципальных услуг при сохранении объема ресурсов;

♦ достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;

♦ поступление хотя бы части средств в местный бюджет за счет местных сборов и налогов;

♦ разработка и использование механизма государственно-частного партнерства4.

Для благополучного развития муниципального хозяйства России на современном этапе наиболее приемлемым будет сочетание элементов коммунально-рентной и муниципально-рентной моделей муниципального хозяйства, что наглядно представлено на рисунке.

♦ четко увязывают сферы хозяйственной деятельности муниципальных образований с законодательно закрепленными предметами ведения местного самоуправления и поэтапно освобождаются от выполнения несвойственных публичной власти задач в экономической сфере, в том числе путем реструктуризации, реорганизации и приватизации муниципальных предприятий, у которых

Государственное и муниципальное управление

Предоставление и потребление некоторых муниципальных услуг

Поставщики

Население Эффективное обслуживание населения Муниципальные

Затраты на финансирование предприятия

Налоги, рентные платежи на общественные нужды

Органы МСУ

Накопление и распределение финансовых ресурсов на общественные нужды через систему муниципального заказа

Рис. Предлагаемая модель муниципального хозяйства в России

предметы деятельности не соответствуют задачам местного самоуправления;

♦ максимально широко внедряют механизмы формирования и конкурсного размещения муниципального заказа в жилищном, коммунальном, транспортном хозяйстве и в других сферах;

♦ активно привлекают некоммерческие организации (муниципальные учреждения, благотворительные и иные некоммерческие организации) к предоставлению населению услуг, которые на данном этапе развития не могут быть самоокупаемыми (социальная защита, образование и др.);

♦ активно привлекают частные предприятия и предпринимателей, предприятия иных немуниципальных форм собственности к предоставлению населению услуг, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления;

♦ получают доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;

♦ привлекают в сферу муниципального хозяйства как внутренние (за счет средств

муниципальных бюджетов и средств, вырученных предприятиями за оказанные населению услуги), так и внешние инвестиции (в первую очередь, частные - как российские, так и зарубежные);

♦ налоги с населения дополняются возможностью налогообложения производителя продукции и услуг на территории муниципального образования. 1

1 Маркварт Э. Особенности создания муниципальных хозяйственных обществ // Местное право. - 2011. - № 3. - С. 21-32.

2 Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М., 2002. - С.41-42.

3 Бабун Р. Хозяйственная деятельность муниципалитетов и состав муниципального имущества // Муниципальная экономика. - 2009. - № 3. -С. 46-47.

4 Полянскова Н.В., Чудилин Г.И. Интегральная статистическая типология муниципальных районов Самарской области по уровню социо-эколого-экономического развития и устойчивости // Вопр. статистики. - 2012. - № 10. - С. 35-41.

Потребности муниципального образования в имуществе и в финансовых средствах взаимозависимы. Это объясняется тем, что объекты муниципальной собственности могут быть бюджетонаполняющими (приносящими доходы в бюджет) и бюджетопоглощающими (не приносящими доходов в бюджет или требующими бюджетных средств на их содержание в размере, превышающем получаемый доход). Так, муниципальное нежилое помещение, сдаваемое в аренду, представляет собой бюджетонаполняющий объект. Бюджетопоглощающими является большинство объектов социальной сферы. Например, плата в детском саду компенсирует лишь часть расходов на содержание ребенка, основная же часть расходов покрывается из средств местного бюджета. Муниципальное предприятие в разных ситуациях может оказаться и бюджетонаполняющим, и бюджетопоглощающим. Поскольку муниципалитет, с одной стороны, является некоммерческой организацией, он не имеет целью получение прибыли. С другой стороны, он должен иметь сбалансированный бюджет. Поэтому ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом бюджетных услуг и потребностью в имуществе и финансовых средствах. С этих позиций в зарубежной практике выделяется три модели муниципального хозяйства и источников его финансирования.

1. Коммунальная. Жители сами оплачивают поставщикам индивидуально потребляемые ими муниципальные услуги, в том числе социально значимые, а затраты на финансирование общественных услуг несут в форме уплаты налогов. Орган местного самоуправления осуществляет только накопление финансовых ресурсов на общественные нужды и их расходование через систему муниципального заказа. Муниципалитет не участвует в хозяйственной деятельности и не имеет имущества, приносящего доход, а потребность в объектах собственности, требующих затрат на их содержание, и в финансовых ресурсах является минимальной. Конкурентный рынок муниципальных услуг настолько развит, что задачей муниципальной власти является лишь выявление лучших поставщиков по соотношению показателей цены и качества. Модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем.

2. Коммунально-рентная отличается от предыдущей тем, что предусматривает участие органов местного самоуправления не только в распределении муниципальных заказов на общественные услуги, но и в сфере использования экономических ресурсов территории (земля и объекты недвижимости) и оказания отдельных бюджетных услуг (в основном социальных) на базе объектов муниципальной собственности. Более высокая потребность муниципалитета в финансовых средствах в данной модели обеспечивается тем, что налоги с населения и производителей продукции, а также платежи за услуги дополняются рентными платежами за использование муниципальной собственности, включая собственность на землю.



3. Муниципально-рентная характеризуется тем, что основное бремя по решению вопросов жизнеобеспечения населения несут не сами жители, а органы местного самоуправления. Для этого их источниками доходов должны быть не только налоги и рентные платежи, но и крупные доходы от хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, и, следовательно, они должны стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Основоположник российской муниципальной науки Л. Велихов называл эту модель муниципальным социализмом. Идея состоит в том, что органы местного самоуправления должны в основном самостоятельно обеспечивать финансовыми средствами свои общественные нужды за счет эффективной хозяйственной деятельности.

Подход, существующий в современной России, представляет собой нечто среднее между второй и третьей моделями. С одной стороны, низкая платежеспособность и менталитет населения вынуждают муниципальную власть предоставлять жителям много частично оплачиваемых либо вовсе не оплачиваемых ими услуг, что характерно для муниципально-рентной модели. С другой стороны, муниципальные предприятия (подробнее об этом в разделе 6.4) являются в большинстве своем не источниками доходов, а потребителями бюджетных средств. Этим дисбалансом обусловлен избыток находящегося в муниципальной собственности имущества, особенно объектов социального назначения, требующих крупных затрат на содержание, а также хронический дефицит финансовых ресурсов для покрытия расходов местных бюджетов.