Реформы тэтчер. Реформы маргарет тэтчер. Петрозаводский государственный университет

:
«Стоит один раз поставить женщину наравне с мужчиной,
как она начинает его превосходить…»

Английский химик и юрист, специализировавшийся на вопросах патентного и налогового права (по образованию), Премьер-министр Великобритании в течение 3-х сроков: с 1979 по 1990 год. Её неоднократно называли «железной леди». Её муж - Деннис Тэтчер , промышленник и соратник по партии.

«…13-летняя Маргарет Тэтчер , победив в школьном конкурсе по сочинению, на слова директора «Поздравляю с удачей!» ответила: «Спасибо, но считаю, что мне не просто выпала удача - я её заслужила!» […] … а в своём интервью советским журналистам (ставшем возможным впервые в годы перестройки) премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер призналась, просто, без всякой рисовки и поэтому особенно убедительно: «Я захотела руководить страной, потому что убедилась, что у меня это получается лучше, чем у других».

Торосян В.Г., История образования и педагогической мысли, М., «Владос-пресс», 2006 г., с. 263 и 318.

«Первоначально Тэтчер пыталась не акцентировать внимание на том, что она женщина: «Я надеюсь, что избиратели примут меня такой, какая я есть. Не как мужчину или женщину, а просто как личность, желающую принести как можно больше пользы этому государству. Однако уже в самом скором времени она поняла, что отрицать свою женственность не только глупо, но и опасно. Тогда было решено при создании её имиджа взять за основу образ женщины-руководителя. Маргарет постоянно подчёркивала, что в годы правления женщин - Елизаветы I или королевы Виктории - Великобритания проживала периоды расцвета в своей истории. Из современниц она обычно указывала на Голду Меир и почти никогда - на Индиру Ганди».

Медведев Д.Л., Тэтчер: Неизвестная Мэгги, М., «Рипол классик», 2009 г., с. 273.

«…перенесёмся в 1978 год, когда еще не было никакого Виктора Суворова, а был только работник советской разведки Владимир Ревзун, который сбежал из женевской резидентуры на Запад с большим шумом. Что поразило в Великобритании советского офицера?

Поразил чудовищно низкий жизненный уровень. Не как в голодном Советском Союзе, конечно, но и со Швейцарией, из которой я бежал, не сравнить. Лондон был завален мусором, на улицах змеились очереди, магазины стояли полупустые... Зима 1978/79 годов была зимой разгрома. Дело в том, что к тому времени в Британии уже давно правили социалисты и полностью развалили экономику, как это умеют делать только они. Бастовали к тому времени все - мусорщики, транспортники... Это надо было видеть! Едва заканчивалась забастовка стрелочников, как начиналась забастовка машинистов. Потом бастовали проводники. Профсоюзы имели огромную силу, и страна неудержимо катилась в пропасть. Меня это просто поразило - после Женевы я думал, что весь Запад процветает. Но оказалось, что социализм добрался и до Англии. Жуть! Довели великую страну до уровня какой-то Болгарии.

К счастью, на выборах тогда победила Маргарита - Маргарет Тэтчер. Она пришла к власти и начала ломать социализм и спасать Британию.

Доходило до курьёзов. Суда-контейнеровозы приходили в голландский Роттердам, там всё перегружалось в вагоны и поездами уже доставлялось в Англию. А простаивающие докеры за все простои всё равно получали деньги, потому что эту поблажку выбил из предпринимателей профсоюз. Или вот такая была глупость. Решили социалисты защитить родную английскую кинематографию. Раньше были несовершенные камеры, и их обслуживали три человека. Потом они усовершенствовались, и с камерой теперь мог управляться один человек. Однако социалисты тут же приняли закон, по которому на камере всё равно обязаны были работать трое! Руководствовались при этом гуманными соображениями: не увольнять же живого человека с работы из-за какого-то там прогресса! На том английская кинематография и загнулась, не выдержав конкуренции с Голливудом. Социализм - самоубийство нации. И Маргарита железной рукой начала душить социализм, спасая страну».

Никонов Александр , Как я стал предателем (интервью Виктора Суворова), журнал «Story», 2008 г., май, с. 38-39.

«Мэгги не боялась ни бога, ни чёрта. Не успела Аргентина высадить десант на Фолклендские! острова, где обитала горстка британских подданных (более точные данные: острова расположены в 8000 милях от Великобритании с населением в 1800 британских подданных с их 650 000 овцами и десятью миллионами свободных пингвинов… – Прим. И.Л. Викентьева), и порадоваться, что Британия далеко и занята своими внутренними проблемами, как её первая леди, недолго думая, направила на острова сотню кораблей, показав захватчикам, где раки зимуют. В итоге британцы выбрали премьера ещё на один срок…»

Садовская И., Вредная баба, журнал «Story», 2008 г., N 10, с. 185-186.

«… Маргарет Тэтчер неутомима. Она работала по восемнадцать часов в сутки , даже уик-энды прихватывала. В эти годы часто можно было наблюдать такую картину: «железная леди» проводит заседание кабинета министров в Чекерсе, загородной резиденции премьер-министра, а её Дэнис (муж - Прим. И.Л. Викентьева ) в это время развлекается с друзьями игрой в гольф, совсем неподалеку от неё, на лужайке перед домом. Дети выросли - Марк перебесился и занялся бизнесом, вошёл в семейное дело. Даже женился на американке, которая сделала Мэгги бабушкой. Кэрол получила юридическое образование, но стала независимой журналисткой. Она пока ещё не встретила свою вторую половинку. Дэнис по-прежнему самый лучший слушатель и помощник. Его ненавязчивое участие в серьёзной работе политизированной жены ограничивалось советом и только в том случае, когда его мнение спрашивали. Бывало, что он употреблял свою власть мужа. Однажды Дэнис ворвался к ней в кабинет на Даунинг-стрит с криком: «Да что же это такое! На часах половина третьего, а в шесть тебе вставать!»

Разгневанный муж схватил свою супругу за руку, и она - о чудо! - покорно пошла за ним на глазах у изумлённых членов кабинета, засидевшихся до глубокой ночи за своими стратегическими разработками. Все свидетели этой сцены были сражены покладистостью премьер-министра, которая частенько заявляла: «Правительство - это я». Только близкие друзья знали, что в личной жизни Дэнис имеет огромное влияние на «своё золотце», и, пожалуй, именно он глава семьи, несмотря на то, что любит шутливо повторять: «Спросите у старшего по званию» или «Босс лучше знает, как поступить». Их брак опутан сетями условностей и зачастую лишь отдалённо напоминал супружескую жизнь. Дэнис не совершал с премьер-министром вояжей по всему миру, не желая играть роль сопровождающего при своей жене. Маргарет это понимала.

Негласное соглашение - «жена в политике, муж в бизнесе» выработалось само собой, и никто не собирался его нарушать.

Дэнис всё тот же любимец общества, он всегда в настроении поддержать компанию. Его редко что может вывести из себя. И лишь однажды он утратил свою невозмутимость перед журналистской братией. На вопрос настырного газетчика, отдельные ли у них с премьер-министром банковские счета, Дэнис вспылил: «Да, чёрт возьми, и кровати тоже!» Супружеская жизнь в тени славы жены даже для мужчины с сильным характером иногда становилась нелёгким испытанием. Сама же Мэгги никогда не скрывала, что деньги Дэниса дали ей возможность стартовать в политическом марафоне, приведшим её на политический Олимп».

Хвостова Д., Галерея знаменитых женщин, в двух книгах, книга 2, М., «Олма-пресс», 2001 г., с. 124-125.

Под руководством Маргарет Тэтчер в стране были осуществлены реформы, основанные на сочетании консервативных и либеральных идеалов (предприимчивости, конкуренции, бережливости, трудолюбия, личной ответственности) и неолиберальной экономической политике. Проведенные преобразования в значительной степени изменили облик Великобритании.

Ее кабинет взял курс на снижение налогов (прежде всего, с предпринимателей), развитие частного предпринимательства во всех сферах, жесткий монетаризм как средство борьбы с инфляцией, сокращение государственных расходов (особенно, на социальные нужды), уменьшение субсидий в промышленности, приватизацию предприятий и ограничение прав профсоюзов (в соответствии с принятым в октябре 1980 «законом о занятости»). Инфляцию удалось сдержать, но эта политика быстро привела к спаду производства, банкротствам, закрытию многих предприятий и массовой безработице, достигшей уровня «Великой депрессии» 1930-х. В течение лета 1981 в нескольких городах произошли мятежи. В Лейбористской партии усиливались левые и троцкисты; под их влиянием было принято решение о более тесной связи с профсоюзами и усилении государственного регулирования после возвращения партии к власти. Часть правых лейбористов откололась и в 1981 образовала Социал-демократическую партию, вступившую в союз с либералами.

Популярность Тэтчер начала стремительно падать, но ее внезапно спас конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982). Победа в военном столкновении не только способствовала распространению консервативных и националистических настроений в обществе, но доказала, что Тэтчер не зря получила прозвище «железной леди». В результате консерваторам удалось выиграть выборы в 1983, завоевав 397 из 650 мест в Палате общин, и приступить к разгрому своего главного «внутреннего» противника - профсоюзов. Были приняты новые законы о труде, которые значительно ослабили власть профсоюзов и их возможность вести забастовочную борьбу. Решающим столкновением стала забастовка шахтеров, которые протестовали против планов закрытия государственных угольных предприятий. Продолжавшаяся на протяжении года в 1984-1985 стачка закончилась полным поражением рабочих, поскольку другие профсоюзы, запуганные правительственными мерами, не осмелились придти им на помощь.

Консерваторы осуществили продажу государственных и муниципальных жилых комплексов, что позволило им с торжеством заявлять, что число собственников жилья в Великобритании впервые превысило число членов профсоюзов. Правительство Тэтчер не только закрывало или приватизировало убыточные государственные предприятия, но и акционировало и продавало вполне прибыльные из них. В 1986 власти распустили Совет Большого Лондона - столичный муниципалитет, считавшийся одним из оплотов левых лейбористов.

В североирландском вопросе консерваторы противились серьезным уступкам католической общине и продолжали курс на конфронтацию с Ирландской республиканской армией (в 1984 Тэтчер едва не погибла при взрыве бомбы, подложенной членами ИРА). В то же время они согласились предоставить правительству Ирландской республики определенные права на участие в управлении северной частью острова. Внешнеполитический курс кабинета Тэтчер характеризовался отстаиванием особых интересов Великобритании в Европе, возражением против расширения европейской интеграции и одновременным укреплением участия в НАТО и союза с США. В начале 1980-х британское правительство, несмотря на протесты общественности, поддержало решение о размещении в стране американских крылатых ракет, в 1986 разрешило провести американские бомбардировки Ливии с британских баз, а в 1990-1991 послало войска для боевых действий против Ирака в Персидском заливе. В рамках деколонизации получило независимость большинство из остававшихся британских заморских владений: Кирибати, Сент-Винсент (1979), Вануату (1980), Антигуа и Барбуда, Белиз (1981), Сент-Киттс-Невис (1983), (Бруней (1984)

Справившись с сопротивлением профсоюзов, предприниматели стали более охотно вкладывать деньги в развитие экономики. С 1983 британское хозяйство стало выходить из экономического спада. Среднегодовой рост производства составлял около 3%, но социальная цена этого оказалась высокой. Новые фирмы и рабочие места создавались преимущественно в южных районах Англии, тогда как промышленный Север и Центр страны оказались в запустении, там закрывались прежние производства и быстро росла бедность, которая еще более усугублялась продолжающимся сокращением расходов на социальные нужды. На выборах 1987 Север проголосовал против консерваторов, но им удалось удержаться у власти, получив 376 из 650 мест в Палате общин. Тэтчер смогла продолжить проведение неолиберальных реформ. Однако ее правление уже клонилось к своему закату. На фоне приостановке экономического роста и кризисных явлений в 1987 и 1989, рыночные преобразования в системе образования и здравоохранении, а также дальнейшее урезание социальных льгот не добавляли премьер-министру популярности. Введение независимого от уровня доходов «подушного налога» вместо налога на собственность вызвало в 1990 массовую кампанию гражданского неповиновения и крупнейшие демонстрации протеста в современной истории Великобритании. В самой Консервативной партии все Тэтчер сильнее критиковали сторонники валютной и политической интеграции Европы. 22 ноября 1990 она ушла в отставку. Ее преемник Джон Мейджор отменил подушный налог и обещал превратить Великобританию в «сердце Европы».

1960–1970-х гг. экономика страны находилась в тяжелом положении, чему содействовали мировой энергетический кризис 1973 г. и циклический кризис 1975 г. В 1970-е гг. в Великобритании наблюдался застой социально-экономической системы.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М. Тэтчер собиралась остановить процесс отсталости экономики путем политики монетаризма. Ее основные положения:

1) урезание расходов и налогообложения;

2) отказ в субсидиях разорившимся предприятиям;

3) приватизация государственных отраслей промышленности.

Начальным этапом правительства консерваторов стало принятие законов, которые существенно уменьшили права профсоюзов на провозглашение забастовок.

В 1980, 1982 и 1984 гг. были подписаны законы против забастовочных движений.

В 1979 г. на часть национализированных сфер промышленности приходилось 10 % валового национального продукта. Основным принципом программы М. Тэтчер стала приватизация ранее обобществленного сектора.

1984–1987 гг. в частную собственность были переданы 9 центральных концернов (или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, а также телекоммуникации и организации газовой промышленности).


В октябре 1987 г. правительство распродало акции нефтяной компании «Бритиш петролеум», а затем и сталелитейной промышленности, электроэнергетики и водоснабжения.

М. Тэтчер и консерваторы стали поддерживать малый и средний бизнес, который в результате стал новой силой в системе экономики Великобритании.

Итоги экономической политики М. Тэтчер:

1) экономический рост страны в 1980-е гг. в среднем на уровне 3–4 % в год;

2) увеличение производительности труда за 1980-е гг. в среднем на 2,5 % в год;

3) снижение инфляции с 16 % (1980 г.) до 4 % (1983 г.), а в последующие годы она колебалась в пределах 6 %;

4) рост потребительских расходов населения на 6,5 %;

5) рост частных капиталовложений до 10,3 %. Применительно к условиям Великобритании тэтчеризм стал достаточно эффективным и принес экономические успехи стране.

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Министерство образования РФ

Петрозаводский государственный университет

Кольский филиал

ДОКЛАД

Тема экономические реформы М.Тэтчер

Студент

Группа Специальность

Факультет экономический

Отделение очное

Экономическая политика М.Тэтчер или так называемый ТЭТЧЕРИЗМ

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, кото­рая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватиз­ма. Она отвергала жесткое государственное регулирова­ние экономикой, т.е. идею кейнсианства.

Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхо­да страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально-экономической системе: 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными инте­ресами и шантажировали крупных предпринимателей уг­розами забастовок; 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83 %; 3) чрезмерная инфляция; 4) чрезмерная власть в руках государства, осу­ществляемая медлительной и становящейся все более гро­моздкой бюрократией.

Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элемен­тов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициа­тива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозгла­шенный консерваторами возврат к "викторианским цен­ностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятель­ность, примат права личности и т.д.

М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговре­менного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших госу­дарству отраслей промышленности. Она выступила про­тив корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица.

Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консер­ваторами, было принятие законов, которые значительно су­зили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с за­бастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

В 1979 г. на долю национализированных отраслей про­мышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом ле­ности и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффектив­ности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элемен­тов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобщес­твленного сектора.

С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собствен­ность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой про­мышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промыш­ленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение.

Широкая продажа этих отраслей промышленности зна­чительно увеличила число держателей акций, которые бы­ли непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составля­ли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. - 20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государ­ства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведе­ны из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддержива­лись специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом эко­номического прогресса, причем эта конкуренция все боль­ше переносилась в сферу ценообразования, где соперни­чавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

Еще одно важное направление в экономической програм­ме консерваторов - это упор на развитие мелкого и средне­го бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживал­ся с крупными монополиями, дополнял их даже в самых сов­ременных отраслях, а также в сфере услуг. Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы ока­зались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяй­ственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специ­фических особенностей английской экономики была высо­кая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу НИОКР. В первую очередь это химическая и аэрокосми­ческая отрасли, остальные же большей частью были связа­ны с международными корпорациями.

Следствием проводимой правительством М.Тэтчер эко­номической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неде­лю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. про­изводительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии.

Еще более убедительным был рост эффективности ис­пользования основного капитала - капиталоотдачи. Ан­глия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг.

Большое значение в программе перестройки британ­ской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на мес­тный бюджет, а в итоге - на плечи государства. Прави­тельство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью пра­вительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жиль­цам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительс­тва стало то, что значительно увеличился процент домо­владельцев - с 52 до 66 % к 1989 г. В последующие годы этот процесс продолжался.

Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, эко­номики Англии, явились принятие закона о снижении стан­дартной ставки подоходного налога, сокращение численнос­ти государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вме­шательства в решение сугубо хозяйственных задач.

Достаточно трудноразрешимой задачей для правительс­тва М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %.

Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие приз­наки перехода к новой стадии подъема - расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" кур­сы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

Наиболее динамичными факторами внутреннего спро­са были потребительские расходы населения, которые вы­росли на 6,5 %, и частные капиталовложения, рост кото­рых составил 10,3 %. Быстро росло производство в базис­ных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышлен­ности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зару­бежных товаров. Среди компонентов спроса особенно ус­тойчиво за годы подъема расширялось личное потребле­ние. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

Важную роль в стимулировании потребительских рас­ходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедре­ние современной расчетной электронной техники подстег­нули конкуренцию, кредит стал более доступным для ши­роких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строи­тельными обществами, другими специализированными об­ществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опере­жающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8 % в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую элек­тронику, персональные компьютеры, жилье.

Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении (почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее высокие объемы инвестиций отмечались в химической промышленности. Следует также отметить, что продолжались или завершались программы технической ре­конструкции и модернизации ряда базовых отраслей - об­щего электротехнического машиностроения, текстильной и др. Все это способствовало быстрому росту производства инвестиционных товаров, который составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продук­ции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать произ­водство зарубежным оборудованием. Значительные масшта­бы импорта в таких наукоемких отраслях, как электронная, оргтехника и оборудование по обработке данных, которые фактически соответствовали размерам английского рынка, вызывали беспокойство правительства.

В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опе­режали экспорт. Рост курса фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских эк­спортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса.

В условиях в целом благоприятной конъюнктуры заня­тость в экономике возросла на 1,2 %. Подавляющее боль­шинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась. Параллельно с расширением занятости сни­жалась безработица. В феврале 1989 г. без работы остава­лось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. прави­тельство М.Тэтчер объявило о начале реализации програм­мы профессионального обучения безработных стоимостью 1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последую­щее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы.

Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была един­ственной из ведущих стран мира, где совокупный показа­тель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Однако перестройка в Англии происходила отнюдь не без проблем. В обществе усилилась социальная поляризация. Дело в том, что правительство М.Тэтчер проводило в жизнь программу сокращения расходов на социальные нужды, а также жестко контролировало заработную плату. Одним из важнейших положений программы консерваторов было: заставить тру­дящихся "жить по средствам", а предприятия - "ужимать­ся" , сокращать рабочую силу за счет интенсификации произ­водства, благодаря чему можно было придавать желаемый динамизм британской промышленности. Результатом такой политики стало то, что средний доход на душу населения в реальном исчислении за десять лет вырос на 23 %. В то же время около 20 % семей имели среднегодовой доход ниже 4000 ф.ст., что являлось достаточно низким прожиточным уровнем для англичан.

Идеи свободного предпринимательства, индивидуализм и минимальная роль государства сталкивались с глубоко укоренившимся в сознании англичан убеждением, что госу­дарство "обязано" обеспечивать определенный набор соци­альных гарантий всем без исключения своим членам. Кон­цепция "государства всеобщего благоденствия", основывав­шаяся на высоком уровне налогообложения и включавшая такие компоненты, как бесплатное образование, медицин­ское обслуживание, система государственных пенсий и т.п., разделялась всеми послевоенными правительствами Брита­нии, будь то лейбористы или консерваторы.

Правительству М.Тэтчер пришлось столкнуться с проб­лемой изменения психологии основной массы населения, ибо приходилось разрушать сложившуюся веками систему социальных гарантий "для всех" и заменить новой шкалой ценностей, индивидуалистской - "каждый за себя".

И все-таки за десять лет (с 1979 по 1989 г.) удалось изме­нить морально-политический климат в стране, чему в значи­тельной степени способствовали глубокие структурные из­менения в самом обществе. Сокращалась численность рабо­чего класса, занятого непосредственно на производстве, рас­ширялась занятость в сфере обслуживания, росла прослойка владельцев мелких, в том числе семейных, фирм, появилась ^ социальная группа высокооплачиваемых менеджеров сред- 1 него уровня. Все это привело к тому, что в 80-е гг. к "средне- < му слою" стали относить себя большинство английских из­бирателей. К концу 80-х гг. 64 % англичан имели собствен­ные дома, более 70 % - автомобили, 46 % - видеомагнито­фоны, больше половины могли позволить себе обеспечить платное образование для детей.

На рубеже 80-90-х гг. в социально-экономической и по­литической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного каби­нета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды ока­зались незначительными, а социально-психологические пос­ледствия крайне отрицательно сказались на престиже пра­вительства, социально-экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. но­вым лидером консерваторов и премьер-министром Великоб­ритании стал Дж.Мейджор. М.Тэтчер подала в отставку.

Новый премьер Соединенного Королевства практичес­ки не изменил экономической программы М.Тэтчер, и пер­вая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной госу­дарственной политики в области финансирования науко­емкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Благо­даря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических от­ношений, сложившихся между рядом европейских госу­дарств и Англией в рамках ЕЭС. При его полной реализа­ции Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву", по крайней мере равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, "от­мену" границ и создание надгосударственных органов ре­гулирования экономических и политических вопросов.

В первой половине 90-х гг. в экономике Великобрита­нии происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокраща­лась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уро­вень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале 1994 г. - 8,9 %.

Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса. За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устой­чиво высоких темпов роста и самых низких за период с нача­ла 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучши­лось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впер­вые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо.

Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно слож­ной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г. Дж.Мейджор пообещал избирателям постепенное снижение подоходного налога на 20 % и госу­дарственных расходов до 40 % ВНП, а также стро­ительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

Новый премьер Тони Блэр практически не изменил ос­новному экономическому курсу консерваторов, признав, что "тори сделали немало верных шагов в 80-е годы...". Он пообещал, что главными своими задачами будет, во-первых, считать борьбу с безработицей, во-вторых, введе­ние минимума заработной платы, в-третьих, подписание социальной хартии ЕС, против которой выступали консер­ваторы, чтобы не связывать себя обязательствами, которые могли бы отрицательно сказаться на конкурентоспособнос­ти национальной продукции, в-четвертых, развитие систе­мы образования и совершенствование технической подго­товки. Кроме того, он пообещал создать ассамблеи Шот­ландии и Уэльса, провести референдум о целесообразнос­ти перехода к "евро" и о внесении поправок в конститу­цию, а также ввести скользящий налог.

Важным моментом в программе Т.Блэра стал отказ от национализации, что привлекло на его сторону многих представителей бизнеса. "В политике важно ставить перед собой выполнимые цели, - говорит он, - и очень четко сосредоточиться на том, что надо делать".

Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80-90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэт­черизм" как британская модель неоконсерватизма подтвер­дил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономи­ческим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Список литературы :

1.Экономическая история зарубежных стран: Курс лекций;под ред.проф.Голубовича. – Мн.:НКФ “ЭКОПЕРСПЕКТИВА”,1998. – 462 с.

2. Конотопов М. В., Сметанин С. И -История экономики:.-Учебник для ВУЗов. – М.: Академический Проект, 2000. – 2-е издание – 367с.

ЛИДЕРЫ НАЦИИ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Экономические реформы Маргарет Тэтчер давно стали общепризнанной классикой. Но в 70–80-х годах прошлого столетия они были осуществлены лишь благодаря несгибаемой воле Железной Леди

Маргарет Хильда Тэтчер вошла в историю как основатель нового экономического курса - «тэтчеризма», с помощью которого удалось победить кризис в Великобритании конца 70-х–начала 80-х годов. Основные усилия ее правительства были направлены на приватизацию предприятий, сворачивание социальных программ и внедрение принципов монетаризма в финансово-экономической сфере. Время правления Тэтчер стало этапом активного развития частного бизнеса и психологической перестройки британцев: большинство их считало, что государство должно обеспечить им определенный набор социальных гарантий. Ей пришлось разрушить сложившуюся за многие столетия психологию «всеобщего благополучия», которое было обеспечено высоким уровнем налогообложения, и прививать новую систему ценностей, где каждый должен был рассчитывать на себя. Такой инновационный подход не только обеспечил Британии постепенный выход из кризиса, но и доказал, что капитализм является гибкой системой, способной принимать новые правила игры и адаптироваться в зависимости от политической и экономической ситуации.

От «молочного грабителя» до Железной Леди

Маргарет Тэтчер (девичья фамилия Робертс) родилась в 1925 году в городе Грантэме графства Линкольншир. Ее отец Алфред Робертс был бакалейщиком, мать Беатрис Стивенсон - белошвейкой. Отец Маргарет был заметной фигурой в небольшом городке, поскольку помимо занятия бизнесом, он в разные периоды времени исполнял обязанности муниципального советника и члена городского управления. Маргарет Робертс с детства привыкала много работать: после уроков в школе помогала отцу в лавке, регулярно выступала концертмейстером в методистской церкви, прихожанами которой были ее религиозные родители.

Окончив школу, 18-летняя Маргарет поступила в Оксфордский университет на химический факультет (специализация - рентгенокристаллография), затем работала научным сотрудником в химических лабораториях сначала Мэннингтона, а потом - Лондона, куда она перебралась, реализовав давнее желание жить в столице. Но уже в это время ее главным интересом была политика. Еще в студенческие времена она стала членом Консервативной ассоциации (основного звена партийной организации консерваторов на местах) и помимо занятий по специальности посещала лекции и практические занятия по ораторскому искусству.

В 1948 году Робертс предприняла попытку попасть в парламент, и, как следовало ожидать, проиграла - шансы вчерашней выпускницы стать парламентарием в 23 года практически равнялись нулю. Во время предвыборной кампании она познакомилась с Дэнисом Тэтчером , за которого через два года вышла замуж. В 1951-м Маргарет поступила на юридические курсы, поскольку понимала, что такая квалификация необходима ей для успешной деятельности в сфере политики. Спустя два года она родила близнецов Марка и Кэрол, в том же 1953-м получила диплом юриста и последующие пять лет работала специалистом по патентному и налоговому законодательству.

В 1959 году Тэтчер наконец прошла в парламент - от избирательного округа Финчли (северная часть Лондона). В своей первой парламентской речи она выступала против лейбористов и защищала право журналистов присутствовать на заседаниях местных советов, после чего муниципалитет Финчли официально заявил, что не разделяет мнение члена парламента. Далее она направила свою деятельность против повышения налога на доходы корпораций. В октябре 1961-го Тэтчер от консервативного премьера Гарольда Макмиллана получила предложение занять должность парламентского секретаря министерства по делам пенсий и социального страхования (аналог заместителя министра). Заняв эту позицию, Тэтчер развернула борьбу против повышения пенсий, делая акцент на интересах налогоплательщиков, обеспечивавших наполнение пенсионного фонда. Подобные инициативы не добавляли популярности среди населения, а ее предложение возобновить наказание розгами молодежи за мелкие правонарушения вызвало сильный всплеск народной неприязни.

За последующие три года Тэтчер сменила должности заместителя министров финансов, транспорта и жилищного строительства. В 1970-м в возрасте 45 лет она возглавила министерство просвещения и науки. Самой запоминающейся акцией на этом посту стала отмена выдачи бесплатного молока для детей с целью экономии. Оппозиция попрекала Тэтчер, называя «молочным грабителем», обыватели тоже были недовольны, а газетчики называли «самой непопулярной женщиной». Но это никоим образом не отразилось на решении министра, которую в будущем назовут Железной Леди. Итак, к началу 70-х Тэтчер знала вся Британия, только известность эта носила отрицательный характер.

В 1974 году произошла общенациональная шахтерская забастовка, в результате которой консервативное правительство Эдварда Хита было вынуждено уступить требованиям бастующих. После этого в 1975-м на досрочных выборах консерваторы потерпели поражение. Тэтчер выставила свою кандидатуру на пост лидера партии консерваторов и победила. Заняв новый пост, она заявила, что необходимо увеличить военные расходы и противостоять возникновению новых коммунистических режимов. Именно тогда Тэтчер получила прозвище Железная Леди, которым она обязана советским журналистам. В 1976 году Тэтчер во время выступления в парламенте предположила, что наращивание мощи советского флота указывает на возможные претензии страны на мировое господство. В ответ на это заявление, сделанное, скорее всего, ради резонанса вокруг своей персоны, в советской газете «Красная звезда» вышла статья «”Железная дама” стращает». В Англии словосочетание «железная дама» перевели как «железная леди». Это прозвище понравилось Тэтчер и впоследствии стало частью ее предвыборной агитации на парламентских выборах 1979-го (слоган «Британии нужна Железная Леди»). Третьего мая 1979 года консерваторы победили, получив 43,9% голосов и 336 мест в Палате общин, а на следующий день Тэтчер стала премьер-министром Великобритании. На этом посту она проработала одиннадцать с половиной лет, за которые сменились три президента США и четыре Генеральных секретаря ЦК КПСС.

Конец 70-х был одним из самых сложных периодов в британской экономике. Годовая инфляция за пять лет возросла с 10,6% (в 1971-м ) до 15% (в 1976-м ), что являлось непривычно высоким показателем для страны, привыкшей гордиться своим крепким фунтом стерлингов. До прихода Тэтчер лейбористское правительство пыталось решить экономические проблемы путем регулирования монополий, что привело к торможению хозяйственного развития страны. Для выхода из кризиса требовался другой подход к экономической политике. В своей предвыборной программе Маргарет Тэтчер провозгласила основные принципы нового экономического курса, который в будущем получил название «тэтчеризм». В его основе лежал проект оздоровления экономики, предложенный американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии 1976 года Милтоном Фридманом - так называемая монетарная концепция. Ее целью было жесткое ограничение денежной массы для удержания низких темпов инфляции. В число приоритетов также входило ослабление налогового контроля, активизация кредитно-денежных отношений и снижение прямого налогообложения частных лиц и предпринимателей. Кроме того, премьер-министр выход из экономического кризиса видела в отказе от субсидий обанкротившимся предприятиям, приватизации государственных промышленных объектов, а также в урезании прав профсоюзов.

Война на трех фронтах

На фоне введения непопулярных экономических реформ Маргарет Тэтчер блистательно провела резонансную политическую операцию, значительно повысившую ее политический вес. В 1982 году Аргентина предприняла попытку захватить принадлежавшие Великобритании Фолклендские острова, высадив десант, который заставил капитулировать немногочисленных находившихся на островах британских военных. Вторжение вызвало бурную реакцию в Англии, после чего Тэтчер решила показать, кто в доме хозяин, и предложила начать военные действия. Соединенные Штаты и ООН пытались выступать в роли посредников, но премьер однозначно заявила о невозможности переговоров. К островам было направлено 70 боевых кораблей, англичане, затопив аргентинский крейсер, высадились на острова, и противник капитулировал. Операция заняла всего лишь два месяца.

Эту войну британские политики осуждали из-за несвоевременности (в период, когда Великобритания боролась с кризисом, военные действия выглядели неуместными) и чрезмерной радикальности выбранных средств. Но зато Тэтчер в очередной раз подтвердила репутацию жесткого политика, готового ради своих целей предпринимать решительные действия, а победа повысила оценку премьера согражданами. Перед войной предпочтение ей отдавали лишь 24% респондентов, а в июне 1982-го ее правительство поддержали 45,5% британцев. В консервативной партии быстро смекнули, что самое время объявлять о досрочных выборах в парламент. После фолклендских событий премьер была на сто процентов уверена в победе - ее воспринимали как ведущего политика мирового масштаба, а «железная хватка», проверенная не на согражданах, импонировала всё бОльшему числу избирателей. Результаты выборов оправдали ожидания: консервативная партия победила, получив 60% мест в парламенте, а Маргарет Тэтчер сохранила за собой премьерское кресло на второй срок.

И тогда Железная Леди решилась на главные дела своей жизни. Одним из наиболее важных направлений экономической реформы стала приватизация предприятий, направленная на повышение эффективности производства. Так, например, в 70-х годах государство контролировало 95,1% акций крупнейшей компании British Motor Leyland Corporation , а 93,5% стали в стране производила Британская стальная корпорация, также принадлежавшая государству. За три неполных года, с августа 1984-го по май 1987-го, были переданы в частную собственность девять крупнейших концернов, что составило 33% всей государственной собственности в области телекоммуникаций, предприятий металлургической, нефтяной и газовой промышленности, воздушного транспорта. Государственным компаниям, не ставшими объектами приватизации, была предоставлена бОльшая самостоятельность в ведении хозяйственной и финансовой деятельности. При этом цены на производимые ими товары определялись в соответствии с рыночными условиями.

Серьезной проблемой для правительства Тэтчер оставалось ограничение деятельности профсоюзов. С ее подачи в 1984 году был принят закон о профсоюзах, в соответствии с которым предусматривалось обязательное тайное голосование трудящихся перед забастовкой и ограничение в деятельности политических фондов профсоюзов. В этом же году Национальное управление угольной промышленности сообщило о намерении закрыть несколько нерентабельных шахт, что вызвало бурную реакцию профсоюзов. Ожидая предстоящую многонедельную схватку с представителями угольной промышленности, правительство заблаговременно приняло меры. Электростанции запаслись дополнительными 20 млн тонн угля, что могло обеспечить им пять месяцев безостановочной работы. Тэтчер противопоставляла интересы профсоюзов интересам предпринимателей, говоря о том, что правительство стремится оптимизировать процесс управления угольной промышленностью, а профсоюзы пытаются сохранить неприбыльные шахты за счет средств налогоплательщиков. Атака началась, когда подходил к концу отопительный сезон: 1 марта 1984 года Национальное управление угольной промышленностью объявило о закрытии одной из шахт в графстве Йоркшир. После этого местное отделение профсоюза горняков проголосовало за проведение забастовки на территории всего Йоркшира, в результате чего из 195 тыс. шахтеров в стране начали бастовать 150 тысяч.

Правительство держало паузу до сентября, затем началось судебное расследование, которое признало забастовку и пикетирование незаконными из-за нарушения процедуры голосования перед началом акции. Национальный профсоюз горняков был оштрафован на 200 тыс. фунтов стерлингов. К зиме стачка стала постепенно сворачиваться, а в марте 1985-го Национальный профсоюз горняков прекратил забастовку, продолжавшуюся 51 неделю. В результате страна недополучила угля на два миллиарда долларов, зато влияние профсоюзов на экономическую жизнь было сильно ослаблено.

Реформы и их последствия

Существенную роль в оздоровлении экономики сыграло принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога и сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Количество центральных министерств было сведено до минимума - осталось 16 министерств, среди которых почти не было отраслевых. Это было выгодно для госбюджета и ограничивало степень вмешательства государства в хозяйственные вопросы, что также облегчало жизнь предпринимателям.

Стабильно увеличивалось число владельцев мелких фирм (во второй половине 80-х открывалось в среднем до 500 компаний в неделю). Благодаря тому, что развитие мелкого и среднего бизнеса стало одним из приоритетов правительства Тэтчер, это направление постепенно стало важной составляющей в структуре экономики Великобритании. Небольшие компании могли быстро реагировать на изменения экономического климата (инфляция, изменения в структуре спроса и потребления) и в отличие от промышленных гигантов скорее адаптировались к новым условиям рынка.

В результате проведенных реформ постепенно начала сокращаться численность рабочего класса, относящегося непосредственно к производству. При этом росла численность персонала, занятого в сфере обслуживания, увеличилась прослойка высокооплачиваемых менеджеров среднего и высшего звена, поскольку важным стало эффективное управление производством.

Безработица постепенно шла на спад. К моменту прихода Железной Леди к власти в 1979-м количество незанятых достигало трех миллионов, что составляло 9,8% рабочей силы, а к 1989 году без работы оставались 1,9 млн человек, или 6,8% рабочей силы. В рамках борьбы с безработицей в 1988 году правительство Тэтчер начало программы профессионального обучения безработных производственным специальностям с последующим трудоустройством. Ежегодно таким образом обучали около 600 тыс. человек, а общая стоимость годовой программы составляла 1,4 млрд фунтов стерлингов.

Ощутимый подъем экономики начался с середины 1985-го, но до 1987-го он не был стабильным. Во второй половине 1987 года экономический рост ускорился, увеличилось кредитование, пошли вверх фондовые индексы, цены на жилье. Потребительские расходы населения выросли на 6,5%, а частные капиталовложения - на 10,3%. Динамично развивалось производство в наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности и жилищном строительстве. До этого значительная часть населения арендовала жилье у местных властей, но правительство приняло решение помочь большинству британцев стать владельцами жилья. Был принят закон, который обязывалместные власти продавать арендаторам дома по льготным ценам. В итоге к 1989-му процент домовладельцев вырос с 52 до 66% и в последующие годы продолжал увеличиваться. Доход на душу населения за десять лет повысился на 23%. С 1980-го по 1989-ый долларовый ВВП Великобритании увеличился на 60%.

К концу 80-х 64% жителей имели собственные дома, свыше 70% были автовладельцами, и более половины британцев могли позволить себе полностью платить за обучение детей.

Полностью удовлетворить растущий спрос за счет национального производителя не удавалось, поэтому начался невиданный ранее приток зарубежных товаров. Немалую роль здесь также сыграли доступность и широкое использование кредитов. В 1988 году сумма предоставленного потребительского кредита достигла 42 млрд фунтов стерлингов. Это привело к внешнеторговому дисбалансу - с 1985 года импорт товаров рос втрое быстрее, чем экспорт. Кроме того, повышение курса фунта стерлингов поднимало себестоимость английских товаров, что существенно понизило конкурентоспособность экспортеров. Тем не менее в 80-е годы Британия была единственной из ведущих стран мира, где происходил рост совокупного показателя эффективности производства - в других государствах «Большой семерки» он либо не менялся, либо снижался. Инфляция, которая в 1980 году составляла 16%, в 1983-м замедлилась до четырех процентов и в последующие годы не превышала шести процентов.

УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

Современный «тэтчеризм»

Если бы Маргарет Тэтчер стала президентом Украины в 2010 году, то, скорее всего, попыталась улучшить экономическую ситуацию теми же методами, что и у себя на родине в конце 70-х годов прошлого века. «Тэтчеризм» тридцатилетней давности вполне подходит для нашей сегодняшней экономической ситуации. Проблемы украинской экономики конца 2000-х похожи на те, с которыми столкнулась Британия - инфляция, безработица, засилье монополий, сложности с ведением предпринимательской деятельности из-за дороговизны кредитов и высоких налогов.

Поддержка малого и среднего бизнеса путем снижения налогов и уменьшения процентных ставок при кредитовании могла бы стать импульсом для развития предпринимательства. Возможно, так же, как и в Англии, Тэтчер пошла бы по пути сокращения льгот и социальных выплат, что вряд ли принесло бы ей популярность среди широких слоев населения, но зато способствовало бы сокращению дефицита бюджета и стабилизации обменного курса и цен. Приватизация государственных объектов могла бы привести к росту производительности и наполнению рынка товарами национального производства. Скорее всего, оценив природные ресурсы и экспортные перспективы сельского хозяйства Украины, она уделила бы должное внимание его развитию и приняла бы меры для поддержания национальных производителей.

Еще одна сфера, которая потенциально могла бы заинтересовать Тэтчер, - это развитие инновационных технологий и инвестирование в науку. Имея привычку просчитывать свои действия далеко вперед, такой президент, скорее всего, постарался бы не упустить возможность найти и занять украинскую нишу в области наукоемкого производства будущего, тем самым остановив утечку мозгов.