Обзор финансовой стабильности ЦБ: Киберриск: угрозы для финансовой стабильности и меры по управлению им. Обзоры финансовой стабильности банка россии Инвесторы избавляются от русских облигаций

Текст обзора:

Киберриск становится все более значимым в деятельности финансовых организаций и потенциально может иметь последствия для финансовой стабильности, если мишенью кибератак становятся системно значимые банки, центральные банки или объекты финансовой инфраструктуры (включая платежные системы). Злоумышленники используют все более изощренные методы, при этом кибератаки переориентируются с клиентских платежных приложений, предоставляемых финансовыми организациями, на информационную инфраструктуру самих финансовых организаций. Деятельность злоумышленников нередко носит организованный характер и не имеет национальных границ.

По данным, полученным на основании обязательной отчетности об инцидентах, связанных с обеспечением защиты информации, наблюдается рост числа сообщений о несанкционированных операциях по переводам денежных средств со счетов физических лиц, совершаемым посредством ДБО (дистанционного банковского обслуживания).

Рост числа сообщений об инцидентах обусловлен быстрым увеличением числа физических лиц – пользователей услуг Интернета и мобильного банкинга. Во многих случаях кибермошенничество в отношении физических лиц осуществляется достаточно простыми способами, как правило, с использованием методов социальной инженерии (методов, побуждающих клиентов сообщать информацию, необходимую для осуществления переводов денежных средств от их имени). Действенным способом минимизации ущерба по несанкционированным переводам со счетов физических лиц является установление банками ограничений при совершении переводов с использованием ДБО – в частности, введение лимита и дополнительного подтверждения трансакций клиентами. Снижению рисков, связанных с несанкционированными переводами денежных средств с банковских счетов, способствует проверка качества платежных приложений и их сертификация.

В начале 2016 г. были зафиксированы целенаправленные атаки, связанные с подменой входных данных для АРМ КБР (автоматизированное рабочее место клиента Банка России), в результате которых были совершены покушения на хищение денежных средств с корреспондентских счетов, открытых в Банке России, в объеме 2,87 млрд рублей. При этом предотвращено хищение 1,67 млрд руб., из которых 1,1 млрд руб. временно заблокировано финансовыми организациями, в которых злоумышленники открывали счета с целью осуществления несанкционированных переводов, и 0,57 млрд рублей. Банком России приостановлены переводы денежных средств с корреспондентских счетов.

К основным видам ущерба от деятельности злоумышленников можно отнести:

– непосредственный финансовый ущерб, связанный с несанкционированными переводами денежных средств; – выведение денежных средств из легального оборота; – нарушение стабильности в деятельности финансовых организаций; – нанесение репутационного ущерба финансовым организациям и формирование недоверия к их деятельности.

Основными причинами повышенных киберрисков, по мнению Банка России, являются:

– наличие уязвимостей в применяемых финансовыми организациями информационных системах и платежных приложениях; – недостатки в обеспечении информационной безопасности, отсутствие должного соблюдения финансовыми организациями требований, установленных нормативными актами и отраслевыми стандартами; – отсутствие необходимой координации деятельности финансовых организаций по противодействию массовым (веерным) и типовым кибератакам.

Для обеспечения финансовой стабильности и поддержания доверия к финансовым организациям важно быстрое принятие уполномоченными органами и самими финансовыми организациями мер, направленных на снижение существующих киберрисков.

Меры по противодействию кибератакам в системах информационной безопасности и риск-менеджмента финансовых организаций . Причинами повышенных рисков кибератак являются, в частности, недостаточная проработка финансовой организацией внутренних процедур управления этими рисками, отсутствие планов действий в случае кибератак, некомпетентность сотрудников. В этой связи следует привести Систему управления риском кибератак в соответствие c требованиями к системам управления рисками, установленными Банком России для банков и небанковских финансовых организаций. Специализированные требования к информационной безопасности установлены в стандартах Банка России и рекомендациях в области стандартизации по обеспечению информационной безопасности .

Важным элементом эффективной системы управления риском кибератак является проведение ее аудита и регулярной самооценки. Финансовым организациям также рекомендуется проводить оценку поставщиков услуг в сфере информационных технологий и тестирование IT-продуктов и услуг в целях выявления уязвимостей и недекларируемых возможностей.

Крупные банки создают центры автоматизированного отслеживания и реагирования на инциденты (SOC, Security Operation Center) с учетом лучших практик их построения, обсуждаются возможности аутсорсинга и централизации отдельных функций SOC. В условиях стремительной цифровизации финансовых услуг банки со слабыми системами информационной защиты могут быть не готовы противостоять кибератакам и защищать средства своих клиентов.

Координация деятельности финансовых организаций при противодействии кибератакам и расследовании инцидентов . С целью обеспечения координации деятельности финансовых организаций и правоохранительных органов по противодействию массовым (веерным) и типовым кибератакам в 2015 г. Банком России создан Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (FinCert).

В настоящее время:

– организован информационный обмен с ФСБ России, МВД России и Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий кибератак на информационные ресурсы Российской Федерации (Гос- СОПКА); – обеспечено присоединение около 300 финансовых организаций к информационному обмену через сервисы FinCert; – обеспечено участие в деятельности FinCert органов государственной власти (ФСБ России и МВД России), платежных систем, разработчиков программного обеспечения, операторов связи; – организовано регулярное оповещение участников информационного обмена о выявленных уязвимостях защиты информации.

При получении от участника информационного обмена сообщения об угрозе Fincert проводит ее анализ, включая экспертизу вредоносного программного обеспечения, и по результатам анализа рассылает информационный бюллетень. В I-III кварталах 2016 г. осуществлено 164 рассылки о выявленных актуальных угрозах реализации кибератак и уязвимостях программного обеспечения, инициировано блокирование 362 доменов, использованных для целей сбора информации конфиденциального характера, распространения вредоносного программного обеспечения и спама. В Отчете FinCERT за период с 1 июля 2015 г. по 31 мая 2016 г. опубликованы статистика по кибератакам, техническое описание основных типов кибератак, а также даны рекомендации финансовым организациям по мерам противодействия этим атакам.

Развитие законодательства и стандартов в области обеспечения кибербезопасности . Применение современных инструментов снижения киберрисков и адекватных методов расследования, позволяющих идентифицировать злоумышленника, совершившего кибератаку, невозможно без развития специализированного законодательства.

В целях повышения уровня координации финансовых организаций по противодействию кибератакам при участии Банка России подготовлены изменения в законодательство, направленные на:

– законодательное закрепление права финансовой организации приостанавливать перевод денежных средств при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика; – установление порядка действия финансовой организации при выявлении признаков совершения перевода денежных средств без согласия плательщика с целью возврата денежных средств законному владельцу и порядка возврата денежных средств при доказанности того факта, что перевод был осуществлен без согласия клиента; – нераспространение правовых механизмов, направленных на защиту банковской тайны, на ситуации, когда раскрытие информации об операциях осуществляется в целях предотвращения совершения и выявления операций, совершаемых без согласия клиента.

Также с участием Банка России подготовлен проект изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающий введение новой статьи, которая устанавливает уголовную ответственность за такие виды деятельности, как хищение денежных средств, находящихся на банковском счете, электронных денежных средств, в том числе совершенных с использованием поддельных или принадлежащих другому лицу платежных карт, а также вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации.

В рамках работы межведомственной рабочей группы по координации вопросов создания единой системы противодействия информационным угрозам в кредитно-финансовой сфере до 2018 г. планируется:

– создание правовых и технологических условий по проведению повсеместной проверки качества платежных приложений путем их сертификации или анализа на соответствие требованиям безопасности информации с целью контроля отсутствия уязвимостей и недекларированных возможностей; – создание правовых и технологических условий повсеместного внедрения технологических механизмов защиты, реализующих дополнительное подтверждение поручений на перевод денежных средств при использовании недоверенных сред формирования платежных поручений, в первую очередь в системах дистанционного банковского обслуживания и при использовании сети Интернет; – разработка и ввод в действие национальных стандартов Российской Федерации, устанавливающих детальные технические требования к обеспечению информационной безопасности в финансовых организациях, а также развитие отраслевого комплекса стандартов Банка России по вопросам обеспечения информационной безопасности; – создание независимой системы подтверждения соответствия информационной безопасности в финансовых организациях требованиям национальных стандартов информационной безопасности (внешний аудит информационной безопасности); – создание правовых условий для обязательного применения национальных стандартов информационной безопасности в финансовых организациях, а также обязательного подтверждения соответствия требованиям национальных стандартов; – установление требований к достаточности капитала финансовых организаций на основе оценки операционного риска с использованием результатов внешнего аудита информационной безопасности и данных об инцидентах.

Ожидается, что повышение эффективности управления киберрисками в финансовых организациях и скоординированные действия по предотвращению и расследованию кибератак, постоянное улучшение средств защиты и устранение уязвимостей новых технологий приведут к снижению киберрисков в финансовой сфере. Наряду с этим будут развиваться новые подходы к регулированию в области информационной безопасности для организаций, участвующих в предоставлении финансовых услуг. Особое внимание будет уделено повышению финансовой грамотности пользователей электронных банковских технологий.

Российская финансовая система в IV квартале 2014 – I квартале 2015 г. столкнулась с целым рядом проблем (падением цен на нефть, увеличением платежей по долговым обязательствам, снижением кредитных рейтингов), что в совокупности привело к существенному росту рыночной волатильности. Однако меры Банка России и правительства «позволили относительно быстро стабилизировать ситуацию», и «финансовая система оказалась устойчивой к внешним шокам», делится своей оценкой ЦБ в опубликованном сегодня «Обзоре финансовой стабильности».

Прочный буфер

По оценке Банка России, внешний долг банков и прочих секторов на 1 апреля 2015 г. составил $509 млрд - это на $106,6 млрд, или 17% меньше, чем на 1 октября 2014 г. Основным фактором снижения стало не погашение задолженности, а ее курсовая переоценка (снижение долларовой стоимости долга, номинированного в рублях и евро в результате укрепления доллара США).

ЦБ указывает в обзоре, что у компаний и банков имеется достаточный буфер ликвидности в иностранной валюте для погашения внешних долгов.

По данным Банка России, в рамках операций рефинансирования ЦБ в иностранной валюте объем привлеченных кредитными организациями средств составил $36 млрд по состоянию на 9 июня 2015 г. Величина неизрасходованного лимита ($14 млрд), по оценкам Банка России, в настоящее время является достаточной для поддержания стабильной ситуации с валютной ликвидностью на внутреннем рынке. Максимальный объем погашения внешнего долга нефинансовых компаний и банков был запланирован на IV квартал 2014 г. – I квартал 2015 г., в последующие периоды объемы погашений заметно ниже, напоминает ЦБ.

Кроме того, отмечает ЦБ, по мере улучшения рыночной конъюнктуры российские заемщики стали чаще выходить на внешние рынки, активно проводятся и внутренние размещения. С ноября 2014 г. по апрель 2015 г. нефинансовые компании привлекли субординированные кредиты и выпустили еврооблигации на $6,1 млрд, кредитные организации – на $0,7 млрд, по данным информационного агентства Cbonds. Объем размещений рублевых корпоративных облигаций в этот период составил 1,8 трлн руб.

В зоне риска - строители и риэлторы

Тем не менее ЦБ выделяет несколько рисков на ближайшие кварталы.

Банк России не исключает, что ожидаемое ужесточение денежно-кредитных условий в США - первое повышение учетной ставки ФРС с уровня 0–0,25%, на котором она находилась последние семь лет, приведет к «умеренно негативным последствиям» у развивающихся стран: ослаблению валют, росту доходностей облигаций, оттоку капитала. Проведение стимулирующих мер в еврозоне «может в определенной степени сглаживать негативные последствия ужесточения политики ФРС», но неопределенная ситуация с Грецией способствует повышенной волатильности мировых валют, по оценке ЦБ.

Сохраняется неопределенность и относительно динамики цен на нефть. Однако текущий уровень цен на нефть марки Urals - $60–65 за баррель - является «вполне приемлемым» с точки зрения кредитоспособности российских нефтяных компаний и фискальной устойчивости госбюджета, полагает ЦБ.

Но Банк России считает нереалистичным «повторение ситуации, сложившейся в декабре 2014 г.», в текущих условиях и отмечает: даже в случае крайне негативного сценария (резкого падения цен на нефть, оттока капитала с формирующихся рынков в результате роста процентных ставок на развитых рынках) у Банка России «имеется широкий арсенал инструментов, чтобы обеспечить устойчивость финансового сектора».

Регулятор уверен, что нефтегазовые компании сохранят устойчивое финансовое состояние даже при наиболее неблагоприятной конъюнктуре сырьевых рынков – цене на нефть на уровне $40 за баррель. Обесценение рубля компенсирует снижение экспортных доходов, а изменения налоговой нагрузки в результате «налогового маневра» в текущих условиях являются несущественными, отмечает Банк России.

В то же время повышенные риски он видит для таких видов деятельности, как строительство, операции с недвижимым имуществом и аренда. На фоне сокращения спроса населения на жилье, ухудшения финансового состояния компаний, арендующих коммерческие площади, «отдельные строительные и девелоперские компании» имеют существенные долги в иностранной валюте, тогда как доля их валютных доходов ограниченна, отмечает ЦБ. В связи с этим «перевод кредитования данного сектора и арендных платежей в рубли будет способствовать повышению устойчивости сектора» к валютным рискам.

Просрочка - главная беда банкиров

Ключевой проблемой для банковского сектора в ближайший год станет реализация кредитных рисков в условиях отрицательной динамики ВВП, предупреждает регулятор. В большинстве отраслей экономики уже наблюдается рост доли «плохих» кредитов на фоне спада деловой активности, констатирует ЦБ. Существенный рост просроченной задолженности с начала 2015 г. отмечается в строительстве, производстве машин и оборудования для сельского хозяйства, торговле. В условиях высокой долговой нагрузки корпоративного сектора ухудшение качества портфеля кредитов компаниям продолжится, предупреждает Банк России.

Ситуация на рынке необеспеченного потребительского кредитования в последние полгода также продолжила ухудшаться, но анализ кредитного качества различных поколений кредитов (винтажей) показывает, что в 2014 г. банки существенно ужесточили стандарты кредитования, отмечается в обзоре. ЦБ ожидает, что доля плохих кредитов достигнет своего пика в 16,5–17% в 2015 г. – первой половине 2016 г., после чего наметится улучшение ситуации.

Из-за реализации кредитного риска произошло значительное сокращение прибыли банковского сектора за счет увеличения резервов на возможные потери по ссудам, что ограничивает возможности капитализации банков. Реализованный в декабре 2014 г. пакет регулятивных послаблений позволил повысить уровень достаточности собственных средств сектора примерно на 1,5 процентного пункта. Вклад этих льгот уменьшился к 1 апреля 2015 г. до 0,5–1,0 процентного пункта по мере стабилизации ситуации на финансовом рынке, указано в обзоре.

ЦБ отмечает, что снижение ключевой ставки в 2015 г. «существенно уменьшает ожидаемые потери от процентного риска», но для его ограничения рекомендует банкирам «улучшать практику управления» этим риском.

«Обзор финансовой стабильности», опубликованный вчера Банком России, дает развернутую картину выдающегося равновесия на российском финансовом рынке. Все расчетные риски, оцениваемые ЦБ, находятся в «зеленой» зоне, для банковского сектора чуть более актуальными являются процентные и кредитные риски - они во многом реализовались в случаях Бинбанка и «Открытия» без больших последствий для рынка. Кредиты, выданные банками в 2016–2017 годах, по уровню риска сопоставимы с кредитами 2010 года, продолжает снижаться корпоративный валютный долг, ЦБ приходится даже ограничивать экспансию на рынке ипотеки. Главными остаются внешние риски - и это скорее не санкции, а быстрый рост в США, ЕС и Азии.


Первому зампреду ЦБ Ксении Юдаевой, представившей вчера обзор финстабильности за второй-третий кварталы 2017 года, было почти не на что обращать внимание среди рисков финансового сектора. Снижение или неизменность уровня угроз как на всем финансовом рынке, так и на банковском рынке за полгода и за последний квартал фиксируется по всем наблюдаемым рискам, кроме некоторого роста их оценки для валютного денежного рынка и для устойчивости фондирования банков. Финрынок РФ целиком находится в «зеленой» зоне, процентные и кредитные риски банков по состоянию на 1 октября находились на границе «зеленой» и «желтой» зоны, причем кредитные снижались.

Стабильно более или менее все. Среди развивающихся стран РФ - единственный эмитент десятилетнего госдолга, доходность которого в сентябре сокращалась. Даже снижение интереса нерезидентов к ОФЗ на аукционах Минфина с конца октября ничего принципиально не меняет. ЦБ вообще не включил в обзор риски усиления внешних санкций в отношении РФ - в основном потому, что они были детально разобраны в августовском и октябрьском отраслевых бюллетенях ЦБ (последний при ограничении для резидентов США вложений в новый российский госдолг ожидал долгосрочного роста доходности на малозначимые 0,3–0,4 процентного пункта). ЦБ приводит убедительные данные о стабильности ситуации с валютной ликвидностью в банках до второго квартала 2018 года (в третьем разница между ликвидными валютными активами и погашаемыми обязательствами по банкам с дефицитом ликвидности вырастет до $3,7 млрд, что также пока малозначимо).

Предположение Минэкономики о «восходящей фазе кредитного цикла» (см. “Ъ” от 1 сентября) обзором финстабильности в целом подтверждается - и сопровождается сокращением портфеля валютных кредитов. Два сегмента рынка банковского кредитования - ипотечное и розничное потребительское - растут особенно быстро, причем банки с госучастием вчетверо активнее частных в потребкредитовании. Быстрый рост ипотечного рынка ЦБ не беспокоит - объем выданной ипотеки сейчас составляет 6% ВВП против 20,8% ВВП в Польше и 48,6% в Испании. Впрочем, с 1 января ЦБ вводит мягкое ограничение на выдачу ипотеки с минимальным стартовым взносом, требуя резервирования 150% ссуды для кредитов с первоначальным взносом в 20% общей суммы ипотеки и 300% - при взносе в 10%. Это, видимо, дополнительно улучшит качество ипотечных портфелей, в которых просрочка составляет 2,9% (просрочка необеспеченных потребкредитов - 14,9% и продолжает снижаться с пика лета 2016 года).

Новые данные ЦБ по санации «Открытия» и Бинбанка показывают, что на динамике вкладов в банковском секторе она не отразилась, да и сами санируемые банки потеряли к ноябрю 2017 года 5–10% рублевых вкладов физлиц и 20–60% валютных вкладов и депозитов (из «Открытия» более активно уходили валютные депозиты юрлиц). Наиболее же проблемные «плохие долги» сконцентрированы в банковских кредитах строителям и компаниям, инвестирующим в недвижимость, однако реально просроченные ссуды стройкомпаний (17% портфеля) почти не превышают уровня просрочки в потребкредитовании, признающемся ЦБ относительно здоровым сегментом.

Главные риски, таким образом, почти целиком сосредоточены за пределами страны - это риски роста стоимости заимствований в США, ЕС и Великобритании, во многом зависящие от темпов роста их экономик. Низкие темпы роста в РФ при достигнутой стабильности будут делать российский финрынок, как и рынки ЮАР, Турции и Бразилии, все менее интересным для глобальных инвесторов. Отметим, ЦБ констатирует, что кредитные гэпы (упрощенно - разница между предложением кредита к ВВП и долгосрочным трендом этого предложения) в банковской системе остаются отрицательными. Неизвестно, есть ли основания вообще ожидать оживления кредитования в 2018 году на уровне, соответствующем для РФ безрисковому потенциалу.

Обзор финансовой стабильности – один из основных видов отчетов, отражающих точку pрения центрального банка на ситуацию в финансовой сфере. Регулярная публикация таких обзоров осуществляется большинством центральных банков развитых стран. В статье представлены результаты сравнения обзоров финансовой стабильности в России и за рубежом и рекомендации по улучшению качества информационно-аналитических материалов Банка России.

Плеханов Д.А. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ)

В ответ на финансовые кризисы 90-х гг. органы денежно-кредитного регулирования стали уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности экономики. Это выразилось в разработке широкого набора индикаторов финансовой стабильности как на национальном, так и международном уровне, а также переходу к публикации регулярных отчетов о ситуации в финансовой сфере. В настоящее время одним из основных видов такого рода отчетов, который приобрел наибольшее распространение среди центральных банков и международных финансовых институтов, является обзор финансовой стабильности.

Актуальность мониторинга финансовой стабильности существенно возросла в связи с событиями, произошедшими на мировом финансовом рынке в 2007-2008 гг. Кризис ликвидности, разразившийся на мировых финансовых рынках в середине 2007 г. привел к значительным списаниям активов крупных финансовых институтов. Центральные банки отреагировали на проблемы финансового сектора снижением процентных ставок и изменением условий предоставления кредитов для повышения ликвидности межбанковского рынка.

События, произошедшие в мировой финансовой системе, привели к появлению новых инициатив в области мониторинга финансовой стабильности. В «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности», подготовленном МВФ в апреле 2008 г., представители фонда отмечают, что в настоящее время необходима подготовка специальных обзоров финансовой стабильности, направленных на информирование общества о текущих рисках и действиях органов денежно-кредитного регулирования, направленных на устранение уязвимостей в странах, затронутых последствиями мирового кризиса ликвидности.

Публикация обзоров финансовой стабильности преследует несколько целей. Первая и наиболее очевидная заключается в мониторинге ситуации в финансовом секторе. Так, в подготовленном Банком Росси «Обзоре финансовой стабильности» за 2007 год представлена следующая формулировка цели публикации: «Целью данного обзора является анализ условий поддержания финансовой стабильности. Публикация обзора направлена на информирование общественности о широком круге вопросов относительно способности российского финансового сектора противостоять возможной дестабилизации».

Публикация обзора преследует и другую не менее важную цель – повышение прозрачности и подотчетности деятельности центрального банка. Публикация результатов анализа и исследований сотрудников центрального банка в обзоре позволяет получить внешнюю независимую оценку деятельности центрального банка со стороны экспертов. Таким образом, публикация обзора может иметь важную дисциплинирующую роль, предъявляя повышенные требования к деятельности сотрудников центральных банков по подготовке определенных аналитических материалов в заданном формате.

Распространение обзоров финансовой стабильности в мире

В настоящее время обзоры финансовой стабильности публикуют 57 центральных банков, т.е каждый третий из органов денежно-кредитного регулирования, существующих в настоящее время в мире. Первые обзоры были опубликованы во второй половине 90-х гг. центральными банками Англии и стран Северной Европы (Швеция, Исландия, Норвегия). В начале 2000-х гг. количество центральных банков, публикующих обзор финансовой стабильности, резко увеличилось (Рисунок 1). В целом после наступления финансовых кризисов в конце 90-х гг. центральные банки стали уделять повышенное внимание вопросам финансовой стабильности.

Рисунок 1. Количество центральных банков, публикующих на своих сайтах обзор финансовой стабильности

В среднем начиная с 2002 г. количество стран, в которых публикуются обзоры финансовой стабильности, ежегодно увеличивалось на 10 стран. Однако в 2007 г. активный рост этого показателя прекратился. Таким образом, можно предположить, что все основные центральные банки в настоящее время уже публикуют обзоры финансовой стабильности, и дальнейший рост количества стран, в которых выпускаются обзоры, будет происходить достаточно медленными темпами. При этом наибольший потенциал с точки зрения распространения обзоров имеют регионы Азии и Южной Америки, которые с одной стороны имеют достаточно высокий уровень экономического развития, а, с другой стороны, имеют более низкий показатель популярности обзоров среди стран региона по сравнению с Европой (Таблица 1).

Необходимо отметить, что Банк России также начал публиковать обзор финансовой стабильности одним из первых центральных банков в мире – в 2001 г. Однако в электронном виде на сайте Банка России обзор распространяется только с 2003 г.

Таблица 1. Распространение обзоров финансовой стабильности в различных регионах мира

Страны, публикующие ОФС

Общее количество стран региона

% от общего количества стран

Южная Америка

Северная Америка

Центральная Америка

Источник: сайты центральных банков

Необходимо отметить, что Банк России также начал публиковать обзор финансовой стабильности одним из первых центральных банков в мире – в 2001 г. Однако в электронном виде на сайте Банка России обзор распространяется только с 2003 г. 2 В целом публикация обзоров финансовой стабильности в значительно степени зависит от уровня экономического развития страны. Страны, в которых органы денежно-кредитного регулирования выпускают регулярные обзоры финансовой стабильности, средний уровень ВВП на душу населения составляет 25 тыс. долл. США (по паритету покупательной способности), а в странах, где таких обзоров не существует, уровень ВВП на душу населения в среднем в 3 раза ниже и составляет около 8 тыс. долл.

В настоящее время практика публикации обзоров финансовой стабильности постепенно распространяется и в развивающихся странах. Обзоры финансовой стабильности на регулярной основе выпускаются практически во всех странах Восточной Европы. В 2006-2007 гг. публикацию обзоров начали центральные банки таких стран, как Румыния, Катар, Пакистан, Македония, Казахстан, Грузия, Боливия, Бангладеш и Бахрейн.

Рисунок 2. Распределение стран по уровню экономического развития и началу выпуска обзора финансовой стабильности

Сравнительный анализ практики составления обзоров

Банк России публикует обзор финансовой стабильности, однако по своим характеристикам он уступает аналогичным докладам, которые выпускают центральные банки как развитых стран, так и стран с переходной экономикой. Материалы зарубежных центральных банков, как правило, имеют больший объем, предоставляют информацию о большем количестве индикаторов состояния экономики и финансового рынка, а также в большинстве случаев включают в себя результаты стресс-тестирования – т.е. количественной оценки возможных последствий в случае возникновения кризисной ситуации на финансовом рынке (Таблица 2).

К элементам «лучшей практики» среди центральных банков относится также выпуск обзора финансовой стабильности два раза в год (вместо одного). Из рассмотренных 57 центральных банков, публикующих обзоры, 26 или 46% готовят обзоры два раза в год. В России обзор финансовой стабильности публикуется раз в год и содержит анализ ситуации на финансовом рынке за предыдущий год. Однако более актуальной проблемой чем частота публикации обзора является то, что этот документ, подготавливаемый Банком России, выходит со значительной задержкой по времени. Так, обзор финансовой стабильности за 2007 г. был опубликован Банком России на своем сайте спустя почти четыре месяца после окончания отчетного периода (22 апреля 2008 г.). В развитых странах обзоры финансовой стабильности, как правило, являются более оперативными. Так, например, в докладе Банка Англии, опубликованном в апреле 2008 г., для отдельных показателей представлены данные вплоть до марта 2008 г.

Чаще всего обзоры финансовой стабильности размещаются в специальном разделе сайта центрального банка, который называются «Финансовая стабильность» или «Стабильность финансовой системы». Ссылки на эти разделы размещаются на первой странице сайтов 4 центральных банков, для того чтобы посетителям было удобнее получить доступ к этим материалам. Банку России также целесообразно создать специальный раздел сайта, посвященный финансовой стабильности, т.к. в настоящее время обзор размещается в разделе «Публикации и доклады» вместе с материалами по основным направлениям денежно-кредитной политики и выступлениями представителей Банк России. Кроме этого, целесообразно дополнить размещение обзора на сайте публикацией в том же разделе подробных статистических приложений к обзору в формате Excel. Подобная практика является достаточно распространенной в мире и применяется центральными банками Новой Зеландии, Польши, Португалии, Южной Африки, Швеции и Англии. Обзоры финансовой стабильности представляют собой достаточно объемные документы, содержащие большое количество экономических показателей, поэтому дополнения к обзору в виде файлов Excel c данными будут иметь несомненную ценность для посетителей сайта Банка России.

Таблица 2. Характеристика обзоров финансовой стабильности

Начало публикации обзора

Периодичность, раз в год

Размер обзора

Стресс-тестирование

Количество страниц

Количество индикарторов

Количество индикарторов на страницу

Развитые страны

Банк Англии

Банк Японии

Банк Канады

Банк Финляндии

Банк Швейцарии

Банк Кореи

Банк Австралии

В среднем

Страны с переходной экономикой

Банк Чехии

Банк Словакии

Банк Венгрии

Банк Польши

В среднем

Банк России

Источник: сайты центральных банков, расчеты ИКСИ

Содержание обзоров финансовой стабильности

Анализ ситуации в финансовой сфере, представленный в обзорах центральных банков, базируется на мониторинге большого количества индикаторов. В целом индикаторы, представленные в обзорах, можно условно разделить на 3 группы:

  1. общие макроэкономические индикаторы – показатели, характеризующие развитие экономики или финансовой системы в целом (темпы роста ВВП, динамика платежного баланса, инфляция и т.д.).
  2. индикаторы финансовой стабильности – показатели, характеризующие устойчивость или возможные риски развития финансовых учреждений (например, объем просроченной задолженности по кредитам, рентабельность активов и т.д.).
  3. рыночные индикаторы – показатели, отражают цены на финансовые активы (акции, облигации, опционы и т.д.) или получены на основе опросов участников финансового рынка. Индикаторы данного вида отражают в том или ином виде ожидания участников рынка. Эта информация не может быть получена из показателей финансовой отчетности и, таким образом, является важным дополнением для прогнозирования развития ситуации на финансовом рынке.

Баланс индикаторов, используемых в обзоре Банка России, смещен в сторону общих макроэкономических показателей, при этом в обзоре финансовой стабильности сравнительно меньше внимания уделяется собственно показателям, характеризующим состояние финансовой системы (Таблица 3).

Таблица 3. Сравнительный анализ индикаторов, используемых в обзоре финансовой стабильности

Примечание: расчеты для каждого центрального банка были проведены на основе последнего имеющегося выпуска обзора финансовой стабильности (по состоянию на 1 июля 2008 г.)