Антиинфляционная политика инструменты и последствия. Шевелева А.А. Антиинфляционная политика государства. Перспективы развития антиинфляционной политики России

Серьезные исследования в области организации денежных отношений позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике.

В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики/2/.

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались.

В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.

  • 1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:
  • 2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:
    • - регулирование внешней торговли и валютных операций;
    • - стимулирование предпринимательства;
    • - стимулирование накоплений населения;
    • - развитие инфраструктуры рынка;
    • - поддержка жизненно важных отраслей и производств;
    • - замораживание роста цен и зарплаты;

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:

  • - необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы;
  • - целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.

Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».

Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.

Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

Негативные социально-экономические последствия высокой инфляции вынуждают правительства осуществлять меры по государственному регулированию экономики.

Определение 1

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс механизмов и мер по государственному регулированию экономики, которые направлены на борьбу с инфляцией.

Весь комплекс мер можно подразделить на две основные категории. Первая из них – это антиинфляционная стратегия, которая включает методы и цели, ориентированные на долгосрочную перспективу. Вторая – антиинфляционная тактика, которая содержит набор механизмов и мер, ориентированных на краткосрочный результат.

Антиинфляционная стратегия и тактика

Антиинфляционная стратегия, как уже говорилось, состоит из механизмов долгосрочного действия, а потому их эффект экономическая система ощущает далеко не сразу, а лишь по истечении довольно продолжительного периода времени.

Первоочередное значение в антиинфляционной стратегии отводится снижению инфляционных ожиданий. Этого можно достичь посредством реализации двух основных наборов методов:

  • во-первых, через всемерное укрепление механизмов рынка;
  • во-вторых, через формирование и реализацию курса на борьбу с неуправляемой инфляцией, а также на повышение доверия населения к финансовой системе страны и к национальной денежной единице, в частности.

Следующим важным компонентом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, целью которой является регулирование прироста монетарной массы в экономике.

Третий важный компонент антиинфляционной стратегии – это бюджетная политика. Основной ее целью является принятие и исполнение бездефицитного и сбалансированного бюджета.

Замечание 1

Еще одной важнейшей составляющей антиинфляционной стратегии является защита экономики от внешних инфляционных воздействий (или, как еще говорят, политика ограничения импорта инфляции). Основные инструменты реализации данной типа политики – это регулирование валютного курса, а также платежного баланса.

Антиинфляционная тактика представляет собой совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, которые рассчитаны не на устранение глубинных причин инфляции, а на краткосрочный, однако достаточно сильный эффект.

Методы антиинфляционной тактики дают возможность резко нарастить предложение без соответствующего роста спроса; способствуют резкому снижению текущего спроса без адекватного падения предложения.

Основные методы антиинфляционной политики

В зависимости от теоретических основ осуществляемой государством антиинфляционной политики можно выделить три относительно самостоятельных блока:

  • дефляционная политика;
  • политика доходов;
  • политика валютного курса.

Замечание 2

Суть дефляционной политики состоит в ограничении денежного спроса через кредитно-денежный (монетарный) и налоговый (фискальный) механизм. Основной специфической особенностью дефляционной политики можно считать то, что ради снижения инфляции приходится идти на, пусть даже и относительно краткосрочное, но все же замедление темпов экономического роста.

Важнейшим элементом дефляционной политики является ограничение денежного предложения в экономике, в первую очередь, через установление лимитов ее ежегодного прироста. Введение монетарных ограничений как правило реализуется посредством комплекса мер, находящихся в распоряжении Центрального банка страны. Одна из этих мер – регулирование величины учетной ставки. Рост ставки способствует снижению денежного предложения в экономике. Негативной стороной такой меры можно считать рост процентных ставок коммерческих банков. Это делает кредитные ресурсы более дорогими, что оказывает крайне негативное влияние на деловую активность.

Следующий, пожалуй, еще более жесткий инструмент антиинфляционной политики Центрального банка, направленный на ограничение прироста монетарной массы – это норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается объем денежных ресурсов, который любой коммерческий банк не имеет права давать в кредит, и, следовательно, обязан временно держать на специальном счете в Центральном банке страны. Таким образом, регулируется совокупный объем кредитов, который коммерческие банки могут предоставить своим клиентам.

Третий антиинфляционный инструмент – операции на открытом рынке (продажа и покупка государственных ценных бумаг Центральным банком на финансовом рынке) в целях регулирования объема денежного предложения. Так, продавая государственные ценные бумаги, регулятор сокращает объем монетарной массы в экономике и наоборот, покупая – расширяет денежное предложение.

Как метод антиинфляционной тактики, политика доходов делает акцент на контроле над заработной платой и ценами. Данная политика применяется тогда, когда в основе инфляции лежат необоснованно высокие, быстрорастущие издержки производства. Основной акцент политика доходов делает на достижении ценовой стабильности, а среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно применяются следующие:

  1. Целенаправленное и продолжительное регулирование государством цен на отдельные товары и услуги, чаще всего производимые естественными монополиями и/или олигополиями.
  2. Добровольное регулирование доходов. В данном случае государство способствует достижению консенсуса между трудящимися и работодателями по поводу размеров оплаты труда, а также достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений на всех уровнях (в рамках предприятия, отраслевом и национальном).

Политика валютного курса собой представляет комплекс мер, которые направлены на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Основными антиинфляционными мероприятиями в контексте данного типа политики являются:

  • масштабное разъяснение посредством СМИ намеченной антиинфляционной стратегии с целью максимального доверия общества к финансовой системе и политике государства;
  • создание специального стабилизационного фонда для поддержания национальной валюты посредством проведения интервенций, а также для сглаживания циклический колебаний экономической конъюнктуры;
  • введение фиксированного обменного курса, а также ограничений в валютной и внешнеэкономической сферах;
  • стимулирование экспорта и ограничение импорта (посредством квот, таможенных пошлин, лицензирования, а также политика импортозамещения), что способствует укреплению курса национальной валюты.

Замечание 3

По мере стабилизации среднего уровня цен и наращивания объема золотовалютных резервов вышеперечисленные временно введенные ограничения постепенно снимаются.

Иные методы антиинфляционной политики

Помимо вышеперечисленного, в отдельную группу можно отнести институциональные методы антиинфляционной политики и денежную реформу.

К институциональным относятся методы, формирующие основные предпосылки и общие условия для осуществления эффективной антиинфляционной политики. Другими словами, институциональная политика направлена на формирование и укрепление институтов рынка. Так, эффективно функционирующий и развитый, современный рыночный механизм создает мощные стимулы для расширения предложения экономических благ на рынке, способствует значительному улучшению инвестиционного климата, развитию финансового рынка. Такая высокоэффективная и стабильная институциональная среда представляет собой благодатную почву для успешной реализации антиинфляционных мер.

Суть денежной реформы состоит в изъятии из обращения и последующей замены обесцененных инфляцией денег на новые. В зависимости от особенностей антиинфляционной стратегии государства, денежная реформа может выступать, либо начальным, либо конечным этапом. Стоит подчеркнуть, что любая денежная реформа может доказать свою эффективность лишь в тесной взаимосвязи с другими мероприятиями, направленными на развитие и улучшение институциональной среды и либерализацию экономики.

Замечание 4

Стоит напоследок отметить, что в современных условиях «искоренить» инфляцию вряд ли возможно, да и пытаться делать этого не стоит, поскольку рыночная экономика по своей сути является инфляционной. Основная задача антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы сделать инфляцию умеренной, прогнозируемой и управляемой.

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направ­ленных на борьбу с инфляцией.

Инфляция - это увеличение количества денег в обра­щении, неизбежно вызывающее негативные последствия: рост цен, изменение их структуры, формирование дисп­ропорций производства и кризисы. Единственным спо­собом избежать этих негативных последствий является ограничение денежной массы на определенном уровне.

Однако поскольку государственная политика исходит из того, что единственным негативным последствием инфляции является рост цен, под которым понимается увеличение индекса потребительских цен, то основная часть мер направляется на решение исключительно данной проблемы: роста цен. При этом остальные нега­тивные последствия инфляции не просто остаются, но и увеличиваются в масштабах.

В современной экономике цель государственной политики не обеспечение стабильного количества денег в обращении, а обеспечение стабильного уровня потре­бительских цен, для измерения которых используется индекс потребительских цен.

Выделяют два направления антиинфляционной поли­тики - дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика включает методы огра­ничения, снижения темпов роста или даже снижения количества денег в обращении. Поскольку первопричи­ной инфляции является увеличение количества денег в обращении, то любые средства, которые ограничивают рост денежной массы, могут привести к снижению тем­пов роста цен. Однако необходимо учитывать, что это произойдет не сразу, а только через некоторое время. К средствам дефляционной политики относятся:

Ужесточение кредитной политики путем увеличе­ния ставки рефинансирования или нормы обя­зательных резервов, что препятствует кредитной активности банков;

Увеличение налогов;

Снижение государственных расходов;

Снижение ввозных таможенных пошлин;

Укрепление курса национальной валюты.

Нужно учитывать, что поскольку между изменением

количества денег в обращении и ростом цен существует временной лаг, эти меры антиинфляционной политики могут не принести краткосрочных результатов. С другой стороны, снижение темпов роста денежной массы будет приводить к окончанию инфляционного роста экономи­ки, который внешне будет выглядеть как экономический спад. В зависимости от того, какой способ ограничения денежной массы выбран, будет происходить изменение структуры рыночных цен и спроса, что приведет к изменению структуры производства.

Политика доходов - это политика административ­ного ограничения цен, которая предполагает контроль или полное замораживание цен и заработной платы либо установление жестких пределов их роста. Административ­ное регулирование цен приводит к серьезным проблемам в функционировании рыночной экономики и механизма цен. Возникает дефицит тех товаров, цены на которые ограничиваются (инфляция становится подавленной); несмотря на рост спроса на эти товары, их производство остановится нерентабельным и снижается, что еще усугубляет дефицит. Пытаясь обойти ограничения, предпри­ятия переходят в теневую экономику. Для поддержания производства этих товаров приходится субсидировать производителей или регулировать цены на сырье и комп­лектующие для производства этих товаров. Государственное вмешательство в экономику увеличивается, пока не приведет к полному регулированию всех цен.



Опасность политики ограничения роста цен в том, р что ведется борьба не с причинами инфляции - ростом количества денег, а с последствиями - ростом цен. Часто такая политика проводится одновременно с ростом денежной массы. С одной стороны, государство ограничивает цены, а с другой - увеличивает количество необеспеченных денег.

Ограничение роста цен при продолжающемся уве­личении количества денег, в конечном счете, приведет к экономической катастрофе: невозможность использо­вания денег в силу тотального дефицита дезорганизует рыночную экономику. Люди начинают переходить к бар­терным операциям, что приводит к падению эффектив­ности экономики.

В случае длительного проведения подобной политики, ее прекращение приводит к резкому всплеску инфляции. Это будет обусловлено значительным разрывом между товарной и денежной массами, который формируется в период действия подобной политики.

Примером подобного сценария являются события 1991 года в нашей стране. Длительная денежная эмиссия в СССР привела к накоплению значительных денежных средств у населения. С другой стороны, существовали фиксированные государством цены и дефицит товаров. В результате после либерализации цен в стране началась гиперинфляция. Либерализация цен, возможно, и не была оптимальным решением. Однако оно принималось в условиях, когда во всех крупных городах фактически начинался голод. При этом сельхозпредприятия имели достаточно продовольствия, однако в города оно не по­падало. Это было связано с тем, что в результате значи­тельного разрыва между товарной и денежной массами цены на сельхозпродукцию стали неоправданно низкими. В этих условиях сельхозпроизводители уклонялись от поставок продовольствия в города.

Денежные реформы как способ стабилизации валют

Часто после длительного периода инфляции в стране проводится денежная реформа.

Денежная реформа - это полное или частичное преоб­разование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы проводятся методом: нуллификации, реставрации, девальвации и деноминации.

Нуллификация проводится путем аннулирования старой обесценившейся валюты и введения новой. Мето­дом нуллификации была проведена реформа в Германии в 1924 г.

Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания валюты и повышение золотого курса. Этим методом была проведена денежная реформа в Англии в 1925-1928 гг., когда было восстановлено довоенное золотое содержание фунта стерлингов.

Девальвация - распространенный метод денежных реформ после Второй мировой войны. Она означает снижение золотого содержания денежной единицы или снижение официального валютного курса к доллару США. В 1967 г. была проведена девальвация английского фунта стерлингов путем законодательного уменьшения золота в денежной единице и соответственно снижения валютного курса в долларах.

Деноминация - уменьшение номинала денежной массы в обращении путем обмена старых денежных знаков на новые в пропорциях их обесценения. Так, в России в 1922-1923 гг. путем двух деноминаций денежная I масса в обращении уменьшилась в один миллион раз. При деноминации 1998 г. денежная масса уменьшилась в 1000 раз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют два подхода к определению понятия «инфляция».

1. Инфляция - это увеличение количества денег в обращении.

2. Инфляция - это падение покупательной способности денег, которое выражается в росте цен на товары, дефиците или снижении качества товаров.

Увеличение количества денег в обращении никогда не приводит к пропорциональному увеличению цен всех товаров в обращении. В результате инфляции происходит изменение спроса и структуры цен товаров, что приводит к увеличению производства одних и снижению производства других товаров.

Инфляционный процесс приводит к перераспределению реальных благ между субъектами экономики в пользу тех, кто находится ближе к источнику денежной к эмиссии.

Существуют два типа инфляции. Инфляция спроса - это ситуация, при которой дополнительная денежная эмиссия достигает в первую очередь рынка потребительских товаров. Инфляция издержек - это ситуация, при которой дополнительная денежная эмиссия попадает на рынок сырьевых товаров, что со временем вызывает рост цен на конечные товары.

Выделяют два вида инфляции, имеющих принципиальное различие: инфляция и гиперинфляция. Инфляция - это рост денежной массы, приводящий к росту цен и обесценению денег через механизм спроса и предложения. Гиперинфляция - это ситуация, при которой экономические субъекты имеют положительные инфляционные ожидания, в результате которых они увеличивают цены вне зависимости от спроса на свою продукцию.

Оценить масштабы инфляционных процессов в эко­номике можно исходя из следующих показателей: темп роста денежной массы, различные индексы цен, прежде всего индекса потребительских цен и дефлятора валового внутреннего продукта.

Для борьбы с инфляцией государством проводит­ся антиинфляционная политика, которая может быть направлена как на ограничение темпов роста денег в обращении, так и непосредственно темпов роста цен.

Денежная реформа - это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое госу­дарством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы проводятся методом: нуллификации, реставрации, девальвации и деномина­ции.

Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции .

Антиинфляционная политика представляет собой осуществление следующих действий:

1) борьба с дефицитом бюджета;

2) снижение инфляционных ожиданий;

3) структурная перестройка национальной экономики;

4) установление жестких нормативов на ежегодный прирост денежной массы;

6) обеспечение стабильно снижающихся темпов инфляции;

7) снижение социальных последствий инфляции посредством:

а) регулирования доходов населения;

б) утверждения предельного уровня цен на некоторые группы товаров;

в) реализации социально-ориентированных программ;

8) связывания излишних по отношению к товарной массе денежных средств путем приватизации.

1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса) осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами:

Повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения;

Сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений;

Повышением нормы обязательных резервов;

Реализацией ЦБ государственных ценных бумаг , приносящих фиксированный доход.

2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни.

4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения.

Чтобы успешно преодолеть инфляцию, необходимо устранить ее причины.

Кейнсианский подход

Кейнсианский подход базируется на предпосылке о дефиците благ на рынке вследствие уменьшившегося предложения при неполной загрузке мощностей. Решение проблемы заключается в том, чтобы стимулировать инвестиционный спрос, вследствие чего, учитывая эффект мультипликатора, увеличится совокупное предложение. Рост национального производства в конечном счете приведет к снижению цен, т.е. к снижению инфляции.

Кейнсианские программы стабилизации широко применялись в 30-е гг. и после второй мировой войны . Однако к 70-м гг. активная государственная политика привела к быстрому росту бюджетного дефицита и государственного долга, что вызвало необходимость пересмотра используемых методов.


Монетаризм

Новое экономическое течение (монетаризм), пришедшее на смену кейнсианству, использовало основные идеи неоклассиков. Монетаристы считали, что государственное вмешательство в экономику должно быть сведено к минимуму и ограничиться в основном денежной сферой. Инфляция также провозглашалась чисто монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы в экономике. Метод борьбы с инфляцией, по мнению монетаристов, заключается в ограничении денежной массы: правительство должно повысить процентные ставки и уменьшить количество денег на руках у населения.

В этом случае совокупный спрос сократится и инфляция уменьшится. Одновременно с ограничением спроса нужно стремиться увеличить совокупное предложение. Это можно осуществить за счет продажи части государственной собственности (частичная приватизация), усиления антимонопольной политики, поддержке мелкого и среднего бизнеса. Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики — страна должна быть интегрирована в мировое хозяйство и открыта для притока иностранных капиталов.

Рассмотренные методы борьбы с инфляцией противоречивы по своей природе. Поэтому выбор антиинфляционной политики зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Следует помнить, что монетаристские программы по сравнению с кейнсианскими более жесткие и гораздо сильнее влияют на социально незащищенные слои населения, поэтому срок их реализации должен быть гораздо меньше.

Антиинфляционная политика государства является одним из разделом стабилизационной политики государства, направленной на смягчение колебаний экономического цикла и восстановление равновесного объема производстваАнисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. / Макроэкономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 133 - 146.. При антиинфляционной политике должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

Основными инструментами антиинфляционной политики государства являются денежно-кредитная (монетарная) и бюджетно-налоговая (фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения в целях стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Монетарная политика воздействует прежде всего на совокупный спрос (инфляция спроса). Объектом регулирования выступает денежный рынок, а особенно, денежная масса. Определяет и осуществляет эту политику центральный банк. Дефляционная политика, использующая инструменты монетарной политики, считается эффективной антиинфляционной тактикой. Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, увеличивая предложение денег. Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, перегрева экономики и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Монетарная политика имеет свои слабые стороны:

  • - Значительный временной лаг;
  • - Возможность потери контроля центрального банка над предложением денег;
  • - Высокая вероятность возрастания инфляции в случае проведения стимулирующей монетарной политики.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Центрального банка. Важными инструментами центрального банка по ограничению прироста денежной массы являются:

  • 1) Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.
  • 2) Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.
  • 3) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.
  • 4) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

Фискальная политика или политика расходов представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику путем изменения величины доходов или расходов госбюджета (инфляция издержек). Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен.

В зависимости от фазы подъема или спада выделяют два вида фискальной политики. Стимулирующая фискальная политика при спаде производства и выражается в увеличении госзаказов, снижении налогов и увеличении трансфертов. Сдерживающая, наоборот, используется при перегреве экономики и направлена на снижение деловой активности.

По способу воздействия инструментов различают дискреционный и автоматический типы фискальной политики. Первый тип подразумевает целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате антиинфляционных решений правительства. Под автоматическими стабилизаторами понимаются институциональные факторы рыночной экономики, которые сглаживают конъюнктуру независимо от текущих решений правительства (Прогрессивная шкала налогообложения, Система социальных пособий). Недостатком фискальной политики является то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый промежуток времени, называемый лагом Лаг - временной разрыв между осуществлением того или иного действия и получением эффекта от него. (С. 142 Макроэкономика / Анисимов А.А.).

Таким образом, антиинфляционная политика, используя государственные инструменты регулирования, является важной частью стабилизационной политики государства.