Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета Анализ источников финансирования дефицита бюджета города

Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 -- 2013 годах (млрд. рублей)

Показатель

Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе

источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджеты

средства Резервного фонда

средства ФНБ

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ

источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджеты

государственные ценные бумаги (сальдо)

Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6.

В 2011 году на покрытие дефицита федерального бюджета предусматривается использовать все оставшиеся средства Резервного фонда (284,4 млрд. рублей).

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %. В плановом периоде предусматривается их увеличение практически в 2 раза.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (сальдо по государственным ценным бумагам), которые составят 73,9 %, 86,7 % и 82,7 % общего объема источников финансирования дефицита федерального бюджета соответственно, а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности - 16,4%, 15,9%, 17,2% соответственно, в связи с предполагаемым использованием средств Резервного фонда в полном объеме в 2011 году.

Таблица 2 Динамика по операциям с государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (млрд. рублей)

Анализ динамики показывает, что объемы привлечений средств от размещения указанных государственных ценных бумаг увеличатся в 2013 году в 1,7 раза по сравнению с 2010 годом, в 4 раза по сравнению с 2009 годом. Программами государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 34 и 35 к закону) предусмотрены внутренние заимствования за счет размещения государственных ценных бумаг в размере (сальдо) 1 340,8 млрд. рублей, 1 504,4 млрд. рублей и 1 485,3 млрд. рублей соответственно. В 2011 - 2013 годах предусматривается значительное увеличение поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации.

Таблица 3 Динамика поступлений средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации в 2009 -- 2013 годах (млрд. рублей)

Анализ приведенной динамики показывает, что в 2012 году указанные поступления сократятся на 21,9 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом, в 2013 году будут больше на 33,3 млрд. рублей, чем в 2012 году и в 44,2 раза, чем в 2010 году.

Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 - 2013 годы показывает следующее:

Таблица 4 Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте

Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в 2011 году предусматривается в объеме 213,5 млрд. рублей (7,0 млрд. долларов США), что меньше на 3 %, чем в 2010 году. В 2012 - 2013 годах указанные привлечения в рублевом эквиваленте будут увеличиваться, однако, относительно 2010 года сократятся на 2,4 % и 1,5% соответственно. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке.

При этом в долларовом эквиваленте объем привлечений прогнозируется ежегодно в размере 7 млрд. долларов США, что меньше на 6,7%, чем в 2010 году. Уменьшение привлечений связано с перераспределением части заимствований на внутренний финансовый рынок. Заимствования будут осуществляться путем размещения еврооблигаций на внешнем финансовом рынке.

Объем погашений по указанным ценным бумагам в 2011 году увеличится в 1,7 раза и составят 76 млрд. рублей (2,5 млрд. долларов США). Увеличение связано в основном с погашением обязательств Российской Федерации по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа в объеме 1,0 млрд. долларов США.

В 2012 и 2013 годах погашение государственных ценных бумаг в рублевом эквиваленте составит 40,5 млрд. рублей и 40,9 млрд. рублей соответственно, или 1,3 млрд. долларов США ежегодно.

Таблица 5 Динамика привлечения и погашения кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты международных финансовых организаций (далее - МФО), иных субъектов международного права (млрд. рублей)

Анализ динамики показывает, что объемы погашения иностранных кредитов превысят объемы их привлечения.

В соответствии с программами государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (приложения 38 и 39 к закону) (далее - программа заимствований) предусмотрено привлечение средств займов МФО в объемах 266,1 млн. долларов США, 226,3 млн. долларов США и 163,5 млн. долларов США соответственно, что эквивалентно 8,1 млрд. рублей, 6,95 млрд. рублей и 5,1 млрд. рублей. Прогнозируется, таким образом, сокращение объемов привлечения средств займов МФО в 2012 и 2013 годах.

В 2011 году дефицит федерального бюджета будет на 16,0% (289,4 млрд. рублей) финансироваться за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, на 16,4% за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (298,0 млрд. рублей) и на 67,6% (1 226,6 млрд. рублей) -- за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из которых 65,1% (1 180,9 млрд. рублей) составляют внутренние источники финансирования дефицита федерального бюджета и 2,5% (1,5 млрд. долл. США) -- внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета).

В 2012 году дефицит федерального бюджета будет финансироваться на 0,4% за счет использования средств Фонда национального благосостояния (7,5 млрд. рублей), на 15,9% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (276,1 млрд. рублей), на 83,7% (1 450,8 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе на 78,9% (1 367,9 млрд. рублей) -- за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,8% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

В 2013 году дефицит будет на 0,6% финансироваться за счет использования средств Фонда национального благосостояния (10,0 млрд. рублей), на 17,2% - за счет поступлений от приватизации федеральной собственности (309,4 млрд. рублей), на 82,2% (1 476,3 млрд. рублей) - за счет иных источников финансирования дефицита федерального бюджета, из них на 77,6% (1 392,8 млрд. рублей) - за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, на 4,6% (2,7 млрд. долл. США) - за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждают-ся органами законодательной власти в законе о бюджете на оче-редной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципаль-ных образований при их первичном размещении не служат ис-точниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюдже-тов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюд-жета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Россий-ской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государствен-ные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем вы-пуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств ино-странных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального обра-зования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

До последнего времени бюджетная классификация, приме-няемая в Российской Федерации, принципиально отличалась от норм международных стандартов. Поэтому для приведения федерального бюджета в сопоставимый вид с показателями бюдже-тов других стран требовалась дополнительная корректировка данных. Кроме того, нарушалась логика в исследовании бюд-жетных потоков.

Федеральный бюджет на 1998 г. был впервые составлен с учетом перехода на расчет дефицита по международной методо-логии. Это означало изменение порядка балансирования доходов и расходов, источников внутреннего и внешнего финансирова-ния, отражения дефицита бюджета и учета расходов на погаше-ние и обслуживание государственного долга. Если рассматривать этот вопрос с позиций бюджетных потоков, то те из них, кото-рые связаны с привлечением средств и их погашением, полно-стью выводятся из потоков, непосредственно связанных с дохо-дами и расходами текущего финансового года.


С позиций бюджетной классификации, а именно классифи-кации источников внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ, по строке «Государственные ценные бумаги» начиная с 1998 г. отражается сальдо привлечения средств и погашения основной суммы долга без выплаты процентов. Это приводит к росту общего показателя источников внутреннего финансирова-ния на сумму выплачиваемых процентов и дисконта.

В соответствии с федеральным бюджетом на 1998 г. в расхо-дах по статье «Обслуживание государственного долга» отражают-ся только процентные платежи по внутренним и внешним заим-ствованиям:

Обслуживание внутреннего долга — 81,6 (факт. — 67,3) млрд. руб.;

Обслуживание внешнего долга — 42,5 (факт. — 40,9) млрд. руб.;

Всего — 124,1 (факт. — 108,2) млрд. руб.

Дефицит федерального бюджета на 1998 г. составлял по феде-ральному закону 132,4 млрд. руб., фактически 86,5 млрд. руб., включая источники внутреннего 105,8 (факт. — 3,7) млрд. руб. и внешнего финансирования 26,6 (факт. — 90,2) млрд. руб.

Источники внешнего финансирования в 1998 г. сложились фактически значительно больше, чем сумма, направляемая на об-служивание внешнего долга. Разница — 49,3 млрд. руб., а источ-ники внутреннего финансирования оказались меньше, чем сумма, направляемая на обслуживание внутреннего долга, на 71,0 млрд. руб. Сальдо между ними в 21,7 млрд. руб. образует разницу между источниками финансирования дефицита бюджета и средствами, направляемыми на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга. Источники финансирования дефицита федераль-ного бюджета составили в 1998 г. 3,6% ВВП.

Рассмотрим некоторые особенности источников финансирова-ния бюджета 1998 г .

Основная особенность внутренних источников связана с тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимство-вания на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктури-зации задолженности и изменению соотношения государствен-ных ценных бумаг с различными сроками погашения. Однако на 1998 г. не ставилась задача введения в обращение значительного объема долгосрочных бумаг. Поэтому в целом рынок государст-венных ценных бумаг РФ оставался ограниченно диверсифицированным. Речь шла по-прежнему о средне- и краткосрочных государственных облигациях . Очевидно, что долгосрочные бу-маги требуют гарантий стабильности в политической и эконо-мической областях, что означает поддержание минимальных рисков вложений на длительную перспективу.

Следует обратить внимание на то, что в 1997 г. значительно перевыполнялся план внутренних заимствований по ГКО. Так, если в законе о бюджете предполагалось привлечь с рынка 258,3 млрд. руб., то исполнение — 347,5 млрд. руб., что выше плана в 1,35 раза. Это увеличило нагрузку на бюджет 1998 г. в части обслуживания накопленной задолженности, затруднило поддержание ее ликвидности и сократило сумму, учитываемую в источниках финансирования бюджетного дефицита. Вопросы финансового кризиса рассматривались выше (гл. 2).

В части среднемесячных бумаг в 1998 г. лидирующее поло-жение занимали ОФЗ с переменным купоном, объявляемым за неделю до начала купонного периода. Срок заимствования по ним — от двух лет, что позволило перенести часть расходов по обслуживанию на более поздний срок, вывести за рамки 1998 г.

Облигации федерального займа с постоянным купонным до-ходом (ОФЗ-ПД) относятся к бумагам со сроком обращения до десяти лет. Основная проблема по ним — размещение на прием-лемых для эмитента и инвесторов условиях. Спрос на них был невысок, так как спекулятивная составляющая в них минимальна.

Относительно невелик и рынок облигаций государственного сберегательного займа. Облигации государственных нерыночных займов также относятся к бумагам со сроком обращения от од-ного года до десяти лет.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных закупок обору-дования. При этом большое значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значи-тельной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций.

В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесто-ров, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания та-кой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевре-менного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.

В 1998 г. оставался высоким удельный вес заимствований России у Международного валютного фонда и Международного банка ре-конструкции и развития. В то же время заимствования производи-лись и на международном рынке капитала. Это важно для включения России в международные валютные потоки, обеспечения в перспек-тиве свободной конвертируемости национальной валюты. Кроме то-го, это важно и для выполнения обязательств по займам, связанным с погашением накопленного ранее основного внешнего долга. В со-ответствии с международной методологией в составе источников внешнего финансирования дополнительно учитываются расходы, связанные с погашением основной суммы внешнего государствен-ного долга. Эти расходы составляют 50% суммы привлекаемых внешних займов. Поэтому непосредственно на покрытие бюджетного дефицита в 1998 г. была направлена только половина всех внешних валютных заимствований.

Контрольные вопросы:

  1. В чем заключается иерархия законодательных и нормативно-правовых актов в Российской Федерации?
  2. Объясните структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.
  3. Опишите составные части бюджетной системы в Российской Федерации.
  4. В чем отличие функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета на федеральном уровне?
  5. Могут ли существовать государственные внешние заимствования субъектов Российской Федерации? Почему?
  6. Что такое регулирующие налоги? Приведите примеры.
  7. В чем отличие текущих и капитальных расходов?

Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

  1. Содержание межбюджетных отношений.
  2. Бюджетный федерализм.
  3. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
  4. Государственные внебюджетные фонды.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федера-ции, органами государственной власти субъектов РФ и местного са-моуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности орга-нов власти в области составления, утверждения и исполнения бюдже-тов и бюджетного процесса.

Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме .

Межбюджетные отношения базируются на следующих прин-ципах:

Распределение и закрепление расходов и доходов бюдже-тов по уровням бюджетной системы;

Равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль-ных образований;

Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

Равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Отдельные виды расходов могут передаваться из федераль-ного бюджета в бюджеты субъектов РФ путем включения соот-ветствующих норм в федеральный закон о федеральном бюдже-те. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ мест-ным бюджетам.

Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления от-дельных государственных полномочий, не относящихся к пред-метам ведения Российской Федерации, субъектов РФ, муници-пальных образований, передаваемые из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов. Средства, переданные федеральному бюджету, бюджету субъекта РФ, местному бюджету в качестве обеспечения отдельных государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджет как доход в форме безвозмездных перечислений.

В течение финансового года органы законодательной, представительной и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не могут принимать решений, приво-дящих к увеличению расходов бюджетов либо снижению доходов бюджетов других уровней бюджетной системы, без внесения из-менений и дополнений в соответствующие законы о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов, снижение доходов.

С целью реализации принципа равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисле-ний от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Нормативы финансовых затрат на предоставление государст-венных услуг, нормативы минимальной бюджетной обеспеченно-сти, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотно-шений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъ-ектов Российской Федерации имеет следующие формы:

- дотации или субвенции на выравнивание уровня мини-мальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

- субвенции на финансирование отдельных целевых расходов.

Субъект РФ, получающий финансовую помощь из федераль-ного бюджета, принимает на себя определенные обязательства.

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минималь-ной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих ми-нимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государствен-ных социальных стандартов устанавливаются федеральным за-коном и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством РФ. Составле-ние и исполнение бюджетов основано на приоритетном финан-сировании расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств.

Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

Субвенции бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, в том числе:

Расходов по федеральным целевым программам, капи-тальных расходов;

Расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

Других целевых расходов.

Субъекты РФ привлекают целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, связанных с сезонным харак-тером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных усло-виях. Цели предоставления таких ссуд, условия оплаты и возвра-та целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются феде-ральным законом о федеральном бюджете на очередной финан-совый год. Если предоставленные бюджетные ссуды не погаше-ны до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финан-совой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых и бюджет субъекта РФ.

Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации имеет право на проведение ревизии бюджета субъек-та РФ, получающего финансовую помощь из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязатель-ном порядке.

Ревизия бюджета субъекта РФ проводится контрольным ор-ганом Минфина и Счетной палатой РФ.

Финансовая помощь из бюджета субъекта РФ местному бюд-жету может быть оказана в следующих формах:

На выравнивание уровня минимальной бюджетной обес-печенности муниципальных образований с целью финан-сирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

Субвенции на финансирование отдельных целевых расходов;

Другие формы, предусмотренные бюджетным законода-тельством субъекта РФ.

Местному бюджету могут быть предоставлены бюджетные ссуды из бюджета субъекта РФ на покрытие временных кассо-вых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи на выравнивание уровня социально-экономического развития опреде-ляются законом субъекта РФ. Порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местным бюдже-там из бюджетов субъектов РФ определяются законом субъекта РФ. Порядок и условия предоставления бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ определяются органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с бюджетным кодексом и законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ вправе провести ревизию местного бюджета, получающего фи-нансовую помощь из бюджета субъекта РФ. Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансо-вого контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта РФ. Заключение контрольного органа заслушивается при рассмотрении законодательным или представительным ор-ганом субъекта РФ проекта бюджета субъекта РФ. Если местно-му бюджету предоставляется финансовая помощь в объеме, пре-вышающем 30% расходов местного бюджета, финансовый орган субъекта РФ может поставить в качестве условия предоставле-ния финансовой помощи исполнение местного бюджета орга-ном, исполняющим бюджет субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на фи-нансирование целевых расходов, предусмотренных федеральны-ми целевыми программами либо федеральными законами. Орга-ны государственной власти субъектов РФ осуществляют кон-троль за расходованием средств, поступивших в местные бюдже-ты из бюджетов субъектов РФ.

Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) имеет свои особенности:

1) в доходы бюджета ЗАТО в полном объеме направляются псе виды федеральных, региональных и местных налогов и дру-гие поступления, аккумулируемые на его территории;

2) при недостаточности собственных и регулируемых дохо-дов бюджету ЗАТО выделяются из федерального бюджета дота-ции на финансирование расходов, связанных с функционирова-нием органов местного самоуправления. Размер дотаций утвер-ждается федеральным законом о федеральном бюджете на оче-редной финансовый год;

3) превышение доходов над расходами бюджета ЗАТО не подлежит изъятию в бюджеты других уровней бюджетной системы.

Исполнение бюджета ЗАТО производится Федеральным казначейством РФ. Дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогопла-тельщиков в налоговых органах ЗАТО, предоставляются органа-ми местного самоуправления соответствующих образований по согласованию с Минфином РФ.

Согласно Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» № 382-ФЗ от 28.12.09 профицит федерального бюджета составил 1 705 052,4 млн. рублей, источники финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 1 705 052,4 млн.рублей, в том числе внутренние источники финансирования 421 242,9 млн. рублей, внешние источники минус 135 024,3 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета в размере минус 1 991 270,9 млн. рублей.

Согласно Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» №255-ФЗ от 03.10.10 дефицит федерального бюджета за 2009 год составил минус 2 322 310,5 млн. рублей, источники финансирования дефицита федерального бюджета составили 2 322 310,5 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования 421 940,9 млн. рублей, источники внешнего финансирования минус 128 604,1 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета 2 028 973,7 млн. рублей.

Согласно данным Федерального Казначейства, в частности «Кассовому исполнению федерального бюджета на 1.01.2011» дефицит федерального бюджета в размере минус 1 811 791,5 млн. рублей, источники финансирования федерального бюджета составляют 1 811 791,5 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования 7 445 846,6 млн. рублей, источники внешнего финансирования 119 676,3 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета 1 684 669,4 млн. рублей

Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года» ФЗ №357 от 13.12.2010 предусмотрен дефицит федерального бюджета на 2011 год составляет минус 1 814 004,0 млн. рублей источники финансирования 1 814 004,0 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования 1 768 274,1 млн. рублей, источники внешнего финансирования 45 729,9 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета 289 396,8 млн. рублей.

На плановый период 2012 и 2013 годов дефицит федерального бюджета планируется в размере минус 1 734 450, 0 млн. рублей и минус 1 795 680,0 млн. рублей соответственно. Источники финансирования федерального бюджета на 2012 год предусматриваются в размере 1 734 450,0 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования 16 515 281,7 млн. рублей, источники внешнего финансирования 82 921,8 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета 7 500 млн. рублей.

Источники финансирования федерального бюджета на 2013 год предусматриваются в размере 1 734 450,0 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования 16 515 281,7 млн. рублей, источники внешнего финансирования 82 921,8 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета 7 500 млн. рублей.

Источники финансирования федерального бюджета на 2013 год предусматриваются в размере 1 795 680,0 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования 17 121 367,7 млн. рублей, источники внешнего финансирования 83 543 227,5 млн. рублей, изменение остатков денежных средств федерального бюджета 10 000 млн. рублей.

На основе данных об источниках финансирования федерального бюджета, представленных в приложении 8, проведем анализ структуры источников финансирования дефицита федерального бюджета за период с 2008 по 2013 годы.

Структура источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета с 2008 по 2013 года представлена в приложении 9.

Федеральный бюджет за 2008 год по данным Федерального Закона «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» № 382-ФЗ от 28.12.09 исполнен с профицитом в 1 705 052,4 млн. рублей, источники финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 1705 052,4 млн. рублей, в том числе источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в размере 421 242,9 млн. рублей (-24,71% общих источников финансирования дефицита федерального бюджета). Среди них доля государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации составила минус 10,6%, курсовая разница по средствам федерального бюджета минус 42,4%, изменение иных финансовых активов в федеральной собственности 24,5%.

Согласно Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджетам за 2009 год» №255-ФЗ от 03.10.10 источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год составили 2 322 310,5 млн. рублей, из них источники внутреннего финансирования в размере 421 940,9 млн. рублей составили 18,17% всех источников, из них на долю средств по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации приходится 17,9% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета, курсовая разница по средствам федерального бюджета составила 15,1%, изменение иных финансовых активов минус 7,6% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Согласно данным Федерального Казначейства, в частности «Кассовому исполнению федерального бюджета на 1.01.2011» источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 год составили 1 811 791,5 млн. рублей в том числе источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составили 7 445,9 млн. рублей (0,41% всех источников) основными из которых являются средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (34,3%), иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 614 029,6 млн. рублей (-33,9% всех источников), из них наименьший удельный вес приходится на изменение иных финансовых активов в федеральной собственности (-13,1% всех источников).

Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года» ФЗ №357 от 13.12.2010 утверждены источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год в размере 1 814 004,0 млн. рублей, в том числе внутренние источники дефицита федерального бюджета утверждены в размере 1 768 274,1 млн. рублей, что составляет 97,5% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета. Из них наибольший удельный вес приходится на государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации в размере 1 340 757,2 млн. рублей (73,9% всех источников), средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности утверждены в размере 297 954,0 млн. рублей (16,4% всех источников). Наименьший удельный вес приходится на бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации в размере минус 63 987,0 млн. рублей или минус 3,5% всех источников.

На 2012 год источники финансирования дефицита федерального запланированы в размере 1 734 450,0 млн. рублей, в том числе внутренние источники финансирования занимают 95,2% всех источников финансирования в размере 1 651 528,2 млн. рублей, из них наибольший удельный вес приходится на средства, полученные от размещения государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации 86,7% всех источников в размере 1 504 408,2 млн. рублей, на средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности приходится 15,9% всех источников в размере 276 115,0 млн. рублей. Наименьший удельный вес приходится на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте РФ в размере минус 50 100,0 млн. рублей (-7,1 % всех источников).

В 2013 также запланировано финансирование дефицита федерального бюджета за счет внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета, наибольшую долю из которых занимают средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых выражена в валюте Российской Федерации в размере 1 504 408,2 млн. рублей (95,4% всех источников), на средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности приходится 17,2% всех источников в размере 309 365,0 млн. рублей.

Структура источников внешнего финансирования федерального бюджета в общем объёме источников финансирования дефицита федерального бюджета с 2008 по 2013 год, а также структура изменения остатков денежных средств федерального бюджета в общем объёме источников финансирования дефицита федерального бюджета с 2008 по 2013 год представлены в приложении 10.

Федеральный бюджет за 2008 год по данным Федерального Закона «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» № 382-ФЗ от 28.12.09 исполнен с профицитом в 1 705 052,4 млн. рублей, источники финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 1705 052,4 млн. рублей, в том числе источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в размере минус 135 024,3 млн. рублей (7,92% общих источников финансирования дефицита федерального бюджета). Среди них наибольшую долю занимают средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте составила минус в размере -80 106,5 млн. рублей (4,7% всех источников).

Согласно Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджетам за 2009 год» №255-ФЗ от 03.10.10 источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 год составили минус -128 604,0 млн. рублей (-5,54% всех источников), из них на долю средств по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте приходится минус 2,1% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета в размере -47 974,4 млн. рублей, кредиты иностранных государств занимают минус 2,3% всех источников в размере -52 468,6 млн. рублей.

Согласно данным Федерального Казначейства, в частности «Кассовому исполнению федерального бюджета на 1.01.2011» источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 год составили 119 676,3 млн. рублей (6,6% всех источников), в числе которых основными являются средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в размере 121 556,1 млн. рублей или 6,71% всех источников, кредиты иностранных государств занимают минус 2,31% всех источников в размере -41 937,5 млн. рублей.

Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года» ФЗ №357 от 13.12.2010 утверждены источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год в размере 45 729,9 млн. рублей (2,52% всех источников), в числе которых наибольший удельный вес занимают средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте в размере 137 529,8 млн. рублей (7,6% всех источников), наименьший удельный вес приходится на кредиты иностранных государств в размере минус 45 370,3 млн. рублей (-2,5% всех источников), государственные финансовые и государственные экспортные кредиты в размере 36 206,1 млн. рублей (-2,0% всех источников).

На 2012 год источники внешнего финансирования дефицита федерального запланированы в размере 82 921,8 млн. рублей (4,78% всех источников), в том числе наибольший удельный вес приходится на средства, полученные от размещения государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте 10,1% всех источников в размере 174 409,7 млн. рублей. Наименьший удельный вес приходится на иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, среди которых государственные гарантии в размере минус 14 732,9 млн. рублей (-0,85% всех источников) и государственные финансовые и государственные экспортные кредиты в размере минус 49 699,1 млн. рублей (-2,87% всех источников).

В 2013 также запланировано финансирование дефицита федерального бюджета за счет внешних источников финансирования, наибольшую долю из которых занимают средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте в размере 176 114,1 млн. рублей (9,8% всех источников). Наименьший удельный как и в 2012 году приходится на государственные гарантии в размере минус 16 448,6 млн. рублей (-0,92% всех источников) и государственные финансовые и государственные экспортные кредиты в размере минус 51 469,3 млн. рублей (или 2,87% всех источников).

Согласно Федеральному Закону «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» № 382-ФЗ от 28.12.09 федеральный бюджет за 2008 год исполнен с профицитом в 1 705 052,4 млн. рублей, источники финансирования дефицита федерального бюджета составили минус 1705 052,4 млн. рублей, в том числе изменение остатков денежных средств федерального бюджета составило минус 1 991 271,0 млн. рублей (или 116,79% всех источников). В том числе наибольший удельный вес приходится на изменение остатков денежных средств Резервного фонда в размере минус 4 007 198,9 млн. рублей (235% всех источников), изменение остатков денежных средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в размере 3 849 111,3 млн. рублей (225,8% всех источников), изменение остатков денежных средств Фонда Национального Благосостояния в размере минус 2 184 493,8 млн. рублей составило 128,1% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета. Наименьший удельный вес приходится на изменение прочих остатков денежных средств федерального бюджета минус 20,6% всех источников.

Согласно Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» №255-ФЗ от 03.10.10 изменение остатков денежных средств федерального бюджета составило 2 028 973,6 млн. рублей 87,37% всех источников. В том числе наибольшая доля в составе источников приходится на изменение остатков денежных средств Резервного фонда Российской Федерации в размере 2 223 772,7 млн. рублей или 95,76%. Доля денежных средств Фонда Национального Благосостояния составила минус 3,9% в размере минус 90 013,5 млн. рублей.

Согласно данным Федерального Казначейства, в частности «Кассовому исполнению федерального бюджета на 1.01.2011» изменение остатков денежных средств федерального бюджета составило 1 684 669,4 млн. рублей или 93% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета. На изменение остатков денежных средств Резервного фонда Российской Федерации приходится 58,2% (1 054 563,4 млн. рублей) в составе всех источников финансирования дефицита федерального бюджета, средства Фонда Национального Благосостояния, направляемые на финансирование дефицита федерального бюджета составили 11,4% всех источников финансирования в размере 206 614,9 млн. рублей, изменение прочих остатков денежных средств федерального бюджета 23,4%.

Федеральным законом « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года» ФЗ №357 от 13.12.2010 утверждено изменение остатков денежных средств федерального бюджета в 2011 году в размере 289 396,8 млн. рублей, что составляет 16% всех источников финансирования дефицита федерального бюджета. Наибольший удельный вес приходится на изменение остатков денежных средств Резервного фонда в размере 284 396,8 млн. рублей 15,7%. Изменение остатков денежных средств Фонда Национального Благосостояния составит 5 000 млн. рублей или 0,3% всех источников.

На плановый период 2012 и 2013 годов в связи с исчерпанием средств Резервного Фонда законом установлено финансирование дефицита федерального бюджета за счёт Фонда Национального благосостояния в размере 7 500 млн. рублей (0,43% всех источников) и 10 000 млн. рублей (0,56% всех источников) соответственно.

2009 год. Источники финансирования дефицита федерального бюджета за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличились на 236,2% в связи со сменившимся профицитом федерального бюджета 2008 года на дефицит в 2009 году.

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 увеличились на 0,17%. В том числе средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации увеличились на 142,2%, государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней увеличились на 373%, бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации уменьшились на 753,5%, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности уменьшились на 70,7%.

2010 год. В 2010 году источники финансирования дефицита федерального бюджета в сравнении с 2009 годом уменьшились на 22%.

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 году уменьшились на 98,2% в сравнении с 2009 годом. Среди них наибольшему увеличению на 663,7% средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней на 85,5%, погашение обязательств за счет прочих источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета уменьшилось на 71,5%, кроме того увеличились на 49,4% средства по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Курсовая разница по средствам федерального бюджета уменьшилась на 137,7%, средства по прочим бюджетным кредитам (ссудам), предоставленные федеральным бюджетом внутри страны уменьшились на 52,2%.

2011 год. По сравнению с 2010 годом в 2011 предусмотрено незначительное увеличение источников финансирования дефицита федерального бюджета на 0,12%.

Также утверждено увеличение источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году на 1 760 828,2 млн. рублей в сравнении с 2010 годом. Из них увеличение средств по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации предусматривается на 719 281,8 млн. рублей или на 115,7%, утверждено значительное увеличение в 19 раз по сравнению с 2010 годом средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, также планируется сокращение на 90,5% государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней и изменения иных финансовых активов в федеральной собственности на 78,8%. Кроме этого в 2011 году утверждено исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в размере минус 54 800 млн. рублей. Сальдовое значение бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте Российской Федерации планируется в размере минус 63 987,1 млн. рублей, что на 62% больше чем в 2010 году.

Плановый период 2012 и 2013 годов предусматривает в 2012 году уменьшение источников финансирования дефицита федерального бюджета на 4,4% по сравнению с 2011 годом, в 2013 - увеличение на 3,5% в сравнении с 2012. Среди источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (в 2012 году уменьшение на 6,6% к 2011, в 2013 увеличение на 3,7% к 2012) в 2012 году планируется увеличение средств по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации на 12,2% по сравнению с 2011, в 2013 - незначительное уменьшение на 1,3% в сравнении с 2012 годом. Также в 2012 году планируется исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации в размере минус 123 055,5 млн. рублей, что на 124,5% больше чем в 2011 году, в 2013 минус 100 503,0 млн. рублей, что на 18,3% меньше чем в 2012. Кроме этого сальдовое значение бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте Российской Федерации в 2012 году планируется в размере 33,3 млн. рублей, что на 152% больше чем в 2011 году, в 2013 году в размере 54 560,0 млн. рублей, что на 64% больше чем в 2012 году.

Анализ динамики источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета показывает, что в 2009 году общий объём источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета увеличился на 4,8% в сравнении с 2008 годом за счёт увеличения средств по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте на 40,1%, уменьшения кредитов иностранных государств на 52,1%.

В 2010 году увеличение составило 193,6% за счет увеличения средств по операциям с государственными ценными бумагами, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте на 353,4% в размере 169 530,5 млн. рублей, и за счет увеличения сальдового значения государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 68 218,7 млн. рублей, что на 242,3% больше чем в 2009 году.

На 2011 год утверждено уменьшение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета на 62% за счет уменьшения кредитов иностранных государств на 8,2%, уменьшения сальдового значения государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 190,4%, также предусматривается исполнение государственных гарантий в иностранной валюте в размере 10 223,6 млн. рублей.

На плановый период 2012 и 2013 годов запланировано увеличение источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 81,3% в 2012 году к 2011 и 0,75% в 2013 году к 2012 году. Данное увеличение произойдет за счет увеличения средств по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте на 27%, а также за счет кредитов иностранных государств на 40,4%. Также на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрено исполнение государственных гарантий в иностранной валюте в размере 14 732,9 млн. рублей и 16 448,6 млн. рублей соответственно.

Анализ динамики изменения остатков денежных средств федерального бюджета за период с 2008 по 2013 год показывает, что в 2009 году изменение остатков денежных средств федерального бюджета по сравнению с 2008 годом увеличилось на 4 020 244,6 млн. рублей или на 201,9%. Остатки денежных средств Резервного фонда увеличились на 6 230 971,6 млн. рублей или на 155,5% по сравнению с 2008 годом, средства Фонда Национального Благосостояния увеличились на 2 094 480,3 млн. рублей или на 95,9%. В связи с реструктуризацией средства Стабилизационного Фонда с 1.01.2008. направлялись в Резервный Фонд и Фонд Национального Благосостояния. Прочие остатки денежных средств федерального бюджета уменьшились 456 096,1 млн. рублей или на 129,8%.

В 2010 году наблюдается сокращение остатков денежных средств федерального бюджета на 344 304,2 млн. рублей или на 17% по сравнению с 2009 годом. В том числе остатки денежных средств Резервного Фонда сократились на 1 169 209,3 млн. рублей или на 52,6% к 2009 году, увеличились остатки денежных средств Фонда Национального Благосостояния на 296 628,5 млн. рублей или на 329,5% к 2009 году. Прочие остатки денежных средств федерального бюджета в 2010 году увеличились на 528 276,7 млн. рублей.

На 2011 год законом утверждено сокращение остатков денежных средств федерального бюджета на 1 395 272,7 млн. рублей или на 82,8% в сравнении с 2010 годом. Сокращение остатков денежных средств Резервного Фонда утверждено в размере 770 166,7 млн. рублей или 73% к 2010 году. Средства Фонда Национального Благосостояния согласно закону уменьшатся на 201 614,9 млн. рублей или на 97,6% по сравнению с 2010 годом.

На плановый период 2012 и 2013 годов в связи с исчерпанием средств Резервного Фонда предусмотрено финансирование дефицита федерального бюджета за счет средств Фонда Национального Благосостояния. В 2012 году запланировано увеличение средств на 50% к 2011, в 2013 на 33,3% к 2012.

Таким образом, основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2013 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (73,9 %, 86,7 % и 82,7 % соответственно в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме.

Согласно приложениям № 42 и 43 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 года» источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2011 год сформированы в размере 1 814,0 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах в связи с сокращением объема дефицита федерального бюджета предусматривается сокращение размеров источников финансирования дефицита федерального бюджета до 1 734,4 млрд. рублей, и 1 795,7 млрд. рублей, соответственно, что соответствует объему дефицита.