Субсидия на жилье в беларуси. Субсидии – по новым правилам. Какие банки будут участвовать

В последний день апреля Совет министров своим постановлением № 555 утвердил Положение «О предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений». Одно из основных новшеств данного документа состоит в том, что теперь для получения субсидии претендент должен документально подтвердить наличие у него собственных или заемных средств, позволяющих оплатить неоплаченную субсидией часть затрат по строительству (реконструкции) или покупке жилого помещения.

Согласно постановлению малообеспеченные трудоспособные граждане-очередники, а также граждане, имеющие право на внеочередное получение социального жилья, имеют право получить одноразовую безвозмездную субсидию на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Эти же субсидии могут использоваться на приобретение подлежащих переоборудованию под жилье неэффективно используемых зданий и сооружений, не завершенных строительством жилых домов (квартир) в любом населенном пункте республики. Гражданам, которые по закону не могут претендовать на одновременное получение льготного кредита и субсидии для улучшения своих жилищных условий, имеют право выбрать один вид господдержки - субсидию или льготный кредит.

Правительством установлено, что субсидии на строительство (реконструкцию) жилого помещения предоставляются в период до ввода в эксплуатацию дома. Если в этот период состав семьи получателя субсидии изменился, то перерасчет последней не производится.

В соответствии с утвержденным Положением субсидия может предоставляться в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню. Перечисленные виды безвозмездной помощи

суммарно в стоимостном выражении (с зачетом жилищных квот) не могут превышать 70 процентов стоимости строительства, нормируемой для семьи из расчета на каждого человека 20 кв. м общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Что касается денежной субсидии, то она перечисляется на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" и используется в безналичной форме в виде платежей, перечисляемых по письменному поручению владельца субсидии. На денежные средства, перечисленные гражданину на спецсчет "Субсидия", производится начисление процентов в размере, предусмотренном для вкладов до востребования. Соответствующие суммы начисленных процентов используются гражданином в порядке, установленном для использования субсидий. Субсидия предоставляется в порядке очереди, с учетом времени постановки на учет. Но если гражданин состоит на учете по месту жительства и по месту работы, то очередность получения субсидии и ее размер определяются по более ранней дате постановки на учет.

Местным исполнительным и распорядительным органам и организациям разрешено предоставлять субсидии вне очереди инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним в установленном порядке лицам. Эти же льготы распространяются на: граждан, выполнявших воинский либо служебный долг в Афганистане или других странах, где велись боевые действия (воинам-интернационалистам); военнослужащих, уволенных в запас (отставку) до 2 декабря 1992 года, кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений. На внеочередное получение субсидий могут рассчитывать члены семей погибших или пропавших без вести военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших (умерших) вследствие ранений, контузий, увечий, заболеваний, полученных в результате боевых действий в годы Великой Отечественной войны, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, погибших (умерших) при выполнении воинского либо служебного долга в Афганистане или других странах, где велись боевые действия (а равно пропавших без вести в районах ведения боевых действий), либо при исполнении воинских (служебных) обязанностей. К льготной категории относятся и те граждане, которые проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, а также специалисты, направленные государственными органами на работу в сельскую местность.

По положению субсидия должна быть использована ее владельцем в течение срока строительства, оговоренного в договоре на строительство (реконструкцию) жилых помещений, но не превышающего трех лет со времени перечисления ее на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк". В случае приобретения жилых помещений другими способами, например путем купли-продажи, срок использования субсидии не должен превышать шести месяцев.

Положением определен и порядок начисления субсидий. Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли и жилищных квот получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с использованием субсидии. Если величина полученной безвозмездной материальной поддержки в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню превышает размер начисленной денежной субсидии, то последняя не предоставляется. В иных случаях денежная субсидия предоставляется в размере разницы между величиной начисленной субсидии и величиной оказанной гражданам безвозмездной материальной поддержки в стоимостном выражении.

При определении базовой доли субсидии учитывается: время нахождения гражданина на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме случаев, если субсидия получается вне очереди), количество членов семьи, состоящих на учете и изъявивших желание улучшить жилищные условия совместно с претендентом на получение субсидии; среднемесячный совокупный дохода семьи. Также принимается во внимание размер общей площади жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи, либо занимаемого ими по договору найма.

Гражданам, получающим субсидии вне очереди, молодым гражданам и гражданам, постоянно проживающим и работающим в сельской местности, базовая доля субсидии начисляется независимо от времени нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом перечисленных выше критериев. Военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений), в том числе уволенным в запас (отставку), нуждающимся в улучшении жилищных условий, сумма базовой доли субсидии исчисляется в зависимости от срока их военной службы в календарном исчислении или времени нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Чтобы получить субсидию, претендент должен подать заявление в службу субсидирования по месту жительства. Если субсидия нужна на строительство, то к заявлению прилагаются документы, подтверждающие участие претендента в ЖСК, долевом или ином строительстве жилого помещения, а также справки о сметной стоимости этого строительства. Если речь идет о строительстве индивидуального дома, то нужно еще иметь акт землепользования, документы, подтверждающие право на строительство дома, справку о его сметной стоимости, о стоимости уже выполненных строительных работ и купленных стройматерилов. Соответствующий перечень документов нужен и при получении субсидии на реконструкцию жилого помещения или переоборудование нежилого под жилое.

Если речь идет о покупке квартиры, то к заявлению прилагаются проект договора о купле-продаже, копия техпаспорта на приобретаемую квартиру, справка о ее оценочной стоимости, выданная БРТИ или сельским Советом депутатов.

Кроме этого, претенденты на субсидию должны представить документы, подтверждающие наличие у них средств (собственных и заемных), покрывающих разницу между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии. Граждане, имеющие право на совместное использование льготных кредитов и субсидий, предоставляют справку обособленного подразделения АСБ "Беларусбанк" о размере открытой кредитной линии на жилищное строительство, размере кредита, полученного в счет открытой кредитной линии, или справку о том, что кредит не выдавался.

При отсутствии у претендента перечисленных документов либо отсутствии у него собственных средств, необходимых на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии, ему может быть отказано в предоставлении субсидии. Но это не исключает возможность обратиться за субсидией повторно.

Продолжение. Начало в № 13

Порядок расчета размера субсидии

Порядок расчета величины субсидии и ее использования на улучшение жилищных условий содержится в Положении о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 г. № 555, с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкции о порядке расчета одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждена постановлением Минстройархитектуры от 4 сентября 2003 года №15).

Субсидия является формой государственной безвозмездной материальной поддержки, оказываемой гражданам для улучшения их жилищных условий в виде денежных средств, безвозмездной передачи (с зачетом жилищных квот) либо продажи по льготным ценам не завершенных строительством жилых помещений или неэффективно используемых зданий и сооружений, подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, продажи по льготным ценам древесины на корню. Указанные виды государственной безвозмездной материальной поддержки суммарно в стоимостном выражении (с зачетом жилищных квот) не могут превышать 70 процентов стоимости строительства, нормируемой для семьи общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

Денежная субсидия может быть начислена в размере до 70 % (с учетом проиндексированных чеков «Жилье») стоимости строительства норматива общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств из расчета 20 кв.метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (при строительстве однокомнатной квартиры для одного человека - 36 кв.метров).

Размер субсидии определяется как сумма ее базовой доли и жилищных квот (чеков «Жилье») получающего субсидию гражданина и членов его семьи, имеющих в соответствии с законодательством право на индексацию жилищных квот и изъявивших желание улучшить жилищные условия путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с использованием субсидии.

Принимаемый в расчет при начислении суммы базовой доли субсидии норматив общей площади жилого помещения уменьшается на величину, представляющую собой разность между общей площадью жилого помещения, находящегося в собственности претендента на получение субсидии и членов его семьи в населенном пункте по месту их проживания или занимаемого ими по договору найма, и установленной законодательством максимальной нормой предоставления общей площади жилого помещения социального пользования, причитающейся остающимся проживать в этом жилом помещении членам семьи.

Расчет базовой доли субсидии производится с использованием утверждаемого Министерством архитектуры и строительства норматива предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений, но не выше складывающейся стоимости строительства 1 кв. метра общей площади в конкретном доме.

Конкретная величина базовой доли субсидии, предоставляемой гражданам, определяется (в процентах от стоимости строительства установленного для семьи норматива общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств) в зависимости от времени пребывания на квартирном учете и дохода на одного члена семьи, исчисленного в минимальных потребительских бюджетах (см. таблицу). Гражданам, имеющим право на получение субсидии вне очереди, базовая доля субсидии начисляется независимо от времени нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в максимальном размере с учетом остальных установленных критериев.

Порядок предоставления и использования субсидии

Основанием для рассмотрения вопроса о возможности предоставления субсидии гражданину является его заявление на имя председателя местного исполнительного и распорядительного органа, руководителя организации, в которых гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одновременно с заявлением претендент на получение субсидии представляет в службу субсидирования сведения о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия, в соответствии с Положением об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2000 года № 1955. Дополнительно претендентом на получение субсидии в службу субсидирования при необходимости представляется:

при строительстве (реконструкции) одноквартирных, блокированных жилых домов - копия свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации земельного участка либо копия государственного акта на право собственности на землю или на право пожизненного наследуемого владения землей;

при приобретении жилого помещения - предварительный договор;

нотариально удостоверенное обязательство с письменного согласия всех совершеннолетних членов семьи о неоформлении в собственность занимаемого по договору найма жилого помещения с последующим его освобождением.

Для принятия решения о предоставлении гражданину субсидии служба субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организация запрашивают и получают в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432 "О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях" следующие документы:

при строительстве жилых помещений в составе организации застройщиков, в порядке долевого участия в жилищном строительстве по договору с застройщиком или иному договору о строительстве жилья:

выписку из решения местного исполнительного и распорядительного органа о включении гражданина в состав организации застройщиков, либо копию договора о долевом участии в жилищном строительстве, либо копию иного договора о строительстве;

справку о сметной стоимости строительства жилого помещения в базисных ценах и ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии (выдается руководством организации застройщиков, застройщиком);

при строительстве (реконструкции) одноквартирных жилых домов или квартир:

копии документов, подтверждающих наличие у получателя субсидии согласованной в установленном порядке проектной документации и разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома или квартиры;

справку о сметной стоимости строительства (реконструкции) жилого дома или квартиры, стоимости выполненных работ и закупленных материалов и изделий в базисных ценах и ценах, действующих на дату подачи заявления на получение субсидии;

при реконструкции и переоборудовании неэффективно используемых зданий (сооружений) под жилые помещения:

копию договора о безвозмездной передаче или льготной продаже неэффективно используемого здания (сооружения), подлежащего реконструкции и переоборудованию под жилые помещения;

копию разрешения на реконструкцию и переоборудование;

копию договора на реконструкцию и переоборудование;

справку о сметной стоимости реконструкции и переоборудования;

при приобретении жилых помещений;

копию технического паспорта на приобретаемое жилое помещение;

справку об оценочной стоимости жилого помещения, выданную территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним или сельским Советом депутатов.

На основании сведений о совокупном доходе и об имущественном положении заявителя и членов его семьи, улучшающих вместе с ним жилищные условия, служба субсидирования определяет наличие либо отсутствие у претендента на получение субсидии средств, необходимых на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии.

Для граждан, имеющих право на совместное использование льготных кредитов и субсидий, справка о размере открытой кредитной линии на жилищное строительство, размере кредита, полученного в счет открытой кредитной линии, или справка о том, что кредит не выдавался, предоставляется обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк" по запросу службы субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организации в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 года № 432.

При отсутствии у претендента средств на покрытие разницы между полной стоимостью строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения и величиной предоставляемой субсидии местный исполнительный и распорядительный орган, руководство организации могут отказать в начислении субсидии. Претендент имеет право повторно подать заявление на предоставление субсидии после появления у него необходимых средств.

Служба субсидирования проверяет достоверность указанных в заявлении сведений, производит расчет размера субсидии, разъясняет получателю субсидии условия ее перечисления на специальный счет "Субсидия" и порядок дальнейшего использования, вносит на рассмотрение местного исполнительного и распорядительного органа проект решения о начислении субсидии, а в случаях отказа в предоставлении субсидии информирует претендента на получение субсидии о причине отказа.

Одна копия решения органа, предоставляющего субсидию, с указанием суммы начисленной субсидии, собственных или заемных денежных средств получателя субсидии, целевого направления использования субсидии выдается гражданину, другая копия направляется в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк".

Если законодательством предусмотрена плата за выдачу документов, запрашиваемых службой субсидирования местного исполнительного и распорядительного органа, организацией, копия решения органа, предоставляющего субсидию, выдается гражданину после внесения им такой платы. Плата за выдачу гражданину копии решения о начислении субсидии не взимается.

На основании указанной копии решения обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" заключает с получателем субсидии договор на открытие специального счета "Субсидия" и выполнение им по поручению получателя субсидии платежей в ходе строительства (реконструкции) или при приобретении жилого помещения.

Гражданам, имеющим право на совместное использование субсидии и льготного кредита, специальный счет "Субсидия" открывается в обособленном подразделении АСБ "Беларусбанк" по месту их кредитования.

Гражданам, реализующим право на совместное использование субсидии и льготного кредита на строительство (реконструкцию) жилого помещения, субсидия предоставляется в процессе строительства (реконструкции). Кредитование осуществляется в установленном порядке в пределах стоимости строительства оставшейся части нормируемого размера льготно кредитуемой площади за вычетом размера полученной субсидии.

При обращении граждан, получивших льготные банковские кредиты, субсидия предоставляется в размере, начисленном в установленном порядке, в пределах оставшейся части стоимости строительства нормируемого размера льготно кредитуемой площади жилого помещения.

При представлении всех необходимых документов субсидия перечисляется на специальный счет "Субсидия" на имя ее получателя в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк" в зависимости от способа осуществления строительства (реконструкции) либо приобретения жилого помещения:

по местонахождению текущего (расчетного) счета организации застройщиков или организации, заключившей договор с гражданином - получателем субсидии на долевое участие в строительстве;

по месту приобретения жилого помещения, не завершенного строительством здания (сооружения), подлежащего реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, или строительных материалов, изделий и оборудования при строительстве жилья собственными силами.

После перечисления субсидии на специальный счет "Субсидия" в учетном деле гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, на специальный счет которого перечислена субсидия, делается соответствующая отметка.

Предоставляемые гражданам денежные субсидии используются в безналичной форме в виде платежей, перечисляемых по письменному поручению владельца субсидии обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк":

организации застройщиков, застройщику (подрядчику) - при строительстве жилых помещений долевым, подрядным способом;

продавцу - при приобретении жилых помещений, не завершенных строительством зданий (сооружений), подлежащих реконструкции и переоборудованию под жилые помещения, строительных материалов, изделий и оборудования при строительстве жилья собственными силами.

В случаях отказа гражданина от строительства жилого помещения либо исключения его из числа застройщиков денежные средства, перечисленные со специального счета "Субсидия", должны быть возвращены в местные бюджеты или на счет организации, предоставившей субсидию. Возврат денежных средств обеспечивается организацией застройщиков, осуществляющей строительство жилого дома, или гражданином, осуществлявшим строительство одноквартирного жилого дома либо квартиры в порядке долевого участия.

Если на дату возврата субсидии региональный индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ увеличился по отношению к индексу, действовавшему на дату перечисления субсидии на специальный счет "Субсидия" в обособленное подразделение АСБ "Беларусбанк", производится индексация возвращаемой субсидии. Для этого сумма начисленной субсидии умножается на коэффициент, вычисляемый делением действующего на дату индексации регионального индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ на индекс, действовавший на дату перечисления субсидии.

Если денежные средства не были перечислены со специального счета "Субсидия" на строительство жилого помещения, возврат их производится обособленным подразделением АСБ "Беларусбанк" с учетом начисленных процентов в размере, предусмотренном для вкладов до востребования.

В случае выбытия гражданина из членов организации застройщиков и включения в их состав другого гражданина, имеющего право на субсидию, субсидия в установленном порядке возвращается организацией застройщиков в местный бюджет или на счет организации, предоставившей субсидию.

Гражданину, включенному в состав организации застройщиков вместо выбывшего, субсидия предоставляется в установленном порядке.

Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

ТАБЛИЦА

для определения размера базовой доли субсидии

(в процентах от стоимости норматива строительства жилых

помещений типовых потребительских качеств)

Время пребыва- ния на учёте, лет Доход на одного члена семьи, исчисляемый в минимальных потребительских бюджетах
до 1,0 включ. свыше 1,0 до 1,1 свыше 1,1 до 1,2 свыше 1,2 до 1,3 свыше 1,3 до 1,4 свыше 1,4 до 1,5 свыше 1,5 до 1,6 свыше 1,6 до 1,7 свыше 1,7 до 1,8 свыше 1,8 до 1,9 свыше 1,9 до 2,0 свыше 2 до 2,5 свыше 2,5 до 3
До 5 лет 30 26 21 17 13 9 0 0 0 0 0 0 0
6 32 28 23 19 15 11 6 0 0 0 0 0 0
7 34 30 25 21 17 13 8 0 0 0 0

Александр Горваль, начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Беларуси, во время пресс-конференции в агентстве Белта отвечал на волнующие людей вопросы об адресных жилищных субсидиях. Intex-press собрала самые важные вопросы и ответы.

Вопрос: Что собой представляет государственная жилищная субсидия, чему на смену она приходит и для чего?

Ответ: В целом, платежи по кредитам будут не намного выше, чем те, которые предоставляли по 13-му указу. Указ №240 представляет новую систему господдержки. Это не значит, что прежнее все разрушается, отменяется. Это дополнительный механизм, который направлен на то, чтобы привлечь дополнительные кредитные ресурсы, потому что льготных кредитов с каждым годом становится все меньше. Субсидии будут адресными. Благодаря им кредиты коммерческих банков станут доступнее. Например, если сейчас кредит в банке дают под 17-20% на жилищное строительство на общих условиях, а этот кредит будет брать человек, который имеет право на субсидию, то ему будут компенсировать или проценты, или и проценты, и основной долг. Например, многодетной семье с тремя детьми погасят проценты за пользование кредитом (ставка рефинансирования + 2%, то есть по нынешней ставке рефинансирования погасят 14% от процентной ставки по кредиту), и основной долг (95%).

Вопрос: Что нужно сделать молодой семье, чтобы получить адресную субсидию, если мы только стоим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий?

Ответ: Ждать своей очереди. Как только она подойдет, исполком предложит строительство, и, если вы будете иметь на это право, вам начислят субсидию.

Вопрос: Семья с одним ребенком, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, попадает под действие указа №240?

Ответ: Да, на одного ребенка также предусмотрена субсидия на погашение основного долга. Но надо дождаться, когда подойдет очередь. Люди посчитали, что раз речь идет о коммерческих кредитах, то субсидии будут предоставляться без очереди. Но это не так.

Вопрос: Имеет ли право молодая семья с двумя детьми на субсидию, если семья не из числа малообеспеченных?

Ответ: Нет. Если семья не малообеспеченная, то государственной поддержки нет.

Вопрос: В указе вообще ничего не понятно насчет строительства индивидуальных домов. Очередь на квартиры и дома общая или нет?

Ответ: Очередь на квартиры и на строительство домов общая, а финансирование раздельное. Каждый год постановлением правительства определяется объем господдержки, который пойдет на многоквартирное и индивидуальное жилье. Если человек, чья очередь подошла, хочет строить жилой дом, то деньги он будет получать из ресурсов на индивидуальное жилье. Для тех, кто захочет строить квартиру, деньги будут браться из ресурсов на многоквартирное строительство.

Вопрос: Когда можно будет увидеть список коммерческих банков, кредитующих строительство с адресной субсидией?

Ответ: Список коммерческих банков появится после вступления в силу 6 августа 2017 года указа №240. Будет опубликован также перечень тех жилых домов, которые будут строиться по этому указу.

Вопрос: У нас семья из четырех человек, воспитываем ребенка-инвалида. Сейчас нам предложили строить квартиру (долевое строительство), но договор мы еще не подписывали. Раньше мы имели право на льготный кредит и одноразовую субсидию. А как теперь (после 240-го указа) мы будем строиться?

Ответ: Вы имеете право на включение в списки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Такие семьи имеют определенные преференции, но получить их можно только в порядке очереди. Для получения субсидий по указу №240 необходимо соблюдение трех условий: должна подойти очередь на получение жилья, заявитель должен попадать в определенные категории и получить разрешение исполкома.

Вопрос: Можно ли получить субсидию при покупке жилья на вторичном рынке?

Ответ: Нет. Указ №240 не субсидирует покупку жилья, а только строительство и реконструкцию. То есть, если семья покупает жилье на вторичном рынке, субсидия не выдается.

Кто имеет право на получение адресной жилищной субсидии

Малообеспеченные семьи, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые:

    являются многодетными;

    в которых воспитываются дети-инвалиды или в составе семьи есть инвалиды с детства первой и второй группы;

    проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;

    проживают не менее 10 лет в общежитиях.

Важно. Молодые и многодетные семьи, заключившие кредитные договоры на получение коммерческих кредитов на строительство жилья до 6 августа включительно, смогут получить финансовую поддержку государства на прежних условиях (по указу №585).

С августа в Беларуси «работает» адресное субсидирование при строительстве жилья. Претендующие на господдержку берут кредиты в банках по коммерческим ставкам, а государство выделяет субсидии на погашение части процентов, в отдельных случаях – и на погашение части основного долга. Активнее других с субсидиями работает Брестская область, Минская – пока в числе аутсайдеров.

– Во время встреч с представителями городских и районных исполкомов более 2000 семей области получили предложения построить квартиру на условиях господдержки в виде субсидии. Механизм ее получения прописан в Указе №240. Максимальный размер кредита и адресной субсидии определяется с учетом состава семьи и жилой площади, находящейся в собственности. На сегодняшний день порядка 153 семей уже имеют на руках решение исполкомов на предоставление им субсидий. 58 семей уже заключили кредитные договоры с банками, – говорит заместитель председателя комитета по архитектуре и строительству облисполкома Алексей Быков. — Но более 240 семей отказались от получения адресных субсидий. Основная причина отказов – заключение кредитного договора с банком, для чего требуется соответствующий уровень заработной платы и наличие поручителей. Кроме того, кто-то хотел бы приобрести жилье на вторичном рынке, а Указ №240 предусматривает выделение субсидий только на строительство, – отмечает представитель облисполкома.

Адресные субсидии выделяются как на строительство жилья в многоквартирных жилых домах, так и на индивидуальное жилищное строительство.

По информации Минстройархитектуры, всего по области с привлечением адресных жилищных субсидий предусмотрено строительство 13 жилых домов на 985 квартир в Смолевичах, Мачулищах, Смиловичах, Березино, Молодечно, Солигорске, Столбцах и Старых Дорогах.

Также с привлечением субсидий запланировано по Минской области ввести в эксплуатацию 7150 тыс. квадратных метров индивидуального жилищного строительства.

В нынешнем году из госбюджета выделено 135 млн рублей на субсидирование рыночных процентных ставок банков. От общей суммы на Минскую область выделено 37 млн 490 тысяч рублей. В числе первых финансовых учреждений, запустивших механизм адресных субсидий, – «Беларусбанк» и «Белагропромбанк». «Белинвестбанк» также готов осуществлять кредитование физлиц в рамках Указа №240.

– На сегодняшний день специалисты нашего банка активно консультируют кредитополучателей, – отмечает пресс-секретарь Белинвестбанка Елена Ошуркевич. – После чего лица, заинтересованные в господдержке на строительство жилья, направляются в местные исполкомы.

Специалисты ОАО «Белинвестбанк» произвели расчет примерного графика погашения кредита и уплаты процентов в рамках Указа №240.

За основу мы взяли семью с тремя несовершеннолетними детьми, которой, согласно нормам указа, предоставляется субсидия на уплату части процентов, рассчитываемая исходя из ставки рефинансирования + 2% (в фактическом значении, т.е. 13%).

Размер кредита: 50 000 BYN

Процентная ставка по кредиту, подлежащая к уплате кредитополучателем: 2% годовых

Срок кредита: 20 лет

Дата получения кредита: ноябрь 2017 года

Месяц начала уплаты основного долга по кредиту: январь 2019 года

Месяц начала уплаты процентов по кредиту: декабрь 2017 года

Предварительные сроки строительства – 1 год

В период строительства жилья кредитополучателем основной долг не выплачивается. Погашение кредита в части основного долга начинается после ввода жилого дома в эксплуатацию. Максимальная сумма платежа по кредитному договору в период строительства (1 год) будет составлять 85 белорусских рублей в месяц – это сумма процентов.

По окончании строительства и ввода дома в эксплуатацию максимальная сумма платежа по кредиту составит 306 белорусских рублей в месяц (основной долг + проценты без учета выплачиваемых компенсаций).

По предварительному расчету, для получения кредита на вышеописанных условиях минимальный уровень заработной платы кредитополучателя должен составлять порядка 620 рублей в месяц (имеется в виду сумма, выданная на руки).

Если заработная плата ниже указанной суммы, при расчете кредитоспособности может использоваться совокупный доход семьи. 

Кто может получить субсидии

На субсидии могут претендовать граждане, перечисленные в Указе №13 от 6 января 2012 года, – все, кто и раньше мог рассчитывать на льготный кредит.

В частности, претендовать на поддержку государства могут работники правоохранительных органов и военнослужащие, многодетные семьи, семьи с детьми­инвалидами и инвалидами с детства, дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ветераны боевых действий на территории других государств, лауреаты специальных фондов Президента по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов и по поддержке талантливой молодежи.

Размер адресной субсидии

Предоставление субсидий на уплату процентов:

Многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, – в размере ставки рефинансирования + 2%.

Многодетным семьям с 4 и более детьми – ставка рефинансирования + 3%.

Многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (если они учатся, совместно проживают и т.д.), – ставка рефинансирования +2%.

Иным гражданам, имеющим право на господдержку (дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), – ставка рефинансирования минус 2%.

Предоставление субсидий на погашение основного долга:

Многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, – 90% основного долга.

Многодетным семьям с 4 и более детьми – 100%.

Молодым семьям при рождении, усыновлении либо удочерении первого ребенка – 10%, второго – 20%.

Иным гражданам, имеющим право на господдержку (дети­сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), – 35%.

Период кредитования определяется банком: от 15 до 20 лет. Субсидия будет выплачиваться ежемесячно. Ее размер пересчитают при изменении состава семьи либо ставки рефинансирования.

С августа 2017 года, когда в силу вступил Указ №240 об адресном субсидировании, в Беларуси заключено более 1,5 тысячи договоров в жилищном строительстве.

Марина ВАЛАХ

9 5

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 млн рублей из средств «Беларусбанка» и «Белагропромбанка». Позже к ним подключатся коммерческие банки, сообщил 6 июля на брифинге БЕЛТА начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль.

Александр Горваль. Фото БЕЛТА

Как сообщалось, Александр Лукашенко 4 июля подписал «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений». В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, - государственные адресные субсидии. Они будут предоставляться на уплату части процентов за пользование кредитом на строительство жилья, полученным гражданами в любом коммерческом банке, а многодетным и молодым семьям и детям-сиротам - также на погашение части основного долга по таким кредитам.

Получателями субсидий будут все граждане, имеющие право на получение господдержки в соответствии с указом президента № 13 2012 года.

Кредиты будут дороже

По словам Александра Горваля, кредиты, полученные по указу № 240 от 4 июля 2017 года об адресном субсидировании жилищного строительства, который сегодня официально опубликован, будут стоить гражданам чуть дороже, а для госбюджета нагрузка снизится.

«Найден механизм, который, на наш взгляд, поможет расширить объемы кредитования жилищного строительства, при этом оно будет осуществляться с элементами господдержки», - отметил специалист. По его словам, система прямых льготных кредитов через перечисление средств банкам постепенно будет заменена системой субсидирования не банков, а непосредственно граждан.

«Наряду с увеличением объемов кредитования уменьшатся затраты бюджета. То есть бюджет будет компенсировать гражданам только проценты по кредиту, а не всю сумму кредита», - пояснил Горваль.

«Некоторые на форумах уже обсудили указ, текст которого только сегодня стал известен. Пишут, что опять льготы, раздадут дешевое жилье своим. Новых льгот не будет, они уже давно определены указом № 13 по господдержке граждан при строительстве жилья, и его действие не отменяется», - сказал начальник управления.

Он отметил, что размер кредита будет приближен к размерам, которые определены указом № 13, но сам кредит будет стоить дороже для граждан, стоящих на очереди по улучшению жилищных условий.

Например, для семьи из трех человек, которая будет строить квартиру в 60 кв. метров по 660 рублей за 1 кв. метр и получает кредит в 35 тыс. рублей, ежемесячный платеж по указу № 13 будет составлять 224 рубля, по указу № 240 - 347 рублей; для семьи из 4-х человек - 298 и 463 рублей соответственно, для многодетных семей с тремя детьми - 45 и 80 рублей.

«Здесь дополнительно привлекаются и средства граждан. Но, на наш взгляд, это подъемные средства - можно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия», - считает Горваль.

Он отметил, что вскоре после опубликования указа будет принято постановление правительства по детализации механизма получения кредита. В частности, кредиты будут выдаваться строго по очереди по направлению местных исполкомов. Будет составлен список банков, из которых может выбрать получатель кредита, а также перечень объектов (многоквартирных и частных домов), которые подпадут под действие нового указа. Будут внесены и изменения в нормативно-правовую базу для их соответствия новому указу, который вступит в силу 6 августа.

Горваль также сообщил, что на реализацию указа «Беларусбанку» и «Белагропромбанку» из бюджета уже выделено 135 млн рублей. Это позволит построить дополнительно около 4 тыс. квартир. Остальные банки сейчас рассматривают возможность участия в системе адресного субсидирования.

Господдержка граждан при строительстве жилья может быть отменена

Указ № 13 от 6 января 2012 года о господдержке граждан при строительстве жилья в будущем может быть отменен, заявил Александр Горваль.

По его мнению, в вопросе отмены льгот необходима «некоторая поэтапность». По его словам, с принятием указа № 240 первый этап пройден: если ранее льготные кредиты выдавались двумя банками и дотировались на 100% из бюджета, то теперь бюджет будет компенсировать только часть процентов по кредитам, а основной кредит финансируется за счет банков. «То есть сделан шаг к рыночным механизмам», - считает специалист.

«В будущем, может быть, и указ № 13 потеряет свою актуальность. Но для этого должен пройти этап по снижению ставки рефинансирования, чтобы стабилизировались инфляционные процессы. Тогда условия кредитования станут приемлемыми, будут посильные проценты, тогда не нужен будет и 13-й указ, и 240-й со временем, когда кредиты будут под 2-3%. Государство тогда может только самых-самых поддерживать - тех, кто по физическим данным и особенностям не сможет самостоятельно решить свою жилищную проблему», - сказал Горваль.

По его словам, тогда государство больше внимания сможет уделять строительству арендного и социального жилья.

«В таких аспектах, когда не надо передавать жилье в собственность. Есть некоторая несправедливость, когда малообеспеченные получают в собственность очень дорогую вещь, а человек среднего достатка, который не попадает под льготы, уже не может себе это позволить из-за собственного финансового состояния и структуры господдержки. В этом дисбаланс существует», - подчеркнул начальник управления.

Он отметил, что сегодня в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в Беларуси стоит около 697 тыс. человек, в том числе в Минске около 240 тысяч. 350 тыс. участников очереди - молодые семьи, 30,5 тыс. - многодетные, 29 тыс. - дети-сироты. Около 15% из всех нуждающихся имеют право на господдержку.

По информации Минстройархитектуры, в этом году поставлена задача построить 3,5 млн кв. м общей площади жилья, за пять месяцев построено 1 млн 420 тыс., за полугодие (по прогнозам) - 1 млн 762 тыс. кв. метров. С господдержкой при задании на год в 450 тыс. кв. м за пять месяцев построено 227,5 тыс., за полугодие (ожидается) - около 260 тыс. кв. метров. С господдержкой в 2016 году было построено 991,3 тыс. кв. метров.