Скоростные пассажирские лифты высотной части. Скоростные лифты: назначение, устройство и безопасность. Число лифтов и их параметры

Несмотря на то, что согласно статистике, каждые три дня лифты перевозят количество пассажиров равное населению Земли, поездка на скоростном лифте отнюдь не рядовая ситуация. По техническому регламенту об устройстве лифтов, по критерию скорости, они подразделяются на:

  • лифты тихоходные (до 1 метров в секунду);
  • лифты быстроходные (от 1 до 2 метров в секунду);
  • лифты скоростные (от 2 до 4 метров в секунду);
  • лифты высокоскоростные (свыше 4 метров в секунду).

Как правило, в обычных многоэтажных жилых домах устанавливаются лифты первой или, максимум, второй категории, потому как, во-первых, их конструкция, значительно проще, а, следовательно, дешевле, а, во-вторых, они безопаснее для пассажиров. Скоростные и высокоскоростные лифты устанавливаются чаще всего в крупных многоэтажных бизнес-центрах, где лифтом ежеминутно пользуются десятки человек, или в элитных жилых домах.С технической точки зрения, скоростные и высокоскоростные лифты совершеннее и мощнее обычных тихоходных подъёмников. Они оснащаются модернизированными безредукторными лебёдками, которые даже по весу превосходят лебёдки обычных подъёмников. Так, например, вес некоторых из них может превышать 18 тонн. При этом тяга таких моторов может быть свыше 70 тонн. Модернизированная безредукторная лебёдка может обеспечивать более плавное и мягкое передвижение кабины без вибраций. При этом, чем выше скорость, тем больше, разумеется, проблем с вибрацией. К тому же в силу того, что высокоскоростные лифты – удел небоскрёбов, которые в свою очередь также имеют немалый уровень вибраций из-за их высоты, инженерам приходится учитывать и это. Поэтому высокоскоростные лифты оснащаются более мощными системами подавления вибрации, которые призваны следить за равномерным распределением нагрузки на специальные особо прочные тросы, которыми оборудованы кабины. Конструкции быстроходных элеваторов осложняются ещё и тем, что системы разгона в них устроены особым образом – набирает высоту лифт довольно быстро, но при этом плавно. В связи с этим, такие лифты оснащены особыми системами подавления воздуха в шахте, для обеспечения меньшего сопротивления.

Скоростные и высокоскоростные лифты в силу высокого потребления энергии, оснащаются также особыми устройствами – рециклическими инвекторами, которые позволяют вторично использовать энергию. Кстати, для сохранения энергии, увеличения скорости, а также для обеспечения более плавного хода лифта, форма кабины делается обтекаемой, без резких углов.Однако, скоростные лифты обладают рядом «побочных эффектов», так, в некоторых из них человеку может стать плохо – закружиться голова, затошнить, заложить уши. Это происходит из-за существенных перепадов давления, особенно в тех случаях, когда подъёмник довольно быстро набирает скорость. Однако в нескольких небоскрёбах мира сегодня установлены лифты-рекордсмены, которые могут работать на «немыслимых» для обычного лифта скоростях, при этом с максимальным комфортом для пассажиров. Самые популярные из них находятся в Тайвани, в одном из самых высоких зданий «Taipei 101» высотой 509 метров. Лифты там могут подниматься на высоту со скоростью почти в 17 метров в секунду. Они оборудованы специальными системами стабилизации воздуха внутри самой кабины, так что с точки зрения самочувствия, пассажиры даже не замечают, как перемещаются на 80 этажей вверх и вниз всего за несколько секунд.

Высокоскоростные лифты обеспечены также сверхнадёжными системами торможения. В этих подъёмниках предусмотрены не простые ловители, которые останавливают лифт по «требованию» ограничителей скорости, а кремниево-азотные тормозные устройства или особые двойные системы тормозов, которые могут «поймать» кабину, и выдержать при этом высокие тепловые нагрузки. К тому же, удар от падения сведён к минимуму, так что пассажиры не ощущают серьёзного дискомфорта при поломке лифта. Кроме того, как правило, такие подъёмники оснащены интеллектуальными системами контроля скорости движения, так что их внезапное падение и выход из строя практически невозможен.

С массовым строительством многоэтажных домов, торгово-развлекательных центров и индивидуального жилья высокого класса потребность в лифтах и их обслуживании возросла в несколько раз. Современные модели подъемных механизмов различного типа (пассажирские , грузовые и специальные) обладают усовершенствованными техническими характеристиками.

В каждом техническом паспорте изделия обязательно присутствует описание скорости лифта. Скорость лифта - это величина, которая отображает соотношение пути подъема или опускания кабины лифта со временем. Иными словами: за сколько секунд подъемное устройство перемещается на 1 м. Эту характеристику всегда учитывают при установке механизмов в жилых и коммерческих зданиях.

Согласно классификации по скоростным характеристикам, лифты подразделяют на:

  • тихоходные (скорость подъема кабины до 1,0 м/с);
  • быстроходные (скорость подъема - от 1,0 до 2,0 м/с);
  • скоростные (скорость - от 2,0 до 4,0 м/с);
  • высокоскоростные (свыше 4,0 м/с и примерно до 17 м/с).

Самый быстрый лифт установлен в тайваньском небоскребе Taipei-101. В здании 101 этаж, подъемное устройство поднимается со скоростью 16,83 м/с.

Тип скорости лифта

Существует несколько технических понятий этого термина. Скорость, на которую рассчитан лифт, называют номинальной. Эта характеристика указана в техническом паспорте устройства. Номинальная скорость должна соответствовать требованиям проекта здания.

Для современных лифтов, которые массово применяются в жилых зданиях и коммерческих постройках, диапазон номинальных скоростей находится пределах от 0,18 до 4 м/с. Высокоскоростные лифты с показателем выше 4 м/с редко применяют в жилых домах. Такой быстрый подъем и опускание на 10-20 этажей может вызвать у пассажиров шум в ушах. Застройщики отдают предпочтение скоростным и быстроходным механизмам. Высокоскоростные лифты используют в зданиях максимальной высоты.

Кроме номинальной, у лифта есть рабочая скорость. По сути, это фактическая скорость подъемного механизма, проявляющаяся в определенных эксплуатационных условиях. Рабочая скорость зависит от степени полезной нагрузки лифта, перебоев напряжения в электросети, сопротивления подвижных частей устройства. Рабочие скорости почти всегда отличаются от номинальных.

Самую большую скорость лифта, при которой срабатывают аварийные ловушки, называют предельной. Аварийные устройства включаются при превышении номинальных показателей более чем на 15%. В лифтах с двухскоростными лебедками есть остановочная скорость. При ней лебедка обесточивается и одновременно осуществляется действие механического тормоза. Для точности остановки кабины лифт переводится с рабочей на пониженную остановочную скорость, при которой механизм полностью прекращает движение. Для осмотра лифта и лифтового оборудования с крыши кабины предусмотрено движение устройства с ревизионной скоростью, которая не должна превышать 0,36 м/с.

Особенности установки лифтов

При установке подъемного оборудования руководствуются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ). В зависимости от грузоподъемности лифта и его скорости, лифты бывают пассажирские (с грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг и скоростью 0,71; 1,0 и 1,4 м/с) и пассажирские скоростные (с грузоподъемностью 1000 и 1600 кг и скоростью 2 и 4 м/с). Этими устройствами оборудуют многоквартирные дома и офисные здания.

Для коттеджных лифтов , которые устанавливают в двух-трехэтажных особняках, производители предусмотрели невысокую скорость. Например, при грузоподъемности 250, 315, 385 лифты бренда Privat имеют скорость - 0,15 или 0,3 м/с. Подъемные коттеджные механизмы производства Kleemann Maison обладают скоростью 0,14 - 0,5 м/с при грузоподъемности до 450 кг.

Существует множество разновидностей грузовых лифтов с различной скоростью. Они устанавливаются в жилых, коммерческих и общественных зданиях.

Где заказать лифт с оптимальной скоростью?

Наша компания занимается монтажом, продажей и обслуживанием лифтового оборудования в зданиях различного назначения. Высокое качество механизмов и профессионализм сотрудников гарантируют бесперебойную и безопасную работу лифтов, установленных СП «Энергия».

Квалифицированные мастера нашей компании рассчитают идеальную скорость для подъемного устройства, которое устанавливает заказчик. Если лифт правильно смонтирован и регулярно обслуживается, то он может успешно работать много лет.

| Двери кабины и шахты | Монтаж лифтов |

Основные характеристики лифтов

Основными характеристиками лифтов являются скорость движения, грузоподъемность, максимальная высота подъема кабины и количество остановок, которые регламентируются Государственными Стандартами (ГОСТ) России и национальными стандартами зарубежных стран на конкретный тип оборудования.

Различают номинальную, рабочую, предельную, ревизионную и остановочную скорости лифта.

Номиналь­ная скорость - это скорость, на которую рассчитан лифт. Диапазон номинальных скоростей современных лифтов массового приме­нения от 0,18 до 4 м/с. Скорость свыше 4 м/с применяют крайне редко, так как быстрый подъем и опускание с большим перепадом по высоте неблагоприятно сказывается на самочувствии пассажиров, иногда вызывая болевые ощущения в слуховых органах. К тому же повышение скорости не всегда позволяет существенно увеличить производительность лифта. Лифты с высокими скоростями применяют в зданиях большой высоты. При этом для более эффективного использования этих лифтов нижние этажи (экспрессная, т. е. безостановочная, зона) не обслуживают. Для нижних этажей предусматривают более простые и дешевые лифты с меньшими скоростями. Максимальное значение скорости кабины гидравлического лифта, лифтов с винтовым и реечным приводами обычно не превышает 1 м/c, в силу своей специфики конструкции механизмов привода лифта, отсюда и их основное применение - для малоэтажных зданий.


Рабочей скоростью называют фактическую скорость лифта в эксплуатационных условиях. ПУБЭЛ допускается ее отклонение от номинальной не более чем на 15%. Она изменяется в зависимости от напряжения в электросети, массы полезной нагрузки, сопро­тивления подвижных частей лифта. Так как у электродвигателей, лебедок и других элементов лифтов технические данные различные, то рабочие скорости одинаково нагруженных лифтов отличаются от номинальных.

Предельная скорость лифта - это наибольшая скорость, при которой обязательно должны срабатывать устройства безопасности (ловители). Диапазон скоростей, при которых срабатывают ловители, находится в пределах между скоростью, на 15% превышающей номинальную скорость лифта, и предельной скоростью, назначаемой в зависимости от номинальной скорости лифта

Ревизионной скоростью называют скорость, при которой осматривают элементы лифта, расположенные внутри шахты, с крыши кабины. Ревизионная скорость должна быть не более 0,4 м/с, однако для лифтов с номинальной скоростью в пределах 0,71 м/с и с приводом, не обеспечивающим пониженную скорость (0,36 м/с), допускается осуществлять ревизию на номинальной скорости, но только при движении вниз.

Остановочной скоростью лифта - скорость, при которой включается механизм обеспечения требуемой точности остановки. При этой скорости лебедка электрического лифта обесточивается и затормаживается до полной остановки. Остановочная скорость характерна для лифтов с двухскоростными лебедками. Чтобы получить необходимую точность остановки кабины, перед остановкой лифт переводят со сравнительно высокой рабочей скорости на пониженную (остановочную).

Грузоподъемностью (кг) называется наибольшая масса расчетного груза, для транспортировки которой предназначен лифт без учета массы кабины и постоянно расположенных в ней устройств. В нее не входит масса кабины с постоянно находящимся в ней оборудованием: рельсовыми путями тележек, монорельсами, талями. В грузоподъемность лифта входит масса тары грузов (ящиков, бадей, ковшей), транспортных средств (тележек, вагонеток) и других устройств, не находящихся постоянно в кабине.

Величина грузоподъемности задается из ряда стандартных значений, регламентируемых ГОСТ в зависимости от назначения лифта. Номинальную грузоподъемность пассажирского лифта определяют по принципу свободного заполнения, исходя из полезной площади пола кабины по таблицам, рекомендованным Правилами. Площадь пола кабины, занимаемая одной из створок распашных дверей при открывании, в расчет полезной площади не входит, так как створку двери нельзя закрыть, если на этом участке пола находится человек или груз.

Площадь пола кабины лифтов самостоятельного пользования определятся в зависимости от его грузоподъемности.

Допускается применение кабин с увеличенной площадью пола, если в кабине устанавливается дополнительная перегородка с дверью, запираемой специальным ключом. Запирание двери перегородки должно контролироваться конечным выключателем.

Лифты с увеличенной площадью пола кабины должны оборудоваться устройствами контроля и индикации 10% перегрузки.

Вместимость кабины лифта определяется в зависимости от ее грузоподъемности:

E = Q
Q n

где Q - масса расчетного груза кабины, кг; Q n = 80 кг - расчетная масса пассажира, кг (по европейским стандартам - 75 кг)

Точность остановки кабины (точность остановки) - расстояние по вертикали между уровнями пола кабины и этажной площадки после остановки кабины. Образующийся порог затрудняет посадку и высадку пассажиров и погрузочно-разгрузочные работы с помощью напольного транспорта, поэтому точность автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы должна быть в пределах ±35 мм.

Для оценки точности остановки кабины разницу путей торможения опускающейся порожней и груженой кабины делят пополам для получения расстояния, на которое порожняя кабина при остановке лифта не доходит до этажной площадки, а кабина с номинальной нагрузкой опускается ниже этажной площадки. Точность остановки при движении кабины вверх и вниз различна.

Поскольку допускаемые замедления при торможении лифта ограничены, то с ростом номинальных скоростей лифтов увеличиваются пути торможения и, следовательно, уменьшается точность остановки. Так, например, при замедлении 1,5 м/с 2 для скорости кабины в момент наложения тормоза 0,15 м/с точность остановки составит К = ±10 мм, для скорости кабины 0,5 м/с точность остановки будет К = ±50 мм, а для скорости кабины 0,8 м/с К = ±120...150 мм. Поэтому повышение скорости лифта с односкоростным двигателем ограничивается требуемой точностью остановки кабины. Однако если необходимо повысить номинальную скорость лифта до 1...2 м/с, то применяют двухскоростной двигатель, обеспечивающий нужную номинальную скорость, на которой кабина проходит практически весь путь между остановками, а перед остановкой двигатель переключают на остановочную скорость (в 4...8 раз меньше номинальной). На этой скорости отключают лебедку от электропитания. При этом происходит наложение механического тормоза.

Две ступени скорости кабины лифта получают, применяя двухскоростной электродвигатель либо лебедку с микроприводом. Последнюю схему лебедки используют сравнительно редко и в данном учебнике она не рассмотрена.

В лифтах с более высокой скоростью кабины, или обеспечения более комфортных условий перевозки пассажиров применяют безредукторный привод с тихоходным двигателем постоянного тока или привод с двигателем переменного тока с частотным преобразователем VVVF. Частоту вращения обоих приводов можно регулировать в широких пределах, обеспечивая требуемую точность остановки кабины самим двигателем.

Высота подъема определяется архитектурно-планировочным решением конструкции здания и рассчитывается как расстояние по вертикали между уровнями нижней и верхней посадочных площадок лифта.

Производительность пассажирских и грузовых лифтов определяет количество пассажиров или грузов, транспортируемых лифтом в одном направлении за один час. Она зависит от площади пола кабины и степени ее заполнения, времени входа и выхода пассажиров или загрузки и выгрузки грузов, высоты подъема и номинальной скорости лифта, от времени открывания и закрывания дверей и операций по управлению лифтом. Производительность лифтов используют для расчета пассажироили грузопотоков, грузоподъемности лифтов и количества их в здании. В общем цикле пассажирского и грузового лифтов с частыми остановками основной отрезок времени идет на операции, связанные с остановками. Поэтому увеличение номинальной скорости лифта значительно удорожает его стоимость и не дает пропорционального повышения производительности.

ЛИФТЫ ПАССАЖИРСКИЕ

Проектирование систем вертикального транспорта в жилых зданиях

ISO 4190-6:1984

Lifts and service lifts. Part 6. Passenger lifts to be installed in
reidential buildings. Planning and selection
(MOD)

Москва
Стандартинформ
2008

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТР 1.0 -2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1. ПОДГОТОВЛЕН ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2. ВНЕСЕН ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ)

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008 г. № 144-ст

4. Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 4190-6:1984 «Лифты и малые грузовые лифты. Часть 6. Пассажирские лифты для установки в жилых зданиях. Планирование и выбор (ISO 4190/6-84 «Lifts and service lifts. Part 6. Passenger lifts to be installed in residential buildings. Planning and selection»).

При этом дополнительные положения и требования, учитывающие потребности национальной экономики Российской Федерации, приведены в разделах 3,5 - 8 и и выделены в тексте стандарта курсивом. Стандарт дополнен .

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения - 2009-07-01

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает правила выбора, определения числа и параметров лифтов, устанавливаемых в жилых зданиях с целью обеспечения нормативного уровня обслуживания пользователей.

Настоящий стандарт предназначен для определения числа и параметров лифтов на начальном этапе проектирования жилого здания.

Требования настоящего стандарта распространяются на лифты, предназначенные для установки в новые жилые здания. Данные требования могут быть также применены при реконструкции существующих жилых зданий.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных

ГОСТ 5746 -2003 (ИСО 4190-1:1999) Лифты пассажирские. Основные параметры и размеры

ГОСТ 28911-98 Лифты и грузовые малые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1. основной посадочный этаж : Этаж, на котором входящие в здание люди имеют доступ к лифтам.

3.2. интервал движения лифтов : Показатель транспортной комфортности, выраженный в виде периода времени между двумя последовательными отправлениями кабин лифтов в заданном направлении (обычно на основном посадочном этаже).

3.3. провозная способность лифта (группы лифтов) : Число пассажиров, перевозимых лифтом (лифтами) в течение заданного периода времени.

3.4. пассажиропоток : Число пассажиров, которое должно быть перевезено лифтами в заданный период времени.

3.5. доступность лифтов : Условия, обеспечивающие возможность для различных категорий пользователей беспрепятственно использовать лифты в соответствии с их назначением.

3.6. система управления по этажу назначения : Управление, при котором команда на этаж назначения регистрируется пассажиром на этажной площадке.

4. Общие положения

4.1. Лифты в жилых зданиях должны обеспечивать перевозку пассажиров с заданными показателями пассажиропотока и транспортной комфортности (интервала), а также таких крупногабаритных грузов, как мебель, носилки и т.п.

4.2. В случаях, предусмотренных , , лифты в жилых зданиях должны обеспечивать возможность безопасного транспортирования инвалидов и других лиц, относящихся к маломобильным группам населения по ГОСТ Р 51631 .

4.3. В случаях, предусмотренных , , , в жилых зданиях следует предусматривать лифты для пожарных по ГОСТ Р 52382 .

5. Число лифтов и их параметры

где А 1р - расчетный часовой пассажиропоток в здании.

Результат расчета по формуле (3) округляют до ближайшего целого значения.

А. 1.8 При установке группы лифтов с различной грузоподъемностью и скоростью достаточность их провозной способности К р определяют по формуле

где К р - коэффициент использования провозной способности лифтов;

∑Р л - сумма провозной способности группы лифтов, входящих в группу, чел.-ч.

С учетом уровня требований к системе вертикального транспорта К р = 0,8 - 1,0.

А.1.9 Интервал движения лифтов с одинаковыми параметрами tu, с, определяют по формуле

А.1.10 Интервал движения лифтов с различными параметрами t u , с, определяют по формуле

где ∑ T - суммарное время круговых рейсов входящих в группу лифтов с различными параметрами.

А.2. Расчет вертикального транспорта в жилых зданиях

А.2.1. В качестве расчетного принимают пассажиропоток, характеризующий число пассажиров, подлежащих перевозке лифтами в течение пятиминутного пикового периода.

А.2.2. Расчетный пятиминутный пассажиропоток при равномерной заселенности этажей А 1 чел./5 мин, рассчитывают по формуле

.(7)

А.2.3. Расчетный пятиминутный пассажиропоток при неравномерной заселенности этажа А 1 чел./5 мин, рассчитывают по формуле

(8)

где А п - число людей, пользующихся лифтами в здании.

Расчетные значения интенсивности пассажиропотока приведены в .

А.2.4. Расчетный часовой пассажиропоток А 1 чел.-ч, рассчитывают по формуле

А 1р = 12 А 1 (9)

А.2.5. Провозную способность пассажирского лифта, работающего в условиях двухстороннего пассажиропотока Р л, чел.-ч, рассчитывают по формуле

,(10)

где γ п - коэффициент заполнения кабины лифта при подъеме;

γ с - коэффициент заполнения кабины лифта при спуске.

Для жилых зданий в расчетный период могут быть приняты значения γ п = 0,8; γ с = 0,4.

А.2.6 Время кругового рейса лифта при двухстороннем пассажиропотоке Т, с, вычисляют по формуле

(11)

где

а) Н в - вероятная высота подъема лифта, м,

Н в = k n + H тах

где k n - коэффициент вероятной высоты подъема, равный 0,7 - 0,9,

Н тах - максимальная высота подъема лифта до наивысшего обслуживаемого этажа;

б) h - путь, который проходит лифт при разгоне до номинальной скорости и торможении от номинальной скорости до остановки, м. Величина h в значительной степени зависит от конструкции привода лифта, способа регулирования скорости движения лифта. Рекомендуется согласование величины h с изготовителем лифта.

Для предварительного расчета величину h, м, принимают:

Для скорости 1,0 м/с - h = 1,0 - 2,0,

Для скорости 1,6 м/с - h = 2,5 - 3,5,

Для скорости 2,5 м/с - h = 5,0 - 7,0,

Для скорости 4,0 м/с - h = 14 - 16;

в) ,- число вероятных остановок лифта при подъеме и спуске соответственно:

,

где N 1 - число обслуживаемых лифтов этажей в здании;

г) k t - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени при работе лифта. Для расчета принимают k t = 1,05 - 1,10;

д) t 1 - затраты времени на ускорение и замедление лифта, с. Значение величины t 1 в значительной степени зависит от конструкции привода лифта, системы регулирования скорости движения лифта. Рекомендуется согласование t 1 с изготовителем лифта;

е) t 2 - затраты времени на пуск лифта пассажиром, с;

ж) t 3 - затраты времени на открывание и закрывание дверей, с.

Значение величины t 3 зависит от ширины дверного проема кабины лифта, системы привода дверей, регулируемой величины задержки закрывания дверей (в том числе для обеспечения требований безопасности для лиц с физическими ограничениями). Рекомендуется согласование t 3 с изготовителем лифта.

Для предварительных расчетов t 1 +t 2 + t 3 может быть принята равным:

Для скорости 1,0 м/с - t 1 + t 2 + t 3 = 12 - 15,

Для скорости 1,6 м/с - t 1 +t 2 +t 3 = 10 - 14,

Для скорости 2,5 м/с - t 1 +t 2 + t 3 = 12 - 16,

Для скорости 4,0 м/с - t 1 + t 2 + t 3 = 15 - 18;

з) , - затраты времени на вход пассажиров в кабину лифта при подъеме и спуске соответственно, с;

и) , - затраты времени на выход пассажиров из кабины лифта при подъеме и спуске соответственно, с.

Время на вход и выход пассажиров при подъеме вычисляют по формуле

.

Время на вход и выход пассажиров при спуске вычисляют по формуле

,

где Δ t - время на вход (выход) одного пассажира.

При ширине дверного проема менее 1000 мм Δ t = 1,5 - 2,0 с.

При ширине дверного приема более 1000 мм Δ t = 0,8 - 1,2 с.

А.2.7. Число и параметры лифтов, необходимые для установки в здание, а также показатель транспортной комфортности определяют по формулам () и ().

А.2.8. При установке лифтов с различными параметрами достаточность их провозной способности и показатель транспортной комфортности определяют по формулам () и ().

Приложение Б
(справочное)
Диаграммы для определения числа и параметров лифтов

В настоящем приложении приведены диаграммы (см. рисунки - ), рассчитанные на основе характеристик, представленных в таблицах 1 - 3.

Таблица Б.1

Характеристики

Интервал движения лифта

Отличный

Хороший

Удовлетворительный

Максимальный интервал на основном посадочном этаже , с

Максимальное теоретическое время проезда - отношение высоты подъема к номинальной скорости , с

Провозная способность за 5 мин

7,5 % жильцов здания , использующих лифты

Число этажей в зданиях , в которых допускается установка одного лифта

Таблица Б.2

Высота этажа , м

2,8 ± 0,20

Номинальная грузоподъемность лифта , кг

1000

Число пассажиров в кабине , отправляющейся с основного посадочного этажа

Суммарное время на вход и выход одного пассажира , с

Таблица Б . 3

Номинальная скорость, м/с

0,63

Суммарные потери времени на каждую остановку, с

10,0


Рисунок Б.2 - Диаграмма 2. Число и параметры лифтов для жилых зданий. Уровень транспортной комфортности - хороший

Приложение В
(справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных (региональных) стандартов национальным стандартам Российской Федерации, использованным в настоящем стандарте в качестве нормативных ссылок

Таблица В .1

Обозначение ссылочного национального стандарта Российской Федерации

Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному национальному стандарту

ГОСТ 5746 -2003

ИСО 4190.1:1999 «Установка пассажирских и служебных лифтов . Часть 1. Лифты классов I , II , III и VI » (MOD )

ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003)

ЕН 81-72:2003 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов . Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов . Часть 72. Лифты для пожарных» (MOD )

ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003)

ЕН 81-70:2003 «Правила безопасности по устройству и установке лифтов . Специальные применения пассажирских и грузопассажирских лифтов . Часть 70. Доступность лифтов для людей , включая людей с физическими ограничениями» (MOD )

ГОСТ 28911-98

Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов : MOD маломобильных групп населения

МГСН 4.19 - 2005

Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий и комплексов в г . Москва

СНиП 21-01 - 97

устройства и безопасной эксплуатации лифтов

Ключевые слова : пассажирские лифты , проектирование систем вертикального транспорта , жилые здания

Среди технических параметров лифтов чаще всего рассматриваются (при изучении их свойств) такие как: скорость движения кабины и ее грузоподъемность, значение максимальной высоты подъема грузов, а также количество остановок.

Все эти параметры не могут выбираться изготовителями произвольно, так как они регламентированы:

. ГОСТами Российской Федерации;

. нормативами и стандартами стран, поставщиков лифтового оборудования.

1. Скорость движения

С точки зрения инженерной скорость движения может быть:

А) номинальной;

Б) рабочей;

В) предельной;

Г) ревизионной;

Д) остановочной.

1.1. Скорость номинальная

Так называют расчетную скорость лифта, которую, предполагается, он будет иметь при нормальной эксплуатации. Современные лифты, находящиеся сегодня в применении, имеют номинальные скорости, равные 0,18…4 м/сек. Скорости, превышающие четыре метра в секунду, используются очень редко: быстрое опускание/подъем обычно вызывают неприятные ощущения у пользователей лифтов, а иногда и боль в ушах. А, кроме того, применение больших скоростей в подъемных устройствах не всегда способствует увеличению производительности этого оборудования. Лифты с большими скоростями перемещения кабин применяются только в многоэтажных зданиях, и, как правило, для повышения эффективности использования таких лифтов нижние этажи ими не обслуживается. В этой зоне работают более простые (а, значит, и более дешевые) подъемные устройства, имеющие небольшие скорости перемещения кабин. Например, лифты гидравлические и имеющие реечный или винтовой привод. У таких лифтов скорость перемещения кабин обычно не более одного метра в секунду.

1.2. Скорость рабочая

Это реальная скорость лифта. Согласно требованиям ПУБЭЛ она не должна значительно отличаться от номинальной паспортной скорости: максимум на величину в 15 %. Значение рабочей скорости зависит:

А) от напряжения, имеющегося в данный момент в электросети;

Б) от величины полезной нагрузки;

В) от сил трения и иных сил, противодействующих движению кабины лифта;

Г) от характеристик электродвигателей, электролебедок и иного оборудования, входящего в конструкцию данного конкретного лифта, из-за чего лифты, даже будучи одинаково нагруженными, могут иметь разные отличия своих рабочих скоростей от величин скоростей номинальных.

1.3. Скорость предельная

Под величиной, называемой предельной скоростью, понимают ту наибольшую скорость передвижения лифта, при достижении которой обязательно происходит срабатывание устройств, называемых ловителями и обеспечивающих безопасность использования лифтового оборудования. Величина диапазона скоростей срабатывания ловителей занимает область, начиная от значения скорости, превышающей на 15 % значение номинальной скорости, и до скорости предельной.

1.4. Скорость ревизионная

Такую скорость лифт должен иметь при необходимости проведения осмотра лифта изнутри шахты работником, находящимся на крыше лифтовой кабины. Ее значение должно быть равным 0,4 м/сек (или менее). Но если лифт имеет номинальную скорость, равную 0,71 м/сек (и менее), и привод, не способный обеспечить более низкую скорость, равную 0,36 м/сек, допускается проводить ревизию при значении скорости равной номинальной, но только при движущейся вниз кабине.

1.5. Скорость остановочная

При этой скорости происходит включение автоматики, обеспечивающей точную остановку (в заданных пределах), а электрический привод обесточивается, затормаживаясь до наступления полной остановки. Учет величины остановочной скорости особенно важен при использовании лифтов, имеющих двухскоростные лебедки. Для получения необходимой точности остановки лифта, перед началом остановки понижают скорость перемещения его кабины до значения, равного остановочной скорости.

2. Грузоподъемность

Этот параметр лифта определяет расчетную максимальную массу груза, измеряемую в килограммах, которую данный лифт может перевезти за один раз. При этом не учитывается ни масса самой кабины лифта, ни масса того оборудования, которое находится в этой кабине постоянно, в том числе такого, как: монорельсы или рельсы и тали.

Но при определении грузоподъемности лифта учитывается масса тары (например, ящиков, цистерн) и транспортных средств (например, таких, как вагонетки и тележки) и др. оборудования (и устройств), которое не находится в пределах кабины постоянно.

Номинальную грузоподъемность задают, исходя из ряда значений, предписываемого стандартами, и в соответствии с предназначением лифта. При этом грузоподъемность лифтов, предназначенных для перевозки пассажиров, вычисляют, предполагая их свободное заполнение, а также с учетом таблиц с рекомендациями, приведенных в Правилах и того, какая площадь пола реально доступна для пассажиров в лифте.

3. Площадь пола

Площадь пола в кабинах лифтов, используемых самостоятельно, определяют на основании их грузоподъемности. При этом вместимость лифтовых кабин вычисляют по следующей формуле:

E = Q/ Qn

Где:

1) Q — номинальная грузоподъемность кабины пассажирского лифта (в килограммах);

2) Qn — усредненная масса пассажира, равная 80 кг (по стандартам, принятым в европейских странах, это значение равно 75 кг);

3) E — количество пассажиров, которое может перевозить данный лифт.

4. Точность остановки

Она измеряется расстоянием от пола остановившейся кабины до уровня пола загрузочной площадки, измеряемым по вертикали. В случае если это расстояние не равно нулю, имеющийся порог не только делает более сложной посадку пассажиров в лифт и высадку из него, но и представляет определенную угрозу для здоровья людей, желающих воспользоваться лифтом. Кроме того, наличие ступеньки при входе может затруднить погрузочно-разгрузочные операции, или сделать их вообще невозможными. Поэтому так важна точность осуществляемой в автоматическом режиме процедуры остановки кабины. Во всех случаях точность остановки при нормальной эксплуатации лифта не должна превышать ±35 миллиметров, причем она отличается в зависимости от направления движения кабины.

Возрастание скорости перемещения кабины лифта приводит к увеличению ее тормозного пути, а, значит, как следствие, к понижению точность остановки. Так, если отрицательное ускорение, с которым замедляется кабина равно 1,5 м/(сек) 2 , то тогда при скорости кабины до начала торможения 0,15 м/сек, точность остановки равна ±10 миллиметров, 0,5 м/сек — ±50 миллиметров, а 0,8 м/сек — ±120...150 миллиметров.

Поэтому если необходимо обеспечить увеличенную скорость движения лифта, имеющего односкоростной двигатель, неизбежно снижение требований к точности его остановки. А применение лифтов со скоростями движения 1...2 м/сек, требует использования двухскоростных двигателей, которые обеспечивают нужную скорость на протяжении всего пути следования лифтов, а непосредственно перед их остановкой переходят на меньшую в четыре—восемь раз скорость движения, называемую остановочной. Одновременно при этом происходит отключение электропитания двигателей и включение механического торможения.

В лифтах высокоскоростных для обеспечения большего комфорта перевозки пассажиров часто используют либо электродвигатель безредукторный постоянного тока, либо электродвигатель переменного тока, но запитанный с использованием частотного преобразователя. Что позволяет регулировать скорость вращения вала таких приводов в значительном диапазоне и добиваться высокой точности остановки.

5. Высота подъема

Она зависит от высоты здания, в котором установлен лифт, и определяется, как расстояние от нижней посадочной площадки до площадки верхней.

6. Производительность грузовых и пассажирских лифтов

Этот параметр для пассажирских подъемных устройств определяется количеством перевозимых лифтом пассажиров в течение часа вверх или вниз (но в одном лишь направлении). А для подъемных грузовых устройств его значение находят аналогичным образом, но только вместо количества пассажиров в час, приводится количество грузов, перевозимых лифтом за это же время по определенному направлению (соответственно, вверх или вниз).

Производительность лифта находится в зависимости от таких параметров, как:

А) площадь его пола;

Б) заполнение кабины;

В) время, затрачиваемое на операции выхода/входа пассажиров (или для грузовых лифтов на операции, связанные с выгрузкой/загрузкой);

Г) высота подъема;

Д) скорость движения лифта;

Е) время, затрачиваемое на управление дверьми;

Ж) время отработки других команд, связанных с работой лифтового оборудования.

Знание производительности лифтов необходимо:

. при расчете пассажиропотока или грузопотока;

. для определения грузоподъемности лифтов;

. и также при расчете требуемого в сооружении количества лифтов.

Если лифты имеют большое количество остановок, то много времени уходит на операции торможения и другие, связанные с управлением лифтовым оборудованием, поэтому при повышении скорости лифта становится более дорогим его использования, не приводя к пропорциональному возрастанию его производительности.


2016.06.03