Почему военнослужащим нельзя иметь полис омс. Может ли военный лечиться в гражданской поликлинике? Я военнослужащая. Могу ли я получить страховой медицинский полис

Московские полицейские в срок до 15 января должны были сдать полисы обязательного медицинского страхования (ОМС), в связи с этим сотрудники полиции обратились, в частности, в профсоюзы за разъяснением ситуации. В Московском профсоюзе полиции им пояснили, что по закону об ОМС действие полиса для военнослужащих и приравненных к ним сотрудников других служб приостанавливается, однако в случае необходимости можно обратиться за медпомощью и в гражданские учреждения.

В Москве сотрудники полиции до 15 января 2019 года должны были сдать полисы ОМС. «Требую под личную ответственность организовать сдачу личным составом полисов ОМС или сообщить о его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медорганизацию»,— говорится, в частности, в документе для служебного пользования управления внутренних дел по Юго-Западному округу ГУ МВД по Москве, который подписал начальник управления Юрий Демин (есть в распоряжении “Ъ”). При этом сотрудники полиции не получили полную информацию о причинах такого распоряжения, что, в частности, следует из их обращений в “Ъ”. «Наше доблестное министерство заставляет всех сотрудников сдать полисы,— говорится в одном из писем.— Данное требование противоречит всем внутренним документам и приказам, не говоря уже о законах. Людей обязывают лечиться только в поликлиниках МВД». «В последнее время мы получаем массу вопросов от сотрудников о том, нужно ли сдавать руководителям полисы ОМС»,— говорится и в сообщении Московского профсоюза полиции.

При этом и в сообщении ГУ МВД по Москве, и в сообщении профсоюза говорится, что сдать полисы ОМС предлагается «во исполнение требований ст. 49.1 ФЗ-326 2010 года "Об обязательном медицинском страховании" (приостановление действия полиса ОМС)», согласно которой действие полиса приостанавливается в случае призыва, поступления на военную службу или приравненную к ней службу на срок службы. «Органы внутренних дел приравнены к воинской службе, хотя ею не являются,— напоминают в профсоюзе.— На сотрудников ОВД и Росгвардии из бюджета выделяются средства на лечение. Также средства из бюджета выделяются на лечение остальных граждан, и пользоваться одновременно этими средствами запрещено законом». Однако в ст. 5 ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья) говорится, что государство обеспечивает охрану здоровья всем гражданам РФ. «Таким образом, сотрудник может лечиться в обычных поликлиниках по месту жительства, но при этом он должен сообщить врачам, что он сотрудник,— заявляют в профсоюзе.— Отказать в обслуживании врачи не имеют права». Далее медучреждение направляет по месту службы сотрудника документы на возмещение затрат медучреждения, «и из бюджета, выделенного на содержание ведомственной медицины, эти средства вычитаются и уходят гражданским медучреждениям», объясняют в профсоюзе. При этом в организации констатируют, что «сотрудники очень часто жалуются именно на качество лечения в ведомственных учреждениях и идут даже в платные медучреждения, не получая за это компенсацию».

Отметим, что 10 августа 2018 года вступил в силу ФЗ-286, вносящий поправки в ряд законодательных актов, именно он и дополнил закон об ОМС гл. 49.1 о приостановлении действия полиса. Как объяснялось на сайте правительства РФ, которое и внесло в Госдуму этот законопроект, новые для системы ОМС механизмы, в частности приостановление действия полиса, позволят субъектам РФ не выплачивать страховые взносы за этих граждан, «что снизит нагрузку на бюджеты».

Директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович напомнила, что в законе об ОМС «с 2010 года есть оговорка, что военнослужащие не входят в категорию лиц, которые являются застрахованными». «Скорее всего, сейчас эта история возникла из-за того, что норма была, но ее благополучно обходили и выдавали полисы всем. Поэтому, когда начинали проверять регистры, получалось, что и военнослужащие туда попадали. Страховые компании, зачастую пытаясь увеличить число застрахованных, закрывали на это глаза»,— говорит она. Госпожа Попович также объяснила появление распоряжения возможным «ужесточением надзора за такой практикой». Отметим, что ФЗ-326 содержит положения о работе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также устанавливает сроки передачи в Федеральный фонд ОМС соответствующих сведений, в том числе и для МВД. Госпожа Попович отметила, что у родственников военнослужащих «есть формальное право обслуживаться в двух местах» — и в гражданских медучреждениях, и в ведомственных.

По данным федерального фонда ОМС, больше половины россиян (85 млн из 146,5 млн) считаются неработающими. Это самые разные группы - дети, пенсионеры, инвалиды, те, кого в правительстве прозвали . Они имеют право на медицинскую помощь так же, как работающие. Поскольку медицинское страхование у нас обязательное, то за каждого гражданина в систему поступают взносы. Работающие платят взносы из своей зарплаты (вернее, их отчисляет работодатель). А за неработающих платит взносы их регион. Планировалось, что в 2017 году взносы на неработающее население составят (а на работающее - 1 трлн рублей).

Найти эти 619 млрд рублей сложно. В 2016 году 10 субъектов Российской Федерации испытывали "постоянные затруднения по уплате взносов на неработающее население". Об этом говорится в письме замглавы Минздрава Дмитрия Костенникова от 21 ноября 2016 года, которое было направлено в Минтруд, МИД, Минфин и другие ведомства (копия есть у Лайфа). Какие именно регионы - не уточняется, федеральный ОМС тоже пока не ответил на наш запрос.

Конечно, главный груз, от которого чиновники хотят избавить систему, - это тунеядцы. Сейчас разрабатывается законопроект, в соответствии с которым граждане, не работающие без уважительной причины, должны будут платить налог за пользование медицинской инфраструктурой.

Дети и жёны трудовых мигрантов останутся без ОМС

Но Минздрав продолжает продумывать и другие способы сбросить "балласт". Одно из предложений - лишить права на ОМС мигрантов из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия) и их семьи (об этом предложении идёт речь в письме Костенникова). Для этого нужно внести изменения в Договор о Евразийском экономическом союзе.

В этом договоре сказано, что трудовые мигранты из этих стран и их семьи имеют такие же права на медицинскую помощь, как и граждане России (и наоборот, россияне, приехавшие работать, например, в Белоруссию, будут иметь права наравне с белорусами).

Минздрав предлагает изменить формулировку, чтобы получилось так: " Обязательному медицинскому страхованию подлежат граждане государств - членов ЕАЭС, работающие в государстве трудоустройства на основании трудовых договоров". При этом все другие категории мигрантов, а также члены семей трудовых мигрантов из системы ОМС исключаются".

Один из аргументов Минздрава: в Россию из Белоруссии, Казахстана и т.д. едут гораздо чаще, чем наоборот, так что и расходов у России больше, что несправедливо. Кроме этого, не во всех странах ЕАЭС есть система ОМС, а значит, нарушается паритет.

Минтруд уже рассмотрел предложение Минздрава (заместитель главы Минтруда Алексей Черкасов 27 декабря направил ответ в Минздрав, копия есть у Лайфа). Позиция Минтруда заключается в том, что трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, которые работают не по трудовому, а по гражданско-правовому договору, тоже стоит оставить в ОМС. Ведь с зарплат этих мигрантов уплачиваются взносы на российскую систему ОМС.

Отличие договоров состоит, к примеру, в том, что по гражданско-правовому сотрудник получает зарплату не строго два раза в месяц, а когда выполнит определённый объём работ, ему могут не оплачивать больничные и отпуск.

При этом Минтруд не стал возражать против исключения из ОМС семей мигрантов из стран ЕАЭС.

Военнослужащие, вовремя не сдавшие полис ОМС, получат штраф в 5 тыс. рублей

Второе предложение Минздрава - законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам персонифицированного учёта в сфере ОМС". Меры, которые там прописаны, должны уменьшить необоснованные расходы системы ОМС.

В законопроекте более чётко обозначено, кто не является застрахованным в ОМС. Это военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС, служащие в национальной гвардии и другие категории. У них своя, ведомственная, медицина, они получают медпомощь за счёт бюджета, а не за счёт средств ОМС. Счётная палата, проанализировав законопроект, предложила включить в этот список также прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета (они получают медпомощь по таким же принципам).

И если эти люди, получая свой статус или должность, не сдают вовремя свои полисы ОМС, то получают штраф в 5 тыс. рублей. А если страховые компании, налоговые органы и региональные фонды ОМС предоставляют в единый регистр застрахованных недостоверные сведения (то есть, к примеру, указывают среди застрахованных военнослужащих), они должны заплатить штраф до 100 тыс. рублей (если повторно - до 200 тыс. рублей).

Ранее страховщики признавали, что за лечение таких групп граждан государство может платить дважды.

Гражданин, имеющий право на ведомственную медицинскую помощь (например, военнослужащий) и имеющий на руках паспорт гражданина РФ, обращается за получением полиса ОМС в страховую компанию, не сообщая о своей ведомственной принадлежности, - говорил директор по развитию "Альфастрахование-ОМС" Александр Трошин. - В итоге денежные средства на оказание медпомощи такому гражданину начинают бюджетироваться и по линии ведомства, и по линии ОМС.

Правда, как уточнила директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович, бывает так, что ведомственные клиники договариваются с клиниками, работающими в ОМС, о сотрудничестве - и тогда военнослужащие ходят туда вполне законно.

Ещё одно нововведение, прописанное в законопроекте: на региональные фонды ОМС возлагается обязанность проверять, правильно ли страховые компании предоставляют сведения о застрахованных. Но Счётная палата возражает: "Предлагаемая новелла является заведомо невыполнимой, так как территориальные фонды обязательного медицинского страхования не наделены достаточным объёмом административно-властных полномочий".

От богачей до курильщиков. Кого ещё можно выбросить за борт?

Доктор экономических наук, один из создателей системы ОМС Владимир Гришин рассказал, что "в ряде стран из ОМС исключаются люди, получающие доходы больше какого-то определённого уровня".

Например, если человек получает больше 10 млн рублей в год, - сказал он.

Правда, в России эта мера не имела бы смысла: богатые люди и так не ходят в районные поликлиники.

Ранее он Лайфу, что лечить людей, страдающих зависимостью от курения, в рамках системы ОМС не следует.

Если человек хочет получить услугу, он идёт к платному врачу или через добровольное медицинское страхование, - сказал он. - Это, по крайней мере, простимулирует задуматься, надо ли ему курить или нет. Мы так и будем включать все виды зависимости в систему ОМС? Взносы никто не увеличивает, нам не хватает денег на высокотехнологичные виды помощи, а мы будем лечить зависимости. Реально всё, но как это будет выглядеть? Я его лечу, а завтра он снова закурил! Деньги на ветер, деньги в дым, - подчеркнул Гришин.

А вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников ранее выступил с предложением выдавать полисы ОМС только тем, кто прошёл диспансеризацию. По его идее, полисы должны будут меняться раз в три года - и раз в три года человек будет вынужден проходить диспансеризацию. Это поможет своевременно выявлять заболевания - таким образом и пациент будет здоровее, и деньги на его лечение будут расходоваться экономнее.

С 10 августа ужесточается контроль за получателями медпомощи по системе обязательного медицинского страхования

Способ контроля за наличием у граждан полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) будет изменён, после чего некоторые россияне указанной страховки лишатся. Предусматривающий такие правила закон вступил в силу 10 августа.

«Двойное» медстрахование останется в прошлом

Как пояснила глава Федерального фонда ОМС Наталья Стадченко , документ направлен на исключение страхования тех россиян, которым полисы не положены. В частности, это военнослужащие, расходы на лечение которых обеспечиваются из федерального бюджета, и приравненные к ним категории граждан - сотрудники Министерства внутренних дел РФ, Росгвардии, Федеральной противопожарной службы, Федеральной фельдъегерской связи, Уголовно-исполнительной системы, а также таможенных органов. Действие полиса будет приостанавливаться, если у гражданина аннулирован вид на жительство в России или разрешение на временное проживание, а также если он утратил статус беженца. По мнению Натальи Стадченко, такие меры позволят повысить качество планирования бюджетов ФОМС, субъектов Федерации и территориальных фондов ОМС.

Согласно действующему законодательству, платить взносы в Фонд обязательного медицинского страхования за неработающих граждан обязаны регионы, в общей сложности на это у них уходит 618 миллиардов рублей в год. При этом часть отчислений субъекты вносят за тех, кто в действительности в этом не нуждается. В частности, многие люди, поступив на военную службу, оставляют у себя и полис ОМС, тем самым запуская процесс «двойного медицинского страхования». «После того как будет налажено информационное взаимодействие территориальных фондов ОМС с ФНС, военными комиссариатами и МВД, таких граждан можно будет своевременно выявлять», - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по охране здоровья .

Теперь федеральные и территориальные фонды ОМС станут каждый месяц фиксировать все предоставленные сведения, после чего страхование тех граждан, кто в этом по факту не нуждается, будет приостанавливаться или прекращаться.

Не останавливаться на достигнутом

С данной законодательной инициативой Правительство выступило после совместного обращения губернаторов в Совет Федерации. В 2016 году главы субъектов обратили внимание сенаторов на то, что расходы региональных бюджетов на взносы в Фонд ОМС за неработающих граждан стали для них серьёзной финансовой нагрузкой, причём во многих случаях такие траты оказываются неоправданными.

«На согласование закона ушло более полугода, - сказал «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике . - Его специфика заключается в том, что нужно было наладить информационное взаимодействие многих ведомств и структурных подразделений. Теперь предоставляемыми ими сведениями смогут воспользоваться местные органы власти при подсчёте тех бюджетных ресурсов, которые нужны для фонда ОМС».

По словам сенатора, пока что точных данных о том, сколько денег позволит сэкономить закон регионам, у парламентариев нет. «Это покажет дальнейший мониторинг, - отметил он. - Однако ни у кого не вызывает сомнений - принять документ было необходимо, нам нужно понимать, сколько граждан - из тех, за кого регионы платят в фонд ОМС, действительно не работают, а кто всё же трудится и, соответственно, не может относиться к категории безработных».

Бесплатная врачебная помощь, которую гарантирует полис обязательного медицинского страхования, положена, оказывается, не всем гражданам России. Военнослужащие, к примеру, такого права не имеют, поскольку прикреплены к ведомственным лечебным учреждениям. Однако из-за неудачного реформирования военной медицины люди в погонах в ряде регионов испытывают проблемы с врачебной помощью.

Как это не положен полис? - изумился мой бывший сослуживец капитан Роман Северин. - Я недавно пошёл в страховую и спокойно получил. Только не нужно говорить, что носишь погоны, ведь там не требуют справку с места работы, а только паспорт и карточку пенсионного страхования...

Получается, что все те военнослужащие, кто имеет сегодня зелёную пластиковую карточку, гарантирующую бесплатную медицинскую помощь на всей территории России, либо получали её до 2004 года, либо обманывали представителей страховых компаний. Это, кстати говоря, касается сотрудников и полиции, и других правоохранительных органов, которые, согласно пункту 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ с изменениями от 24 июня 2004 года, не уплачивают налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования. А именно из него фонды ОМС должны получать взносы, за счёт которых и происходит финансирование муниципальных поликлиник и больниц.

После выхода поправок военнослужащие, естественно, не стали сдавать полисы в страховые компании. Многие держат их «на всякий случай»: к примеру, для получения медпомощи в отпуске или командировке, там, где добраться до ведомственной лечебницы непросто. К тому же в разных страховых компаниях можно было получить несколько полисов, ведь создание единой базы застрахованных Фонд ОМС начал только в нынешнем году, после вступления в силу с 1 января Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». С 1 мая граждане начали получать новый полис обязательного медицинского страхования. Подготовительная работа дала возможность создать единую базу. В беседе с корреспондентом «Парламентской газеты» председатель ФОМС Андрей Юрин рассказал, что её отсутствие приводило к тому, что число застрахованных на 1 января 2009 года превышало численность населения на 700 тысяч.

Из-за неразберихи Фонд ОМС в виде налогов получал от работающих граждан деньги на лечение «мёртвых душ». А за военнослужащих, незаконно имеющих полис, государство платит дважды. Первый раз - в виде расходов на оборону, второй раз - через муниципалитеты, которые выплачивают в Фонд ОМС средства на неработающих граждан. Если для работодателей размер страхового взноса определён на законодательном уровне и составляет 5,1 процента от фонда оплаты труда, то для неработающего населения ранее не существовало единого тарифа по ОМС. Каждый регион в зависимости от наполняемости бюджета устанавливал свой размер - от 300 рублей до 15 тысяч на одного человека в год. Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривает, что по истечении переходного периода будет установлен единый для всей страны минимальный размер платежа за неработающее население, ниже которого ни один регион не сможет установить собственную планку. Поскольку финансовое положение субъектов Федерации различается, разработаны территориальные коэффициенты, которые учтут климатические условия, уровень заболеваемости, смертности и другие факторы. По словам председателя ФОМС, в среднем по стране такой платёж составит около шести тысяч рублей. Тут уж не до «мёртвых душ».

«После того как началась работа по формированию единой базы данных, оказалось, что застрахованных на 2,5 миллиона меньше, чем населения в целом, - заметил Андрей Юрин. - Разница в числах объяснима, например, военнослужащие не входят в систему ОМС».

По закону полис обязательного медицинского страхования старого образца остается действующим до 1 января 2014 года. Остальным нет необходимости менять полис в срочном порядке. Сейчас он выдаётся новорождённым, людям, которые сменили фамилию, имя, отчество или страховую медицинскую организацию. Однако планируется, что с 1 января 2012 года начнут внедряться универсальные электронные карты, в которых будут сведены все социальные гарантии гражданина, льготы, инвалидность, медицинская страховка. Следовательно, обман страховой компании станет невозможен: база покажет, что гражданин носит погоны и права на получение полиса не имеет. С 1 января 2011 года это регламентирует пункт «ж» статьи 10 Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Правительство ещё в 2004 году предусмотрело возможность лечения служивых в муниципальных лечебных учреждениях. Правила оказания врачебной помощи пациентам в погонах, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года №911 говорят о том, что при отсутствии по месту службы, жительства или иному месту нахождения военнослужащего, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с последующим возмещением понесённых расходов. Однако далеко не со всеми муниципальными лечебными учреждениями у Минобороны заключены договоры на обслуживание. И часто пациенту в форме приходится доказывать в регистратуре, что помощь ему может и должна быть оказана по закону, а расходы поликлинике впоследствии будут возмещены. Поэтому военнослужащему проще прикинуться безработным с полисом, чем делать всё по закону.

Сегодня далеко не все виды медпомощи оплачиваются из денег Фонда обязательного медицинского страхования. К примеру, если у гражданина нет полиса, ему всё равно окажут скорую, высокотехнологичную, психиатрическую помощь и помощь при родах. Однако новый закон об ОМС предусматривает постепенное, до 2013 года, включение в систему обязательного медицинского страхования всех перечисленных направлений медицины. Следовательно, в недалёком будущем отсутствие полиса будет означать для военных ущемление в правах на бесплатную медпомощь.

На вопрос о том, как поступать в этой связи военнослужащему, Андрей Юрин ответил, что в перспективе полис ОМС должен быть у каждого гражданина.

«Если говорить о будущем, то все, кто сегодня не застрахован и пользуется отдельными, особыми условиями получения медицинской помощи, рано или поздно вольются в общую систему ОМС, - подчеркнул он. - Эта помощь более доступна, понятно, где и как её получить. Сегодня идёт реформа, по новому строится инфраструктура Вооружённых сил, и я уверен, что число тех, кто не включён в обязательное медицинское страхование, сократится. Понятно, что военная медицина имеет специальные задачи, но первичная помощь может оказываться и в гражданских лечебных учреждениях».

Ещё несколько лет назад эта проблема не очень волновала военнослужащих. Существовала система медицинского обслуживания, которая в полном объёме обеспечивала нужды армии. До начала приведения Вооружённых сил «к новому облику» штатная численность офицеров-медиков составляла более 20 тысяч, а гражданских служащих в лечебных учреждениях было почти 150 тысяч человек. В военно-лечебных учреждениях лечились более шести миллионов офицеров, прапорщиков, отставников и членов их семей. С осени 2008 года ситуация изменилась кардинально. В жернова реформы попала и военная медицина. По некоторым данным, было ликвидировано более 60 ведомственных госпиталей и более 80 поликлиник. Из-за этого для многих военнослужащих и пенсионеров медицинская помощь оказалась недоступной. На территории 18 регионов теперь нет медицинских учреждений, 30 воинских частей дислоцируются на значительном удалении от них. Такие данные привела на заседании Координационного совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. По её словам, парламентарии готовы инициировать необходимые законопроекты, направленные на совершенствование военной медицины.

Кроме этого, низкий уровень оплаты труда гражданского персонала ведомственных медицинских оздоровительных учреждений спровоцировал отток высококвалифицированных специалистов, кадров среднего и младшего лечебного персонала. Уровень оказываемой помощи снизился в разы.

Нерешаемые проблемы в большинстве случаев у нас принято объяснять отсутствием средств. Однако в случае с военной медициной это не совсем так. Представитель Минфина Алексей Каульбарс заявил, что на здравоохранение Минобороны отпущено 39 миллиардов рублей. Из этих денег реализовано чуть более 60 процентов, причём при строительстве объектов здравоохранения освоена лишь треть. Между тем, по данным Счётной палаты, почти сорок процентов медчастей и учреждений Минобороны размещены в зданиях, не отвечающих техническим и санитарным нормам, а 27 процентов объектов нуждаются в капитальном ремонте. Из-за этого простаивает уже закупленное дорогостоящее медицинское оборудование - его по-просту негде разместить. Военные прокуроры не раз обращали внимание руководства Минобороны на критическое состояние военно-лечебных учреждений, слабую обеспеченность лекарствами и медикаментами. О непорядках в этой сфере говорит и такой факт: недавно был снят с должности и арестован начальник Главного военно-медицинского управления генерал-майор Александр Белевитин.

Впрочем, это мало волнует «человека с ружьём». А вот отсутствие возможности получить медицинскую помощь - совсем иное дело.

Дмитрий ОЛИШЕВСКИЙ