Фсс взаимозачет. ФCC не принял к зачету пособия - как учесть такие суммы? Сумма пособий не превышает сумму взносов

ФСС не принял к зачету пособия - что делать в таком случае? В статье ниже мы расскажем, почему ФСС может не принять ваши соцрасходы к зачету, можно ли спорить с госорганом и как отразить в учете и отчетности не зачтенные ведомством суммы.

Почему ФСС не принял к зачету пособия?

Траты на оплату листков нетрудоспособности, декретных и детских пособий, а также иные меры соцподдержки работников работодателю компенсирует ФСС: либо соцвыплаты засчитываются в счет взносов на временную нетрудоспособность и материнство (ВНиМ), либо возмещаются страхователю на расчетный счет.

Для принятия соцрасходов к зачету или возмещению ФСС должен их проверить. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 закона «Об обязательном соцстраховании на случай ВНиМ» от 29.12.2006 № 255-ФЗ соцстрах имеет право не засчитывать расходы на выплату пособий по госсоцстрахованию, если они произведены:

  • на основании неверно оформленных либо выданных с нарушением законодательства документов;
  • с нарушением законодательства РФ о соцстраховании;
  • вовсе без подтверждающих документов.

ФСС может обвинить организацию в создании искусственных условий для возмещения или зачета бюджетных средств. Мы разобрали такие случаи в этой статье.

ФСС также отказывает в возмещении или зачете, если считает, что больничный лист поддельный.

Как бухгалтеру действовать при подозрении, что листок нетрудоспособности поддельный, читайте .

Итак, у ФСС есть полномочия отказать страхователю в зачете или возмещении соцвыплат. Организация может в таком случае либо спорить с фондом в суде, либо согласиться с госорганом. Если возместить соцвыплаты так и не удалось, то бухгалтеру придется внести ряд корректировок в учет и отчетность по не принятым фондом расходам.

Алгоритм отражения в учете пособий, не принятых ФСС к зачету

Если ФСС не принял облагаемое пособие и отказал в возмещении или зачете соцвыплат, то бухгалтер должен поступить следующим образом:

  1. Сторнировать в бухучете суммы незачтенных пособий.
  2. Списать незачтенные суммы в расходы либо удержать их с работника.
  3. Исчислить с незачтенной соцвыплаты страховые взносы — это наиболее безопасный путь для страхователя в настоящий момент, рекомендованный ФНС и Минфином (письма от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093 и от 01.09.2017 № 03-15-07/56382 соответственно). Но с этим можно и поспорить .
  4. Доплатить взносы в ФНС либо в ФСС (за периоды до 2017 года) — если вы уменьшаете ежемесячные соцвзносы на ВНиМ на суммы пособий, то после отказа ФСС в зачете пособий нужно доплатить администратору взносов на ВНиМ (до 2017 года — ФСС, с 2017 года — ФНС) в размере суммы соцвыплаты, не принятой к зачету
  5. Начислить и удержать НДФЛ с работника — данный пункт не касается пособия по временной нетрудоспособности, с которого НДФЛ и так удерживается. А вот с другими видами соцпособий ситуация сложнее. По аналогии с начислением страхвзносов: если ФСС отказывается засчитывать выплату пособия, то оно прекращает быть страховым обеспечением по обязательному соцстрахованию. А значит, не относится к выплатам, из сумм которых подоходный налог не удерживается. Следовательно, если работник отказывается вернуть пособие, не зачтенное ФСС, то такая выплата становится его доходом, с которого надо удержать подоходный налог. Однако в законе отсутствует прямая обязанность взимать НДФЛ с не зачтенных соцстрахом пособий. Но если не удержите НДФЛ, но начислите страхвзносы, это может вызвать вопросы у налоговиков, так как между базой для начисления страхвзносов и базой по подоходному налогу возникнет разница.
  6. Разобраться с возможной переплатой по НДФЛ — если работник вернул пособие, ранее облагаемое подоходным налогом, то у него возникает переплата. Вы должны сообщить о ней сотруднику (п. 1 ст. 231 НК РФ), а затем эту переплату либо зачесть в счет будущих платежей по НДФЛ, либо вернуть работнику на основании заявления исключительно на его банковский счет.
  7. Перечислить взносы и НДФЛ* в бюджет.
  8. Рассчитать пени по взносам и подоходному налогу* и также перечислить государству. На момент признания соцвыплат невозмещаемыми у организации образуется недоимка по страхвзносам и НДФЛ*. А пени рассчитываются за период от дня, следующего за установленной датой перечисления страхвзносов за месяц, в котором было выплачено пособие, до дня, предшествующего дню погашения задолженности по взносам или подоходному налогу.
  1. Скорректировать отчетность — нужно внести исправления в бухгалтерскую и налоговую отчетность, в том числе в отчеты по персоналу: 2-НДФЛ**, 6-НДФЛ** (за периоды с 2016 года), 4-ФСС, РСВ-1 (за периоды до 2017 года), ЕРСВ (за периоды начиная с 2017 года).

* Если подоходный налог ранее не был удержан и вы решили все же его удержать.

** Корректируется, если вы предпочли удержать подоходный налог с сумм, ранее им не облагаемых.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Учет пособий, не принятых к зачету ФСС: работник вернул пособие

Бухучет соцвыплат, не зачтенных или не возмещенных соцстрахом, зависит от того, вернул ли работник пособие, а также облагалось ли оно изначально подоходным налогом.

По незачтенным пособиям — в бухучете бухгалтер сторнирует записи по начислению сумм данных выплат. Дата бухпроводки будет соответствовать дате решения фонда о непринятии к зачету расходов. Затем не подтвержденные фондом соцрасходы могут быть удержаны с работника, но только в 2 случаях:

  • предоставление работником заведомо неверных сведений для начисления пособия (поддельный больничный, справка о заработке за последние 2 года с завышенными суммами доходов работника);
  • допуск бухгалтером счетной ошибки.

Согласно ч. 4 ст. 137 ТК РФ, ч. 4 ст. 15 закона 255-ФЗ, ч. 1 ст. 138 ТК РФ такие суммы можно удержать из трудовых доходов работника, но не более 20% заработка за каждый месяц. В остальных ситуациях возврат излишних соцвыплат производится работником добровольно.

Если работник возвращает пособие добровольно либо соцвыплату удерживают из его зарплаты, то бухзаписи будут следующие:

20, 23, 25, 26, 44

Сторно пособия по нетрудоспособности за первые 3 дня болезни

Сторно НДФЛ с пособия по временной нетрудоспособности

Соцвыплата отнесена на счет расчетов с персоналом по прочим операциям.
Если работник уже уволился, но переплату возвращает — задействуйте счет 76

Работник добровольно вернул сумму неправомерно выплаченного пособия либо эта сумма была удержана из его зарплаты

Доплачено незачтенное пособие — так как на его сумму ранее были уменьшены взносы на ВНиМ к уплате

Излишне удержанный НДФЛ возвращен работнику на банковскую карту

Учет пособий, не принятых к зачету ФСС: работник не вернул пособие

Пособие с работника нельзя взыскивать, если незачет соцвыплаты возник из-за неверного толкования бухгалтером законодательства при расчете суммы пособия (ч. 4 ст. 15 закона 255-ФЗ). Кроме того, руководитель вправе принять решение не взыскивать пособие независимо от причины незачета (ст. 240 ТК РФ).

Если работник не возвращает соцвыплату, то сделайте следующие проводки:

Сторно начисления незачтенной соцвыплаты

Не зачтенная фондом выплата отнесена на счет прочих расходов

69 по субсчетам расчетов с фондами либо с ФНС в части начисления страхвзносов

Начислены на не зачтенное ФСС пособие страховые взносы

Удержан НДФЛ с соцвыплаты (кроме пособия по временной нетрудоспособности)

69 с/счет «Пени, штрафы по соцвзносам»

Начислены пени по опоздавшим в бюджет соцвзносам

68 с/счет «Пени, штрафы по НДФЛ»

Начислены пени по недоимке по НДФЛ

69/68 по субсчетам расчетов с фондами либо с ФНС в части начисления страхвзносов/НДФЛ, 69 с/счет «Пени, штрафы по соцвзносам», 68 с/счет «Пени, штрафы по НДФЛ»

Перечислены страховые взносы, НДФЛ, пени по страхвзносам и НДФЛ в бюджет

НДФЛ удерживайте с работника в том случае, если он не вернул суммы неверно выплаченных пособий, налог не был удержан ранее и вы решили, что безопаснее его удержать. Если работник уже уволился — сообщите в ФНС о невозможности удержать подоходный налог.

В налоговом учете не принятые ФСС к зачету пособия в расчете налога на прибыль не участвуют, поэтому возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство.

О фиксации разниц между бухгалтерским и налоговым учетом читайте .

Упрощенцы также не учитывают в расходах не зачтенные соцстрахом пособия.

Как отражать облагаемое взносами не зачтенное ФСС пособие: отчетность налогового агента

Если фонд отказался засчитывать или возмещать пособие, то нужно внести корректировки в ряд отчетной документации налогового агента:

Отчетность

Пособие изначально облагалось НДФЛ, работник его вернул

Пособие изначально облагалось НДФЛ, работник его не вернул

Пособие изначально не облагалось НДФЛ, работник его вернул

Пособие изначально не облагалось НДФЛ, работник его не вернул

Исключите сумму пособия из 2-НДФЛ и сдайте корректирующую справку

Сдайте корректирующую 2-НДФЛ по сотруднику, код больничного 2300 замените на код 4800

Ничего исправлять в 2-НДФЛ не нужно

У работника появился доход, который следует отразить в 2-НДФЛ под кодом 4800 и удержать подоходный налог. Если на момент обнаружения не зачтенного фондом пособия работник уже уволился, то 2-НДФЛ следует сдавать с признаком 2

6-НДФЛ (если незачтенное пособие обнаружено в 2016 году и позднее)

Сдайте корректирующую 6-НДФЛ за период неправомерной выплаты пособия, а также за предшествующие периоды — поскольку раздел 1 формы 6-НДФЛ заполняется нарастающим итогом с начала года

Ничего исправлять в 6-НДФЛ не нужно

У работника появился доход, сдайте корректирующую 6-НДФЛ за период неправомерной выплаты пособия, а также за предшествующие периоды

Подробнее о корректировке квартального расчета по НДФЛ читайте .

Как отражать облагаемое взносами не зачтенное ФСС пособие: отчетность страхователя

4-ФСС

Порядок исправления зависит от года выплаты незачтенного пособия. Если это 2016 год и раньше, то исправляются прежде всего данные в таблице 2: страхователь исключает не принятые фондом соцвыплаты из соответствующих строк и граф таблицы. Соответственно уменьшаются показатели по строкам «Расходы на цели обязательного соцстрахования» и «Задолженность за территориальным органом ФСС на конец отчетного (расчетного) периода». А сумму не принятого соцстрахом пособия бухгалтер зафиксирует в одноименной строке 5 таблицы 1.

Еще страхователю по общему правилу нужно будет откорректировать строки 1-4 таблицы 3 и строки 1-3 таблицы 6 (в части общей суммы выплат и вознаграждений в пользу физлиц и распределения этих сумм на облагаемые и не облагаемые страхвзносами). На сумму доначисленных страховых взносов корректируются строки 2 таблицы 1 и таблицы 7 «Начислено к уплате страховых взносов» — если недоимка обнаружена в том же году, в котором выплатили первоначально пособие. Соответственно вносятся правки в строки, фиксирующие задолженность за страхователем на конец отчетного периода.

Если корректируется 4-ФСС уже за периоды 2017 года, то там нет таблиц по расчетам взносов и выплат на ВНиМ. Исправлению подлежит база для расчета взносов на травматизм, общая сумма выплат и вознаграждений в пользу физлиц, сумма начисленных взносов и задолженность за страхователем на конец периода.

РСВ-1

За периоды до наступления 2017 года уточнять персонифицированные сведения следует по форме СЗВ-КОРР (постановление Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п). В этой форме вы приводите персональные данные работника, исправленные суммы выплат в его пользу и рассчитанные суммы взносов. В случае неполного отражения в отчетности страхвзносов за какие-либо отчетные периоды, суммы доначислений отражаются нарастающим итогом в 120-й строке и в разделе 4 годовой формы РСВ-1 отдельной строкой по каждому периоду.

ЕРСВ

Новый расчет по страховым взносам страхователи сдают за периоды начиная с 2017 года. Общий принцип корректировки расчета в случае отказа ФСС в возмещении или зачете тот же, что и при исправлении формы 4-ФСС за 2016 год: нужно исключить незачтенные пособия из Приложения 3, а также скорректировать базу для начисления каждого типа страхвзносов и общую сумму выплат и вознаграждений в пользу физлиц. Также корректируются строки, содержащие информацию о сумме начисленных страхвзносов и суммы по строкам 070 и 090 приложения 2.

Подробнее о порядке уточнения персонифицированных сведений в ЕРСВ читайте .

А разобраться во всех тонкостях заполнения и уточнения единого расчета по страховым взносам вам поможет наш чек-лист .

Итоги

ФСС нередко отказывает работодателям в зачете или возмещении выплат по соцстрахованию. С фондом можно попробовать поспорить в суде. Если же отказ окончательный, то работодателю предстоит корректировать учет и отчетность в бюджет на суммы незачтенных пособий.

Как с 2017 года возмещать из ФСС расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством? Изменился ли порядок такого возмещения? В ФСС или в налоговую инспекцию сдавать документы? Действительно ли с 2017 года нужно подавать в ФСС новую справку-расчет? Что включать в такую справку и предусмотрена ли форма такой справки? Найти ответы на эти вопросы, также скачать образец справки-расчета вы можете в данной статье.

Страховые взносы по нетрудоспособности и материнству с 2017 года

С 2017 годы пенсионные, медицинские и страховые взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством будут администрировать налоговые органы. В ИФНС потребуется сдавать отчетность по этим видам страховых взносов в составе единого расчета, утвержденного Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (то есть, взносы «на травматизм») продолжат контролировать Фонд социального страхования. По этому виду страховых взносов с 2017 года в подразделения ФСС нужно будет сдавать расчет по новой форме 4-ФСС, которая утверждена Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381. Этот расчет будет включать в себя информацию только о взносах «на травматизм».

Уменьшение страховых взносов на пособия в 2017 году

Как с 2017 года возмещать расходы на выплату работникам пособий по болезни в связи с материнством? Эти взносы контролируют налоговые инспекции. Означает ли это, что за возмещением нужно обращаться в ИФНС? Остановимся на этих вопросах подробнее.

В 2017 году, как и прежде, ежемесячный платеж по страховым взносам по нетрудоспособности и материнству работодатели (организации и ИП) вправе уменьшать на произведенные расходы по выплате страхового обеспечения работникам. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 431 Налогового кодекса РФ. Так, в частности, в расходы можно включать (ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • пособие по временной нетрудоспособности (с четвертого дня болезни);
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
  • социальное пособие на погребение.

Если сумма начисленных пособий не превышает сумму страховых взносов, то обращаться в ФСС в 2017 году, не потребуется. Достаточно будет уменьшить ежемесячный платеж на сумму начисленных пособий.

Читайте также Учет материально производственных запасов

При этом расходы на пособия страхователям нужно будет отразить в приложении № 3 к разделу 1 единого расчета по страховым взносам по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

На указанные в этом приложении пособия страхователи (организации или ИП) уменьшат страховые взносы. Итоговые суммы страховые взносов по временной нетрудоспособности и материнству нужно будет показать в разделе 1 формы единого расчета по страховым взносам, утвержденной Приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551.

Получив такой расчет, налоговики сообщат данные о заявленном возмещении в ФСС России. И уже по результатам проверки ФСС примет решение – одобрять зачет или нет. Если результат окажется отрицательным, ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих взносов. При положительном результате проверки расходы будут приняты, а ИФНС при необходимости зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами. Такой порядок предусмотрено ч.ч. 1.1, 5,8 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Если сумма пособий превышает начисленные взносы

В 2017 году размер выплаченных пособий за какой-либо месяц отчетного периода может оказаться больше начисленных за этот же месяц взносов в ФСС. Тогда страхователь вправе (п.9 ст. 431 НК РФ):

  • или зачесть превышение в счет предстоящих платежей по взносам в ФСС в пределах расчетного периода;
  • или обратиться в подразделение ФСС за выделением необходимых средств на выплату страхового обеспечения.

Чтобы в 2017 году получить на расчетный (лицевой) счет деньги для возмещения (выплаты) расходов на пособия, необходимо обратиться в свое отделение ФСС России, а не в ИФНС. Это следует из пункта 2 статьи 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Перечень документов, которые нужно представить для возмещения в отделение ФСС России, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 4 декабря 2009 г. № 951н. Однако имейте в виду, что с 28 ноября 2016 года вступил в силу Приказ Минтруда России от 28.10.2016 № 585н, которым внесены изменения в этот перечень. Далее перечислим документы, которые потребуется представлять с учетом поправок, внесенных указанным приказом Минтруда.

Возмещение средств за периоды до 2017 года

Если организация или ИП обращается в ФСС в целях получения на расчетный счет денег для возмещения пособий и такое возмещение касается периодов до 2017 года, то в подразделение ФСС нужно представить:

Читайте также 5 мифов о проекте ФСС «Прямые выплаты» социальных пособий

Если территориальный орган ФСС РФ не назначит проверку правильности и обоснованности расходов, он перечислит денежные средства в течение 10 календарных дней с даты представления обозначенных выше документов (ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Возмещение средств за периоды после 1 января 2017 года

Как мы уже сказали, в связи с вступлением в силу Приказа Минтруда России от 28.10.2016 № 585н с 2017 года перечень документов, необходимый для возмещения, скорректирован Чтобы получить возмещение на расчетный счет в ФСС нужно будет представить:

Письменное заявление, составленное в произвольной форме, содержащее обязательные реквизиты:
- наименование и адрес организации;
- регистрационный номер;
- указание на сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
справку-расчет, в которой отражены:
- сумма задолженности страхователя (Фонда социального страхования Российской Федерации) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
- сумма начисленных к уплате страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
- сумма доначисленных страховых взносов;
- сумма не принятых к зачету расходов;
- сумма средств, полученных от территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации в возмещение произведенных расходов;
- сумма возвращенных (зачтенных) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов;
- сумма средств, израсходованных на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
- сумма уплаченных страховых взносов, в том числе за последние три месяца;
- сумма списанной задолженности страхователя.
Копии документов, подтверждающих обоснованность расходов.

Копию решения о выделении средств страхователю ФСС направит налоговикам. В течение трех рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего решения (ч.4.1 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Новая справка-расчет с 2017 года: форма и образец

Справка заменит расчет 4-ФСС

Как видно, в связи с вступлением в силу Приказа Минтруда России от 28.10.2016 № 585н, с 1 января 2017 года в подразделения ФСС в составе документов на возмещение расходов нужно будет сдавать новый документ: справку-расчет. В ней потребуется показывать различную информацию о страховых взносах. Эта справка заменит собой ранее представляемый расчет по форме 4-ФСС, который требовался для получения возмещения.

НК РФ страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшать на сумму произведенных плательщиками расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду соцстрахования согласно законодательству РФ.

Отражение в Расчете по страховым взносам

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащей уплате с учетом понесенных расходов, будет отражаться в Расчете по страховым взносам в приложении 2 к разделу 1, а суммы расходов — в приложениях 3 и 4 (подробнее о заполнении Расчета мы расскажем в ближайшее время). Правильность же заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное соцстрахование по-прежнему будут проверять территориальные органы ФСС (Федеральный закон ). Для этого в течение пяти дней с момента получения Расчета от плательщика взносов налоговые органы будут передавать в ФСС его данные (п. 16 ст. НК РФ).

Порядок зачета/незачета

По данным расчета территориальные органы ФСС будут принимать решение о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения либо о непринятии к зачету расходов на его выплату (п. 8 ст. НК РФ). В трехдневный срок со дня принятия соответствующих решений в налоговые инспекции будут переданы их копии. На основании таких подтверждений сумма превышения расходов над исчисленными взносами за указанный расчетный (отчетный) период будет зачисляться налоговиками в счет предстоящих платежей или возмещаться территориальными органами ФСС (п. 9 ст. НК РФ).

Если же заявленные расходы не будут приняты ФСС к зачету, то в течение 10 дней с момента получения копии решения от фонда налоговый орган направит плательщику требование об уплате страховых взносов (п. 2.1 ст. НК РФ). В этом случае плательщику страховых взносов потребуется представить в налоговый орган уточняющий Расчет по страховым взносам и уплатить указанную в требовании сумму.

Просто и быстро формируйте в системе интернет-отчетности Контур.Экстерн платежные поручения по требованиям об уплате налогов, сборов и взносов:

  1. После получения требования уведомьте об этом ФНС, нажав на кнопку «Отправить в ФНС квитанцию о приеме».
  2. Перейдите по ссылке «Создать платежку» и введите наименование своего банка и расчетный счет, остальные данные из требования система подставит сама.
  3. Выберите, по какому типу задолженности делать платежку, и при необходимости измените сумму платежа.
  4. Создайте платежку в формате Word и распечатайте либо скачайте специальный текстовый файл, чтобы потом загрузить его в интернет-банк.

Сроки действия зачетной системы страховых взносов

Когда принимали закон о передаче администрирования страховых взносов ФНС, описанную зачетную систему планировали сохранить до 2018 года. Однако затем ее действие было продлено до 31.12.2020 включительно для субъектов РФ, не участвующих в пилотном проекте «Прямые выплаты» (п. 2, 8, 9 и 16 ст. НК РФ; п. 3 ст. 5 Федерального закона в ред. Федерального закона ).

Пилотный проект «Прямые выплаты» продлен до 31.12.2019. На данный момент в нем уже , и список его участников будет расширяться (Постановление Правительства РФ ). С 01.07.2017 в нем окажутся республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия; Алтайский и Приморский края, Амурская, Вологодская, Магаданская, Омская, Орловская, Томская области и Еврейская автономная область.

Ранее планировалось, что в проекте будут участвовать следующие регионы:

  • с 01.07.2018 — Республика Саха (Якутия), Забайкальский край, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Рязанская, Смоленская, Тверская области;
  • с 01.07.2019 — республики Дагестан, Ингушетия, Карелия, Коми, Северная Осетия — Алания, Хакасия; Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чеченская, Чувашская республики; Архангельская, Тульская, Ярославская области.

Однако Постановление Правительства РФ признало утратившими силу абзацы, в которых говорилось об их участии в проекте «Прямые выплаты». Будут ли они позже участвовать в нем, пока неизвестно.

Письмо Федеральной налоговой службы
№БС-4-11/2748@ от 14.02.2017

В связи с поступающими массовыми вопросами плательщиков страховых взносов ФНС России разъясняет.

1. По вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками страховых взносов - организациями, имеющими обособленные подразделения.

Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.

На основании подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщик страховых взносов обязан сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).

Соответственно, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями, у плательщиков страховых взносов отсутствует.

В силу особенностей норм законодательства порядок представления отчетности и уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, различны.

Так, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.

2. По вопросу уплаты страховых взносов организациями, применяющими "зачетный" механизм.

Согласно пункту 2 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за вычетом расходов по данному виду страхования.

Исходя из положений пункта 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС России в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

Таким образом, случай, указанный в пункте 9 статьи 431 Кодекса, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило пункта 2 статьи 431 Кодекса о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.

Одновременно сообщаем, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования в случае, если плательщики страховых взносов стоят на учете в налоговых органах в субъектах Российской Федерации, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 в настоящее время пилотный проект реализуется в: Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской области, Астраханской области, Курганской области, Новгородской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Хабаровском крае, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Татарстан, Белгородской области, Ростовской области, Самарской области, Республике Мордовия, Брянской области, Калининградской области, Калужской области, Липецкой области, Ульяновской области.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести указанное письмо до сведения территориальных органов и плательщиков страховых взносов.


Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса С.Л.БОНДАРЧУК