Строительные работы с нр и сп. Как изменить значение норматива НР и СП для вида работ в смете

Рассматриваются вопросы о том, как при составлении локальной сметы можно обеспечить правильное начисление накладных расходов и сметной прибыли. Рассказано о привязке видов работ к позициям сметы, о применении различных поправочных коэффициентов к нормативам НР и СП, а также о возможности выбрать для использования в локальной смете какой-либо специальный справочник видов работ.

1.4.1. Как изменить значение норматива НР и СП для вида работ в смете?

Нажмите кнопку Параметры , расположенную на панели инструментов на вкладке Документ , или клавишу F6 на клавиатуре. В появившемся окне выберите закладку Виды работ . В ней отображаются виды работ и соответствующие нормативы накладных расходов и сметной прибыли. Корректировка норматива выполняется привычным двойным щелчком левой кнопки мыши.

1.4.2. Как задать единое значение накладных расходов для всех позиций в смете?

Нажав кнопку Параметры на вкладке Документ , выберите закладку НР и СП . Далее в группе Способ задания накладных расходов необходимо установить переключатель в строку Укрупненный норматив по виду строительства . И наконец, введите значение укрупненного норматива и укажите, от чего он должен рассчитываться (от ПЗ или ФОТ). Если требуется задать единое значение сметной прибыли для всех позиций в смете, то аналогично выполняются действия в группе Способ задания сметной прибыли .

1.4.3. Как установить общий поправочный коэффициент 0,94 к накладным расходам только при расчете сметы в текущем уровне цен?

В программе выполнено разделение поправочных коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли для применения при различных способах расчета сметы. Значение коэффициента можно отдельно указать для расчета сметы в базисном уровне цен, для расчета сметы базисно-индексным методом, а также для расчета сметы ресурсным методом. При этом программа будет автоматически выбирать для использования те или иные значения в зависимости от настроек расчета сметы. Это необходимо, например, для правильного применения коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов в связи с изменением налоговой ставки ЕСН.

Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ К-ты к НР и СП . Далее введите значение коэффициента в двух полях, а именно Для расчета базисно-индексным методом и Для расчета ресурсным методом .

Для всех имеющихся в смете позиций и при добавлении в смету новых позиций коэффициенты будут назначаться автоматически. В нашем примере при расчете сметы в базисных ценах без использования индексов коэффициент применяться не будет, а при включении индексов либо при установке ресурсного способа расчета сметы нормативы накладных расходов будут умножены на введенный коэффициент.

1.4.4. Как подключить в смете другой справочник видов работ?

При составлении сметы, например, для районов Крайнего Севера либо приравненных к ним районов необходимо применять нормативы накладных расходов, отличные от тех, которые программа предлагает по умолчанию в соответствии с МДС 81-33.2004. Для быстрого переключения сметы на использование нормативов для районов Крайнего Севера в соответствии с МДС 81-34.2004 нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ и в появившемся окне выберите закладку Виды работ . Далее откройте список кнопки Используемый справочник и выберите там строку Районы Крайнего Севера .

Если смета уже была составлена, то для всех ранее введенных позиций будут автоматически изменены нормативы накладных расходов в соответствии с теми, которые установлены в выбранном справочнике. Описание используемого в смете справочника видов работ отображается в заголовке таблицы с видами работ в колонке Наименование вида работ .

1.4.5. Как установить поправочный коэффициент 0,9 к накладным расходам для расценок только из общестроительных сборников?

В программе реализована возможность быстро устанавливать поправочные коэффициенты к нормативам накладных расходов и сметной прибыли для позиций сметы с определенным видом работ. В соответствии с МДС 81-33.2004 это необходимо, например, при определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве.

Нажмите кнопку Параметры на вкладке Документ и в появившемся окне выберите закладку Виды работ . Далее нажатием специальной кнопки переключите таблицу с видами работ в режим ввода поправочных коэффициентов и укажите коэффициенты для методов расчета: в базисных ценах, базисно-индексного или ресурсного.

Для всех имеющихся в смете позиций и при добавлении в смету новых позиций коэффициенты будут назначаться автоматически в зависимости от того, к какому виду работ та или иная позиция относится. В нашем примере нормативы накладных расходов по видам общестроительных работ применяются с коэффициентом 0,9, а по видам ремонтно-строительных работ используются исходные справочные значения.

В ситуации, когда поправочные коэффициенты применяются при определении сметной стоимости ремонтных работ, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве, можно не вводить коэффициенты вручную, а установить их автоматически. Для этого следует воспользоваться возможностью подключить в смете специальный справочник видов работ. Порядок действий при выборе нужного справочника описан в предыдущем пункте.

Например, справочник с описанием Ремонт жил Основной предназначен исключительно для ремонтных работ, которые выполняются в жилых и общественных зданиях. В этом справочнике для всех видов общестроительных работ сразу заложены два поправочных коэффициента: 0,9 – к нормативам накладных расходов, 0,85 – к нормативам сметной прибыли. А для остальных случаев, когда требуется применить только коэффициент 0,85 к нормативам сметной прибыли, предназначен справочник с описанием Ремонт нежил Основной .

1.4.6. Как посмотреть привязку позиций сметы к видам работ?

Выберите в смете вид документа Виды работ, НР и СП . Для этого можно воспользоваться кнопкой Вид документа на вкладке Документ или нажать соответствующую кнопку в строке состояния внизу окна программы. Также для этого предусмотрена комбинация клавиш Shift+F8 . В результате программа покажет привязку позиций сметы к видам работ, а также нормативы накладных расходов и сметной прибыли.

Для возврата в стандартный режим работы с локальной сметой выберите кнопкой вид документа Локальная смета или нажмите клавишу F9 .

1.4.7. Как задать или изменить вид работ у позиций сметы?

Находясь в смете, выберите вид документа Виды работ, НР и СП, как описано в предыдущем пункте. Программа покажет привязку позиций сметы к видам работ, а также нормативы накладных расходов и сметной прибыли. Чтобы изменить у позиции вид работ или задать вид работ для непривязанной позиции, следует открыть справочник видов работ – нажать кнопку Справочники на вкладке Документ – и щелчком левой кнопки мыши выбрать справочник Виды работ .

В справочнике видов работ отражены все виды работ, в соответствии с которыми производится начисление накладных расходов и сметной прибыли. Перечень видов работ для расчета в текущем уровне цен и в ценах 2001 года установлен в МДС 81-33.2004 и других нормативных документах. Также в справочнике отражены виды работ для расчета в ценах 1984 года. При необходимости пользователь может добавлять в справочник собственные виды работ.

Выделив курсором мыши нужный вид работ, перетащите его на позицию сметы. Аналогичным образом осуществляется привязка вида работ к выделенной группе позиций (позиции выделяются щелчком левой кнопки мыши при нажатой клавише Ctrl ) или ко всем позициям раздела (перетаскиванием вида работ на заголовок раздела).

Замечание : Для правильного учета стоимости оборудования в составе локальной сметы необходимо задать для соответствующих позиций сметы специальный вид работ из справочника – Оборудование .

1.4.8. Как выключить разделение на виды работ в итогах сметы?

Если в смете на все виды работ применяются одинаковые начисления, а именно: коэффициенты в итогах, индексы, размер накладных расходов и сметной прибыли, то ПК «ГРАНД-Смета» позволяет выключить выделение итогов по каждому виду работ и показывать только общий итог. Для этого необходимо в параметрах сметы на закладке Расчет + Итоги сбросить флажок напротив строки Всегда выделять виды работ .

В этом случае итоги по смете будут выглядеть следующим образом:

А если выделение видов работ включено, то итоги выглядят так:

Отмена письма Госстроя (Росстроя) №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г

27.11.2012г Госстрой (Росстрой) России выпустил письмо №2536-ИП/12/ГС касающееся применения коэффициентов 0,85 и 0,8 к нормативам НР и СП

После проведения правовой экспертизы письма №2536-ИП/12/ГС Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым признать его не подлежащим применению. Что изложено в письме Минюста от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ

Несмотря на то, что любые письма не считаются нормативными документами в современной действительности (это видно в каждом письме Минстроя), запись в Федеральном Реестре имеет значение.
Если подходить формально к записи в Реестре, то это означает, что коэффициенты 0,85 и 0,8 теперь не применяются.

По мнению специалистов Союза инженеров-сметчиков , письмо Минюста продиктовано не замечаниями, например, по размерам накладных расходов и сметной прибыли, а неправильным оформлением Госстроем принятых решений. Если бы в свое время Госстрой оформил свое решение в виде распорядительного документа (постановление, распоряжение, приказ), и своевременно представил бы его в Минюст, то замечаний со стороны Минюста не было бы.

К сожалению нет никакого документа Минстроя, которое узаконило бы введение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли, для уже согласованной проектно-сметной документации.

Нет никакого разъяснительного письма, как следует поступать с данными коэффициентами при оплате за выполненные работы по уже заключенным договорам.

За время с ноября 2012 года было разработано много проектно-сметной документации, где нормативы накладных расходов и сметной прибыли были учтены с понижающими коэффициентами, документация прошла экспертизу, объекты по этой документации построены, приняты и оплачены.

Приказом Минстроя от 9 февраля 2017 г. № 84/пр были утверждены «Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», где пунктом 4.6. определен порядок учета размера накладных расходов и сметной прибыли: "4.6. Определение размера накладных расходов и сметной прибыли и их применение в базисном и текущем уровнях цен порядке, установленном методическими документами и письмами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов, действующими на период разработки индексов изменения сметной стоимости."

Разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с положениями вышеуказанных «Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС. Не смотря на то, что в письме Минстроя от 07.06.2018 № 24818-ХМ/09 ссылка на учет при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 года отсутствует, сравнительный анализ индексов показывает, что расчет индексов производится с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

Мнение Минстроя России по данному вопросу изложено в письме от 13.07.2018 №31009-ОГ/09.

С самого начала всей этой истории, юридическая "чистота" писем о введении понижающих коэффициентов к НР и СП, так и отменяющего их письма, очень сомнительна! В своё время МДС вводились постановлениями Госстроя России, соответственно, внесение изменений и (или) дополнений к ним должны оформляйся не меньшим по статусу документом - в настоящее время таким видом документа является приказ Минстроя России.

При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.

Учитывая правовую неопределенность в данном вопросе и статус Союза инженеров-сметчиков как общественной организации, следует дополнительно уточнять необходимость начисления или не начисления коэффициентов у своего заказчика и (или) органов экспертизы при разработке, согласовании и экспертизе сметной документации. Т.к. Главгосэкспертиза России, органы экспертизы субъектов Российской Федерации, а также органы власти субъектов и государственные заказчики (распорядители бюджетных средств) не наделены правом нормативно-правового регулирования в сфере ценообразования и сметного нормирования, соответственно, они НЕ БУДУТ БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ в принятии решения об исключении понижающих коэффициентов к НР и СП до выхода официального распорядительного документа Минстроя России.

Внимание! Правило о том, что при применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли осуществляется округление нормативов до целых чисел после применения всех коэффициентов никто не отменял (т.е. нормативы до целых чисел по-прежнему округляем как и раньше)!

Мнение Союза инженеров-сметчиков

Все прекрасно знают, что в проекте новой Методики по накладным расходам, размеры нормативов определены почти один в один с этими коэффициентами! И кто из заказчиков пойдет сейчас на увеличение, зная, что скоро опять снизят? Перестрахуются и даже по вновь составляемой сметной документации наверняка будут продолжать начислять понижающие коэффициенты. Дополнительным аргументом является тот факт, что исключение указанных понижающих коэффициентов приведет к увеличению сметной стоимости и бюджетных обязательств.

1) 27 апреля 2018 Минюст России выпустил письмо № 01/57049-ЮЛ Об отмене письма Минстроя РФ №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года следующего содержания:
«Проведя правовую экспертизу письма Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. о применении к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен понижающего коэффициента — 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен — коэффициента 0,80 и дополнительно (для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения), коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. признать не подлежащим применению.»

2) 11 июля 2018 года опубликован новый Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)

В новом Федеральном реестре письмо Минстроя России №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012 года размещено с комментарием о признании его недействительным с 27.04.2018 г. (см. скриншот)

3) Союз инженеров-сметчиков разъясняет

Вопрос: Вышло письмо Минюста от 27.04.2018 № 01/57049-ЮЛ, в котором Минюст требует отменить письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС про понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли. Как быть с теми проектами, что уже прошли экспертизу, и договоры по ним заключены?

Ответ. Если прочитать письмо Минюста от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ, то возникает вполне резонный вопрос, а куда Минюст смотрел 6 лет, прежде чем решил признать не подлежащим применению письмо Госстроя от 27.11.2012 N 2536-ИП/12/ГС? Письмо Минюста продиктовано не замечаниями, например, по размерам накладных расходов и сметной прибыли, а неправильным оформлением Госстроем принятых решений. Если бы в свое время Госстрой оформил свое решение в виде распорядительного документа (постановление, распоряжение, приказ), и своевременно представил бы его в Минюст, то замечаний со стороны Минюста не было бы. В федеральном реестре сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, размещенного на сайте Минстрой (по состоянию на 11.07.2018) под порядковым номером 46 содержится информация о том, что письмо Госстроя от 27.11.2012 г. № 2536-ИП/12/ГС признано с 27.04.2018 г. не подлежащим применению в соответствии с письмом Минюста России от 27.04.2018 г. № 01/57049-ЮЛ. Приходится только сожалеть, что Минстрой России по данному вопросу не принял какого-то внятного решения. Нет распорядительного документа Минстроя, которое узаконило бы введение понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли. Нет письма с разъяснениями, как следует поступать с данными коэффициентами при разработке и экспертизе новой проектно-сметной документации, как оплачивать выполненные работы по уже заключенным договорам.

За время с ноября 2012 года было разработано много проектно-сметной документации, где нормативы накладных расходов и сметной прибыли были учтены с понижающими коэффициентами, документация прошла экспертизу, объекты по этой документации построены, приняты и оплачены.
Приказом Минстроя от 9 февраля 2017 г. № 84/пр были утверждены «Методические рекомендации по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», где пунктом 4.6. определен порядок учета размера накладных расходов и сметной прибыли:
4.6. Определение размера накладных расходов и сметной прибыли и их применение в базисном и текущем уровнях цен порядке, установленном методическими документами и письмами, внесенными в Федеральный реестр сметных нормативов, действующими на период разработки индексов изменения сметной стоимости.
Разрабатываемые Минстроем ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости строительства рассчитываются в соответствии с положениями вышеуказанных «Методических рекомендаций по разработке индексов изменения сметной стоимости строительства», а также письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС. Не смотря на то, что в письме Минстроя от 07.06.2018 № 24818-ХМ/09 ссылка на учет при разработке индексов изменения сметной стоимости строительства во II квартале 2018 года отсутствует, сравнительный анализ индексов показывает, что расчет индексов производится с учетом положений письма Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

В сложившейся ситуации при расчетах за выполненные работы по объектам, финансируемым из бюджетных источников, рекомендуем к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применять понижающий коэффициент — 0,85, а к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – понижающий коэффициент 0,80, как было указано в письме Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

По вновь разрабатываемой проектно-сметной документации на строительство объектов за счет бюджетных средств до выхода официального разъяснения Минстроя по вопросу понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рекомендуем действовать по письму Госстроя от 27 ноября 2012 года № 2536-ИП/12/ГС.

При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.

СКАЧАТЬ Письмо Минюста России от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ об отмене письма №2536-ИП/12/ГС о коэффициентах к НР и СП

СКАЧАТЬ Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 11.07.2018 г.)

Минстрой России сложившуюся ситуацию не комментирует.

Вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к НР и СП

Очередной «шедевр». В главных ролях: Минстрой и Минюст. Первые кивнули на вторых, выложив всем документ , который отменил понижающие коэффициенты к НР и СП. А нам, сметчика то что с этим делать? «Живите как хотите»... со своими НР и СП получается? Давайте подробно разбираться.

Очень интересное письмо по накладным и сметной прибыли (Письмо Минюста России от 27 апреля 2018 г. № 01/57049-ЮЛ). Проведя правовую экспертизу письма Госстроя (Росстроя) №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. о применении к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен понижающего коэффициента - 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен - коэффициента 0,80 и дополнительно (для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения), коэффициента 0,94 к нормативам накладных расходов Минюст ПОЛАГАЕТ необходимым письмо Госстроя (Росстроя)№2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г. признать не подлежащим применению .

С самого начала всей этой истории юридическая "чистота" писем о введении понижающих коэффициентов к НР и СП, так и отменяющего их письма, очень сомнительна! В своё время МДС вводились постановлениями Госстроя России, соответственно, внесение изменений и (или) дополнений к ним должны оформляйся не меньшим по статусу документом - в настоящее время таким видом документа является приказ Минстроя России.

При внебюджетном финансировании строительства объектов вопрос применения или неприменения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли рассматривается в рамках договорных отношений.

Особенность начисления накладных расходов и сметной прибыли - один из самых распространенных вопросов среди тех, что возникают у специалистов по ценообразованию в процессе работы. Это неудивительно, ведь ни одна смета не обходится без начисления НР и СП, в то время как огромное количество нормативных документов и пояснительных писем на эту тему все еще оставляет множество неясностей, в которых сегодня мы и попробуем разобраться.

Итак, что же такое «накладные расходы» и «сметная прибыль» ? Как мы уже отметили, это обязательная составляющая любого сметного расчета, ведь сметная стоимость складывается из следующих элементов:

Где


Дополнительные затраты - затраты, которые несет подрядчик из-за сложных условий производства (временные знания и сооружения, зимнее удорожание, непредвиденные расходы, возвратные суммы, налоги в виде различных федеральных и муниципальных сборов в бюджет строительных организаций).

Налоги - компенсация по НДС.

Как видно из формулы, накладные расходы и сметная прибыль вместе составляют косвенные затраты по смете, т.е. затраты на организацию строительного производства и обслуживание производства, а также прибыль строительной организации. Разберем каждую из этих переменных подробно.

Накладные расходы (НР) - это затраты на организацию строительного производства и обслуживание производства. К ним относят затраты на содержание административно-управленческого персонала, расходы по организации и производству работ, расходы по обслуживанию рабочих.

Чтобы внести больше конкретики в наш разговор, отметим, что для определения НР разработаны следующие методические указания:МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве» (без учета районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним), а также МДС 81-34.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах крайнего севера и местностях, приравненных к ним» . В Приложении 6 данных нормативных документов, содержится полный перечень статей затрат, входящих в состав накладных расходов в строительстве . Этот перечень, в свою очередь, делится на 5 разделов . Таким образом, обратившись к указанному Приложению, мы выясним, что к НР относятся :

1. Административно-хозяйственные расходы , которые связаны, в основном, с управлением производством при строительстве объектов: расходы на оплату труда работников аппарата управления, линейного персонала, рабочих хозяйственного обслуживания; отчисления по уплате единого социального налога; почтово-телеграфные, типографские, канцелярские и представительские расходы; расходы на эксплуатацию зданий, сооружений и помещений, занимаемых административно-хозяйственным персоналом; расходы на эксплуатацию служебного легкового автотранспорта; расходы на служебные командировки, оплату услуг банков и аудиторских форм и другие расходы, связанные с управленческой деятельностью.

2. Расходы на обслуживание работников строительства : затраты на подготовку и переподготовку кадров; отчисления на единый социальный налог от фонда оплаты труда рабочих, учтенного в прямых затратах; расходы по обслуживанию санитарно-гигиенических и бытовых условий; расходы на охрану труда и технику безопасности.

3. Расходы на организацию работ на строительных площадках : износ и расходы, связанные с содержанием, ремонтом и разборкой временных (нетитульных) сооружений, приспособлений и устройств; износ и расходы по ремонту малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и производственного инвентаря; расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы по нормативным и геодезическим работам; расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством; расходы по проектированию производства работ и содержанию производственных лабораторий; расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок; затраты по подготовке объекта строительства к сдаче и другие расходы.

4. Прочие накладные расходы: амортизация по нематериальным активам; платежи по кредитам банков и расходы на рекламу.

5. Затраты, не учитываемые в нормах накладных расходах, но относимые на накладные расходы :платежи по обязательному страхованию имущества строительной организации и отдельных категорий работников; налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком; расходы, возмещаемые заказчиками строек за счет прочих капитальных затрат, связанных с деятельностью подрядчика. Затраты 5 раздела в бухгалтерской отчетности относятся на статью «Накладные расходы», а в сметной документации включаются в главу 8 «Временные здания и сооружения» и главу 9 «Прочие работы и затраты».

Теперь, когда мы знаем, что именно подразумевается под статьей «накладные расходы», стоит также отметить, что по своему функциональному назначению и масштабу применения НР делятся на следующие группы (Пункт 1.4 МДС 81-34.2004): - укрупненные нормативы по основным видам строительства , нормы которых перечислены в Приложение 3 (целесообразно применять для разработки инвесторских смет и на стадии подготовки тендерной документации); - нормативы по видам строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ , нормы которых перечислены в Приложение 4, 5 (следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы); - индивидуальные нормы для конкретной строительно-монтажной или ремонтно-строительной организации (рассчитываются в отдельном порядке для учета реальных условий конкретного строительства, отличающихся от усредненных, предусмотренных в укрупненных нормативах накладных расходов).

Независимо от группы определение накладных расходов происходит всегда одинаковым образом - косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда строителей и механизаторов в составе прямых затрат , т.е. от фонда оплаты труда (ФОТ) . Однако формулы нахождения НР и последовательность произведения расчета зависят как от группы, так и от способа составления сметы (ресурсный, базисно-индексный).

Если отталкиваться от группы , то при использовании укрупненных нормативов накладных расходов по видам строительства начисление накладных расходов производится в конце сметы за итогом прямых затрат. А вот начисление накладных расходов по видам работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНп-2001 (привязка нормативов НР по видам работ к сборникам приведена в приложениях 4 и 5).

Если же мы говорим о способе составления сметы , то при применении ресурсного метода , когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:

на стадии проекта:

H - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;

Н с - укрупненный норматив накладных расходов по видам строительства, приведенный в приложении 3 (в процентах);

Н n - индивидуальная норма накладных расходов для подрядной организации (в процентах);

H pi - норматив накладных расходов по i -тому виду строительных, монтажных и ремонтных работ, приведенных в приложениях 4 и 5 (в процентах).

При применении базисно-индексного метода , когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:

На стадии проекта:

На стадии рабочей документации:

З с и З м - суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами 2001 г.;

З ci и З м i - суммарные по i -тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;

n

Именно по данным формулам производится основная часть расчета накладных расходов в смете. Но, определив величину НР, сами вычисления на этом не заканчиваются. Дело в том, что сумма прямых затрат и накладных расходов вместе образуют лишь сметную себестоимость , т.е. затраты на проведение самих работ и их организацию. Понятно, что по себестоимости ни одна организация работать не может, поэтому следующее, что приходится найти, - это сметная прибыль .

Сметная прибыль - средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников.

Для определения сметной прибыли существует отдельное методическое указание - МДС 81-25.2001 «Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве» . Согласно данному документу, в состав сметной прибыли входят следующие затраты: - отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов; - расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов); - материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе); - организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.

В Приложении 2 МДС 81-25.2001 приведены также затраты, не учитываемые в нормативах сметной прибыли . Это, прежде всего: - затраты, не влияющие на производственную деятельность подрядной организации; - затраты, связанные с пополнением оборотных средств; - затраты, связанные с инфраструктурой строительно-монтажной организации.

Сметная прибыль, как и накладные расходы, является нормированной частью стоимости строительной продукции и также подразделяется на следующие группы нормативов :

  • общеотраслевые нормативы , устанавливаемые для всех исполнителей работ (65% для строительно-монтажных работ, 50% для ремонтно-строительных работ), используются для разработки инвесторских смет, технико-экономического обоснования проекта, определения стартовой конкурсной цены;
  • нормативы по видам строительных и монтажных работ (перечислены в Приложение 3 МДС 81-25.2001), используются на стадии разработки рабочей документации и расчетах за выполненные работы;
  • индивидуальные нормы , разрабатываемые для конкретной подрядной организации.

В качестве базы для определения сметной прибыли также используется общий фонд оплаты труда рабочих (ФОТ) . Именно поэтому НР и СП называют «косвенными затратами» - при их расчете берут определенные проценты от составляющих прямых затрат, т.е. определение величины идет «косвенно», а не «напрямую». Но опять же, есть определенные нюансы в самой схеме расчета . Например, при составлении локальных сметных расчетов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).

Если же говорить о формуле начисления норматива сметной прибыли в сметной документации, то она также зависит от метода определения сметной стоимости строительной продукции и стадийности проектирования , как и в случае с НР. Например, при определении сметной стоимости строительной продукции в текущем уровне цен ресурсным способом величина сметной прибыли может быть найдена по формулам:

На стадии «проект»:

П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;

Н з - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе прямых затрат;

Н с ni - норма сметной прибыли по i-му виду строительных и монтажных работ, приведенная в приложении 3, в процентах;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

А при применении базисно-индексного метода, формула для сметной прибыли выглядит уже иначе:

На стадии «проект»:

На стадии «рабочая документация»:

З б - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;

З ci и Зт i - суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-строителей и механизаторов, тыс.руб.;

И от - индекс текущего уровня средств на оплату труда в строительстве по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;

n - общее количество видов работ по данному объекту.

И, наконец, при определении стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком и определенной по следующей формуле:

Н и - норма индивидуальной прибыли, в процентах;

П n - размер прибыли, определенный по расчету для конкретной подрядной организации, тыс.руб.;

З - величина средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов в составе прямых затрат), тыс. руб.

С НР и СП связан ещё один немаловажный момент . Дело в том, что результаты многочисленных наблюдений и анализ сметных затрат свидетельствуют, что в настоящее время структура прямых затрат в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ с увеличением доли затрат по оплате труда рабочих по сравнению с базисным уровнем, учтенным в сметно-нормативной базе 2001 г., значительно изменилась. Это привело к увеличению сметной величины накладных расходов и сметной прибыли, так как в качестве их базы исчисления приняты сметные затраты по оплате труда рабочих-строителей и механизаторов. Поэтому в целях приведения нормативов накладных расходов в соответствие со сложившейся структурой прямых затрат строительно-монтажных работ и соблюдения единого методологического подхода по применению указанных в МДС нормативов при определении сметной стоимости строительства к НР и СП применяется ряд так называемых понижающих коэффициентов.

С 2001 года вышел целый ряд писем Минрегиона , разъясняющих применение понижающих коэффициентов к НР и СП: 1. Письмо Минрегиона №41099-КК/08 от 06.12.2010г.; 2. Письмо Минрегиона №3757-КК/08 от 21.02.2011г.; 3. Письмо Минрегиона №6056-ИП/08 от 17.03.2011г.; 4. Письмо Минрегиона №10753-ВТ/2 от 29.04.2011г.; 5. Письмо Минрегиона №15127-ИП/08 от 09.06.2011г.; 6. Письмо Минрегиона №20246-АП/08 от 28.07.2011г.; 7. Письмо Минрегиона №22317-ВТ/08 от 24.08.2012г.; 8. Письмо Минрегиона №29630-ВК/08 от 26.11.2012г.; 9. Письмо Госстроя №2536-ИП/12/ГС от 27.11.2012г.

Однако на данный момент из всего списка действуют только последние два письма . Если резюмировать информацию, содержащуюся в данных документах, а также в МДС 81-33.2004 и МДС 81-25.2001 , можно выделить 4 основных пары коэффициентов , применяемых к накладным расходам и сметной прибыли при составлении смет.

НР

СП

Основание для применения

Примечание

0,85

Если смета составляется по ГЭСН, либо если смета индексируется по статьям затрат. Если же смета индексируется единым индексом для СМР, то коэффициенты не применяются, так как уже учтены этим индексом.

Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами.

0,94

Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения

0,85

Если смета составлена для ремонтно-строительных работ, но по общестроительным сборникам.

Приложение 4 МДС 81-33.2004 Примечание 1.

При ведении строительства хозспособом (строительство или ремонт за счет собственных средств и с помощью непрофильных отделов, цехов или отдельных сотрудников предприятия), без заключения договоров подряда на выполнение работ.

К накладным расходам существуют также такие коэффициенты, как:

1,2 - необходимо использовать при составлении сметы на реконструкцию и капитальный ремонт действующих атомных электростанций и других объектов с ядерными реакторами, а также на реконструкцию объектов метрополитена, мостов, путепроводов, искусственных сооружений, относящихся к категории сложных.

0,9 - при выполнении работ по капитальному ремонту оборудования (ГЭСНмр-2001-41) в жилых и общественных зданиях.

Таким образом, мы выяснили, что же такое накладные расходы и сметная прибыль, как они находятся и какими документами регулируются. Теперь логично перейти от теории к практике . Однако об этом мы поговорим в нашем следующем посте.