Статья 105.14 кто такой выгодоприобретатель. Контролируемая сделка - это что и кто ее сдает? Сделки, подлежащие обязательному контролю

  • Часть I.
    • Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие Положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании
      • Глава 14.4. Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках

Статья 105.14. Контролируемые сделки

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 настоящего Кодекса, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;

5) хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

7) хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 284.3 и 284.3-1 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе - исследовательский корпоративный центр), применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса.

3. Сделки, предусмотренные подпунктами 2, 4 - 8 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 - 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.

10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 настоящего Кодекса;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе «Об инновационном центре «Сколково» (далее в настоящем Кодексе — исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 145.1 части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьей 286.1 настоящего Кодекса;

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

3. Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 — 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 — 7 пункта 2 настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр — до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

6. Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие «внешняя торговля товарами» используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.

10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

11. Признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 105.14 НК РФ

Статьей 105.14 НК РФ установлены:

1) условия признания сделок контролируемыми;

2) условия, по которым сделки приравниваются к сделками между взаимозависимыми лицами. При этом имеются в виду только сделки по реализации (перепродаже) товаров, а также выполнению работ, оказанию услуг. Сделки с имущественными правами, информацией, интеллектуальной собственностью не являются контролируемыми;

3) случаи, когда сделки не признаются контролируемыми.

Сделки между взаимозависимыми лицами, которые относятся к контролируемым, и сделки, признаваемыми сделками между взаимозависимыми лицами, подпадают под контроль со стороны ФНС России.

Пунктом 1 ст. 105.14 НК РФ установлено, что в целях НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).

То есть контролируемые сделки — это прежде всего сделки между взаимозависимыми лицами. Но не все сделки между взаимозависимыми лицами будут признаваться контролируемыми.

Контролируемыми признаются сделки, предусмотренные в пп. 2 и 3 п. 1, п. 2 ст. 105.14 НК РФ в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия, а именно сделки:

1) в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли.

При этом понятие «внешняя торговля товарами» используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

Внешняя торговля товарами — импорт и (или) экспорт товаров. Перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации, через таможенную территорию иностранного государства, перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не являются внешней торговлей товарами (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).

Также п. 5 ст. 105.14 НК РФ установлено, что сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Сделки, предусмотренные в данном случае, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ).

При этом следует отметить, что внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу п. 1 ст. 105.14 НК РФ независимо от того, какие товары являются их предметом (Письмо Минфина России от 24 апреля 2012 г. N 03-01-18/3-57);

2) одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.

Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержден Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)».

В данном случае, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в Перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный Перечень.

Сделки, предусмотренные в данном случае, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн руб. (п. 7 ст. 105.14 НК РФ);

3) между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, признаются контролируемыми при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (следует учитывать, что при применении положения данного пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК Российской Федерации в 2012 и 2013 гг. сумма доходов по сделкам между лицами, указанными в данном случае, составляет: за 2012 г. — 3 млрд руб.; за 2013 г. — 2 млрд руб.):

а) если сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;

б) если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах.

в) если хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы.

Сделки, предусмотренные в данном случае, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 млн руб.;

г) если хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам.

Сделки, предусмотренные в данном случае, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

д) если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны. Отметим, что с 1 января 2015 г. указывается, что сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено п. п. 3, 4 и 6 ст. 105.14 НК РФ), если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны.

Сделки, предусмотренные в данном случае, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных гл. 25 НК РФ.

То есть сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год в целях признания сделок контролируемыми определяется с учетом нижеследующего.

В соответствии со ст. 248 НК РФ в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 НК РФ.

При этом доходы, предусмотренные , в составе доходов не учитываются.

Таким образом, при расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам. При этом, если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов за календарный год, по мнению Минфина России, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного гл. 25 НК РФ, с применением метода начисления (Письмо Минфина России от 27 марта 2013 г. N 03-01-18/9758).

Также, по мнению Минфина России, при определении суммы доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за календарный год для целей ст. 105.14 НК РФ следует учитывать доходы, полученные по сделкам за тот период соответствующего календарного года, в течение которого участники сделок являлись взаимозависимыми лицами (Письмо Минфина России от 5 июля 2012 г. N 03-01-18/5-92).

Кроме того, по мнению Минфина России, для определения суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми на основании соответствующего суммового критерия следует суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.

Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении п. 10 ст. 105.14 НК РФ, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей (Письмо Минфина России от 11 мая 2012 г. N 03-01-18/3-59).

Особо Минфин России отмечал порядок определения суммового критерия по сделкам, осуществляемым в рамках договоров комиссии (агентских договоров) с целью признания их контролируемыми.

В ситуациях, когда определение отнесения сделки к контролируемой осуществляется в рамках договоров комиссии (агентских договоров или иных аналогичных договоров), необходимо руководствоваться положениями пп. 9 п. 1 ст. 251 и п. 9 ст. 270 НК РФ.

Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 996 Гражданского кодекса РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. К отношениям, вытекающим из агентского договора, на основании ст. 1011 Гражданского кодекса РФ соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 49 и 51 Гражданского кодекса РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 Гражданского кодекса РФ или существу агентского договора.

Учитывая изложенное, отношения между принципалом и агентом (комиссионером и комитентом) в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, по мнению Минфина России, при определении суммового критерия с целью признания контролируемыми сделок через агента (комиссионера) следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями гл. 25 НК РФ в части порядка признания доходов (Письмо Минфина России от 25 января 2013 г. N 03-01-18/1-15).

Налоговый кодекс РФ перечисляет также сделки, которые приравниваются к контролируемым, так как они приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимые лица — это лица, которые в силу имеющихся особенностей между их отношениями могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц (ст. 105.1 НК РФ).

К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных данным подпунктом). Указанная в данном подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Налоговым кодексом РФ не установлены особенности применения терминов «участие», «посредничество». Учитывая изложенное, эти понятия используются Налоговым кодексом РФ в значении, в котором указанные понятия применяются отраслевым законодательством Российской Федерации.

Понятие реализации товаров (работ, услуг) определено ст. 39 НК РФ, в соответствии с п. 1 которой реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе (Письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. N 03-01-18/6-118).

При этом ограничения к величине суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми Налоговым кодексом РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 29 августа 2012 г. N 03-01-18/6-115).

Вышеуказанные положения в части признания контролируемыми сделками сделок с налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога или единого налога на вмененный доход применяются с 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения», далее в настоящей главе — Закон N 227-ФЗ);

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.

Также ст. 105.14 НК РФ установлено, что вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 — 3 данной статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с Налоговым кодексом РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до 7 календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами».

Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2 , 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3 , 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль:
— зачисляемому в федеральный бюджет — 0%;
— зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673).

Контролируемые сделки: исключения из правил

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Налогоплательщики освоили еще одну форму о собственных доходах, которая называется отчетностью по контролируемым сделкам. Чтобы сделка была названа контролируемой, необходимо проверить ее на критерии соответствия данной категории, а также сопоставить порядок формирования данных документов с основными правилами.

Взаимозависимые лица

В Налоговом кодексе четко прописаны основные определения, касающиеся понятия "контролируемая сделка". как физических, так и юридических лиц взаимозависимыми, что влияет на результаты налогообложения. Данное определение присваивается только для тех когда отношения между двумя сторонами оказывают непосредственное влияние на условия и конечные результаты переговоров. Данный аспект очень важен для так как от результатов договоренностей зависит финансовая составляющая сделок, часть из которой всегда направляется в государственную казну.

Признание лиц взаимозависимыми

Чтобы лица были официально признанными взаимозависимыми, анализируется степень реального участия в капитале и возможность его изменения. На обычно влияют условия ранее заключенного соглашения, а также возможность определенного лица иным способом влиять на решения, принимаемые важными для осуществления сделки людьми.

К взаимозависимым лицам относятся:

  1. Организации, если хотя бы одна фирма из участвующих в сделке принимает участие в работе другой компании. Данный аспект учитывается только в том случае, если доля суммарных материальных вложений в стороннюю компанию составляет более 25%. Имеет значение как прямое, так и косвенное участие.
  2. Организация и физическое лицо, если кто-то из данных участников сделки имеет долю в другой фирме. От общего числа активов она должна составлять не менее 25%.
  3. Организации, при условии участия любого стороннего лица в их деятельности, при наличии более 25% активов. Важно, чтобы доля участия в обоих фирмах превышала эту отметку.
  4. Организации, если в их структуре есть исполнительные органы, которые были назначены или утверждены на свои должности одним и тем же лицом. Имеют значение только единоличные исполнительные органы, избранные одним лицом или их группы, при том условии, что конкретный человек курировал их формирование во всех фирмах, участвующих в сделке, на не менее 50% от общего состава.
  5. Организация и ее исполнительный орган, которые по какой-либо юридической причине организовали сделку.

Стороны любой сделки могут признать себя взаимозависимыми, если посчитают, что принятый для таких случаев порядок налогообложения для них наиболее оптимален. При этом они обязаны доказать, что их взаимоотношения имеют прямое или косвенное влияние на сумму и итоги сделки.

Многие фирмы довольно часто проводят контролируемые сделки. Критерии их идентификации различаются, но для обеспечения правомерности каждого договора следует их учитывать. То, где зафиксированы все предлоги, по которым может быть проведена контролируемая сделка, - это статья 105 НК РФ.

Порядок признания сделки контролируемой

Контроль цен обеспечивается не всегда, даже при том, что участниками сделки выступают взаимозависимые лица. Однако чаще всего именно между такими фигурантами они проводятся. Существуют исключения из правил, по которым сделка точно не признается контролируемой.

Назначен наиболее высокий предел суммы, при превышении которого невозможно сказать, что это контролируемая сделка. Это возможно только в том случае, если все аспекты сделки проходят на территории РФ и стороны проводят все операции по приобретению и извлечению выгоды также в России, а при этом сумма дохода всех сторон не превышает 1 млрд рублей. Не является выгодным, чтобы кто-то из участников был официально освобожден от выплат налогов на прибыль или не являлся плательщиком НДПИ. В этом случае сделка может потерять резонность, так как суммарный доход всех лиц не должен превышать 60 млн рублей.

Порядок признания сделок контролируемыми

Минфин РФ утвердил порядок, в котором говорится о том, какое правоотношение называется "контролируемая сделка". Это понятие обычно оговаривается на основе суммового критерия, который часто является наиболее важным для государства в целом, а также для органов налогообложения. Чтобы высчитать общую сумму доходов за один год, необходимо складывать все полученные материальные средства от каждого контрагента, который вносил деньги за указанный период.

Иногда при проведении подсчетов общих доходов за календарный год берутся во внимание не только одиночные сделки, но и суммируется доход по контролируемой сделке от соглашений с разными лицами. Суд, руководствуясь статьей 105 НК РФ, может подтвердить, что сделка действительно является контролируемой, если юридическому или физическому лицу удастся доказать, что конкретная сделка является частью определенной группы соглашений, хотя считается самостоятельной.

Если лица признаны взаимосвязанными, а один из участников сделки не считается налоговым то любые соглашения, заключенные между лицами, в которых такой человек принимает участие, признаются контролируемыми. Для этого не будет учитываться сумма доходов от сделки, она может быть любой. Данный факт подтверждает информация, которую предоставляет Минфин РФ.

Статья 105 НК РФ четко повествует о том, что фиксированная сумма, регулирующая возможность признания сделки контролируемой, относится только к тем участникам, где все являются налоговыми резидентами РФ. В юридической практике данный аспект решает наличие среди участников сделки хотя бы одного лица, которое не является официальным резидентом. Если такой человек присутствует, значит размер доходов от сделки может быть неограниченным.

Возможность провести сделку между невзаимозависимыми лицами как контролируемую

Приравнивание сделки, заключенной между лицами, не признанными взаимозависимыми, к тем, которые проводятся среди взаимозависимых людей или организаций возможно, если она проводится с непосредственным участием посредников. Остальные участники, предпринимающие контролируемые сделки, взаимозависимые лица обязательно.

НК РФ предусматривает, что при проведении сделки с участием посредников лица могут быть признанными взаимозависимыми, если аспекты участия в них посредников соответствуют установленным правилам.

  1. Имеют ограниченный спектр полномочий. Могут производить только организацию процессов реализации товаров, не претендуя на другие функции.
  2. Самостоятельно не используют активы, не имеют к ним прямого доступа, не несут никаких рисков в сделке.

Нельзя совершать любые действия с невзаимозависимыми лицами в рамках понятий, где проводятся примеры контролируемых сделок. Это очень важное правило, поэтому посредник всегда должен его придерживаться.

В НК РФ не рассматривается сумма доходов, которая допускается для признания сделки контролируемой при участии посредника. В юридической практике не много случаев споров по этому поводу, поэтому при возникновении неоднозначных ситуаций и отказе государственных органов в признании сделки контролируемой требуется обращение в суд для дальнейшего принятия решения. Спрогнозировать исход подобного судебного разбирательства на данным момент невозможно.

Минфин постановил, что ограничения на сумму при заключении данной сделки через посредника отсутствуют. Если сделка заключена по всем правилам, то возникновение придирок от государственных органов или отказа в присвоении статуса, который регламентируют примеры контролируемых сделок, встречается очень редко.

Некоторые вопросы все же возникают и суду редко, но регулярно приходится сталкиваться с недоуменными вопросами лиц, принимающих участие в сделке, так как при очень больших суммах доходов не всегда удается придать соглашению статус контролируемого.

Данная сложность возникает по причине выхода более позднего официального письма Минфина, в котором указывается, что ведомство имеет финансовый критерий, но применяет его только к сделкам крупного масштаба. В зависимости от характера сделки, а также направления деятельности предприятия, которое влияет на проставляемые и покупаемые товары, высчитывается свой предел доходов каждой стороны.

Другие сделки между невзаимозависимыми лицами, признанные контролируемыми

  1. товарами, которые входят в основной перечень самых влиятельных на мировом биржевом рынке. Это нефть и нефтепродукты, любые металлы, полезные ископаемые, которые можно причислить к классу минеральных удобрений, драгоценные камни и металлы.
  2. Осуществление сделки между лицами, хотя бы одним из которых является постоянный житель или налоговый резидент той страны, которая включена в список, составленный Минфином, по предоставлению льгот при налогообложении предприятий.

Сделка легко причисляется к контролируемым, если один из ее участников является жителем или резидентом территории, принадлежащей к офшорным зонам. Поэтому в отчетности должны присутствовать уведомления по контролируемым сделкам. И это обязательно. Необходимо отдельно взять образец уведомления о контролируемых сделках и правильно его заполнить. Это дает право не раскрывать и не опубликовать информацию, касающуюся финансовых операций. Данный аспект относится и к представительствам компаний, зарегистрированных в России, которые расположены на территории таких зон.

Если сделка становится контролируемой по причине причастия какого-либо ее участника к офшорной зоне, то хотя бы одна организация должна относиться к зарегистрированным на такой территории. Чтобы сделка призналась законной, обязательно правильно заполняется уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения нельзя менять или пропускать любые пункты.

Какая информация предоставляется налоговым органам?

Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам. Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора.

Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.

Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.

Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.

Деятельность налогоплательщика, имеющего причастность к конкретной сделке

Указывается перечень методов, которые использовались для получения и систематизации сведений о разовом и суммарном доходе. Дополнительно следует представить пояснения, которые аргументируют выбор конкретного метода, данные об из которых были взяты использованные сведения, указать точную сумму всех полученных доходов по конкретной сделке, перечислить исчерпывающий список расходов.

Правила подготовки отчетов

Чтобы сразу предоставить максимально правильную, систематизированную и подлинную информацию, необходимо заранее провести мониторинг цен во время проведения контролируемой сделки. Желательно подготавливать документацию в то время, когда непосредственно заключаются какие-либо соглашения, происходит назначение цены на продукцию, услуги или происходит оплата конкретной партии товаров.

Если составлять всю необходимую документацию вовремя, налогоплательщики смогут сразу самостоятельно оценивать правильность контролируемой сделки. Кто сдает отчеты, тот высчитывает сумму, которую стороны обязаны будут выплатить в налоговой. Своевременное проведение подсчетов позволит вносить корректировки в документы при возникновении каких-либо изменений, а не искать сведения по прошествии некоторого количества времени. Нельзя забывать прикладывать к списку документов уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает основную документацию, тот несет ответственность за соблюдение этого правила.

Этапы подготовки информации

  1. Аналитические работы по расходам на контролируемые сделки. Кто сдает, тот должен организовать заполнение бумаг о проведении анализов, составление графиков.
  2. Планирование и расчет необходимого объема всей документации, которая необходима для предоставления отчетов в налоговую инспекцию. Заранее определяется нужное время на подготовку всех бумаг, чтобы сдать отчет по контролируемым сделкам вовремя, распределить время на их неспешную подготовку, проверку.
  3. Описание всех сфер деятельности лица, который является одним из сторон при заключении сделки.
  4. Проверка и сопоставление финансовых условий сделки, проведение анализа всех аспектов деятельности участников соглашения.
  5. Составление полных описаний всех взаимозависимых лиц, которые принимают участие в сделке. Также нужно выбрать тестируемую сторону, если сделка официально признана контролируемой или подходит под стандарты для присваивания данного статуса.
  6. Заранее выбираются методы и основные принципы ценообразования.
  7. Производится полный экономический анализ с учетом всех аспектов сделки, понимания ее выгоды и рентабельности для конкретного участника.
  8. Создается документальная база, которая проверяется несколькими специалистами и укомплектовывается для составления документа с названием "отчет по контролируемым сделкам".

В документации могут указываться только те сведения, которые подтверждены данными, находящимися у фирмы. По требованию ФНС организация должна предоставить все официальные подтверждения предъявленной информации. Такой запрос сотрудники данной службы могут направить для подтверждения полноты информации и проверки выплаты налогов.

Когда оценивается уровень детализации, степень подробности информации в документации, нужно руководствоваться пунктом 6 статьи 105 НК РФ. Количество предоставленной информации должно быть соразмерно со степенью важности сделки, ее масштабами, а также размером выгоды для каждого ее участника.

Добровольное изменение налоговых баз

Пункт 6 статьи 105 НК РФ предусматривает невозможность применять при заключении сделок цен, которые не соответствуют рыночным, если они являются намного ниже их. Если компания была уличена в намеренном сокращении официальной суммы выплат ради уменьшения налогового вычета, то у ее владельцев есть возможность самостоятельно исправить стоимость и сделать отчисления в пользу государства в рамках стандартных.

Все корректировки вносятся с обязательным предоставлением налоговой декларации, в которой уже обозначены налоги на прибыль, предназначенные для оплаты за конкретный период. Если компания не считается плательщиком по налогам, то предоставляется декларация, которая должна быть оплачена в установленные сроки для сдачи всех подобных документов.

До тех пор, пока все изменения не будут прописаны в декларации, в налоговые органы ее следует подавать вместе с пояснительной запиской, в которой подробно указывается вся сумма, которую конкретное лицо обязано прибавить к первоначальным расчетам.

В пояснительной записке обязательно прописываются сведения о контролируемых сделках, по отношению к которым были сделаны корректировки. Указывается новая сумма налога, порядковый номер договора, дата его заключения. Следует отдельно написать первоначальную сумму, а затем в точности привести количество материальных средств, которые будут прибавлены к первоначальной сумме, предназначенной для погашения налогового платежа.

Необходимые пункты в документах

Прописываются полные сведения о всех лицах, имеющих отношение к контролируемой сделке. Указывается личный ИНН, а также полное название организации или имя ИП. Разрешается добавлять любую другую информацию, которая поможет, по мнению налогоплательщика, быстрее урегулировать ситуацию с оплатой и облегчить работу сотрудников налоговой инспекции.

Чтобы внести любые изменения в налоговую базу НДС, необходимо предъявить все декларации, которые были оплачены за истекший период. При корректировке любых данных требуется обязательное внесение значимой информации в книгу продаж. Основанием для формирования записи служит документ, в котором указана точная сумма корректировки. Представленная информация должна в точности соответствовать сумме взятого налога с продажи товаров.

При проведении контролируемой сделки необходимо правильно заполнять все документы и ставить условия, которые соответствуют правилам проведения данных соглашений. Соблюдение порядка ведения документации и соответствие минимально допустимым ценам поможет организовать сделку наиболее успешно.

В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

  • 1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учётом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:
    • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
    • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • 2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
  • 3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признаётся контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • 1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 статьи 284 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;
  • 2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
  • 3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  • 4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;
  • 5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;
  • 6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
    • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьёй 275.2 настоящего Кодекса;
    • любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьёй 275.2 настоящего Кодекса;
  • 7) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;
  • 8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе - исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со статьёй 145.1 части второй настоящего Кодекса;
  • 9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный статьёй 286.1 настоящего Кодекса;
  • 10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Сделки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

  • 1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);
  • 2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
    • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;
    • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;
    • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;
    • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
    • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 - 7 пункта 2 настоящей статьи;
  • 3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр - до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);
  • 4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
  • 5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";
  • 6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • 7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

  • 1) нефть и товары, выработанные из нефти;
  • 2) черные металлы;
  • 3) цветные металлы;
  • 4) минеральные удобрения;
  • 5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

Коды товаров, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

В целях настоящего Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учётом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.

По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьёй.

Признание сделок контролируемыми производится с учётом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса.