Как верно указать статус плательщика для платежного поручения

При заполнении платежного поручения на уплату налога следует указывать статус плательщика. Полный перечень представлен в НК РФ и некоторых приказах Президента РФ. Рассмотрим детальнее, как определить статус налогоплательщика.

Обязанности

Налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, которые уплачивают сборы. По закону на них возложены такие обязанности:

  • встать на учет в ФНС;
  • вести учет доходов (расходов) объектов налогообложения;
  • представлять в и бухгалтерскую отчетность;
  • представлять документы, по которым осуществлялся расчет суммы налогов;
  • выполнять требования по устранению выявленных нарушений, не препятствовать должностным лицам ФНС при исполнении служебных обязанностей;
  • в течение 4 лет хранить бухгалтерские документы по расчету и уплате налогов, поступлению доходов и осуществлении произведенных расходов.

Налогоплательщики также должны письменно уведомлять ФНС об:

  • открытии\закрытии счета - в течение 10 дней;
  • участии в организациях - в течение месяца;
  • в РФ - в течение месяца;
  • объявлении банкротства, ликвидации или реорганизации - в течение 3 дней;
  • изменении места нахождения (жительства) - в течение 10 дней.

Права

В свою очередь, налогоплательщик имеет право получать из ФНС:

  • информацию о действующих налогах, разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • использовать в установленном порядке льготы;
  • получать отсрочку и налоговый кредит;
  • присутствовать при выездной проверке.

Поиск информации

Как уже было сказано выше, одной из обязанностей налогоплательщиков является уплата налогов. При этом указывается статус налогоплательщика в платежном поручении. Иначе есть вероятность, что средства не дойдут до адресата.

Статус налогоплательщика - это обязательная к заполнению информация. По этим данным идентифицируется организация. Статус налогоплательщика состоит из двухзначного числа и проставляется в платежке в поле 101. В таблице представлены все существующие статусы.

Расшифровка налогоплательщика

Предприятие

Налоговый агент

Участник ВЭД

ИП, адвокат, нотариус, который перечисляет взносы в бюджет

Нотариус, занимающейся частной практикой

Адвокат, основавший свой кабинет

Глава фермерского хозяйства

Владелец банковского счета

Налогоплательщик, выплачивающий доходы физлицам

Участник ВЭД - физлицо

Участник ВЭД - ИП

Плательщик таможенных сборов, не декларант

Предприятия, перечисляющие средства, удержанные из зарплат

Участник (ответственный) консолидированной группы

Физлицо, перечисляющее страховые взносы

Деление по налогам

Статус действующего налогоплательщика зависит от вида уплачиваемого налога. Например, если предприятие перечисляет НДФЛ с зарплаты сотрудников, то в платежке нужно проставить «02». Если речь идет об уплате страховых взносов - «08». Детальные статусы по сборам перечислены в таблице далее.

Онлайн-проверка

Проверить статус можно через сайт ФНС. Чтобы не тратить время на ручной ввод ИНН, КПП, разработчики 1С реализовали данную возможность в обновленной программе «1С:Бухгалтерия». Результаты проверки отражаются списком клиентов в карточке, в журнале учета фактур, книге покупок (продаж), первичных документах. Чтобы проверить весь список клиентов, нужно сформировать универсальный отчет по регистру «Состояние контрагентов» по периодам. Опции проверки регулируются регистром «Регламентные операции» подсистемы «Администрирование» в меню «Поддержка».

После обработки информации программа возвращает такие результаты:

  • «Организация числится в базе» означает, что контрагент зарегистрирован и имеет статус действующего.
  • «Прекращена деятельность» означает, что налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН, но не имел статус действующего. Здесь возможны два варианта: контрагент прекратил деятельность или КПП был изменен.
  • «КПП не соответствует указанному в базе» означает, что введенной комбинации ИНН, КПП в реестре никогда не было.
  • «Отсутствует контрагент в базе» означает, что налогоплательщик не имеет статус действующего; с указанным ИНН никто не был зарегистрирован.
  • «Не подлежит проверке» - такое сообщение выдается, если введены данные иностранной организации.

Все отраженные результаты проверки действуют ±6 дней с момента отправки запроса.

Сервис по поиску проблемных клиентов в 1С был внедрен в 2015 году. Обновления были вызваны изменениями в ФЗ№134, согласно которым в декларации НДС нужно было проставлять данные обо всех счетах-фактурах. Онлайн-проверки статусов прямо из 1С позволяют избежать ошибок при заполнении декларации. Если в ответ на запрос приходит уведомление о том, что налогоплательщик зарегистрирован, но не имел статус действующего, то строчка с контрагентом закрашивается серым, если клиент вообще не найден в реестре - красным. Точно так же отражаются эти клиенты в строке «Контрагент» при вводе первичных документов.

В книге покупок (продаж), журнале счетов-фактур результаты проверки выводятся на отдельной панели. Если в отчет попали недействующие документы, то они выделяются красным и в панели появляется кнопка для отбора таких строк. Во встроенной декларации по НДС проверки осуществляется исходя из информации из разделов 8-12 ФЗ, ее результаты выводятся на панели контрагентов.

По умолчанию проверка выполняется один раз в неделю в фоновом режиме и осуществляется по ИНН. Чтобы избежать ошибки при вводе данных в базу, нужно осуществлять контроль корректности по разряду. Если информация введена неверно, то в справочнике "Контрагентов" она будет выделена красным цветом. Точно так же будут отражаться все документы по таким клиентам. Только при проведении проверки можно будет избежать ситуации, когда налогоплательщик зарегистрирован в ЕГРН, но не имел статус действующего и попал в отчет.

НДФЛ

Статус налогоплательщика, но уже в другом виде, нужно проверять при исчислении НДФЛ. В зависимости от источника и того, является физлицо резидентом или нет, устанавливаются разные ставки налога. Россиянин может уплачивать НДФЛ по ставкам 9, 13 и 35%. Нерезидент должен перечислять в бюджет 15% от суммы полученных дивидендов и 30% по всем остальным доходам. Кроме российского законодательства существуют также международные договора касательно избежания двойного налогообложения. Ставки по налогам для резидентов из стран-союзников определяются по этим актам.

Терминология

Согласно ст. 207 НК является физлицо, находящееся на территории РФ минимум 183 дня за 12 подряд месяцев. Отсчет начинается с момента прибытия человека на территорию РФ, который фиксируется в таможенных документах.

Статус фиксируется на дату выплаты дохода и уточняется:

  • для нерезидентов без ПМЖ - на дату завершения пребывания на территории РФ;
  • для россиян с ПМЖ - на дату выезда за пределы РФ.

Перерасчет базы осуществляется по завершении Рассмотрим пример расчета количества дней пребывания гражданина на территории РФ.

Пример

Россиянин за год получил доходы от российских и иностранных предприятий. За этот период он неоднократно выезжал за пределы РФ в деловые командировки:

  • 01.03-20.04 - в Германию;
  • 15.08.-14.09 - в США;
  • 20.12-20.01 - в Турцию.

Статус плательщика НДФЛ определяется по данным расчета количества дней пребывания на территории РФ. Дни пересечения границы (01.03, 15.08 и 20.12) в эту калькуляцию не входят. То есть налогоплательщик за год находился за пределами страны 90 дней, а в РФ - 275 дней. Он признается налоговым резидентом и перечисляет в бюджет сборы по ставкам, прописанным в НК РФ.

Исключения

Для некоторых категорий плательщиков статус и количество дней пребывания в РФ значения не имеет. Военнослужащие, сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные за пределы РФ, всегда признаются налоговыми резидентами.

Документы

Период пребывания и отсутствия на территории РФ должен подтверждаться документами. Это может быть выданная по данным из табелей учета времени, миграционная карта, загранпаспорт с отметками о пересечении границы и т.д.

Лица, которые официально не трудоустроены, пределы РФ не покидают, для подтверждения своего статуса налогового резидента могут предоставить документ, подтверждающий личность. В нем должны быть указаны данные о гражданстве и месте жительства. В крайнем случае можно предоставить справку из ЖКХ.

Статус плательщика в платежном поручении в 2019 году указывают в специально отведенном поле 101. В разных случаях у компании (ИП) будут разные статусы. Более того, перечень кодов для поля 101 дополнен.

Где в 2019 году в платежном поручении указывать статус плательщика

В правом верхнем углу платежки есть небольшое поле 101 – оно отведено для указания статуса плательщика.

Когда нужно указывать статус плательщика

Реквизит платежки, как статус ее составителя обязателен только в случае оформления расчетных документов на платежи в бюджет. Это могут быть налоги, взносы, пени и штрафы по ним, госпошлина и т. п.

В платежке на перечисление сумм простому контрагенту – например, компании-продавцу или физлицу – поле 101 не заполняется. Оставляйте в подобных ситуациях его пустым.

Откуда брать статус

Коды для обозначения статуса лица, делающего платеж, указаны в приложении 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Таблицу с полным списком всех значений мы приводим для скачивания.

Перечень законодатели периодически дополняют. Например, с октября 2017 года, в частности, появился статус «28» (участник внешнеэкономической деятельности – получатель международного почтового отправления).

Список кодов для заполнения поля 101 платежного поручения (с расшифровкой)

Код статуса

Расшифровка

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо

Налоговый агент

Организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица, за исключением уплаты таможенных платежей

Налоговый орган

Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы

Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо, за исключением получателя международного почтового отправления

Таможенный орган

Плательщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами)

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - индивидуальный предприниматель

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - нотариус, занимающийся частной практикой

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства

Налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - физическое лицо

Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц

Участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо

Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель

Плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей

Организации и их филиалы, составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа

Кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

Участник консолидированной группы налогоплательщиков

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату сборов, страховых взносов, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий и иных платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами)

Банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной или подакцизной спиртосодержащей продукции

Учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве

Кредитные организации (филиалы кредитных организаций), составившие распоряжение о переводе денежных средств, перечисленных из бюджетной системы Российской Федерации, не зачисленных получателю и подлежащих возврату в бюджетную систему Российской Федерации

Участник внешнеэкономической деятельности - получатель международного почтового отправления

Что собой представляет код

Код статуса состоит из двух цифр. Всего на выбор 27 значений. При этом последний на сейчас по порядку обозначается цифрой 28. Но действующих кодов, повторимся, 27. Это связано с тем, что код 14 был исключен из списка приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н. Изменения начали действовать с 25 апреля. До этой даты некоторые налоговые рекомендовали указывать цифру 14 в отношении взносов ИП за работников. Теперь кода 14 попросту не существует. Про него можно забыть. И ни в коем случае не указывать при перечислении текущих платежей в 2019 году.

Выбирая значение, помните, что для каждого случая – только один код.

Статус плательщика 2019 для компании

По общему правилу компании в платежках на перечисление средств в бюджет в поле 101 ставят код 01. Из этого общего правила есть два основных исключения:
1) при уплате налогов в качестве налогового агента ставится 02. Например, при перечислении «подоходного» налога с зарплаты работников; при уплате НДС в качестве налогового агента и др. Внимание: если компания платит свой НДС – так, даже «упрощенец» может выставить по просьбе контрагента или собственной инициативе счет-фактуру и в связи с этим платить налог, ставьте 01;

2) при уплате взносов в ФСС на травматизм нужен код 08. А вот для взносов в ФНС на пенсионное, медицинское и социальное страхование применяется общий код 01.

Статус плательщика 2019 для ИП

По общему правилу предприниматели в платежках на перечисление сумм в бюджет в поле 101 вносят код 09. Из общего правила есть два основных исключения:
1) при уплате налогов в качестве налогового агента ставится 02. Например, при переводе НДФЛ с зарплаты наемного персонала. Или при уплате НДС в качестве налогового агента и др. Внимание: если бизнесмен платит свой НДС, в частности, даже «упрощенец» может выставить по просьбе контрагента или по своему желанию счет-фактуру и в связи с этим платить налог, ставьте 09;

2) при уплате взносов за работников в ФСС на травматизм нужен код 08. А вот для взносов за работников в ФНС на пенсионное, медицинское и социальное страхование применяется общий код 09. Значение 09 применяется и для перечисления взносов ИП на личное страхование (письмо ФНС России от 15.02.2017 № ЗН-3-1/978).

Какой код статуса выбрать, если за плательщика вносит налог (взносы) другое лицо

Закон не запрещает, если погашать за вас суммы по налогам (взносам) (кроме НДФЛ) будет другое лицо (ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 04.04.2017 № 03-04-06/19952). Это может быть уполномоченный представитель, законный представитель или иной субъект. Например, любой ваш контрагент, учредитель и даже сотрудник – скажем, бухгалтер. Тогда в поле 101 указывается статус того, за кого перечисляется платеж (абз. 29 приложения 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н).

Поля «ИНН» и «КПП»

При уплате налогов иным лицом в полях «ИНН» и «КПП» плательщика указываются соответствующие данные плательщика, за которого уплачивается налог. При этом если у плательщика - физлица ИНН нет, то в этом поле указывается ноль («0»), а в поле «Код» в – Уникальный идентификатор начисления (индекс документа). И поле «КПП» заполняется при уплате налога лишь за юрлицо. Когда налог переводится за физлицо в этом поле ставится ноль.

Непосредственно в поле «Плательщик» необходимо указать информацию о лице, которое оформило платежный документ. При этом в поле «Назначение платежа» указывается обязательно его ИНН и КПП, а также наименование субъекта, чья обязанность исполняется. Как именно оформить все записи, ФНС разъясняет на своем сайте в Информации «О налоговых платежах, перечисленных иным лицом».

Как быть, если код статуса плательщика выбран неправильно

Если ошибиться в статусе плательщика, банк может не принять платежку, если у банковского работника возникнут подозрения в некорректности информации. Либо платеж будет проведен, но попадет в разряд невыясненных либо не совсем по назначению. Тогда возможны и пени со штрафами в связи с возникшей недоимкой. Благо, ошибка в статусе плательщика расценивается как некритическая и исправляется путем уточнения платежа. Для этого нужно подать в налоговую по месту регистрации фирмы заявление со следующими данными:

  • номер, дата и сумма платежного поручения с ошибкой;
  • указание на то, что поле 101 было заполнено неверно;
  • корректный код для поля 101.

К заявлению приложите заверенную копию ошибочного платежного документа.

После того, как инспекторы примут решение об уточнении платежа, они должны сторнировать и все пени по платежу с неверным полем 101, если таковые были начислены.

Если контролеры выявят ошибку в поле 101, то они сами отправят вам информацию об этом. О том, что ошибка допущена именно в статусе плательщика, вы узнаете по коду, который должен стоять в сообщении от ИФНС. Этот код – 15 (приказ ФНС России от 25.07.2017 № ММВ-7-22/579).

Год принес довольно значимое изменение в порядке уплаты страховых взносов. Если до сих пор данные платежи перечислялись в два отдельных фонда – ПФР и ФСС, то отныне распорядителем по данным поступлениям будет являться ИФНС . Именно в налоговую инспекцию нужно перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Исключением остаются лишь так называемые отчисления на травматизм: их, как и прежде, нужно будет переводить в соцстрах. По всем же остальным платежам плательщикам предстоит освоить новый порядок оформления платежных документов .

Реквизиты для уплаты страховых взносов

Прежде всего, стоит отметить, что новые реквизиты получателя взносов, то есть ИФНС действуют по временному признаку, то есть применяются с 1 января 2017 года. Таким образом, если речь идет о перечислении взносов за декабрь либо же какой-то прошлогодней недоимки в январе, то пользоваться нужно именно ими. Разумеется, и при заполнении отчетности работодателем за прошлый год для ПФР и ФСС нужно будет указать в подобном случае соответствующую сумму задолженности на конец декабря. В новом консолидированном отчете по взносам, который необходимо будет составить по итогам 1 квартала, эти перечисления, относящиеся к прошлому году, но уплаченные уже в пользу ИФНС, будут учтены.

Поскольку распорядителем платежей по взносам будет являться ИФНС, то все поля платежки, касающиеся получателя суммы, нужно заполнить также, как и в случае перечисления налогов. То есть в тех полях, где ранее фигурировали данные ПФР или ФСС указывается ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, ее банковские реквизиты, ИНН и КПП. Надо помнить, что поле 101 платежки тоже заполняется по-новому. Статус плательщика в платежном поручении в 2017 году при уплате страховых взносов ФНС ]]> рекомендует ]]> как организациям, так и ИП с работниками указывать код 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физлицам. Поле 101 «статус плательщика» предпринимателям и другим физлицам, которые платят взносы за себя, принимает значение в зависимости от того, кто их перечисляет: ИП – 09, нотариус – 10, адвокат – 11, глава КФХ – 12. Это касается всех страховых взносов, кроме «травматизма». При перечислении взносов на страхование от несчастных случаев сохраняется прежнее значение поля 101 – 08.

Новые КБК

С заполнением поля КБК ситуация несколько более сложная. Естественно, что с 2017 года при уплате взносов необходимо использовать новые КБК. Причем для перечисления платежей, относящихся к периоду до конца 2016 года, будет действовать один набор КБК, а для взносов 2017 года и далее – другой. И естественно они будут отличаться от тех кодов, которые применялись в 2016 году.

Для удобства приведем основные КБК-2017 по страховым взносам в сравнительной таблице:

Перечисления в фонды в 2016 г.

Перечисления в 2017 году задолженностей за 2016 г. и ранние периоды

Платежи 2017 года

Страховые взносы на ОПС, уплачиваемые работодателем

392 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые работодателем

393 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1010 160

Страховые взносы на ОМС, уплачиваемые работодателем

392 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС в пределах лимита, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1110 160

Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС сверх лимита, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 1200 160

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

На территории Российской Федерации основным способом безналичных расчетов выступает платежное поручение. Указанный инструмент является письменным распоряжением клиента на перечисление банком определенной суммы денег конкретному получателю средств. Также следует помнить, что вышеназванный формуляр заполняется в строгом соответствии с актами законотворчества, предусматривает обязательное указание на статус плательщика, а также отражение иной информации.

Платежное поручение

Центральный Банк Российской Федерации издал Положение от 19.06.2012 N 383-П , которым среди прочего ввел в действие официальную форму платежного поручения . В настоящее время в России применяется и служит основанием для перечисления банком денег специальный документ — платежка, оформленная на утвержденном бланке.

Порядок заполнения формуляра, а также перечень сведений, отражение которых в платежке является обязательным, приведен ЦБ России в вышеуказанном Положении. Среди таких реквизитов поименован статус составителя. В платежном поручении 2017 года описанные данные вносятся с учетом некоторых особенностей.

Как определено в п. 4 Приложения № 1 к Положению от 19.06.2012 N 383-П, раздел 101 платежки следует заполнять при перечислениях денег в бюджет. Если же оплата происходит в пользу частного лица, то обязательного условия отражать показатель статуса в платежном поручении 2017 году вышеописанное Положение ЦБ России не содержит.

Статус плательщика

Как было указано выше, статус плательщика проставляется в соответствующей графе платежного поручения при взаимоотношениях с бюджетом. В иных случаях специальное место в платежке не заполняется и остается пустым. При принятии решения о заполнении соответствующей графы следует учитывать, что:

  • проставлять значение, равное нулю, в поле 101 платежного поручения недопустимо;
  • нельзя его оставлять незаполненным в случае, если получателем средств является бюджет;
  • значение соответствующего раздела платежки должно отвечать разъяснениям Минфина России, изложенным в Приказе от 12.11.2013 N 107н . С конкретными показателями можно ознакомиться в таблице кодов статусов в платежных поручениях в 2017 году по ссылке.

Министерство Финансов Российской Федерации издало Приказ от 12.11.2013 N 107н, Приложением № 5 к которому разработало и ввело в действие список кодов статуса плательщиков, осуществляющих переводы в пользу бюджетной системы России.

Среди указанных министерством показателей нередко используется статус плательщика 09. Данное значение применяется в случае, если индивидуальный предприниматель производит уплату исчисленных налогов в отечественный бюджет. Иные лица указанный шифр использовать не вправе. Игнорирование данного ограничения может повлечь отказ банка в переводе денег или привести к иным неблагоприятным последствиям.

Еще одним широко применяемым кодом является показатель статуса 08 в платежном поручении 2017 года. Данное значение должны отражать все предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие отчисления в счет уплаты страховых взносов. Граждане, не являющиеся ИП, но отчисляющие деньги на выплаты в адрес фондов, использовать такой шифр не имеют права.

Для таких лиц Минфин России предусмотрел статус плательщика 24. Данный код указывается гражданами, не состоящими на налоговом учете в качестве предпринимателей, независимо от наличия или отсутствия у них счета в банке. Основным критерием в этом случае, как и при отражении иных шифров, является факт перечислений в доход бюджета.

Если же у гражданина имеется банковский счет, то он применяет статус плательщика 13. Что это такое, указал Минфин России, отметив, что названный шифр используется клиентом банка, не зарегистрированным в качестве ИП.

Полный перечень кодов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Таблицу кодов статусов