Сколько давать ребенку на карманные расходы. Сколько денег нужно давать ребёнку на карманные расходы? На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками

Сколько необходимо давать денег ребёнку, чтобы учесть его интересы и в тоже время не избаловать?

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5-2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.

1 Финансовое положение родителей

Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности заработать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.
Что же касается людей со скромными доходами, то не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого.

2. Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка

Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: на них покупается что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения.
Так одна моя знакомая, сын которой уже пару лет живет с бабушкой по семейным обстоятельствам, дает своему сыну энную сумму, которая включает оплату преподавателей, покупку одежды, учебников и совсем немного сверху на удовольствия. Но когда бы она не спросила, есть ли у него деньги, сын всегда говорит, что есть, причем все расчеты со своими преподавателями он производит сам, отслеживает даты платежей и никогда не тратит деньги зря.

3. На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками.

Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же. Если сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых сверстникам, надо не бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить финансово обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Есть масса примеров в истории, когда миллионерами становились люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

4. Здравый смысл в определении размера карманных денег никому еще не помешал.

Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит больше 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

5. Семейные проблемы.

В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты своей работой, бизнесом, карьерой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег бывают очень значительными. Таким образом, родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильный подход. Ребенку нужно родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются это заменить.
Надо отметить, что размер карманных должен увеличиваться с возрастом и покрывать какой-то минимум удовольствий в соответствии с возрастными запросами.
Таким образом, сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны определять сами, исходя из собственной жизненной ситуации. Но главное, надо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.
По данным «Ведомостей», российские подростки в возрасте от 14 до 18 лет тратят около 180 млрд рублей в год.

Сейчас среднемесячные расходы подростка держатся на уровне 3 000 рублей в месяц. Зачастую в них не входят затраты на покупку одежды и учебных принадлежностей, которые оплачивают родители. Сами же дети тратят свои средства на фастфуд, компьютерные игры и различные гаджеты. При этом мальчики оказались более активными покупателями: за неделю они расходуют на 190 рублей больше, чем их ровесницы.


У меня не было карманных денег лет до 12. Если мне что-то было нужно, я просил мне это купить. Сейчас деньги на карманые расходы мне дает папа, или я зарабатываю сам за счет рекламы в блоге (весьма не мало для подростка). У меня все деньги уходят на оплату счетов за интернет, телефон и репетиторов. Около двух тысяч я трачу на еду и мелкие покупки.

Конечно, денег много не бывает, но мне хватает. Хотя у многих моих знакомых вечно стоит проблема недостатка денег, хотя они не из бедных семей. Первый вопрос для взрослых:


Фото из поездки во .

Хотя здесь другой вопрос: как эти деньги будут потрачены. У меня только одно занятие с репетитором 1400 р стоит. И интернет 800 р в месяц. А еще я иногда покупаю еду, тратя по 600-800 рублей за раз.

У нас около школы есть магазин, который, видимо, живет за счет школьников. Потому что после уроков там вечно очередь за шоколадками и лимонадом. У детей есть еще такая фишка — угощать одноклассников в столовой, если родители дали не 30 рублей, а 100. Стань королем на один день. Второй вопрос:


Вообще, считается, что карманные расходы — это как финансовое образование для ребенка. Деньги нужно не просто давать, но и учить, как их тратить. Не на мелкие бесполезные покупки (шоколадки, небольшие игрушки), а на долгосрочные и крупные (большой набор Лего, телефон).

У меня есть друзья, которым платят копейка дома за уборку и домашние дела. Типа как сложно зарабатывать. И 100 рублей тоже деньги.

У меня такого не было, я знаю, что деньги заработать не проблема, если приложить голову. Первые 3000 тысячи я заработал за три часа работы на компьютере в 14 лет. Сейчас я за одну статью (3-4 часа перед монитором) могу получить до 5000 рублей. И не говорите мне, что заработать сложно. И в лагере мне неплохо платили. Третий опрос:

Управляющий партнёр компании Watcom Shop Mechanics Дмитрий Неткач считает, что российские ритейлеры пока что не приспособились для работы с подростковой аудиторией. Тем временем дети гораздо раньше, чем 10 лет назад, становятся покупателями, лучше разбираются в брендах и довольно часто играют решающую роль в принятии решения о покупке. Кроме того, у подростков существенно отличается и сам алгоритм выбора товаров: сперва они изучают ассортимент магазинов в интернете, а затем не расстаются со своими гаджетами даже в торговых залах и примерочных, дожидаясь одобрения сверстников на ту или иную покупку.


<= Подписывайтесь на мой блог о школе и образовании. Мне 17 лет. Я посетил 9 стран, учился за рубежом. И сейчас делюсь своими впечатлениями и размышлениями. Этим летом я работал вожатым в детском лагере . Посты изнутри о жизни детей по тегу "

В детстве я дружила с одним мальчиком. Папы у него не было, а мама работала на двух работах, чтобы поставить сына на ноги. Юра с пяти лет один ходил в детский сад и приходил домой, один ходил в магазин за хлебом, а вечером встречал маму с работы. С каждой зарплаты мама давала Юре определенную сумму денег, на которую он целый месяц должен был покупать хлеб и молоко. Сдачу, оставшуюся в конце месяца, Юра забирал себе на карманные расходы. Ровесники (и я, в том числе) ему сильно завидовали, ведь он может делать все, что угодно и никто его не отругает. К тому же у Юры всегда водились личные деньги (несмотря на то, что его мама получала очень мало). А наши родители перешептывались, глядя на Юру: "Кто же из него вырастет? Ребенок совсем брошенный. Зачем мать дает ему деньги?". Все ждали, что Юра вот-вот пойдет по кривой дорожке: начнет пить, курить и перестанет учиться, но ничего такого не произошло, скорее, наоборот. Юра вырос, с красным дипломом окончил институт, и сейчас у него свой бизнес (причем весьма процветающий). Он не курит (зачем тратить деньги на отраву?) и выпивает только по праздникам. А свои первые заработанные деньги Юра потратил не на развлечения (как это сделали мы), а на подарок маме и курсы английского языка. Сейчас, глядя на Юрия, я задумываюсь о том, что во многом его достижения - это заслуга его мамы, которая вовремя приучила ребенка к самостоятельности, умению планировать расходы и не ходила за ним по пятам. Конечно, раньше время было более спокойное. Да и жили мы не в Москве, а в тихом подмосковном городке, где все друг друга знали. Но, несмотря ни на что, учить ребенка планировать свои расходы все равно надо, только вот когда и как это делать?

Деньги любят счет

Давать или не давать ребенку деньги? Если давать, то с какого возраста и в каком количестве? Эти вопросы волнуют практически всех родителей. По мнению детских психологов, деньги давать ребенку не только можно, но и нужно, необходимо лишь учитывать несколько важных моментов, чтобы извлечь максимум пользы. Первый вопрос: как давать ребенку деньги? Здесь существует несколько разных способов. Одни дают детям деньги время от времени, под настроение. Например, когда папа пришел домой слегка навеселе и ему хочется осчастливить всех вокруг. Я долго не могла понять, почему сын моего соседа расстраивается, если папа приходит с работы трезвый. Оказалось, что сосед, лишь пребывая в пьяном угаре, всегда дает ребенку деньги (причем потом никогда не может вспомнить, сколько он дал). Мальчик, еще не умея толком считать, уже научился использовать слабость . Но от карманных денег, полученных таким образом, мало пользы. В этом случае ребенок вряд ли научится ценить деньги и планировать свой бюджет, так как совершенно неизвестно, когда будет следующий взнос и в каком размере. К тому же велика вероятность, что ребенок свяжет два понятия: если выпил - будут деньги. По данным организации анонимных алкоголиков, дети, которых родители балуют, лишь пребывая "под градусом", повзрослев, часто не могут обойтись без допинга (алкоголь, наркотики).

Другой способ выделения карманных расходов - это система поощрений. "Раз уж давать ребенку деньги, то за что-то, а не просто так". То есть родители оплачивают ребенку хорошее поведение, оценки или работу по дому. В этом случае возникает риск, что ребенок перестанет бесплатно хорошо себя вести, учиться или помогать по хозяйству. Если за мытье посуды или уборку игрушек вы будете платить ребенку энную сумму, то он потом уже не согласится выполнять эту работу бесплатно. Поощрять, конечно, нужно, но следует знать меру и делать это только в особенных случаях. Например, у каждого члена семьи есть определенные обязанности (уборка в своей комнате, вынос мусорного ведра, учеба и т.д.), которые он должен выполнять бесплатно. А вот если вы просите ребенка сделать то, что не входит в его обязанности (убрать вещи брата) - за это потом его можно поощрить в денежном эквиваленте.

Третий вариант выделения карманных расходов (наиболее удачный) - это регулярно, например, в день зарплаты, выдавать малышу определенную сумму. Тогда ребенок, во-первых, научится планировать свои расходы, так как он будет четко знать, когда будет следующий взнос. А во-вторых, малыш поймет, что родителям деньги даются не просто так, а за тяжелую работу. Лично я долгое время была уверена, что деньги берутся из шкатулки, а на работу родители ходят просто так (я хожу в детский сад, а они - на работу). А на объяснение родителей, что у них нет денег, я настойчиво предлагала им заглянуть в шкатулку. До сих пор помню свое разочарование от созерцания пустой шкатулки... Естественно, нельзя отдавать ребенку последнее. Здесь все зависит от ваших доходов. Сумма должна соответствовать доходам семьи. Например, на Западе принято выделять несовершеннолетним детям на карманные расходы 10% от чистого дохода семьи, то есть от того, что остается после оплаты всех коммунальных услуг и страховок. Мне это решение кажется вполне логичным.

Лучше раньше, чем позже

С какого возраста можно давать ребенку деньги? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Одни дети и в 3-4 года могут самостоятельно планировать свои покупки и не нуждаются в постоянном внимании родителей. А другие и в 10 лет не в состоянии посчитать, сколько шоколадок можно купить на двадцать рублей. Здесь многое зависит от характера и темперамента ребенка. Но если вы не собираетесь содержать свое чадо до самой пенсии - необходимо своевременно давать ему почувствовать вкус личных денег. Конечно, решиться на такое непросто, но все равно скоро настанет момент, когда придется выпустить повзрослевшего ребенка из-под своего крыла (хотя бы в магазин), и чем раньше это произойдет, тем лучше. По мнению психологов, оптимальный возраст для приучения к карманным расходам - это 5-6 лет. Во-первых, в этом возрасте ребенок уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя, и догадывается о последствиях. Он вряд ли будет тратить всю сумму на мороженное только по тому, что мама ему обычно покупает всего один стаканчик. С другой стороны, в 6 лет у ребенка еще достаточно детские интересы и у него не возникает желание потратить свои средства на запретный плод (например, на сигареты). "Черепашка-нинзя гораздо привлекательнее и интересней". Во-вторых, это хорошая тренировка перед школой. Именно с помощью личных денег ребенок быстрее научится считать в уме. И в третьих, чем раньше ребенок узнает цену денег, тем бережнее он будет к ним относиться в дальнейшем.

Многие родители считают, что их пяти-шести-семи летний ребенок не сможет найти деньгам правильное применение. "Ребенок еще слишком мал, он либо потеряет деньги, либо потратит их на какую-нибудь ерунду". На самом деле готовность к владению финансами проявляется не вдруг, она создается в самих детях. И если ее не развивать, она может не проявиться и к двадцати, и к тридцати годам. Прежде всего, перестаньте нервничать. Пока вы не поверите, что ребенок вырос и стал вполне взрослым, он так и не научится самостоятельно тратить деньги. Считается, что чем раньше у ребенка появятся собственные деньги, тем от них больше пользы. Вот увидите, результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания.

Одна из моих знакомых молодых мам, устала от бесконечных просьб трехлетней дочери мороженого, конфет и жвачек. Получив в очередной раз детское пособие (на которое, к сожалению, практически ничего нельзя купить), целиком отдала его дочери и сообщила, что это на целый месяц. Что самое удивительное - девочка первое время всю сумму тратила на сладости. А сейчас, спустя год, она копит на "серьезные" вещи - одежду для кукол и заколки для себя.

Куда уходят деньги?

Часто родители боятся, что деньги принесут вред: ведь имея в своем распоряжении энную сумму, ребенок может приобрести то, что ему раньше не разрешали. Конечно, первое время лучше проконтролировать расходы. Но делать это надо аккуратно. Для начала предоставьте ребенку максимум свободы в вашем присутствии. Например, желая купить крохе игрушку, выделите ему ту сумму, которую вы собирались потратить, и позвольте ребенку самостоятельно сделать выбор. Ваша задача - помочь ребенку произвести устные математические расчеты, чтобы понять, на что ему хватит денег, а на что нет. И воздержитесь от комментариев, если вместо развивающего конструктора он купит десять машинок и сто первый бумеранг. Ребенок должен понимать, что это его личные деньги и тратить он может их на что угодно.

Если ребенок самостоятельно пошел в магазин - не кидайтесь сразу же проверять, на что он потратил деньги. Лучше спокойно расспросите его, что он себе купил. Даже если вы заметите, что кроха рассказывает вам, мягко говоря, "не все" и старается утаить основную часть своих покупок, не выводите его на чистую воду. Возможно, ребенок боится вашего гнева или, наоборот, хочет сделать вам сюрприз. Сделайте вид, что вы ему поверили. Кстати, если ребенок не боится показывать вам свои покупки или даже спрашивает совета, значит, он вам действительно доверяет. Даже если вам его покупки кажутся глупыми и ненужными, сдержитесь от едких комментариев. Согласитесь, вы ведь тоже иногда делаете абсолютно бессмысленные покупки. Умение тратить деньги (как и любой другой навык) приходит с опытом. Только купив двадцать пять солдатиков, ребенок поймет, что они ему совершенно не нужны в таком количестве, и перестанет тратить на них свои доходы. Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. Часто дети, получив в первый раз собственные деньги, спускают их на всякую ерунду не потому, что им этого действительно хочется, а чтобы проверить реакцию родителей. "Это мои деньги и если я куплю на них много шоколада мама мне ничего не скажет! Или скажет?" Если вы не будете сильно ругаться, ребенку быстро наскучит таким образом проверять родительское терпение. Ну, а если вы будете давать ребенку деньги и при этом указывать на что их потратить - грош цена таким деньгам. В этом случае от карманных расходов не будет никакой пользы.

Еще раз о пользе денег

  • Малыш быстрее научится считать, а также складывать и вычитать. Мозг, как и мышцы, нуждается в постоянной тренировке, и именно устный счет с раннего детства способствует активному развитию умственных способностей.
  • Ребенок научится планировать свой бюджет и доживать от "зарплаты до зарплаты", что умеют далеко не все взрослые.
  • Ребенок поймет, что деньги даются родителям с трудом, и научится их ценить.
  • Малыш поймет, что не все на свете можно купить.
  • Узнав цену вещей, он станет более бережливым и аккуратным. Если раньше, испортив игрушку, он знал, что у родителей всегда можно выпросить новую, то теперь ребенок понимает, что новую игрушку придется покупать на свои деньги.
  • Ребенок поймет, что вы ему доверяете и поэтому не требуете отчета о покупках.
  • Вы, наконец, узнаете, что ребенка действительно интересует.

Правила безопасности

И напоследок - немного техники безопасности. Обязательно объясните ребенку, что деньги - это не только возможность покупать нужные вещи, а еще и некоторая опасность. Ребенок должен четко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Вот несколько наиболее распространенных "нельзя". Возможно, вы прибавите к этому списку несколько своих требований.

  • Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам).
  • Нельзя брать в долг у чужих дядей и тетей.
  • Нельзя давать чужим свои деньги, если они обещают отдать (я забыл кошелек дома, пойдем со мной, я тебе верну деньги).
  • Нельзя оставлять свои деньги в карманах одежды (в раздевалке).
  • Нельзя носить все свои накопления с собой (можно потерять).
  • Если кто-то угрожает ребенку и требует деньги (и другие ценности), их надо отдать не сопротивляясь. Жизнь бесценна.

Комментировать статью "Карманные расходы"

Ой, да бросьте! Если бы все было так просто, то и проблемы бы не существовало! Сколько я знаю людей, нельзя делать однозначных выводов, что раз давали деньги – то умеет планировать расходы, раз не давали – значит, вырастет, будет транжира. Все не так. Проблема эта не лежит только в плоскости «давать – не давать», она гораздо шире: как относятся к деньгам сами родители (например, раздают их подшофе); существует ли в семье культ денег или материального благосостояния (как выражения обладания большой суммой денег); многое зависит от материального положения семьи и, конечно, от характера ребенка. Я думаю, что многие сталкивались с семьями, где два ребенка воспитывались одними и теми же родителями, а в результате один транжира, другой Плюшкин. Научиться считать в уме можно с таким же успехом, играя в «Монополию». Короче, ИМХО, отношение человека к деньгам – это такая же индивидуальная черта, как, например, любовь к порядку. И от воспитания здесь зависит, дай Бог, процентов 25. За «Правила безопасности» - спасибо, очень четко и правильно. Внушу своим детям.

2003-10-17 17.10.2003 14:22:55, osik 2004-03-25 25.03.2004 01:32:38, Лариса

Моей дочери скоро будет 9.Мне кажется,что если ребёнку просто так давать деньги,то он не будет их так ценить, как заработанные.Ведь родителям их тоже не даром дают.Она сама меня спрашивала-"Мама,как бы мне заработать деньги,посоветуй.Что мне нужно для этого делать?"Она мне предложила помощь по дому,но я её пристыдила и она согласилась со мной.Тогда мы решили,что она будет практиковаться в чтении по-русски и письме каждый день,а я ей за это даю определённую сумму(совсем немного,но каждый раз после проделанной работы).Дело в том,что мы живём в Америке и по-русски дети читают и даже говорят с неохотой,приходится их как-то поощрять.Часть заработанных денег она потратила на подарок ко дню рождения своего братика,а остальные продолжает копить.Иногда,когда мы идём в магазин,берёт их с собой,но тратить не решается.

2004-03-25 25.03.2004 01:32:15, Лариса

я своему стала давать с сентября карманные деньги. он второкласник 7,5 лет. 10р/рабочий день, 5/р. выходной. при этом официально бабушкам и дедушкам покупать жевачки, конфеты, чупа-чупсы и воздушный рис. Ребеку запрежено тратить эти деньги на чипсы(ему нельзя) и азартные игру. В итоге за 2 месяца собрал 260 рублей, нет проблемы нутья в магазине КУПИ!!! у него есть деньги и он теперь думает купить жевачку или собрать на нового бионикла. планирует что и когда он купит, сколько когда соберет и даже собирается всоим друзьям на свой др сделать маленькие призентики. я очень переживала когда начинала, а сейчас довольна, я боялась он будет все спускать, а он стал думать, оченивать свои возможности и необходимость приобретения.

2003-10-21 21.10.2003 13:24:49,

Да, на практике конечно сложнее. Я сыну 9 лет даю деньги, наверное рублей 50 в неделю. Он раза 2-3 в неделю сам ездит на автобусе домой или на занятия. Так вот его способ экономии такой. Не ездить на маршрутках. А в автобусе не платить - он познакомился с кондукторами и они с него денег не берут(он для своего роста маленьки, но все-таки не тянет на дошкольника). С одной стороны мне кажется платить надо. И с другой стороны - если так ждать всегда автобуса, можно и замезнуть совсем или опоздать на английский. Пока мои увещевания не помогают:(

2003-10-19 19.10.2003 23:03:30,

Даем с 5 лет. Сначала каждый день, потом раз в неделю, теперь он попросил выдавать ему 1 раз в месяц (больше сумма получается). Покупает что хочет, мы только позволяем себе посоветовать в чем-то (например, о качестве товара). Часто покупал сласти для нас с папой:) Сейчас откладывает себе на игрушки, у нас совершенно исчезла проблема выпрашивания очередной машинки или еще какой "ерунды" :)

2003-10-24 24.10.2003 09:49:24,

Horoshaya stat"ya. Podrastet det" nemnogo, stanem probovat" sovety. Hot" umenie tratit" den"gi mozhet zavisit" i ot haraktera tozhe, pomoch" rebenku pouchit"sya s detstva i popytata"sya skorrektirovat" oshibki nikak ne pomeshaet. Razve esli voobwe ne davat" den"gi i ne uchit" budet luchse?

2003-10-17 17.10.2003 20:20:57,

Всего 14 отзывов .

Пока ребёнок маленький, все потребности его обеспечивают родители. Часто малыш и не подозревает, что все его прихоти стоят чего-то – ему нужно только указать пальцем, и желаемое сразу покупается. И дело здесь не в доходах мамы и папы, а в их отношении к любимому чаду. Игрушки хватает только на один вечер, а завтра – новое «хочу». Деньги на карманные расходы — за и против?

Деньги на карманные расходы

Приучаясь к такого рода отношению, ребёнок и позже не понимает, сколько он может потребовать от родителей на исполнение своих прихотей.

А желания становятся всё серьёзнее, и вот на смену мыльным пузырям и вертушкам приходят требования покупки куклы Барби, Человека-Паука, потом – всяких модных школьных аксессуаров, сотового телефона «как у Лёньки» и так далее.

Внезапно приходит момент, когда требования наталкиваются на категоричное «нет». Дальше – скандал и непонимание. А почему? Потому, что малыш с детства не привык ценить финансы, а значит, не понимает, куда и сколько можно тратить.

Отказать малышу в приобретении «одноразовой» игрушки можно и даже нужно . Уже в три года ребёнок поймёт, если ему объяснить, что этот каприз может стоить ему катания на двух аттракционах в парке. Пусть выберет сам – что важнее в данный момент! Ребёнок не обидится – он просто задумается над тем, что на самом деле ему нужно.

Пора личных денег ребёнка приходит лет в 6. Именно в это время родственники начинают порой дарить не игрушки, а деньги на День рождения или другой праздник. Потом начинаются поступления от «зубной феи». В распоряжении ребёнка появляется довольно приличная сумма, которую можно потратить…

А вот теперь начинается сложная работа по разъяснению того, куда можно потратить деньги на карманные расходы. Стоит сразу оговорить, какие из своих желаний ребёнок может удовлетворить самостоятельно.

Например, купить сувенир на море, взять дополнительно финансы в поездку с классом для приобретения там мороженого или игрушки, просто порадовать себя чем-то приятным на прогулке всей семьёй.

Важно научить ребёнка оценивать, действительно ли ему необходимо то, что он хочет купить, особенно если вещь дорогая. Сразу необходимо объяснить, что новый доход может прийти не скоро, а значит, средствами нужно управлять осторожно и умно.

Наконец, собственно деньги на карманные расходы ребёнок начинает получать лет с 13-14. Постепенно нужно научить подростка грамотно распределять финансы на все имеющиеся нужды.

Теперь он сам может откладывать деньги на питание в школьной столовой, покупать необходимые средства гигиены для личного пользования и даже такие интимные предметы, как нижнее белье, носки и колготки. То есть деньги на карманные расходы – это не финансовые средства только на развлечение, это сумма, выделенная родителями на содержание ребёнка и отданная ему для разумного использования.

Конечно, сразу всё не получится, и придётся несколько раз совместно распределять деньги, планируя, сколько необходимо отложить на каждую расходную статью. Поэтому лучше начинать с выдачи карманных денег на дня 2-3 , постепенно увеличивая период самостоятельности до двух недель.

В старших классах ребёнок получает свои финансы раз в месяц – как и родители. Правило при этом гласит: если тебе не хватило денег до следующей «получки» — это твои проблемы (но сотовый телефон всегда должен быть в зоне доступа!).

Наверное, если бы каждый взрослый прошёл подобную школу правильного обращения с деньгами ещё в детстве, навряд ли были бы ситуации студенчества, когда за неделю до стипендии из еды остаются только макароны, а денежные средства составляют лишь сумму, необходимую на поездку домой.

А сколько молодых семей страдает от неумения тратить деньги – это является одной из основных причин распада многих браков! Отсюда вывод: деньги на карманные расходы – это серьёзно. Возможно Вас заинтересует статья, посвященная столь важной проблеме, — ?

«Мама, вчера коржик стоил 50 копеек, а сегодня такой же — 60. Мне еле-еле на морс хватило», — рассказывает после возвращения из школы дочка-третьеклассница нашей читательницы Ольги. Нужно ли давать деньги детям в таком возрасте? Стоит ли поощрять детей деньгами за помощь или хорошую учебу? И когда вообще начинать говорить с детьми про содержимое кошелька. сайт попытался найти ответы на самые популярные родительские вопросы.

Поговорив с десятком родителей, мы выяснили, что все семьи делятся на несколько категорий. Большинство дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего чада. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают наличность только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.

Стоит отметить, что, по мнению психолога, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. «С другой стороны, если ребенку не давать деньги, но помогать участвовать в семейном бюджете — подсчетах и составлении планов, то этого, возможно, удастся избежать, — советует кандидат психологических наук Татьяна Юрочкина . — Также можно ходить вместе в магазин и совершать совместные покупки. Главное, не „отрезать“ детей от денег совсем».

«Детская „заначка“ иногда спасает всю семью»

Девочка Лиза, которая негодовала от подорожания коржика в школьной столовой, свой кошелек с денежками носит в школу со второго класса.

«На неделю у нее всегда есть сумма в 5 рублей, разбитых в том числе и на копейки. Обычно она сама сдает на воду в классе, если я забуду, — рассказывает ее мама Ольга. — Может перекусить в столовой или буфете, если я задерживаюсь или нет возможности сходить на обед домой из-за кружков».

Спонтанных трат, по словам мамы, при этом не бывает: «Если вижу, что за неделю сумма не разошлась или оставшегося хватит на обед, то могу и не пополнять «баланс». А бывало, что именно карманные деньги выручали школьницу как залог, когда в классе объявляли экскурсию с ограничением: «Едут первые 5−10−15 сдавших». Оставшуюся сумму девочка доносила на следующий день.

Дома у Лизы есть копилка, куда идут все подаренные ей родственниками деньги. «Вместе решаем, что купить или сколько накопить для более крупной покупки, — говорит Ольга. — Иногда ее „заначка“ очень выручает всю семью, если накануне были большие траты или отпуск прошел, а зарплаты ждать месяц. Этой помощью она очень гордится и, конечно, не забывает напоминать, что, мол, долг платежом красен».

Психолог поддерживает такую «политику» родителей. «Деньги на самом деле надо давать только с определенной целью, иначе вы просто разбалуете ребенка, — говорит Татьяна Юрочкина. — Но родителям необходимо обсуждать с ним в конце недели: что покупалось; сколько, скажем, стоит водичка или сок; что ему больше понравилось».

Оказывается, что удовлетворенность покупкой очень важна. Ребенок хотел пить, поэтому купил воду, попил и стало лучше — это здорово. Если, например, он хотел кушать и купил шоколадку, а его после этого тошнит, то ребенок начинает понимать, что надо было купить что-то другое. «Эта неудовлетворенность станет переходом на новый этап, когда ребенок начнет тратить деньги более обдуманно», — утверждает специалист. На более осознанные траты также сильно влияет собственный пример родителей, которые сами относятся к деньгам с умом.

«Ребенок должен понимать, что деньги могут заканчиваться»

Еще одно важное правило, по мнению психолога, — ребенок должен понимать, что деньги являются очень ограниченным ресурсом. Поэтому лучше всего все-таки выдавать деньги каждую неделю и ни в коем случае не восполнять брешь в детском бюджете досрочно без особых причин. Если уж он необоснованно потратил все деньги на какие-то «хотелки», то должен оставаться без средств до следующей «зарплаты». Это приведет ребенка к понимаю, что деньги заканчиваются.

При этом в каждом конкретном случае степень свободы ребенка и суммы выдачи родители должны выбирать сами. «Все зависит от доверия к ребенку, его зрелости». Это же касается накопления больших сумм — все должно проходить под надзором родителей.

«Когда ребенок собирает деньги, есть и положительные, и отрицательные стороны одновременно. Если он копит только для того, чтобы у него было много денег, то может вырасти стяжатель и скряга, для которого будет важно исключительно количество денег, — объясняет Татьяна Юрочкина. — Лучше, чтобы к накоплению относились как к инструменту — например, для совершения крупных покупок. Когда ребенок собирает деньги, скажем, на дорогую игрушку, то он, во-первых, учится ждать. Во-вторых, начинает понимать, что деньги просто так не достаются. В-третьих, сама игрушка будет для ребенка более ценной после таких усилий и ожидания».

За время накопления может также произойти корректировка целей — ребенок поймет, что не так уж хочет именно эту игрушку и переключится на что-то более важное. «Благодаря этому у него начинает выстраиваться потребностно-мотивационная сфера в отношении вещей — в итоге можно избежать ненужных, эмоциональных покупок», — говорит эксперт.

И кстати, контроль на всех этапах необходим еще и потому, что деньги для ребенка могут стать «ключом» к каким-то запрещенным вещам. Скажем, ему не разрешают компьютерные игры — он идет в компьютерный клуб и там играет. Или же покупает алкоголь или сигареты.

По закону детям можно совершать только «мелкие бытовые сделки»

Белорусское законодательство не содержит каких-то серьезных ограничений, которые бы могли препятствовать финансовому образованию детей. Однако следует помнить, что Гражданский кодекс (статьи 25 и 27) определяет право детей (несовершеннолетних до 18 лет) совершать только «мелкие бытовые сделки».

«Это понятие оценочное, — поясняет адвокат юридической консультации Партизанского района столицы Марина Наумович . — Оно нигде в законодательстве не раскрывается».

Но можно предположить, что небольшие покупки в магазинах попадают в эту категорию и вашим чадам ничто не мешает учиться обращению с деньгами.

Предложите ребенку частично оплачивать разговоры по мобильнику из карманных денег

Дети должны использовать свои деньги не только на развлечения, но и на какие-то полезные вещи.

«Финансовое воспитание состоит не только из выдачи денег, но и из рассказа о том, на что идут средства семейного бюджета: на телефон, свет, электричество, еду и так далее. Ребенка нужно научить и тому, как расплачиваться в магазине, что нужно всегда проверять сдачу», — напоминает специалист.

На ребенка, например, можно возложить часть финансового бремени по оплате мобильника. Тогда он будет больше контролировать свои разговоры.

К слову, в Финляндии детей учат заполнять счета, рассказывают, за что происходит оплата, знакомят с примерными расчетами расходов на питание, одежду. «Это все делается для того, чтобы ребенок мог сопоставить свои денежные расходы. Представим, что он хочет дорогую игрушку, которая сопоставима с бабушкиной пенсией или даже превышает ее. И тогда очень здорово, чтобы он знал, сколько на эти же деньги можно купить другого — продуктов, одежды».

Много внимания финансовому воспитанию также уделяют и в других странах. Вот немцы ребенка с миром финансов буквально с ранних лет. К примеру, уже с 5 лет родители могут давать детям по пол-евро в неделю, чтобы ребенок осознавал цену денег, и рассказать ему, сколько стоят, к примеру, конфеты или развлечения.

Некоторые родители в Германии приучают детей к тому, что необходимо платить налоги. К примеру, забирают часть карманных денег (в среднем немецкие школьники получают от родителей от 5 до 20 евро в неделю).

Дошкольникам еще сложно контролировать свои траты

Еще одна наша читательница Анна тоже пыталась научить своих детей финансовым премудростям.

«Некоторое время (примерно полгода) мы выдавали сыновьям (8 и 5 лет) каждое воскресенье по 5 рублей. Первое время дети тратили деньги в тот же день, потом стали делить на части, потом откладывать, — рассказывает мама. — Если дети идут со мной в магазин, они могут купить все что пожелают, но из своего кошелька. Купил желатинок и „киндер“ — жди до следующего воскресенья. Хочешь дорогую игрушку — собирай. Теперь старший копит все деньги, которые ему достаются от доброй бабушки, периодически конвертирует их в валюту. А младший как тратил все за раз, так и тратит».

Анна беспокоится, что один сын будет бережливым, а второй всегда будет без денег. Но психолог успокаивает: «Дошкольникам сложно оперировать деньгами. Они еще не могут себя контролировать. Ему нужно помогать в выборе, усмирять импульсы, отсрочивать покупки, чтобы проверить его желания. И сумма для выдачи должна быть адекватна, чтобы не было жалко, если ребенок потеряет деньги», — дает совет Татьяна Юрочкина.

«У ребенка должны быть обязанности, которые он выполняет бесплатно»

Еще один большой вопрос — стоит ли платить за помощь родителям или за хорошие оценки. Например, наш читатель Сергей рассказывает, что этим летом, когда ходил со средней дочкой в лес, для стимула предложил ей за литр ягод платить рубль. «И она в лесу с большим удовольствием работала, — говорит отец. — Конечно, детки потом сами же эту чернику и лопали со сметаной, но за сам факт собирания шла оплата. Просто так на карман я деньги не даю. В то же время уборка в квартире — это обязанность девочек, которая никак не поощряется».

Татьяна Юрочкина считает такой подход грамотным. «Есть специалисты, которые считают, что ребенок тоже должен зарабатывать деньги, — говорит она. — Но тут возникает опасность монетизации собственной помощи родителям. У ребенка все-таки должен быть конкретный набор обязанностей, которые он должен делать абсолютно бесплатно. А уже сверх этих обязанностей, если ребенок проявляет какую-то помощь и дополнительные усилия, можно и поощрить».

Но такие схемы лучше начинать использовать не раньше младшего подросткового возраста, то есть лет с 11−12. Главное, чтобы это не касалось каких-то эмоциональных вещей, связанных с проявлением доброты и заботы. Если давать деньги за то, что ребенок был ласковый и заботливый, можно вырастить человека, который будет ориентироваться на деньги в проявлении отношений, манипулировать.

«Еще у меня дифференцированная оплата за учебу, — продолжает Сергей. — Но исключительно за четверть. Если оценки хорошие, то одна сумма, если ухудшаются, то она уменьшается и наоборот. Например, за прошлую четверть дочка получила 17 рублей».

Психолог считает, что такое поощрение тоже возможно. «Главное, чтобы это не приводило к вранью и сокрытию плохих оценок».