Дольные единицы. Дольные единицы Эволюция различных систем мер

Составляют определённую часть (долю) от установленной единицы физ. величины. В Международной системе единиц (СИ) приняты . приставки для образования наименований Д. е.:

Физический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . . 1983 .

Составляют определ. часть (долю) от установленной единицы физ. величины. В СИ приняты след. приставки для образования наименований Д. е.:


Примеры: 1пФ (пикофарада) = 10 -12 Ф (фарад), 1 нм (нанометр) = 10 -9 м, 1 мВ (милливольт) = 10 -3 В (вольт). Единицы, образованные с помощью множителя 10 n , наз. кратными единицами.

Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. - М.: Советская энциклопедия . Главный редактор А. М. Прохоров . 1988 .


Смотреть что такое "ДОЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ" в других словарях:

    Составляют определенную часть (долю) от установленной единицы физической величины. В Международной системе единиц (СИ) приняты следующие приставки для образования наименований дольных единиц …

    Приставки СИ (десятичные приставки) приставки перед названиями или обозначениями единиц измерения физических величин, применяемые для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовой в определённое целое, являющееся степенью числа… … Википедия

    Составляют определенную часть (долю) от установленной единицы физической величины. В Международной системе единиц (СИ) приняты следующие приставки для образования наименований дольных единиц: … … Энциклопедический словарь

    Единицы, составляющие определённую часть (долю) от установленной единицы физической величины. При установлении метрической системы мер (См. Метрическая система мер) были приняты два принципа образования дольных единиц от исходных единиц… … Большая советская энциклопедия

    Составляют определ. часть (долю) от установл. единицы физ. величины. В Международной системе единиц (СИ) приняты след. приставки для образования наименований Д. е.: Дольность Приставка Обозначение русское между нар. 10 1 деци д d 10 2 санти с с… … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Дольные единицы - составляют определенную часть (долю) от установленной единицы физической или другой величины. В Международной системе единиц (SI), приняты следующие приставки для образования наименований дольных единиц, обозначаемых целым числом отрицательной… … Начала современного естествознания

    Конкретные физ. величины, к рым по определению присвоены числовые значения, равные единице. Многие Е. ф. в. воспроизводятся мерами, применяемыми для измерений (напр., метр, килограмм). Исторически сначала появились Е. ф. в. для измерения длины,… … Физическая энциклопедия

    Конкретные физические величины, которым по определению присвоены числовые значения, равные 1. Ряд единиц физических величин воспроизводится мерами, применяемыми для измерений (напр., метр, килограмм). Единицы физических величин делятся на… … Большой Энциклопедический словарь

    Конкретные физические величины, которым по определению присвоены числовые значения, равные 1. Ряд единиц физических величин воспроизводится мерами, применяемыми для измерений (например, метр, килограмм). Единицы физических величин делятся на… … Энциклопедический словарь

    Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью… … Википедия

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ , единицы измерения физических величин . Е. и. возникли на ранних стадиях развития материальной культуры и первоначально охватывали незначительное число физических величин (длина, масса, площадь, объем), различных в разных странах и географических р-нах. Образовалось большое количество различных по размерам и наименованиям единиц. Расширение торговых связей между народами, развитие науки и техники привели к необходимости унификации Е. и. и создания системы единиц. В 1795 г. во Франции впервые была разработана и утверждена специальным правительственным декретом метрическая система мер, в к-рой за единицу длины был принят метр, представляющий собой десятимиллионную часть 1/4 длины парижского географического меридиана. Это решение было обусловлено желанием положить в основу системы единиц такую единицу, к-рую можно увязать с практически неизменным объектом природы. Размеры и наименования других единиц в этой системе были выбраны с учетом возможности их последующего использования и в других странах. В 1875 г. 17 стран, в т. ч. и Россия, подписали Метрическую конвенцию для обеспечения международного единства измерений и усовершенствования метрической системы мер. В России эта система единиц была допущена к применению (в необязательном порядке) в 1899 г. и введена в качестве обязательной декретом СНК РСФСР от 14 сентября 1918 г., а для СССР - постановлением СНК СССР от 21 июля 1925 г. К 1972 г. Метрическую конвенцию подписало 41 государство. Создано Международное бюро мер и весов, организован Международный комитет мер и весов, регулярно созываются генеральные конференции по мерам и весам.

На основе метрической системы мер возникли частные, охватывающие отдельные разделы физики или техники системы единиц, а также внесистемные единицы. При этом системные Е. и. подразделяются на основные единицы (напр., метр, секунда, килограмм), выбираемые произвольно, и производные единицы (напр., метр в секунду, килограмм на кубический метр и т. д.), образуемые по уравнениям связи между величинами. Внесистемные Е. и. исторически образованы вне связи с построением систем единиц. Эти единицы делят на независимые (определяемые без помощи других единиц, напр, градус Цельсия, равный 0,01 промежутка между температурами таяния льда и кипения воды) и произвольно выбранные, но определяемые через другие единицы (напр., лошадиная сила, равная 735,5 Вт; бар, равный 10 Н/м, и т. д.); нек-рым единицам присвоено наименование в честь какого-либо выдающегося ученого (напр., дальтон - в честь англ. химика и физика Дж. Дальтона; один дальтон численно равен массе одного атома водорода).

В целях практического удобства выражения величин, значительно отличающихся от основных единиц измерения, используют кратные и дольные единицы (напр., килограмм и миллиграмм - тысяча грамм или тысячная доля грамма соответственно). В метрических системах Е. и. кратные и дольные единицы (за исключением единиц времени и угла) образуются умножением системной единицы на 10 n , где n - положительное или отрицательное число (напр., 1 кг = 10 3 г, 1 г = 10 3 кг). Каждому из таких чисел (см. ниже табл. 9) соответствует одна из принятых десятичных приставок (кило-, мега- и т. д.).

В практику различных областей науки и техники вошло шесть основных систем единиц (МКГСС, МКСА, МКСГ, МСС, МКС и СГС), на базе которых возникла, а начиная с 1960 г. стала преимущественно применяться во все большем числе стран Международная система единиц - Sistem International - SI (СИ).

В системе единиц МКГСС основными единицами являются метр (единица длины), килограмм-сила (единица силы), секунда (единица времени); система не согласована (не когерентна) с единицами электрических и магнитных величин. С принятием Международной системы единиц эта система постепенно выходит из употребления. При необходимости систему МКГСС применяют дополнительно к Международной системе единиц или к другим единицам, допускаемым к применению.

Система единиц МКСА - система единиц электрических и магнитных величин. Основные единицы: метр (единица длины), килограмм (единица массы), секунда (единица времени) и ампер (единица силы электрического тока). Система единиц МКСА вошла составной частью в Международную систему единиц.

Система единиц МКСГ - система единиц тепловых величин. Основные единицы: метр (единица длины), килограмм (единица массы), секунда (единица времени), кельвин (единица термодинамической температуры). Эта система единиц также вошла в Международную систему единиц.

Система единиц МСС - система единиц для световых величин. Основными единицами в этой системе являются метр (единица длины), секунда (единица времени) и свеча (единица силы света). Система единиц МСС - часть Международной системы единиц.

Системы единиц МКС - системы единиц для механических и акустических величин. Основные единицы: метр (единица длины), килограмм (единица массы), секунда (единица времени). Системы единиц МКС вошли в качестве составных частей в Международную систему единиц.

Системы единиц СГС - системы единиц механических, акустических, электрических и магнитных величин. Основные единицы: сантиметр (единица длины), грамм (единица массы) и секунда (единица времени). В рамках систем СГС некоторые единицы получили собственное наименование: дина (единица силы), эрг (единица работы и энергии), пуаз (единица динамической или просто вязкости), стокс (единица кинематической вязкости), максвелл (единица магнитного потока), гаусс (единица магнитной индукции), гильберт (единица магнитодвижущей силы), эрстед (единица напряженности магнитного поля). На практике применяют семь видов систем СГС для электрических и магнитных величин: электростатическая - СГСЭ (диэлектрическая проницаемость вакуума принята равной безразмерной единице); электромагнитная - СГСМ (магнитная проницаемость вакуума принята за безразмерную единицу); симметричная СГС, или система Гаусса (электрические единицы совпадают с электрическими единицами системы СГСЭ, а магнитные - с магнитными единицами СГСМ); СГСе0 (магнитная проницаемость вакуума - четвертая основная единица); СГСФ (четвертая основная единица - единица электрического заряда - франклин); СГСБ (четвертая основная единица - единица силы электрического тока - био).

В физике и технике преимущественно применяют симметричную систему СГС.

В 1960 г. XI Генеральная конференция по мерам и весам приняла Международную систему единиц. С 1 января 1963 г. в СССР Международная система единиц была рекомендована для предпочтительного применения во всех областях науки, техники и народного хозяйства (ГОСТ 9867-61 «Международная система единиц») с целью унификации единиц измерения. В основу Международной системы единиц положены семь основных единиц (длины, массы, времени, силы электрического тока, термодинамической температуры, количества вещества и силы света), а также две дополнительные единицы (для плоского угла и телесного угла). Все остальные единицы измерения являются их производными и образуются по уравнениям связи между физ. величинами, соответствующими простейшей форме тел или явлений. Принятие для всех стран единой Международной системы единиц физ. величин призвано устранить трудности, связанные с переводом численных значений физ. величин, а также констант из какой-либо действующей системы единиц (СГС, МКС и др.) в другую.

Международная организация по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) предложила всем странам - членам этой организации - принять Международную систему единиц.

Основные правила обозначения единиц Meждународной системы и пользования ими.

1. Обозначение единиц, наименование которых дано по имени ученого, предусматривает написание их с прописной буквы, напр.: ампер - А, вольт - В, ватт - Вт, рентген - P и т. д. Все остальные обозначения пишут со строчной буквы.

2. Применение сокращенных обозначений вместо полных наименований единиц, а также помещение обозначений единиц в строку с формулами, выражающими зависимость между величинами, не допускается. Напр., следует писать «сила выражается в ньютонах», «сила составляет 1 Н», но нельзя писать: «сила выражается в Н».

3. Наименование Е. и. при цифре не склоняют. Напр., 10 моль, 10 Ом, но не 10 молей и не 10 омов.

4. Обозначение единицы помещают в строку с числовым значением величины без переноса на следующую строку; между последней цифрой и буквенным обозначением единицы оставляют пропуск.

5. Обозначение единиц, входящих в произведение, разделяется точками по средней линии, напр. Н-м (ньютон-метр). В обозначении единиц, образуемых делением, применяют косую линию, напр, кг/м 3 (килограмм на кубический метр). При этом произведение единиц в знаменателе заключают в скобки, напр. Вт (м 2 К) - ватт на метр квадратный-кельвин.

Ниже (табл. 1-8) приводятся основные, дополнительные, а также производные и некоторые наиболее укоренившиеся единицы (устаревшие, внесистемные и др.). При пользовании таблицами следует иметь в виду следующее:

а) единицы измерений Международной системы выделены полужирным шрифтом, единицы измерений, не вошедшие в нее, даны обычным шрифтом, а единицы измерений, применяемые ранее, но подлежащие изъятию из практического употребления, даны со звездочкой;

б) поскольку до принятия Международной системы единиц буквенные обозначения единиц измерения во многих отечественных изданиях, и в частности в изданиях БМЭ, давались курсивом, то обозначение соответствующих единиц измерения вначале дается по Международной системе единиц, т. е. прямым шрифтом (без курсива), а рядом в скобках обозначение, применяемое ранее, курсивом, напр, с (сек), Вт (вт), P (р) и т. д.;

в) понятие размерности (т. е. условного обозначения величин), представленное в одной из граф таблиц 1-8, отражает связь данной физ. величины с основными величинами системы единиц (табл. 1) и является произведением основных величин, возведенных в соответствующие степени. Напр., размерность силы в Международной системе единиц представляет собой выражение:

LMT -2 или м кг/с 2

где L, М и T - размерности длины, массы и времени (метр, килограмм и секунда соответственно). Все члены уравнения, описывающего какой-либо физ. процесс, должны иметь одинаковую размерность;

г) все принятые международные сокращения единиц измерения даются в соответствии с Международной системой единиц.

В табл. 1-9 перечислены основные, дополнительные, важнейшие производные единицы Международной системы единиц (СИ), а также некоторые внесистемные единицы измерения, не вошедшие в систему СИ.

Дополнительные указания к пользованию таблицами

1. Полужирным шрифтом обозначены единицы Международной системы единиц (СИ).

2. Звездочкой обозначены единицы измерения, не вошедшие в Международную систему единиц и подлежащие изъятию.

3. Единицы измерения, не вошедшие в Международную систему единиц, но допускаемые к применению, даются обычным прямым шрифтом.

4. Обозначения соответствующих единиц измерения вначале даются по Международной системе единиц прямым шрифтом без курсива, а рядом в скобках приводятся обозначения, применяемые ранее, напр.: с (сек), Вт (вт), м (м) и т. д.

Таблица 1. ОСНОВНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЫ ЕДИНИЦ (СИ). (Пояснения к таблице - см. текст статьи)

Величина

Наименование

Определение

Размерность

Обозначения

международное

ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Длина, равная 1650763,73 длин волн излучения в вакууме, соответствующего переходу между уровнями 2р10 и 5d5 атома криптона-86

килограмм

Представлен массой международного платиноиридиевого прототипа килограмма

Отрезок времени, равный 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133

Сила электрического тока

Величина, равная силе неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным прямолинейным проводникам бесконечной длины и ничтожно малого кругового сечения, расположенным на расстоянии одного метра один от другого в пустоте, вызвал бы между этими проводниками силу, равную 2 10 -7 единиц силы системы МКС на каждый метр длины

Термодинамическая температура (температура)

(градус Кельвина)

Величина, составляющая 1/273,16 часть термодинамической температуры тройной точки воды

Количество вещества

Количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько содержится атомов в углероде-12 массой 0,012 пг

моль (моль)

Сила света

Сила света, испускаемого с поверхности площадью 1/600 000 м 2 полного излучателя в перпендикулярном направлении при температуре излучателя, равной температуре затвердевания платины при давлении 101325 Па

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ

Плоский угол

Центральный угол, соответствующий дуге, длина к-рой равна ее радиусу

Телесный угол

стерадиан

Величина телесного угла, вырезающего на сфере, описанной вокруг вершинного угла, поверхность, площадь к-рой равна квадрату радиуса сферы

Таблица 2. Важнейшие единицы механических величин, пространства и времени, продолжение

Таблица 3. Важнейшие единицы электрических и магнитных величин, продолжение

Строившаяся в - годах венгерским заводом Ганц-МАВАГ (венг. Ganz–MÁVAG ), Будапешт , по заданию Министерства путей сообщения для железных дорог СССР . Всего было построено 605 составов. Конструкционно Д 1 являлись усовершенствованной версией дизель-поездов серии Д и отличались от последних прежде всего наличием более мощного дизельного двигателя, гидромеханической передачи и составностью, увеличенной на один прицепной вагон.

Начиная с 1964 года, дизель-поезда эксплуатировались на Горьковской , Донецкой , Московской , Львовской , Одесско-Кишинёвской , Октябрьской , Прибалтийской , Юго-Восточной железных дорогах для организации пригородного и местного пассажирского сообщения на неэлектрифицированных и частично электрифицированных участках, и являлись наряду с ДР1 одной из основных серий советских дизель-поездов. По состоянию на на территории России больше не эксплуатируются. Эксплуатация продолжается на Одесской , Львовской, Донецкой и Молдавской железных дорогах .

История создания и эксплуатации

Предпосылки к появлению, предэксплуатационные испытания

Завод Ганц-МАВАГ являлся одним из основных поставщиков дизель-поездов для железных дорог СССР, наряду с Рижским вагоностроительным заводом . Первые венгерские дизель-поезда поступили в Советский Союз после Великой Отечественной войны в качестве репараций . В конце 1950-х - начале 1960-х годов Министерством путей сообщения был намечен курс на переход от паровой тяги к электрической и тепловозной, в связи с чем в 1960 году заводу Ганц-МАВАГ , с целью замены паровой тяги в пригородном движении на участках, не подлежащих в ближайшие годы электрификации, дизельной моторвагонной, был выдан заказ на выпуск трёхвагонных дизель-поездов серии Д . В ходе эксплуатации был выявлен их основной недостаток - недостаточная пассажировместимость. В связи с этим завод Ганц-МАВАГ в 1963 году приступил к параллельному выпуску четырёхвагонных дизель-поездов серии Д 1 (дизель-поезда № 201-295 также имели внешний индекс «Д»). Выпуск дизель-поездов Д 1 продолжался до 1988 года .

Поставки поездов в СССР осуществлялись при участии «Машиноимпорта» с 1964 по 1988 годы через пограничные станции Захонь и Чоп. Первая партия из пяти поездов поступила в Советский Союз в середине 1964 года, после чего была направлена для поднадзорной эксплуатации на Прибалтийскую железную дорогу . Последние поезда серии был поставлены в СССР в апреле 1988 года .

В сентябре 1964 года дизель-поезд № 202 был отправлен на проведение тягово-энергетических испытаний в ЦНИИ МПС . Наибольшая мощность была достигнута на пятой позиции контроллера машиниста при движении на второй ступени передачи со скоростью 83,5 км/ч и составила 1230 л. с. (84 % общей номинальной мощности двух дизелей), при этом был достигнут наибольший коэффициент полезного действия - 29,8 % .

Сведения о постройке

Выпуск дизель-поездов серии Д 1 проходил в период с 1964 по 1988 годы. Всего было построено 605 поездов (номерной диапазон 201-805), 2540 вагонов (в том числе 1210 моторных и 1330 прицепных). Моторные вагоны дизель-поездов Д 1 строились на заводе Ганц-МАВАГ, там же строились прицепные вагоны в диапазонах 201-205 и 661-685. Прицепные вагоны в диапазоне 206-660 (1964-1982) строились вагоностроительным заводом Rába Magyar Vagon- és Gépgyár , Дьер (Венгерская Народная Республика). После 1982 года (Д 1 −686) в рамках кооперации между странами СЭВ производство прицепных вагонов было переведено на завод Astra Vagoane, Арад (Социалистическая Республика Румыния). В диапазоне 581-640 (1976-1978) выпускались дополнительные прицепные вагоны с номерами 6 и 8 .

Эксплуатация

Дизель-поезда Д 1 поступили в эксплуатацию на Горьковскую (Горький-Моск., Юдино, Казань; последние годы массово передавались на порезку в депо Тумская), Донецкую (Сватово, Сентяновка, Попасная, Родаково, Дебальцево-Пасс., Иловайск), Московскую (Смоленск, Узловая, Калуга, Льгов), Львовскую (Чоп, Здолбунов, Коломыя, Королёво), Одесско-Кишинёвскую (Христиновка, Николаев, им. Шевченко, Одесса заст., Кишинёв), Октябрьскую (Выборг, Новгород, Ленинград-Варш.), Прибалтийскую (Вильнюс, Радвилишкис, Тарту, Таллин-Вяйке, Калининград), Юго-Восточную (Отрожка, Тамбов-1) железные дороги. По состоянию на 1 января 1976 года, на железных дорогах Советского Союза эксплуатировался 371 дизель-поезд Д 1 , из них на Горьковской - 46, Донецкой - 53, Московской - 54, Львовской - 40, Одесско-Кишинёвской - 61, Октябрьской - 20, Прибалтийской - 79, Юго-Восточной - 18 . Д 1 использовались для организации пригородного и местного пассажирского сообщения на неэлектрифицированных и частично электрифицированных (где пункт отправления был электрифицирован, а пункт прибытия не был, например Одесса - Кишинев) участках. На Смоленском, Казанском, Кишинёвском, Одесском, Вильнюсском, Калининградском и других узлах почти все пригородные и часть местных пассажирских перевозок обслуживались дизель-поездами.

По состоянию на 1 января 1992 года, на железных дорогах бывшего СССР находилось 472 дизель-поезда Д 1 .

Эксплуатация дизель-поездов поздних номеров выявила недостаточную надёжность работы заводской силовой передачи, связанную с поломками дисков 3-й скорости. Управлением локомотивного хозяйства было рекомендовано глушить трубки включения 3-й скорости. В 1980-1990-х годах специалистами ВНИИЖТа был проведён комплекс работ по изучению возможности замены силовой установки дизель-поезда . Проект модернизации предусматривал замену заводской гидромеханической передачи НМ612-22 на гидродинамическую типа ГДП 750/201 и заводского дизеля 2VFE 17/24 на дизель типа М773А (12ЧН 18/20). Модифицированные таким образом на Великолукском локомотиворемонтном заводе в период с 1995 по 2002 годы дизель-поезда получили обозначение Д 1 м .

Эксплуатация дизель-поездов Д 1 на железных дорогах постепенно завершается. В 2001 году эксплуатация дизель-поездов Д 1 прекращена на Эстонской железной дороге (EVR), в 2004 - на Октябрьской, в 2007 - на Юго-Восточной, в 2008 - на Литовских железных дорогах (LG), в 2011 - на Калининградской , в 2013 - на Московской . По состоянию на 1 января 2012 года, на железных дорогах СНГ эксплуатировалось (в пассажирском сообщении) 68 дизель-поездов Д 1 , из них на Московской - 4 (Новомосковск-I), Одесской - 17 (им. Шевченко, Христиновка, Николаев), Львовской - 32 (Здолбунов, Коломыя, Чоп), Донецкой - 15 (Сватово, Иловайск), Молдавской - 20 (Кишинёв). Часть дизель-поездов и построенных на их базе мотрис используется для служебных нужд . Эксплуатация Д 1 в России прекращена в 2013 году. На балансе депо Новомосковск остался один Д 1 под номером 748, который на данный момент находится в глубоком резерве. Возобновления эксплуатации не планируется. Несмотря на тот факт, что дизель-поезда прошли в Жмеринке КР-2 с модернизацией, в депо Новомосковск отсутствует технология для ремонта в объемах ТР-3, поэтому все поезда, имеющие пробег, требующий проведение подобного ремонта - отставляются от эксплуатации и исключаются из инвентаря.

Железная дорога Молдовы в 2012 году заключила контракт с фирмой Remar (Румыния) на ремонт и модернизацию дизель-поездов Д 1 , в ходе которого заменялась силовая установка, гидропередача, интерьер салона. Первый из поездов (Д 1 -737 выпуска 1985 года) прошёл ремонт и вернулся для эксплуатации в июне 2012 года. Однако качество проведённого ремонта оценивается как неудовлетворительное . Модифицированные таким образом в 2012-2013 годах поезда получили обозначение D1M .

Общие сведения

Дизель-поезда Д 1 предназначены для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных железнодорожных линиях колеи 1520 мм с низкими и высокими платформами.

Составность

Дизель-поезд состоит из двух головных моторных вагонов и двух промежуточных прицепных вагонов ; также может эксплуатироваться в пятивагонной и шестивагонной составности с тремя и четырьмя прицепными вагонами. За одну учётную моторвагонную секцию четырёхвагонного поезда принимается один моторный и один прицепной вагон, шестивагонного - один моторный и два прицепных вагона . Предусмотрена эксплуатация двух соединённых дизель-поездов по системе многих единиц .

Технические характеристики

Основные параметры для четырёхвагонного дизель-поезда серии Д 1 :

  • Масса :
    • Поезда (экипировка) - 210 т;
    • Поезда (рабочая) - 274 т;
    • Моторного вагона - 65,6 т;
    • Прицепного вагона - 37,0 т;
  • Длина по осям автосцепок :
    • Поезда - 99 080 мм;
    • Моторного вагона - 25 000 мм;
    • Прицепного вагона - 24 540 мм;
  • Число сидячих мест - 400;
  • Часовая мощность главных дизелей - 2×730 л. с.;
  • Конструкционная скорость - 126,7 км/ч;
  • - 17 тс;
  • Минимальный радиус проходимых кривых - 100 м;
  • Ускорение при пуске - 0,3-0,4 м/с 2 ;
  • Запас топлива - 2×1200 л;
  • Запас песка - 2×160 кг.

Осевую формулу состава можно условно написать в следующем виде:

  • для составов с номерами от 201 до 375: (1 0 -1-1 0 +2)+N×(2-2)+(2+1 0 -1-1 0);
  • для составов с номерами от 376 до 805: (1-2 0 +2)+N×(2-2)+(2+2 0 -1).

где N - число прицепных вагонов (от 0 до 2).

Примечание В данном случае осевые формулы приведены условно - в формате, близком к применяемому в СССР и России, поскольку советский формат не позволяет отображать наличие разных осей в одной тележке. Более правильным будет написание тех же формул в формате UIC :

  • для составов с номерами от 201 до 375: (A 0 1A 0 -2)+N×(2-2)+(2-A 0 1A 0);
  • для составов с номерами от 376 до 805: (1B 0 -2)+ N×(2-2)+(2-B 0 1).

Нумерация и маркировка

Дизель-поезда № 201-299 имели внешний индекс «Д». Индекс «Д 1 » стал указываться с поезда № 300, однако на внутривагонных табличках индекс «Д» указывался до конца выпуска. Номерные таблички помимо названия серии и номера состава содержат также номер вагона. При этом моторные головные вагоны одного поезда всегда получали нечётное номерное расширение (1, 3 и 5 (За всю историю выпуска выпущен один головной вагон с номером 5, взамен головного вагона, сгоревшего из-за заводского брака), а прицепные промежуточные - чётное (2 и 4, а в случае наличия в составе поезда дополнительных прицепных вагонов - также 6 и 8). Снаружи на торцевой части вагонов на уровне пола крепились также заводские таблички, содержащие год изготовления, а прицепных вагонов постройки Rába - также и заводской номер. На вагоны дизель-поездов наносились также восьмизначные коды . Первая цифра всегда равна 1, вторая кодирует тип подвижного состава (7, дизель-поезд), третья цифра - род службы (0, пассажирский). Четвёртая цифра означает: 2 - прицепной вагон до Д 1 −500, 3 - головной вагон до Д 1 −500, 4 - прицепной вагон с Д 1 −500, 5 - головной вагон с Д 1 −500. С пятого по седьмой знаки кодируют номер, восьмой - контрольный .

Конструкция

Кузов

Главная рама - цельнометаллическая несущая конструкция, воспринимающая вес кузовного оборудования и служащая для передачи тягового и тормозного усилий, динамических и ударных нагрузок, возникающих при движении поезда. Рама моторного вагона состоит из лобовой, промежуточной и концевой частей. Лобовая часть рамы состоит из сварных балок , усиленных рёбрами и поясными листами; в раме был предусмотрен проём, служивший для установки дизеля на моторную тележку. Промежуточная часть рамы состоит из боковых, средних продольных, поперечных и шкворневых балок. Концевая часть рамы состоит из буферной и поперечной балок, раскосов. Конструкция рамы промежуточного вагона аналогична, за исключением отсутствия в ней лобовой части .

Кузов вагонов представляют собой жёсткую цельнонесущую сварную металлическую конструкцию, располагающуюся на раме и служащую для размещения пассажиров и оборудования и их защиты от атмосферных воздействий. Кузов вагонов дизель-поезда изготавливался из продольных и поперечных элементов, покрытых стальным листом. Боковая станка кузова состоит из скреплённых между собой оконных и дверных стоек, к которым крепились гладкие стальные листы. Крыша изготавливалась из скреплённых между собой продольных балок и поперечных дуг, к которым также крепились гладкие стальные листы . Кузова вагонов были рассчитаны для эксплуатации дизель-поезда на участках с низкими платформами, однако могли быть приспособлены для эксплуатации на участках с высокими платформами. По концам рамы размещались автосцепки СА-3 с фрикционными аппаратами ЦНИИ-Н6 и метельники . Входные двери раздвижные двустворчатые, имеют пневматический привод, управляются электропневматически из кабины машиниста .

    Рамы тележек - сварной конструкции. Нагрузка от кузова на движущие тележки, не имевшие шкворня , передаётся через два направляющих скользуна. Движущими колёсными парами трёхосной тележки изначально являлись две крайних. Средняя поддерживающая ось была изогнута и не вращалась, на её конусах размещались роликовые подшипники, на которые устанавливались колеса. Двухосные тележки, помимо скользунов, имеют центральный шкворень. Нагрузка от рамы тележки на буксы передаётся через цилиндрические пружины, опирающиеся на подбуксовые балансиры. Все колёса дизель-поезда были выполнены бандажными и имели диаметр по кругу катания без износа 950 мм. Буксы комплектовались роликовыми сферическими подшипниками фирмы SKF (Швеция) .

    Дизельный двигатель

    На дизель-поезд устанавливался двенадцатицилиндровый четырёхтактный бескомпрессорный предкамерный дизельный двигатель системы Ганц - Ендрашик типа 12 VFE 17/24, номинальной мощностью 730 л. с. (538 кВт), номинальная частота вращения вала 1250 об/мин (минимальная - 530 об/мин). Цилиндры расположены V-образно (угол развала 40°) и имеют диаметр 170 мм, ход поршней - 240 мм, рабочий объём 65,3 л. Цилиндровый блок , картер и поддон дизеля изготавливались из силумина , поршни - из алюминиевого сплава , коленчатый вал - из легированной стали . В двигателе реализован газотурбинный наддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Удельный расход топлива при номинальной мощности составляет 168 г/э. л. с. ч; масса сухого дизеля - 4600 кг. Пуск дизеля осуществляется при помощи стартера от аккумуляторной батареи . Порядок работы цилиндров - 1-4-2-6-3-5 (левый ряд), 6-3-5-1-4-2 (правый ряд) .

    Силовая передача

    Электрооборудование

    Основное предназначение электрооборудования на дизель-поездах с гидравлической и механической передачами - автоматизация управления. Для пуска дизеля на каждом двигателе установлено два электростартера типа AL-FTB, представляющих собой электродвигатели постоянного тока со смешанным возбуждением . Для зарядки аккумуляторной батареи, питания цепей управления и освещения используются генератор типа EDZ-69I4R, генератор EH-261, питающий вентилятор типа EHF-262 холодильника, электродвигатели систем подачи топлива и вентиляции . Аккумуляторная батарея служит для пуска дизеля и питания цепей освещения и управления при неработающем дизеле. Аккумуляторная батарея дизель-поезда Д 1 железо-никелевая типа 2SK-400 ёмкостью 400 А ч (напряжение 48 В) . Электрические аппараты служат для управления оборудованием, его защиты от ненормальных режимов, поглощения электрической энергии, приведения в действие вспомогательных механизмов. На дизель-поезде устанавливались контроллер машиниста типа KV6/VII, электромагнитные контакторы, реле и регуляторы различных типов , а также другое оборудование.

    Тормозное оборудование

    Тормоз моторной тележки состоит из двух одинаковых независимых систем, расположенных симметрично относительно рамы. В каждую тормозную систему входят тормозной цилиндр диаметром 10″ и автоматический регулятор рычажной передачи типа SAB-300. Под действием сжатого воздуха шток тормозных цилиндров поворачивает рычаг, который через горизонтальную тягу, кривошипы и систему рычагов прижимает тормозные колодки к колёсам. При отпуске тормоза система приводится в исходное положение при помощи оттяжной пружины. При износе тормозных колодок в ходе эксплуатации регулятор автоматически стягивает передачу и распускает её после замены новыми, что обеспечивает выход штока тормозного цилиндра в пределах 100…150 мм. Передаточное отношение рычажной системы составляет 8,53. Расчётная сила тормозного нажатия на ось составляет 10 тс (до Д 1 −376 - 12 тс). Ручной тормоз приводится в действие рукоятью, через вертикальную тягу поворачивая тормозной вал, соединённый балкой с рычажной системой. Передаточное отношение привода ручного тормоза составляет 1100, тормозное нажатие на ось - 8 тс .

    Тормоз поддерживающей тележки не разделён на группы, в него входят тормозной цилиндр диаметром 12″ и автоматический регулятор SAB-300, обеспечивающий выход штока ок. 130 мм. Под действием сжатого воздуха тормозное усилие передаётся через регулятор, горизонтальную тягу и систему рычагов к колёсным парам. Передаточное отношение системы составляет 6,07. Расчётная сила тормозного нажатия на ось тележки прицепного вагона составляет 8 тс (до Д 1 −376 - 12 тс). Устройство ручного тормоза аналогично описанному выше. Передаточное отношение привода ручного тормоза составляет 991, тормозное нажатие на ось - 7 тс .

    Системы

    Топливная система дизель-поезда предназначена для питания двигателя топливом, его хранения и очистки. Топливная система включает в себя главный топливный бак объёмом 1,20 м³, расходный топливный бак объёмом 0,08 м³, топливоподкачивающий насос, фильтр очистки и систему трубопроводов . Запас топлива в топливной системе дизель-поезда - 2×1200 л. Масляная система предназначена для хранения, очистки, охлаждения масла и подвода его ко всем трущимся частям дизеля. Система включает в себя масляный бак, масляный и маслопрокачивающий насосы, фильтры грубой и тонкой очистки, водомасляный теплообменник и систему трубопроводов с клапанами и вентилями . Запас масла в системе дизельного двигателя - 0,2 м³, в гидропередаче - 0,21 м³. Система охлаждения предназначена для охлаждения масла дизеля и передачи и состоит из холодильника площадью охлаждения 204 м², теплообменника масла передачи, теплообменника масла дизеля, водяного бака, насосов и системы трубопроводов . Запас воды в системе охлаждения - 1,20 м³. Воздушная система обеспечивает работу тормозной системы, дизеля, гидромеханической передачи, песочниц, раздвижных дверей. Система включает в себя компрессор, холодильник, напорную магистраль, воздушные резервуары . Система отопления и вентиляции дизель-поезда - приточная. Моторный и прицепной вагоны имеют единую отопительно-вентиляционную систему. Естественная вентиляция осуществляется потолочными вытяжными дефлекторами , сходными по конструкции с дефлекторами типа ЦАГИ цельнометаллических пассажирских вагонов. Принудительная вентиляция осуществляется при помощи вентиляционной установки. Наружный воздух поступает в камеру смешения через заборные жалюзи, расположенные на боковой стенке моторного вагона, и подаётся в пассажирское помещение двумя вентиляторами. Подогрев воздуха осуществляется при помощи калорифера , к которому по системе трубопроводов подаётся нагретая вода системы охлаждения двигателей. При неработающем дизеле для подогрева воздуха используется котёл-подогреватель . Система пожаротушения включает в себя два пожарных резервуара, пеногенераторы, краны и резиновые рукава длиной до 12 м, что позволяет ликвидировать очаги возгорания как на поезде, так и на ближайших к нему объектах. Установка располагается в машинном отделении моторного вагона и приводится в действие сжатым воздухом . Система водоснабжения - самотечная, оборудована одним баком объёмом 350 л, располагающимся над потолком в туалете. Рядом с баком проходит канал тёплого воздуха, что предохраняет его от замерзания. Для питьевой воды предназначен отдельный бак объёмом 30 л .

    Изменения в конструкции

    Интерьер вагонов

    Кабина управления имеет три лобовых стекла и по одному боковому с каждой стороны. Пульт управления и кресло машиниста расположены с правой стороны кабины, кресло помощника машиниста - с левой стороны.

    На пульте управления машиниста были расположены контроллер машиниста , реверсивная рукоятка, тормозной кран, тахометры оборотов двигателей, дистанционный термометр, амперметр, вольтметр, электрический скоростемер , сигнальные лампы и другие приборы. На боковой панели справа от места машиниста располагались манометры давления масла в масляной системе дизеля, гидропередаче и манометры давления воздуха в резервуаре управления, главной и тормозной магистралях, тормозном цилиндре и уравнительном резервуаре. Выше боковой панели располагался щиток с указанием неисправностей.

    Контроллер машиниста типа KV6/VII имеет реверсивную рукоятку и главную с позициями О , А , В , 1 , 2 , 3 , 4 и 5 . В положении О все аппараты управления выключены, все цепи обесточены; в положении А осуществляются реверсирование, маневрирование, пуск дизеля; в положении В частота вращения коленчатого вала увеличивается с 530 до 830 об/мин, дизель работает на холостом ходу; на позициях 1 -5 включается режим тяги и последовательно увеличивается частота вращения вала дизеля. Реверсивная рукоятка имеет имеет пять положений: нулевое , Вперед , Вперед Fk , Назад , Назад Fk .

    Обслуживание дизель-поезда

    Экипировка

    Экипировкой дизель-поезда является комплекс работ по подготовке состава к выходу на маршрут следования. В зависимости от конкретного графика движения, экипировка дизель-поезда производится в оборотном или основном депо. В ходе экипировки дизель-поезд снабжают топливом, маслом, водой и песком, подготовленными в соответствии с ведомственными инструкциями. Для экипировки дизель-поездов используются типовые устройства тепловозного хозяйства за исключением пескораздаточных устройств, у которых следует удлинить пескозаправочные рукава. Время совмещённой экипировки дизель-поезда составляет 50-60 минут. Во время простоя поезда в депо, не реже одного раза в двое суток, состав обмывают снаружи, для чего могут использоваться стационарные вагономоечные установки или передвижные машины, не реже одного раза в сутки проводят влажную уборку пассажирских салонов .

    Техническое обслуживание и ремонт

    Техническим обслуживанием дизель-поезда является комплекс работ по поддержанию состава в состоянии технической исправности и готовности к работе. В соответствии с указанием ОАО «РЖД » № 622р от 6 апреля 2006 года и приказа УЗ № 030ЦЗ от 31 мая 2005 года, периодичность технического обслуживания дизель-поезда Д 1 устанавливалась: в объёме ТО-1 - при приёмке и сдаче поезда; в объёме ТО-2 - не более 48 часов; в объёме ТО-3 - не более 10 суток.

    Ремонт дизель-поезда включает комплекс работ по восстановлению исправности и работоспособности состава. В соответствии с теми же приказами, периодичность текущего ремонта дизель-поезда Д 1 устанавливалась: в объёме ТР-1 - 2 месяца; в объёме ТР-2 - каждые 75 000 км, но не более 7,5 месяцев; в объёме ТР-3 - каждые 150 000 км, но не более 15 месяцев. Текущий ремонт дизель-поездов производится в тепловозных депо. В депо ремонт осуществляется в одних цехах с тепловозами, при этом длина цеха для ТО-3 и ТР-1 должна быть достаточной для размещения состава без расцепки вагонов. В депо, производящих ремонт в объеме ТР-3, также предусматриваются участки для ремонта дизелей, передач и редукторов вспомогательных машин. Капитальный ремонт дизель-поездов выполняют на ремонтных заводах. Периодичность капитального ремонта устанавливалась: в объёме КР-1 - 600 000 км, но не более 5 лет; в объёме КР-2 - 1 200 000 км, но не более 10 лет . Капитальный ремонт дизель-поездов Д 1 проводили в том числе Великолукский локомотивовагоноремонтный , Жмеринский вагоноремонтный и Даугавпилсский локомотиворемонтный заводы .

    Работа по системе многих единиц

    Предусмотрена эксплуатация двух соединённых дизель-поездов по системе многих единиц с одного поста управления. Для возможности соединения двух поездов на лобовой части моторных вагонов размещены две 30-клеммные розетки и два кабеля межпоездного соединения со штепселями по концам. При сцеплении двух поездов штепсели вставляются в розетки, что обеспечивает сборку основных цепей всех моторных вагонов. В связи с имеющимися различиями в электрических схемах дизель-поездов разных выпусков, указанием Управления локомотивного хозяйства МПС № 266 ЦТ Теп от 22 октября 1969 года работа по системе многих единиц разрешается в зависимости от группы поезда. К первой группе отнесены поезда номерного диапазона 201-255, ко второй - № 256-355, к третьей - № 356-375, к четвёртой - поезда с номера 376. Поезда одной группы могут работать по системе двух единиц без ограничений. При сцеплении поезда третьей группы с поездами первой и второй групп разрешается езда только на пневматических тормозах. При сцеплении поездов первой и второй групп, а также поездов четвёртой группы с поездами остальных групп ограничение по тормозам отсутствует. При сцеплении поездов первой группы с поездами других групп нарушаются синхронизация компрессоров и работа песочниц на прицепленном дизель-поезде

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер плотности потока водяного пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 деци [д] = 1E-07 мега [М]

Исходная величина

Преобразованная величина

без приставки йотта зетта экса пета тера гига мега кило гекто дека деци санти милли микро нано пико фемто атто зепто йокто

Метрическая система и Международная система единиц (СИ)

Введение

В этой статье мы поговорим о метрической системе и ее истории. Мы увидим как и почему она начиналась и как постепенно превратилась в то, что мы имеем сегодня. Мы также рассмотрим систему СИ, которая была разработана на основе метрической системы мер.

Для наших предков, которые жили в полном опасностей мире, возможность измерять различные величины в естественной среде обитания позволяла приблизиться к пониманию сущности явлений природы, познанию окружающей их среды и получению возможности хоть как-то влиять на то, что их окружало. Именно поэтому люди старались изобретать и улучшать различные системы измерений. На заре развития человечества иметь систему измерений было не менее важно, чем сейчас. Выполнять различные измерения необходимо было при постройке жилья, шитье одежды разных размеров, приготовлении пищи и, конечно, без измерения не могли обойтись торговля и обмен! Многие считают, что создание и принятие Международной системы единиц СИ является самым серьезным достижением не только науки и техники, но и вообще развития человечества.

Ранние системы измерений

В ранних системах мер и системах счисления люди использовали для измерения и сравнения традиционные объекты. Например, считается, что десятичная система появилась в связи с тем, что у нас по десять пальцев на руках и ногах. Наши руки всегда с нами - поэтому с древних времен люди использовали (да и сейчас используют) пальцы для счета. И все же мы не всегда использовали для счета систему с основанием 10, да и метрическая система является относительно новым изобретением. В каждом регионе появлялись свои системы единиц и, хотя у этих систем есть много общего, большинство систем все же настолько разные, что перевод единиц измерения из одной системы в другую всегда был проблемой. Эта проблема становилась все более серьезной по мере развития торговли между разными народами.

Точность первых систем мер и весов напрямую зависела от размеров предметов, которые окружали людей, разрабатывавших эти системы. Понятно, что измерения были неточными, так как «измерительные устройства» не имели точных размеров. Например, в качестве меры длины обычно использовались части тела; масса и объем измерялись с помощью объема и массы семян и других небольших предметов, размеры которых были более-менее одинаковы. Ниже мы подробнее рассмотрим такие единицы.

Меры длины

В Древнем Египте длина вначале измерялась просто локтями , а позже царскими локтями. Длина локтя определялась как отрезок от локтевого изгиба до конца вытянутого среднего пальца. Таким образом, царский локоть определялся как локоть царствующего фараона. Был создан образцовый локоть, который был доступен широкой публике, чтобы все могли изготовлять свои меры длины. Это, конечно, была произвольная единица, которая изменялась, когда новая царствующая особа занимала престол. В Древнем Вавилоне использовалась похожая система, но с небольшими отличиями.

Локоть делили на более мелкие единицы: ладонь , рука , зерец (фут), and теб (палец), которые были представлены соответственно шириной ладони, руки (с большим пальцем), ступни и пальца. В это же время решили договориться о том, сколько пальцев в ладони (4), в руке (5) и локте (28 в Египте и 30 в Вавилоне). Это было удобнее и точнее, чем каждый раз измерять соотношения.

Меры массы и веса

Меры веса также основывались на параметрах различных предметов. В качестве мер веса выступали семена, зерна, бобы и аналогичные предметы. Классическим примером единицы массы, которая используется до сих пор, является карат . Сейчас каратами измеряют массу драгоценных камней и жемчуга, а когда-то в качестве карата определили вес семян рожкового дерева, иначе называемого кэроб. Дерево культивируется в Средиземноморье, а семена его отличаются постоянством массы, поэтому их удобно было использовать в качестве меры веса и массы. В разных местах в качестве мелких единиц веса использовались разные семена, а бóльшие единицы обычно были кратны более мелким единицам. Археологи часто находят подобные большие меры веса, обычно изготовленные из камня. Они состояли из 60, 100 и иного количества мелких единиц. Поскольку единый стандарт по количеству мелких единиц, а также по их весу отсутствовал, это приводило к конфликтам, когда встречались продавцы и покупатели, которые жили в разных местах.

Меры объема

Первоначально объем также измеряли с помощью небольших предметов. Например, объем горшка или кувшина определяли, наполняя него доверху небольшими предметами относительно стандартного объема - вроде семян. Однако отсутствие стандартизации приводило к тем же проблемам при измерении объема, что и при измерении массы.

Эволюция различных систем мер

Древнегреческая система мер была основана на древнеегипетской и вавилонской, а римляне создавали свою систему на основе древнегреческой. Затем огнем и мечом и, конечно, в результате торговли эти системы распространялись по всей Европе. Следует отметить, что здесь мы говорим только о самых распространенных системах. А ведь было множество других систем мер и весов, потому что обмен и торговля были необходимы абсолютно всем. Если же в данной местности отсутствовала письменность или не было принято записывать результаты обмена, то мы можем только догадываться о том, как эти люди измеряли объем и вес.

Существует множество региональных вариантов систем мер и вес. Связано это с их независимым развитием и влиянием на них других систем в результате торговли и завоевания. Различные системы были не только в разных странах, но часто и в пределах одной страны, где в каждом торговом городе они были свои, потому что местные правители не желали унификации, чтобы сохранить свою власть. По мере развития путешествий, торговли, промышленности и науки многие страны стремились к унификации систем мер и весов, по крайней мере, на территориях своих стран.

Уже в XIII в., а возможно и ранее, ученые и философы обсуждали создание единой системы измерений. Однако только в после Французской революции и последующей колонизации различных регионов мира Францией и другими европейскими странами, в которых уже были свои системы мер и весов, была разработана новая система, принятая в большинстве стран мира. Этой новой системой была десятичная метрическая система . Она была основана на основании 10, то есть для любой физической величины в ней существовала одна основная единица, а все остальные единицы можно было образовывать стандартным образом с помощью десятичных приставок. Каждую такую дробную или кратную единицу можно было разделить на десять меньших единиц, а эти меньшие единицы, в свою очередь, можно было разделить на 10 еще меньших единиц и так далее.

Как мы знаем, большинство ранних систем измерения не было основано на основании 10. Удобство системы с основанием 10 заключается в том, что такое же основание имеет привычная нам система счисления, что позволяет быстро и удобно по простым и привычным правилам осуществлять перевод из меньших единиц в большие и наоборот. Многие ученые считают, что выбор десяти в качестве основания системы счисления произволен и связан только с тем, что у нас десять пальцев и если бы у нас было иное количество пальцев, то мы бы наверняка пользовались другой системой счисления.

Метрическая система

На заре развития метрической системы в качестве мер длины и веса использовались изготовленные человеком прототипы, как и в предыдущих системах. Метрическая система прошла эволюцию от системы, основанной на вещественных эталонах и зависимости от их точности к системе, основанной на естественных явлениях и фундаментальных физических постоянных. Например, единица времени секунда была определена вначале как часть тропического 1900 года. Недостатком такого определения была невозможность экспериментальной проверки этой константы в последующие годы. Поэтому секунду переопределили как определенное число периодов излучения, соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния радиоактивного атома цезия-133, находящегося в покое при 0 K. Единица расстояния, метр, была связана с длиной волны линии спектра излучения изотопа криптона-86, однако позже метр был переопределен как расстояние, которое проходит свет в вакууме за промежуток времени, равный 1/299 792 458 секунды.

На основе метрической системы была создана Международная система единиц (СИ). Следует отметить, что традиционно метрическая система включает единицы массы, длины и времени, однако в системе СИ количество базовых единиц расширено до семи. Мы обсудим их ниже.

Международная система единиц (СИ)

Международная система единиц (СИ) имеет семь основных единиц для измерения основных величин (массы, времени, длины, силы света, количества вещества, силы электрического тока, термодинамической температуры). Это килограмм (кг) для измерения массы, секунда (с) для измерения времени, метр (м) для измерения расстояния, кандела (кд) для измерения силы света, моль (сокращение моль) для измерения количества вещества, ампер (A) для измерения силы электрического тока, and кельвин (K) для измерения температуры.

В настоящее время только килограмм все еще имеет изготовленный человеком эталон, в то время как остальные единицы основаны на универсальных физических постоянных или на естественных явлениях. Это удобно, потому что физические постоянные или естественные явления, на которых основаны единицы измерения, легко проверить в любое время; к тому же нет опасности утраты или повреждения эталонов. Также нет необходимости в создании копий эталонов, чтобы обеспечить их доступность в разных точках планеты. Это позволяет избавиться от ошибок, связанных с точностью изготовления копий физических объектов, и, таким образом, обеспечивает бóльшую точность.

Десятичные приставки

Для формирования кратных и дольных единиц, отличающихся от базовых единиц системы СИ в определенное целое число раз, являющееся степенью десяти, в ней используются приставки, присоединяемые к названию базовой единицы. Ниже приводится список всех используемых в настоящее время приставок и десятичные множители, которые они обозначают:

Приставка Символ Численное значение; запятыми здесь разделяются группы разрядов, а десятичный разделитель - точка. Экспоненциальная запись
йотта Й 1 000 000 000 000 000 000 000 000 10 24
зетта З 1 000 000 000 000 000 000 000 10 21
экса Э 1 000 000 000 000 000 000 10 18
пета П 1 000 000 000 000 000 10 15
тера Т 1 000 000 000 000 10 12
гига Г 1 000 000 000 10 9
мега М 1 000 000 10 6
кило к 1 000 10 3
гекто г 100 10 2
дека да 10 10 1
без приставки 1 10 0
деци д 0,1 10 -1
санти с 0,01 10 -2
милли м 0,001 10 -3
микро мк 0,000001 10 -6
нано н 0,000000001 10 -9
пико п 0,000000000001 10 -12
фемто ф 0,000000000000001 10 -15
атто а 0,000000000000000001 10 -18
зепто з 0,000000000000000000001 10 -21
йокто и 0,000000000000000000000001 10 -24

Например, 5 гигаметров равно 5 000 000 000 метров, в то время как 3 микроканделы равны 0,000003 канделы. Интересно отметить, что, несмотря на наличие приставки в единице килограмм, она является базовой единицей СИ. Поэтому указанные выше приставки применяются с граммом, как будто он является базовой единицей.

На момент написания этой статьи остались только три страны, которые не приняли систему СИ: США, Либерия и Мьянма. В Канаде и Великобритании традиционные единицы все еще широко используются, несмотря на то, что система СИ в этих странах является официальной системой единиц. Достаточно зайти в магазин и увидеть ценники за фунт товара (так ведь дешевле получается!), или попытаться купить стройматериалы, измеряемые в метрах и килограммах. Не выйдет! Не говоря уже об упаковке товаров, где все подписано в граммах, килограммах и литрах, но не в целых, а переведенных из фунтов, унций, пинт и кварт. Место для молока в холодильниках тоже рассчитывается на полгаллона или галлон, а не на литровую молочную упаковку.

Вы затрудняетесь в переводе единицы измерения с одного языка на другой? Коллеги готовы вам помочь. Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

Расчеты для перевода единиц в конвертере «Конвертер десятичных приставок » выполняются с помощью функций unitconversion.org .